Политическая система Франции и пятая республика icon

Политическая система Франции и пятая республика



НазваниеПолитическая система Франции и пятая республика
Дата конвертации19.07.2012
Размер103,81 Kb.
ТипРеферат
Политическая система Франции и пятая республика


Финансовая Академия при правительстве Российской Федерации КАФЕДРА «ПОЛИТОЛОГИИ» Реферат на тему: «Политическая система Франции. Пятая республика» Выполнил студент группы М1-1 Зальцман Е.Е. Научный руководитель Пляйс Я.А. Москва – 1998г. СОДЕРЖАНИЕ Содержание 2 Вступление 3 Конституция 1958 г. 4 Отход от авторитаризма 7 Победа левых сил и практика "сосуществования" 8 Дуализм политической системы 9 Эффект президентского режима 11 Характеристики изменений политической системы 12 Заключение 15 Список литературы 16 Введение Политическая система Франции сформировывалась на протяжении многих лети даже веков. Франция по праву считается колыбелью республиканских идей.Великая Французская Революция 1789 г. дала толчок к революционным процессамво всем мире. Сама Франция за эти годы прошла через периодыреспубликанского, монархического и имперских правлений. Республиканский строй, установившийся в нынешнее время во Франции,называют Пятой Республикой. Первая республика была установлена в сентябре1792 г. и продолжила своё существование до 1804 г., когда Наполеон Бонапартобъявил себя императором, а Францию, соответственно, империей. Втораяреспублика была установлена в 1848 г., но она просуществовала лишь 4 года –до 2 декабря 1852 г., когда опять Франция была объявлена империей, аНаполеон III – императором. Следующая, Третья республика, просуществоваланамного дольше – 28 лет с 1871 г. по 1899 г. Четвертая республика имеласамую короткую продолжительность жизни – всего 3 года (1954 – 1957 гг.). В настоящем реферате рассматриваются политические аспектыпрезидентского правления во Франции, дается попытка анализа преимуществ инедостатков конституции 1958г. Конституция 1958 г.[1] Ныне существующая конституция была принята в 1958 г. Она установила встране президентский режим и новую, Пятую республику. Проект конституции 1958 г. был разработан "рабочим комитетом" извысокопоставленных чиновников, главным образом членов Государственногосовета, во главе с Мишелем Дебре, занимавшим тогда пост министра юстиции. Определяющей чертой нового конституционного акта являлся кореннойпересмотр соотношения между законодательной (парламент) и исполнительной(президент, премьер) властью в пользу последней. Стержнем механизма новогорежима стал президент республики. Полномочия главы государства значительнорасширялись. Главными из них стали право назначать премьер-министра и поего предложению отдельных министров, возвращать принятые парламентомзаконопроекты на новое обсуждение, передавать на референдум по предложениюправительства или обеих палат любой законопроект, касающийся организациигосударственной власти или одобрения международных соглашений, способныхзатронуть деятельность государственных институтов, распускать (послеконсультаций с премьер-министром и председателями палат) Национальноесобрание. За президентом республики сохраняются и его обычные во Франциифункции, такие, как право председательствовать в совете министров,подписывать принятые на нем декреты и ордонансы, назначать на высшиегражданские и военные должности, осуществлять помилование, сноситься спарламентами путем посланий, не подлежащих обсуждению. Он является главойвооруженных сил, председательствует в высших советах и комитетахнациональной обороны. Беспрецедентным нововведением для французской конституционной практики явилась статья, которая давала президенту республики право в случае чрезвычайных обстоятельств брать в свои руки всю полноту власти в стране и хотя конституция предоставляла довольно-таки обширные полномочия и главе правительства, фактически премьеру отводилась роль исполнителя воли президента республики в текущих вопросах административного характера и лица, способного отстаивать политику президента в парламенте, а в случае необходимости – принимать на себя ответственность за всякого непопулярного рода мероприятия. Французский президент сосредотачивал в своих руках такую власть,какой не владеет ни один президент любого другого демократическогогосударства. Французский президент получает полномочия на семь лет, в товремя как в остальных демократических государствах этот срок достигает влучшем случае 4—5 лет. Президент Франции не ответственен перед парламентом,который не имеет права подвергать сомнению власть президента, но можетраспустить его, в то время как американский президент, тоже неответственный перед конгрессом, не может прервать легислатуру последнего. Ав Англии, хотя британский премьер-министр и обладает правом роспускапарламента, но и палата общин может свергнуть главу своего государства. Ктому же, во Франции президент практически не зависит от партии, приведшейего к власти, а совсем наоборот, партия зависит от него. Примером этогоможет служить ситуация после поражения правых партий на выборах 1981 г.,когда СФД (Союз за французскую демократию) оказался в оппозиции, не имея нипрограммы, ни четкой и эффективной структуры, ни лидера, т.к. единственнойобъединяющей силой всех партий, входящих в состав СФД, был Жискар д'Эстен,который проиграл на президентских выборах 1981 г. Одним из существенных нововведений, вызвавших большие споры, явился запрет совмещения парламентского мандата с постом члена правительства. Из новых органов, созданных на основе конституции 1958 г., существенная роль отведена Конституционному совету. Основные избирательные законы были взяты из конституции эпохи Третьей республики, и, прежде всего система выборов в Национальное собрание – одноименное мажоритарное голосование в два тура. 4 сентября 1958 г. проект был обнародован, а 28 сентября одобрен нареферендуме 79,25% голосов против 20,75%. Основная масса избирателей высказалась не столько по проектуконституции, сколько за или против передачи власти лично генералу де Голлю,который представлялся значительной части французов единственной фигурой,способной в данных чрезвычайных обстоятельствах решить множество проблем,стоящих перед Францией в конце 50-х годов. Отход от авторитаризма. В первое десятилетие своего существования режим опирался на авторитети "личную власть" генерала Де Голля, с присущими авторитарным методамправления недостатками, которые спровоцировали рост массового недовольствав стране. Размах рабочего и демократического движения в те годы заставилправящие круги постепенно переходить к более гибким формам власти. Суходом генерала Де Голля в отставку, не меняя открыто положения конституции1958 г., тем не менее, были введены ограничения "личной власти". Ни одиниз преемников Де Голля на посту президента уже не обладал его харизмой. Всилу всех этих вместе взятых субъективных и объективных обстоятельств"личная власть" трансформировалась в "президентскую". Иначе говоря, в стране утвердился режим с сильной исполнительнойвластью, контролировать которую могли только общенациональные выборы,проводимые раз в семь лет. Победа левых сил и практика "сосуществования". Свидетельством силы избирателей стали президентские выборы 1981 г.,обеспечившие победу Ф. Миттерана, кандидата от коалиции левых сил. Абуквально через пять лет, состоялись парламентские выборы, которыепринесли победу коалиции правых партий, образовавших правовое большинство впарламенте. Осуществляя волю народа, Миттеран был вынужден назначитьпремьер—министра из числа лидеров враждебного ему лагеря, дабы избежатьконфронтации с вновь избранным парламентом. Особенно это было важно в связис предстоящими в 1988 г. президентскими выборами. Таким образом, впервые загоды Пятой республики сложилась острая политическая ситуация, ситуация"сосуществования": левый президент должен был сотрудничать с правымправительственным кабинетом, по крайней мере, в течение двух лет, до новыхпрезидентских выборов в 1988 г. Ф. Миттеран остановил свой выбор на лидере правого Объединения взащиту республики Ж. Шираке. Это "сосуществование" левого президента справым премьер-министром и правым правительством продолжалось до следующихпрезидентских выборов весной 1988 г. и дало очень многое для формированиясовременной политической системы Франции. В течение этих двух лет Ширак иМиттеран разработали "кодекс сосуществования", в соответствии с которымосуществление социально-экономического курса, внутренних реформ в целомвходило в компетенцию правительства, в то время как Миттеран сосредоточилсвои усилия на деятельности во внешней и военной политике, что на практикедоказало возможность такого управления государством, и, более того,значительно увеличило популярность Миттерана. Весной 1988 г., на президентских выборах, Ф. Миттеран, получив в своируки второй президентский мандат, распустил Национальное собрание иназначил новые парламентские выборы. В июне 1988 г. французы проголосовализа новый корпус депутатов, большинство которого было избрано изпредставителей левого лагеря и соответствовало политической ориентациипрезидента. Дуализм политической системы. Как показывает история, дуализм всегда господствовал в общественнойжизни страны, и сфера политики была как бы двухполюсной. Консервативныйлагерь представляли правые партии, а лагерь социального протеста и перемен– левые. Каждый из блоков также был двухполюсным: правый наследовалорлеанистские и бонапартистские установки, левый – якобинские ирадикальные. Сегодня четыре крупнейшие партии Франции: правые – Союз зафранцузскую демократию (СФД) и Объединение в поддержку республики (ОПР) илевые – Французская коммунистическая партия (ФКП) и Французскаясоциалистическая партия (ФСП) – так или иначе воплощают былые традиции,хотя воздействие последних выходит за рамки более жестких партийныхструктур. В течение двадцати трех лет (1958—1981) политическая власть в страненаходилась в руках правого большинства. Сначала это большинство возглавлялисторонники генерала Де Голля, затем эта роль перешла к сторонникам В.Жискар д'Эстена – независимым республиканцам. В 1981 г. на президентскихвыборах победу одержали левые партии, а потерпевшие поражение правые партиивплоть до марта 1986 г. осваивали непривычный для них статус оппозиции ивновь вернулись к нему после выборов мая—июня 1988 г. Но при этом воФранции вошли в моду либеральные идеи. Началось наступление правойпропаганды, которое было подкреплено совместными действиями правых партий(СФД и ОПР) во всех прошедших с 1981 г. избирательных кампаниях. Нооппозиция вставала перед большой проблемой – жестоким соперничеством еёлидеров. На роль лидера правого союза одновременно претендовали многиеполитические деятели, уже имевшие опыт политического лидерства, такие, какЖак Ширак, Валери Жискар д'Эстен, Р. Барр, а также представители болеемолодого поколения, например Ф. Леотар. Сложная обстановка сложилась и в левом лагере. Расхождения междусоциалистами и коммунистами поставили каждую из партий переддополнительными трудностями и сказались на результатах парламентскихвыборов в 1986 г. , когда обе партии оказались в оппозиции. Однако вмае—июне 1988 г. левым партиям удалось вернуться к власти, в результатетого, что избиратели отказали в доверии правым. По-видимому, в большейстепени на этих разно полюсных результатах сказалось наблюдаемое во многихстранах недовольство народа правящими силами. Эффект президентского режима. Очень важным для понимания социальных и политических процессов воФранции является "эффект президентского режима", который появился в связи садаптацией политических партий к институтам Пятой республики. С тогомомента, как президентский пост приобрел важнейшее значение в структуревласти, все политические партии вступили в борьбу за него, что привело кформированию в каждой партии лидера –"личности", готового стать кандидатомна президентский пост и способного привлечь избирателей не только своимиполитическими взглядами, но и личными качествами. Одновременно, этот же эффект сказывался на усложнении достижениякомпромиссов между партиями одного толка при выборах единого кандидата впрезиденты. Характеристики изменений политической системы. Подводя итоги изменений в политической системе Франции в каждомдесятилетии со времен основания Пятой республики, можно выделить следующиехарактеристики. По ходу преобразований 60-х—70-х годов в партиях произошло увеличениесторонников президентского порядка по сравнению со сторонниками прежнихпарламентских порядков, перестраивались партийные организации, в которыхтакже утверждался "президентский режим". Активно происходила"персонализация" власти и в качестве примера можно привести партию ОПР,которую некоторые французские авторы называют даже "партией одногочеловека". Произошло упрочение общественного признания партийно-политическойсистемы, которое было связано с эффективностью президентского режима,сокращением числа партий, а также "персонализацией" власти в партиях. В это же время во Франции усилилась роль элиты управленческихструктур страны. Представители этой "элиты" могли при этом иметь какправые, так и левые взгляды и независимо от смены правительственныхкабинетов и даже правящих блоков их основная масса всегда сохраняла своипосты и влияние. В качестве примера можно привести перемены, которыепроисходили в аппарате управления после прихода к власти левогобольшинства в 1981 г. Правая оппозиция тогда начала говорить о "чистке" ввысших кадрах управления, хотя ни о какой "чистке" со стороны левых не былои речи, они просто проводили совершенно естественное обновлениеминистерских аппаратов в тех рамках, которые характерны для любой сменыпрезидента или парламентского большинства. Оно затронуло лишь самыхвысокопоставленных чиновников общественных служб и почти не коснулосьбольшей части аппаратов министерств и общественных организаций. В 80-е годы политический мир Франции перестраивался под воздействиемсоциальных, экономических и культурных факторов. В 90-е годы внутренне политическое положение Франции не оченьизменилось по сравнению с 80-ми годами. Но в эти годы на политическиепроцессы внутри страны влияет вхождение Франции в Европейское Сообщество,вхождение представителей различных политических партий Франции вЕвропарламент, углубление экономических связей с другими странами ЕС, атакже процессы, связанные с распадом социалистической системы странВосточной Европы. Все эти факторы привели к дальнейшему развитиюдемократических принципов в самой Франции. Заключение Таким образом, рассматривая в перспективе изменения политическойсистемы Франции за время Пятой республики, можно констатировать постепеннуютрансформацию политической системы из авторитарного президентскогоправления, так сказать, президентской "монархии", в демократическуюпрезидентскую республику с более сильным влиянием различных политическихтечений на жизнь страны. Также можно сказать, что, несмотря на сохранение в тексте конституциивсех авторитарных начал, развитие политической системы привело к увеличениюфактической роли парламента и оппозиционных президенту партий. Можно предположить, что дальнейшее развитие политической системыбудет в большей степени связано с развитием общеевропейских политическихтенденций и с созданием общего европейского "Дома", одной из составныхчастей которой будет являться Франция со своей демократической структурой. Список использованной литературы1. Арсеньев Э.А. "Франция под знаком перемен." М.: "Политиздат", 1984 г.1. Арсеньев Э.А. "Франция: проблемы и политика: Очерки о социально—политической жизни." М.: Политиздат, 1978 г.1. Арзаканян М.У. "Де Голль и голлисты на пути к власти." М.: Высшая школа, 1980 г.1. Бунин И.М. "Франция перед парламентскими выборами 1986 г.: Научно—аналитический обзор." М., 1986 г.1. Глебов В. "Государственный строй Франции." М.: Госюриздат, 1958 г.1. Завьялов Н. "Франция накануне выборов" //МЭиМО, 1995 г., №17-18.1. Крутоголов М.А. "Парламент Франции: Организация и правовые аспекты деятельности." М.: Наука, 1988 г.1. "Конституция и законодательные акты Французской республики". Госюриздат, 1958 г.1. Люблинский В.В. "Социально—экономические проблемы классовой борьбы во Франции 1968—1981 гг." М.: Наука, 1986 г.1. Новиков Г.Н. "Голлизм после Де Голля: Идейная и социально—политическая эволюция 1969—1981 гг." М.: Наука, 1984 г.1. "Правовые системы стран Мира". Справочник. Ф.М. Решетников. Юридическая литература. 1993 г.1. Пушкарева Т.В. "Проблема власти во Французской политической науке" // Вестник МГУ, серия 12 – Политологические науки. 1996 г.1. Сироткин В.Г. "Франция в середине 70-х годов." М.: Знание, 1976г.1. Савицкий П.И. "Правительственный аппарат Пятой Республики во Франции." Свердловск: Средн.-Уральск. кн. изд-во, 1979 г.1. Червяков А. "Институты власти во Франции" // МЭиМО 1994 г. № 8-9.2. Гаджиев К.С. "Введение в политическую науку" издательская корпорация "Логос", 1997г.-----------------------[1] Конституция и законодательные акты Французской республики. Госюриздат.1958 г.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Политическая система Франции и пятая республика icon«Политическая система Франции. Пятая республика»
Франция по праву считается колыбелью республиканских идей. Великая Французская Революция 1789 г дала толчок к революционным процессам...
Политическая система Франции и пятая республика iconПолитическая система Франции
Историческая справка о развитии конституционного процесса во Франции после II мировой войны
Политическая система Франции и пятая республика iconРабочая программа дисциплины политический Имидж стран восточной азии (факультатив)
Атр», «Региональные конфликты в современном мире», «Региональная и национальная безопасность», «Социально-политическая система кнр»,...
Политическая система Франции и пятая республика iconФранция Пятая Республика

Политическая система Франции и пятая республика iconВопросы к экзамену ( по Франции ) Система источников конституционного права Франции
Конституционно-правовое развитие Франции в годы Великой французской буржуазной революции
Политическая система Франции и пятая республика iconВопросы к экзамену ( по Франции ) Система источников конституционного права Франции
Конституционно-правовое развитие Франции в годы Великой французской буржуазной революции
Политическая система Франции и пятая республика iconПолитическая Система Общества политическая система обществаавтор: Степура Антон Юрьевич

Политическая система Франции и пятая республика iconБилет №1 Современная политическая карта мира: много­образие стран современного мира, их основные типы
Всех стран мира. В настоящее время насчитывается около 230 стран и территорий, 190 – суверенные. Указать точное количество стран...
Политическая система Франции и пятая республика iconКонтрольная работа по дисциплине: политология на тему: политическая система общества
Понятие «политическая система общества», ее структура и функции
Политическая система Франции и пятая республика iconВозможности сотрудничества с университетами франции система высшего образования франции

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы