Постановление От 9 марта 2000 г. N 153 о мерах по совершенствованию управления государственным имуществом на территории области icon

Постановление От 9 марта 2000 г. N 153 о мерах по совершенствованию управления государственным имуществом на территории области



НазваниеПостановление От 9 марта 2000 г. N 153 о мерах по совершенствованию управления государственным имуществом на территории области
Дата конвертации26.07.2012
Размер361,35 Kb.
ТипПостановление
скачать >>>


ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 марта 2000 г. N 153


О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ

НА ТЕРРИТОРИИ ОБЛАСТИ


В целях усиления государственного контроля и регулирования отношений в государственном секторе экономики, создания детально регламентированного механизма управления государственным имуществом, повышения эффективности работы унитарных предприятий и учреждений в соответствии с Концепцией управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1999 года N 1024 "О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации", постановляю:

1. Утвердить Концепцию управления государственным имуществом и приватизации в Белгородской области (прилагается).

2. Утвердить мероприятия:

- по обеспечению реализации Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Белгородской области (прилагаются);

- по обеспечению реализации Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации в отношении имущества, расположенного на территории Белгородской области (прилагаются).

3. Утвердить Положение о межведомственной комиссии по повышению эффективности управления государственным имуществом (далее - межведомственная комиссия) и ее состав (прилагаются).

4. Возложить на департамент управления государственным имуществом правительства администрации области (Шамаев В.П.) организационно - техническое обеспечение деятельности вышеуказанной комиссии.

5. Департаментам правительства администрации области, осуществляющим координацию и регулирование деятельности в соответствующих отраслях: программно - целевого развития агропромышленного комплекса (Анисимов А.И.), координации топливно - энергетического комплекса (Головин Н.Д.), промышленности и связи (Сокруто И. В.), строительства, транспорта и жилищно - коммунального хозяйства (Сухарев А.А.), инвестиций, ресурсного обеспечения, торговли и внешнеэкономической деятельности (Бобрицкий Г.А.), социальной политики (Худаев Д.В.) в срок до 1 апреля 2000 года провести оценку деятельности всех государственных федеральных и областных предприятий, учреждений соответствующих отраслей и внести предложения по улучшению их работы или реформированию.

6. Департаменту управления государственным имуществом правительства администрации области (Шамаев В.П.) в срок до 1 июня 2000 года обобщить предложения отраслевых департаментов и вынести их на рассмотрение межведомственной комиссии.

7. Департаменту управления государственным имуществом правительства администрации области в срок до 1 августа 2000 года направить Министерству государственного имущества Российской Федерации, другим федеральным органам исполнительной власти, предложения, выработанные межведомственной комиссией, для принятия соответствующих решений.

8. Департаментам правительства администрации области организовать работу по реализации Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Белгородской области и утвержденных настоящим постановлением мероприятий.

9. Контроль за выполнением постановления возложить на департамент управления государственным имуществом правительства администрации области (Шамаев В.П.).

Информацию о ходе выполнения постановления представить к 1 июля 2000 года.


Глава администрации области

Е.САВЧЕНКО


Утверждена

постановлением главы

администрации области

от 9 марта 2000 г. N 153


КОНЦЕПЦИЯ

УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ

И ПРИВАТИЗАЦИИ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ


1. Управление государственным имуществом


1. Цели, задачи и принципы управления

государственным имуществом

В сложившейся социально - экономической ситуации назрела необходимость выработки основных принципов и приоритетов в сфере управления и распоряжения государственным имуществом, усиления государственного контроля и регулирования в государственном секторе экономики области.

Учитывая небольшую долю областных государственных унитарных предприятий в общем объеме коммерческих организаций на территории области, не следует понимать усиление роли государственного влияния в регулировании экономики области как политику наращивания массы объектов государственной собственности.

Сегодня назрела объективная потребность создания стройной системы представлений о критериях необходимости отнесения тех или иных объектов под непосредственное управляющее воздействие органов власти области и создания жесткого детально регламентированного механизма управления и контроля государственной собственности.

Государственная политика области, основанная на настоящей Концепции, преследует следующие цели:

максимализация доходов бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью;

оптимизация структуры собственности (с точки зрения народохозяйственных пропорций и на микроуровне) в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;

осуществление деятельности, направленной на решение социальных задач, а также тех видов работ и услуг, которые не могут осуществлять по тем или иным причинам негосударственные организации;

вовлечение в гражданский оборот максимального количества объектов государственной собственности;

использование всех государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;

повышение конкурентоспособности областных государственных унитарных предприятий, улучшение финансово экономических показателей их деятельности.

Для реализации обозначенных целей управления государственным сектором экономики органам исполнительной власти области необходимо решать следующие задачи:

полная инвентаризация объектов государственной собственности, построение системы учета этих объектов, разграничение и оформление прав на них;

повышение эффективности управления государственным имуществом с использованием всех современных методов и финансовых инструментов, детальной правовой регламентации процессов управления;

классификация объектов государственной собственности по признакам, определяющим специфику управления;

оптимизация количества объектов управления и переход к пообъектному управлению;

постановка целей государственного управления по каждому объекту управления (группе объектов);

обеспечение прав области как участника (акционера) в коммерческих и некоммерческих организациях;

обеспечение контроля за использованием и сохранностью государственного имущества, а также контроля за деятельностью лиц, привлекаемых в качестве управляющих;

получение дополнительных доходов в бюджет путем создания новых возобновляемых источников платежей и более эффективного использования имеющегося имущества.

Задачи реализации настоящей Концепции являются приоритетными для всех органов исполнительной власти области.

Настоящая Концепция основана на следующих основных принципах управления государственным имуществом:


Определение цели управления

Применительно к каждому объекту управления (группе объектов) областью должна быть осознана и зафиксирована цель, которую она преследует и достижению которой служит объект.

Перечень целей области применительно к управлению различными видами объектов управления должен определяться законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации и Белгородской области.


Выбор способа достижения цели

В большинстве случаев, привлекая к процессу управления управляющих, область в силу многообразия объектов управления, их специфики, невозможности получения и оперативной обработки потока актуальной информации о состоянии каждого объекта управления, необходимой для принятия своевременных и адекватных управленческих решений, не может и не должна определять способы достижения цели, то есть детальные экономически обоснованные планы конкретных мероприятий в отношении объекта управления.

Способ достижения цели должен быть предложен лицом, привлекаемым в качестве управляющего, в рамках определенной (как правило, конкурсной) процедуры представления и оценки таких предложений, рассмотрен и утвержден уполномоченным государственным органом.

Ответственность за осуществление утвержденного способа достижения государственных интересов области (цели государства) возлагается на управляющего и должна не только стимулировать его надлежащую деятельность, но и сводить к минимуму риски государства при недостижении запланированного качественного результата управления.


Построение системы управления

Важнейшим принципом является использование в каждом случае управления государственным имуществом системы управления как неразрывного единства следующих элементов: создания условий и обязательного порядка определения способа достижения цели, регламентации порядка принятия управленческих решений государственными органами, порядка выбора управляющих, мотивации управляющих, контроля за объектами управления и деятельностью управляющих, отчетности государственных органов и управляющих, принятия управленческих решений по результатам контроля и отчетности, ответственности за результаты управления, постоянного поступления, обработки и анализа информации о состоянии дел управляющих и объектов управления.

Функционирование системы управления, порядок взаимодействия государственных органов в системе управления должен быть детально регламентирован настоящей концепцией и иными правовыми актами.


Обеспечение эффективности управления

Принцип эффективности управления заключается в достижении цели управления (определенного качественного результата деятельности или состояния объекта управления) ценой максимальной экономии ресурсов. Указанный критерий является обязательным при оценке деятельности государственных органов и управляющих по управлению государственным имуществом.


Обеспечение профессионализма управления

Кроме того, что непосредственное управление рядов объектов является функцией, не свойственной государству, область крайне заинтересована в профессиональном управлении государственным имуществом. Привлечение лиц в качестве управляющих должно сопровождаться созданием системы их подготовки и аттестации.

Вышеуказанные принципы управления, а также подходы к их реализации конкретизируются настоящей Концепцией применительно к таким объектам управления, как:

областные государственные унитарные предприятия (далее - унитарные предприятия) и учреждения;

пакеты акций, находящиеся в областной собственности, доли области в уставных капиталах хозяйственных обществ;

объекты недвижимости, находящиеся в областной собственности.


2. Управление унитарными предприятиями и учреждениями


Оценка состояния управления унитарными

предприятиями и учреждениями

В настоящее время в области насчитывается 153 унитарных предприятий и учреждений (48 предприятий и 105 учреждений).


Предприятия

Функции по управлению унитарными предприятиями четко не разделены между органами исполнительной власти области.

Комитет по управлению государственным имуществом области утверждает уставы унитарных предприятий, наделяет их имуществом, относящимся к областной собственности, дает согласие на распоряжение имуществом унитарных предприятий, ведет их реестр, решает вопросы реорганизации унитарных предприятий, осуществляет контроль за эффективностью использования имущества, закрепленного за унитарными предприятиями.

Отраслевые органы управления согласовывают уставы унитарных предприятий, вносят предложения о назначении и освобождении от должности их руководителей, заключении, изменении и расторжении контрактов с руководителями унитарных предприятий.

Количество областных унитарных предприятий в настоящее время не является сознательным выбором, принятым исходя из оценки своих функций и задач. В число действующих унитарных предприятий входят и предприятия, подлежащие приватизации, но не приватизированные по ряду причин (отсутствие утвержденной Программы приватизации, низкая ликвидность имущества). Законодательство, ориентированное на массовую приватизацию, не могло учитывать индивидуальные экономические особенности ряда объектов и, соответственно, предусматривать особый порядок приватизации.

Предусмотренные гражданским законодательством организационно - правовая форма унитарного предприятия и институт права хозяйственного ведения предоставляет субъекту такого права широкий круг полномочий по владению, пользованию, распоряжению имуществом собственника. Реально эти полномочия осуществляются единоличным органом унитарного предприятия - его руководителем, взаимоотношения которого с собственником находятся в сфере действия законодательства о труде. Круг полномочий собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, определен исчерпывающим образом. Вмешательство государственных органов в деятельность соответствующих унитарных предприятий (их руководителей) вне установленного круга полномочий является неправомерным.

Трудовое законодательство, эффективно защищая трудовые права руководителей, создает значительные трудности для применения к ним мер ответственности и, как следствие, отсутствие реального стимула улучшить качество управления.

Полномочия собственника, предусмотренные действующим законодательством, в ряде случаев не дают ему возможности требовать от руководителей достижения определенных качественных показателей в деятельности унитарных предприятий и даже определять эти показатели. Такое положение ведет к низкому уровню управления предприятиями, некомплектности и безынициативности руководителей.

Порядок взаимодействия различных государственных органов между собой при осуществлении полномочий собственника в отношении имущества унитарных предприятий определяется законом Белгородской области от 18 февраля 1997 г. N 104 "Об осуществлении права собственности и других вещных прав Белгородской области", но не в полной мере регламентирован.

Для унитарных предприятий не предусмотрено обязательное требование проведения периодических аудиторских проверок. Без этого контроль за их финансово - хозяйственной деятельностью существенно затруднен.

Отсутствуют нормативные документы, регламентирующие цели и задачи создания унитарных предприятий, а также детализирующие порядок их функционирования. Реестр унитарных предприятий не содержит постоянно обновляющуюся информацию об их активах и основных результатах финансово - хозяйственной деятельности.

На практике широкие полномочия руководителей в отсутствие действенных инструментов и установленного порядка управления, контроля и мотивации руководителей нередко приводят к:

заключению сделок, в которых имеется заинтересованность руководства унитарного предприятия, что сказывается на искусственном завышении себестоимости продукции, а в ряде случаев - к хищениям государственного имущества;

отсутствию у государственных органов актуальной информации о состоянии дел в унитарных предприятиях;

невозможности государственных органов предотвратить негативные последствия неквалифицированной или противоправной деятельности руководителей.

Во многих случаях неудовлетворительные результаты работы унитарных предприятий оправдываются их руководителями общим кризисным состоянием экономики страны.

Основные выводы:

существующая система управления унитарными предприятиями неэффективна и требует кардинального реформирования;

деятельность организаций, созданных в форме унитарных предприятий, как правило, неэффективна;

имеющееся количество унитарных предприятий не соответствует возможностям государства по управлению ими и контролю за их деятельностью;

отсутствуют четкие критерии необходимости создания и функционирования организаций в форме унитарных предприятий;

низкая эффективность деятельности унитарных предприятий приводит к недополучению доходов в бюджет.


Учреждения

В соответствии с законом Белгородской области "Об осуществлении права собственности и других вещных прав Белгородской области" администрация области через уполномоченные органы исполнительной власти наделена правом создания учреждений. Учреждения должны создаваться для осуществления функций некоммерческого характера. Их финансирование полностью или частично производится из областного бюджета.

Регламентированная правовыми актами система контроля за осуществлением областными учреждениями хозяйственных операций в настоящее время отсутствует. В то же время область несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждений. Кроме того, на практике нередки случаи нецелевого использования выделенного учреждениям имущества.

В частности, анализ данных, полученных в результате проведенной инвентаризации имущества, закрепленного за учреждениями, показал, что значительная часть его используется в коммерческих целях (в том числе путем передачи в аренду). При этом доходы от использования областного имущества используются ими самостоятельно и не поступают в областной бюджет.


Цели и задачи управления унитарными предприятиями

и учреждениями

Цели и задачи управления унитарными предприятиями и учреждениями заключаются в:

повышении эффективности деятельности унитарных предприятий и учреждений, а также эффективности использования закрепленного за ними имущества;

оптимизации количества унитарных предприятий и учреждений;

создании системы экономического мониторинга и повышении эффективности контроля за деятельностью унитарных предприятий и учреждений;

погашении имеющейся у унитарных предприятий и учреждений кредиторской задолженности, прежде всего по налогам, обязательным платежам и по заработной плате и, как следствие, увеличении поступлений в бюджет от использования областного имущества, закрепленного за ними;

снижении расходов бюджета на содержание учреждений.


Механизм управления унитарными предприятиями

и учреждениями

Достижение поставленных целей, решение задач управления унитарными предприятиями и учреждениями связано как с построением системы взаимоотношений с их руководителями, стимулирующей эффективную деятельность последних в интересах собственника, так и с непосредственным управлением государственными органами соответствующим государственным имуществом путем принятия решений о создании, реорганизации, ликвидации юридических лиц, определении предмета и целей их деятельности, соответствующей интересам области, приватизации государственного имущества, согласовании решений о распоряжении государственным имуществом, осуществлении контроля за использованием его по назначению и сохранностью, изъятии, распоряжении имуществом, иных решений в соответствии с полномочиями собственника, определенными законодательством.

Реализация системы управления предполагает:

а) Определение круга и количества унитарных предприятий, необходимых для выполнения целей и задач, установленных областью.

Для оптимизации количества унитарных предприятий необходимо, чтобы создание организаций и форме унитарного предприятия осуществлялось исключительно в тех случаях, когда цели и задачи, ради которых оно создается, не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами иных организационно - правовых форм собственности.

Необходимо провести оценку содержания деятельности всех унитарных предприятий исходя из того, что использование указанной организационно - правовой формы собственности обосновано исключительно в случаях:

использования имущества, запрещенного к приватизации, в том числе имущества, необходимого для обеспечения экономической безопасности;

осуществления деятельности, направленной на решение социальной задачи реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам, путем ограничения прибыльности;

осуществления разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящихся в сфере приоритетных интересов области и обеспечивающих экономическую безопасность;

осуществления деятельности, допускаемой областными законами, исключительно для государственных унитарных предприятий;

осуществления отдельных дотируемых видов деятельности, ведения убыточных производств.

В случае принятия решения о несоответствии деятельности унитарных предприятий отдельным задачам осуществляется:

преобразование унитарных предприятий в акционерные общества, приватизация соответствующего государственного имущества иным способом;

реструктуризация унитарных предприятий (учреждений);

передача унитарных предприятий и учреждений в муниципальную собственность;

ликвидация унитарных предприятий (учреждений).

б) Определение цели области применительно к каждому унитарному предприятию и учреждению.

Установление обязательных требований представления руководителями унитарных предприятий в отраслевые органы управления и комитет по управлению государственным имуществом области предложений о способе достижения цели, а также сведений о текущем и перспективном планировании финансово - экономических, хозяйственных и иных результатов деятельности унитарных предприятий и учреждений для разработки департаментом управления государственным имуществом правительства администрации области показателей прогноза развития государственного сектора экономики по областным государственным унитарным предприятиям в соответствии с настоящей Концепцией.

Установление отраслевыми органами управления по согласованию с комитетом по управлению государственным имуществом области обязательных требований к:

форме, содержанию и периодичности представления указанных выше предложений;

качественным показателям деятельности унитарных предприятий, а также порядку их оценки.

Проведение отраслевыми органами управления аттестации руководителей унитарных предприятий с использованием современных методов оценки качества менеджмента. При этом в состав аттестационных комиссий в обязательном порядке включаются с правом решающего голоса представители комитета по управлению государственным имуществом области и муниципальных органов власти, на территории которых находятся соответствующие областью государственные унитарные предприятия.

Установление отраслевыми органами управления по согласованию с комитетом по управлению государственным имуществом области порядка принятия решений о применении мер ответственности к руководителям за непредставление указанных выше предложений или их негативную оценку, вплоть до увольнения.

Утверждение государственным органом предложений о способе достижения цели, включающих в себя программу (план) деятельности унитарного предприятия, учреждения и предусматривающих достижение ими определенных качественных результатов, что является основой взаимодействия между областью к управляющим государственным имуществом, находящимся в хозяйственном ведении или оперативном управлении. Невыполнение такой программы (плана бизнес - плана) является основанием привлечения к ответственности управляющего.

Освобождение руководителей государственных унитарных предприятий от должности при невыполнении ими программы оздоровления предприятия и назначение новых руководителей из числа подготовленных специалистов по антикризисному управлению.

в) Установление порядка отчетности руководителей унитарных предприятий о ходе выполнения утвержденной программы (плана, бизнес - плана), который:

предусматривает требования к форме, полноте отчетов, порядку их рассмотрения и утверждения. Непредставление отчетов влечет те же последствия, что и непредставление программы (плана, бизнес - плана).

г) Установление порядка принятия управленческих решений при недостижении государственных целей, невыполнении программы (плана, бизнес - плана).

В частности, при обосновании невозможности достижения цели, выполнения программы могут приниматься решения о реорганизации, ликвидации унитарного предприятия, учреждения, о приватизации государственного имущества, об изменении программы (плана) и так далее.

В противном случае, отраслевыми органами управления применяются меры ответственности к руководителю унитарного предприятия, учреждения. При освобождении руководителя от должности, назначение руководителя вновь должно производиться на конкурсной основе из числа претендентов, предложивших свои программы деятельности по оздоровлению экономической ситуации на предприятии.

Конкурсные комиссии создаются при отраслевых органах исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления), с включением в ее состав представителей различных органов управления. Основными критериями по выявлению победителя должно быть повышение эффективности деятельности предприятия, погашение кредиторской задолженности по обязательным платежам и по заработной плате.

д) Организация контроля за деятельностью руководителей унитарных предприятий и учреждений и самих унитарных предприятий и учреждений, для чего необходимо:

установить порядок, предусматривающий, что утверждение уставов унитарных предприятий и учреждений осуществляется отраслевыми органами управления по согласованию с комитетом по управлению государственным имуществом области;

осуществлять комитету по управлению государственным имуществом области в рамках ведения реестра областного имущества учет уставов областных государственных унитарных предприятий и контрактов с их руководителями;

провести проверку учредительных документов унитарных предприятий и привести их в соответствие с действующим законодательством и примерным уставом;

привести организационно - правовые формы всех унитарных предприятий и учреждений в соответствие с требованиями законодательства;

привести контракты с руководителями унитарных предприятий в соответствие с действующим законодательством и примерным контрактом;

предусмотреть, что освобождение от должности руководителей унитарных предприятий осуществляется по согласованию с комитетом по управлению государственным имуществом области, при этом более решительно производить замену руководителей, не справившихся со своими обязанностями, используя, как правило, при назначении руководителей лиц из числа подготовленных специалистов по антикризисному управлению;

установить порядок, предусматривающий назначение руководителей наиболее крупных унитарных предприятий, имеющих стратегическое значение в сфере экономики области, главой администрации области;

создать и поддержать единую информационную систему, содержащую сведения о деятельности и финансово - экономическом состоянии унитарных предприятий и учреждений.

Отраслевым органам исполнительной власти по согласованию с департаментом экономики и финансов правительства администрации области:

определить основные экономические и иные качественные показатели работы государственных унитарных предприятий и учреждений, в соответствии с которыми оценивается эффективность их деятельности;

проводить периодический анализ финансово - хозяйственной деятельности унитарных предприятий и учреждений, достигнутых ими основных экономических показателей по результатам отчетов и проверок контролирующих органов, с представлением сводных данных комитету по управлению государственным имуществом области;

проводить обязательные ежегодные аудиторские проверки унитарных предприятий с привлечением аудиторов из числа лиц, уполномоченных комитетом по управлению государственным имуществом области.

На этапе согласования комитетом по управлению государственным имуществом области уставов унитарных предприятий (учреждений) и контрактов, заключаемых с их руководителями, подлежит анализу:

соответствие устава унитарного предприятия действующему законодательству и примерному уставу, в том числе в части порядка владения, распоряжения и пользования имуществом предприятия, перечисления в областной бюджет части прибыли предприятия, ежегодного утверждения основных экономических показателей деятельности унитарного предприятия и осуществления контроля за их выполнением, ежегодного проведения анализа финансово - хозяйственной деятельности унитарного предприятия с привлечением при необходимости независимых аудиторов;

соответствие контракта с руководителем унитарного предприятия действующему законодательству, форме и содержанию примерного контракта, в том числе в части компетенции и прав руководителя, обязанностей сторон, ответственности руководителя за результаты финансово - хозяйственной деятельности и стимулирования его эффективной работы, условий изменения и расторжения контракта;

соответствие личных качеств руководителя предприятия установленному уровню экономических и правовых знаний;

правильность учета недвижимого имущества, закрепленного за унитарным предприятием, в реестре областной собственности.

В случае несоответствия устава унитарного предприятия и контракта с его руководителем условиям примерного устава и примерного контракта, по указанным показателям комитетом по управлению государственным имуществом области может быть отказано в их согласовании.

В случае согласования комитетом по управлению государственным имуществом области устава унитарного предприятия и контракта с его руководителем соответствующие данные заносятся в реестр объектов областной собственности.

е) Установление принципов определения части прибыли унитарного предприятия, подлежащей перечислению в бюджет в виде дохода собственника от использования имущества, и порядка такого перечисления.

Практическая реализация изложенных принципов и подходов предполагает создание соответствующей им правовой основы.

Перечень нормативных правовых актов, которые предполагается принять, оказан в приложении к настоящей Концепции.


3. Управление принадлежащими области акциями и долями

в уставных капиталах хозяйственных обществ


Оценка состояния управления акциями (долями)

В настоящее время область является участником 18 хозяйственных обществ, в том числе акционером 14 акционерных обществ, акции которых закреплены в областной собственности. Кроме того, в отношении 3 открытых акционерных обществ используется специальное право на участие государства в управлении акционерными обществами ("золотая акция").

В зависимости от степени участия государства в уставных капиталах акционерные общества классифицируются следующим образом:

100% - 2

более 50% - 7

менее 25% - 5

В зависимости от организационно - правовой формы:

открытые акционерные общества - 11

закрытые акционерные общества - 3

Область управляет принадлежащими ей акциями путем представления своих интересов в органах управления акционерных обществ (общее собрание акционеров, совет директоров (наблюдательный совет) через своих представителей, назначаемых комитетом по управлению государственным имуществом области по согласованию с отраслевыми органами управления администрации области или местного самоуправления, на территории которых размещаются акционерные общества. Их число в настоящее время составляет 23. Из них 17 человек - ответственные работники отраслевых департаментов и управлений правительства администрации области, 6 человек - должностные лица администраций городов и районов. Практически все представители государства являются государственными служащими.

Существующую в настоящее время практику управления пакетами акций посредством представителей государства из числа государственных служащих нельзя назвать эффективной. Порядок назначения государственных служащих представителями не предусматривает действенных механизмов их подготовки в вопросах корпоративного управления с учетом специфики конкретного предприятия.

В рамках существующей системы управления пакетами акций в акционерных обществах отсутствует обязательная практика постановки конкретных задач перед представителями государства, которые они должны решать, и не обозначаются интересы государства, которые они обязаны представлять и защищать.

Это, в конечном итоге, приводит к отсутствию оснований ответственности представителей за неэффективность управления.

В немалой степени эффективность деятельности представителей государства снижается тем, что государственные служащие никак не поощряются за свою работу в акционерных обществах, а также из - за их частой сменяемости.

Отсутствует практика разработки и утверждения предложений представителей государства о способах достижения ими целей государства в акционерных обществах.

Цели - управления акциями (долями):

обеспечение выполнения акционерными обществами необходимых в интересах государства и области функции - выпуск товаров и оказание услуг, социальных программ;

стимулирование развития производства, улучшение общих финансово - экономических показателей деятельности акционерных обществ, привлечение инвестиции на развитие производства и выполнение социальных программ;

обеспечение налоговых и неналоговых поступлений доходов в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, недопущение задолженности по заработной плате.


Механизм управления акциями (долями)

Достижение этих целей должно быть обеспечено разработкой системы взаимоотношений государства со своими представителями в акционерных обществах, стимулирующей их эффективную деятельность в интересах государства.

Прежде всего применительно к каждому конкретному хозяйственному обществу должны быть четко сформулированы и зафиксированы цели государства, его интересы, ради которого оно участвует в нем. Исходя из этого должна строиться система отбора, подготовки и оценки лиц для назначения их в качестве представителей государства в органах управления акционерных обществ. Для этих целей необходимо организовать подготовку кадров, используя опыт подготовки конкурсных управляющих для предприятий, в отношении которых применяются процедуры финансового оздоровления. Представители государства отбираются из числа лиц, прошедших специальную подготовку, в порядке конкурсного отбора.

Лица, участвующие в конкурсе, должны представлять свои предложения о способе достижения цели участия государства в конкретном хозяйственном обществе (программу деятельности в акционерном обществе).

Утвержденная соответствующими отраслевыми департаментами и управлениями правительства администрации области и комитетом по управлению государственным имуществом области программа деятельности должна быть положена в основу договора, заключаемого с представителем государства, предусматривающего, его права и обязанности, ответственность, обязательные критерии оценки достижения результатов управления пакетами акций в деятельности акционерного общества, вознаграждение в зависимости от достижения поставленных целей, порядок отчетности, требования к отчетности, формы контроля

Вознаграждение представителю государства и возмещение других затрат на управление акциями должно ставиться в зависимость от достижения определенных финансовых результатов акционерных обществ и должно производиться за счет их прибыли.

Для представителей государства, назначенных из числа государственных служащих, должны даваться указания о порядке голосования при принятии решений органами управления акционерных обществ в письменном виде комитетом по управлению государственным имуществом области по согласованию с отраслевыми департаментами и управлениями правительства администрации области.

Наряду с этим необходимо предусмотреть осуществление ряда мер по непосредственному управлению пакетами акций, принятию решений о распоряжении пакетами акций и имущественными правами, а также принятии решений об участии в хозяйственных обществах и товариществах. К их числу следует отнести:

- передачу акций территориям (муниципальным образованиям), на которых расположено хозяйственное общество, в зачет финансовых обязательств перед территорией, либо передачу им пакетов акций в управление под представленную ими программу и гарантии вывода предприятия из кризиса;

- куплю - продажу акций для целей формирования пакетов акций, которые могут быть проданы наиболее эффективно с точки зрения пополнения бюджета;

- выпуск и реализацию ценных бумаг, обеспеченных пакетами акций;

- выпуск производных ценных бумаг, дающих право на приобретение акций через определенный срок с одновременной передачей государственных пакетов акций в доверительное управление;

- продажу пакетов акций с осуществлением предпродажной подготовки и санации акционерных обществ перед продажей;

- использование пакетов акций в качестве обеспечения инвестиций или кредитов, направляемых на реализацию целевых проектов;

- привлечение эффективного собственника под условия инвестирования в предприятие;

- повышение инвестиционной привлекательности предприятий для отечественных и иностранных инвесторов за счет сокращения доли государства в уставном капитале;

- продажу малоликвидных и мелких пакетов акций с использованием механизма обратного выкупа акций акционерным обществом по рыночной стоимости;

- продажу мелких пакетов неликвидных пакетов акций в случае невозможности их реализации на аукционе работникам предприятия по номинальной стоимости;

- приобретение акций акционерного общества для усиления государственного участия в нем, если это необходимо для выполнения стратегически важных государственных задач;

- замену закрепленного в госсобственности пакета акций на "золотую акцию";

- пересмотр уставов хозяйственных обществ с позиций обеспечения интересов области.

Для реализации данной концепции потребуется принятие на федеральном и областном уровне ряда законодательных и нормативных актов, определяющих обязательные требования к содержанию и форме программы деятельности представителя государства в акционерном обществе, их отчетам, обязательные критерии оценки результатов управления акциями в деятельности акционерных обществ и других актов.


4. Управление объектами недвижимости, находящимися в

областной собственности


Оценки состояния управления объектами недвижимости,

находящимися в областной собственности

В областной собственности имеется 851 объект нежилого фонда, значительная часть которых закреплена на праве оперативного управления и хозяйственного ведения за областными государственными учреждениями и предприятиями, небольшое количество объектов передано в пользование органам управления, сданы в аренду объекты нежилого фонда общей площадью 20,1 тыс. кв. метра. От аренды получено: в 1998 году - 1396 тыс. рублей, за 1999 год ожидается получить 1900 тыс. рублей.

В существующей системе управления недвижимостью в Белгородской области имеется ряд нерешенных проблем:

не сформирован полный реестр областной недвижимости, что влечет невозможность проведения достоверного анализа эффективности использования недвижимости, в особенности по организациям, которым рядом федеральных законов предоставлены льготы по перечислению арендной платы;

в условиях формирующегося рынка объектов недвижимости на сегодняшний день отсутствует система рыночной оценки объектов и прав пользования недвижимостью, что приводит к необъективной оценке (особенно в условиях инфляции) и занижению стоимости имущества областной собственности;

права области на принадлежащие ей объекты недвижимости не зарегистрированы в установленном законом порядке, что затрудняет распоряжение ими;

земельное законодательство отстает в темпах и качестве развития от иных отраслей, что приводит к нестыковке режимов правового регулирования земельных участков и расположенных на них зданий и сооружений при объективной связанности их в объект недвижимости.

Таким образом, имеется достаточно оснований для совершенствования подходов к управлению недвижимым имуществом.


Цели и задачи управления объектами недвижимости

Совершенствование системы управления недвижимостью должно обеспечивать достижение следующих целей:

обеспечение служебными площадями для размещения областных органов власти и управления;

максимально возможное повышение доходности объектов недвижимости областной собственности;

наиболее эффективное использование объектов недвижимости, содержание объектов недвижимости в надлежащем техническом состоянии.

Для достижения указанных целей необходимо:

завершить инвентаризацию объектов недвижимости областной собственности, сформировать полный реестр объектов областной собственности: государственных предприятий, учреждений, хозяйственных обществ с долей участия государства и объектов недвижимости, содержащий количественные, стоимостные, технические и правовые характеристики объектов недвижимости;

создать единую информационную систему, позволяющую учитывать наличие объектов областной собственности и их движение;

урегулировать вопросы периодичности предоставления информации об организациях областной собственности и стоимости их имущества комитетом но статистике, органами по налогам и сборам комитету по управлению государственным имуществом области для внесения соответствующих изменений в реестр;

систематически осуществлять проверку эффективности использования государственными учреждениями объектов недвижимости, закрепленных за ними на праве оперативного управления;

вносить предложения по изъятию излишнего либо неэффективно используемого имущества;

сохранить практику заключения договоров аренды имущества, закрепленного за предприятиями на праве хозяйственного ведения, с участием комитета по управлению государственным имуществом области;

осуществлять систематическую корректировку размера арендной платы за пользование объектами недвижимости с учетом инфляционных процессов и сложившегося рыночного уровня арендной платы. Необходимо достигнуть сближения рыночных ставок арендной платы и ставок за аренду областного имущества;

обеспечить жесткий контроль за использованием недвижимости, закрепленной на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, полнотой и своевременностью перечисления арендной платы в бюджет;

использовать все возможные меры влияния на арендаторов по своевременному расчету за аренду государственного имущества, в том числе расторжение договоров аренды и взыскание задолженности по арендной плате в судебном порядке;

предусмотреть, что средства от аренды имущества образовательных учреждений, учреждений культуры, поступающие этим организациям, учитываются в доходах областного бюджета. Аналогичный подход должен быть для средств, направляемых арендаторами на проведение неотложных ремонтно-восстановительных работ;

определить пропорцию средств от арендной платы, которые остаются у комитета по управлению госимуществом области, с последующим зачетом этих средств в счет финансирования из бюджета.


Механизм управления объектами недвижимости

Достижение целей, указанных в предыдущем разделе, возможно при сосредоточении функций распоряжения объектами недвижимости в комитете по управлению государственным имуществом области.

Основным объектом управления становится отдельный объект недвижимости, состоящий из земельного участка (или его доли) и всех прочно связанных с ним зданий, сооружений (или их частей).

Первым шагом в такой системе управления должна стать сплошная инвентаризация объектов недвижимости, результатом которой станет создание реестра объектов недвижимости, содержащего информацию, позволяющую провести рыночную оценку объектов недвижимости.

Одновременно с наполнением реестра областной собственности область должна зарегистрировать свои права на проинвентаризированные и оцененные объекты недвижимости.

Следующим шагом в системе управления недвижимостью должна стать выработка единых правил и процедур принятия решения по распоряжению объектами недвижимости. Они должны включать в себя в обязательном порядке следующие принципы:

безусловный приоритет возмездного вида пользования, с определением исключительных случаев предоставления недвижимости на безвозмездной основе;

высокодоходная недвижимость должна в основном использоваться в коммерческих целях;

сближение рыночных ставок арендной платы и ставок за аренду областного имущества;

максимальное сокращение льгот при использовании объектов недвижимости.


5. Приватизация государственного имущества

Несмотря на то, что на территории области большая часть государственного имущества в результате массовой приватизации была разгосударствлена, однако цели, ради которых это делалось, не были достигнуты, и вопрос о приватизации государственной собственности остается в повестке дня. Это вызывается необходимостью минимализации расходов областного бюджета на функционирование предприятий областной собственности и народнохозяйственного комплекса области в целом, вовлечения в гражданский оборот максимального числа объектов государственной собственности, привлечения инвестиций в экономику за счет инвесторов, готовых взять на себя обязательства по реализации на долгосрочной основе инвестиционных и социальных программ, расширению производства, созданию новых рабочих мест.

Решение о целесообразности проведения приватизации вырабатывается комитетом по управлению государственным имуществом области совместно с соответствующими отраслевыми департаментами в соответствии с действующим федеральным и областным законодательством.

Приоритеты в осуществлении приватизации государственного имущества, являющегося собственностью области, ограничения при ее проведении, порядок - отчуждения государственного имущества в собственность физических и юридических лиц устанавливаются законом Белгородской области о программе приватизации государственного имущества областной собственности.

Программа приватизации должна содержать прогноз проведения приватизации государственного имущества в соответствующих отраслях экономики области, увеличения инвестиций в экономику вследствие приватизации государственного имущества, порядок выбора способов приватизации государственного имущества и принятия решений о его приватизации, условия закрепления в государственной собственности акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ, а также порядок принятия решений об использовании в отношении созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ специального Права на участие государства в управлении открытыми акционерными обществами ("золотой акции"), порядок оценки стоимости приватизируемого государственного имущества, определения льгот работникам государственных унитарных предприятий, преобразуемых в открытые акционерные общества, и порядок предоставления таких льгот, порядок и нормативы распределения денежных средств, полученных в результате приватизации.

Принятие решений о приватизации государственных предприятий должно основываться на тщательном анализе представленных потенциальными инвесторами долгосрочных бизнес - планов развития предприятий, предпочтительность привлечения эффективных собственников, подтвердивших свою готовность и умение осуществить реальные инвестиции, заключения приватизационных договоров, которые детально регламентируют взятые инвестором на себя обязательства.

Приватизация должна рассматриваться не как единичный акт, связанный с единовременным пополнением бюджета, а как инструмент государственной политики, направленный на получение в перспективе отдачи в форме стабилизации и расширения налогооблагаемой базы, создание дополнительных рабочих мест, наполнение рынка товарами и услугами. Одним из важных элементов при принятии решений о приватизации должен стать учет социальных последствий приватизации.

С целью сведения до минимума риска в отношении приватизируемого имущества должен быть обеспечен эффективный контроль со стороны области на всех этапах приватизационного процесса - подготовки государственного имущества к приватизации, непосредственного проведения процедуры приватизации и на этапе выполнения новым собственником взятых на себя обязательств.

Приватизация предприятия как целого имущественного комплекса или акций созданного в процессе приватизации открытого акционерного общества, которые составляют более 50 процентов уставного капитала указанного общества, должна осуществляться путем продажи на конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями. В качестве инвестиционных условий может служить обязательство покупателя на осуществление в отношении объекта приватизации мероприятий по его реконструкции, приобретению оборудования, модернизации и расширению производства. Также в качестве инвестиционных условий конкурса может быть обязательство покупателя погасить в установленный срок задолженность перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами.

Социальные условия могут предусматривать в отношении приватизируемого имущества сохранение определенного числа рабочих мест или создание дополнительных рабочих мест, переподготовку или повышение квалификации работников, сохранение существующей системы охраны труда и здоровья работников, ограничения на изменение профиля деятельности объектов социально - культурного и коммунально - бытового назначения, или на прекращение их использования, реализацию мероприятий по охране окружающей среды и здоровья граждан.

Указанные условия должны иметь стоимостное выражение, сроки их выполнения и порядок подтверждения покупателем имущества их выполнения, а также должны быть согласованы с областными органами государственной власти, местного самоуправления и работниками предприятия.

Право собственности на государственное имущество, которое приватизируется на конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями, переходит к покупателю только после выполнения им всех условий в установленные сроки.

Все инвестиционные и социальные условия конкурса осуществляются за счет средств, внесенных покупателем на безвозмездной и безвозвратной основе в соответствии с заключенным с продавцом имущества договором о порядке выполнения инвестиционных и (или) социальных условий.

В случае невыполнения покупателем указанных условий конкурса, а также ненадлежащего их выполнения, в том числе нарушения установленных сроков выполнения таких условий и объемов их выполнения, объект приватизации, приобретенный покупателем, подлежит безвозмездному возвращению в государственную собственность, а продавцы имущества обязаны в судебном порядке предъявить иски или возбудить дела о расторжении сделок приватизации государственного имущества, возмещении причиненных убытков и применении иных последствий в соответствии с законодательством и договорами купли - продажи государственного имущества.

Государственный контроль за ходом приватизации должен охватывать весь процесс, начиная от обоснованности выбора тех или иных объектов государственной собственности в качестве объектов приватизации, тщательного анализа претендентов на право участия в аукционах и конкурсах по продаже государственного имущества, бизнес - планов по выполнению инвестиционных или социальных обязательств, принимаемых новыми собственниками в отношении объектов приватизации, и заканчивая контролем за своевременным и полным исполнением новыми собственниками взятых на себя обязательств и применением процедур, сводящих к минимуму риск неисполнения таких обязательств от штрафных санкций до возвращения имущества в государственную собственность.

Основными мерами, призванными обеспечить достижение цели в области приватизации, должны стать дифференцированный подход к предприятиям в зависимости от их ликвидности. Высоколиквидные предприятия должны приватизироваться исходя из необходимости соблюдения баланса привлечения инвестиций на развитие предприятий и привлечения максимально возможных поступлений доходов в бюджет области от их продажи. Приватизация низколиквидных предприятий должна осуществляться, в основном, исходя из необходимости привлечения эффективных собственников, которые могут подтвердить свою готовность и умение осуществить реальные инвестиции, принять на себя обязательства по выполнению в полном объеме инвестиционных и социальных условий по развитию предприятия, сохранению или созданию дополнительных рабочих мест, решению экологических и других задач.

Принятие решений о приватизации предприятий должно основываться на тщательном анализе представленных потенциальным инвестором долгосрочных планов развития предприятий и заключения договоров, детально регламентирующих взятые на себя покупателем обязательства. При этом ориентация на интересы инвесторов должна основываться на непротиворечии этих интересов, интересам государства.

Способ приватизации каждого объекта должен выбираться исходя из необходимостей достижения сформулированных выше целей.


……





Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Постановление От 9 марта 2000 г. N 153 о мерах по совершенствованию управления государственным имуществом на территории области iconПостановление От 7 февраля 2000 г. N 42-п об оптимизации количества и круга субъектов исполнения государственных функций управления дорожной отраслью области (в ред постановлений Губернатора Иркутской области от 26. 01. 2005 n 23-п, от 31. 01. 2007 n 56-п)
Закона области "Об управлении государственными унитарными предприятиями, учреждениями, государственными пакетами акций (паями, долями),...
Постановление От 9 марта 2000 г. N 153 о мерах по совершенствованию управления государственным имуществом на территории области iconПриложение к постановлению
Министерство является органом исполнительной власти Республики Татарстан, реализующим государственную политику Республики Татарстан...
Постановление От 9 марта 2000 г. N 153 о мерах по совершенствованию управления государственным имуществом на территории области iconВещные права в правоотношениях доверительного управления имуществом: анализ правового регулирования. Виды доверительного управления имуществом
В действующем российском законодательстве закреплен целый ряд видов доверительного управления имуществом, осуществляемого на основании...
Постановление От 9 марта 2000 г. N 153 о мерах по совершенствованию управления государственным имуществом на территории области iconВещные права в правоотношениях доверительного управления имуществом: анализ правового регулирования. Виды доверительного управления имуществом
В действующем российском законодательстве закреплен целый ряд видов доверительного управления имуществом, осуществляемого на основании...
Постановление От 9 марта 2000 г. N 153 о мерах по совершенствованию управления государственным имуществом на территории области iconПорядок управления государственным имуществом

Постановление От 9 марта 2000 г. N 153 о мерах по совершенствованию управления государственным имуществом на территории области iconПостановление Правительства белгородской области от 27 февраля 2006 г. N 44-пп Белгород о демографической ситуации в области и мерах по ее улучшению
В целях дальнейшего улучшения демографической ситуации на территории области, укрепления и повышения статуса семьи, переориентации...
Постановление От 9 марта 2000 г. N 153 о мерах по совершенствованию управления государственным имуществом на территории области icon«Утверждаю» Ректор Петргу /А. В. Воронин
...
Постановление От 9 марта 2000 г. N 153 о мерах по совершенствованию управления государственным имуществом на территории области icon«Утверждаю» Ректор Петргу /А. В. Воронин
...
Постановление От 9 марта 2000 г. N 153 о мерах по совершенствованию управления государственным имуществом на территории области icon«Утверждаю» Ректор Петргу /А. В. Воронин
Руководитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Карелия
Постановление От 9 марта 2000 г. N 153 о мерах по совершенствованию управления государственным имуществом на территории области iconПостановление 17 марта 2010 года №38-пп Иркутск
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы