Формирование характера в подростковом возрасте icon

Формирование характера в подростковом возрасте



НазваниеФормирование характера в подростковом возрасте
Дата конвертации19.07.2012
Размер75,78 Kb.
ТипРеферат
Формирование характера в подростковом возрасте


Назарова Зарина (Колледж «Престиж») Формирование характера в подростковом возрасте. Подростковый возраст- это период развития детей от 11-12 до 14-15 лет,(что соответственно приблизительно, среднему школьному возрасту, учащимся 5-7 классов), отличающийся мощным подъемом жизнедеятельности и глубокойперестройкой организма. В это время происходит не только физическоесозревание человека, но и интенсивное формирование личности, энергичныйрост моральных и интеллектуальных сил. Подростковый возраст называетсяиначе переходным возрастом, так как он характеризуется переходом отдетского состояния к взрослому, от незрелости к зрелости. Подросток - ужене ребенок, но еще и не взрослый человек. Это развитие завершается примернок 15-16 годам превращением подростка в юношу или девушку. Важно отметить, что к этим годам подросток становится зрелым в половомотношении, но его физическое духовное развитие еще далеко не завершено,физическая и духовная зрелость наступает примерно, на 3-4 года позже. Стремление ко всему новому, необычному, интерес к технике и к техническойновинке, желание быть на «равной ноге» с взрослыми, стремление к активнойдеятельности,- созерцание не удовлетворяет подростка. Подростковый возраст – это возраст пытливого ума, жадного стремления кпознанию, возраст исканий, особенно, если это имеет общественное значение,возраст кипучей деятельности, энергичных движений. Эти качества частонаходят свое проявление в весьма неорганизованной форме. Соответствующихуказаний и внушение со стороны взрослых и в школе и дома более чемдостаточно. Наряду с этим, при правильном и твердом руководстве коллектив детей этоговозраста уже способен организованно и самостоятельно провести рядобщественных мероприятий. В этом отношении большая роль принадлежитпионерской организации. Чувства дружбы и товарищества становятся болееглубокими и стойкими. Значительные сдвиги замечаются в усвоении моральныхпонятий и развитии их под влиянием воспитательной работы школы и семьи. Недостаточное участие в общественной жизни, отсутствие общественныхинтересов делает жизнь подростка бесцветной, пустой, сугубо личныеинтересы, как правило, не могут принести ему удовлетворения. Буржуазная психология трактовке особенностей подросткового возраста вбольшинстве случаев стоит на реакционных позициях. Ее антинаучные выводы иположения неприемы для советской психологии и педагогике. У подростка, живущего и развивающегося в условиях социалистическогостроя, формируются иные черты личности, чем те, о которых говорятбуржуазные психологи. В подростковом возрасте начинают складываться и закрепляться чертыхарактера. Разумеется, формирование характера не начинается и незаканчивается в этом возрасте. Известно, что характер формируется иизменяется в течении жизни человека. Еще в дошкольном возрасте намечаютсяпервые контуры будущего характера человека, складываются те или иныепривычные способы и формы поведения. С другой стороны, и в старшем школьномвозрасте, возрасте ранней юности, продолжается весьма интенсивноеформирование характера. Тем не менее, подростковый возраст в отличии отдошкольного и младшего школьного возрастов – это возраст, когдаформирование характера приобретает заметное место в общем процессеразвития. Одной из наиболее характерных особенностей подростка, связанных с ростомего самосознание, как уже как уже указывалось, является ярко выраженноестремление к самостоятельности, стремление показать свою «взрослость». Подросток отстаивает свои взгляды и суждения, добиваясь того, чтобывзрослые считались с его мнением. Он считает себя достаточно взрослым,хочет иметь одинаковые с ним права, претендует на то, чтобы окружающиеотносились к нему как к равному, причем не только на словах, но и на деле. Подросток имеет некоторые основания считать, что он уже не маленькийребенок. Он чувствует общее нарастание своих сил и энергии, видит какбыстро увеличивается его рост, выносливость замечает появление у себявторичных половых признаков, словом чувствует себя физически зрелым. Далееподросток отдает себе отчет в том, что его знания, навыки и умениястановятся значительно более обширным, кое в чем в этом отношении онначинает превосходить взрослых, в частичности своих родителей. Еготехнические знания и навыки позволяют ему справляться с теми задачами,которые затрудняют некоторых взрослых (менять электропробки, чинитьэлектроприборы, водопроводные краны и т.д.). Его познания в иностранномязыке, а часто и в других науках, также нередко превосходит познаниявзрослых, во многих вещах и явлениях он может разбираться самостоятельно.Наконец, подросток чувствует, что его участие в жизни взрослых людейстановится значительно большим, чем в младшем школьном возрасте – оноказывает значительную помощь родителям, например, пилит и колет дрова,зачастую несет весьма ответственные обязанности в семье (например, по уходуза младшими братьями и сестрами). Значительно повышается участие подросткав общественной жизни – часто он уже комсомолец, староста класса, редакторстенгазеты, активный помощник учителя физики, химии или биологии поподготовке лабораторных опытов, на пришкольном участке. Переоценивая значение своих возросших возможностей, подростки приходят кубеждению, что они в сущности уже ничем (или почти ничем) не отличаются отвзрослых людей. Отсюда стремление подростков к самостоятельности и известной«независимости», отсюда - их болезненное самолюбие и обидчивость, остраяреакция на попытки взрослых недооценивать их права и интересы. Полезное ихорошее, вообще говоря, стремление к самостоятельности часто осложняется уподростков в силу повышенной чувствительности к оценке их личности иповедения взрослыми и может принять, если это взрослыми не учитывается,отрицательные формы сопротивления чужому влиянию, непризнание авторитетавзрослых, игнорирование предъявляемых к ним требований. Как уже указывалось, определенного и устойчивого представления о себеподростки часто еще не имеют. Этим и объясняется повышеннаячувствительность оценке их поступков и результатов деятельности со стороныстарших, к своим успехам и неудачам. Они склонны преувеличивать значениевременных неудач и случайных успехов, отдельных похвал или отрицательныхотзывов, расценивая их как веские показатели, своего рода «индикаторы»положительных или отрицательных качеств своей личности. Поэтому дажеотдельные неудачи или отрицательных оценки со стороны окружающих могутвызвать у подростка неуверенность в своих силах, робость и застенчивость,представление о собственной неполноценности. Равным образом и случайный успех, отдельная удача, похвала, одобрение,положительный отзыв могут привести к переоценки своих сил и возможностей,сомнению и самонадеянности и наоборот. Подростков, как уже учитывалось, характеризует общий подъемжизнедеятельности, значительный рост жизненных сил. Этим и определяется, восновном, та, бурная активность, кипучая энергия, инициативность, которыесвойственны подавляющему большинству подростков. Для подростков характернанеисчерпаемая жажда деятельности, большая подвижность, стремление активноучувствовать в окружающей жизни, интерес ко всему происходящему во круг.Подросток не может сидеть без дела, не любит «просто отдыхать». Онпостоянно занят чем – то, хочет, что-то узнать, изучить, познать, овладетьтем или иным умением. Если его энергия, активность не находит правильноговыхода, то она проявляется в озорстве, шалостях, лихачестве, возня,беготне, а нередко приводит к более тяжелым случаям нарушения дисциплины.Далее следует отметить характерную для подросткового возраста повышеннуювозбудимость, некоторую неуравновешенность характера, сравнительно частые,быстрые и резкие смены настроений, форм поведения. Смелость и решительность может быстро сменится у подростка робостью,застенчивостью, даже конфузливостью, которые, часто маскируются у негонапускной грубостью (резкостью); неуверенность в себе, в своих силахпериодически сменяется переоценкой своих сил и наоборот. Подросток товесел, подвижен и жаждет общения, то задумчив и замкнут (что, впрочемслучается реже), то мягок, приветлив, ласков и нежен, то резокнепочтителен. Без какой либо серьезной причины он может «сорваться»,нагрубить, проявить придирчивость, заносчивость, нетерпимость, без каких –либо внешних поводов, глубокий, активный, действенный интерес к чему либоможет временно уступить место вялости, апатии, равнодушию. По – видимому, эти особенности характера подростка во многом определяютсятой «внутренней ломкой», теми изменениями в его организме и, в частности, внервной системе, которые связаны с половым созреванием. Например, уподростков часто усиливается деятельность щитовидной железы, гормоныкоторой повышают возбудимость нервной системы, чем от части можно объяснитьповышенную раздражительность, несдержанность подростка. Имеет значениенеравномерное кровоснабжения мозга, следствием чего является возбудимость ираздражительность. Разумеется, большая возбудимость, грубость, упрямство, раздражительностьне являются неизбежными спутниками подросткового возраста. В хорошоорганизованных коллективах, в том числе в семейных, с правильным режимомтруда и отдыха, доброжелательными отношениями и твёрдыми требованиями,период полового созревания и связанных с ним изменений в организмеподростков проходит безболезненно. Неизбежная внутренняя перестройкаорганизма в этих условиях происходит спокойнее, а её внешние изменения малозаметны и несущественны. Всё сказанное, конечно, не противоречит тому, что для подросткахарактерна жизнерадостность, бодрость, оптимизм – качества, которые всочетании с активностью и энергией делают этот возраст стольпривлекательным. Значительное развитие в подростковом возрасте приобретают волевые чертыхарактера. В процессе всё более усложняющейся учебной, трудовойдеятельности, под влиянием повышенных требований, предъявляемых подростку,у него развивается способность длительно преследовать сознательнопоставленные цели, умение преодолевать препятствия и трудности на этомпути. По сравнению с младшим школьником в регуляции поведения подросткабольшая роль принадлежит сознанию, большие значения приобретаютсознательные волевые усилия, сознательное управление своим поведением,своими эмоциями. Подросток способен не только к отдельным волевым актам,что характеризует младшего школьника, но и к осуществлению связанных единойцелью цепи волевых действий, иначе говоря, к волевой деятельности. Младшийшкольник сравнительно редко ставит перед собой цели и задачи, требующиеволи для их осуществления; обычно они ставятся перед ним другими людьми –учителями, родителями. Подросток значительно чаще сам ставит перед собойопределенные цели, сам планирует свою деятельность и нередко проявляетзначительную настойчивость, выдержку, решительность и даже мужество впроцессе достижения этих целей. У подростков нередко можно наблюдать противоречия между высокой иблагородной целью и недостойным способом её реализации. В большинствеслучаев настойчивость подростков является ещё незрелой, что выражается внеумении достигать поставленной цели, во всех её видах деятельности. Можно выделить три группы подростков в зависимости от развития у нихнастойчивости. Первую группу составляют подростки, проявляющие настойчивость внескольких видах деятельности: в учёбе, общественной работе, в физическомтруде, спорте. Вторую группу составляют подростки, проявляющиенастойчивость только в учении. Причина этого часто лежит в неправильномповедении родителей, которые требуют от подростка хорошей успеваемости иничего больше. К третьей относятся подростки со слабо развитойнастойчивостью в учении и других видах деятельности (первая подгруппа). Подростки со слабым развитием настойчивости в учебной работе могутпроявлять настойчивость в других видах деятельности, не связанных сучением, по отношению к которым они имеют стойкие интересы.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Формирование характера в подростковом возрасте iconАкцентуация характера в подростковом возрасте

Формирование характера в подростковом возрасте iconАкцентуации характера в подростковом возрасте
Немаловажную роль играет и диагностика акцентуаций характера, которые под воздействием психотравмирующих факторов способны переходить...
Формирование характера в подростковом возрасте iconВлияние иностранного языка на формирование личности в подростковом возрасте

Формирование характера в подростковом возрасте iconРеферат по психологии Психологические факторы отчуждения в подростковом возрасте
«выбыл» какой-нибудь человек. Причины же отчуждения осознаются и проговариваются подростками очень редко. Отчуждение же переживается...
Формирование характера в подростковом возрасте iconРеферат по психологии Психологические факторы отчуждения в подростковом возрасте
«выбыл» какой-нибудь человек. Причины же отчуждения осознаются и проговариваются подростками очень редко. Отчуждение же переживается...
Формирование характера в подростковом возрасте iconРеферат по психологии Психологические факторы отчуждения в подростковом возрасте
«выбыл» какой-нибудь человек. Причины же отчуждения осознаются и проговариваются подростками очень редко. Отчуждение же переживается...
Формирование характера в подростковом возрасте iconПсихологические факторы отчуждения в подростковом возрасте ученица 9 «Б»
Изучить специфику, причины, психологические факторы отчуждения в подростковом возрасте
Формирование характера в подростковом возрасте iconТема: “ акцентуации характера в подростковом возрасте
С повзрослeнием черты акценту­аций обычно сглаживаются. Это позволило нам гово­рить о «преходящих подростковых акцентуациях харак­тера»...
Формирование характера в подростковом возрасте iconТ. В. Взаимосвязь агрессивности с просмотром художественных фильмов в старшем подростковом возрасте // Ученые записки
Яковлева Т. В. Взаимосвязь агрессивности с просмотром художественных фильмов в старшем подростковом возрасте // Ученые записки. 2010....
Формирование характера в подростковом возрасте iconРазвитие я-концепции в подростковом возрасте

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы