Роль человека в произведениях о Великой Отечественной войне icon

Роль человека в произведениях о Великой Отечественной войне



НазваниеРоль человека в произведениях о Великой Отечественной войне
Дата конвертации26.07.2012
Размер130,05 Kb.
ТипРеферат
Роль человека в произведениях о Великой Отечественной войне


Роль человека в произведениях о Великой Отечественной войне Великой школой мужества и героизма навсегда останется в памяти людейВеликая Отечественная война, получившая многогранное отражение в литературе50 – 70-х годов. Концепция человека, как она утверждается советской литературой, снаибольшей убедительностью раскрывается в произведениях о ВеликойОтечественной война. Военные ситуации, исполненные особого драматизма, с их “предельной”заострённостью нравственного выбора, где человек обнаруживает себя “до дна” в добре и зле, мужестве и страхе, духовном взлёте и нравственном падении,позволяют писателям открывать в своём герое главное, выявлять идейно-нравственные основы его личности. Образ советского человека рисуется писателями как бы в двухаспектах тесно взаимосвязанных: герой в противостоянии миру фашизма и геройв борьбе за подлинно - нравственные ценности в себе в разных ситуациях –фронтовых, госпитальных, тыловых. Второй аспект изображение потребовал отписателей заострения нравственно - гуманистической проблематикипроизведений. Советские писатели утверждают, что ценность человека на войнемеряется не только выполнением боевых заданий. Есть ещё одна мера – его“нравственные установления”, составляющие основу характера, двигательныестимулы. В этом смысле герой В. Быкова капитан Ивановский (“Дожить дорассвета”), учитель Мороз (“Обелиск”), партизан Левчук (“Волчья стая”),Степанида (“Знак беды”) является важным художественной системы не толькописателей Ю. Бондарева и В. Быкова, но всей советской военной прозы. Наша нравственность, основанная на человечности и сознания глубочайшейответственности человека не только за себя, но и за судьбу других. Тема войны неиссякаема. Появляются всё новые и новые произведения,которые вновь и вновь заставляют вернутся к огненным событиям теперь ужеболее пятидесяти летней давности и увидеть в современном человеке то, чтомы ещё недостаточно осознали и оценили. Великая Отечественная война потребовала от нашего народа, от каждогосоветского человека напряжения всех его душевных и физических сил. Вновь ивновь исследуют писатели историки нашей победы над фашизмом, сущностьсоветского характера, человека – патриота, интернационалиста, гуманиста. Война не только не “отменяет”, она делает ещё более острыминравственные проблемы, чувство гражданского долга, ответственности. Ясность целей и задач на войне не может служить оправданием какой – либо моральнойнеразборчивости. Она не освобождает человека от необходимости в полной мереотвечать за свои поступки, осмысливать происходящее. Жизнь на войне – этожизнь со всеми её духовными и нравственными проблемами в их сложности ипротиворечивости. Другое дело, что даже эти писатели, не отворачивались от суровой правдывойны, никто из них, - не могли себе представить, каким тяжелым и жестокимиспытанием будет надвигающееся на нас испытание, в самом страшном сне немогло им привидеться, что война будет продолжаться долгих, казавшихсябесконечными четыре года, что враг дойдет до Москвы и Ленинграда, доСталинграда и Кавказа. Хлебнув в первые дни войны во время отступления наЗападном фронте горячего до слез, Великая Отечественная война раскрыла перед всем миром душевную силу,стойкость и мужество советского народа. Такого массового героизма ещё незнала история человечества. Говорят, что первой жертвой на войне становится правда. Когда к одномуиз недавних юбилеев победы над фашисткой Германией надумали выпуститькнижкой сводки Совинформбюро, то, перечитав их, от этой идеи отказались -очень уж многое требовало серьезных уточнений, исправлений, опровержений.Власти предержащие правды боялись, неприглядную правду старалисьприпудрить, даже скрыть (о сдаче врагу некоторых крупных городов Совинформбюро не сообщало), но правды жаждал воющий народ, она была емунеобходима, чтобы самоотверженно сражаться, надо осознать масштаб нависшейнад страной опасности. Так страшно началась для нас война, на таком краю, вдвух шагах от пропасти, мы оказались, что выбраться можно было только прямоглядя жестокой правде в глаза, до конца осознав ту всю меру своейответственности за исход войны. В ноябре сорок первого года И. Эренбургписал: '...Многие у нас привыкли (наверное, Эренбург имел в виду: насприучили) к тому, что за них кто-то думает. Теперь не то время. Теперькаждый должен взять на свои плечи всю тяжесть ответственности. Во вражескомокружении, в разведке, в строю каждый обязан думать, решать, действовать'.Лирическая поэзия, самый чуткий сейсмограф душевного состояния общества,сразу же обнаружил эту жгучую потреб- ность в правде, без которойневозможно, немыслимо чувство ответст- венности. Вдумаемся в смысл нестертых даже от многократного цити- рования строк 'Василия Теркина' - онинаправлены против утешающе- успокающей лжи, тогда эта внутренняя полемикавоспринималась особенно остро, выглядела вызывающей: А всего много пуще Не прожить наверняка - Без чего? Без правды сущей, Правды, прямо в душу бьющей, Да была б она погуще, Как бы ни была горька. Литература наша немало сделала для того, чтобы в грозных,катастрофических обстоятельствах пробудит у людей чувство ответственности,понимание того, что именно от них, от каждого из них-ни от кого другого -зависит судьба страны. Отечественная война не была “разборкой” между двумякровавыми диктаторами - Гитлером и Сталиным, как это внушают нынченекоторые склонные к изобретению сенсаций литераторы. Но это ощущение обретаемой, расширившейся свободы возникло у многих,очень многих людей. Вспоминая через много лет фронтовую юность, ВасильБыков писал, что во время войны “мы осознали свою силу и поняли, на чтосами способны. Истории и самим себе мы преподали великий урок человеческогодостоинства.” Война все подчиняла себе, не было у народа более важнойзадачи, чем одолеть захватчиков. И перед литературой со всей остротой иопределенностью встали задачи изображения и пропаганды освободитель- нойвойны, они служили им по доброй воле, по внутренней потребности, честно,искренне, эти задачи не были навязаны извне - тогда они становятсягубительными для творчества. Война против фашизма была для писателей нематериалом для книг, а судьбой - народа и их собственной. Их жизнь тогдамало отличалась от жизни их героев. Каждый третий из ушедших на фронт писателей - около четырехсот человек- с войны не вернулся. Это большие потери. Может быть, они были быменьшими, но очень часто писателям, большинство из которых сталифронтовыми журналистами, приходилось заниматься не только своими прямымиобязанностями, а многие просто оказались в строю - воевать в пехотныхчастях, в ополчении, в партизанах. Никогда писатель не слышал так отчетливосердце народа - для этого ему надо было прислушаться к своему сердцу.Чувство общности, объединившее сражающийся против захватчиков народ, вело вбой война и вдохновляло художника, окрыляя его творения. В очерке, написанном в апреле сорок четвертого года, в ту уже пору,когда Москва салютовала победоносным наступлениям Красной Армии, КонстантинСимонов рассказал о том, какой была тогда война на солдат- ском уровне в еесамой заурядной повседневности. Чем только не приходилось заниматься писателям в дни войны - вплоть донаставлений по борьбе с танками противника! Если в этом была нужда - а онавозникала постоянно в армейских газетах - поэты писали репортажи,драматурги - международные обзоры, прозаики и критики - стихотворныефельетоны. Никто не мог уклониться от повседневной “черной” газетной работы- не имел права. “Я писал, - вспоминал Твар- довский , - очерки, стихи,фельетоны, лозунги, листовки, песни, за метки – все”. Можно долгорассказывать, в каких условиях приходилось писателям работать, какдоставался им материал, когда они хотели не- пременно получить его изпервых рук. В таких мало располагающих к сосредоточенной творческой работе условияхбыли созданы книги, которые не потускнели за прошедшие деся тилетия, неперечеркнуты временем, - назову хотя бы некоторые из них. Поэзия – “ВасилийТеркин” Твардовского, “Сын” Антокольского, “Февральский дневник” Берггольц,лирика Ахматовой, Симонова, Суркова, Сельвинского, Шубина, Гудзенко.Публицистика и художественная проза - статьи Алексея Толстого,“Сталинградские очерки” Грассмана и “Письма к товарищу” Горбатова, очерки ирассказ Платонова и Довженко “Волоколамское шоссе” Бека и “Дни и ночи”Симонова , “Перед восходом солнца” Зощенко и “Молодая гвардия” Фадеева.Драматургия – “Русские люди” Симонова, “Фронт” Корнейчука, “Нашествие”Леонова . Высокого уровня правды достигла литература - такого, что в мирноевремя, а первые послевоенные или последние сталинские годы, в пору новогоидеологического помрачения, она так или иначе, вольно или невольнопроверяла себя. И как бы далеко потом Грассман и Симонов ни ушли восмыслении событий войны, их поздние книги не противоречат тому, что ониписали в войну, они не опровержение, а продолжение, развитие, углубление.Внимательный читатель и добросовестный исследователь не могут не заметитьсвязи между “Сталинградскими очерками” Грассмана и романом "Жизнь исудьба", между "Днями и ночами" Симонова и трилогией "Живые и мертвые". Снова начались гонения в литературе. Разгромная критика очерков ирассказов Платонова, “Перед восходом солнца” Зощенко. Но в ту пору все этомало кому было понятно, надеялись и верили, что после того, как литературастоль самоотверженно сражалась, защищая страну, столько сделала дляПобеды, возвращение к старому невозможно. И народ, заканчивая так трудноему давшейся, стоившей стольких жертв Победой эту кровавую войну, надеялсяи верил, что завоевал неоспоримое право на свободу, добро и правду... Сразу после войны со всей остротой и драматизмом возникла проблемаисторической правды. На приеме в Кремле в честь командующих войскамиКрасной Армии 24 мая 1945 года Сталин сказал: “У нашего правительства былоне мало ошибок, были у нас моменты отчаянного положения в 1941- 1945 годах,когда наша армия отступала, покидала родные нам села и города Украины,Белоруссии, Молдавии, Ленинградской области, Прибалтики, Карело-Финскойреспублики, покидала, потому что не было другого выхода. Иной народ мог бысказать правительству: вы не оправдали наших ожиданий, уходите прочь, мыпоставим другое правительство, которое заключит мир с Германией и обеспечитнам покой”. Сегодня может казаться, что эти слова, этот комплимент народуоткрывали путь, подталкивали к серьезному, основательному историческомуисследованию - в том числе и в художественной литературе - войны, кпостижению ее уроков, оплаченных миллионами жизней, большой кровью. Страна пришла к победе на последнем дыхании, разоренной, обезлюдевшей -почти полностью были скошены целые поколения. Тысячи сел были сожженыдотла, сотни городов превращены в руины. Великая - действительно великая,определившая судьбу страны и мира, - победа была нестерпимо горькой.Свидетельствует лирическая поэзия. Вот какой виделась Родина и Победа тогдаочень разным поэтам - совпадение поразительное. Илья Эренбург: Она была в линялой гимнастерке, И ноги были до крови натерты. Она пришла и постучалась в дом. Открыла мать. Был стол накрыт к обеду. "Твой сын служил со мной в полку одном, И я пришла. Меня зовут Победа". Был черный хлеб белее белых дней, И слезы были соли солоней. Все сто столиц кричали вдалеке, В ладоши хлопали и танцевали. И только в тихом русском городке Две женщины, как мертвые молчали. Константин Симонов: Не той, что из сказок, не той, что с пеленок, Не той, что была по учебникам пройдена, А той, что пылала в глазах воспаленных, А той, что рыдала, - запомнил я Родину. И вижу ее, накануне победы, Не каменной, бронзовой, славой увенчанной, А очи проплакавшей, идя сквозь беды, Все снесшей, все вынесшей русской женщиной. Стихотворение Симонова было напечатано лишь через двадцать лет послетого, как было написано. Это было в порядке вещей. Удивляться надо тому,что стихотворение Эренбурга проскочило в печать. Ведь Сталин совершенно по-иному оценивал положение дел, за несколько дней до Победы - 1 мая 1945 года- он внушал советским людям, что “наша социалистическая экономикаукрепляется и растет, а хозяйство освобожденных областей, разграбленное иразрушенное немецкими захватчиками, успешно и быстро возрождается”. Похожеу Сталина не было никакого желания вспоминать войну. Сколько бы не писалитогда о его беспримерном полководческом гении, все это, разумеется, покоманде и сценариям вышколенных идеологических служб, он не забывалпережитого в первый год войны страха и унижения. Трудно приходилось в ту пору для многих писателей, война быланастоящим потрясением, они были переполнены увиденным и пережитым. Сразу жепосле окончания войны , темы с ней связанные, официальная критика объявиланеактуальными, больше того, отвлекающими от важных современных задач, отстроительства мирной жизни. Произведения о войне вытеснялись с журнальныхстраниц, вычеркивались из издательских планов. В эту мрачную пору, когда после постановления ЦК о журналах “Звезда” и“Ленинград” духовная жизнь, казалось, замерла, все-таки появилось несколькопрекрасных книг о войне: “В окопах Сталининграда” В. Некрасова,“Возвращение” А. Платонова , “Звезда” и “Двое в степи” Э. Казакевича,“Спутники” В. Пановой, “За правое дело” В. Грассмана. Публикация почтикаждой из названных вещей стала возможной благодаря стечению счастливыхобстоятельств, некоторые из них по непостижимому капризу Сталина былиотмечены. Но все эти книги были островками в море совершенно иной литературы,Образованном произведениями художественно беспомощными, державшимися наплаву лишь благодаря теме, материалу и нередко, если мягко сказать, вполнесознательно пренебрегавшими реальной действительностью. Повесть "В окопах Сталининграда" имела принципиальное значение длядальнейшего развития нашей военной литературы. Повесть В. Некрасовапоражала непререкаемой достоверностью, несочинённостью, в ней отразилсяжестокий, дорогой ценой оплаченный опыт солдат и офицеров с "передка".Именно она стояла у истоков столь заметно заявившей о себе на рубежепятидесятых и шестидесятых годов литературы фронтового поколения, которуюпотом называли "лейтенантской литературой". В. Некрасов был признанным еелидером. Эти писатели, о которых Твардовский хорошо сказал, что они "вышелейтенантов не поднимались и дальше командира полка не ходили" и "виделипот и кровь войны на своей гимнастерке", составили целую плеяду хорошоизвестных нынче читателям имен: Г. Бакланов и В. Богомолов, Ю. Бондарев иА. Ананьев, К. Воробьев и В. Астафьев, В. Быков и А. Адамович. Хочу отметить одну общую особенность первых книг о войне писателейфронтового поколения - "мемуарность". Излюбленный жанр этих писателей -лирическая повесть, написанная от первого лица. Их проза не всегдастрого автобиографичная, но она насквозь пропитана авторскимивоспоминаниями о фронтовой юности. Всех этих писателей буквальновыталкивала в литературу сила пережитого на войне, и повести о фронтовойюности, которые они написали, особенно их первые повести, были одновременнолейтенантскими и солдатскими мемуарами. Теми мемуарами, которые вдействительности никто никогда не отважился писать. Конечно, у каждогобыла своя война, и все-таки многое в пережитом на фронте было достояниемтысячи тысяч. Обыденный фронтовой опыт на солдатском и лейтенантском уровнеприобрела новое качество при художественном творении. В лирической повестион приближен к читателю так, что артиллерийская канонада и автоматныеочереди не заглушают стонов и шепота, а в пороховом дыму и пыли снарядов имин можно разглядеть в глазах людей решимость и страх, муку и ярость. Эти повести принесли в литературу тяжелый, кровавый опыт "окопников.Их авторы пережили сами то, что было уделом огромного числа людей,составляющих основание той грандиозной пирамиды, которую представляет собойдействующая армия. Рассказанная ими правда была встречена критикой в штыки,хотя происходило все это уже в хрущевские, относительно либеральныевремена. Четверть века с лишним продолжалась эта воинственная идеологическаякампания по искоренению “окопной правды”, она дорого стоила литературе, занее было плачено изуродованными цензурой и не вышедшими книгами,драматическими писательскими судьбами, а закончилась она - таковзакономерный финал - прислуживающих властям литераторов. Книги,состряпанные по указаниям и установкам этих властей и превозносимые донебес, оказались перворожденными и давно канули в лету. В такой душной атмосфере, под таким прессом литература, однако,продолжала нелегкое дело осмысления трагических событий войны. Особую рольв семидесятые годы здесь играл В. Быков - белорусский писатель, чьетворчество стало неотъемлемой частью и русской литературы. В. Быков - художник трагический. Он сосредоточен на исследованиисоциально-нравственных коллизий, раскаленных добела нашим тоталитарнымрежимом и тотальной, истребительной войной гитлеровской Германии, онстремится выяснить, что в нечеловеческих обстоятельствах происходит счеловеком. Локальность места действия, краткая временная протяженностьизображаемых событий, не многочисленность персонажей - таковы структурныеособенности Быковских персонажей - таковы структурные особенности Быковскихповестей. Сюжеты в его повестях раскручиваются стремительно инепредсказуемо, как в реальной партизанской жизни, где человек не ведал, вкакой крутой переплет, в какой капкан может попасть на ближайшей опушкелеса или за поворотом ведущей к глухому хутору дороги. Столкновениевзглядов, позиций, принципов поведения персонажей отличается крайнейостротой и драматизмом, потому что его героям приходится действовать насвой страх и риск, без команды и приказа, когда над ними нет начальства,когда никто не может разделить с ними ответственность за их действия. В.Быков стремится докопаться до причин нравственной подоплеки тех или иныхпоступков - верности и предательства, злодейства и человечности, мужества ислабодушия, - проникнуть в скрытую при обычном течении жизни и обнаженнуюжестокими испытаниями глубинную суть характеров. Следует отметить еще одно явление литературы о войне той же поры. Яговорю не о буме мемуарной и документальной литературы, оказавшем серьезноевлияние на литературу художественную, а о документальных книгах, с полнымправом причисляемых к литературе художественной, написанных талантливымиписателями. Но дело не просто в слоге. В отличие от мемуаров, авторыкоторых берутся за перо, чтобы воссоздать достоверную картину историческихсобытий, в которых они принимали участие, в книгах берется иной разрездействительности - человеческий. Авторов их интересует общественнаяпсихология, нравственный мир людей, сила их сопротивления беспредельножестоким обстоятельствам, вершины и бездны человеческого духа. Назовунесколько таких книг, появление которых было подлинным литературнымсобытием: “Разные дни войны” К. Симонова, “Я из огненной деревни” А.Адамовича, Я. Брыля, В. Колесника, “Блокадная книга” А. Адамовича и Д.Гранина, “У войны не женское лицо” С. Алексеевич. И еще, замечательнаяповесть А. Бондаря “Железный крест”, где автор показал трагическую участьрусских людей, волею обстоятельств оказавшихся на немецкой стороне. Как бы ни отличались друг от друга лучшие книги о войне, однообъединяло без исключения: твердое убеждение, что эту кровавую, ужаснуювойну выиграл не Сталин, а народ, он вынес на своих плечах неимоверную еетяжесть. Писатель выступает против фашизма с общечеловеческих позиций и поэтомуне делит зло на свое и чужое. Решать пришлось каждому, ответственностьлегла на всех. Защитить родину и свободу могли только свободные люди. В одном из выступлений А. Твардовский заметил, что действительность -даже героическая действительность - нуждается в подтверждении и закрепленииискусством, без этого “она как бы еще не совсем полна и не может с полнойсилой воздействовать на сознание людей”. В качестве примера Твардовскийпривел сначала “Войну и мир”: “Разве война и победа русского оружия в 1812году означала бы столько для национального патриотического самосознаниярусских людей, если бы они знали о ней только по учебникам истории и дажемноготомным ученым трудам, если бы, допустим на минуту, не было быгениального творения Толстого “Война и мир”, отразившего этот историческиймомент в жизни страны, показавшего в незабываемых по своей силе образахвеличие народного подвига тех лет!” Вторым примером Твардовскому послужиланаша литература о войне: “То же самое можно сказать о литературе, которуювызвал к жизни беспримерный подвиг советских народов в Отечественной войне1941-1945 годов. Он подтвержден в нашем сознании, в том числе и в сознаниисамых непосредственных носителей этого подвига, средствами правдивогослов”. Пожалуй, это самая высокая из всех возможных оценка того, что сделалаза полвека наша литература о войне... Литература.1. А. Бочаров. “Человек и война”.2. Б. А. Леонов. “Эпос героизма”.3. О. Михайлов. “Верность. Родина и литература”.4. А. Овчаренко. “Новые герои – новые пути”.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Роль человека в произведениях о Великой Отечественной войне iconРоль железнодорожных войск в Великой Отечественной войне
Великой Отечественной войны — наиболее жестокой и кровопролитной за всю историю наше­го Отечества
Роль человека в произведениях о Великой Отечественной войне iconЕ. В. Ермакова игпи им. П. П. Ершова, г. Ишим, Тюменская обл. Физика в литературных произведениях о Великой Отечественной войне
Великой Отечественной войне против фашизма, о бессмертном подвиге тех, кто выстоял в смертельных боях, одолел и разгромил страшного...
Роль человека в произведениях о Великой Отечественной войне iconРоль Сталина в Великой Отечественной Войне

Роль человека в произведениях о Великой Отечественной войне iconРоль железнодорожных войск в Великой Отечественной войне

Роль человека в произведениях о Великой Отечественной войне iconРоль железнодорожных войск в Великой Отечественной войне

Роль человека в произведениях о Великой Отечественной войне iconРеферат на тему: Осмысление подвига и трагедии народа в произведениях о Великой Отечественной войне (По произведениям К. Симонова и А. Твардовского)
Целью настоящего реферата является исследование того, как на страницах произведений Твардовского и Симонова воплощается великий подвиг...
Роль человека в произведениях о Великой Отечественной войне iconТема Великой Отечественной войны стала одной из доминирующих в художественном творчестве и получила реализацию в произведениях различных жанров. Одним из ярких поэтических произведений военной поры стали «Зоя» М. Алигер, поэма
Учащиеся мало читают книг и смотрят кинофильмов о Великой Отечественной войне, а это – нравственные уроки истории, без прошлого нет...
Роль человека в произведениях о Великой Отечественной войне icon5–6 мая 2011 г в Омске состоится V всероссийская научная конференция «сибирь: вклад в победу в великой отечественной войне»
Омске состоится V всероссийская научная конференция «сибирь: вклад в победу в великой отечественной войне», посвященная 70-летию...
Роль человека в произведениях о Великой Отечественной войне iconПоложение об областном смотре-конкурсе музеев, комнат, уголков боевой и трудовой славы всех профилей образовательных учреждений Псковской области, посвящённом 65-летию партизанского движения на Псковщине в Великой Отечественной войне
Псковщине в Великой Отечественной войне (далее смотр-конкурс), проводится в соответствии с Государственной программой «Патриотическое...
Роль человека в произведениях о Великой Отечественной войне iconДавно была война
День великой Победы советского народа в Великой Отечественной Войне. Не утратит ли этот праздник своего значения,когда не останется...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы