Конституционные гарантии основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации icon

Конституционные гарантии основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации



НазваниеКонституционные гарантии основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
Дата конвертации27.07.2012
Размер362,16 Kb.
ТипРеферат
Конституционные гарантии основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации


МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ КУРСОВАЯ РАБОТА по предмету: Конституционное право России на тему “Конституционные гарантии основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации ”. Студента 2 курса 1группы заочного отделения "целевой подготовки" Горшкова Николая. Москва, 1998 год П л а н1. Введение. Конституция - как средство реализации основных прав и свобод человека и гражданина.1. Основная часть. Понятие конституционных прав и свобод. Классификация основных прав и свобод по Конституции Российской Федерации 1993г: а) личные; б) политические; в) социальные, экономические, культурные.2. Понятие юридических гарантий: их виды и место в системе общих гарантий прав и свобод человека и гражданина.3. Закрепление юридических гарантий прав и свобод человека и гражданина Конституцией РФ.4. Юридические гарантии в механизме реализации основных прав и свобод.5. Заключение.1. В различные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясьполитико-правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либофилософское звучаниев зависимости от социальной позиции находившихся у власти классов. Важнейшим шагом в развитии прав человека явились буржуазно-демократические революции XVII-XVIII в.в., которые выдвинули не толькоширокий набор прав человека, но и принцип формального равенства, ставшийосновой универсальности прав человека, придавший им подлиннодемократический характер. Дальнейшим этапом углубления и развития каталога прав человека сталавторая половина XX в. После Второй мировой войны, сопровождавшейся грубымимассовыми нарушениями прав человека, они вышли за пределывнутригосударственной проблемы и стали предметом постоянного вниманиямеждународного сообщества. Признание Всеобщей декларации прав человека, Европейскойконвенции о защите прав человека и основных свобод Международного пакта огражданских и политических правах, Международного пакта об экономических,социальных и культурных правах, Конвенции о предупреждении преступленийгеноцида и наказания за него, Международной конвенции о ликвидации всехформ расовой дискриминации и ряда других важнейших международно-правовыхактов явилось неоценимым вкладом в развитие цивилизации и культурыXX в. Что же касается конституций, то они, подстраиваясь под определенныйэтап жизни общества, постоянно дополнялись правами и свободами человека,но, при этом обеспечивали полноправную жизнь не всему обществу в целом, алишь некоторой части общества, являющейся “правящей верхушкой” такогообщества. Значение Конституции определяется тем, что нормы, установленные в ней,должны выступать как форма воплощения государственной воли народа, то есть те задачи, которые ставит перед собой общество, указываются принципыего организации и жизнедеятельности. Конституция закрепляет наиболее важные и социально значимые дляотдельного человека, общества и государства права и свободы. Для человекаони являются необходимыми условиями обеспечения его достоинства и чести,присущей человеческой личности; естественного права на участие в решениивопросов устройства и управления тем обществом, членом которого онявляется; социальных и экономических условий, необходимых ему дляудовлетворения жизненно важных для него материальных и духовныхпотребностей. Поэтому основные фундаментальные права, зафиксированные вконституции государства и важнейших международно-правовых актах, являютсяправовой базой для производных, но не менее важных прав.2. В Конституции РФ проводится разграничение основных прав и свободна права и свободы человека и гражданина. Права гражданина охватывают сферуотношений индивида с государством, в которой он рассчитывает не только наограждение своих прав от незаконного вмешательства, но и на активноесодействие государства в их реализации. Статус гражданина вытекает изособой правовой его связи с государством - института гражданства (ст.6Конституции РФ). Там, где речь идет о правах человека, используютсяформулировки “каждый имеет право”, “каждому гарантируется” и т.д., чтоподчеркивает признание прав и свобод за любым человеком, находящимся натерритории России, независимо от того, является ли он гражданином РФ,иностранцем или лицом без гражданства. Конституционные права и свободы являются главным элементомконституционного правоотношения, в котором участвует государство игражданин. Для гражданина смысл такого правоотношения состоит в получениизащиты своих прав, а для государства - в обязанности предоставить этузащиту. Основные права и свободы не только признаются государством, но изащищаются им, так как значимость конституционно закрепленных праввыражается в том, что именно их реализация обеспечивает объявлениегосударства как демократического и правового. В каком бы государстве нинаходился человек - он является свободной личностью, которая находится подзащитой мирового сообщества, собственного государства, гражданином которогоона является, а также государства в котором она находится. Это состояниесвободы не даруется государством, (такое положение имело место в прежнейконституции), а принадлежат ему от рождения (ст.17 ч.2 Конституции РФ). Часть 1 ст.1 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерациюдемократическим правовым государством с республиканской формой правления.Смысл правового государства раскрывается через ст.2 Конституции: “Человек,его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение изащита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства”.Поэтому основные права и свободы не только признаются государством, но изащищаются им, как необходимое условие его существования. Конституционным правам и свободам свойственны признаки, которые лежатв основе других прав, закрепляемых иными отраслями права. Все права исвободы граждан в той илииной сфере жизни производны от основных прав и свобод, закрепленныхнепосредственно в Конституции. Отличие конституционных прав и свободзаключается в неотделимости их от личности. Человек (гражданин) не вправеотказаться или передать другому лицу такие права. Конституционные права и свободы составляют ядро правового статусаличности и лежат в основе всех других прав , закрепляемых иными отраслямиправа. Конституция лишь устанавливает принципы, на которых должно строитьсятекущее законодательство. Только конституционные права и свободы обладаютнеперфонифицированностью, поскольку имеют своим адресатом не конкретногочеловека, а распространяются на всех., отраслевое законодательствообращается преимущественно к определенным данной отраслью лицам(собственники имущества, покупатели, истцы и ответчики и т.д.). Характерной особенностью конституционных прав и свобод также являетсяи то, что они равны и едины для всех без исключения. Так возникновениеосновных прав и свобод граждан связано с принадлежностью к гражданствуРоссийской Федерации, в связи, с чем не приобретаются и не отчуждаются поволеизъявлению гражданина и могут быть утрачены только вместе с утратойгражданства. В заключение сравнения можно добавить, что конституционные права исвободы закрепляются в правовом акте государства, имеющем высшуююридическую силу. Итак, конституционные права и свободы человека и гражданина -неотъемлемые наиболее важные права и свободы, принадлежащие ему от рождения(в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством,составляющие ядро правового статуса личности и получающие высшуююридическую силу. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свободне должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прави свобод человека и гражданина. Ранее декларировалось беспредельноеобладание всей полнотой социально-экономических, политических и личных прави свобод в Конституции Российской Федерации предусматривается возможностьограничения прав и свобод человека, которое может быть применено в целяхзащиты конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав иинтересов других граждан (статья 17 ч.3 Конституции РФ). Основные фундаментальные права и вытекающие из них иные права исвободы обеспечивают различные сферы жизни человека: личную, политическую,социальную, экономическую, культурную. В соответствии с этим традиционноконституционные права и свободы принято классифицировать на три группы: 1)личные, 2) политические, и 3) социальные, культурные, экономические. Все права и свободы неотделимы друг от друга и взаимосвязаны, поэтомутакое разделение носит чисто условный характер. Личные права и свободы связаны непосредственно с личностью, неувязываются с принадлежностью к гражданству и не вытекают из него. Личныеправа и свободы неотчуждаемы и принадлежат человеку от рождения (ст.17ч.2). Такие права и свободы, которые необходимы для обеспечения охраныжизни, свободы, достоинства, и другие естественные права, связанные с егоиндивидуальной, частной жизнью. Личные права включают: право на жизнь, право на свободу и личнуюнеприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, жилища, свободноепередвижение и выбор места жительства, свободу совести, свободу мысли ислова, на судебную защиту своих прав, на юридическую защиту, напроцессуальные гарантии в случае привлечения к суду и т.д. В статье 20 Основного Закона провозглашено право на жизнь, введеноправило, согласно которому никто не может быть произвольно лишен жизни.Зафиксировано положение о стремлении государства к полной отмене смертнойказни, которая впредь может применяться только в качестве исключительноймеры наказания за особо тяжкие преступления против личности. Право на жизньсовмещает в себе действия по созданию и поддержанию безопасных социальной иприродной среды обитания, условий жизни (напр., политика государства,обеспечивающая отказ от войны, военных способов разрешения социальных инациональных конфликтов, целенаправленная борьба с преступлениями противличности, незаконным хранением и распространением оружия и т.п.). К сфере личных прав человека относится право на охрану государствомдостоинства личности. Ничто не может быть основанием для его умаления(ст.20 Конституции РФ). Достоинство превращает человека из объектавоздействия в активного субъекта правового государства, поэтому цельюгосударства является обеспечение охраны человеческого достоинства. Этаконституционная норма является правовой обязанностью должностных лиц и всехработников государственных структур, но, к сожалению, этот принцип внастоящее время практически не работает. Право на свободу включает в себя возможность совершать любыеправомерные действия (т.е. не противоречащие закону). Неприкосновенностьличности, как личная свобода, заключается в том, что никто не вправенасильственно ограничивать свободу человека распоряжаться в рамках законасвоими действиями и поступками, пользоваться свободой передвижения. ВКонституции Российской Федерации право на свободу и личнуюнеприкосновенность дополнено существенной гарантией, запрещающей подвергатьчеловека пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческоедостоинство обращению или наказанию, а также без его согласия подвергатьмедицинским, научным и иным опытам (на эту норму, закрепленную вКонституции РФ повлияли международные нормы, регулирующие обеспечение прави свобод личности). Введены гарантии от неосновательного ареста, заключенияпод стражей. Согласно ст.22 ч.2 Конституции РФ такое ограничение свободывозможно только в связи с решением суда, до судебного решения лицоподвергается на срок не более 48 часов. Ограничение в правах (согласно ст.55 ч.3 Конституции РФ) являетсяследствием федерального закона, предусматривающего данный принцип, и тольков той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционногостроя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц,обеспечения обороны страны и безопасности государства. Статья 23 ч.1 Конституции Российской Федерации гласит: “Каждый имеетправо на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защитучести и доброго имени”. Частной жизнью можно назвать те стороны жизниличности, которые он в силу своей свободы не желает делать достояниемдругих. Впервые в Конституции закреплено право человека на защиту чести идоброго имени, при этом, если честь и доброе имя человека подверглосьунижению или оскорблению, то в законодательстве определен порядок судебнойзащиты, включающий право на возмещение морального вреда. Понятиенеприкосновенности частной жизни включает в себя право на тайну переписки,телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, если,конечно, ограничение таких прав не предусмотрено судебным решением, чтопризвано исключить произвол и злоупотребления должностных лиц правозащитныхорганов. Вышеуказанные постулаты изложены в обновленной редакции посравнению с предыдущими конституциями. В настоящей Конституции указана гарантия реализация данных прав, очем свидетельствует ст.24 п.1 - сбор, хранение, использование ираспространение информации о частной жизни лица без его согласия недопускаются. Каждому должна быть предоставлена возможность ознакомления сматериалами и документами, непосредственно затрагивающими его права исвободы, если иное не предусмотрено законом. Такое исключение(предусмотренное законом, но не ведомственными инструкциями) возможно,когда речь идет, к примеру, о государственной тайне. Единственная форма, не претерпевшая смысловых и редакционных изменений- статья о праве на жилище и гарантии его реализации, в которой указано,что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающего в нем лиц,за исключением случаев предусмотренных федеральным законом или на основаниисудебного решения (ст.25). Правом на охрану жилища обладают лица,являющиеся его собственниками, законными арендаторами или проживающие подоговору найма. Причем жилищем признается и место временного пребываниячеловека, тогда, если в жилище вселяются люди, имеющие на то право, то ихдействия не являются нарушением неприкосновенности, в том числе не требуютсогласия остальных проживающих. Комплекс прав, связанных с национальной принадлежностью, отражаетспецифику многонациональной России. Согласно ст.26 настоящей Конституции“каждый вправе определять свою национальную принадлежность”. Дополнительнойправовой гарантией равноправия независимо от национальности являетсяконституционная норма о том, что “никто не может быть принужден копределению и указанию своей национальной принадлежности”. Раньше имеломесто обязательное указание своей национальности в определенных документах,что являлось основанием дискриминации. Сейчас практически не допускаетсяпостановка вопроса о национальной принадлежности. В Конституции нашло отражение положение, предусмотренноемеждународными правовыми нормами, о свободе передвижения, выбора местажительства и пребывания. Статья 27 Конституции РФ указывает на то, чтотаким правом обладает каждый, законно находящийся на территории РоссийскойФедерации. Однако реализации права на выбор места жительства сопутствуетопределенный порядок - регистрация в течение 7 дней в органах внутреннихдел гражданина, прибывшего на новое место жительства. Большое значениеимеет закрепление в Конституции права каждого свободно выезжать за пределыРоссийской Федерации и беспрепятственно возвращаться, имеющий такжеопределенный порядок регистрации. Свобода совести и вероисповедания заключаются в свободе принятия илинепринятия религиозных верований, исповедовать индивидуально, а такжесовместно с другими лицами любую религию или не исповедовать никакой (ст.28 Конституции РФ). Никакая религия не может устанавливаться в качествегосударственной или обязательной. В Российской Конституции воспроизведено установление, содержащееся вст.19 Всеобщей декларации прав человека, о праве граждан искать, получать исвободно распространять информацию. Им дополнена статья, закрепляющая правограждан на свободу мысли, слова, а также на беспрепятственное выражениемнений и убеждений (ст.29 Конституции РФ). Конституция, признавая такиесвободы, устанавливает, что никто не может быть принужден к выражению своихмнений и убеждений и отказу от них. Поскольку, в условиях тоталитарногорежима, не допускалось инакомыслие, такие права и свободы были ущемлены. В настоящее время ограничение свободы слова применяется для охраныгосударственной безопасности, общественного порядка, здоровья инравственности населения, не допускаются пропаганда или агитация,возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть ивражду. Положения о правах граждан на свободу мысли можно отнести как кличным, так и к политическим правам. Под политическими правами и свободами подразумевают права,затрагивающие непосредственно политические интересы человека. Политическиеправа выражают возможности индивида на участие в политической жизни иосуществление государственной власти. К данной категории прав относятся:право на свободу мысли, право беспрепятственно придерживаться своих мнений,право на свободу искать, получать и распространять информацию, право намирные собрания, право на свободу ассоциаций, право на участие в ведениигосударственных дел, как непосредственно, так и через своих представителей,право избирать и быть избранными и др. В отличие от личных прав, принадлежащих каждому человеку, политическиеправа принадлежат только гражданам государства. Однако все политическиеправа и свободы (и человека, и гражданина) пользуются равной судебнойзащитой государства. В Конституции 1993 года закреплено положение, из которого вытекает,что единственным источником власти и носителем суверенитета в РоссийскойФедерации является народ. Это важнейшая основа конституционного строя,реализующаяся только через политические права каждого гражданина, которые вполной мере наступают по достижении гражданином 18 лет. Переходя непосредственно к определению круга политических прав исвобод необходимо отметить статью 29 Конституции РФ (свобода мысли ислова), связанную как с личной, так и политической стороной жизни общества,поскольку в правовом демократическом государстве должны преобладатьразличные взгляды и убеждения. Эти принципы закрепляются конституционно иобозначают, что человек вправе передавать, распространять и производитьинформацию любым законным способом. Злоупотребления свободой передачиинформации могут нанести вред обществу, дестабилизации обстановки, инарушению общественного согласия. Согласно ст.30 Конституции РФ “Каждый имеет право на объединение...”,т.е. создание разного рода (не государственных) общественных объединенийсовместно с другими лицами, а также входить и беспрепятственно выходить изних. Такими объединениями являются - добровольные, самоуправляемые,некоммерческие формирования, созданные по инициативе граждан в целяхудовлетворения их (духовных, материальных) потребностей. Цель объединениясостоит в том, что оно следует удовлетворению интересов личности, входящейв такое объединение. Для создания общественного объединения требуетсяинициатива не менее трех физических лиц (за исключением политическихпартий и профсоюзов). Статья 30 Конституции РФ фиксирует гарантию свободыдеятельности общественных объединений. Для осуществления уставных задачобъединения граждане вправе проводить собрания, демонстрации и митинги,шествия и пикетирование, - как выражение социальной и политическойактивности граждан - при условии, что эти движения будут проводиться мирно,без оружия (ст.31 Конституции РФ). Эти мероприятия требуют санкционированиявластей в отношении их проведения. Среди объединений следует выделить, прежде всего, политические партии,созданные на основе политических интересов граждан. Целью созданияполитических партий является их политическая деятельность, участие визбирательных кампаниях, вовлечение непосредственно в решениигосударственных проблем. Главной из основных функций партий является информационная; с помощьюполитических партий до государственных органов доходит информация опроблемах общества. Гражданин может состоять в партии, а также бытьбеспартийным, что не запрещает законодательство. Политические права граждан могут быть выражены как непосредственно(референдум, всенародное голосование), так и через своих представителей(ст.32 п.1 Конституции РФ). “Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избраннымив органы государственной власти и органы местного самоуправления, а такжеучаствовать в референдуме” (ст.32 п.2). Право избирать предоставляетсягражданам с 18 лет, в силу которого он может выдвигать кандидатов на те илииные посты в соответствии с действующим законодательством. Лишаются правоизбрания лица недееспособные и осужденные к лишению свободы по приговорусуда, но не ограничиваются в избирательных правах лица, находящиеся подстражей, пока не будет вынесен и не вступит в силу обвинительный приговорсуда. Избирательное право подразделяется на активное и пассивное. Активнымсчитается право избирать, как указывалось выше возраст гражданина,обладающего таким правом должен быть 18 лет и старше. Пассивным являетсяправо быть избранным в орган государственной власти или орган местногосамоуправления. Это право реализуется небольшой частью населения, хотя ипринадлежит всем. Пассивное избирательное право наступает в разныхвозрастах - в зависимости от характера того или иного органагосударственной власти или органа местного самоуправления. Так, дляизбрания на пост Президента РФ необходимо достичь 35 лет, а для избрания вдепутаты Государственной Думы - 21 года. Необходимо отметить, как активное, так и пассивное избирательное правореализуется гражданами абсолютно добровольно. Избирательное право в Российской Федерации является всеобщим, равным ипрямым, при тайном голосовании. Статья 32 п. 4 устанавливает, что “Граждане Российской Федерации имеютравный доступ к государственной службе”. Равный доступ предполагает правограждан на занятие любой государственной должности без всякойдискриминации. Следующий пункт заключает право гражданина на участие вотправление правосудия, основанный на праве граждан занимать должностьсудьи, быть присяжным заседателем, народным заседателем. Конституционно закреплено право граждан обращаться лично, а такженаправлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органыи органы местного самоуправления. Обращения граждан имеют значение какспособ укрепления связей государственного аппарата с населением, источникинформации, который необходим для решения вопросов общественной жизни. Конституция 1993 года, помимо личных и политических конституционныхправ регламентирует социальные, экономические и культурные права,образующие заключительную категорию конституционных прав и свобод. Социальные и экономические права призваны обеспечить человекудостойный жизненный уровень, право на труд и свободный выбор работы, правона равную оплату за равный труд, право на социальное обеспечение, право назащиту материнства и детства, право на образование. К этой категории также относят и культурные права, гарантирующиедоступ человека к благам культуры, свободу художественного, научного,технического творчества, его участие в культурной жизни и пользованииучреждениями культуры. Этот вид прав позволяет реализовать культурныепотребности человека, обеспечить рост уровня его культуры, без которойчеловек не может полноценно осуществить свои личные и политические права. Преобразования, происходящие в экономической жизни, потребоваливнесения корректив в соответствующие статьи Основного Закона. Как основу рыночных отношений, Конституция закрепляет право на ведениепредпринимательской деятельности, для которой человек использует своиспособности и свое имущество. С целью обеспечения правомерных,цивилизованных условий становления и развития рыночных отношенийКонституция Российской Федерации устанавливает запрет на экономическуюдеятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.Право на экономическую деятельность включает ряд конкретных прав,обеспечивающих возможность начинать и вести предпринимательскуюдеятельность. При этом субъект экономического права может создаватьпредприятия под свой риск и ответственность, свободно вступать в договорыс другими предпринимателями, приобретать и распоряжаться собственностью. Важнейшим институтом социально-экономических отношений является,закрепленное в Конституции РФ право частной собственности, непременноеусловие демократической рыночной экономики. Собственность - это основаподлинной независимости человека и его уверенности в завтрашнем дне.Государство приняло на себя обязанность защищать частную собственность,обеспечивать ее неприкосновенность. Право частной собственностирегулируется многими отраслями российского права. Конституция РФ гарантирует защиту права собственности. В частности вп.3 статьи 35 подразумевается, что государственные органы не вправе,ссылаясь на любую целесообразность и даже на закон, лишать человекаимущества против его воли. Соглашение между государством и собственникомможет быть достигнуто при условии равноценного и предварительноговозмещения. Гарантией права частной собственности является также правонаследования собственности. Положения, регулирующие право наследованиязакрепляются в Гражданском Кодексе Российской Федерации, где определяютсявсе тонкости перехода собственности по завещанию собственника к наследнику. Конституция РФ устанавливает, что владение, пользование и распоряжениеземлей и другими природными ресурсами осуществляется их собственникамисвободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав изаконных интересов граждан. Свобода в действиях собственника земли весьмаотносительна, поскольку п.3 ст.36 определяет условия и порядок пользованияземлей. В условиях рыночной экономики претерпело изменения право человека натруд. Это право изложено в новой редакции, закреплено право на защиту отбезработицы и установлен запрет принудительного труда. Трудовые права исвободы защищают человека от произвола работодателей, дают ему возможностьотстаивать свое достоинство и интересы. Конституционная трактовка содержания прав в сфере труда полностьюсоответствует положениям об этом в Международном пакте об экономических,социальных и культурных правах. Конституционно закреплены нормы, согласно которым человек долженработать в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, авознаграждение за труд выплачивалось без какой бы то ни было дискриминациии не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплатытруда. Если такие требования нарушены в результате действий работодателя иработнику на производстве причинен вред, то работодатель несетматериальную, а в некоторых случаях уголовную ответственность. Согласно п.3 ст.37 признается право на индивидуальные и коллективныеспоры с использованием установленных федеральным законом способов ихразрешения, включая право на забастовку. Разрешение такие споровпредусмотрено Федеральным законом о порядке разрешения коллективныхтрудовых споров от 23 ноября 1995 г. Любая система разрешения споровпредусматривает возможность недовольной стороны обратить в суд. С трудовыми правами неразрывно связано право на отдых, именно поэтомуоно также закрепляется в ст.37. Любой человек должен рациональноиспользовать время своего отдыха. Функции государства в этой сферезаключаются в установлении продолжительности рабочего времени, выходных ипраздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска. С признанием права на труд государство обязано создавать условия,которые способствовали бы экономическому развитию общества, наиболее полнойзанятости населения. Для этого оно гарантирует бесплатность среднегопрофессионального образования в государственных и муниципальных учрежденияхи на предприятиях, что является необходимой предпосылкой для подготовки ктрудовой деятельности. Вместо закрепляемого ранее принципа бесплатностивсех видов образования предусматривается общедоступность и бесплатностьобразования в пределах государственного стандарта. Сохраняется право наполучение высшего образования в государственных учебных заведениях наконкурсной основе. Что касается негосударственных вузов, то гражданинвправе поступить в частное, т.е. платное высшее учебное заведение безвсяких ограничений со стороны закона. Государство гарантирует бесплатное иобщедоступное получение дошкольного, основного общего и среднегопрофессионального образования (ст.43 п.2). Родители (или лица ихзаменяющие) должны способствовать получению детьми основного общегообразования. Конституция определяет и взаимные права родителей и детей. Правародителей заключаются в заботе о детях и их воспитания. Трудоспособныедети, достигшие восемнадцатилетнего возраста, обязаны заботиться онетрудоспособных родителях. Государство защищает семейные права граждан, ипрежде всего - определенные права матери и ребенка. Оно развивает охрануздоровья матери и ребенка, предусматривает социальное обеспечение и охранутруда рабочих матерей. Существуют также отпуска и пособия, связанные сбеременностью и родами, перечень которых установлен в трудовомзаконодательстве. К числу социально-экономических прав относится право на социальноеобеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца,для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст.39Конституции РФ). Содержанием данного права является, прежде всего, вгарантированность получения государственных пенсий и социальных пособий,устанавливаемых законом. Все формы социального обеспечения строятся назакреплении субъективных прав граждан на получение пенсий и пособий приналичии соответствующих оснований. Каждый заранее должен знать, каковыоснования и условия обеспечения. Конституционно закрепляется право человека на жилище,которое включаетв себя защиту жилища, в соответствии с которым никто не может бытьпроизвольно лишен жилища по каким-либо соображениям. Однако строительство жилых помещений должно осуществляться не толькогосударством, но и индивидуально самими гражданами и создаваемыми имикооперативами. Поощряется кооперативное и индивидуальное жилищноестроительство, развита широкая система ссуд на это, не облагаемых налогами. Следующим звеном в системе социально-экономических прав является правона охрану здоровья и медицинскую помощь. Оно предполагает бесплатностьмедицинской помощи в государственных и муниципальных учрежденияхздравоохранения. Медицинская помощь финансируется за счет средствсоответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений. Конституция указывает (ч.2 ст.41) на обязанность государствафинансировать федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения,необходимость принятия мер по развитию государственной, муниципальной ичастной систем здравоохранения. Учитывая практику прошлых лет, Конституция 1993 г. особо оговаривает,что за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни издоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии сфедеральным законом. Это является важной гарантией защиты здоровьячеловека, поскольку распространение заведомо недостоверных или ложныхсведений о состоянии окружающей среды, эпидемиях, катастрофах и т.д. можетпривести к ужасному результату (например, авария на Чернобыльской АЭС). Дополняя вышеуказанное право, Конституция Российской Федерациизакрепляет право на благоприятную окружающую среду, право на достовернуюинформацию о состоянии и возмещение ущерба, причиненного здоровью иимуществу в результате экологического правонарушения (ст.42). В государстве действует программа, которая предусматривает помощьлицам, пострадавшим от экологического правонарушения (пр., приЧернобыльской аварии). Граждане могут обращаться с требованиями,восстанавливающими это право, что является основанием предупредительноговоздействия на предприятия и организации, нарушающие экологическоезаконодательство. В указании перечня конституционных прав и свобод предполагаетсякритерий социально-экономических прав, который выделяет культурные правачеловека. К культурным правам можно отнести права, необходимые человеку дляразвития уровня его культуры, без которой человек не может полноценносуществовать. Конституционно закреплены принципы, гарантирующие свободулитературного, художественного, научного, технического и других видовтворчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользованиедостижениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Согласно закону, каждый может заниматься творческой деятельностью; игосударственные органы и органы местного самоуправления не вправевмешиваться в творческую жизнь человека, что имело место в годытоталитарного режима. Государство гарантирует авторам охрану интеллектуальной собственности,устанавливая порядок применения ответственности для лиц, нарушивших данноеправо. Так, присвоение некоторых видов авторства влекут за собой уголовнуюответственность. 3. В правовом положении личности все составляющие ее элементы нетолько тесно связаны между собой, взаимно дополняют друг друга ,но вместе стем каждый из них имеет свое назначение, выполняет определенную функцию.Это в полной мере относится и к гарантиям. В рамках целого, системыназначения гарантий состоят в том, что они призваны обеспечить такуювозможно более благоприятную обстановку, в атмосфере которой записанные вконституциях и законах юридический статус личности и .особенно, ее права исвободы становились фактическим положением каждого отдельного человека игражданина. Без соответствующих гарантий провозглашенные в конституции, взаконах права и свободы - пустой звук. Реализация этих прав и свободтребует не только благоприятных условий, но и подкрепленной эффективнымисредствами активной деятельности, как государства, его органов,общественных объединений, так и самих граждан. Вопрос о гарантиях возникаеткаждый раз, когда осуществляется переход от должного к сущему. Гарантии-один из вопросов проблемы правильного применения правовых норм, законностии многих других процессов правовой деятельности. Гарантии нужны не сами посебе, а для возможно полного претворения в жизнь прав и свобод. Назначениегарантий состоит как в обеспечении, так и в охране прав и свобод. Болееполное претворение в жизнь прав и свобод граждан зависит от множества самыхразнообразных по характеру факторов, каждый из которых выступает в качествегарантий прав и свобод. В широком плане понятием "гарантии" охватываетсявся совокупность объективных и субъективных факторов, которые направлены наполную реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод граждан, наустранение возможных причин и препятствий их неполного или не подлежащегоосуществления и защиту прав от далеко не редких в наши дни нарушений. Хотяэти факторы и весьма разнообразны, но по отношению к процессу реализацииправ и свобод они выступают в качестве условий, средств, способов, приемови методов правильного его осуществления. То есть под гарантиями понимаетсяусловия и средства, обеспечивающие фактическую реализацию и всестороннююохрану прав и свобод всех и каждого. Первая группа гарантий -условия-направлена на создание благоприятной обстановки для пользования основнымиправами и свободами. Вторая же группа- средства, выступающие в качествеспособов, приемов и методов охраны и обеспечения прав и свобод прав исвобод прав и свобод личности- вооружает органы государства, органыместного самоуправления, общественные объединения, самих гражданэффективным инструментом в борьбе за надлежащее осуществление основных прави свобод. Общепризнанно деление гарантий прав и свобод граждан наполитические, идеологические и правовые. Исходя из ныне действующейКонституции, все гарантии выражаются в юридических средствах и способахзащиты прав и свобод человека и гражданина и , прежде всего, в судебномобеспечении. Начиная со статьи 45 Конституции РФ 1993 г. и практически доконца второй главы, закреплены постановления, фиксирующие принципы и нормызащиты различных категорий людей. В системе условий и средств охраны,обеспечения и защиты конституционных прав и свобод граждан России важноеместо принадлежит юридическим гарантиям. Все виды гарантий по своему важны,и лишь все вместе они могут обеспечить полную и всестороннюю прав и свободчеловека и гражданина. Отсюда значение юридических гарантий так велико, каки других гарантий. Более того, чем прочнее становятся основыконституционного строя, тем сильнее возрастает роль юридических, а равно идругих гарантий прав и свобод. Под юридическими гарантиями понимаются теправовые средства и способы, с помощью которых в обществе обеспечиваетсягражданам реализации их прав и свобод. Юридические гарантии конституционныхправ и свобод многочисленны и весьма разнообразны. Но их объединяет одноприсущее всем им свойство. Все они выражены, закреплены в законодательстве.Юридические гарантии выражаются прежде всего в нормах федеральногозаконодательства, которые раскрывают и конкретизируют указанные права исвободы и в, особенности, устанавливают порядок их осуществления. Однакоотнюдь не все без исключения правовые нормы являются юридическимигарантиями прав и свобод граждан, а лишь те из них, которые содержатопределенные средства и способы, при помощи которых достигаетсябеспрепятственное пользование правами, защита прав и свобод ивосстановление их в случае нарушения. Поскольку все отрасли права имеютнормы, закрепляющие те или иные средства и способы охраны, обеспечения изащиты прав и свобод , постольку можно говорить о конституционно- правовых,административно-правовых, уголовно-правовых и процессуальных гарантиях.Юридические гарантии прав и свобод непосредственно связаны с применениемправовых норм и выражаются в правовой деятельности государственных органов,органов местного самоуправления, должностных лиц, общественных объединений,самих граждан. Это достаточно отчетливо выражено в статье 18. Права исвободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Ониопределяют смысл, содержание и применение законов, деятельностьзаконодательной власти, местного самоуправления и обеспечиваютсяправосудием. В качестве правовых гарантий выступает не любая ихдеятельность, а только та, с которой закон связывает наступлениеопределенных юридических последствий. Конституционные права и свободыэффективно могут быть гарантированы лишь устойчивой, стабильнойпрактикой работы государственных органов, органов местногосамоуправления, их должностных лиц, а также общественных объединений,которая в целом обеспечивает гражданам пользование правами и свободами,предотвращает их от возможных нарушений. Гарантией конституционных прав исвобод граждан служит лишь такая деятельность государственных органов идолжностных лиц, которая отвечает строго закону и направлена на возможнополное осуществление в качестве гарантий конституционных прав и свободграждан выступает не только сам результат деятельности государственныхорганов, органов местного самоуправления и общественных объединений, номеханизм, определенный законом порядок осуществления этой деятельности.Абсолютное большинство гарантий в виде условий обеспечивает благоприятнуюобстановку в атмосфере которой гражданин может эффективно пользоватьсясвоими конституционными правами и свободами. Такие условия образуют внешнююсреду деятельности каждого человека и гражданина и не зависят от его воли ижелания, ибо они имеют корни в общественном и государственном строе.Гарантии в виде средств и способов обеспечения и охраны конституционныхправ и свобод также создаются не каждым отдельным гражданином, а обществом,государством, коллективом и используются ими для претворения указанных прави свобод в жизнь. Однако вместе с этим существуют и такие условия исредства обеспечения охраны конституционных прав и свобод гражданформирование и пользование которыми во многом зависит от них самих, их волии желания.4. Наша Конституция содержит целый ряд положений правоохранительного свойства, которые обеспечивают как пользование правами и свободами, так и порядок их восстановления. Последних сравнительно много "каждому, - сказано в части 1статьи 46 Конституции, - гарантируется судебная защита прав и свобод".В части 1 статьи 45 закреплена норма, обобщающая различные видыгосударственной поддержки прав и свобод и правила их восстановления вслучае нарушения последних " государственная защита прав и свобод человекаи гражданина в РФ гарантируется". В осуществлении этого конституционногоположения задействованы все органы государства и некоторые общественныеструктур. К правам, направленным на охрану других прав и свобод, относятсятакже: право на жалобу, право на судебный иск, право обвиняемого на защитуи другие. Указанную группу прав можно именовать как категорию прав,выражающую правомочия граждан по защите своих прав и свобод. Таким образомпо объекту основные права и свободы можно разделить на 2 группы: 1)составляют те права, которые предусматривают пользование определеннымисоциальными благами, 2) направлена на охрану других прав и свобод личности.Конституционное право каждого на судебную защиту означает, что любое лицоможет подать жалобу о нарушении его прав и свобод в соответствующий суд, апоследний обязан ее принять, рассмотреть по существу и вынести законное иобоснованное решение.Надежным и активным инструментом реализации права на судебную защиту сталзакон РФ от 27.04.93г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающихправа и свободы граждан. С принятием его наблюдается постоянное увеличениепоступления в суды дел о нарушении прав и свобод граждан. Этот закон снялпрепоны, установленные ранее действовавшим законом и в ряде случаевмешавшие гражданам обратиться в суд. Стало возможным обжаловать действия ирешения представительных органов, общественных организаций и другихобщественных объединений, а также воинских должностных лиц и органоввоенного управления. Следующим шагом на пути обеспечения наиболее полнойзащиты прав и свобод граждан явился Федеральный закон от 14.12.95г. "Овнесении и дополнений в закон РФ "Од обжаловании в суд действий и решений,нарушающих права и свободы граждан". Расширен круг органов и лиц, решение идействие которых могут быть обжалованы в суд. При этом подчеркивается, чтоответственность государственного служащего наступает в связи с егообязанностью признать, соблюдать и защищать права и свободы человека игражданина в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 31.07.95г."Об основах государственной службы РФ". К коллегиальным и единоличнымдействиям (решениям), которые могут быть обжалованы в суд, отнесено ипредставление официальной информации, ставшей основанием для совершениядействий (принятие решений). В законе от 27.04.93г установлено, что могутбыть обжалованы в суд коллегиальные и единоличные действия (решения), врезультате которых: нарушены права и свободы граждан, созданы препятствия косуществлению гражданином его прав и свобод; незаконно на гражданинавозложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либоответственности. Теперь в полном соответствии с содержанием статьи 46Конституции добавлено, что гражданин вправе подать жалобу, если приведенныепоследствия наступили в результате бездействия указанных в законе органови лиц. Принципиальным дополнением названного закона является включение внего нормы о праве каждого получить и обязанности должностных лиц,государственных служащих предоставить возможность ознакомления сдокументами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободычеловека и гражданина, если нет установленных федеральным закономограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах. Этосогласуется и прямо вытекает из содержания части 2 статьи 24 КонституцииРФ. Закон от 27.04.93 приводит сроки для обращения с жалобой. В то же времяон содержит правило, по которому пропущенный по уважительной причине срокподачи жалобы может быть восстановлен судом. Статья 46 Конституции РФ недопускает каких-либо ограничений права на обращение в суд, и если гражданинсчитает, что обжалуемое им действие или решение в области обеспеченияобороны и государственной безопасности страны нарушает его права и свободы,он вправе и в этом случае искать защиту в суде. Принципиальное значениеимеет также дополнение закона нормой о распределении между участникамисудопроизводства бремени доказывания. На государственные органы, органысамоуправления, учреждения и предприятия и их объединения, общественныеобъединения, на должностных лиц, государственных служащих, действия(решения) которых обжалуются гражданином теперь возлагается процессуальнаяобязанность доказать законность обжалуемых действий (решений). В то жевремя гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконностьобжалуемых действий (решений), но он обязан доказать факт нарушения своихправ и свобод. Названный закон дополнен нормой, в соответствии с которойсуд, установив обоснованность жалобы, определяет ответственностьгосударственного органа, органа местного самоуправления, учреждения,предприятия или объединения, должностного лица госслужащего за действия(решения), приведшие к нарушению прав и свобод граждан. Это значит, что впостановлении по делу должны быть указаны не только характер допущенныхнарушений, но и орган, который должен применить к нарушителю те или иныепредусмотренные законом меры. В отношении госслужащих, совершившихдействия или принявших решения, признанные незаконным, суд определяет меруответственности. Таким образом, практическое применение нормы закона обответственности должностных лиц и госслужащих весьма проблематично итребует своего законодательного решения. Существенным дополнением Законаявляется включение в него нормы о том, что убытки ,моральный вреднанесенные гражданину признанными незаконными действиями или решениями, атакже предоставлением искаженной информации, возмещаются в порядке,установленным Гражданским Кодексом РФ (статьи 12,15,16,151,152,1099-1101).В законе от 27.04.93 и в дополнениях к нему отчетностью проявляетсязаинтересованность государства в том, чтобы граждане отстаивали, в томчисле и в суде, предоставленные им права и свободы и чтобы такие обращенияне были для них обременительными. Это видно на примере распределениярасходов, связанных с обращением за судебной защитой. Необходимо такжеотметить, что в соответствии с частью 3 статьи 46 Конституции РФ каждомупредоставляется возможность в случаях, предусмотренных международнымидоговорами РФ, обращаться в межгосударственные органы по защите прав исвобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственныесредства правовой защиты.Сейчас возникла реальная возможность осуществления этой нормы. РоссийскаяФедерация вступила в Совет Европы 26.01.96, который основан 05.05.49десятью странами-учредителями. За это время организация завоевалазаслуженный авторитет. В настоящее время она насчитывает 39 членов.Основные направления деятельности исходят из одной главной идеи -демократия для человека. Основным документом, на котором строитсядеятельность Совета Европы является Европейская конвенция о правах человекаи основных свободах , принятая 04.11.50. Конвенция , во-первых, закрепилаосновные стандарты прав человека в Европе. Во-вторых, обязала государствабыть последовательными в их реализации. В-третьих, закрепила международнуюсистему прав и свобод человека. Цель Конвенции -поставить в центрЕвропейской политики человека. Гражданин России может чувствовать себяотныне более уверенно, поскольку его права подлежат защите Европейскимсообществом. Она может осуществиться посредством подачи жалобы любымгражданином , о чем говорит статья 25 Конвенции. Жалоба в Европейскойтрадиции имеет один аспект, который не знаком россиянину. Жалоба - этосигнал возникновения нарушения прав и свобод человека, а не только"обращение", как было принято в советском законодательстве, вгосударственный или иной орган с просьбой принять меры по устранениюдопущенных правонарушений. Статья 27 Конвенции закрепляет обстоятельства,исключающие возможность рассмотрения жалобы. Предусмотрено, что жалоба неподлежит рассмотрению, если она анонимна, либо аналогично жалобе, которуюуже рассмотрели, или она является предметом другой процедуры международногоразбирательства или урегулирования и если к тому же содержащей относящейсяк делу новой информации, также, если необоснованно либо признанно, чтогражданин злоупотребил правом подачи жалобы в Европейский суд по правамчеловека. Суд примет жалобу от гражданина лишь на нарушение тех прав исвобод, которые содержатся в Конвенции. Это перечень традиционныхгражданских и политических прав. К ним относятся права на жизнь, свободу отпыток, свободу от рабства, личную свободу, законное судопроизводство,частную жизнь, свободу мысли, свободу выражения, свободу ассоциаций и насоздание семьи.Огромную роль в гарантии прав и свобод гражданина в последнее время играетсуществование законов "О свободе совести и религиозных объединениях " от09.09.97 г. , Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных правгражданина РФ" от 06.12.94 года с дополнением от 26.11.96 года, Федеральныйзакон от 19.05.95 "Об общественных объединениях". Хотелось бы особоотметить федеральный закон "Об уполномоченных по правам человека в РФ" от26.02.97, в котором определен порядок назначения и снятия с должностиуполномоченного по правам человека в РФ, его компетентности,организационных форм и условий его деятельности.Реализация прав и свобод может выражаться в форме фактического правообладания ,пользования , распоряжения ими или в защите , восстановленииправ в случае их нарушения; все это составляет содержание юридическогопроцесса претворения их в жизнь. Наиболее полно оно выражается впользовании теми социальными благами, которые предусмотренысоответствующими конституционными правами и свободами. Чтобы пользоватьсяправами, необходимо не только по закону, но и фактически обладать ими.Фактическое обладание основными правами и свободами всегда предшествуетпользованию ими, ибо нельзя пользоваться тем, чем не обладаешь. Любоезаписанное в Конституции право содержит не один, а несколько вариантоввозможного поведения, и каждым из них гражданин может воспользоваться. Всоответствии с Основным законом он всегда обладает большими правовымивозможностями, чем в данный момент пользуется. Если рассматриватьсодержание прав и свобод российских граждан во всем объеме, то естьсовокупность всех предусмотренных данными нормативными актами возможностей,то обладание ими по общему правилу сопровождается пользованием. В рядеслучаев обладание записанными в Конституции РФ правами и свободами вообщетрудно отделить от пользования ими. Именно так обстоит дело в сфере личнойбезопасности и частной жизни. Обладая конституционными правами нанеприкосновенность личности, тайну переписки, телефонных переговоров,почтовых, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, гражданеповседневно пользуются ими. Во всех тех случаях, когда для реализации прави свобод граждан нет необходимости вступать в конкретные правоотношения,обладание правами и свободами трудно отделить от пользования ими. Пообщему правилу права и свободы выступают как реализующиеся возможности, иэта их реализация есть не что иное, как способ их существования.Восстановление нарушенных прав и свобод не является непременной формойреализации основных прав и свобод граждан. Напротив, оно составляетотступление от основного правила. Основная тяжесть работы по защите прав исвобод граждан ложится на суды общей юрисдикции и прежде всего на районныесуды. Конституционный Суд РФ также играет большую роль в обеспечениигарантий судебной защиты прав и свобод граждан. Суд РФ - судебный органконституционного контроля, самостоятельного контроля, самостоятельно инезависимо осуществляющий судебную власть посредством конституционногосудопроизводства. Полномочия, порядок образования и деятельности егоопределяются Конституцией РФ и Федеральным Конституционным законом "ЩКонституционном Суде РФ" от 21.06.94 г. Основанием к рассмотрению делаявляется обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует лиКонституции РФ закон, иной нормативный акт и прочее. Правом на обращение вКонституционный Суд РФ с индивидуальной или коллективной жалобой нанарушение прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаютсязаконом, примененным или подлежащем применению в конкретном деле, дляобъединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в Федеральномзаконе. В 1995 году на заседаниях Конституционного Суда РФ рассмотрено 20дел, 10 из них - по индивидуальным жалобам граждан на нарушение их прав исвобод законом, примененным в конкретном деле. В отличии от других судовКонституционный Суд не рассматривает жалобы на неправильное применениезакона, приведшее к ущемлению прав граждан, и не разрешает гражданско -правовые и экономические споры, не рассматривает уголовные дела. Егоназначение другое - проверять конституционность самих законов, в том числетех, которые затрагивают права и свободы граждан. В случае признаниязакона или его отдельных частей неконституционными они утрачивают силу и немогут применяться. Таким образом, судебную защиту получает не то лицо,обратившееся с жалобой, но и другие граждане, права которых оказались подугрозой. Что же касается конкретного дела, в котором был применен закон,признанный неконституционным, то оно подлежит пересмотру в обычном порядке.В числе многих законов или отдельных норм, признанных не соответствующимиКонституции РФ, есть ряд таких, которые препятствовали реализации права насудебную защиту. В их числе статьи 220(1), 220(2) и пункт 4 статьи 384Уголовно-процессуального Кодекса РСФСР, пункт 8 части 2 статьи 60 ЖилищногоКодекса РСФСР, часть 4 статьи 325 УПК РСФСР. Рассмотрим в качестве примерапостановление Конституционного суда от 02.02.96 по делу о проверкеконституционности пункта 5 части 2 статьи 371, части 3 статьи 374 и пункта4 части 2 статьи 384 УПК РСФСР в связи с жалобами граждан К.М. Кульнева,В.С. Палуева, Ю.В. Лукашева, И.П. Серебренникова в этом постановлениивпервые признано, что установление уголовно- процессуальным закономконечной судебно- надзорной инстанции , каковой является ПрезидиумВерховного Суда РФ, решения которого не подлежат пересмотру в порядкенадзора, само по себе не влечет отказа в праве на судебную защиту дляграждан, чьи права нарушены в результате судебной ошибки, поскольку нарядус обычными предусмотрены и дополнительные способы защиты их прав впроцедуре возобновления дел по статьям 384-390 УПК РСФСР. В постановлениисодержится такое положение: "Конституция РФ, формируя право на судебнуюзащиту, не исключает, а напротив, предполагает возможность исправлениясудебных ошибок и после рассмотрения дела в той судебной инстанции, решениекоторой отраслевым законодательством может признаваться окончательным в томсмысле, что согласно обычной процедуре оно не может быть изменено".Конституционный Суд признал положение пункта 4 части 2 статьи 384 УПКРСФСР, которое ограничивает круг оснований к возобновлению уголовного делалишь обстоятельствами, "неизвестными суду при постановлении приговора илиопределения" и в силу этого препятствует в случае исчерпания возможностейсудебного надзора исправлению судебных ошибок, нарушающих права и свободычеловека и гражданина, не соответствующим Конституции РФ, в частности еестатье 46.В постановлении Конституционного Суда от 23.06.95 по делу о проверкеконституционности пункта 8 части 2 статьи 60 Жилищного Кодекса РСФСР былоуказано на дискриминационный характер этой нормы, который проявляется вчастности в том, что по смыслу, придаваемому ей сложившейсяправоприменительной практикой, её реализация не предполагает обязательного,как во всех остальных случаях, судебного порядка признания лица утратившимправо пользования жилым помещением. Вследствие этого на практике одинокиеграждане, осуждаемые к лишению свободы, автоматически лишаются жилищнымиорганами жилых помещений, нанимателями которых они являлись. Указаннаянорма Жилищного Кодекса признана Конституционным Судом не соответствующейКонституции РФ, в частности, её статье 46. Таким образом, Конституционный Суд РФ в пределах своих полномочий активноучаствует в защите прав и свобод граждан, выступая как судебный органконституционного контроля. 6. Конституционные права и свободы граждан нередко игнорируются инарушаются, что не может не компрометировать идею правового государства,подрывая веру в него. Граждане справедливо сетуют на проявлениябюрократизма, бездушное чиновничье администрирование, всевластие местныхруководителей, действующих нередко произвольно, вопреки закону. По сутидела в стране нет ещё системы эффективной защиты прав граждан отведомственного и чиновничьего произвола. Особую тревогу вызывает состояниесоциально-экономических прав, в особенности права на вознаграждение затруд, на защиту от безработицы, на гарантированное социальное обеспечение.Сложившаяся ситуация в сфере прав и свобод несомненно отражает переходныйхарактер российского общества. В первую очередь, сказываетсянеудовлетворительная ситуация в сфере экономики, отсутствия у государстванеобходимых средств. Но "списывать" слабости и недостатки в обеспеченииконституционного статуса личности только на это было бы неверно. Своюнегативную роль играют другие факторы: всё ещё непреодолимое неуважение кправам и свободам человека, отсутствие строгой и неотвратимойответственности за их нарушение, незавершенность законодательства обобеспечении защиты прав и свобод человека, а также недостатки в работегосударственных структур, несущих ответственность за состояние социальнойсферы. И это понятно: речь идет о высшем принципе предназначениягосударства -заботе о человеке. Вместе с тем крайне важно привлечь крешению проблем силы общества - негосударственный бизнес, различного родапредпринимательские и банковские союзы, науку, разнообразные общественныеобъединения. Необходим одновременно строгий и постоянный контрольобщественности за соблюдением прав и свобод человека в стране. Список используемой литературы:1. Конституция Российской Федерации2. Общая теория прав человека. Издат. НОРМА, Москва, 19963. М. В. Баглай, Б. Н. Габричидзе “Конституционное право Российской Федерации”4. Конституционный статус гражданина, Москва, 19895. Воеводин Л.Д. Конституционные права и обязанности советских граждан, Москва, 19726. Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин “Конституционное право России”.7. Федеральный конституционный закон. "О Конституционном Суде РФ" от 21 июля 1994 г.8. Федеральный закон "Об актах гражданского состояния" от 20.11.97. "Российская газета" от 22.11.979. Завадская. "Право жалобы в Европейский суд". Журнал "Российская юстиция" 1996 №810. О. Журавлева "Обжалование в суд незаконных действий и лишений, как повысить его эффективность". Журнал "Российская юстиция " 1998 №1




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Конституционные гарантии основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации iconКонституционные гарантии основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации

Конституционные гарантии основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации iconКурсовая работа по предмету: Конституционное право России
Конституционные гарантии основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации ”
Конституционные гарантии основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации iconПрекращение договора социального найма жилого помещения
Конституция Российской Федерации (ст. 40) провозгласила в числе основных прав и свобод человека и гражданина право на жилище
Конституционные гарантии основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации iconПрава, свободы и обязанности человека и гражданина, гарантии прав и свобод

Конституционные гарантии основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации iconПонятие прав и свобод человека и гражданина
Целью данной работы является рассмотрение основных, фундаментальныхправ и свобод человека, значение этого института, основные концепции,теории,...
Конституционные гарантии основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации iconБилет №8 Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и граждани­на. Конституционные обязанности граждан
Общепризнанный в международном праве перечень прав и свобод человека и гражда­нина в совокупности составляет систему гражданских...
Конституционные гарантии основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации iconКонтрольная работа по предмету: Конституционное право России на тему "Права и свободы граждан, закрепленные в Конституции Российской Федерации"
Введение. Конституция как средство реализации основных прав и свобод человека и гражданина
Конституционные гарантии основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации iconКонтрольная работа по предмету: Конституционное право России на тему "Права и свободы граждан, закрепленные в Конституции Российской Федерации"
Введение. Конституция как средство реализации основных прав и свобод человека и гражданина
Конституционные гарантии основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации iconПолитических прав и свобод
Политические права в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина
Конституционные гарантии основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации iconПрограмма практических занятий занятие № Тема «Права человека: правовая природа, сущность, классификация, источники» (2 часа)
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы