Права и свободы человека и гражданина, защита прав и свобод человека и гражданина icon

Права и свободы человека и гражданина, защита прав и свобод человека и гражданина



НазваниеПрава и свободы человека и гражданина, защита прав и свобод человека и гражданина
Дата конвертации19.07.2012
Размер282,84 Kb.
ТипРеферат
Права и свободы человека и гражданина, защита прав и свобод человека и гражданина


Введение.Глава 1. Становление прав и свобод человека. 1. Понятие и сущность прав и свобод. 2. Историческое развитие прав и свобод.Глава 2. Виды прав и свобод. Защита прав и свобод. 1. Основные и иные права человека и гражданина. 2. Система механизмов обеспечения и защиты прав и свобод. 3. Международная защита прав и свобод человека.Заключение.Список использованных источников и литературы.Приложение.Введение В статье 2 Конституции РФ говорится: «Человек, его права и свободыявляются высшей ценностью…». Это говорит о том, что Россия являетсяправовым государством, одним из важнейших признаков такого государстваявляется выраженное в данной статье провозглашение человека, его прав исвобод высшей ценностью. Это единственная высшая ценность остальныеобщественные ценности такой конституционной оценки не получили ирасполагаются по отношению к ней на более низкой ступени и не могут ейпротиворечить. Подчёркивание прав и свобод человека как высшей ценности,признаваемой, соблюдаемой, защищаемой государством, не означает и недопускает какого-то принижения государства. Наоборот, эта обязанностьправового государства может значительно повысить его авторитет и значение вжизни общества, в организации экономической и культурной жизни общества.Разумеется, если эти необходимые общественные функции государства будутполно и последовательно исполняться. Права человека – это определённые нормативно структурированныесвойства и особенности бытия личности, которые выражают её свободу иявляются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями её жизни, еёвзаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами. Права человека дают обществу возможность управлять государством илидистанцироваться от него, самоопределяться в сфере частной жизни, выбореубеждений, отношении к религии, собственности. Поглощение гражданскогообщества государством, огосударствление всех сфер жизни происходят там, гдеправа человека либо отсутствуют, либо носят декоративный характер. Теория прав человека как наука призвана изучать природу и сущностьэтого явления, его генезис, социальные, философские, политические,этические, религиозные предпосылки. Важнейшее место в науке о правахчеловека отводится исследованию взаимодействия прав человека и государства.Так же она рассматривает их не только как явление юридическое; онараскрывает связь этих прав с политикой, нравственностью, философией,религией, поскольку права человека – это сложное многомерное образование. Правовое демократическое государство признаёт приоритет прав человека,ограничивая этими правами свои властные функции. Поэтому подлинная природагосударства раскрывается через права человека, место и роль индивида вобществе, его взаимоотношения с государством. Для России крайне важны понятия прав человека. Особая их значимость вжизни общества, в развитии нормальных связей и взаимодействий между людьми и социальными группами, междуличностью и государством требует определить общие закономерности этихявлений, позволяющие координировать и упорядочивать общественные отношения.В общественном сознании, в культуре страны – как дореволюционной, так ипослереволюционной – права человека не занимали значительного места. Насегодняшний момент в России всё ещё отсутствует подлинное уважение кчеловеку и его правам, так как деформация правосознания, происходившаядесятилетия, укоренившееся пренебрежение к правам и свободам создаютситуацию незащищенности человека, его неуверенность в предсказуемостидействий властей. Внутригосударственные механизмы защиты прав и свобод человека игражданина дополняются международно-правовыми формами их обеспечения.Поэтому важно изучать систему международно-правовой защиты прав человека,её развитие, сочетание универсальных и региональных механизмов,осуществляющих такую функцию. Учитывая значимость прав человека в обеспечении нормальнойжизнедеятельности общества, следует обратить особое внимание на механизмы ипроцедуры их защиты, раскрыть её конституционные, судебные, административно-правовые способы, показать особенности правоохранных механизмов взарубежных странах, их становление в российском государстве. Международное право исследует систему международно-правовых актовпо правам человека, структуру и назначение органов, осуществляющихмеждународно-правовую защиту этих прав. Все эти сложные проблемы составляют предмет теории прав человека. Онитребуют глубокого изучения и освоения, поскольку без этого невозможнакультура гуманитарного мышления, человеческое измерение всех процессов,происходящих внутри общества и в современном мире в целом. Конституционное, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное,административно-процессуальное право изучают процедуры и механизмы защитыправ человека, способы восстановления нарушенных прав. Отраслевые юридические науки изучают конституционные, гражданские,земельные, аграрные, экологические и иные права индивидов, в единствесвоём образующие правовой статус человека и гражданина. Знания о правах человека, ставят целью не только воспитывать людей,формировать правильные представления о правах человека как необходимомусловии его свободы и равенства, но и создавать правовое общество, вкотором права человека являются неотъемлемыми, а уважение и защита правчеловека – важнейшим свойством всего уклада государственной и общественнойжизни.Глава 1. Становление прав и свобод человека. 1. Понятие и сущность прав и свобод. Соотношение понятий “право” и “свобода” характеризуются прежде всеготем, что в значительной степени это синонимы; то и другое – субъективноеправо любого человека или только гражданина РФ. Но иногда между этими понятиями проводится различие. Анализконституционного законодательства показывает, что термин “свобода” призванподчеркнуть более широкие возможности индивидуального выбора, не очерчиваяконкретного его результата: “каждому гарантируется свобода совести, свободавероисповедания…”(статья 28 Конституции РФ). В то время как термин “право”определяет конкретные действия человека (например, право участвовать вуправлении делами государства, право избирать и быть избранным). При этом“право” может самой Конституцией включаться в состав “свободы”. Однако разграничение между правами и свободами провести трудно,поскольку зачастую всю сферу политических прав с четко определеннымиправомочиями так же именуют “свободами”. Различие в терминологии являетсяскорее традиционным, сложившимся ещё в 18-19 веках. Различие между человеком и гражданином, как носителями прав и свободясно выражено в тексте Конституции РФ. Конституционные права и свободычеловека предоставляются любому индивиду, а правами и свободами гражданинаобладают только лица являющиеся гражданами Российской Федерации, статьиКонституции указывают на это. Права человека органично вплетены в социальную деятельность людей, ихобщественные отношения, способы бытия индивида. Они являются нормативнойформой взаимодействия людей, упорядочения их связей, координации ихпоступков и деятельности, предотвращения противоречий, противоборства,конфликтов на основе сочетания свободы индивида со свободой других людей, снормальным функционированием общества и государства. В современном мире сохраняются различные подходы к взаимодействиюправа и государства, человека и государства. Они не замыкаются в сференаучных дискуссий и находят свое отражение в конституциях современныхгосударств. Так, в конституциях Франции, США, Италии, Испании воплощенаестественноправовая концепция прав человека, в конституциях Австрии, ФРГ –позитивистская. Однако такие различия в конституционных записях не следуетпереоценивать, поскольку основные законы всех стран ориентированы напринципы правового государства и, следовательно, на защиту и охрану правчеловека. Вместе с тем различия естественноправового и позитивистского подходовк природе прав человека требуют внесения определенной ясности. Преждевсего, ограничение власти государства правами человека не должно вести кумалению его роли, которая весома не только в охране прав и свободчеловека, но и в придании им законодательной формы. Резкая поляризация этихучений (естественноправовой школы и позитивизма) обусловливалось различнымипутями осуществления буржуазных революций в различных странах. Государствоне может не признавать права человека на жизнь, неприкосновенностьличности, жилища. И хотя эти права принадлежат человеку от рождения, но“защищенность” им придает юридическая форма, т.е. закон. Не отрицая большой новизны, специфики и богатства содержаниясовременных развитых представлений о правах человека, следует вместе с темиметь в виду и момент исторической преемственности этих представлений спредшествующими правовыми воззрениями на человека как участника социальнойжизни. Как реально, так и теоретически каждая исторически данная системаправа включала и включает в себя определенную юридическую концепциючеловека как субъекта права и соответствующие представления о его правах иобязанностях, его свободе и несвободе. 2. Историческое развитие прав и свобод. Историческое развитие начал свободы и права в человеческих отношенияхпредставляет собой прогресс равенства людей в качестве формально(юридически) свободных личностей. Через механизм права – формального(правового) равенства – первоначально несвободная масса людей постепеннопреобразуется в свободных индивидов. Можно сказать, что степень и характерразвитости прав человека определяются уровнем развития права всоответствующем обществе. Древнегреческие воззрения о правах человека сформировались в общемрусле мифологических представлений о том, что полис (город-государство) иего законы имеют божественное происхождение и опираются на божественнуюсправедливость. Право вообще и права отдельных людей – членов полисавосходят, согласно подобным представлениям, не к силе, а к божественномупорядку справедливости. Божественная по своей природе справедливость у Гомера выступала вкачестве объективного основания и правого критерия. И только то, чтосоответствовало тогдашним взглядам на справедливость, воспринималось какправо. Поиски объективной нормы справедливости и права для полиса и егограждан были продолжены пифагорейцами (6-5 вв. до н.э.). Они сформулироваливесьма важное для последующих представлений о естественных правах человекаположение о том, что “справедливое состоит в воздаянии другому равным”[1].Это определение представляло собой философскую абстракцию и итерпретациюдревнего принципа талиона (око за око, зуб за зуб). В концепции Эпикура справедливость – представляет собой естественноеправо с изменяющимся содержанием. Эпикуровская договорная трактовкагосударства и права подразумевает равенство, свободу и независимость людей– членов договорного общения и по существу является исторически первойфилософско-правовой концепцией либерализма и правового индивидуализма.Свобода человека – это, согласно Эпикуру, его ответственность за разумныйвыбор своего образа жизни. Сфера человеческой свободы – это сфера егоответственности за себя, она вне и необходимости, поскольку “необходимостьне подлежит ответственности”, и непостоянного случая. Свобода обретаетсяблагодаря уяснению того, “что зависит от нас” и “ не подлежит никакомугосподину”. “Необходимость, - говорил он, - есть бедствие, но нет никакойнеобходимости жить с необходимостью”[2]. Важная линия связи тянется отдоговорно - правовой концепции Эпикура к идеям общественного договораНового времени. Естественноправовые идеи древнегреческих мыслителей о свободе иравенстве всех людей получили дальнейшее развитие в Древнем Риме. Так, положения греческих стоиков о мировом естественном законе былииспользованы римскими стоиками. Из их естественноправовых позиций следует,что рабство не имеет оправдания, поскольку оно противоречит общему закону имировому согражданству людей. В естественноправовой концепции Сенеки неминуемый и божественный посвоему характеру “закон судьбы” играет роль того права природы, которомуподчинены все человеческие установления, в том числе государство и законы.Вселенная, согласно Сенеке, естественное государство со своимиестественными правами, признание которых – является необходимым. Членамиэтого государства по закону природы являются все люди независимо от того,признают они это или нет. Отдельные государственные образования и ихустановление – случайны и значимы не для всего человеческого рода, а лишьдля ограниченного числа людей. Существенный вклад в развитие юридических представлений о правахчеловека внесли римские юристы. Большое значение имели разработанные имиположения о субъекте права, о правовых статусах людей, о свободе людей поестественному праву, о делении права на частное и публичное, о справедливоми несправедливом праве и т.д. Опираясь на источники действующего права, римские юристы в своейтрактовке прав индивидов использовали сложившиеся правовые нормы в духе ихсоответствия требованиям справедливости и в случае коллизий изменяли старуюнорму с учетом новых представлений о справедливости и справедливом праве.Такая деятельность римских юристов обеспечивала взаимосвязь различныхисточников права и содействовала сочетанию стабильности и гибкости вразвитии и обновлении юридической конструкции прав индивида как основногосубъекта права. Романист Т. Кипп писал: “Ни одно из самых блестящих положений римскогоправа не обеспечивало за ним в такой мере право на бессмертие, как егоотношение к справедливости. Справедливость есть прежде всего нравственноепонятие, означающее справедливость, правильность. Представляя ссубъективной стороны лишь известную добродетель, в то же время определяласодержание норм”[3]. Таким образом, римская юриспруденция, распространяя на государство(как объект своего изучения наряду с позитивным правом) единое понятиеправа, трактовала взаимосвязи государства и личности как правоотношения. Античные идеи свободы и равенства людей были восприняты и развитысветскими и религиозными мыслителями средневековья. “Ряд средневековых мыслителей (Марсилий Падуанский, Генри Брэктон, ид.р.) защищали идею свободы, равенства всех перед законом. Характерна вэтом отношении антикрепостническая позиция известного французского юриста13 в. Бомануара, утверждавшего, что “каждый человек свободен”, истремившегося к конкретизации данной идеи в своих юридических построениях”. Новое звучание и смысл античные идеи естественноправового равенства исвободы всех людей получили в христианстве. Зародившись в эпоху рабовладения, христианство выступило как религиясвободы и сыграло значительную роль в процессе становления универсальныхпонятий прав человека. Согласно христианству, все люди равны как “детиБожии”. Это всеобщее равенство сочетается в христианстве с всеобщейсвободой. “Закон Христов есть закон совершенный, закон свободы, ибо дан нерабам, но детям Божиим, которые побуждаются исполнять его не рабскимстрахом, но живущею в них любовью Христовой” (Иак., 1, 25). Новозаветные идеи получили углубленную разработку и развитие вполитико-правовых учениях ряда христианских мыслителей (Августина, ФомыАквинского и д.р.). В духе античных естественноправовых идей Фома Аквинский утверждал что,цель государства – это “общее благо” его членов, обеспечение условий для ихдостойной жизни. При этом он противопоставлял политическую монархию тираниии обосновывал право народа на свержение тиранического строя. Возникшая в древности идея всеобщего равенства людей не прекрактиласвоего существования в средние века, она продолжала развиваться с различныхпозиций, в разных формах и направлениях, в творчестве светских ирелигиозных авторов. Средневековые идеи получили дальнейшее развитие в трудах мыслителейНового времени. Юридическое мировоззрение нового восходящего строяутверждало новые представления о свободе человека посредством господстварежима права и в частных, и в публично-политических отношениях. Новая рационалистическая теория прав человека была разработана втрудах Г. Гроция, Б. Спинозы, Д. Локка, Ш. Монтескье, Т. Джефферсона, И.Канта и других мыслителей. Своей критикой феодального строя и обоснованиемновых концепций о правах и свободах личности, о необходимости господстваправа в отношениях между индивидом и государством эта теория внесла большойвклад в формирование нового юридического мировоззрения, в идеологическуюподготовку буржуазных революций и юридическое закрепление их результатов. Важным элементом этого процесса стала концепция общественного договоракак источника происхождения и правовой основы деятельности государства.Разрабатывая договорную концепцию государства, Г. Гроций писал:“Государство есть совершенный союз свободных людей, заключенный радисоблюдения права и общей пользы”[4]. С таким пониманием государства,содержавшим идею правовой государственности, связано (у Гроция и рядапоследующих мыслителей) и положение о естественном человеческом правеоказывать сопротивление насилию властей, нарушающих условия общественногодоговора. Развивая естественноправовые воззрения и договорную концепциюгосударства, Б. Спиноза отмечал, что “цель государства в действительностиесть свобода”[5]. Он подчеркивал, что “естественное право каждого вгражданском состоянии не прекращается”[6], поскольку и в естественном, и вгражданском состоянии человек действует по законам своей природы,побуждается страхом или надеждой. Полное лишение людей их естественных правпривело бы к тирании. Последовательная либеральная доктрина неотчуждаемых естественных прави свобод человека на основе идей господства права, правовой организациигосударственной жизни, разделения властей и верховенства закона быларазработана Д. Локком. Большим достоинством локковского учения о правах человека являетсяанализ необходимой внутренней связи между свободой и законом. “Несмотря навсевозможные лжетолкования, - писал Локк, - целью закона является неуничтожение и не ограничение, а сохранение и расширение свободы. …Там, гденет законов, там нет и свободы”[7]. Общественный договор – это, по Локку, постоянно действующий факторполитической жизни, договорные отношения народа с политической властью –непрерывный процесс, протекающий в соответствии с принципом согласияиндивидов и народа в целом с действием властей. Права и свободы человека и гражданина, провозглашенные во французскойДекларации 1789 г., приобрели общемировое звучание и стали императивамиобновления и гуманизации общественных и государственных порядков. Эта декларация, испытавшая влияние предшествующего опыта в областиправ и свобод человека (в частности, англосаксонских традиций в составлениии принятии Биллей о правах 1689 г., Декларации независимости США 1776 г.,Конституции США 1787 г. и т.д.), в дальнейшем сама оказала огромное влияниена процесс борьбы против “старого режима” во всем мире, за повсеместноепризнание и защиту прав человека, и гражданина. Все последующее развитиетеории и практики в области прав человека и гражданина, правовойгосударственности, господства права так или иначе испытывало и продолжаетиспытывать на себе позитивное влияние этого исторического документа. Большое непосредственное воздействие идеи Декларации прав человека игражданина 1789 г. оказали на взгляды передовых мыслителей тех стран(Германии, России, других стран Восточной Европы), которым еще предстоялипрогрессивные буржуазные преобразования. Под заметным влиянием передовой европейской политико-правовой мысли иреволюционных преобразований в 18 веке в США и во Франции естественно-правовые идеи о равенстве всех людей, о неотчуждаемых правах и свободахчеловека постепенно получили распространение в царской России. Одним из первых защитников таких идей в России был А.Н. Радищев. Этиидеи он использовал для критики российского самодержавия и крепостничества.С естественно-правовых позиций он развивал представления о свободе иравенстве всех людей в естественном состоянии, о договорном происхождениигосударства, о неотчуждаемых правах человека на свою жизнь, собственность,равный суд, свободу мысли и слова, о суверенитете народа и его правесвергнуть несправедливый строй[8]. Свобода личности была основной и главной проблемой всего творчестваН.А. Бердяева. Себя он называл “сыном свободы” и говорил: “Я основывал своедело на свободе”[9].Данную тему, а вместе сней и вопросы прав и свободличности Бердяев освещал с позиций разработанной им оригинальнойфилософской концепции христианского персонализма. В своем учении о свободе человека он отличает личность от индивида.“Личность, - говорит автор, - есть свобода и независимость человека вотношении к природе, к обществу, к государству, но она не только не естьэгоистическое самоутверждение, а как раз наоборот. Персонализм не означаетэгоцентрической изоляции. Личность в человеке есть его независимость поотношению к материальному миру, который есть материал для работы духа. Ивместе с тем личность есть универсум, она наполняется универсальнымсодержанием”[10]. Личность не готовая данность, а задание, идеал человека,она самосоздается. Любое государство, если оно не имеет тоталитарных претензий, должнолишь признать свободу человеческой личности, которая изначально принадлежитчеловеку как духовному существу, а недана ему какой-то внешней властью.“Эта основная истина о свободе, - отмечает Бердяев, - находила своеотражение в учении о естественном праве, о правах человека, не зависящих отгосударства, о свободе не только как о свободе в обществе, но и свободе отобщества, безграничного в своих притязаниях. Бенжамен Констан видел в этомотличие понимания свободы в христианский период истории от понимания ее вантичном греко-римском мире”[11]. Из вышесказанного в данной главе следуют следующие выводы, правачеловека формировались из многократно воспроизводимых актов деятельностилюдей, повторяющихся связей и устойчивых форм отношений. В процессечеловеческой деятельности, включающей множество индивидов со своимипотребностями, целями, неизбежно столкновение и противоборство ихинтересов. Каждый человек имеет притязания на определенный объем благ иусловий жизни (материальных и духовных), получению которых должнысодействовать общество и государство. Объем этих благ и условий исторически всегда определялся положениеминдивида в классовой структуре общества, в системе материальногопроизводства. Эти блага условно могут быть названы правами человека. Такаяусловность определяется резкой поляризацией общества на различных этапахего развития (рабовладение, феодализм), своеобразием цивилизаций(европейская, азиатская и д.р.), которые не давали возможности правамчеловека обрести признак универсальности на основе принципов свободы иформального равенства, получить современное звучание. Само зарождение идеи прав и свобод человека в 6-5 веках до н. э. вдревних полисах (Афинах, Риме), появление принципа гражданства были крупнымшагом на пути движения к прогрессу и свободе. Неравномерность распределенияправ человека между различными классовыми и сословными структурами, а то иполное их лишение (если говорить о рабах) было неизбежным для тех этаповобщественного развития. Каждая новая его ступень добавляла другие качестваправам человека, распространяла их на более широкий круг субъектов. Ипроисходило это в борьбе классов и сословий за свои права, за свободу, еерасширение и обогащение. Процесс исторического творчества человека в значительной мере зависитот объема его прав и свобод, определяющего его социальные возможности иблага, обеспечивающие характер жизнедеятельности, систему связей,взаимодействий, отношений людей в обществе. Поэтому проблема прав человекавсегда была предметом острых классовых битв, которые велись за обладаниемправами, за расширение прав, фиксировавших статус человека в обществе. Икаждая ступень развития общества была шагом на пути обретения и расширениясвободы. История показывает, что необходимы постоянные усилия дляподдержания и защиты прав и свобод человека. Каждое поколение отвечает завечный вызов истории, связанный с отстаиванием такой великой ценности, каксвобода и права человека.Глава 2. Виды прав и свобод. Защита прав и свобод. 1. Основные и иные права человека и гражданина. Прежде всего, необходимо внести ясность в понятие “основные”,“конституционные” и иные права человека. Отсутствие точных формулировок вряде конституций затрудняет ответ на этот вопрос. Однако основные праваличности – это и есть конституционные права. Такая трактовка вытекает,например, из сопоставления ст.17 и ст. 55 Конституции РФ, отмечающей, чтоперечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должнотрактоваться, как отрицание или умаление других общепризнанных прав исвобод человека и гражданина. Вместе с тем в п. 2 ст. 17 речь идет толькооб основных правах, что позволяет подчеркнуть их особые свойства –неотчуждаемость и естественный характер (принадлежность от рождения). Основные права являются субъективными. Это истина, котораясегодня очевидна, входе исторического развития неоднократно оспаривалась.Лишь в начале 20-го века в результате долгих споров о понятии субъективногоправа вообще и основных прав образовалось новое понимание основных прав каксубъективных, и гражданин получил возможность ссылаться на них перед лицомвластных структур. Основные права, т.е. возможность осуществлять свои конституционные идругие права, неотчуждаемы – отказ от них юридически недействителен.Производные от основных, “другие” права, например право собственности наопределенную вещь, отчуждаемы; она может быть продана, подарена и т.п., ноэто не ущемляет основного права человека иметь в собственности имущество. Основные права и свободы могут быть ограничены в случаях и в мере,предусмотренных Конституцией и законом в целях защиты основконституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересовдругих лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3ст.55. Конституции РФ). Некоторые права могут быть ограничены в случаезлоупотребления ими, например право на объединение – запретом создания идеятельности общественных объединений, цели или действия которых направленына насильственное изменение основ конституционного строя, разжиганиесоциальной, рассовой, национальной и религиозной розни и т.п. (ч. 5. ст.13. Конституции РФ). В специальной литературе стало обычным рассматриватьконституционные права как основные. Это нашло выражение в Веймарскойконституции, было воспринято Основным Законом ФРГ, а затем рядом новыхевропейских конституций. “Какое бы обозначение ни выбиралось, речь посуществу, всегда идет о тех правах, которые являются фундаментальными дляобеспечения правового статуса человека и гражданина и которые поэтомуполучают гарантии в основных законах государства”[12]. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод1950 г. предусматривает возможность человека обратиться в Европейский суддля защиты нарушенного права на условиях исчерпанности всехвнутригосударственных средств защиты прав, предусмотренных национальнымзаконодательством. Часть 2 статья 11 Европейской конвенции о защите прав человека иосновных свобод гласит: “Осуществление этих прав не подлежит никакимограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы вдемократическом обществе в интересах государственной безопасности иобщественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков ипреступлений, защиты здоровья и нравственности или защиты прав исвободдругих лиц”. В современном мире, когда проблема защиты прав человека вышладалеко за пределы каждого отдельного государства, возникла необходимость всоздании универсальных международно-правовых стандартов, которые так жеявляются основными правами человека. Эти основные права отражены в рядеважнейших международно-правовых актов, установивших общечеловеческиестандарты прав и интересов личности, определивших ту планку, ниже которойгосударство не может опускаться. 2. Система механизмов обеспечения и защиты прав и свобод. Конституционная обязанность государства соблюдать и защищать права исвободы человека и гражданина состоит в создании условий для их реализациии механизма для их защиты. Обеспечение таких условий и защита прав и свободчеловека и гражданина входят в функции всех органов государственной властии органов местного самоуправления. Особую роль в защите прав и свобод от нарушения органамигосударственной власти и органами местного самоуправления, а так же другимилицами играют органы судебной власти. Конституцией предусмотрен и орган,который занимается только данной проблемой – Уполномоченный по правамчеловека. Однако деятельность Уполномоченного по правам человека неисключает необходимости быстрейшего полного исполнения конституционногоположения о создании системы административного судопроизводства (ст. 118,ч.2). Независимые и беспристрастные административные суды – необходимоесредство для укрепления законности в деятельности государственных органовуправления. Конституция РФ, предписав, что права и свободы человека и гражданинаопределяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной,исполнительной власти, местного самоуправления, одновременно установиласпособ обеспечения этих прав исвобод – правосудие. Правосудие – деятельность суда, осуществляемая в предусмотренномпроцессуальным законом порядке и заключающаяся в рассмотрении и разрешенииконфликтов, связанных с дейсвительным или предполагаемым нарушением нормгражданского, административного и иных отраслей права. Суд являетсягарантом прав личности. Каждому гарантируется судебная защита его прав исвобод (ст. 46 ч. 1). Право на судебную защиту каждого означает, что имобладает любое лицо независимо от гражданства. Гарантия судебной защитыозначает, с одной стороны, право каждого подать жалобу в соответствующийсуд и, с другой стороны обязанность последнего рассмотреть эту жалобу ипринять по ней законное, справедливое и обоснованное решение. В статье 45 части 1 Конституции РФ говорится: “Государственная защитаправ и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется”.Под государственной защитой прав и свобод понимается направленная на этодеятельность всех ветвей государственной власти – законодательной,исполнительной, судебной. Каждая из них, действуя самостоятельно, должна вто же время направлять свои усилия на то, чтобы предоставленные гражданамправа и свободы не оставались только на бумаге, а были защищены на деле. Особая роль в защите прав и свобод принадлежит Президенту РФ, какгаранту прав и свобод человека и гражданина (ст. 80 Конституции РФ). Какглава государства Президент обладает широкими полномочиями и имеет большиевозможности для выполнения этой обязанности. В его непосредственномподчинении имеется аппарат, структурные специальные подразделения, которыеспособствуют ему в исполнении этой государственной задачи. Многие вопросы защиты прав и свобод человека и гражданинаразрабатываются и решаются на уровне Правительства РФ и его аппарата. Вэтом участвуют практически все министерства и ведомства. Например, МВД –обязано решать вопросы борьбы с преступностью, обеспечивать безопасностьнаселения, защищать его имущественные и иные права от посягательств. Органызаконодательной и исполнительной власти в субъектах Федерации также должныразрабатывать и реализовывать меры, гарантирующие политические, социальные,экономические и культурные права граждан. Одним из способов защиты гражданином своих прав (пока наиболеераспространенным в России) является направление жалоб и заявлений вгосударственные органы, органы местного самоуправления, общественныеобъединения, руководителям предприятий, учреждений, организаций. В Российской Федерации возникли и официально действуют многочисленныенеправительственные организации, в уставах которых в качестве цели ставитсязащита прав человека. К числу таких организаций относятся общество“Мемориал”, комитеты и фонды солдатских матерей, Московскийисследовательский центр по правам человека и д.р. Действенным способом защиты гражданами своих прав и свобод нередкооказываются их обращения в редакции газет, журналов, на радио, телевидениеи т.д. В последние годы для отстаивания социально-экономических прав, широкоиспользовались митинги, шествия, пикетирование, забастовки. Апелляция ктрудовому коллективу, участникам общественных акций, к общественному мнениюпривлекает внимание государственных органов к имеющимся нарушениям прав исвобод, побуждает принимать меры по восстановлению законности исправедливости. Нарушенное равноправие людей нужно защищать и восстанавливать всемисредствами, предоставляемыми Конституцией и законом. В частности, каждыйвправе защищать свои права и свободы всеми способами не запрещеннымизаконом, - от обращения за помощью к судам, правоохранительным органам ит.д. до законной самозащиты и законного обращения в международныеорганизации, судебные органы, добиваясь не только восстановления нарушенныхправ, но и возмещения вызванного этим нарушением материального и моральногоущерба (ч. 1 ст. 30, ч. 4 ст. 37, ст. 45, 46, 52, 53 и д.р.). 3. Международная защита прав и свобод человека В различные исторические эпохи понятие, содержание и объем прав исвобод человека не были одинаковыми. Еще сравнительно недавно, вплоть доначала 20-го века, права человека регулировались исключительновнутригосударственным правом. Государства – участники международныхотношений исходили из того, что эти вопросы относятся к их внутреннейюрисдикции. Ученые-международники 19-го века широко восприняли естественно-правовую теорию прав человека. Профессор Петербургского университета Ф.Мартенс писал, что “все образованные государства признают за человеком кактаковым, безотносительно к его подданству или национальности, известныеосновные права, которые неразрывно связаны с человеческой личностью”[13].Под этими правами обычно подразумевалось право на жизнь, свободу совести ивероисповедания. По утверждению швейцарского ученого И. Блюнчли,естественные права человека “должны быть уважаемы как в мирное, так и ввоенное время”[14]. Точка зрения о законности вмешательства в дела других государств иправомерности интервенции “по мотивам гуманности”, для защиты основных прави свобод человека разделялась большинством юристов-международников как в18, так и в 19 веке. Лишь отдельные ученые, например профессор А. Гефтер,утверждал, что если государство попирает права и свободы своих граждан, “тонадо прекратить с ним всякие отношения”, но не вмешиваться силой оружия вего внутренние дела[15]. В ходе Второй Мировой войны со всей очевидностью обнаружилисьнедостатки в международном регулировании прав и свобод человека. Ее опыт иитоги особенно ярко показали неразрывную связь между поддержаниеммеждународного мира и безопасности, с одной стороны, и соблюдением основныхправ и свобод человека – с другой. Создание ООН и принятие Устава положили начало качественно новомуэтапу межгосударственных отношений в этой области. Устав ООН явился первымв истории международных отношений многосторонним договором, который заложилосновы широкого развития сотрудничества государств по правам человека. ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, содержащую широкийперечень как гражданских и политических, так и социально-экономических икультурных прав. Признавая естественный характер прав человека, она впервой же статье, автором которой был известный французский ученый РенеКассен, провозгласила, что “все люди рождаются свободными и равными в своемдостоинстве и в своих правах”. Так же ООН одобрила Международный пакт обэкономических, социальных и культурных правах; Международный пакт огражданских и политических правах; Факультативный протокол к Международномупакту о гражданских и политических правах и д.р. ООН и другие международные организации справедливо уделяют особоевнимание нарушениям основных прав и свобод человека, происходящим врезультате международных преступлений государств. В формированиии принципов и норм в области прав человека определяющееместо занимает ООН ее специализированные учреждения. Именно в рамках этойОрганизации государствами были разработаны и приняты все важнейшиемеждународные соглашения в области прав человека. В ряде случаев принятиюмеждународно - правовых договоров предшествует разработка и одобрениедеклараций и резолюций. Необходимость такого подхода во многом диктуетсясложностью рассматриваемых проблем и различной позицией государств. Из сказаннного в этой главе можно сделать следующие выводы: всовременных условиях под основными правами человека следует понимать права,содержащиеся в конституции государства и международно - правовых документахпо правам человека, в частности в международном Билле о правах человека, атакже в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950г., Европейской социальной Хартии 1961 г. Любое основное право человекадолжно быть признано каждым государством-участником независимо от егоконституции. Приоритет международного права по отношению квнутригосударственному в области прав человека становится общепризнаннымпринципом международного сообщества. Он закреплен и в Конституции РФ. Остается настоятельной необходимость преодолеть различныепроявления недооценки значения прав и свобод человека и гражданина,недостаточное их признание, неполное соблюдение, слабую защищенностьсистематические нарушения, которые были неоднократно констатированыорганами Совета Европы (СЕ), подготовлявшими вступление России в егосостав. Вслед за принятием в феврале 1996 г. двух федеральных законов – оприсоединении Российской Федерации к Уставу СЕ и о присоединении России кряду других документов СЕ – 28 февраля 1996 г. Россия подписала и вскорератифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основныхсвобод. Конвенция и протоколы СЕ стали частью российской правовой системы.Заключение Отмечая огромную гуманистическую и нравственную сущность правчеловека, нельзя вместе с тем не затронуть вопрос о том, почему правачеловека в современном мире – явление не универсальное, а большинствогосударств мира не являются правовыми (они могут быть авторитарными,тоталитарным, а также лишенными каких-либо четких характеристик). Ответ наэтот вопрос связан не только с правовыми характеристиками, он охватываетболее широкую сферу общественных отношений. В условиях одной и той же формации могут существовать различныеотношения к правам человека и правовому государству. Поэтому такие проблемыследует рассматривать с точки зрения цивилизационного подхода. Формацияопределяет лишь стадию социально-экономического развития и положениеклассов, социальных групп в обществе. Формационный подход не раскрываетместо человека в обществе, его ценность, перечень его естественных инеотчуждаемых прав. Человек во всех его сложных связях и зависимостяхпредстает только в рамках цивилизационного подхода. Исходя из этого можносделать вывод, что идея ценности человека, его права на свободу иформальное равенство, опоры общества на право, обеспечивающего притязанияиндивида на гуманное отношение к нему со стороны власти, характерны преждевсего для европейской цивилизации. Права человека не заняли достойного места в нашей жизни, ихнарушение носит массовый характер (систематические невыплаты зарплат ипенсий, нарушение прав беженцев и вынужденных переселенцев, военнослужащих,безработица и т.д.). В России не гарантирован прожиточный минимум,призванный обеспечить достойное существование человека, значительная частьнаселения оказалась за чертой бедности. В цивилизованном обществе суду принадлежит центральное место во всейправовой системе. Именно суд олицетворяет подлинное право, истиннуюсправедливость. Чем выше роль, авторитет суда и правосудия в целом, чембольшей самостоятельностью и независимостью обладает суд вовзаимоотношениях с представительными органами и органами управления, темвыше уровень законности и демократии, тем надежнее защищены от возможныхпосягательств права и свободы граждан. На сегодняшний день в России роль суда пока еще довольно низкая, как иквалификация судей. Судебных ошибок очень много, суд не замечает или нехочет замечать явного брака в работе следователя и прокурора, забывает, чтокроме обвинительного есть еще вид приговора – оправдательный. В государстве необходимо последовательно, поступательно, обдуманно(чтобы не делать двойной работы) проводить судебную реформу и реформузаконодательства. Разумеется, законодательство, даже самое совершенное, ещене делает погоды, не снимает ключевого вопроса: а судьи кто? Но своимцеленаправленным регулированием оно четко ориентирует на необходимостьсущественного изменения качественного состава судейского корпуса. У многихсудей живо в сознании советское прошлое, когда интересы человека былиничем, по сравнению с интересами государства и приговор суда зависел отинтересов государства. Однако сама жизнь – не без помощи демократическогозаконодательства – заставляет менять прежнюю иерархию ценностей. Серьезно корректируется система юридического образования. В судебныекабинеты приходят новые люди. Судей практически, с помощью экспериментальнопроверяемого в ряде регионов обновленного законодательства учат иметь делос непривычными для нас юридическими явлениями, в частности с судомприсяжных. В результате постепенно формируется иной по своей ментальностисудейский корпус, которому предстоит работать в условиях настоящей, а непризрачной независимости и потому брать на себя всю полноту ответственности– юридической и нравственной.Список использованных источников и литературы. Нормативные акты1. Конституция Российской Федерации 1993 г.2. Комментарий к Конституции Российской Федерации. / Под ред. В.Д. Карповича. – М.: Изд. Юрайт-М, 2002.3. Комментарий к Конституции Российской Федерации. / Под ред. Б.Н. Топорнина – М.: Изд. Юридическая литература, 1994. Научная литература1. Алексеев С.С. Россия у критической черты. М.: Изд. Юрист, 1995.2. Андреева И.А. и др. Основы государства и права. М.: Изд. Юрист, 1994.3. Батлер У., Нерсесянс В.С. История права: Англия и Россия. М.: Изд, Норма,1996.4. Бутенко А.П. Власть народа посредством самого народа. М: Изд. Норма, 1998.5. Государственное право Российской Федерации. / Под ред. О.Е. Кутафина – М.: Изд. Юридическая литература, 1996.6. Грацианский П.С. Политическая и правовая мысль России второй половины 18- го века. М.: Изд. Юрист,1994.7. Жегутов Р.Т. Теория государства и права. Учебное пособие. М.: Изд. Юрист, 1996.8. История политических и правовых учений. Учебное пособие. / Под ред. В.С. Нерсесянца – М.: Изд. Юридическая литература, 1995.9. Исаев И.А. История государства и права России. М.: Изд. Юрист, 1996.10. Кашанина Т.В. Кашанин А.В. Основы российского права. М.: Юрист, 1996.11. Клименко С.В., Чичерин А.П. Основы государства и права. М.: Изд. Норма, 1997.12. Левченко В.Н. и др. История политических учений. М.: Изд. Юрист, 1994.13. Лившиц Р.З. Теория права. М.: Изд. Юрист, 1994.14. Мазутов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М.: Изд. Юрист,1997.15. Назаренко Г.В. Теория государства и права. М.: Изд. Норма, 1998.16. Основы государства и права. Учебное пособие. / Под ред. О.Е. Кутафина. – М.: Изд. Норма, 1994.17. Перевалов В.Д., Леушин В.И. Теория государства и права. М.: Изд. Норма, 1997.18. Права человека. Учебник для вузов. / Под ред. Е.А. Лукашева. – М.: Изд. Норма, 2003.19. Русинов Р.К. Теория государства и права. М.: Изд. Юрист, 1997.20. Теория государства и права. Выпуск 1. / Под ред. А.Б. Венгерова. М.: Изд. Юридическая литература, 1993.21. Теория государства и права. / Под ред. Г.Н. Манова. М.: Юрист, 1995.22. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебное пособие. М.: Изд. Норма,1993.23. Хутыз М.Х. Серженко П.Н. Энциклопедия права. Учебное пособие. М.: Изд. Юрист, 1995.24. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. – М.: Изд. Юрист, 1996.25. Шилобод М.И. Политика и право. – М.: Изд. Юрист,1995. Приложение 1.Баранов В.Г. и др. Теория государства и праваВ схемах. М.: Изд. Норма, 1999. Система юридических наукОбщетеоретические и исторические Прикладные юридические юридические науки наукиОтраслевые юридические Международное Юридические науки, науки право изучаюшие организацию и порядок деятельности отдельных государственных органовНауки о материальном Науки о процес-праве суальном праве Схема “Система юридических наук”. Приложение 2.Баранов В.Г. и др. Теория государства и правав схемах. М.: Изд. Норма, 1999. Источники праваПравовой обычайНормативный правовой акт государственного органаЮридический прецедент Договорнормативного содержанияРелигиозные тексты Общиепринципы права Правовая доктрина Схема “Источники права”. Приложение 3.Баранов В.Г. и др. Теория государства и правав схемах. М.: Изд. Норма, 1999. Признаки норм праваГосударственно – властныйДвустороннее правило характер поведенияОбщее правило поведенияОбязательное правило поведенияФормально-определенное Системноеправило правило поведения поведения Схема “Признаки нормы права”.-----------------------[1] Аристотель. “Этика” СПб., 1908. С. 91.[2] Материалисты Древней Греции. М., 1955. С. 219.[3] Кипп Т. История источников римского права. СПб., 1908. С. 7-8.[4] Гроций Г. О праве войны и мира. М., 1956. С.74.[5] Спиноза Б. Избранные произведения. Т. 2. М., 1957. С. 261.[6] Там же. С. 300.[7] Локк Д. избранные философские произведения Т. 2. М., 1960. С. 34.[8] Радищев А.Н. Избранные философские сочинения. М.,1949. С. 130,176-177,437.[9] Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого/ / Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993. С. 254.[10]Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистическойфилософии. М., 1995. С. 21.[11] Там же. С. 312.[12] Государственное право Германии. Том 2. М., 1994. С. 167.[13] Мартенс Ф. Современное международное право цивилизованных народов Т.1. СПб., 1882. С. 327[14] Блюнчли И. Современное международное право цивилизованных государств,изложенное в виде кодекса. Вып. 2. М., 1877. С. 316.[15] Гефтер А. Европейское международное право. СПб., 1880. С. 99.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Права и свободы человека и гражданина, защита прав и свобод человека и гражданина iconПрава, свободы и обязанности человека и гражданина, гарантии прав и свобод

Права и свободы человека и гражданина, защита прав и свобод человека и гражданина iconПрограмма практических занятий занятие № Тема «Права человека: правовая природа, сущность, классификация, источники» (2 часа)
...
Права и свободы человека и гражданина, защита прав и свобод человека и гражданина iconПолитических прав и свобод
Политические права в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина
Права и свободы человека и гражданина, защита прав и свобод человека и гражданина iconПостановление От 22 ноября 1991 г. N 1920-1 о декларации прав и свобод человека и гражданина рассмотрев представленный Президентом рсфср проект Декларации прав и свобод человека и гражданина,
Комитету Верховного Совета рсфср по законодательству, Комитету Верховного Совета рсфср по правам человека, Комитету
Права и свободы человека и гражданина, защита прав и свобод человека и гражданина iconКурсовая работа Классификация основных прав и свобод человека и гражданина в конституциях зарубежных стран
Основные права и свободы в конституциях демократических и социалистических государств 9
Права и свободы человека и гражданина, защита прав и свобод человека и гражданина iconОсновные этапы развития наследственного права в россии содержание
Поэтапно проводится и правовая реформа. Конституция РФ 1993 г среди основных прав и свобод человека и гражданина называет право каждого...
Права и свободы человека и гражданина, защита прав и свобод человека и гражданина iconПрограмма спецкурса "Международно-правовая защита прав человека" для специальности 021100 Юриспруденция
Права и свободы, гарантированные Европейской Конвенцией по защите основных прав и свобод человека
Права и свободы человека и гражданина, защита прав и свобод человека и гражданина iconПрограмма спецкурса "Международно-правовая защита прав человека" для специальности 021100 Юриспруденция
Права и свободы, гарантированные Европейской Конвенцией по защите основных прав и свобод человека
Права и свободы человека и гражданина, защита прав и свобод человека и гражданина iconКонтрольная работа по предмету: Конституционное право России на тему "Права и свободы граждан, закрепленные в Конституции Российской Федерации"
Введение. Конституция как средство реализации основных прав и свобод человека и гражданина
Права и свободы человека и гражданина, защита прав и свобод человека и гражданина iconКонтрольная работа по предмету: Конституционное право России на тему "Права и свободы граждан, закрепленные в Конституции Российской Федерации"
Введение. Конституция как средство реализации основных прав и свобод человека и гражданина
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы