Роль казачества и братств Западной Руси в борьбе за православие после Брестской Унии icon

Роль казачества и братств Западной Руси в борьбе за православие после Брестской Унии



НазваниеРоль казачества и братств Западной Руси в борьбе за православие после Брестской Унии
Дата конвертации19.07.2012
Размер93,76 Kb.
ТипРеферат
Роль казачества и братств Западной Руси в борьбе за православие после Брестской Унии


Православный Свято-Тихоновский Богословский институтИстория Русской Церкви (Патриарший период)«Роль казачества и братств Западной Русив борьбе за православие после Брестской Унии»(Реферат студента 3 курса заочного отделения)|ЦДО |Сыктывкарский ||Факультет |Катехизаторский ||Ф.И.О |Шевчуган Роман Георгиевич ||Дата выполнения: |Февраль 2003 года |Ухта, 2003г.План1) Введение2) Роль братств в борьбе с унией3) Роль казачества4) Заключение1) Введение Брестская уния 1596 г. – один из важнейших этапов католической экспансиив землях Южной России, которая в 16-17 вв. находилась под властью РечиПосполитой. Поэтому в унии можно выделить две взаимосвязанные составляющие– религиозную (подчинение православного населения Южной Руси КатолическойЦеркви) и политическую (укрепление позиций Польши в Восточной Европе).Поляки надеялись, что с введением унии произойдет немедленное и полноерастворение православных украинцев и белорусов среди прочего населения РечиПосполитой , а католицизм существенно расширит пределы своего влияния навостоке. Суть унии состояла в подчинении православного населения каноническойвласти Рима и принятии им основных догматов католической церкви присохранении обрядов православного образца. Хотя законодательство Речи Посполитой формально гарантировало свободувероисповедания, тем не менее, католичество являлось религиейгосподствующей, кроме того, православное население рассматривалось польскойвластью как политически неблагонадежное, и следовательно, источникпотенциальной опасности. Это явствует, например, из «Универсала короляСигизмунда III о репрессиях против православных епископов, посвященныхИерусалимским патриархом Феофаном вместо перешедших в унию» от 22 марта1621 г. : «…объявляем, что некто Смотрицкий и Борецкий, <…> сговорившись сподданным турецкого государя, врага христианской веры и нашего, <…> и уэтого же его подданного самозванца, якобы Иерусалимскаго патриарха,присланного упомянутым турецким государем в наши государства шпионом, впомощь сказанному неприятелю, на гибель нашего государства, уничтожение ипренебрежение власти нашего королевского величества дерзнули без воли,ведома, одобрения и позволения нашего принять поставление на митрополичьюкафедру и другие духовные должности русского вероисповедания…» [см. 1,б/с]. Таким образом, государственная власть Речи Посполитой была заинтересованав распространении унии также и потому, что уния способствовала укреплениюлояльности православного населения. Православное население, в свою очередь, встретило унию мягко говоря, безособого энтузиазма. Понимая опасность «полонизации» (т.е. ополячивания),православные активно сопротивлялись униатству. Были два основных очагасопротивления: во-первых, казачество, мало зависимое от польской власти, аво-вторых – неформальные объединения православных граждан (как клириков,так и мирян) , называемые «братствами». Тема деятельности православных братств Западной Руси в эпоху насажденияуниатства рассматривается выдающимися церковными историками, такими какпрофессор П. Знаменский и А.В. Карташев. Последний выделяет два основныхспособа борьбы с распространением униатства: это повышение образовательногоуровня православных путем создания сети религиозных учебных заведений – такназываемых братских школ, а также литературную борьбу, которая заключаласьв основном в антиуниональной контрпропаганде путем создания и публикацииполемической литературы.2) Роль братств в борьбе с унией Прежде всего следует отметить, что братства начали появляться еще задолгодо Брестской унии, и они первоначально являлись не сколько религиозными,сколько этническими общинами. Дело в том, что после возникновения РечиПосполитой в результате так называемой Люблинской унии население исконноправославных земель, вошедших в состав нового государства, оказалось вположении национального меньшинства, чьи права серьезно ущемлялись новойвластью. Реакцией на такое изменение положения вещей стало возникновениебратств: «Польско-католическая агрессия на Украину-Русь и сопровождавшие ееизменения социальных взаимоотношений (крепостное право, привилегиикатоликам) задавали со стороны населения отпор, который вылился ворганизации т. наз. “братств”. Уже в XV в во Львове, а позднее в Киевевозникли среди городских жителей “православные братства”, первоначальноимевшие целью только оказание материальной помощи своей приходской церкви.<…> Но вскоре, в результате наступления реакционной католико-польскойкультуры, меняется и состав, и цели, и деятельность братств. В них начинаетвступать низшее духовенство и православная шляхта и они становятсяобщественными организациями, объединяющими все элементы, недовольныеполитикой Польши и существующим социально-политическим порядком…» [2, б/с]. Особенно же роль братств возросла после того, как православный епископатво главе с Михаилом Рогозой приняли решение о подчинении Риму (см «Соборнуюграмоту Киевского митрополита Михаила Рогозы и епископов Западной Руси онамерении подчиниться Римскому папе (1594 г. 2 декабря)» [1, б/с]), а такжепосле того, как среди знати защитников православия практически не осталось:«Благодаря иезуитам паны быстро ополячивались, и следующее поколение ихвыставило даже прямых врагов православию, каовыми были дети самихревнителей веры – сын Курбского Димитрий и сын Острожского Януш. Для церквиболее оказалась сила народная, сила городских общин и братств…»[3.стр.192]. Так как основными пропагандистами унии были иезуиты и орден базилиан,возглавляемый И. В. Рутским, то важнейшим моментом деятельности братствбыло противодействие иезуитам. Вскоре после Брестского собора, утвердившего унию, вышел в свет памфлетиезуита П. Скарги, ректора виленской иезуитской академии, подрывающийзначение православного собора*, как якобы незаконного, на основании того,что большинство на нем составляли миряне, отказавшиеся подчиниться своимиерархам. В ответ на этот памфлет Христофор Бронский (под псевдонимом ХристофораФиларета) сочинение под названием «Апокрисис» («Отповедь»), в котором авторпопытался защитить право мирян на участие в церковных делах на томосновании, что в Церкви нет священничества как отдельной касты. Следуетотметить, что сам Христофор Бронский был не православным, а протестантом,выступивший как союзник православных в борьбе за религиозную свободу. В 1605 г. во Львове уже сами православные выпустили исторический труд подназванием «Перестрога» («предостережение»), в которой обстоятельно изложенысобытия подготовки и проведение в жизнь унии. Распространялись также антиуниональные послания патриархаалександрийского Милетия Пигаса и русских иноков с афона. Русский монахИоанн Вышенский посылал оттуда свои послания князю Острожскому, кльвовскому братству. Он же написал «Краткое извещение о латинскихпрелестях». Следует отметить, что Иоанн Вышенский почти по-старообрядческиотвергал латинскую ученость, призывал к «простоте голубиной», и «глупствупред Богом»: «Чи ти, лепше тобе изучити Часословец, Псалтир, октоих,апостол и евангелие с иншими церкви свойственными и быти простымбогоугодником, и жизнь вечную получити, нежели постигнути аристотеля иПлатона и философом мудрым ся в жизни сей звати и – в геену отьити» [цитпо: 4, стр.382]. Однако жизнь рассудила иначе – для защиты православия требовалось не«голубиная простота», а наоборот, повышение образованности православногонаселения. Ведь невозможно отстаивать свои убеждения, если не можешьсказать как апостол Павел «я знаю, в Кого уверовал…» (2Тим,1:12) – верадолжна знать свой объект. Поэтому основой деятельности братств было создание православных школ. Кроме старейших братств, Львовского и Виленского, возникли братства вПеремышле, Слуцке, Минске, Могилеве, Луцке и других городах. Посвидетельству А.В. Карташева, жена мозырского маршалка Елизавета Гулевичподарила Богоявленскому братству много недвижимого имущества в виде участказемли вместе со зданиями/сооружениями для учреждения братского монастыря сошколой [см. 4, стр. 383]. А гетман Конашевич Сагайдачный построил длямонастыря Богоявленский храм, получивший впоследствии от иерусалимскогопатриарха Феофана права ставропигии. Первым ректором школы Богоявленскогобратства стал бывший ректор Львовской школы, Иов Борецкий [см там же]. В первые десятилетия после унии в этих школах преобладало греческоевлияние и отказ от латинского школьного наследия и изобилия латинских жеучебных пособий. Также особенностью школ в те времена было то, в них небыло ни обширных курсов, ни строгого систематического преподавания, ни дажеделения на классы, тем не менее образовательной уровень их был довольновысок и полезен для своего времени [см. 3,стр 203]. П. Знаменский приводит целый список богословов и деятелей просвещения,проповедников и переводчиков, воспитанных братскими школами [3, стр.203].это и Леонтий Карпович, известный проповедник, с 1615г – архимандрит Духовамонастыря, и Мелетий Смотрицкий, автор «Фриноса» (т.е. «плача») – труда обедственном положении православия после Брестской унии. Из львовских школвышли корецкий протоиерей Лаврентий Зизаний Тустановский, автор Большогокатехизиса, автор «учительного Евангелия» и «Зерцала Богословия» иеромонахКирилл Транквиллион Ставровецкий, и Захария Копыстенский, написавший«Палинодию» (увещевание к совратившимся в унию) и многие другие. Просветительская деятельность братских школ имела огромное значение нетолько для Западной Руси: «…При всей ограниченности средств и учености, этопоколение, можно сказать, самоучек богословия все-таки в те годы перерослобесшкольную и за смутное время почти книжно-бесплодную Московскую Русь. Нопосле Смуты там голод школьный и книжный был так велик, что почти все плодыэтого периода киевского богословского и книжного творчества неудержимоперелились в Москву…» [4, стр.384]. 3) Роль казачества В отличие от деятельности братств, роль казачества в сохраненииправославия была иная – казацкие земли стали этаким православнымзаповедником, прибежищем для православных, убегавших от фактическогобесправия по отношению к ним, царившего на территории Речи Посполитой. Этобыло возможно потому, что казачество пользовалось определенной, весьмазначительной автономией: «Формально, как и все население Украины-Руси,казаки были подданными Великого Князя Литовского, но фактически никакихобязанностей в начале своего существования по отношению к государству,чьими они были подданными, казачество не несло, ограничиваясь защитой своихпоселений от набегов и грабежей татар. Но, фактически, косвенно, оно былодля Литвы весьма полезно, ибо, охраняя себя, охраняло также и границыгосударства. Поэтому правительство Польско-Литовского государства созданиюи усилению казачества не только не препятствовало, но даже исодействовало…» [2,б/с]. Поэтому сохранение православия было для казаков вопросом сохранения своейсамобытности и независимости. Собственно говоря, именно казачья вольница ибыла тем самым пассивным защитником православия от униатства наприднепровских землях: «… казаки … нужны были тогда польше для войны сцарем Михаилом Феодоровичем и с Турцией, и правительству было бы крайнебестактно раздражать их притеснением Малороссии за веру, тем более что зареестровым казачеством в степях Украины, после возникновения унии, сопасной быстротой возрастала грозная сила вольного степного казачества...Но сила этих защитников веры и народности не простиралась далее границМалороссии, притом же по своей грубости была далеко не пригодной длянастоящей религиозной борьбы с унией» [3, стр.201]. Кроме этого, моральный облик казачества мало подходил под стандарт борцовза истинную веру: по свидетельству историка и писателя, эмигранта «второйволны», Н.И Ульянова «казаки "разбивали по Черному морю христианскоекупецтво заодно с бусурманским, а дома разоряли руськие свои городататарским робом". Если татары своих единоверцев и единоплеменников не бралии не продавали в рабство, то для запорожских "лыцарей" подобных тонкостейне существовало…»[5,б/с]. Он же пишет: «Всякая попытка приписать им миссиюзащитников православия против ислама и католичества разбивается обисторические факты. Оба Хмельницких, отец и сын, а после них ПетрДорошенко, признавали себя подданными султана турецкого - главы ислама. Скрымскими же татарами, этими "врагами креста Христова", казаки не стольковоевали, сколько сотрудничали и вкупе ходили на польские и на московскиеукрайны» [5,б/с]. Тем не менее, факты таковы, что роль казачества в сохранении православнойверы нельзя недооценивать: «Казачеству в состязании за его вольности спольским правительством удалось в первые десятилетия 17 в. на времяприобрести даже полную независимость киевской Руси от власти польскойкороны. В этот-то момент «самостийности» и была восстановлена в 1619 г.,под защитой казаков, православная иерархия проезжавшим иерусалимскимпатриархом Феофаном… Мечта Польши о тотальном поглощении всей русскости иправославия через унию так и не удалась» [4,стр.409]. 4) Заключение Таким образом, основное противодействие унии и борьба за православие вземлях Западной Руси осуществлялось двумя путями – внешним (казачеством,имевшим территориальную автономию) и внутренним (православными братствами,существовавшими по преимуществу в тех регионах, где православие оказалосьпод гнетом – политическим и религиозным). При этом очевидно, что несмотряна заслуги казаков, фактически отстоявших независимость своих земель отПольской короны и влияния униатства, можно сделать вывод, что длясохранения православия как живой веры, а не просто как национальнойтрадиции, явно недостаточно обособления (территориального или культурного)от «супостатов», нужен еще и импульс осознания веры как неотъемлемой частидуховной жизни не только народа в целом, но и каждого отдельно взятогоправославного христианина. А это осознание, как и зачастую в таких случаях,приходит тогда, когда внешние границы уже не способны защитить внутренниймир человека от постороннего вторжения. В таком положении и оказались православные братства, жившие наоккупированных католиками землях, и они не только смогли отстоять свою веруперед завоевателями, но и породили целую плеяду богословов, историков,просветителей, наследие которых позже помогло пробудить от вековой дрёмывнешне благополучную, но замкнувшуюся в себе и теряющую свои духовные силыВосточную Русь.Список литературы: 1. Уния в документах. Источник взят на интернет-сайте «ПРАВОСЛАВИЕ.РУ» (http://www.pravoslavie.ru) 2. Дикий А. “Неизвращенная история Украины-Руси”. (Источник взят на www.kiev-security.org.ua) 3. Знаменский П. В. «История Русской Церкви». 9-е изд. Москва, 2000г. 4. А.В. Карташев. Очерки по истории Русской Церкви. Т.2, Москва, 2000г Ульянов Н.И. «Откуда пошло самостийничество» (Источник взят на сайте Вэб-Центра «Омега» www.wco.ru )* Речь идет об отдельном заседании православной фракции Брестского собора.Заседание состоялось в частном доме. Там присутствовали, в числе прочих,экзархи константинопольского (Никифор) и александрийского (Кирилл Лукарис)патриархов. [см. 3, стр. 196]




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Роль казачества и братств Западной Руси в борьбе за православие после Брестской Унии iconРоль казачества и братств Западной Руси в борьбе за православие после Брестской Унии

Роль казачества и братств Западной Руси в борьбе за православие после Брестской Унии iconПравославие на Руси как оплот государственной власти 4
Крепостничество на Руси: зарождение, развитие, отмена и его последствия 13
Роль казачества и братств Западной Руси в борьбе за православие после Брестской Унии iconВозникновение и развитие правового статуса казачества в России
Его именем назван мыс самая восточная точка России. Всех заслуг казачества перед Россией не возможно перечесть. Но осознавая важную...
Роль казачества и братств Западной Руси в борьбе за православие после Брестской Унии iconПравославие и соцкультурное развитие особенности древней Руси

Роль казачества и братств Западной Руси в борьбе за православие после Брестской Унии iconЗаботы казачества о благоустройстве православной церкви въ Запорожье
Дороша; патроны и покровители православнаго запорожскаго казачества; путешествіе на богомолье
Роль казачества и братств Западной Руси в борьбе за православие после Брестской Унии iconПравославие и соцкультурное развитие, особенности Древней Руси
Западе и Востоке. Особенности восточного и западного вариантов христианства выявляются в пределах его общего типа как мировой религии....
Роль казачества и братств Западной Руси в борьбе за православие после Брестской Унии iconПравославие и соцкультурное развитие, особенности Древней Руси
Западе и Востоке. Особенности восточного и западного вариантов христианства выявляются в пределах его общего типа как мировой религии....
Роль казачества и братств Западной Руси в борьбе за православие после Брестской Унии iconУрок русского языка для 10 класса (на основе материалов музея казачества)
Сообщение учащимся исторического материала о жизни казаков, о роли казачества в судьбе Российского государства
Роль казачества и братств Западной Руси в борьбе за православие после Брестской Унии icon1. Введение Древнерусское государство – когда и как Духовная культура
Древней Руси можно считать IX век. Я решил описать культуру Киевской Руси до 1236 года начала татаро-моногольского ига. После этого,...
Роль казачества и братств Западной Руси в борьбе за православие после Брестской Унии iconЭкзаменационные билеты по криминальному процессу №1 Определение понятия "криминальный процесс": задачи, роль в борьбе с преступностью
Определение понятия “криминальный процесс”: задачи, роль в борьбе с преступностью
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы