Тема любви в лирике Маяковского icon

Тема любви в лирике Маяковского



НазваниеТема любви в лирике Маяковского
Дата конвертации19.07.2012
Размер53,03 Kb.
ТипРеферат
Тема любви в лирике Маяковского


Тема любви в лирике Маяковского.Маяковский был и остается одной из самых значительных фигур в историирусской поэзии XX века. За внешней грубостью лирического героя Маяковскогоскрывается ранимое и нежное сердце. Об этом свидетельствуют стихиМаяковского о глубоко личном. Они поражают страстной силой выраженного вних чувства: «Кроме любви твоей мне нету солнца» («Лилечке»), «Стою огнем обвит на несгорающем костре немыслимой любви» («Человек»)Лирический герой раннего Маяковского романтичен по своему мироощущению иочень одинок. Его никто не слышит, не понимает, над ним смеются, егоосуждают («Скрипка и немножко нервно», «Я»). В стихотворении «Дешеваяраспродажа» поэт говорит, что готов отдать все на свете за №единственноеслово, ласковое, человечье». Чем же вызвано такое трагическое мироощущение?Неразделенной любовью. В стихотворении «Лиличка (вместо письма)» и поэме«Облако в штанах» мотив неразделенной любви является ведущим («Завтра тызабудешь, что я тебя короновал», «Дай же последней нежностью выстлать твойуходящий шаг»). В этих произведениях лирический герой предстает нежным иочень ранимым человеком, не мужчиной, а «облаком в штанах»: Меня сейчас узнать не могли бы жилистая громадина стонет, корчится…Но возлюбленная отвергает героя ради мещанского благополучия: Знаете – Я выхожу замуж.Такой огромной силы любовь не нужна ей! Она холодна и иронична. И онпревращается в проснувшийся вулкан: Мама! Ваш сын прекрасно болен! Мама У него пожар сердца. Скажите сестрам, Люде и Оле, - Ему уже некуда деться. В поэме «Облако в штанах» показано превращение громады-любви в громаду-ненависть ко всем и вся. Разочаровавшись в любви, герой испускает четырекрика «долой»: Долой вашу любовь! Долой ваше искусство! Долой ваше государство Долой вашу религию!Страдания от неразделенной любви оборачиваются ненавистью с тому миру итому строю, где все покупается и продается. В письме к Л.Ю. Брик Маяковский писал: «Исчерпывает ли для меня любовьвсе? Все, но только иначе. Любовь – это жизнь, это главное. От нееразворачиваются и стихи, и дела и все пр. Любовь – это сердце всего. Елиона прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Ноесли сердце работает, оно не может не проявляться во всем». Именно такое,любящее и потому отзывающееся на все в мире «сплошное сердце» открывается впоэзии Маяковского. Говорить о любви для поэта значит – говорить о жизни, осамом значительном в собственной судьбе. Ибо, убежден он, и это чувстводолжно быть вровень эпохе. Легкость решения этого вопроса Маяковского неустраивала. Он и в этом случае руководствовался требованиями,предъявляемыми к себе и к окружающим. Ведь он знал, что «любовь нестановить никаким «должен», никаким «нельзя» - только свободнымсоревнованием со всем миром». Что может позволить выйти в этом соревновании победителем? ДляМаяковского чувство, соединяющее двоих, не изолирует их от мира. Чувство,заставляющее человека замыкаться в узеньком мирке («в квартирном маленькоммирке»), неотъемлемо для него от ненавистного ему старья. Любящее сердцевмещает в себя весь мир. Утверждаемый поэтом идеал высокой любви осуществимлишь в светлом будущем. И задача поэзии в этом случае – ускорить путь вгрядущее, преодолев «будничную чушь». Интересно сопоставить два стихотворения, навеянных сильным и глубокимчувством к Татьяне Яковлевой: «Письмо товарищу Кострову из Парижа осущности любви» и «Письмо Татьяне Яковлевой». Перовое из них адресованолицу официальному, редактору «Комсомольской правды», в которой сотрудничалоказавшийся в Париже поэт, тогда как второе – не предназначавшееся дляпечати – передано из рук в руки любимой женщине. В первом из этих «писем» Маяковский размышляет не просто о любви – о еесущности. Обжигающей силы чувство вызывает настоятельную потребностьразобраться в себе, по-новому взглянуть на мир. Именно по-новому: дляМаяковского любовь – чувство, перестраивающее человека, созидающее егозаново. Поэт избегает в своем разговоре отвлеченности. Назван по имениадресат «Письма…», в текст введена та, которая вызвала эту бурю в сердце, ккоторой обращен этот поэтический монолог. И в самом стихотворении рассыпаномножество подробностей, деталей, не позволяющих стиху унестись в туманныевыси. Его любовь - «человеческая, простая», да и поэтическое вдохновениепроявляется в самой что ни на есть будничной обстановке: Подымает площадь шум, экипажи движутся, я хожу, стишки пишу в записную книжицу. Простое земное чувство противопоставляется той «прохожей паре чувств»,что названа «дрянью». Поэт говорит о том, что возвышает человека - остихии, Ураган огонь вода подступают в ропоте обладающей целительной силой. И опять-таки используемые им поэтические метафоры способствуют буквально материализации понятий. Произнесенное здесь имя гениального Коперника дает представление о масштабах чувства, о котором идет речь. Привычное в поэзии, когда речь заходит о любви, противопоставлениеземного и небесного, будничного и возвышенного – не для Маяковского. Онначинал (в поэме «Облако в штанах») с решительного протеста противвозникавших в таких случаях сладкоголосых песнопений, со слов вызывающеоткровенных: Мария! поэт сонеты поет Тиане, а я весь из мяса, человек весь – тело твое просто прошу, как просят христиане – «Хлеб наш насущный – даждь нам днесь».Необходимость в резко выраженном противопоставлении своих представлений олюбви, которая равнозначна самой жизни, исчезает. Нет нуждыпротивопоставлять обычное, земное прекрасному, высокому. Любовь даетвозможность ощутить их единство, поэзия – обнаружить его, выразить изакрепить словом. В «Письме… Кострову» размышления о сущности любви разворачиваются сзамечательной логичностью, выстраивается система аргументов, достаточнаядля того, чтобы разговор о любви смог обрести общественный характер. Слово,вырвавшееся из сердца влюбленного способно «подымать, / и вести,/ ивлечь,// которые глазом ослабли». В «Письме Татьяне Яковлевой» та же тема представлена с иной,драматической, стороны. Трудно разобраться в том, почему взаимная любовь несмогла принести счастья влюбленным. По-видимому, ему помешало чувстворевности, которое поэт обещает усмирить. И здесь тема любви не может получить счастливого разрешения. Онопереносится в неопределенное будущее, связывается с грядущим торжествомреволюции во всемирном масштабе: Я все равно тебя когда-нибудь возьму – одну или вдвоем с Парижем.А в настоящем – так и не преодоленное одиночество. Маяковский и в этом стихотворении использует излюбленный жанр – монолог,обращенный к конкретному лицу. Это сообщает стиху доверительность, придаетсказанному глубоко личный характер. Вместе с тем рамки мира, открывающегосяв адресованном любимой женщине послании, чрезвычайно широки. Это относитсяи к пространственным (от Москвы до Парижа), и к временным (время революциии Гражданской войны – сегодняшний день – будущее, связываемое с приходомреволюции в Париж) границам. Свойственная открывающим стихотворение строкампредельная откровенность подкрепляется далее словами о «собаках озверевшейстрасти», о ревности, которая «двигает горами», о «кори страсти» - письмонаполняется силой интимного чувства. И оно постоянно переводится всоциальный план. Поэтому, когда герой восклицает: Иди сюда, иди на перекресток моих больших и неуклюжих рук.- слова о будущем торжестве революции становятся логическим завершениемстихотворения. «Громада любовь» - вот словосочетание, которое лучше других способновыразить чувство, лежащее в основе стихотворения. Подводя итог сказанному, заметим, что Маяковский предпочитаетлирическому самовыражению желание убедить, утвердить свою позицию, своипредставления о мире, о месте человека в нем, о счастье. Отсюда егоориентация на разговорную (часто – ораторскую) речь. Идя от настоящего,поэт стремится в светлое будущее. Это определяет пафос его стихотворений. Маяковского часто называют «поэтом-трибуном». И хотя в этом есть свояправда, сводить поэзию Маяковского только к агитационно-ораторским стихамбыло бы неверно, так как в ней присутствует и интимные любовные признания,и трагический крик, и чувство грусти, и философские раздумья о любви. Инымисловами поэзия Маяковского многообразна и многокрасочна.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Тема любви в лирике Маяковского iconПоэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина*. Тема любви в прозе А. И. Куприна (на примере одного произведения)
Билеты по литературе, 11 класс. Билет №3 Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина*. Тема любви в прозе А. И. Куприна (на примере...
Тема любви в лирике Маяковского iconЛитература, 10 класс Тема урока: Творчество Н. А. Некрасова. Тема любви в лирике поэта
Портрет Н. А. Некрасова, презентация, компьютер, мультимедиа проектор, экран, выставка книг
Тема любви в лирике Маяковского iconВ. В. Маяковский лирика любви план семинар
Познакомьтесь с фактами интимной биографии В. В. Маяковского например здесь
Тема любви в лирике Маяковского iconРодины и природы в лирике С. А. Есенина
Билеты по литературе, 11 класс. Билет №12: Образ Базарова в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети", его авторская оценка. Тема Родины...
Тема любви в лирике Маяковского iconРоссии в лирике А. А. Блока
Билеты по литературе, 11 класс. Билет №10 Души "мертвые" и живые в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души". Тема России в лирике А. А....
Тема любви в лирике Маяковского iconВ лирике М. И. Цветаевой. Чтение наизусть одного из стихотворений
Билеты по литературе, 11 класс. Билет №13: Проблематика романа И. А. Гончарова "Обломов" Патриотическая тема в лирике М. И. Цветаевой....
Тема любви в лирике Маяковского iconБиография В. В. Маяковского Биография Владимира Владимировича Маяковского. (Составлена из произведения "Я сам") Владимир Владимирович Маяковский родился 7 июля 1893 года в селеБагдады, Кутаисской губернии Грузии

Тема любви в лирике Маяковского iconОкказиональное словообразование на примере творчества В. Маяковского
Рассмотрены наиболее типичные случаи употребления окказионализмов, сферы их применения и структура. Примеры, приведенные в данном...
Тема любви в лирике Маяковского iconТема свободы в лирике Пушкина

Тема любви в лирике Маяковского iconТема Родины в лирике А. А. Блока

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы