Москва правление Екатерины II icon

Москва правление Екатерины II



НазваниеМосква правление Екатерины II
Дата конвертации26.07.2012
Размер188,8 Kb.
ТипРеферат
Москва правление Екатерины II


Москва в годы правления Екатерины II (1762-1796) Вторая половина 18 – начало 19 века - время формирования в России“разумно построенного государства”, просвещенной монархии, ответ власти намощные антикрепостнические движения, приспособление дворянства ктребованиям нарождающегося капитализма. Развитие капиталистических отношений обусловило появление новых типовзданий. Строятся банки, торговые ряды, присутственные места, высшие учебныезаведения, воспитательные дома, госпитали, больницы, появляются новые типыпроизводственных, жилых, усадебных, дворцовых и культовых зданий.Складывается новый тип города. Происходит смена стиля в архитектуре. В становлении и развитии архитектуры той эпохи большую роль играетобращение искусства и культуры к античному классическому наследию как вЕвропе, так и в России. Архитектура второй половины XVIII - начала XIX в. развиваласьпреимущественно по двум руслам: осуществлялось крупное строительство вгородах в связи с увеличением городского населения (в это время былоразработано более 400 проектов планировки городов), и одновременнопроводилось строительство усадеб (сельских и городских) для дворянства,освобожденного указом Екатерины II “О вольности дворянства” отобязательной государственной службы. Для развертывания строительства вгородах большое значение имела реформа административного устройства 1775г., направленная на укрепление государственного аппарата. В истории русскойархитектуры этого периода выявляются два отчетливо выраженных периода: 60-70-е годы и 80-е годы – 1812 год. Первый из них – время зарождения истановления стиля, второй – расцвета русского классицизма. В период русского классицизма получило дальнейшее развитиестроительство по типовым проектам. Усиливается централизация управлениястроительным делом и разработкой проектов, охватывающая теперь ипровинциальные города. В законах о строительстве и архитектуре, издаваемыхгосударством, и указаниях “Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга иМосквы”, просуществовавшей до 1796 года, устанавливаются правила веденияработ при застройке губернских и уездных городов. В связи с дифференциациейстроительных специальностей расширяется состав рабочих-строителей имастеров. Однако в строительстве по-прежнему большую роль продолжает игратькрепостной труд. В провинциальных усадьбах, как правило, работаюткрепостные крестьяне. Значительную роль в утверждении нового направления в архитектуресыграли Академия художеств в Петербурге, архитектурно-строительныйколлектив, созданный Баженовым при экспедиции кремлевского строения, такназываемая партикулярная академия, а также основанная в 1775 году школа приКаменном приказе в Москве и школы таких архитекторов, как Ухтомский иКазаков. Виднейшие русские архитекторы командировались от Академий заграницу, где углубляли профессиональные знания и оттачивали мастерство,которое затем применяли как при работах в столицах, так и в провинции. Как же отразились годы правления Екатерины в «старой» столице? Императрица Екатерина II, как и Петр I, понимала значение Москвы иуделяла ей много внимания. Она не только короновалась вдревнепрестольной столице, но и именно в ней создала свою знаменитуюКомиссию по составлению нового Уложения. В древней Московской Грановитойпалате Екатерина вручила выборным людям свой “Наказ”, или руководство квыработке законов. Здесь же она велела судить Пугачева, потрясшего своимдвижением Поволжье, да и всю Россию. В 60-70 -х годах оживились градостроительные работы в Москве. Этому визвестной степени способствовала деятельность Комиссии строения,распространявшаяся на Москву, которая сохраняла свое значение вэкономической и культурной жизни страны. Сложившаяся структура древнегогорода с его радиально-кольцевой системой построения, с традиционнойусадебной застройкой и большим количеством обособленных богатых владенийпрепятствовала внедрению новых градостроительных приемов, что, к счастьюдля самобытности Москвы, не позволило полностью реализовать проектыперепланировки города. Одним из таких грандиозных проектов был проект Кремлевского дворцазодчего Баженова. В 1767 году Баженов начинает свою работу над проектомКремлевского дворца. Грандиозный дворец с примыкающими к немувспомогательными корпусами и целой системой площадей и магистралей внутриКремля должен был коренным образом изменить облик последнего. Над этимпроектом зодчий работал по 1775 год. Общественное содержание своегозамысла Баженов выразил в надписи на закладной доске: «К славе великойимперии, к чести своего века, к бессмертной памяти будущих времен, кукрашению столичного града, к утехе и удовольствию своего народа». В центре Кремлевского ансамбля по проекту размещалась громаднаяовальная площадь с трибунами, предназначенная для парадов и народныхпразднеств. К площади подходили три лучевые магистрали, продолжавшиеважнейшие городские улицы, совпадавшие со старыми дорогами к Москве изПетербурга, Ярославля и Владимира, чем подчеркивалась связь Кремля нетолько с Москвой, но и со всей Россией. Дворец располагался вдольКремлевского холма, связываясь с рекой монументальными лестницами итеррасами. Основные корпуса дворца занимали пространство по периметрукремлевских стен от Спасских до Троицких ворот. Главным фасадом дворец былобращен в сторону Москвы-реки и имел протяженность в 300 саженей (639 м).Парадные двухсветные залы находились в двух верхних этажах 6-этажногочастично заглубленного в землю здания. Проект, к счастью, остался неосуществленным. Ведь проектируемоеисполинское здание уничтожило бы полностью вековечные стены седого идревнего Кремля, святыни Русской земли. Менее чем через два года послеторжественной закладки дворца его строительство прекратилось из-за большогообъема и огромной стоимости строительства. Громадная модель-макетКремлевского ансамбля хранится в Оружейной палате. В XVIII веке продолжался рост Москвы, численность ее жителей по разнымисточникам составляла в середине века 200-230 тысяч человек. Таможеннаяграница города отодвинулась с земляного вала до бывших застав. В 1731 г.купцы-компанейщики, взявшие на откуп продажу водки в городе и поднявшие нанее цену, утроили между заставами вокруг всего города деревянную стену,чтобы в Москву вне застав не провозилась дешевая водка. Но население Москвызначительную часть стены растащило на дрова. В 1742 г. правительствопостроило вокруг Москвы земляной вал со рвом, вдоль которого постоянноездила конная стража. Вал был назван Камер-Коллежским, и к общему названиюего в каждой местности прибавлялось ее название, например, Бутырский Камер-коллежский вал. Многие из этих названий сохранились в названиях нынешнихулиц: Сущевский вал, Сокольнический вал, Пресненский вал, Трехгорный вал ит.д. Местное название получили и заставы на этом валу: Тверская застава,Серпуховская, Калужская и т.д. В 1775 году был утвержден проект планировки Москвы, разработанныйМосковским отделением Комиссии строения. План намечал общую перспективуразвития центра Москвы с созданием вокруг Кремля системы площадей,расположенных полукольцом вдоль р. Неглинной и к востоку от нее. Получалановое осмысление кольцевая планировочная структура города. На центральныхплощадях и разрывах бульваров, в местах их пересечения с радиальнымиулицами, предполагалось строительство крупных представительных зданий.Проект определил границы города по Камер-Коллежскому валу. На главныхвъездных дорогах были устроены заставы, где собирались пошлины,поступавшие в Камер-коллегию. С 1775 года стал действовать Каменный приказ,специальный орган управления, осуществлявший реализацию этого плана Москвыи развивавший каменное строительство. В Китай-городе и Зарядье былозапрещено строить деревянные дома. Одно из следствий осуществления этого плана - утрата всех крепостныхсооружений Белого города - стен, башен, ворот. Екатерина II велеласрыть все эти «исторические ветхости» и на месте их, уподобляя МосквуПарижу, устроить бульвары, существенно изменившие исторический обликМосквы. Причем при Екатерине II был устроен только Тверской бульвар, а доПетровских ворот были посажены березки, скоро засохшие; в остальных местахвиднелись штабели сложенного кирпича из разобранной стены Белого города икое-где - ее обнаженные белокаменные фундаменты. В названиях некоторыхплощадей столицы, где давно нет никаких ворот, живут воспоминания о Беломгороде: Тверские ворота, Никитские ворота. В этот же период были срыты ивсе крепостные сооружения Земляного города - земляной вал и его каменные и 34 деревянные башни. На месте этих стародавних сооружений была устроена«Садовая» улица. В конце XVIII века на главных улицах Белого города стояли большейчастью каменные дома в два-три этажа, в некоторых местах - настоящие дворцывельмож, построенные первоклассными архитекторами. Улицы были покрытыбулыжной мостовой и тротуарами из щебня; с наступлением темноты здесьгорели масляные фонари на столбах, стоявших в 20 м один от другого. Но впереулках еще преобладали деревянные дома в один этаж, с мезонином;переулки были вымощены частью булыжником, частью по старинке деревом.Тротуары были деревянные, а масляные фонари стояли не чаще 30-40 м. Водворах было много зелени. Однако в XVIII веке слободы и села, находившиеся в границах Москвы,еще далеко не полностью влились в сеть городских кварталов, а представлялисобой отдельные улицы с переулками, окруженные рощами, полями, пашнями иогородами. Такими поселениями, кроме монастырских слободок, были: Хамовники(ткачи), Дорогомилово, Пресня, Грузины, Тверские-Ямские улицы, Миусы,Сущево; слободы: Троицкая, Мещанские, Переславская, Красное село,Покровское, Немецкая слобода, Лефортово, Сыромятники, Рогожская,Семеновская, Кожевники, Лужники, Калужская и др. Лишь в XIX веке онипостепенно превратились в улицы и переулки города, входя в сомкнутую сетьего кварталов. Внедрявшиеся Екатериной II новшества сильно повлияли не только насобственно здания и строения города, но и на санитарное состояние иблагоустройство «вдовствующей» столицы. Памятником оздоровления Москвы вэто царствование служат грандиозный водопровод прекрасной питьевой воды изМытищ, который один поил Москву до последней четверти 19 века, устройствоводоотводного канала (канавы) на Москве-реке, заключение Неглинной в 1789-1791 гг. в открытый канал, причем близ Кузнецкого моста предполагалосьустроить водоем с монументом в память «Преславной Созидательницы канала». Екатерина, введя оспопрививание, много сделала также для организациибольничного дела. Были построены в Москве две больницы - одна длячернорабочих (Старо-Екатерининская), другая для прочих классов населения(Ново-Екатерининская). Именем наследника Павла была названа больница близСерпуховской заставы. Москва в это время была «дворянской столицей», и в Белом городе,кроме дворцов вельмож и дворянских особняков, находились дворянскиеучреждения: Благородный университетский пансион, Благородное дворянскоесобрание, домашние крепостные театры. Основной вид строительства Москвыэтого времени - жилая застройка, в которой уже тогда видное место занималикрупные городские дворянские усадьбы с главным домом, отнесенным в глубинупарадного двора. Основная же масса построек приходилась на средние слоинаселения, среди которых были чиновники, мелкие купцы, торговцы, владельцыразличных мастерских. Они строили дома главным фасадом по линии улицы,отчасти из-за усилившегося контроля со стороны Комиссий, отчасти из-зауплотнения застройки. В 60-70 гг. XVIII века строительство немногих богатых, крупных домоввелось по индивидуальным проектам, а массовое строительство - по«образцовым», или, как теперь говорят, «типовым» проектам,разрабатывавшимся в Петербурге и применявшимися в городах всей страны. Одним из примеров планировки крупного жилого дома этого времени можетслужить построенный архитектором Казаковым дом А. Н. Голицына на Б.Лубянке (не сохранился, разобран в 1928 году). План дома прямоугольный, совходом с торца. В первом этаже размещались подсобные помещения, во втором -парадные комнаты, анфиладно расположенные в сторону улицы (аванзал,гостиные, кабинет, парадная спальня и др.) По оси фасада, обращенноговнутрь участка, находился большой парадный зал, соединенный со среднейгостиной. Типичен также дом Румянцева на Маросейке, сооруженный Баженовым(дом № 17). Жилая застройка Москвы отличалась от петербургской большейсвободой и разнообразием композиционных приемов. Дом на углу Б. Дмитровкиотстраивался архитектором Казаковым для генерал-фельдмаршала Долгорукого-Крымского. Но владелец в 1782 г. умер, и дом был куплен у его сына дляклуба - «Благородного дворянского собрания» В его замечательном Колонномзале устраивались дворянские собрания, приемы царей, благотворительныевечера, концерты, балы. Дом в 1812 г. горел и был восстановлен, затем в1900-х годах переделан. Но Колонный зал при этом не был затронут. Онявляется одним из шедевров русской архитектуры. По выразительностипространственного решения, по своим акустическим качествам Колонный залпринадлежит к числу наиболее выдающихся залов мира. До нашего времени сохранились также дома XVIII века на улицеВоздвиженка: генерал-поручика Талызина, построенный в 1787 г. архитекторомКазаковым, где сейчас помещается Музей русской архитектуры им. Щусева, домграфа Шереметева (1780 г, архитектор Львов), палаты гетмана Малороссииграфа Разумовского (1782-1783 гг., архитектор Баженов). На улице Герценасохранились дома графа Орлова (арх. Казаков), в котором сейчас размещаетсяисторический факультет Университета, дом князя Меньшикова, дом Глебовой-Стрешневой, князя Лобанова-Ростовского. На Тверской улице в 1782 г. Казаковпостроил для графа Чернышева, вскоре ставшего московским губернатором, дом-дворец. Сейчас это - надстроенный дом Моссовета. Им же построен домКозицкой, имеющий величественную историю. В этом доме княгиня ЗинаидаВолконская царила на своих вечерах, названных «салоном Волконской», открыльца этого дома уехала в Сибирь к мужу-декабристу Мария Волконская. Вэтом доме, перестроенном до неузнаваемости, сейчас находится знаменитыйЕлисеевский магазин. На Моховой улице было выстроено архитектором Баженовым в 1784-1786 гг. и существует поныне красивейшее здание Москвы - Пашков дом. Этозамечательный пример городского дворца-усадьбы, принадлежавшего крупномупомещику Пашкову. Комплекс состоит из жилого дома с небольшим парком передглавным фасадом, флигели, парадный подъездной двор и надворные постройки -манеж и конюшню. Его гармоничный облик, украшенный скульптурными фигурами,еще более был привлекателен в Екатерининские времена, окруженныйсоразмерной, не подавляющей его застройкой, оттеняемый зелеными газонами,на которых прежде били фонтаны и по которым разгуливали павлины.Компактность четких объемов, богатая пластика сочетаются в доме Пашкова сясностью и уравновешенностью классической архитектуры. Между Кузнецким мостом и Сандуновским переулком в те временанаходилось огромное владение графа Воронцова, скупившего здесь более 40дворов. За большими каменными палатами графа расстилался регулярный парк,устроенный по типу версальских садов, с прудами, беседками и с привольнойНеглинной, текущей в естественных берегах. Но на улицы Петровку, КузнецкийМост, Рождественку выходили дворовые строения и заборы с воротами. В 1778г. Казаков выстроил для графа новые палаты, в сильно измененном видедошедшие до нашего времени, в них сейчас размещается часть Московскогоархитектурного института. В конце XVIII - начале XIX веков улица Пречистенка (Кропоткинская) иее переулки, которые имели общее название по слободе «Староконюшенная»,становятся самой аристократической частью Москвы. Фамилии некоторыхдомовладельцев сохранились до нашего времени в названиях переулков:Всеволжский (по дому № 7), Лопухинский (по дому № 11), Хрущевский (по дому№ 12). Дом № 7 в 19 веке принадлежал богачу, крупному помещику ипромышленнику Всеволжскому. Он славился своими музыкальными вечерами. Сынвладельца Никита был близко знаком с А.С.Пушкиным. Ему посвященостихотворение поэта «прощай, счастливый сын пиров». Двор Хрущевапредставлял собой настоящую барскую усадьбу, расположенную междусовременными Чертольским и Хрущевским переулками, с великолепным въезднымиворотами, службами, садом, павильоном и полуротондой в стиле ампир. Сегоднясохранились только перестроенные арх. Григорьевым в начале 19 веказдания. В доме № 17 сохранились интерьеры с живописью плафонов XVIII -начала XIX в. Дом № 19, принадлежавший с конца XVIII в. князьямДолгоруковым, - огромное здание с колоннадой, построенное Казаковым в 1780г. - долго был занят Александро-Марьинским институтом. Ранее позади домарасполагался большой парк с прудами и фонтами. Во двор вели шесть въездныхворот, застроенные арки которых явно выделяются на фасаде. Промежутки междуворотами имели ниши, в которых помещались скульптурные украшения. Этотинтересный архитектурный памятник и сегодня выделяется своим художественнымоформлением. Домом № 22 (пожарное депо), построенным в конце XVIII в.Казаковым, владели родственники генерала Ермолова, героя Отечественнойвойны 1812 г., дом которого (№ 20), находился рядом. Усиление роли государства приводит к появлению новых типов зданийобщественного назначения. Один из сохранившихся ансамблей такого типа -Воспитательный дом в Москве, строившийся под наблюдением архитектораБецкого (1760-1770 гг.). Это новое по своему назначению сооружение,воплощающее идеи «просвещенного абсолютизма» о переустройстве обществапосредством воспитания и образования. По проекту здание было рассчитано на8000 детей и состояло из двух корпусов, ограничивающих прямоугольные дворыи объединенные центральным корпусом, выступающим из общего массива здания всторону Москвы-реки; служебные корпуса обрамляли с трех сторон громадныйучасток Воспитательного дома. Полностью проект не был осуществлен, но и попостроенным зданиям видно, как очень простыми архитектурными средствамидостигнута большая выразительность. Огромный дом, длина которого составляет380 м, делится на легко читаемые объемы и увенчан тремя куполами. Напостройку здания была употреблена часть стены Белого города. Императрицапервая пожертвовала на эту постройку из своих личных средств 100 тысяч, ацесаревич Павел Петрович 50 тысяч. Еще один пример общественного здания - правительственное здание.Строительство Сената в Кремле осуществлялось по проекту Казакова в 1776-1787 гг. Здание проектировалось для собраний дворянства Московскойгубернии, но после перевода из Петербурга двух сенатских департаментов онобыло предоставлено Московскому Сенату, который назывался тогда «Домприсутственных мест». Над куполом этого здания стояла статуя ГеоргияПобедоносца, увезенная французами в 1812 году. В средней части зданиянаходится громадная круглая Екатерининская зала, украшенная горельефами,изображающими деяния Екатерины II. К новым для Москвы типам зданий относится и здание Московскогоуниверситета, построенное по проекту архитектора Казакова (1786-1793). Планздания П-образной формы с парадным подъездным дворцом, обращенным к улице,с коридорной системой планировки позднее получил широкое распространение взданиях учебных заведений, больниц и т.п. заведений. Сооружения эпохи Екатерины II в Москве легко определить по такназываемому классическому стилю, вернее, подражанию античности, в духеренессанса. Это здания с колоннами на фасаде, барельефами с изображениямиантичных фигур в греческих гиматиях, или римских тогах, статуи античногохарактера, портики. Предшествовал Екатерининскому ренессансу стильмосковского барокко эпохи Елизаветы Петровны - украшательский, прихотливый,причудливый. В Европе барокко пришло на смену классическому ренессансу, вРоссии - наоборот. Причины тому - в про-западной политике Екатерины II,которая в архитектуре и искусствах проявилась благодаря тесным контактамроссийских и европейских мастеров. Со столицей тесно связаны были подмосковные поместья дворянства, изкоторых многие блистали роскошью своих построек и великолепием парков. ЭтоОстанкино и Кусково - владения Шереметевых, Архангельское - Юсуповых,Кузьминки - Голициных, Братцево - Щербатовых, Знаменское - Трубецких и др. Подмосковная дворцовая усадьба «Царицыно» - яркий пример московскойпсевдоготики. Ансамбль был построен архитектором Баженовым в 1775-1785 гг.как летняя подмосковная резиденция Екатерины II и по ее заказу. Из-заинтриг или каприза императрицы дворцовые павильоны после «смотрин» былиразрушены, и на их месте уже Казаковым был построен новый дворец. Петровский ансамбль, также творение Казакова (1775-1782) – «путевой»дворец Екатерины II. Это центрическое двухэтажное здание, окруженноеслужебными постройками, образующими перед дворцом парадный двор, а позади –хозяйственный. Фасад дворца украшен деталями, выполненными с использованием древнерусских мотивов – кувшинообразных колоннах, фронтончиках, висячихгирьках арок, в сочетании кирпичной кладки стен с белокаменными деталями. Особое место в истории Москвы и России занимает Останкино - «музейкрепостных талантов». Проект (правда, переделанный из проектапрофессионального архитектора), строительство, отделка, убранство - вседело рук мастеров-крепостных графа Шереметева. Сохранились в Москве и церкви - памятники екатерининского времени.Самый известный среди них - храм Большого Вознесения на Никитской улице. Вэтом храме, еще недостроенном, венчался А.С. Пушкин с Натальей Гончаровой.Известны также церкви на улице Варварка (Разина) - церковь Варвары,построенная по проекту арх. Р.Р. Казакова в конце 18 века и церковь ИоаннаПредтечи (Климента), построенная в середине 18 века. Сохранились церквитого времени в Высоко-Петровском монастыре на улице Петровке, церковьНиколы в Звонарях (построил арх. Бланк в 1760-1780 -х годах) и некоторыедругие. Более двухсот лет отделяют эпоху правления Екатерины II от нашихдней. Но, как мы видим, следы того времени хранятся в народной памяти, вбывших и нынешних названиях улиц и переулков Москвы, в структуре уличнойсети, и даже сохранившиеся памятники архитектуры - отдельные здания ицелые комплексы, ансамбли, - до сих пор украшают нашу столицу.Путешествие по Екатерининской Москве может длиться всю жизнь, потому чтоизучение даже одного здания того времени связано тысячью нитей, фактов,легенд с известнейшими архитекторами, строившими и перестраивавшими его,со знаменитыми людьми, владевшими домом на протяжении столетий или толькопосещавшими его. Такая же сложная и интереснейшая история у каждойгородской улицы или переулка, площади или бульвара. Это путешествие -погружение в историю отечества, которая подкрепляется зримыми, живымисвидетелями минувшего - памятниками градостроительства и архитектуры,истории и культуры. Список памятников архитектуры конца XVIII - начала XIX веков в заповедных зонах Москвы (см. планы-иллюстрации) Китай-город Улица Разина (Варварка). 2. Церковь Варвары 1796-1804 гг., арх.Р.Р.Казаков. 3. Старый Гостиный двор. 1791-1805 гг. по проекту Д.Кваренги,арх. С.Карин и М. Селехов. 8-10. Старый Государев двор. XVI в., с XVII в.– Знаменский монастырь, коло кольня и кельи кон. XVIII в. 15. ЦерковьИоанна Предтечи (Климента) 1741 г. Кропоткинская улица Кропоткинская улица (Пречистенка). 5. Жилой дом кон. XVIII – нач. XIXвв. 7. Жилой дом (Всеволжских) кон. XVIII – нач. XIX вв. 10. Жилой домкон. XVIII – нач. XIX вв. с палатами XVII в. 12. Городская усадьба(Хрущевых-Селезневых) кон. XVIII – нач. XIX вв. 15. Жилой дом кон. XVIII –нач. XIX вв. 16. Жилой дом XVIII в. 17. Главный дом городской усадьбыкон. XVIII в. 19. Жилой дом (Долгорукого) 1780-х годов 20. Жилой дом(Ермолаева) кон. XVIII – нач. XIX вв. 21. Городская усадьба кон. XVIII –нач. XIX вв. 22. Пречистенская полицейская часть кон. XVIII – нач. XIX вв. Большой Власьевский пер. 2/2. Церковь Успения на Могильцах 1791-1799гг., арх. Н.И.Легран. Гоголевский бульвар (Пречистенский). 10. Городская усадьба (Цурикова)XVIII – нач. XIX вв. Улица Маркса и Энгельса (Мал. Знаменский пер.). 3. Городская усадьба(Лопухиных) XVII – XIX вв. Улица Остоженка. 38. Жилой дом (Еропкина) 1771 г. Улица маршала Шапошникова (Антипьевский пер.). 8. Церковь Антипия наКолымажном дворе XVII в. с колокольней XVIII в. Улица Волхонка. 14/1. Городская усадьба (Голициных) кон. XVIII – нач.XIX вв., главный дом 1758 г., арх. И.П.Жеребцов, перестроил в 1774 г. арх.М.Ф. Казаков. Улица Арбат Улица Арбат. 37/2. Дом военного суда кон. XVIII – нач. XIX вв. Карманицкий пер.(Бол. Толстовский). 14/6. Жилой дом кон. XVIII – нач.XIX вв. Улица Мясковского. (Бол. Афанасьевский пер.). 20. Жилой дом сер.XVIII в. Смоленская-Сенная площадь. 30. Жилой дом (Несвицкой) сер. XVIII в.,кон. XVIII в., арх. М.Ф. Казаков Спасопесковский пер. 6. Жилой дом (Щепочкиной) 1820 г., ворота сер. . XVIII в. Улицы Герцена и Воровского Улица Герцена (Бол. Никитская). 5. Жилой дом (Орлова) кон. XVIII в.,XIX в. 11. Жилой дом кон. XVIII в., XIX в.12/1. Жилой дом (Меньшикова) 1776-1777 гг. 14/2. Городская усадьба (Брюса) XVIII – нач. XIX вв. 16. Жилойдом XVII – XIX вв. 36. Церковь Большого Вознесения, существовала с XVIIв., в 1798 г. проектир. М.Ф.Казаков, строилась до 1845 г. 46. Городскаяусадьба кон. XVIII – нач. XIX вв. Улица Воровского (Поварская). 52. Городская усадьба (Долгоруковых)кон. XVIII – нач. XIX вв. Проспект Калинина (ул. Воздвиженка). 5. Городская усадьба (Талызина)1773 г., арх. М.Ф.Казаков.6. Жилой дом (Разумовского-Шереметьева)1790-х гг. Улица Качалова (Мал. Никитская). 12. Городская усадьба (Бобринских)кон. XVIII в. Проспект Маркса (Моховая ул.) 18. Московский университет («старое»здание) 1776-1793 гг., арх. М.Ф.Казаков. 20. Московский университет(«новое» здание) с университетской церковью кон.XVIII в. Собиновский пер.(Мал. Киселевский). 6. Жилой дом XVIII – XIX вв. Улица Станиславского (Леонтьевский пер.). 6. Жилой дом (Хлопова) кон.XVIII в. с палатами XVII в. Суворовский бульвар (Никитский). 7-7а. Городская усадьба XVIII – XIXвв. 12а. Городская усадьба (Луниных) XVIII в. 24, 26 Ансамбль трех жилыхдомов кон. XVIII – нач. XIX вв. 25. Городская усадьба (Яковлева) кон.XVIII – нач. XIX вв. Улица Фрунзе (Знаменка). 12/2. Жилой дом сер. XVIII в. Хлебный пер. 2. Городская усадьба 1770 г. Богословский пер. 4.Церковь Иоанна Богослова на Бронной 1652-1665 гг.с колокольней 1740-х гг. Улицы Петровка и Кузнецкий мост Улица Петровка. 25. Городская усадьба (Губина) 1790-х гг., арх.М.Ф.Казаков. 28. Высоко-Петровский монастырь, основан в кон. XIV в., вансамбль входят церкви надвратная (Пахомия) 1753-1755 гг., школа арх.Ухтомского, Толгская церковь 1744 гг., арх. И.Ф.Мичурин. Улица Кузнецкий мост. 17. Палаты Тверского подворья кон. XVII в.,XVIII в. Улица Жданова (Рождественка). 11. Сильно перестроенное здание из палатграфа Воронцова (Строгановское училище, затем до настоящего времени -Московский архитектурный институт), арх. М.Ф.Казаков, 1778 г. 15. ЦерковьНиколы в звонарях 1762-1781 гг., арх. К.И.Бланк. Проспект Маркса (Охотный ряд). 10. Дом Благородного собрания кон.XVIII – нач. XIX вв., арх. М.Ф.Казаков. Улица Москвина (Богословский пер.). 6. Жилой дом (Трубецкой-Бове) кон.XVIII – нач. XIX вв. Пушкинская улица (Бол. Дмитровка) 34. Университетская типография кон.XVIII – нач. XIX вв. Петровский бульвар 8. Городская усадьба (Татищева) 1786 г. Площадь Свердлова (Театральная). 2/7. Театр Незлобина (Центральныйдетский театр, Российский молодежный театр) кон. XVIII в. Столешников пер. 6. Городская усадьба (Кожиных) кон. XVIII – нач. XIXвв. Страстной бульвар. 15. Городская усадьба (Гагариных) кон. XVIII – нач.XIX вв., арх. М.Ф.Казаков Улица Кирова (Мясницкая) Улица Кирова (Мясницкая). 21. Жилой дом (Юшкова) 1780-1790-х гг., арх.В.И.Баженов. 33,37. Городская усадьба XVIII – XIX вв., арх. О.И.Бове,А.Г.Григорьев, А.И.Резанов. 42. Городская усадьба (Барышников) 1797-1802гг., арх. М.Ф. Казаков. 43.Жилой дом (Лобановых-Ростовких) 1790-х гг. 44.Жилой дом XVIII – нач. XIX вв. Армянский переулок. 2. Ансамбль Лазаревского института кон. XVIII –нач. XIX вв. Малый Комсомольский переулок (Мал. Златоустьинский). 1. Жилой дом(Разумовской) 1790-х гг., арх. М.Ф.Казаков Кривоколенный переулок. 4. Жилой дом (Веневитинова) кон. XVIII – нач.XIX вв. 9. Жилой дом XVIII – XIX вв. с палатами XVII в. 10. Городскаяусадьба XVIII – XIX вв. Потаповский пер. (Бол. Успенский). 8. Городская усадьба (Головиных)кон. XVIII – нач. XIX вв. Телеграфный переулок ( Архангельский). 10. Два жилых дома XVIII – XIXвв. с палатами XVII в. 12/8. Жилой дом XVIII – XIX вв. 15а. ЦерковьАрхангела Гавриила (Меньшикова башня)., арх.И.П.Зарудный (1770 г.) Хоромный тупик (Трехсвятительский). 4. Городская усадьба XVIII – нач.XIX вв. Большой Харитоньевский переулок. 21. Палаты бояр Волковых кон. XVII –нач. XVIII вв. (дворец Юсуповых кон. XVIII – нач. XIX вв., арх.Н.В.Султанов). 24. Комплекс двух жилых домов XVIII – XIX вв. Улицы Богдана Хмельницкого и Чернышевского Улица Богдана Хмельницкого (Маросейка). 2/15. Жилой дом (Разумовской)1796 г. 14/2. Церковь Косьмы и Дамиана 1791-1803 гг., арх. М.Ф.Казаков. 17.Городская усадьба (Хлебникова) 1780-х гг. Улица Чернышевского (Покровка). 3. Жилой дом кон. XVIII – нач. XIXвв., 22. Городская усадьба (Апраксиных) сер. XVIII в. 26/1. ЦерковьВоскресения в Барашах 1732-1734 гг., 1773 г. 38. Городская усадьба(Шувалова-Голициных) кон. XVIII – нач. XIX вв. Армянский переулок. 11. Городская усадьба кон. XVIII – нач. XIX вв.13. Жилой дом кон. XVIII в. Улица Архипова (Бол. Спасоглинищевский пер.). 4. Жилой дом (Уварова)1790-х гг. Переулок Максима Горького (Хитровский). 1/3. Жилов дом кон. XVIII –нач. XIX вв. Колпачный переулок. 6. Жилой дом (Долгоруких) 1748-1760 гг. с палатамиXVII в. Лялин переулок. 3. Жилой дом XVIII – нач. XIX вв. Петроверигский переулок. 4. Городская усадьба (Боткиных) кон. XVIII –нач. XIX вв. Петропавловский переулок. 4. Церковь Петра и Павла у Яузских ворот1700-х гг. с колокольней 1771 г. Подколокольный переулок. 16а. Жилой дом (Орловская богадельня) сер.XVIII – нач. XIX вв. Подкопаевский переулок. 15. Церковь Николы в Подкопае 1629 г. сколокольней 1750-х гг., арх. Козловский Покровский бульвар. 3. Покровский казармы 1798 г. 11. Жилой дом(Дурасовых) кон. XVIII в. 18/15. Жилой дом кон. XVIII – нач. XIX вв. Серебрянический переулок. 1/3. Церковь Троицы в Серебряниках 1770-х г.с колокольней 1780-х гг. Старосадский переулок (Космодамианский). 5. Городская усадьба кон.XVIII – нач. XIX вв. 9. Церковь Владимира в Старых садах 1514 г сколокольней XVIII – XIX вв. Хохловский переулок. 12. Церковь Троицы в Хохловке 1696 г. сколокольней XVIII в. Заяузье Улица Володарского (Швивая горка, Гончарная).2. Жилой дом кон. XVIII –нач. XIX вв. 12. Городская усадьба (Тутолмина) сер. XVIII – нач. XIX вв.,арх. В.И.Баженов, М.Ф.Казаков, В.О.Шервуд. 29. Церковь Успения Богородицы вГончарах с колокольней 1790-х гг. Интернациональная улица (Таганная). 9-11. Городская усадьба Баташевакон. XVIII в., главный дом 1798-1802 гг., арх. М.Кисельников по проектуР.Казакова 1-й Котельнический переулок. 3. Жилой дом XVIII – XIX вв. с палатамиXVII в. Верхняя Радищевская ул. (Верхняя Болвановка). 1/2. Жилой дом кон.XVIII в. Ульяновская улица (Николо-Ямская). 10. Церковь Симеона Столпника XVIIIв. Замоскворечье 1-й Кадашевский пер., 14. Городская усадьба, середина XVIII - началоXIX вв. Улица Большая Ордынка, 20. Церковь Всех Скорбящих радости, колокольняи трапезная 1783-1791 гг., арх. В.И. Баженов. 21/16. Городская усадьба(Долгоруковых-Жемочкина), 1770 -е гг., арх. В.И. Баженов (реконструкция -1820 -е гг., О.И. Бове). 39. Церковь Иверской Богоматери, 1791-1802 гг.,арх. И.В.Еготов. 60/2. Церковь Екатерины 1763-1767 гг., арх. К.И.Бланк. Ордынский тупик. 4. Дом притча сер. XVIII - нач. XIX вв. Улица Большая Полянка. 37. Церковь Успения в Казачьей слободе страпезной и колокольней 1795 г. (перестройка - XIX в.) Пятницкая улица. 6/1. Жилой дом XVIII - XIX вв. с палатами XVII в.19.Жилой дом кон. XVIII – нач. XIX вв. 26/7. Церковь Климента папы римского1762-1770 гг. 31. Жилой дом (Матвеевых, сер. XVIII в.). 46. Жилой дом кон.XVIII – нач. XIX вв. Большой Толмачевский пер. 3. Городская усадьба (Демидовых) 1777-егоды. Черниговский переулок. 2. Церковь Иоанна Предтечи «под Бором», XVI в.с колокольней 1781 г. 9/13. Городская усадьба XVIII – нач. XIX вв.(гимназия Косицына). Список использованной литературы: 1. П.В.Сытин. Из истории московских улиц. “Московский рабочий”, 1958 2. Москва. Атлас туриста. Главное управление геодезии и картографии приСовете Министров СССР. М., 1989 3. М.И.Пылаев. Старая Москва. М., «Сварог», 1995 4. Сорок сороков. Том 2. Москва в границах Садового кольца. М., АО “Книгаи бизнес”, АО “Кром”, 1994 5. Всеобщая история архитектуры. М.,«Стройиздат», 1968 6. В.В.Назаревский. Из истории Москвы. М., «Сварог», 1996 7. Альбом «Москва вчера и сегодня».М., «Московский рабочий», 1980 8. М.В. Посохин. Город для человека. АП «Новости», 1973




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Москва правление Екатерины II iconОбщее и особенности в реформах Петра Первого и Екатерины Второй
Петр I (правление с 1689 по 1725г.) и Екатерина II (правление с 1762 по 1796 г.) – одни из самых заметных фигур мировой истории....
Москва правление Екатерины II iconПравление Екатерины II

Москва правление Екатерины II iconII. Правление Екатерины II и политика «просвещенного абсолютизма»
Излишне говорить о царствовании Екатерины II, носившем столь национальный характер, что, может быть, еще никогда ни один народ не...
Москва правление Екатерины II iconОсвоение Крыма и Малороссии в правление Екатерины Второй

Москва правление Екатерины II iconПравление Ивана Васильевича «Грозного» правление Алексея Михайловича «Тишайшего»

Москва правление Екатерины II icon«Правление Екатерины ii»
Цербстская, родилась 21 апреля 1729 г в немецком городе Штеттине. Её отец принц Христиан Август Ангальт-Цербстский состоял на прусской...
Москва правление Екатерины II iconДокументы
1. /Москва Екатерины II.doc
Москва правление Екатерины II iconА. Д. Меншиков Чье правление выпадает на весну века?
Чем правление Елизаветы Петровны отличается от правления других императоров эпохи дворцовых переворотов?
Москва правление Екатерины II iconРеферат по истории России Тема: «Правление Екатерины ii»
София Августина Фредерика Ангальт-Цербстская, родилась 21. 04(02. 05)1729 г в немецком приморском городе Штеттине, умерла 06(17)....
Москва правление Екатерины II iconСудьба Петровских реформ в эпоху дворцовых переворотов
Елизаветы Петровны оценивается как период контрреформ). Правление Екатерины 1 (1725-1727) в российской истории были периоды, когда...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы