Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» icon

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики»



НазваниеПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики»
Дата конвертации25.07.2012
Размер132,09 Kb.
ТипЗадача
скачать >>>


Правительство Российской Федерации


Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования


«Государственный университет - Высшая школа экономики»
Факультет социологии


Программа дисциплины


«Социология»

для направления 030501.65 «Право» подготовки бакалавра


Автор программы: доктор социологических наук,

профессор кафедры общей социологии Гофман А.Б.


Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры

«Социология» общей социологии

Председатель Зав. кафедрой

Покровский Н.Е.

«_____» __________________ 2009 г. «___»____________ 2009 г.


Утверждена УС факультета

социологии

Ученый секретарь


« ____» ___________________2009 г.


Москва, 2009


Программа курса "Социология"

Автор программы: д.с.н., профессор Гофман Александр Бенционович.


I.

Требования к студентам: студент, приступающий к изучению данной дисциплины, должен обладать знаниями в области социологии и других социальных наук в объеме средней школы.


Аннотация:

Курс носит пропедевтический характер и предназначен для студентов, приступающих к изучению комплекса социологических дисциплин.

Задача курса – познакомить студентов с основными принципами и элементарными понятиями социологии, привить им навыки социологического мышления и подготовить к углубленному изучению специальных социологических дисциплин и областей знания.

В соответствии с принятым в ГУ – ВШЭ учебным планом программа курса "Социология" охватывает 2 –1 модули и предполагает лекционную форму аудиторных занятий (26часов) и семинарские занятия (24 часов). В самостоятельную работу студента входит изучение теоретического материала по рекомендованной литературе и одна контрольная работа.


Учебные задачи дисциплины:

В результате изучения данного курса студент должен:

  • знать основные принципы и понятия общей социологии, некоторые основные теоретические подходы к изучению общества и его подсистем;

  • уметь анализировать события и факты с позиций социологии;

  • иметь представление о некоторых главных социологических категориях и отраслях социологического знания.


Формы контроля

Промежуточный и текущий контроль предполагает написание одной контрольной работы и экзамена, которые оцениваются по 10-тибалльной шкале.

Итоговая оценка складывается следующим образом:

W (работа на с/з) = 0,3; W (к/р) = 0,3; W (экз.раб.) =0,4.


II. Содержание курса

Тема 1. Социология как наука.


Что изучает социология? Каковы основные признаки, критерии социологического знания? Что объединяет социологию с другими науками, в том числе с естественными? Особенности социологии как гуманитарного знания, отличающие ее от естественных наук. Отличие социологии от вненаучных форм знания об обществе.

Парадигмы и их роль в развитии социологии. Внутринаучные и вненаучные факторы развития социологического знания. Четыре функции социологии как науки: описание, объяснение, предсказание социальных процессов, социальная технология.

Структура социологического знания. Макросоциология и микросоциология; теоретическая и эмпирическая, фундаментальная и прикладная социология; общая социология и частные социологии.

О профессиональной этике социолога. Зачем нужна социология в современном обществе.

Литература:

Основная:

  1. Фролов С.С. Социология. М., 1999.

  2. Общая социология. Под ред. А.Г. Эфендиева. М. 2000.

Дополнительная:

  1. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.



Тема 2. Из каких идей родилась социология: интеллектуальные предпосылки возникновения социологии как науки

Формирование идеи общества. Становление и развитие различных традиций в понимании социальной реальности. Общество как естественное образование и общество как искусственное образование. Социальный номинализм и социальный реализм. Представление о естественном и гражданском состояниях человека. Теории общественного договора. Соотношение понятий общества и государства. Эволюция представлений об обществе в европейской и общественной мысли до XIX в.

Формирование идеи социального закона как естественного закона в применении к обществу. Законы онтологические (законы сущего) и законы деонтологические (законы должного); их соотношение и связь в истории европейской мысли. Влияние идеи естественного закона на понимание структуры и развития общества.

Формирование идеи прогресса. Четыре теории, оценивающие направленность и содержание общественного развития: теории прогресса, регресса, циклического развития (круговорота) и маятникового развития. Становление и развитие рационалистической теории прогресса. Ее значение для возникновения социологии и последующая критика.

Формирование идеи метода и ее значение для возникновения социологии. Влияние механического естествознания на становление социологической методологии. "Политическая арифметика". Социология как "социальная физика" и "социальная физиология".

Когда и где начинается социология?

Литература:

Основная:

  1. Фролов С.С. Социология. М., 1999.

  2. Общая социология. Под ред. А.Г. Эфендиева. М. 2000.

Дополнительная:

  1. Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии. М.: Книжный дом «Университет», 2001.



Тема 3. Культура и общество.

Человеческая природа и культура. Биологическая наследственность и культурная, генетическая программа поведения и культурная. Общества животных и общества людей. Культура и социальная система.

Элементы культуры. Символические и знаковые элементы. Язык и знаки. Культурные образцы. Культура и социальная регуляция поведения. Нормы и ценности. Понятие аномии. Традиция и обычай. Обычное право. Религиозные, нравственные и юридические нормы.

Культура и субкультура. Субкультуры различных социальных групп.

Традиционная, элитарная и массовая культура.

Литература:

Основная:

  1. Смелзер Н. Социология. М., 1998.

  2. Фролов С.С. Социология. М., 1999.


Тема 4. Социальные институты

Понятие социальных институтов. Институты и социальные функции. Явные и латентные функции институтов. Социальные действия и институты. Процессы институционализации. Институты и отклоняющееся поведение. Виды социальных институтов.

Семья как социальный институт. Брак. Супружество, родительство, детство. Эволюция семьи. Типы семьи. Социальные функции семьи. Брак и развод. Семья в современных обществах.

Религия как социальный институт. Структура и социальные функции религии. Религиозные общины, группы и организации. Религия в современных обществах.

Экономика как социальный институт. Связь с другими институтами. Явные и латентные функции экономических явлений. Социальные аспекты производства, распределения, обмена и потребления экономических благ. Экономика и социальная дифференциация. Капитализм и социализм как экономические системы. Социальное значение труда и удовлетворенность трудом. Профессия и престиж профессии. Профессиональные группы.

Политика как социальный институт. Политика и типы власти. Теория элит. Формы правления. Структура и функции политики. Политическая власть, политические движения, политические партии.

Право как социальный институт. Правовые нормы и санкции. Социальные функции права. Мораль и право. Право и преступность.

Средства массовой коммуникации и их роль в современном обществе.

Литература:

Основная:

  1. Смелзер Н. Социология. М., 1998.

  2. Фролов С.С. Социология. М., 1999.

Дополнительная:

  1. Общая социология. Под ред. А.Г. Эфендиева. М. 2000.


Тема 5. Социализация.

Содержание процесса социализации. Этапы социализации. Становление Я и интериоризация социальных норм. Личность и социальные роли. Агенты социализации. Референтные группы. Значение социализации для общества и индивида.

Литература:

Основная:

  1. Смелзер Н. Социология. М., 1998.

  2. Фролов С.С. Социология. М., 1999.

Дополнительная:

  1. Общая социология. Под ред. А.Г. Эфендиева. М. 2000.


Тема 6. Социальные группы и организации

Природа групп. Типы групп. Социальное значение половых, возрастных, расовых и этнических различий. Понятие меньшинства. Этноцентризм. Групповые стереотипы и предрассудки.

Сущность социальной организации. Формальная организация и ее структура. Иерархия, лидерство, коммуникация в организациях. Бюрократия и ее роль в социальной системе.

Понятие общины и общин. Территориальные общности. Урбанизация и рурализация.

Литература:

Основная:

  1. Смелзер Н. Социология. М., 1998.

Дополнительная:

  1. Общая социология. Под ред. А.Г. Эфендиева. М. 2000.

  2. Фролов С.С. Социология. М., 1999.


Тема 7. Социальное равенство и неравенство

Равенство как идеал и как реальность. Природа социального неравенства и его виды. Понятие социальной дифференциации и стратификации.

Касты, сословия, слои, классы. Критерии классового деления. Классовый конфликт и классовое сотрудничество. Неклассовые формы неравенства и социального конфликта.

Социальная мобильность. Горизонтальная и вертикальная мобильность.

Возможно ли равенство и неизбежно ли неравенство.

Литература:

Основная:

  1. Смелзер Н. Социология. М., 1998.

Дополнительная:

  1. Фролов С.С. Социология. М., 1999.

  2. Вебер М. Избранные произведения. М. 1990.



Тема 8. Социальные процессы, изменения и движения

Социальные процессы. Обмен, сотрудничество, конкуренция. Конфликт и пути разрешения конфликтов.

Сущность и типы социальных изменений. Источники и агенты изменений. Традиции и инновации в обществе. Традиционные, индустриальные и постиндустриальные общества.

Природа социальных движений. Институты и социальные движения. Типы социальных движений.

Литература:

Основная:

  1. Смелзер Н. Социология. М., 1998.

Дополнительная:

  1. Фролов С.С. Социология. М., 1999.


Тема 9. Массовое поведение и массовые сообщества

Природа массового поведения и его формы. Слухи. Массовая истерия, паранойя и шизофрения. Психическая патология и социальная патология. Массовые увлечения и бумы. Мода как постоянное явление.

Массовые сообщества. Толпа и ее разновидности. Публика и ее типы. Общественное мнение и его роль в современных сообществах.

Пропаганда, ее формы, значение, эффективность.

Литература:

Основная:

  1. Смелзер Н. Социология. М., 1998.

  2. Фролов С.С. Социология. М., 1999.

Дополнительная:

  1. Общая социология. Под ред. А.Г. Эфендиева. М. 2000.


Тема 10.Социология и современное российское общество.

Можно ли описать и объяснить историю России в XX столетии средствами социологии? Способны ли социологические понятия, теории, модели, методы внести вклад в постижение уникальной российской действительности? Может ли социология способствовать преобразованию российского общества для блага его членов?

Теории индустриализма, постиндустриализма и информационного общества. Теории модернизации и постмодернизации. Россия, глобализация, "мировая система". Традиционалистские теории социального устройства. Понятие переходного общества. Проблемы социальной дезорганизации. Понятие аномии и его роль. Особенности современной преступности.

Исследования в области социальных движений, безработицы, конфликтов, отклоняющегося поведения, вынужденной миграции, социальных проблем инвалидов, общественного мнения, политического лидерства, электорального поведения, маркетинга, рекламы. Формирование программ социального переустройства.

Роль социологической теории. Реальная и мнимая эффективность исследований. Значение профессиональной и гражданской ответственности социологов. Социология как мировоззрение.

Литература:

Основная:

  1. Социология в России. М., 1998.

Дополнительная:

  1. Антология русской классической социологии. М. 1995.



III. Примерная тематика эссе и домашних заданий.

  1. Что такое социальные институты?

  2. Институты и организации, их соотношение.

  3. Исследование малых групп в социологии

  4. Что такое бюрократия?

  5. Социальные нормы и аномия.

  6. Мода как социальное явление.

  7. Соотношение понятий "воспитание" и "социализация".

  8. Виды стратификационных систем.

  9. Социальная стратификация в современной России.

  10. Изучение толп в социологии

  11. Что такое социальная организация?

  12. Социальная мобильность и социальная иммобильность.



IV. Литература

Базовые учебники:

  1. Смелзер Н. Социология. М., 1998.

  2. Фролов С.С. Социология. М., 1999.

  3. Общая социология. Под ред. А.Г. Эфендиева. М. 2000.


Дополнительная литература:

  1. Антология русской классической социологии. М. 1995.

  2. Американская социологическая мысль. М. 1994.

  3. Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии. М.: Книжный дом «Университет», 2001.

  4. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.

  5. Социология в России. М., 1998.

  6. Вебер М. Избранные произведения. М. 1990.


V. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

  1. Критерии социологического знания

  2. Структура социологического знания

  3. Формирование идей общества

  4. Формирование идей социального знания

  5. Формирование идей прогресса

  6. Формирование идей метода и ее значение для возникновения социологии

  7. Культура и общество

  8. Социальные институты. Функции социальных институтов

  9. Семья как социальный институт

  10. Религия как социальный институт

  11. Социализация индивида

  12. Социальные группы, их природа и типы

  13. Сущность и структура формальной организации

  14. Типы стратификационных систем

  15. Социальная мобильность

  16. Социальное равенство и социальное неравенство



VI. Тематический расчет часов




№ п/п

Наименование разделов и тем

Аудиторные часы

Самостоя-тельные работы

Всего часов







Лекции

Семинары

Всего







1

2

3

4

5

7

8


1


Социология как наука

3

2

5

4

9

2

Интеллектуальные предпосылки возникновения социологии

4

4

8

6

14

3

Культура и общество


4

4

8


6

14

4

Социальные институты

2

2

4

6



10

5

Социализация


2

2

4

До/з 4

8

6

Социальные группы и организации

2

2

4

6

10

7

Социальное равенство и неравенство

2

2

4

6

10

8

Социальные процессы, изменения и движения

2

2

4

8

12

9

Массовое поведение и массовые сообщества

2

2

4

6

10

10

Социология и современное российское общество

3

2

5

6

11




Всего

26

24

50

58

108



Автор программы:­­­­­­­­­ Гофман А.Б.






Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования Государственный университет- высшая школа экономики Факультет прикладной политологии
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования. «Государственный университет – Высшая школа экономики»

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования. «Государственный университет – Высшая школа экономики»

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет –Высшая школа экономики»

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение Высшего профессионального образования «Государственный университет – Высшая школа экономики»

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение Высшего профессионального образования «Государственный университет – Высшая школа экономики»

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования. «Государственный университет – Высшая школа экономики»

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики»
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет – Высшая школа экономики»
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики»
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики»
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы