Костюм Нидерландов XVII века. Голландское барокко. Гармония черного и белого icon

Костюм Нидерландов XVII века. Голландское барокко. Гармония черного и белого



НазваниеКостюм Нидерландов XVII века. Голландское барокко. Гармония черного и белого
Дата конвертации26.07.2012
Размер193,24 Kb.
ТипРеферат
Костюм Нидерландов XVII века. Голландское барокко. Гармония черного и белого


Министерство образования РФ Московский Государственный Университет Дизайна И Технологии КАФЕДРА СПЕЦКОМПОЗИЦИИ РЕФЕРАТ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО ИСТОРИИ КОСТЮМА И МОДЫ на тему: Голландское барокко. Гармония черного и белого. Москва 2003 Содержание Мужской костюм. 6 Женский костюм. 9 Список используемой литературы 12 КОСТЮМ НИДЕРЛАНДОВ XVII ВЕКА В течение XIII — XVI веков Нидерланды были одной из самых богатыхстран Европы с развитой промышленностью и крупной торговлей. Тон тамзадавали богатые бюргеры процветающих городов, для которых разумное,экономически целесообразное устройство страны было важнее сословной гордынидворян. Несмотря на длительную политическую зависимость от Испании, гдегосподствовали совсем другие нравы, жители Нидерландов обладализначительной свободой мышления и развитым кругозором деловых людей,привыкших добиваться благосостояния самостоятельно, а кроме того, получалиразнообразную информацию об окружающем мире благодаря широкой международнойторговле и оживленным морским портам,куда заходили иностранные суда. Нужно сказать, что развитие кораблестроения, рост мануфактур иремесленных мастерских в XVI веке в Нидерландах был настолько бурным, что кXVII столетию — это единственная страна в Европе, где городское населениепреобладало над сельским. Природные условия — море, песчаные дюны, островкизеленых лугов, каналы и реки — объективно способствовали развитию неземледелия, а городов, где основным населением становились коммерсанты иремесленники. Сначала Брюгге, а затем Антверпен и Амстердам были центрамимировой торговли, местные же бюргеры являлись фактическими хозяевамиНидерландов, мечтавшими, естественно, о ее политической самостоятельности итаком государственном устройстве, которое отвечало бы прежде всего ихинтересам. Нидерландские земли, долгое время входившие в состав гергцогстваБургундского, перешли в 1477 году во владение Габсбургов при заключениибрака австрийского эрцгерцога, а затем императора «Священной Римскойимперии» Максимилиана I с дочерью Карла Смелого Марией Бургундской,получившей их в качестве приданого. Их внук, Карл V (Карлос I) — корольИспании и император «Священной Римской империи» еще раз изменил судьбуНидерландов, передав их земли в 1551 году испанской ветви своей семьи. В период царствования Карла V жители испанских Нидерландов свободноторговали с другими странами как в Европе, так и на вновь открытыхконтинентах в «чужих морях и океанах», что увеличивало богатствобольшинства населения этой страны. Торговали самыми разнообразнымитоварами: дорогими тканями, коврами, стеклом, производимыми широко развитойсетью мануфактур, и простыми, но необходимыми всем продуктами — сыром,маслом, соленой рыбой, охотно покупавшимися за рубежом. Постепенно уровень жизни нидерландцев рос, но процветанию страныположил конец испанский король Филипп II, получивший над ней власть послеотречения от престола Карла V. Деспот и фанатик, вознамерившийся любымисредствами добиться полного торжества католицизма на «своих» землях, он несчел возможным терпеть свободный образ жизни нидерландцев. В первое же посещение страны новому монарху показалосьподозрительным, что дружелюбные подданные встретили его овацией. В нейФилиппу II почудилось нечто опасное. Суровое и недовольное лицо егозаставило нидерландцев задуматься... Тревожные предчувствия народа вскоре оправдались.Недоброжелательность короля проявилась недвусмысленно — он явно хотелсделать из богатейшей и передовой части испанской монархии второстепеннуюпровинцию, а поэтому увеличил налоги и всевозможными средствами разорялНидерланды. Для вполне сформировавшегося буржуазного государства терпетьуничтожение своей, с таким трудом созданной, отлаженной экономики иразумных коммерческих отношений, было делом немыслимым. Такое столкновениепротивоположных интересов неминуемо вело к войне, и как это часто случалосьв истории, она приобрела религиозную форму. Следует учесть, что религиозные противоречия в Нидерландах давали осебе знать еще в первой половине XVI века, когда народ поддержалРеформацию, охватившую многие европейские государства. Нидерланды принялиучение Кальвина об абсолютном Божьем предопределении, его проповедь«мирского аскетизма», идеи демократизации церковной жизни, что, конечно, немогло не войти в противоречие с официальной католической религией, всемерноподдерживаемой испанским королем. Но к середине XVI века при Филиппе IIситуация обострилась до крайности — повсюду проникала инквизиция, искавшаяинакомыслящих, сжигались целые деревни, кругом стояли виселицы, кроме того,страну охватила страшная эпидемия чумы. Посланный Филиппом II в Нидерландыгерцог Альба установил здесь неслыханный террор. В результате политико-религиозные распри перешли в войну, тянувшуюся с некоторыми перерывами с1568 по 1648 год. Война была несказанно тяжелой, доводя нидерландцев до такогосостояния, что один из свидетелей результатов сражений флотилий в своихмемуарах написал: «Трудно найти другой пример такого терпеливого страдания,такого героического патриотизма и такой неумолимости к пленным врагам вовремя осады...» Этот страшный период, когда у осажденных кончилосьпродовольствие, и голод погубил многих, закончился победой коренныхжителей, заключивших с испанским королем в 1609 году перемирие, на делеозначавшее государственную самостоятельность Северных Нидерлан-дов. С этогомомента они стали называться Республикой Соединенных провинций илиГолландией (по наименованию самой могущественной провинции). Южные же земли(в том числе Фландрия) еще длительное время оставались под протекторатомИспании. Буржуазная революция, которая в Нидерландах приняла форму народногоосвободительного движения, была первой в Европе, одержавшей такуюблистательную победу. Она воодушевила всю страну. Свободные теперьголландцы сумели достаточно быстро восстановить благосостояние. Их трудолюбие проявлялось не только в создании материальныхценностей, но и развитии культуры; они были любознательны, быстросхватывали интересные идеи и на их основе создавали новые теории вразличных областях знаний. Веселые и общительные, они умели дружить. Эти ихкачества способствовали развитию некоторых видов науки и искусства. Тесно связанные с морем, голландцы проявляли изобретательность всоздании новых систем кораблей, увеличивавших их прочность, скоростьдвижения и возможность лавирования во время тяжелых морских бурь.Строительство таких кораблей служило увеличению богатств Голландии. Слава овысоком уровне ее судостроения была настолько велика, что страны, мечтавшиео завоевании неизвестных земель, спешили заказать корабли именно там. В тоже время голландцы имели талант и к ведению выгодных торговых операций,выделявший их среди коммерсантов других европейских государств. В становлении характера этого народа немалое место занимали двафактора - долгая борьба с тяжелыми природными условиями и продолжительнаявойна за свободу. Они сделали свою топкую землю плотной и плодородной;тщательное изучение «поведения» морской воды дало им возможность открытьзаконы взаимоотношений воды и земли, и оказалось, что почва будетизменяться, выходить из беспрерывных «объятий» воды, если люди изменятнаправление ее течения. Нидерландцы сумели подчинить при-7 роду себе,создать условия для развития сельского хозяйства, извлекать из негоприбыль. Кроме того, они смогли максимально использовать свое положениеморского государства, а главное, отстоять независимость. Этот народ позналтрудную победу, но она была заслуженной, и прекрасное ощущениесплоченности, дружбы, радости будут проявляться во всей его жизни, даже вобычной домашней обстановке, довольно длительное время! Голландская республика добилась расцвета тогда, когда Испанияослабела, а Франция еще не достигла вершины завоеваний во второй половинеXVII века. В это время, несмотря на ряд разногласий религиозного характера(борьба между кальвинистами и арминианами), интенсивно развивалиськультура, наука и, особенно, искусство. Искусство Голландии развивалось в двух областях — музыки и живописи.Домашняя жизнь всех нидерландцев сложилась в некую систему уже давно, и небыло причин ее менять, тем более, что в тяжелые времена тоска о доме,столе, за которым в тепле и уюте собиралась семья, никогда не покидала тех,кому пришлось воевать. Ощущение вновь найденного счастья — очага,окруженного любимыми лицами детей, близких, родных, а иногда и друзей,создавало радость общения и душевной близости. И тогда возникало желаниевыразить эту радость в красоте звуков, мелодий... Так возник обычай: впраздничный день, после окончания длительного обеда, в столовую приносилимузыкальные инструменты, раскладывали их на обеденном столе, и хозяйкапредлагала всем заняться музыкой. И эти занятия могли продолжаться допозднего вечера. Любовь к музыке была такой же национальной чертой нидерландцев, как итрудолюбие. Уже в XVI веке они имели известных композиторов, а для тех, ктопережил трудности многолетней войны, музыка стала священной частью жизни.Эта привязанность отражена на многочисленных картинах нидерландскиххудожников, которыми украшались почти все дома и многие из которых можнобыло приобрести на рынке за небольшую цену, доступную даже человеку,живущему на скромные доходы. Реалисты по своей природе — Терборх, Метсю,Вермеер, де Хоох — они больше всего интересовались повседневной жизнью,хотя, справедливости ради, необходимо помнить, что их современниками были ивеликие Рембрандт, Рубенс, ван Дейк и Хальс, творчество которых выходилодалеко за эти рамки. Женщины в жанровом искусстве, как и в жизни, занимали большое место.Они были хранительницами домашнего очага, следили за чистотой и порядком вдоме, они, даже отдыхая, занимались рукоделием, которым украшали дом иодежду. Француз де Сен-Эвримон писал в 1665 году маркизу де Реки: « Здешниедамы очень вежливы, и мужчины не обижаются на то, что общество их жен идочерей предпочитают их собственному. Голландки достаточно приветливы длятого, чтобы доставить нам развлечение, но не настолько оживлены, чтобы быть«опасными» для нашего спокойствия... Как бы то ни было, можно сказать, чтоголландским женщинам свойственна некоторая недоступность и воздержанность,и они передаются от матери к дочери по наследству... Все женщины, безисключения, того мнения, что выйдя замуж, они уже не смогут свободнорасполагать собой. Для них существует только долг...». Это письмо полностью характеризует голландских женщин XVII века.Подтверждение мы находим и на многочисленных картинах. Они изображены вуютной обстановке, одетые в теплые, отороченные белым пушистым мехомкороткие верхние одежды. Кстати, такие же теплые «кацавейки» носили наширусские женщины во времена царствования Петра I, когда «немецкая слобода» вМоскве была заселена голландцами. Изучая голландское искусство, мы невольно изучаем и жизнь народа,который был способен не только с любовью изображать свои будни, но ираскрывал перед нами критическое отношение к недостойному поведениюнекоторых своих соотечественников. В этой критике, как нам кажется,слышались отголоски религиозного раздвоения кальвинизма - на последователейучения Кальвина, основанного на догмате об абсолютном Божьемпредопределении, независимом от поступков людей, и Арминия, считавшего, чтонесмотря на предопределение, христианин может спастись верой, направляющейего поступки. В сущности, это было продолжение давнего богословского спорао свободе воли и границах личностного начала в человеке. Поэтому накартинах Стена, Остаде, Бейтевега можно встретить изображения пьяныхкрестьян в грязных деревенских кабаках, богато одетых молодых людей иженшин, осоловевших от неумеренного употребления дорогого вина изанимающихся игрой на струнных инструментах. Зритель словно призывается всвидетели этих «плодов» арминианской «свободы», увиденных с позицийортодоксальных кальвинистов. Кстати, не исключено, что они и былизаказчиками этих, по сути, карикатур. Богатейшее живописное наследие нидерландских художников дает намобширный материал для изучения костюма XVII века, позволяя проследить этапыего развития и степень влияния различных факторов на особенности стиля. Вовторой половине XVI века, когда Нидерланды стали частью испанской монархии,он складывался под заметным давлением испанской моды, сказывавшейся водежде вплоть до 1630-х годов. Лишь в костюме 40 — 50-х годов появилисьчерты своеобразия, но, как и в Англии, они сочетались со старыми формами.Кроме того, рассматривая костюм Нидерландов XVII века, необходимо учесть иважнейший для него фактор разделения страны на две части, когда в северныхпровинциях под влиянием кальвинистов и буржуазного уклада жизни возобладаласклонность к простоте и строгости, а в южных, «благодаря» католицизму ифеодальному устройству — тяга к пышной декоративности и красочности. Этидве основные тенденции и характеризуют нидерландский костюм первой половиныстолетия.Мужской костюм. В начале XVII века лиф пурпуэна нидерландцы делают менее жестким, чему французов. Его носят с широкими, суженными книзу штанами. Эта одеждатрадиционна и не вносит пока ничего нового в облик человека. Вконсервативных южных Нидерландах сохраняется старый костюм с широкимиэполетами в проймах, пурпуэном на жесткой подкладке и большой, тугонакрахмаленной гор-герой. Иногда ее заменяет воротник «голилья». Подобный костюм, как одежда для торжественных случаев, сохранялся угорожан среднего достатка и в 30-х годах. 20 — 30-е годы — время распространения французской одежды вбольшинстве стран Европы. Особенности художественных традиций южныхНидерландов повлияли на ее восприятие. В отличие от англичан с ихсклонностью к классицизму и изысканности, здесь увлеклись крупнымиживописными деталями — большими бантами на подвязках, широкими лентами сэгийеттами на басках, пышными штанами со сплошным рядом пуговиц по боковомушву и так далее. Следуя, в основном, французской моде, фламандцы сумелисделать свой костюм более динамичным и живописным. Однако он бытовал,главным образом, в богатых буржуазных или дворянских семьях и у молодежи.Модный костюм дополнялся широкополой «рубенсов-ской» шляпой и плащом сотложным прямоугольным воротником. Кудрявые французские парики всеобщегопризнания здесь не получили. К концу 40-х годов старый костюм — жесткий пурпуэн с горгерой носятлишь старики и лица, занимающие административные должности — членымагистрата, адвокаты, врачи, а также цеховые старшины. В этой стабильностисказывалось уважение к установившимся традициям, сформировавшимся в периодрасцвета корпораций и цеховых объединений. Особой строгостью отличалисьпрофессиональные костюмы медиков и адвокатов. Черные, отделанные небольшимибелыми прямоугольными воротниками, спускавшимися на грудь, они походили намонашескую одежду. Шляпа с высокой конусообразной тульей и прямыми полямисохранялась в костюмах представителей этих профессий вплоть до 70-х годов. Фламандцы издавна славились своими тканями, особенно шерстяными, и вXVII веке сукно, главным образом темных тонов, было наиоболеераспространенным материалом для одежды. В торжественных случаяхпредпочитали бархат, реже — атлас. Белое тонкое прозрачное льняное полотнои знаменитые кружева были гордостью Фландрии. Традиции, сложившиеся еще в период зарождения буржуазных отношений,выработали устойчивый уклад жизни различных слоев населения с небольшойразницей в костюмах крестьян и горожан. У фламандских простолюдинов ещедолго сохраняются длинные суконные или холщовые чулки, служившиеодновременно частью разъемных шосс, штаны типа трико с брагеттом, короткиекуртки с баской, поверх которых надевались более широкие, до колен.Продолжительное время у крестьян сохранялись два головных убора — барет ивойлочная шляпа с плоской или остроконечной тульей. В начале 40-х годов костюм богатых людей теряет своеобразие,свойственное ему в 20 — 30-е годы. Во Фландрии, где родился, жил и творилзнаменитый Рубенс, католиков было больше, чем в Голландии, и чем сильнеестановилась Франция, которая была рядом, тем больше сказывалось ее влияниена жизненный уклад этой части Нидерландов. Фламандцы увлекаются одеждой,повторяющей наряды французского короля-подростка, созданные в период, когдакардинал Мазари-ни запрещал Людовику XIV носить одежду из дорогих тканей свышивкой золотом и драгоценными камнями. Однако фантазия фламандцев весьмасильно отличалась от фантазии и вкуса придворных и самого Людовика. Онисоздали костюмы, лишь грубо подражающие стилю «барокко» — все части былиувеличены, и это полностью изменило пропорции, лишив их той легкости ипленительной неопределенности в постоянном движении ткани, как в оригинале.Это видно и в брасьере, и в поясе, слегка закрывавшем верхнюю часть шосс, ив других деталях. Надо сказать, что до конца столетия мужской костюмФландрии не отличался ни особой оригинальностью, ни национальнымсвоеобразием. Иначе формировался костюм голландцев. После перемирия 1609 года жизнь в северных провинциях начинает бурноразвиваться. И хотя основные богатства страны создавались внешнейторговлей, рост мануфактур, особенно производящих ткани — плюша, бархата,шелка, льняного полотна — сказался на экономике страны, и, естественно,костюме. В течение 20 — 30-х годов в Голландии все еще сохраняются старые видыодежды, хотя в это же время здесь появляются и фламано-француз-скиеварианты. Только в 40-х годах мужской костюм окончательно получает мягкуюформу, и в нем появляются черты своеобразия. Характерной его особенностьюбыла простота. Это сказывалось в упрощенном покрое, который не придавалфигуре изысканных линий французских и английских нарядов. Преобладали тканитемных тонов, предпочтение отдавалось черному цвету, отделка была скромной.Пурпуэн не имел фалд, высокая линия талии шла горизонтально, прямая басказакрывала бедра. Простые, гладкие без разрезов рукава суживались кзапястью. Неширокие штаны закрывали колени. Обувь носили двух видов: туфлис бантами из мягких петель на подъеме и сапоги с узкими мягкими голенищамии небольшими раструбами. Верхние чулки (ба-де-ботт) были отделаны толькоузкой кружевной полоской. Маленький белый отложной воротник с завязками изшнура или отложной воротник из прозрачной белой ткани, законченнойкружевом, и такие же манжеты являлись единственным украшением этогострогого костюма. Плащ из темной ткани и черная шляпа с полями заканчивалиего. Натуральные волосы до плеч и усы сменили короткую стрижку и бороду.Исключение составляли военные. Их костюмы соединяли самые модные и самыестарые детали, как это видно на групповых портретах Франса Хальса. Напротяжении всего XVII века новые веяния в Голландии прежде всегопроявлялись в этом костюме, например, широкие штаны и рэйнграв* в 50-хгодах первыми начали носить именно военные. Надо сказать, что французскийвоенный костюм, которому подражали во многих европейских государствах, вГолландии тоже был популярен, однако претерпел некоторые существенныеизменения — с него сняли многочисленные детали, что сделало его болееудобным. В течение 1653 — 54-х годов в голландском мужском костюме появляютсяновые формы, возникшие под влиянием одежд французских придворных временюности Людовика XIV, причем, как и во Фландрии, зачастую происходит ихискажение, нарушаются пропорции, произвольно используются детали. В этомновом костюме, распространившемся в 1660-х годах, сохраняются и старыеформы, говорящие о почтении голландских буржуа к традициям. В сущности, всеэлементы получили типично национальное толкование — простые формы имелинесколько тяжеловесные пропорции, отделки было по-прежнему мало, в то времякак во французском костюме она доминировала. Сохранялась и темная цветоваягамма, особенно много носили черного. Уже в конце 50-х и начале 60-х годовв моду вошли рэйнграв. В большинстве случаев они были очень скромны, вотличие от кокетливых «юбочек» французских дворян. Главное, что голландскийи французский костюмы имели различное стилистическое решение. В то времякак первый сохранял конструктивность и простоту форм, выразительностьвторого основывалась на живописности. Начиная с 70-х годов, мужской костюм богатой буржуазии почтиполностью подражает французскому. Средняя и особенно мелкая сохраняет водежде традиционное кальвинистское представление о жизни по правилам«мирского аскетизма», а именно, формы 40-х годов, простоту, темные (и,особенно, черный) цвета, скромную, ослепительно белую отделку,остроконечные шляпы. Причем, простота заключалась не в элементарностипокроя, а в отсутствии нагромождения деталей, пропорциональности ихсоотношений. На фоне этого сдержанного, но художественно цельного костюма,одежда, подражающая французской — с обилием украшений, разнообразиемцветовых сочетаний в мелком, но ненавязчивом рисунке — производит совсемдругое впечатление, веселое, радостное. Не исключено, что ее носилиарминиане. Крестьянский костюм в Голландии, как и во Фландрии, менялся медленно.Но к середине XVII века уже перестали носить разъемные шоссы. Вместо нихпоявились широкие до колен (типа шаровар) или прямые штаны. Все верхние одежды имели спереди застежку, воротник рубашки выпускалисверх узкой стойки куртки. Крестьянские шляпы чаще всего были невысокими сширокими или маленькими полями, кроме того, носили головной убор типабарета.Женский костюм. Непосредственное многолетнее общение с испанцами, казалось бы, должнобыло привести нидерландских женщин к полному подражанию в костюме испанскимобразцам, как это произошло в Италии. В действительности же, неприязнь киноземцам, иное положение женщины в обществе, обособленность жизниотдельных провинций привели к тому, что в южных Нидерландах испанские модыполучили наиболее своеобразную, чем в других странах, трактовку. Прежде всего следует отметить, что объемы женского платья в началеXVII века здесь были значительно меньше, чем в других государствах. Узкиеплечи и рукава, тонкая талия способствовали этому впечатлению, хотя юбку,судя по рисункам того времени, носили с подложенным валиком, как воФранции. Кроме своеобразных пропорций, фламандский женский костюм. отличалсябольшим разнообразием воротников и головных уборов. Французское влияние сказывалось и в южных, и в северных провинцияхуже в 10-х годах. Однако, в целом, женские платья этого периода были ближек английским. Их отличительной особенностью была форма передней части лифасо шнипом (на металлическом каркасе), заставлявшим держать корпус несколькооткинутым назад. Сходство нидерландского и английского женского костюмабыло вызвано, скорее всего, влиянием нидерландского на английский, а ненаоборот. В 20-х годах в женском костюме Фландрии появляется квадратноедекольте со своеобразным стоячим воротником из прозрачной белой ткани скружевом. К чисто фламандскому типу можно отнести и верхнюю распашнуюширокую, немного ниже колен, одежду с откидными рукавами и небольшимстоячим веерообразным воротником с отделкой узким кружевом по краю. Для парадных платьев широко использовали светлую парчу с крупнымцветным рисунком. Ее сочетали с темным однотонным шелком или бархатомверхней распашной одежды и светлыми пышными шелковыми рукавами.Повседневные костюмы делали из однотонных тканей, верхнее распашное платьев этом варианте было короче, с небольшими драпировками по бокам,заменявшими на бедрах валик. Наряду с новыми живописными одеждами в южных провинциях носили ешемного старых, сохранившихся с кониа XVI века. Женский костюм городской бедноты и крестьянства в первой половинеXVII столетия состоял из полотняной рубашки, плотного корсажа с рукавами(или без) и со шнуровкой спереди, двух или одной недлинных юбок, фартука инебольшого чепчика, плотно облегавшего голову. Волосы заплетали в косу иукладывали пучком на затылке. Молодые женщины могли появляться на улице ибез чепчика, пожилые носили его всегда. Верхней женской одеждой былакофточка из плотной ткани с довольно длинной баской, закрывавшей бедра. Восновных чертах этот костюм сохранился до конца XVII века. Положение женшин в северных провинциях было иным, чем в южных.Исторически сложилось так, что они пользовались большими правами, аразветвленная экономика возлагала на них много хозяйственных забот. Подвоздействием этих факторов формировались особенности внешнего обликаголландок, в костюме которых было больше национального своеобразия, чем вмужском. Он был глубже связан с традициями прошлого. Испанское ифранцузское влияние, не миновавшее север Нидерландов во второй половине XVIи первых десятилетиях XVII века, на некоторое время придало праздничномубуржуазному костюму определенную тяжеловесность и неуклюжесть. Жесткаягоргера достигала громадных размеров и, хотя талия оставалась на месте,юбку носили с вер-тюгалями. В восприятии и воспроизведении форм чужогокостюма чувствуется провинциализм с присущим ему неумением создавать единоехудожественное целое. Отсюда и распространение двойных воротников — горгеручасто носили поверх отложного. Жакет с короткими рукавами из отдельных лентимел трубчатую баску, но голову покрывал скромный чепчик и плоская шляпа. К 40-м годам многие элементы городского костюма, чуждые национальномудуху, исчезают, в нем снова появляется обаятельная простота. Чепчик был обязательным дополнением женских платьев. Классическаяформа голландского чепца, тесно связанная с общей композицией костюма,возникла в середине XVII века. Этот характерный национальный головной уборвоплощал представление голландцев об аккуратности и красоте. Чепчик нетолько покрывал голову, но и красиво обрамлял лицо. Костюм голланских крестьянок был очень простым. Как и в другихстранах Европы, он состоял из лифа-корсажа, облегающего фигуру, и юбки всборку. Особенностью его был очень коротенький маленький жакетик с рукавамиили без них, едва прикрывавший грудь. Не следует, однако, считать, что Голландия в эпоху своего расцветабыла чужда иностранным влияниям. Некоторые богатые амстердамские дамы в 30— 60-х годах одевались по французской моде, но сочетали ее с чистоголландскими деталями, например, закрывали декольте косынками из белойпрозрачной ткани, вставками из кружев и так далее. Таким образом,кальвинистское понятие о нравственности и скромности брало верх надстремлением к подражанию. Нужно сказать, что Голландия стала в это время не только центроммировой торговли, но и прибежищем для эмигрантов (французских гугенотов,португальских евреев и так далее). Поэтому разнообразие костюмов, особеннов крупных портовых городах, было очень велико. Однако голландки не слишкомобращали на них внимание и не стремились им подражать. В 50 — 60-е годы происходит кристаллизация внешнего облика женщины избуржуазной среды. Ее костюм, сохраняя сходство с общеевропейским,становится еще проще и строже. В нем сочетается конструктивная ясность сочень умеренной декоративностью. Линии покроя лифа, проймы рукавов непросто подчеркиваются, а как бы прорисовываются узкой лентой иного, чемплатье, цвета, что зрительно делает тоньше талию. Форма большого воротникаобразует вместе с одинаковыми по всей длине рукавами, единую линию силуэта.В то же время нижний край воротника ложится на лиф, создавая спокойнуюгоризонтальную линию. Это уравновешивает движение острых углов внутрисилуэта (треугольники шнипа платья и абриса юбки). Сопоставление французского и голландского женских костюмов этоговремени показывает их различное композиционное и образное решения, несмотряна обшее типовое сходство. Дело в том, что во французском платьезначительную роль играло сопоставление одежды и обнаженного тела. Поэтомудекольте оттеняли кружевом, легкими буфами из прозрачной ткани. Заменадекольте большим воротником из плотной материи на повседневных одеждах илииз белой прозрачной на нарядных, как это делали в Голландии, создавала ужеиной внешний облик. Чувственность в костюме голландки приглушалась, напервый план выступали кальвинистские добродетели, подчеркнутые простойпрической и головным убором, а также небольшим количеством украшений. Национальным был не только парадный костюм середины XVII века; повседневный наряд горожанок, может быть, еще глубже и острее выразилиндивидуальность голландских жен-шин, став впоследствии основой народногокостюма. На протяжении всего XVII века платья на севере Нидерландов шилипреимущественно из однотонных тканей. В парадных туалетах с большим вкусомсочетали разные фактуры, но особенно распространенным было сопоставлениебархата и атласа, иногда муара. Верхнее бархатное платье делали обычночерным, нижнее — светло-серым, светло-желтым, белым, голубым. Декоративнойотделкой служили ряды галуна, вертикальные вдоль тела и горизонтальные поподолу. В повседневных костюмах нижняя юбка не всегда была светлой, но всегдаиз другой ткани, нежели верхняя. Сословное и имущественное различие в женском голландском костюмесказывалось не только в качестве тканей, но и в фасоне — у жен буржуа лифплатья имел рукава, крестьянки, служанки, рыбачки, жены мелкихремесленников чаще всего носили корсаж без рукавов. Национальной частью женского костюма была верхняя домашняя одежда,прикрывавшая бедра, мягкой формы, не стеснявшая движения. Она существовалав нескольких вариантах. Так же как и знаменитое покрывало с крошечнойшапочкой на лбу — «гойке» — эта одежда приобрела национальные черты,своеобразную форму, отделку. В зажиточных кругах ее делали из бархата илиатласа светлых нежных цветов, зимой отделывали белым мехом, иногда игорностаем. У женщин средних и бедных слоев такие жакеты шили из шерстяныхтканей. Они имели несколько покроев — с короткой или длинной баской, узкими(по всей длине) или широкими вверху (уложенными в мелкие складочки попройме) и суженными книзу рукавами, с манжетами или без. В конце 50-х годов верхняя юбка парадных платьев не имеет разрезаспереди, она падает спокойными складками, рукава становятся более узкими,хотя их верхняя часть остается почти без изменений. Это создает новыепропорции костюма. Небольшая наколка, плотно облегавшая голову и пучок, всееще остается в моде, но прическа меняется. Все больше встречается слегказавитых волос, а затем и локонов, как на портретах Терборха. Этот женский костюм становится классическим в Голландии. Но во второйполовине XVII века богатые жены буржуа все чаще и чаще появляются в одежде,прямо подражавшей французской. Постепенно все национальное забывается.Голландцам, разбогатевшим на грабеже колоний, кажутся теперь смешнымиидеалы простоты, бережливости и трудолюбия. Новое поколение стремится кроскоши. Становится модным все французское. Быстрый расцвет голландскойкультуры сменяется деградацией, а национальная самобытность — подражанием.Хранителем традиций остается народ. Увлечение французской модой создавало большой разрыв между костюмамиразличных слоев. Он еще больше увеличился в XVIII веке, когда на основеслияния старой городской и крестьянской одежды в конце столетия формируетсянародный костюм со всеми его местными особенностями и отдельными стариннымидеталями.Список используемой литературы 1. Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. Т.2.: В 4 т. – 3 изд. с изм. и доп. – М: Академия моды; СПб.: Чарт Пилот, 2001. – 432 с.; ил., цв. ил. 2. Пармон Ф.М. Композиция костюма. Одежда, обувь аксессуары. Учебник для ВУЗов (3-е издание переработанное и дополненное). – М., «Триада Плюс», 2002. – 312 с., 258 ил. 3. Современная энциклопедия АВАНТА+. Мода и стиль. М: Аванта Плюс, 2002 – 476 с.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Костюм Нидерландов XVII века. Голландское барокко. Гармония черного и белого iconВопросы к экзаменам по дисциплине «история изобразительного искусства»
Проблема стиля в искусстве XVII века. Клас­сицизм и барокко. Идейно-художественные особенности барокко и классицизма
Костюм Нидерландов XVII века. Голландское барокко. Гармония черного и белого iconПроблема ансамбля в архитектуре XVII века (барокко)

Костюм Нидерландов XVII века. Голландское барокко. Гармония черного и белого iconАрхитектура барокко и классицизма. XVII-XVIII вв Барокко

Костюм Нидерландов XVII века. Голландское барокко. Гармония черного и белого iconКурсовая работа Тема: Мужские неканонические имена XVII века
I. изучение природы антропонимики и семантическиХ типов антропонимов на базе тобольских памятников XVII века
Костюм Нидерландов XVII века. Голландское барокко. Гармония черного и белого iconСодержание курса литература XVII века I. XVII
Европы в XVII веке. Формирование науки в XVII веке как формы общественного сознания. Философская мысль (учения Ф. Бэкона, Б. Паскаля,...
Костюм Нидерландов XVII века. Голландское барокко. Гармония черного и белого iconТенденции развития капиталистических отношений в России XVII века
В научной литературе, при всех расхождениях при определенного исходного и форм этого процесса, его хронологических рамок, XVII xviii...
Костюм Нидерландов XVII века. Голландское барокко. Гармония черного и белого iconТенденции развития капиталистических отношений в России XVII века
В научной литературе, при всех расхождениях при определенного исходного и форм этого процесса, его хронологических рамок, XVII xviii...
Костюм Нидерландов XVII века. Голландское барокко. Гармония черного и белого iconМатематика, Гармония, Красота
Гармония означает «согласованность, соразмерность, единство частей и целого, обуславливающие внутреннюю и внешнюю формы предмета,...
Костюм Нидерландов XVII века. Голландское барокко. Гармония черного и белого iconРостовський кремль
Були в ньому І творчі переосмислення ренесансних форм І певні впливи стилю барокко, який панував у XVII ст в країнах Європи
Костюм Нидерландов XVII века. Голландское барокко. Гармония черного и белого iconПроект выставки: повседневный костюм конца 20 века

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы