Программа курса по выбору для 9 класса предпрофильного курса. «В поисках прошлого» (17 часов) icon

Программа курса по выбору для 9 класса предпрофильного курса. «В поисках прошлого» (17 часов)



НазваниеПрограмма курса по выбору для 9 класса предпрофильного курса. «В поисках прошлого» (17 часов)
КУТУЗОВ СЕРГЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ
Дата конвертации18.07.2012
Размер98,81 Kb.
ТипПрограмма курса
скачать >>>



ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ

ДЛЯ 9 КЛАССА

ПРЕДПРОФИЛЬНОГО КУРСА.


«В ПОИСКАХ ПРОШЛОГО»

(17 ЧАСОВ).


СОСТАВИТЕЛЬ:

КУТУЗОВ СЕРГЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ

САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ,

ПОХВИСТНЕВСКИЙ РАЙОН,

МОУ СТАРОАМАНАКСКАЯ СОШ,

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Элективный курс «В поисках прошлого» рассчитан на учащихся 9 класса, предполагает первичное знакомство с вопросами краеведения.

Известно, что «краеведение» происходит от слова «ведать», то есть знать свою малую Родину, её природу, историю, хозяйство, быт, традиции и так далее. Следовательно, важной задачей курса является воспитание любви к малой Родине, развитие национального самосознания и гордости за свой край, а значит и за свою Родину, то есть является неотъемлемой частью патриотического воспитания.

Этот курс представляет собой рациональный синтез знаний о природно-географических и исторических процессах развития общества за счет глобального, регионального и локального уровней изучения географического и исторического пространства. Поэтому данный курс позволяет привить интерес к познавательной и исследовательской деятельности сначала с целью знакомства с природой и историей своего края, а затем углубленного изучения в старших классах на уроках истории, географии, биологии и других предметах.

Приведенные в курсе практические задания ориентированы в основном на работу с различными источниками информации (художественной, публицистической литературой), а также с периодическими местными изданиями. Кроме того, учащиеся будут самостоятельно заниматься поисками местного материала.

Цель курса:

  • дать учащимся возможность попробовать себя различных видах исследовательской деятельности.

Исследование краеведческое, на мой взгляд, наиболее значимо, так как оно позволяет ребенку познакомиться с важнейшими событиями Российской и всемирной истории через историю своей малой Родины, через историю своей семьи и биографические данные своих земляков.

Учащиеся не только изучают историю, но и раскрывают свой творческий потенциал, открывают малоизвестные страницы родного края, историю отдельной семьи, отдельных фактов для более широкого использования. Таким образом, создается основа для творческой самореализации обучаемого.

Задачи курса:

  • обеспечить усвоение знаний по истории семьи, села, исторических личностей, связанных с историей края;

  • формировать навыки работы с историческими источниками, схемами, диаграммами, мемуарной, научно-популярной литературой и периодической печатью;

  • формировать историческое чувство, чувство патриотизма, любви к «малой Родине».

Учащиеся получают возможность самореализации через исследовательскую деятельность, приобретают знания об особенностях работы с историческими источниками, о структуре творческой, реферативной и исследовательской работы, умение анализировать различную информацию и создавать собственную работу, включая постановку целей и задач, их реализацию, редактирование, рецензирование и защиту.

Закономерным итогом подобной работы становится приобретение и развитие новых навыков, умений и знаний, а также формирование опыта творческой деятельности и эмоционально – ценностного отношения к происходившим в мире (стране, крае, городе) историческим событиям. Главную ценность этого курса я вижу в том, что в нем воспитательная цель превалирует над образовательной.

Данный курс поможет научить ребят творческому сотрудничеству с людьми, которые могут дать интересную историческую информацию. С этой целью я определяю следующие виды деятельности детей: участие в школьных, районных, областных краеведческих конкурсах и викторинах, сообщения по краеведческим темам, в том числе с использованием рисунка, картин, предметов; оформление и систематизация музейных экспонатов, воспоминаний очевидцев, исторических событий; изучение и анализ документов, архивных материалов.

Выполняя не только письменные, но и художественно-графические творческие задания (рисунки, картины, резьба по дереву, выжигание, лепнина, изготовление макетов зданий и т.п.) ученик сможет отразить чувственно-эстетическое восприятие происходивших в истории страны и края, отдельной семьи, личности событий.

Формы организации практических занятий:

  • Индивидуальные, парные, групповые, коллективные.

Методы обучения:

  • проектный, исследовательский.

Критерий оценки:

Результат курса:

  • Большое место в курсе занимают сбор документов, воспоминаний, других материалов для написания собственной работы. Главным формальным результатом всех исследований учащихся в этом курсе, являются итоговые работы, представленные ими на уроках, круглых столах, конкурсах и научно – практических конференциях.

  • В ходе занятий по данной программе ребята научатся выполнять литературно – художественные, информационно – реферативные, исследовательские работы в определённой общепринятой последовательности.

Оценивание курса:

  • В ходе работы учащиеся будут оцениваться по системе рейтингов, это объясняется тем, что главная ценность этого курса состоит в том, что в нем воспитательная цель превалирует над образовательной.

Данный курс предусматривает следующие виды деятельности:

  • Учащиеся 9 классов приобретут знания об особенностях работы с историческими источниками, о структуре творческой, реферативной и исследовательской работы, умение анализировать различную информацию и создавать собственную работу, включая постановку целей и задач, их реализацию, редактирование, рецензирование и защиту.

Требования к уровню подготовки учащихся.

       По завершению курса учащиеся должны:

знать:

  • наиболее яркие моменты из истории села;

  • историю создания культовых зданий;

  • происхождение названий села, отдельных улиц и местечек;

уметь:

  • составлять родословную своей семьи;

  • давать характеристику исторической личности в контексте истории;

  • писать и выступать перед классом с сообщением, докладом;

  • писать и защищать реферат;

  • работать с историческими источниками;

  • составлять вопросы для бесед и анкет для жителей села;

  • вести записи бесед с жителями села, своими родственниками.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.



ИЗ ИСТОРИИ СЕЛА --------------------------.








ТЕМА ЗАНЯТИЙ


КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ



ВСЕГО



ТЕОРИЯ


ПРАКТИКА


1


ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ



1


1


-


2


МОЯ РОДОСЛОВНАЯ



3


1


2


3


ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЕЛА



2


1


1


4


ИСТОРИЯ СЕМЬИ В ИСТОРИИ СЕЛА



3


1


2


5


КРАЕВЕДЕНИЕ. ВИДЫ КРАЕВЕДЧЕСКОГО ПОИСКА




1



1



-


6


ИГРЫ И ЗАБАВЫ



3


1


2



7


ОСНОВНЫЕ ЗАНЯТИЯ ЖИТЕЛЕЙ СЕЛА





3



1



2


8


АРХИВНЫЙ ПОИСК



1


-


1


ВСЕГО






17


7


10



СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА.

ИЗ ИСТОРИИ СЕЛА ___________________

ТЕМА 1. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ.

Цели и задачи работы. Формы и методы деятельности. Планы на учебный год.

ТЕМА 2. МОЯ РОДОСЛОВНАЯ.

История семьи коренных жителей села. Правила составления родословной. Значимость для человека знаний о его предках.

Творческая работа: «Моя семья в истории села_______________».

ТЕМА 3. ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЕЛА_________________________

Исторические предпосылки для массового заселения Самарского края в 18 веке. Дата образования села. Документы, рассказывающие о происхождения села.

Творческая работа: «История села, рассказанная старожилами».

ТЕМА 4. ИСТОРИЯ СЕМЬИ В ИСТОРИИ СЕЛА.

Тематика и методика проведения беседы со старожилами села.

Тематический поиск: «История семьи в истории села». Беседы со старожилами села.

ТЕМА 5. КРАЕВЕДЕНИЕ. ВИДЫ КРАЕВЕДЧЕСКОГО ПОИСКА.

Основные цели и задачи краеведческой работы. Особенности работы с краеведческими материалами. Поисковая работа. Виды краеведческого поиска. Архивный, библиотечный и живой поиск.

Тематический поиск: «Новые экспонаты для школьного музея села ____________».

ТЕМА 6. ИГРЫ И ЗАБАВЫ.

История игр и забав _______________ жителей. Детские и взрослые игры. Игры во время народных праздников и гуляний. Составление картотеки игр и забав.

Тематический поиск: «детские и взрослые игры и забавы _________ жителей».

ТЕМА 7. ОСНОВНЫЕ ЗАНЯТИЯ ЖИТЕЛЕЙ СЕЛА СТАРЫЙ АМАНАК.

Земледелие, животноводство и торговля – основные занятия жителей села. Обзор традиционных ремесел(кузнечное, бондарное дело, шорничество, сапожное, валяльное и скорняжное дело).

Тематический поиск «Традиционные ремесла».

ТЕМА 8. АРХИВНЫЙ ПОИСК.

Работа в архиве и основные правила проведения.

Практическая работа: «Поиск материалов по истории села в архивах района и области».

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.


  1. АШУРКОВ В.И. ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ. - М., 1980.

  2. ИСТОРИЯ САМАРСКОГО КРАЯ. – САРАТОВ, 1991.

  3. КНИГА ПАМЯТИ: В 19 ТОМАХ. Т. – САМАРА, 1994.

  4. КРУЖКОВАЯ РАБОТА ПО ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. – М.,1984.

  5. МАТВЕЕВА Г.И., МЕДВЕДЕВ Е.И., НАЛИТОВА Г.Е., ХРАМКОВЛ.В. КРАЙ САМАРСКИЙ. – КУЙБЫШЕВ, 1984.

  6. МАТЮШИН Г.И. ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ. – М., 1987.

  7. МЕТОДИКА ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ. – М., 1982.

  8. ПАНКЕЕВ И.А. ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ РУССКОГО НАРОДА. – М., 1999.

  9. САМАРСКАЯ ЛЕТОПИСЬ: оЧЕРКИ ИСТОРИИ САМАРСКОГО КРАЯ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА XX ВЕКА. КН.1. – САМАРА, 1993.

  10. САМАРСКАЯ ЛЕТОПИСЬ: оЧЕРКИ ИСТОРИИ САМАРСКОГО КРАЯ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА XX ВЕКА. КН.2. – САМАРА, 1993.

  11. САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ. – САМАРА, 1998.

  12. СНЕГИРЕВ И.М. РУССКИЕ РЕСТОЛОНАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ И СУЕВЕРНЫЕ ОБРЯДЫ. Ч.1. – М., 1990.

  13. СНЕГИРЕВ И.М. РУССКИЕ РЕСТОЛОНАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ И СУЕВЕРНЫЕ ОБРЯДЫ. Ч.2. – М., 1990.

  14. ЭЛЬКИН Г.Ю., ОГРЫЗКО З.А. ШКОЛЬНЫЕ МУЗЕИ. М.,1972.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Программа курса по выбору для 9 класса предпрофильного курса. «В поисках прошлого» (17 часов) iconПрограмма предпрофильного курса по выбору для учащихся 9-х классов по теме: «Тепловые явления»
Основная функция данного курса по физике – выявление средствами предмета направленности личности, её интересов, предварительного...
Программа курса по выбору для 9 класса предпрофильного курса. «В поисках прошлого» (17 часов) iconПрограмма курса по обществознанию для 9 предпрофильного класса пагс основы практического права
Последнее обстоятельство понимается государством как важнейшая задача. Ее решение включается в процесс модернизации образования
Программа курса по выбору для 9 класса предпрофильного курса. «В поисках прошлого» (17 часов) iconПрограмма курса по выбору или элективного курса
Предметом конкурса является разработка программы курса по выбору или элективного курса предпрофильной подготовки и профильного обучения....
Программа курса по выбору для 9 класса предпрофильного курса. «В поисках прошлого» (17 часов) iconРабочая программа для студентов специальности 350800 «Документоведение и документационное обеспечение управления»
Программа предназначена для студентов 3 курса фииПН, изучающих дисциплину «Менеджмент». Программа позволяет ознакомиться с основными...
Программа курса по выбору для 9 класса предпрофильного курса. «В поисках прошлого» (17 часов) iconПрограмма по математике составлена на основе: Тематического планирования курса алгебры для 11 класса (профильный уровень)- 136 часов. Автор: Ким Н. А
Тематического планирования курса алгебры для 11 класса (профильный уровень)- 136 часов. Автор: Ким Н. А
Программа курса по выбору для 9 класса предпрофильного курса. «В поисках прошлого» (17 часов) iconУчебная программа дисциплины курсы по выбору
Дисциплина изучается на 5 курсе в 10 семестре. Общая трудоёмкость дисциплины составляет 44 часов, из которых: 10 часов отводится...
Программа курса по выбору для 9 класса предпрофильного курса. «В поисках прошлого» (17 часов) iconПрограмма курса по выбору для профильной подготовки по русскому языку
Программа элективного курса «Основы журналистики» рассчитана на учащихся 9-10классов общеобразовательной школы
Программа курса по выбору для 9 класса предпрофильного курса. «В поисках прошлого» (17 часов) iconСборник классных часов (в помощь классному руководителю). (Воспитательная система класса, материал курса «Возможности человека»
Воспитательная система класса, материал курса «Возможности человека» используется для проведения классных часов в 9 – 11 классах
Программа курса по выбору для 9 класса предпрофильного курса. «В поисках прошлого» (17 часов) iconПрограмма дисциплины по выбору «Территориальная организация муниципальных образований» для специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление» подготовки специалиста
Программа курса разработана для студентов 4 курса Факультета государственного и муниципального управления специализации «01 Муниципальное...
Программа курса по выбору для 9 класса предпрофильного курса. «В поисках прошлого» (17 часов) iconОбразовательная программа курса по выбору «Металлы в окружающей среде и здоровье человека»
Кроме того, эти сведения важны для учащихся, особенно для тех, кто ориентирован на поступление в классы естественно-научного профиля...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы