Планирование организационных систем icon

Планирование организационных систем



НазваниеПланирование организационных систем
Дата конвертации26.07.2012
Размер208,1 Kb.
ТипРеферат
Планирование организационных систем


| ||МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ||ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ||ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ ||УНИВЕРСИТЕТ || ||Факультет менеджмента ||Кафедра ОП и ВЭД || || || || || || || ||Реферат || ||по дисциплине: «Теория организации» ||на тему : ||«Планирование организационных систем» || || || || || || || ||Выполнил: стдент ||группы ВЭД-95-1 ||Иванов Олег ||Руководитель: доц. ||Хасанов М. Х. || || || || ||Тюмень 1999 | СОДЕРЖАНИЕ :1.Введение 32.Методы планирования организационных систем а) системный подход ; 4 б) нормативный метод ; 6 в) метод параметрического ( организационного ) моделирования ; 7 г) метод функционального моделирования ( метод аналогий ) ; 7 д) Программно-целевой метод ; 83.Закономерности планирования и построения ОС 104.Организация планирования ОС 155.Заключение 216.Список использованной литературы 22 ВВЕДЕНИЕ На протяжении тысячелетий люди создавали организационные системы ,пользуясь интуицией , здравым смыслом и опытом прошлого . С возникновением письменности практический опыт построения системстал переноситься на бумагу в виде проектов и передаваться будущемупоколению таким образом , для построения новых операционных системконструктор получил возможность пользоваться готовыми проектами аналогичныхсистем , хорошо зарекомендовавших себя в прошлом . Такая практика широкоиспользуется и в настоящее время . Для создания системы , имеющей аналоги в прошлом , разработчикподыскивает подходящий аналогичный проект и принимает его за основу будущейсистемы . Если же такого аналога найти не удаётся , на помощь приходятздравый смысл и интуиция , частично дополняемые известными методамипланирования организационных структур управления , среди которых наибольшеераспространение получили системный подход , нормативный метод , методпараметрического моделирования , метод функционального моделирования ипрограммно-целевой метод . МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СИСТЕМ Системный подход . Он основан на представлении о системе как о чём-то целостном ,обладающем новыми свойствами ( качествами ) по сравнению со свойствамисоставляющих её элементов . Новые свойства при этом понимаются очень широко. Они могут выражаться , в частности , в способности решать новые проблемыили достигать новых целей . Для этого требуется определить границы системы , выделив её изокружающего мира , и затем соответствующим образом изменить ( преобразовать) , или , говоря математическим языком , перевести систему в желаемоесостояние . В. М. Глушков[1] выделил в системном подходе следующие этапы : 1. Постановка задачи ( проблемы ) : определение объекта исследования, постановка целей , задание критериев для изучения объекта и управления им. 2. Очерчивание границ изучаемой системы и её структуризация . На этомэтапе вся совокупность объектов и процессов , имеющих отношение кпоставленной цели , разбивается на 2 класса - собственно изучаемая системаи внешняя среда . 3. Составление математической модели изучаемой системы :параметризация системы , задание области определения параметров ,установление зависимостей между введёнными параметрами . 4. Исследование построенной модели : прогноз развития изучаемойсистемы на основе её модели , анализ результатов моделирования . 5. Выбор оптимального управления . Выбор оптимального управления как раз и позволяет перевести систему вжелаемое ( целевое ) состояние и тем самым решить поставленную проблему . Несмотря на чёткую математическую трактовку системного подхода , онне получил , однако , однозначной практической интерпретации . В связи сэтим развиваются несколько направлений его практической реализации . Наибольшее распространение получили АСУПовские и системотехническиенаправления , суть которых заключается в совершенствовании существующихсистем управления . Для этого проводится их обследование ( диагностическийанализ ) , выявляются недостатки и пути устранения последних , формируютсямероприятия по совершенствованию систем , разрабатываются проекты АСУ ,внедрение которых рассматривается как способ преобразования существующихсистем управления . АСУПовское направление официально признано и закрепленов соответствующих руководящих методических материалах[2] . Системотехническое направление является более наукоёмким и находитсяв настоящее время в стадии развития . Планирование сложной системы разбивается на два этапа : внешнее ( илимакро- ) и внутреннее ( или микро- ) планирование . Внешнее планированиеотвечает за вопрос : с какой целью создаётся система ? Внутреннее - навопрос : какими средствами реализуется система ? Другими словами : " Привнешнем планировании формируется цель и критерий эффективности будущейсистемы , а затем корректируется её модель . Локализуется сама система ,определяются её границы , фиксируются факторы внешней среды , влияющие насистему или находящиеся под её влиянием ; определяются входы , на которыесистема должна реагировать , и виды реакций , критерии эффективности еёфункционирования . Внутреннее планирование определяет содержание самойсистемы ."[3] Этап внешнего планирования складывается из подэтапов анализа исинтеза . На первом подэтапе формируется цель разрабатываемой системы ,проводится изучение существующей системы , составляется генеральная схемабудущей системы . На втором - последовательно выполняется эскизное ,техническое , рабочее планирование системы . Данный подход активно разрабатывается , однако не решён покапринципиальный вопрос : как на основе анализа существующей системы перейтик модели будущей системы ? Нормативный метод . Второе название этого метода - экспортно-аналитический . Он основанна выявлении статистических зависимостей между параметрами характеристикструктуры ОС и факторами , влияющими на эти характеристики . Статистическиезависимости устанавливаются в результате исследования однородной группылучших ( в определённом смысле ) ОС : собираются данные о численныхзначениях структурных параметров и факторов ; с помощью корреляционногоанализа определяется степень влияния каждого фактора на структурныепараметры и отбираются наиболее существенные факторы ; выводятсянормативные формулы для расчёта параметров структуры . Разработанныенормативы определяют состав и содержание функций , перечень решаемыхосновных задач , тип организационной структуры и т. д. Полученные нормативыиспользуют при планировании определённого класса ОС . Например ,планирование организационной структуры управления машиностроительнымипредприятиями осуществляется на основе типовой схемы структуры управления ,утверждённой для определённой группы предприятий , и схемы должностныхокладов инжинерно-технических работников , служащих и младшегообслуживающего персонала .[4] Метод параметрического ( организационного ) моделирования . Этот метод заключается в установлении функциональных зависимостеймежду характеристиками ОУ ( объекта управления ) и СУ ( субъекта управления) для выявления степени их соответствия . Для этого применяется аппаратматематической статистики и логического анализа . В частности , с помощьюкорреляционного анализа изучаются зависимости между количеством работниковаппарата управления и объёмом производства , на основе чего рассчитываютсянормативы численности управленческого звена . " Логика и механизм зависимости системы управления от объектауправления состоят в следующем . Во-первых , эта зависимость являетсяобъективной и реальной . Во-вторых , характер этой зависимости и теснотасвязи между элементами управляющей системы , с одной стороны , и объектауправления , с другой - неоднородные . Так , если система функций , асистема информации преимущественно зависят непосредственно от особенностейобъекта управления , то аппарат и техника управления зависят от объектауправления не непосредственно , а через функции управления и системуинформации "[5]. Метод помогает производить синтез ОС на основе изучениясложившихся соотношений ( пропорций ) между характеристиками ОУ и СУ . Метод функционального моделирования ( метод аналогий ) . Он заключается в том , что в основу формирования аппарата управлениякладётся стандартный набор функций , осуществление которых необходимо накаждом объекте для его нормальной работы . К ним относятся такие функции ,как оперативное управление производством , материально-техническоеснабжение , расчёт труда и заработной платы , технико-экономическоепланирование и др. Основной характеристикой организационной структурыуправления считается численность административно-управленческого персонала, которая рассчитывается по функциям управления с учётом масштабовпроизводства , отраслевой принадлежности предприятия и других факторов .Исходя из численности для каждого уровня управления принимаетсяопределённое организационное решение : формирование отдела , управления илибюро для выполнения работ по каждой функции , установление определённыхдолжностей и т. п. Программно-целевой метод . Этот метод основан на формировании " древа целей " , в соответствии скоторым определяется система мероприятий по реализации целей , называемаяцелевой комплексной программой ( ЦКП ) . Для выполнения ЦКП строитсяспециальная система управления ( СУ ЦКП ) , которая доводит задания ЦКП доконкретных исполнителей и контролирует выполнение программы .Организационная структура СУ ЦКП определяется , таким образом , " древомцелей " , составом исполнителей и содержанием ЦКП . Множество исполнителей программы и СУ ЦКП образуют в совокупностипрограммно-целевую ОС , действующую в течение всего периода решенияпроблемы . Такие системы предлагается планировать в три стадии : 1. Формирование общей структурной схемы системы и её главныххарактеристик ( стадия композиции ) . 2. Разработка состава подразделений и основных связей между ними (стадия структуризации ) . 3. Разработка количественных характеристик аппарата управления ,установление порядка его деятельности ( стадия регламентации ) . При этом первая стадия имеет принципиальное значение , поскольку онаопределяет структуру организации . На ней определяются система целей изадач организации , её тип и правовой статус , степень самостоятельности ,границы деятельности , состав функций . К недостаткам программно-целевого подхода следует отнестиметодическую незавершённость . Достаточно сказать , что в настоящее время "нет чётких , устоявшихся определений по широкому кругу концептуальныхположений разработки и реализации комплексных программ , отсутствует единаяточка зрения исследователей на основополагающие понятия программно-целевогопланирования и управления , соотношение плана ( в его традиционной форме )и целевой комплексной программы ".[6] В результате происходит адаптация ( приспособление ) программныхметодов к существующим методам планирования и управления . Всё этосущественно ограничивает рамки применения программно-целевого подхода ,который наиболее эффективен для решения хорошо структуризованных (изученных ) проблем , для которых сравнительно нетрудно провестиисследование по схеме " цель - система мероприятий - ОУ - СУ " . В целом указанные выше подходы и методы применяются главным образомдля совершенствования существующих ( действующих ) ОС . Что же касаетсясоздания новых ОС , то здесь пока ещё царят стихийность и субъективныйподход . В самом деле , вопрос о том , быть или не быть той или инойорганизации , предприятию , объединению часто решается волевым путём сверхувниз без научного обоснования . Такой путь формирования ОС , к сожалению ,прочно укоренившийся в нашей практике , даёт большой процент " брака " -нежизнеспособных и неэффективных систем . Отсутствием научной основы разработки ОС объясняется во многом и "забывчивость " создаваемых систем . Не потому ли на каком-то этапе своегоразвития они начинают утрачивать связь с проблемами , для решения которыхсоздавались , что эта связь не была учтена в полной мере при самом созданиисистемы , определении её границ , структуры , функций и т. д. ? Как уже отмечалось , при создании новых ОС приходится отбиратьресурсы ( в основном трудовые ) у существующих . Понятно , что выделениересурсов под каждую ОС должно быть строго дозировано в зависимости отважности решаемых ими проблем . К сожалению , и вопросы ранжированияпроблем по их общественной значимости , и оценки эффективностииспользования тех или иных ресурсов в различных ОС остаются почти безвнимания . Это приводит к тому , что решение многих важных проблем ( исоответственно их ОС ) не имеет достаточного ресурсного обеспечения .Преобладание отраслевого принципа распределения ресурсов не способствуетулучшению положения . Кроме того , у нас нет и адекватных методик расчёта экономическойэффективности ОС , что делает невозможным обоснование необходимости ихсоздания . Недостатком существующей практики планирования и создания ОС являетсятакже недостаточная оперативность . Иногда с момента появления проблемы идо момента построения ОС проходят многие годы , в течение которых обществунаносится невосполнимый ущерб от игнорирования проблем . Например ,десятилетиями замалчивалась проблема охраны окружающей среды , пока наконецне была создана специальная ОС . Лишь сравнительно недавно стали предметомобсуждения проблемы наркомании , проституции , борьбы с организованнойпреступностью . Рано или поздно эти проблемы всё равно бы " всплыли наповерхность " , однако очевидно , что чем раньше та или иная проблема будетобнаружена и решена , тем больший ущерб удастся предотвратить . Вряд ли можно признать такое положение удовлетворительным , и безразработки теории планирования и построения ОС его не улучшить . ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПОСТРОЕНИЯ ОС . Всякая теория должна исходить из практики , чтобы потом служить ей жеопорой . В этом смысле и теория планирования и построения ОС не исключение, она должна основываться на анализе практики создания и функционированияОС . Основная сложность состоит в том , чтобы среди множества единичныхфактов и наблюдений различных специалистов выявить какие-то ключевыеположения , закономерности , общие для планирования и построения всех ОС .Среди них можно выделить следующие : 1. Формирование ОС - это многоэтапный процесс . 2. Необходимым условием для начала планирования , а затем и созданияОС , является наличие определённой общественной потребности . Однако однойпотребности недостаточно , нужны ещё определённые экономические ,юридические , социальные , технические условия и другие гарантии ,обеспечивающие им самостоятельность и относительную устойчивость . 3. Решение вновь возникающих проблем не обязательно требует созданияновых ОС . Многие проблемы могут успешно решаться в рамках " старых " ОС .Обычно для этого разрабатывается специальный комплекс мероприятий ( или ЦКП) и готовятся постановления ( или приказы ) , обязывающие соответствующиеОС выполнять предписанные им работы . Контроль за реализацией комплексамероприятий ( или ЦКП ) осуществляется организацией , назначаемой головнойпо данной проблеме . Необходимость в планировании и построении новых ОСвозникает обычно , когда становится очевидным , что существующиеорганизационные структуры управления не справляются с решением проблемы итребуется создать новые . 4. Для выбора способа решения проблем предварительно проводится ихисследование . Наибольшее распространение при этом получили методысистемного анализа , в основном программно-целевые методы , наиболееестественным путём связывающие проблему со средствами её решения . Решениесложной проблемы обычно начинают с построения " дерева целей " , которыхтребуется достичь путём организации и проведения определённого комплексамероприятий . Задача заключается в том , чтобы найти этот комплекс ,указать конкретных исполнителей и сроки выполнения мероприятий . Для этого" дерево " как бы " накладывается " на реальную среду , в результате чегонаходится необходимая информация и составляется конкретная программа работ. Для решения сложных проблем иногда используются методы аналитическогои имитационного моделирования . 5. После исследования проблемы наибольшую трудность вызывает обычновыбор исполнителей ( или организаций-исполнителей ) , деятельность которыхв рамках будущих ОС способна удовлетворить общественную потребность ( илирешить проблему ) полностью или частично . Сложность задачи заключается нестолько в том , чтобы найти таких исполнителей ( или организаций-исполнителей ) , которые способны решить проблему , сколько в том , чтобыих можно было организовать в систему . При этом должна учитыватьсявозможность перехода исполнителей из одной ОС в другую ( из старой в новую) . Последнее обстоятельство требует учёта ущерба , который может бытьнанесён обществу вследствие ухода исполнителя из " старой " ОС исоизмерение этого ущерба с ожидаемой полезностью вследствие перехода его вновую ОС . Конечно , необходимость соизмерять ожидаемую полезность сущербом возникает далеко не всегда , однако когда в качестве исполнителейрассматриваются крупные ОС , то она становится очевидной . Оптимальный выбор исполнителей , т. е. состава ОУ , - задачадостаточно сложная . С ростом числа потенциально возможных исполнителей ( n) количество их сочетаний растёт , как 2n , поэтому объективно оценить всеальтернативные варианты состава ОУ и выбрать из них один оптимальный вкачестве основы для будущей ОС , как правило , не представляется возможным. В связи с этим данная задача решается обычно экспертным путём . При этомчасто допускаются ошибки , снижающие эффективность создаваемой ОС . Некоторые из этих ошибок исправляет практика , другие же сопровождаютвсю " жизнь " созданной ОС . Выбор состава ОУ - длительный процесс , условно разбиваемый на дваэтапа . На первом этапе определяются потенциально возможные исполнители ,т. е. те , кто своей деятельностью способен ( судя по имеющейся информации) оказать заметное влияние на решение проблемы . На втором этапе из всехкандидатур на включение в состав отбираются те , которые удовлетворяютопределённым требованиям . Для первого и второго этапов нужна информация ,которую получают как на основе исследования самой проблемы , так и путёмизучения конкретных условий её решения . Одним из наиболее распространённыхспособов определения состава потенциально возможных исполнителей (кандидатов на включение в состав ОУ ) является построение " дерева целей ", нижний уровень которого ( уровень мероприятий ) определяет конкретныемероприятия и позволяет установить предполагаемый состав исполнителей .Множество потенциально возможных исполнителей обычно называют проблемнымобъектом . Понятие " проблемный объект " используется и другими авторами[7], правда , в несколько ином смысле . 6. Планирование СУ производится после того , как выбраны границы (состав ) ОУ . Этот вывод является очень важным для понимания всейтехнологии построения ОС . В многоэтапном формировании ОС можно выделить три стадии : 1. На этой стадии , в связи с некоторой проблемой происходитумозрительное выделение ( одним или несколькими исследованиями ) ОУ изсреды . При этом объект пока не получил широкого научного признания ( иназвания ) и не имеет собственного СУ . Например , в связи с необходимостьюрешения проблемы укрепления здоровья населения некоторые исследователивыделяют объект , включающий ряд отраслей ( здравоохранение , медицинскаяпромышленность , физкультура и спорт , туризм и т. д. ) , состав которого ,однако , требует уточнения . Этот объект пока не получил научного названияи не имеет собственного СУ . 2. На второй стадии объект получает научное признание , однакособственного СУ всё ещё не имеет . Например , топливно-производственныйкомплекс . 3. На третьей стадии объект получает юридическое признание исобственный СУ . Таким образом , важно иметь ввиду , что ОУ длительное время может неиметь своего СУ . Вместе с тем формирование ОУ можно рассматривать какподготовительный этап создания СУ и ОС в целом . Построение СУ осуществляется на основе анализа особенностей ОУ (количества исполнителей , их профессионального состава , сложностивыполняемых работ ) и информации , полученной при исследовании проблемы иусловий её решения . Зависимость характеристик СУ от особенностей ОУ определяетнеобходимость предварительного изучения производственной деятельности ОУдля разработки соответствующего СУ . Этот тезис получил своё подтверждениеи дальнейшее развитие в работах наших учёных ( С. Е. Каменицера , В. В.Соломатина , А. А. Модина и др. ) . Так , по мнению А. А. Модина , "создание и развитие современных систем управления определяется требованияминаучного управления , свойствами управляемых объектов , а так же условиямииспользования технических средств "[8] . Подобным образом высказываются и другие авторы . " Характеристикиуправляющей системы полностью определяются целями управления и степеньюсоответствия этим целям характеристик объекта , т. е. всей совокупностипредставляющих его параметров ( структура объекта , состав и взаимосвязивходящих в него элементов , параметры отдельных элементов и т. д. ) .Следовательно , ведущая роль в формировании параметров замкнутой системы ,включающей объект управления , управляющую систему и обратную связь ,принадлежит объекту управления . Поэтому при разработке организационнойструктуры органов управления первичным является объект как элемент базиса ,а вторичным - управляющая система как фактор надстройки "[9] . На изучении и использовании зависимости между характеристиками СУ иОУ основан метод параметрического моделирования , имеющий широкоеприменение при планировании организационных структур управления . Указанныевыше наблюдения и объективные закономерности создания ОС позволяютсформулировать следующие положения , составляющие основу проблемногоподхода к планированию и последующему построению ОС . 1. В основе разработки любой ОС должно лежать изучение конкретнойобщественной потребности ( проблемы ) . 2. Планирование и последующее построение ОС должно осуществляться впоследовательности " проблема - ОУ - СУ " , что означает последовательноевыполнение этапов : исследование проблемы , выбор границ ( состава ) ОУ ,построение ( синтез ) СУ . 3. Выбор границ ( состава ) ОУ целесообразно осуществлять в двестадии . На первой - определить состав проблемного объекта , т. е.множество потенциальных исполнителей , кто своей деятельностью способеноказать влияние на решение проблемы . На второй - выбрать из них тех , ктоудовлетворяет определённым требованиям и ресурсным ограничениям на созданиеОС . При этом исполнителями могут быть организации ( их подразделения ) ,предприятия , объединения , отрасли и другие ОС . 4. Решение вопроса о целесообразности создания ОС должно приниматьсяна основе исследования проблемы , проблемного объекта , а также оценкиожидаемой эффективности системы . 5. Синтез СУ должен осуществляться исходя из особенностей ОУ . 6. Планирование ОС следует выполнять с учётом этапов , принятых дляразработки сложных систем управления . ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ ОСРазработка ОС - сложный многоплановый процесс , требующий участия различныхспециалистов : - специалистов по решаемой проблеме - для постановки и исследованияпроблемы , а так же выбора границ проблемного объекта и объекта управления; - системотехников - для проектирования и внедрения системы ; - экономистов - для оценки экономической эффективности проектируемойсистемы и выбора наилучшего варианта её построения ; - программистов и электронщиков - для оснащения ОС необходимымипрограммными и техническими средствами ; - специалистов по базам данных и базам знаний - для созданияинформационной основы системы ; - юристов - для разработки документов , определяющих юридическийстатус системы и регламентирующих порядок работы её подразделений . Формирование комплексных бригад , включающих указанных специалистов ,требует значительных организационных усилий и затрат . Однако положительныйопыт создания в 60 - 70-х годах подобных бригад для разработки АСУ говорито том , что эта задача выполнима . Подобные бригады или группы могутсоздаваться на хозрасчётной основе при научно-исследовательских и проектныхорганизациях , занимающихся созданием АСУ , а также при центрахэкономического ( или управленческого ) консультирования . В дальнейшем они, по-видимому , смогут объединяться в организации , специализирующиеся насоздании проблемно-ориентированных ОС . Пока ещё ни у нас в стране , ни за рубежом практически неторганизаций или коллективов , специализирующихся на их создании .Популярные в последнее время центры управленческого консультирования этимпока тоже не занимаются . Учитывая почти полное отсутствие отечественного изарубежного опыта организации проектирования ОС , можно привести ряд общихположений , которые могут быть полезны для практических целей . В разработке системы должны участвовать : - организация-заказчик ( т. е. организация , ответственная за решениепроблемы и обладающая соответствующими полномочиями и ресурсами ) ; - организация-разработчик ( научно-исследовательский или проектныйинститут по созданию ОС ) ; - НИИ ( или их подразделения ) , специализирующиеся на даннойпроблеме , называемые проблемными НИИ ; - организации ( подразделения ) , входящие в состав ОУ . Аналогично АСУП процесс создания ОС должен осуществляться в тристадии с включением в первую стадию дополнительного этапа НИР , связанногос постановкой и исследованием проблемы , выбором границ и обследованием ОУ, а также синтезом СУ . Таким образом , весь процесс создания ОС включаетследующие три стадии : 1. Предпроектная стадия . Включает этапы : подготовительный ,проведения НИР , разработки технико-экономического обоснования ( ТЭО ) итехнического задания ( ТЗ ) на создание ОС . 2. Стадия проектирования ( планирования ) . Включает этапы :разработки технического ( ТП ) и рабочего ( РП ) проектов или технорабочего( ТРП ) проекта . 3. Стадия ввода в эксплуатацию ОС . Включает : выполнение монтажно-наладочных работ , опытную эксплуатацию и приёмосдаточные испытания системы. На подготовительном этапе уточняется постановка проблемы ,определяются заказчик , разработчик и проблемные НИИ , заключается договорна проведение НИР , формируется экспертный совет , составляется иутверждается план-график совместных работ . На этапе НИР проводится исследование проблемы , определяются границыпроблемного объекта , составляется ЦКП по решению проблемы , делается выводо целесообразности или нецелесообразности разработки проекта ОС .Реализация плана мероприятий должна окупать затраты , связанные спроведением НИР . При положительном решении вопроса о целесообразностисоздания ОС заключается договор на разработку и внедрение системы . На этапе ТЭО формируются альтернативные варианты построения ОС ,оценивается их эффективность и выбирается наиболее приемлемый вариант . ТЭОдолжно подтверждать необходимость и целесообразность создания ОС . В ТЭОобосновывается основная идея проектных решений по всем видам обеспечения ОС, выявляются и оцениваются факторы и источники эффективности , производитсяоценка затрат и эффекта , ожидаемого от внедрения системы . На этапе ТЗ разрабатываются варианты структуры ОС , определяется еёфункциональный состав , устанавливаются основные требования кинформационному , программному , техническому , правовому илингвистическому обеспечению системы , разрабатываются план-график созданиясистемы и перечень организационно-технических мероприятий по подготовке ОУк внедрению системы . Этап заканчивается составлением и утверждением ТЗ ,которое должно содержать : - основание для создания ОС ; - постановку и описание решаемой проблемы ; - результаты проведения НИР ; - назначение и цель создания ОС ; - требования к ОС и средствам её обеспечения ; - мероприятия по подготовке ОУ к внедрению ОС ; - показатели эффективности функционирования системы (источники ожидаемой эффективности , методика расчёта эффективности , результаты расчёта) ; - стадии создания ОС (перечень стадий , этапов и видов работ , график их выполнения ) ; - порядок контроля и приёмки ОС (элементов и системы в целом) . На этапе ТП принимаются проектные решения по общесистемным вопросам ,в т. ч. по структуре ОС , составу реализуемых задач процессуфункционирования системы ; производится разработка решений поорганизационному , техническому и другим видам обеспечения ; производитсяувязка различных видов обеспечения между собой ; осуществляется разработкапроектно-сметной строительной документации . Этап завершается составлениеми утверждением ТП , включающего три основных компонента : общесистемнуюдокументацию , проектные решения обеспечивающей части и проектные решенияфункциональной части . Общесистемная документация должна содержать : - пояснительную записку к проекту (перечень документов , на основании которых разрабатывается система , их содержание , исполнители и сроки выполнения работ , постановка проблемы , характеристика ОУ и основных проектных решений) ; - план мероприятий по подготовке ОУ к внедрению системы (уточнённый перечень работ по этапам создания , их содержание , объём , сроки выполнения , исполнители и форма завершения) ; - смету затрат на создание и эксплуатацию системы ; - расчёт эффективности (исходные данные , расчёт и результаты расчёта) . В состав проектных решений по обеспечивающей части должны входитьрешения по каждому из видов обеспечения : организационному ,информационному , техническому , программному , математическому ,лингвистическому , правовому . Так , например , проектные решения поорганизационному обеспечению должны содержать решения по функциям персоналаОС и по организационной структуре системы . Проектные решения поинформационному обеспечению должны содержать : описание организацииинформационной базы , описание системы классификации и кодирования ,описание условий и требований по обеспечению обмена информацией в системе ,макеты форм документов и др. Проектные решения по техническому обеспечениюдолжны содержать : описание КТС , проектную оценку надёжности КТС ,технологическую схему обработки данных и т. д. На этапе РП разрабатываются программы и эксплуатационная документацияпроекта по информационному , организационному и др. видам обеспечения ;проводится адаптация программ и программной документации ; разрабатываетсядокументация для технических средств разового изготовления . Этапзавершается подготовкой РП , включающего : - технологическую схему обработки информации ; - формы документов и описание маршрутов их движения ; - инструкции по внесению изменений в информационную базу ; - перечень стандартных программ , альбомы классификаторов и кодов ; - инструкции по эксплуатации КТС для решения предусмотренных проектом задач ; - рабочие программы , блок схемы алгоритмов ; - описания контрольных примеров ; - описание входной информации и результатов работы ЭВМ и других технических средств ; - технологические инструкции по обработке данных ; - уточнённый расчёт экономической эффективности системы . Особой частью РП должны явиться организационная структура , штатноерасписание и должностные инструкции , определяющие права , обязанностисотрудников аппарата управления и обслуживающего персонала системы . Создание ОС требует , как правило : - формирования новых организационно-функциональных структур ; - введения новых документов и документопотоков ; - формирования новой информационной базы ; - разработки нового программного обеспечения ; - установки и обслуживания дополнительных технических средств . Ввод в эксплуатацию ОС заключается в выполнении монтажно-наладочных работ , комплексной отладке всех звеньев системы , проверка её работоспособности в реальных условиях и заканчивается сдачей системы межведомственной комиссии . ЗАКЛЮЧЕНИЕ В заключении можно отметить , что многие существующие ОС обладаютбольшой избыточностью , "омертвляя" значительную часть закреплённых за ниминародохозяйственных ресурсов (трудовых , материальных , финансовых) ,которые могли быть использованы для решения актуальных задач социально-экономического развития страны. Сейчас или в ближайшем будущем необходимо пересмотреть действующиймеханизм формирования ОС , чтобы исключить или по крайней мере ограничитьпрактику создания неэффективных систем . В самом деле , дальнейшееигнорирование ОС как самостоятельного класса систем , требующегоспециального изучения , при наблюдаемом росте их количества неизбежноприведёт к дальнейшему снижению эффективности использования ресурсов . Дотех пор , пока общество не научится создавать высокоэффективные ОС , ему неудастся увеличить отдачу от используемых ресурсов . Именно поэтому вопросыразработки научного фундамента планирования , проектирования и построенияОС требуют первостепенного внимания и незамедлительного решения .-----------------------[1] Глушков В. М. Введение в АСУ . Киев : Техника , 1974[2] Общеотраслевые руководящие методические материалы по созданию АСУП .М.: Статистика , 1977[3] Мамиконов А. Г. Методы разработки АСУ . М.: Энергия , 1973[4] Кабаков В. С. Организация управления и эффективность производства .Ленинград : ЛИЭИ , 1985 .[5] Каменицер С. Е. , Соломатин В. В. Автоматизированная система управлениямашиностроительным предприятием . М. : Машиностроение , 1971 .[6] Мильнер Б. З. , Евенко Л. И. , Раппопорт В. С. Системный подход корганизации управления . М. : Экономика , 1983 .[7] Лейбкинд А. Р. , Руднева Е. В. , Рудник Б. Л. Проблемы методологии иразработка комплексных программ . М. : Наука , 1983 .[8] Модин А. А. Основы разработки и развития АСУ . М. : Наука , 1984 .[9] Лагоша Б. А. , Маркович В. Г. , Дегтярёва Т. Д. Методы и моделисовершенствования организационных структур . М. : Наука , 1988 .




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Планирование организационных систем iconДокументы
1. /Планирование организационных систем.doc
Планирование организационных систем iconДокументи
1. /Планирование организационных систем.doc
Планирование организационных систем iconРефлексивно-личностные особенности принятия решений в процессе управления комплексными организационными системами
Развитие общества с середины 20-го века характеризуется резким возрастанием динамики и неопределенности среды, приводящим к общему...
Планирование организационных систем iconРефлексивно-личностные особенности принятия решений в процессе управления комплексными организационными системами
Развитие общества с середины 20-го века характеризуется резким возрастанием динамики и неопределенности среды, приводящим к общему...
Планирование организационных систем iconРабочая программа дисциплины управление бизнес-процессами в erp-системах
Пререквизиты: «Информатика», «Информационно-компьютерные технологии в менеджменте», «Математическое моделирование организационных...
Планирование организационных систем iconРабочая программа дисциплины управление бизнес-процессами в erp-системах
Пререквизиты: «Информатика», «Информационно-компьютерные технологии в менеджменте», «Математическое моделирование организационных...
Планирование организационных систем icon1. Понятие и принципы построения организационных структур
Формы организационных структур
Планирование организационных систем iconКонтрольная работа по дисциплине «Менеджмент» на тему: «Построение организационных структур»
Научно обоснованное формирование организационных структур управления – актуальная задача современного этапа адаптации хозяйствующих...
Планирование организационных систем iconКонтрольная работа по дисциплине «Менеджмент» на тему: «Построение организационных структур»
Научно обоснованное формирование организационных структур управления – актуальная задача современного этапа адаптации хозяйствующих...
Планирование организационных систем iconДокументи
1. /220100.62 Системный анализ и управление Менеджмент организационно-технических систем/220100.62...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы