Ломка старых традиций, зарождение новой культуры при Петре 1 icon

Ломка старых традиций, зарождение новой культуры при Петре 1



НазваниеЛомка старых традиций, зарождение новой культуры при Петре 1
Дата конвертации18.07.2012
Размер242,77 Kb.
ТипРеферат
Ломка старых традиций, зарождение новой культуры при Петре 1


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 80 РЕФЕРАТ на тему: ЛОМКА СТАРЫХ ТРАДИЦИЙ, ЗАРОЖДЕНИЕ НОВОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ ПЕТРЕ I Выполнила Попова А. Проверила Шапошник С.Г. Хабаровск 1999г.Вступление. 31. Политические идеи петровских реформ, отражающие объективнуюнеобходимость кардинальных изменений в стране. 6 1.1 Обоснование необходимости реформ политическими идеологами и учеными петровского времени. 6 1.2. Ф.Салтыков. 8 1.3. И.Посошков 8 1.4. Ф.Прокопович 92. Новая организация просвещения. Развитие науки. 10 2.1. Открытие школ различного типа. Появление профессионального образования. 10 2.1 Первые учебники. Введение гражданского шрифта. 13 2.3. развитие науки. Учреждение академии наук. 13 2.4. Начало музейного дела. 143. Ломка старых традиций. Поворот к светскости в развитии искусства.14 3.1. Литература петровского времени. 14 3.2. Развитие театрального искусства. 16 3.3. Живопись 164. Зарождение новой архитектуры, изменение старых архитектурных традиций.17 4.1 Новые веяния в архитектуре. 17 4.2. Санкт-Петербург. 185. Ломка старых устоев в быту. 19 5.1. Реформирование дворянского быта. 19 5.2. Ассамблеи. 21 5.3. Реформы Петра I и народный быт. 21Заключение. 22 Петр I "надеялся грозою власти вызвать самодеятельность в порабощенном обществе и через рабовладельческое дворянство водворить и России европейскую науку, народное просвещение как необходимое условие общественной самодеятельности..."[1]Вступление. В настоящее время наша страна переживает период реформированияэкономических и общественно-политических отношений, сопровождающегосяпротиворечивыми результатами и полярно противоположными оценками вразличных слоях российского общества. Это вызывает обостренный интерес креформам в прошлом, к их истокам, содержанию и результатам. Одной из самыхбурных и самых плодотворных реформаторских эпох является эпоха Петра I.Поэтому возникает желание вникнуть в существо, характер процессов иногопериода ломки общества, изучить подробнее механизмы изменений в огромномгосударстве. Особый интерес вызывают реформы, связанные зарождением в нашейстране новой культуры и нового быта под воздействием европейского влияния.Целью реферата и является анализ процесса ломки старых традиций, анализнебывало бурного развития новых культурных учреждений, науки, изменений вбыту. Чтобы решить поставленные задачи, необходимо:1. Кратко проанализировать состояние экономической и духовной жизни России накануне царствования Петра I2. Изучить, как идеологически обосновывали необходимость реформ выдающиеся мыслители и ученые петровского времени.3. Конкретно показать, что сделано для конкретных преобразований культуры, быта, т.е. показать развитие просвещения, науки, искусства, перемены в укладе жизни различных слоев общества.4. Проследить влияние культурных петровских реформ на последующее развитие России, а также проанализировать оценки реформ современниками Петра и последующими поколениями. Моя работа охватывает хронологически 1684-1725 годы. При изучении вопросов, поставленных в реферате была использованаследующая литература: 1. Большая Советская Энциклопедия, — М.: 1975г. Тома 18, 19, 20, 21. В ряде статей энциклопедии раскрывается деятельность выдающихся людей петровского времени, хорошо обоснована высокая оценка личности Петра I как реформатора.2. Всемирная история — М.: 1958г., т. 5 В разделе посвященном концу ХVII и началу ХVIII века показана экономика и культура России в этот период, ЕЕ место в общей картине европейской и азиатской цивилизации того времени, всесторонне раскрыты петровские реформы и их значение.3. В.В. Мавродин (1998) Рождение новой России. Автор глубоко исследует экономику и культуру России, петровские реформы, их влияние на дальнейшую судьбу русского государства.4. Н.Н. Молчанов "Дипломатия Петра I" — М.: 196г. Книга, как это видно из ее названия, раскрывает образ Петра I как дипломата, его энергичные усилия по укреплению международного положения России, по использованию дипломатических путей для решения задач коренного изменения общества.5. Д.Л. Мордовцев Собрание сочинений., — М.: 1996г. т.т. 10, 11. Оба тома целиком посвящены историческим женщинам, начиная с княгини Ольги и заканчивая историческими очерками о женщинах ХIХ века. Исключительная ценность данной книги состоит в том, что в ней через биографии цариц, императриц, боярынь, дворянок и т.д. показан быт петровской эпохи в сравнении с предыдущим временем. Книга ярко, в художественной форме описывает проникновение в Россию западной культуры, изменения в быту, влияние этих процессов на духовный, нравственный облик русского дворянства и других слоев общества.6. Н.И. Павленко. Петр Великий. — М.: 1998г. Профессор Н.Павленко, это, пожалуй, ведущий современный российский специалист по эпохе Петра I. Ему принадлежит много книг и статей по этому предмету. В большом исследовании "Петр Великий" в научно- публицистической и одновременно в художественной форме всесторонне проанализирована деятельность императора.7. М.И. Пыляев. Старый Петербург. Репринтное воспроизведение издания А.С, Суворина 1889г. Издана в Москве в 1990 г. Книга раскрывает многие аспекты культурной жизни Петербурга петровской эпохи. В ней помещено 122 гравюры иллюстрирующие градостроительство, принципы заселения города, характер флота, учреждения, учебные заведения, различные события: наводнения, пожары, празднества и т.д. По этой книге можно представить грандиозность и красоту сооружений петровской эпохи, некоторые стороны быта, одежду дворян, военных, простолюдинов и т.д.1. Политические идеи петровских реформ, отражающие объективнуюнеобходимость кардинальных изменений в стране.1.1 Обоснование необходимости реформ политическими идеологами и ученымипетровского времени. В конце ХVII века, когда на русском престоле оказался молодой царьПетр I наша страна переживала переломный момент своей истории. В России, вотличие от западноевропейских стран, почти не было крупных промышленныхпредприятий, способных обеспечивать страну оружием, тканями,сельскохозяйственными орудиями. Она не имела выхода к морям — ни к Черному,ни к балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю. Неимела поэтому Россия и собственного флота. Сухопутная армия строилась поустаревшим принципам и состояла в основном из дворянского ополчения. Между старыми родовитыми боярами и служивыми людьми — дворянами шлаожесточенная борьба за власть. В стране происходили непрерывные восстаниякрестьян и городских низов. Россия привлекала к себе жадные взоры соседнихгосударств — Швеции, Речи Посполитой, которые не прочь были захватить иподчинить себе Русские земли. Россия ХVII века ходом исторического развития была поставлена переднеобходимостью коренных реформ. Уже до Петра вырисовывалась программанеобходимых преобразований, во многом совпадающая с его реформами. То, что в России грядут великие перемены, ощущалось еще в царствованиеотца Петра I, Алексея Михайловича. Но это были лишь преобразовательныенастроения. По образному выражению В.О. Ключевского, царь АлексейМихайлович принял в преобразовательном движении такую позу: одной ногой онеще крепко упирался в родную православную старину, а другую уже занес былоза ее черту, да так и остался в этом переходном положении. После смертиАлексея Михайловича управление страной оказалось в руках кучки бездарных иалчных бояр во главе с младшим братом царицы Натальи Кирилловны, ЛьвомКирилловичем Нарышкиным. Это был человек властный, самолюбивый, но "гораздосреднего ума".[2] Он окружил себя такими же боярами — без государственногоума и безразличных к судьбам страны, способным лишь растаскивать и разорятьгосударство. Среди них выделялся умный и дальновидный боярин Голицын. Онспособствовал сближению молодого Петра с иностранцами Гордоном и Лефортом,что имело значительные последствия для формирования личности царя и егозападнических настроений. В последующее врем, в период своего царствования Петр I умело подбиралсебе помощников. Он окружил себя способными, энергичными соратниками испециалистами, особенно военными. Среди иностранцев выделяются ближайшиедрузья царя — Ф.Лефорт, П.Гордон, Я.Брюс и др. Сплоченная группасподвижников сформировалась и среди русских. Блестящую политическую карьеру сделали А.Головин, Г.Головин, братьяАпраксины, А.Меньшиков и другие. Активно действовала и плеяда идеологов имыслителей, обосновавших необходимость преобразований. Среди них ведущееместо принадлежит Ф.Салтыкову, И.Посошкову, Ф.Прокоповичу. В первое время правления Петра были случаи антипетровской пропагандыпод знаменем идей пришествия антихриста. Типичным является рассуждениеодного из церковников, утверждавшего, что пришла кончина света и антихристнаслал, а от такого царя как Петр I надо отступить, не надо его не слушать,не платить податей. В ответ на эти идеи появилось обширное сочинениерязанского митрополита Стефана Яворского "Знамение пришествия антихриста икончины века". Вместе с тем сам С.Яворский был противником петровскихпреобразований. Его идеи подчас вдохновляли царевича Алексея в борьбе сотцом. У Петра I не было заранее разработанного общего плана реформ. Онирождались постепенно и одна порождала другую, удовлетворяя требованияданного момента. И каждая реформа вызывала сопротивление со стороны самыхразличных социальных слоев, вызывала скрытое и открытое недовольство. Реформаторская деятельность Петра I порождала заговоры и борьбу,отличавшуюся крайним ожесточением. Петр действовал решительно,целенаправленно и с крайней жестокостью. По метко определению Пушкина егоуказы были "нередко жестоки, своенравны и кажется писаны кнутом".[3] В народных массах России петровские преобразования выразились двояко.С одной стороны тяготы жизни вызывали глухой ропот недовольства, с другой —в духовной жизни народа отразился положительный образец Петра –преобразователя в песнях о Полтавской победе, в "плачах" о царе. И т.д. Рассмотрим идеи основных представителей политической мысли,обосновавших реформы.1.2. Ф.Салтыков. Одним из горячих сторонников преобразований в России был Русскийгосударственный деятель Ф.Салтыков. [4] Он обучался морскому делу вГолландии и Англии, создано два трактата о реформах в 1713 году"Пропозиции", в 1714г. "Изъявления прибыточные государству". В этихсочинениях Салтыков разработал идею развития в кратчайшие сроки образования(в том числе женского), книгопечатания, библиотек, строительства мануфактури расширения торговли. Трактаты обосновывали необходимость поиска северногоморского пути в Индию и Китай, освоения средней Азии, Сибири и др. Салтыковсторонник устройства купеческих компаний, расширения экспорта и сокращенияимпорта. Идеи Салтыков, а были весьма близки к реальным мерам Петра I.1.3. И.Посошков [5] Значительный след в Русской экономической мысли и публицистике оставилодин из идеологов петровского времени И.Т. Посошков. Это был разностороннийодаренный человек. Выходец из ремесленного сословия, он занималсяразличными ремеслами, стал купцом, предпринимателем, землевладельцем.Посошков написал несколько интересных произведений. Главным из них является"Книга о скудости и богатстве". Это разноплановое сочинение обосновываетнеобходимость реформ в различных областях жизни российского общества. Однойиз важнейших мер преодоления скудости Посошков считает реформу управления. Главнейшей причиной скудости в России он считал отставание сельскогохозяйства, которое объяснял, прежде всего, жестокой эксплуатациейкрестьянства, его предложение регламентировать крестьянские повинностиносило прогрессивный характер. Сторонник преобразований Петра I, посошковвыступал за развитие промышленности и торговли, предлагал усилитьисследования месторасположения полезных ископаемых, расширить строительствомануфактур. Он предлагал взимать налоги со всех сословий, кромедуховенства, с учетом имущественного положения плательщика, выдвигал идеювсеобщего просвещения населения, формального равенства всех перед судом.Идеи Посошкова не вызвали сочувствия у властей и после смерти Петра он былзаточен в Петропавловскую крепость, где и умер в 1726г.1.4. Ф.Прокопович [6] Крупнейшим идеологом петровской эпохи заслуженно считается ФеофанПрокопович. Подлинное имя его Елеазар, а Феофаном он стал в память своегодяди. Это был неутомимый сподвижник Петра I, человек разностороннеобразованный и много повидавший. Он окончил Киево-Могилянский коллегиум,переехал в Польшу, принял униатство, и отправился в Рим для продолженияобразования. Вернувшись в Киев, возвратился в православие. Прокопович сразуи решительно поддержал преобразовательную деятельность Петра I. В 1715 годуон был вызван в Петербург, где стал помощником царя в управлении церковью,в уничтожении патриаршества и учреждении Синода. Литературная публицистическая деятельность Прокоповича была подчиненаобоснованию и защите политических и культурных мероприятий Петра. В "Словео власти и чести царской" он защищал неограниченную самодержавную власть иправомерность суда над царевичем Алексеем. В "Слове похвальном о флоте Российском" прославлял создание сильноговоенно-морского флота. В "Духовном регламенте" обосновал новую системууправления церковью во главе с синодом. Прокопович писал русские и латинские стихи, но наибольшее влияние налитературу своего времени имел как проповедник. Его проповеди — яркийобразец публицистического жанра. Прежде церковного долга он призывалисполнить долг гражданский, служить государству а не церкви. В своихпроповедях он отказывался от нагромождения словесных украшений ириторических фигур. Прокопович принимал участие в создании Академии наук. Он оставил рядисторических сочинений: "Истории императора Петра Великого от рождения егодо Полтавской баталии, "Краткую повесть о смерти Петра Великого, Императорароссийского" и другие. В этих сочинениях он не только прославлял, но иидеализировал Петра.2. Новая организация просвещения. Развитие науки.2.1. Открытие школ различного типа. Появление профессиональногообразования. Развитие просвещения и науки при Петре I тесно связано с нуждамиразвития экономики, создания армии и преобразованием государственногоаппарата. В петровское время обучение переходит от церкви к государству,богословие уступает место прикладным наукам. Величайшим достижением Петраявляется то, что он заставил российских дворян учится, хотя ипреимущественно насильственными методами. Реформы в сфере образования являлись логическим продолжением техпроцессов, которые проходили в Московии еще до царствования Петра I. Однакошкол было крайне мало и некоторые из них влачили жалкое существование. Уженачальный этап преобразования выявил трудности с подготовкой специалистов ивообще грамотных людей. Нельзя было находиться в постоянной зависимости отиноземцев при комплектовании армии, флотских экипажей, в удовлетворенииколоссальных потребностей в мастерах кораблестроения, горного дела и т.д.Практически не было специалистов-артиллеристов, фортификаторов, медиков,рудознатцев, астрономов, геодезистов и др. Петр I вынужден был обращаться киностранным специалистам. Но это имело серьезные отрицательные последствия.Иностранным специалистам приходилось платить жалование в три-четыре разабольше чем отечественным. Зачастую на русскую службу приезжали не лучшие,недостаточно квалифицированные люди. Некоторые офицеры готовы были служитьлюбому, кто больше заплатит, они были лишены чувства долга, патриотизма ине выдерживали первых же серьезных испытаний. Практические меры по созданию отечественных учебных заведений ведутсвое начало ко времени пребывания Петра в Англии, где он нанял трехпреподавателей. Эти преподаватели были предназначены для школынавигационных наук. Однако до открытия навигационной школы приходилось использовать другойспособ обучения — посылать русских учеников за границу. При этом имвменялось в обязанность не столько усвоение теоретических знаний, сколькоприобретение практических навыков в кораблестроении, в управлении кораблемво время боя, кораблевождении. Учащиеся постигали науки не столько запартой, сколько с топором в руках на верфи и т.д. Особо следует подчеркнуть, что отправка русских людей за границу дляобучения производила крутой переворот в сознании современников. Вдопетровские времена общение с иностранцами не поощрялось. Разрешение навыезд зарубеж получали лишь две категории людей: лица, находившиеся всоставе посольств и купцы (гости). Для купцов это была существеннаяпривилегия: среди промышленно-торгового населения страны только гости имелиправо покидать пределы страны для заключения торговых сделок. Теперьотправка русских заграницу не только не запрещалась, но и поощрялась и дажепроводилась в принудительном порядке. В "Гистории Свейской войны" авторповествует, что в 1699 году "государь дал позволение всем своим подданнымездить в иностранные европейские государства для обучения, которое раньшебыло запрещено под казнию; и не только позволял, но еще к тому ипонуждал."[7] Это новшество многим было совершенно враждебно. Интересно привести впример первого ученика обученного в Европе. Это был сподвижник Петра I ПетрВасильевич постников. После обучения в славянско-греческо-латинскойакадемии его отправили в Италию обучаться медицине. В Падуанскомуниверситете он получил две ученые степени — доктор медицины и философии. Его эрудиция и знание европейских языков пригодились царю во время егопервого путешествия за границу, он сопровождал Петра в Амстердаме иЛондоне, консультировал царя по поводу приобретения коллекций имедикаментов. Позже он был использован на дипломатической службе. Регулярная практика отправки недорослей на учебу за границу начинаетсяс конца 1696 года, когда был опубликован указ об отправке в разныегосударства учиться всяким наукам для 61 человека. Из них 39 человек ехалив Италию, 22 в Голландию и Англию. В числе отправленных 23 человека быликняжеского рода. Петр лично составил для этих учеников инструкцию, в которой изложилпрограмму обучения. В число наук, которые надлежало одолеть царь включилнавигацию и кораблестроение. О результатах обучения выдавалисьсвидетельства иностранных учителей, это были специальные дипломы. Кромеучебы стольник, — посыльный за границу обязан был обучить овладеваемойспециальности прикрепленного солдата или сержанта, а также нанять нарусскую службу по два искусных мастера-кораблестроителя. Таким образом,общее число отправившихся за границу на обучение составляло 122 человека. В дальнейшем эта практика заграничного обучения вошла в систему.Однако это был не главный, а вспомогательный путь развития просвещения. В первой четверти ХVIII была создана целая сеть школ начальногообучения. Открыты цифирные школы для дворян, приказных, дьяческих иподьяческих детей 10-15 лет. Скоро было уже 42 таких школы главным образомв провинциальных городах.[8] Наиболее важными в системе петровского просвещения являютсятехнические учебные заведения. В Москве в 1701 г. начались занятия вНавигационной и Артиллерийской школах, а позднее вместо навигационной школыбыла учреждена в Петербурге Морская академия. В 1712г. в Москве открыласьинженерная школа. Медицинский персонал готовился в Медицинском училище приМосковском госпитале. Создание системы подготовки кадров позволилоосвобождаться от иностранцев наемников, и прежде всего в офицерскомкорпусе. Уже после Прутского похода Петр уволил в отставку свыше 200генералов и офицеров-иностранцев. К 20 годам ХVIII века офицерский корпусна 90% состоял из русских. [9]2.1 Первые учебники. Введение гражданского шрифта. Для открывшихся школ выпускалась разнообразная учебная литература —буквари, пособия по математике, механике и др. Преподаватель навигационнойшколы Л. Магницкий издал знаменитую "Арифметику". С января 1703 года вМоскве стала выходить первая печатная газета "Ведомости о военных и иныхделах достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве ииных окрестных странах". Распространению печатной литературы способствовало введение в 1710году нового гражданского шрифта, более упрощенного по сравнению сначертанием старых церковно-славянских букв.2.3. развитие науки. Учреждение академии наук. Замечательные успехи в петровское время были достигнуты в развитиинауки: географии, физике, механике, в поисках новых торговых путей, вкартографии, в изучении ископаемых богатств страны. В 1697 году В.Атласовпровел экспедицию на Камчатку. В начале ХVIII века была открыта севернаягруппа Курильских островов. Большие достижения характерны для этого времени в практическоймеханике. Собирались коллекции по минералогии и металлургии, ботанике,биологии и т.п. была организована обсерватория. Для развития ираспространения научных знаний в Петербурге была учреждена Академия наук.2.4. Начало музейного дела. В 1714 году в России был организован первый естественнонаучный музей —Кунсткамера. Впоследствии он был передан Академии наук вместе с первой встране публичной библиотекой, располагавшейся в том же здании. Петр I хорошо знал экспонаты Кунсткамеры. Он либо сам приобретал их заграницей, либо по его приказам их доставляли из различных уголков России.Поэтому Петр считался лучшим гидом, он любил показывать экспонаты музея ирассказывать о них как иностранным послам, так и русским вельможам. Первые экспонаты для музея Петр приобрел во время первого заграничногопутешествия в 1697 –1698 гг. Сбор редкостей внутри страны также связан синициативой Петра I. Он давал поручения должностным лицам в провинции.Издавал указы с призывом к населению приносить все что "зело старо инеобыкновенно"[10]: — кости вымерших животных, птиц, предметы старины,древние грамоты, рукописи и печатные книги, а так же уродов. За экспонатыполагалось вознаграждение, а если чиновник не сделает этого должнымобразом, ему царь грозил потерей чина. Экспедициям, отправлявшимся наобследование дальних земель, вменялось в обязанность собирать и доставлятьобразцы руд, растений, предметы быта и всякие редкости. В итоге уже к концужизни Петра собрание Кунсткамеры приобрело славу чуть ли не самогобогатейшего в Европе.3. Ломка старых традиций. Поворот к светскости в развитии искусства.3.1. Литература петровского времени. Литература петровского времени очень разнородна. Это обусловлено тем,что иноземная культура массировано внедрялась и в дворянскую культуру и внародную. И этот процесс происходил при условии, что за многие столетияроссийская культура еще толком не усвоила византийское православноекультурное наследие. В литературе петровской эпохи народное творчество мало соприкасалось створчеством элиты. Для культурной жизни народа характерно то, чтокрестьянство освободилось от преследований церкви архаическо-славянскогоязычества. Стало меньше гонений на языческие празднества с их бурнымигудениями, плясками, хороводами и т.д. Важные вехи российских войн стализапечатлеваться в народе в виде былин, исторических песен, (преимущественносолдатских) в форме сказок, притчей. В них отразилась Полтавская битва,взятие Азова, Нарвы. Народное творчество представляет подвиги русскогосолдата. В былинах, исторических песнях, сказках отражается в легендарнойформе личность Петра I. Читали крестьяне и традиционную для них литературу — учительныепроизведения, "жития", сборники духовных стихов, наговоров, лечебники,календари. Дворянская литература отражала новые жизненные реалии. В произведенияххудожественной литературы выводятся новые герои — энергичные ипредприимчивые люди "острого ума" и "достойного разума". Среди них следуетотметить такие прозаические художественные произведения как "Повесть оФроле Скобееве", "Гистория об Александре, российском дворянине", "Гисторияо российском матросе Василии Кориотском". Герой последней повести попроисхождению мелкий дворянин в совершенстве постиг опасное дело моряка иовладел необходимыми научными познаниями. Он заслужил признание и уважениеавстрийского императора, "флорентийского короля" и богатого купца. В тожевремя герой наделен всеми качествами галантного кавалера. В этот период заметно увеличилось количество печатных книгнерелигиозного содержания. Это были и научные книги и словари, ихудожественная литература, и книги житейского назначения. Так в 1708 годувышли "Приклады, како пишутся комплименты". Это был новейший образец писемразличного содержания с употреблением новейшей лексики. А лексика петровского времени развивалась под огромным влияниемЗапада. Правящий класс, особенно его верхушка говорила на удивительномязыке, где изобиловали иностранные слова и термины. Виднейшим представителем отечественной литературы того времени былФ.Прокопович, о котором было сказано выше. Литературное творчество петровского времени подготовило вступлениеРоссии в эпоху классицизма.3.2. Развитие театрального искусства. В 1702 голу открылся общедоступный театр в Москве, в здании.Построенном на Красной площади. Играли там немецкие актеры группы И.Купста,О. Фюрста. Репертуар состоял из немецких, французских, испанских пьес.Однако такой театр был еще редким явлением. Более распространены быличастные театры, которые заводила знать для узкого круга зрителей. Впетровскую эпоху театром увлекались ученики различных академий, духовныхсеминарий и т.д. В их постановках делались намеки на происходящиеполитические события, например на мятежи стрельцов, на измену Мазепы,высмеивались противники просвещения. Ставили театры и чисто исторические по тематике пьесы. Наиболеезнаменита из них была трагикомедия Ф.Прокоповича "Владимир". Видными деятелями театрального дела были Ф.Прокопович, доктор Бидеон,Федор Жуковский.3.3. Живопись Петровское время стало переломным и в развитии живописи.Евангелистские и библейские сюжеты в живописи заменяются сюжетами изреальной жизни.[11] Особенно высокого уровня достигла портретная живопись. Портреты ПетраI И.Никитина отличаются глубокой психологической характерностью, художниквыразил глубокую волю и целенаправленность государственного деятеля. Набатальных полотнах Никитина "Полтавское сражение", "Куликовская битва сглубоким патриотизмом изображается героическая борьба русского народапротив иноземных захватчиков. Петровское время характеризуется значительным развитием жанра гравюры.Это был жанр близкий к повседневности и имевшими широкий круг ценителей.Книги украшались гравюрами, гравюры украшали дома. Техника гравюр былавесьма разнообразна, многие гравюры посвящены прославлению побед в войнах,строительству Петербурга. В начале ХVIII века издаются специальные указы, касающиеся подготовкии воспитания художников. Царским указом большую группу "мастеровых людейразных художеств" переселили в новую столицу для росписи церквей, новыхдворцов и других работ. За счет казны посылали наиболее талантливыхзаграницу для обучения. Среди них можно назвать живописцев А.Матвеева,И.Никитина, Р.Никитина, гравера С.Коровина других. В Россию приглашали и иностранных художников, оставивших заметный следв истории нашего искусства.4. Зарождение новой архитектуры, изменение старых архитектурных традиций.4.1 Новые веяния в архитектуре. В ХVII веке архитектура носила преимущественно церковный характер.Петровские преобразования кардинально повлияли на характер архитектурныхпроектов и застройку городов и барских усадьб. В первой четверти ХVIII века видное место в архитектуре занимаетгражданское строительство. В это время сооружаются здания крупныхпромышленных предприятий. Хомовный двор, Суконный двор, Арсенал в Москве.Оружейный завод в Туле, заводы крепости на Урале. Из зданий общественногопользования необходимо назвать Главную аптеку, "Комедийную хромину" (театр)в Москве, систему монументальных зданий в Петербурге. В церковной архитектуре наступил период, получивший название"московское барокко". Строятся храмы центрической композиции, устремленныев высь, светлые и торжественные. Башеннообразные храмы дошли до нас восновном в подмосковных барских усадьбах. Одним из видных архитекторов того времени является И.П. Зарудный,создавший замечательную церковь архангела Гавриила и другие сооружения. ВМоскве в этот период построены прекрасные пятиглавые храмы. Появилась ипринципиально новая архитектура, основанная на системе колонн, портиков,фронтонов, ротонд и т.д. Новые тенденции в архитектуре отразились встроительстве жилых помещений — палат, дворцов.4.2. Санкт-Петербург. Уникальным по своему архитектурному облику был Санкт-Петербург,основанный в 1703г. и ставший столицей государства в 1712 году. Петербург был не только любимым детищем царя, но и символом егоцарствования, выражением эпохи преобразований. От старых городов Петербурготличался строгой планировкой улиц, каменными домами, уличным освещением,обширными парками, площадями и бульварами. Основными путями сообщения была система каналов. Петр лично вникал вовсе детали архитектурных проектов строительства города, утверждалразмещение и ширину улиц, места для скверов и парков, типы зданий. Былисделаны чертежи типов домов для "именитых", "зажиточных" и "подлыхлюдей.[12] Петербург — это принципиально новая архитектура России. В основу ееположен голландский вариант барокко со сдержанным оформлением и состремлением к максимальной рациональности. Представителем этой тенденциибыл выдающийся архитектор Д.Терезини. В период строительства Петербурга во всем государстве было запрещенокаменное строительство, всякий въезжающий и входящий в город обязан былдоставлять камень. Важнейшими строениями, представляющими архитектуру петровского времениявляются собор Петра и Павла, Адмиралтейство, Кунсткамера, Гостинные дворы,Петровские коллегии. Видными архитекторами Петровского времени былиЖ.Б.Леблон, А.Растрелли, А.Д. Захаров, И.Коробов и др. В Петербурге, прежде всего, отразилось такое новое явление русскойкультуры, как скульптурные композиции. Это особенно ярко выразилось всоздании дворцово-парковых ансамблей, например, в оформлении Большогокаскада Петергофского дворца. Примером паркового строительства и парковойархитектуры служит Летний сад[13] Петербург вошел в мировую историю, как одно из чудес света. Онпритягивает массу туристов, ученых-исследователей. Даже пресыщенные,повидавшие, кажется, уже все чудеса мира туристы — знатокиградостроительства и архитектуры, восторгаются величественностью,строгостью и красотой, пропорциями и рациональностью сооружений петровскоговремени. Проспекты, каналы, мосты, парки делают честь искусству,архитектуре, всей петровской эпохе, её мастерам, их талантам и огромномусозидательному трудолюбию. Не даром Петербург называют Северной Пальмирой.5. Ломка старых устоев в быту.5.1. Реформирование дворянского быта. Петровские реформы кардинально изменили дворянский, да и не толькодворянский, быт. Царь считал своим долгом навести "добрый порядок" вгражданской жизни государства. В самом начале 18 в. царь был озабоченвнешним видом подданных. Сближение с западом проявилось и в том, что Петр I прилагал массуусилий к тому, чтобы русский человек и внешностью походил на европейца. 26 августа 1698 года, на следующий день после прибытия из-за границы,царь выступил в роли цирюльника. Он велел подать ему ножницы и самоличнообрезал бороды у шокированных этой выходкой бояр. Подобную операцию Петр повтори несколько раз, решив покончить состарой русской бородой. О бритье бороды были изданы специальные указы. Законодательно было установлено обложение налогом тех, кто носилбороду. Знатные и богатые платили по 50 руб. за бороду, остальные по 2гривны. Сохранившийся до нашего времени указ 1705 года обязывал всенаселение страны, за исключением священников, монахов и крестьян бритьбороды и усы. Тем, кто не желал этого делать надлежало платить большие налоги сучетом положения в обществе. В такой же ФОРМЕ Петр I организовал борьбу с долгополым платьем. 12февраля 1699 года состоялось шуточное освящение у Лефортова дворца. Гости прибыли на пир разряженные в традиционную русскую одежду — вшелковых зипунах яркого цвета, поверх которых были надеты кафтаны сдлинными рукавами. Поверх кафтанов была ферязь — длинное широкое платье избархата, затем шуба и меховая шапка с высокой тульей. Царю не нравилась этапышная одежда, стеснявшая движения, и мешавшая работе. На пиру Петр I взялножницы и принялся укорачивать рукава. Но у всех руками царя одежду не укоротишь. Поэтому в январе 1700г. вМоскве, в ряде людных мест были повешены листы с царским указом: боярам,думным чинам, служивым, приказным и торговым людям носить иноземныекороткие кафтаны. Были установлены сроки перехода на новую одежду длямужчин: конец 1770г. Для женщин — чуть позже. Эти перемены повлияли и на русскую легкую промышленность, сталиразвиваться мастерские и фабрики, производящие новые виды тканей, кружева,обувь, головные уборы, пряжки, застежки и другие украшения. Петр и здесь неостался равнодушным к происходящему. Производители предметов обихода длянового быта, предметов роскоши пользовались его покровительством инадзором. Иногда царь специальными указами обязывал фабрикантов преждепроизводить и пускать в продажу предметы для нового быта, а затем, привыполнении этих условий они могли производить и продавать другиепромышленные товары. Продавцам длинного платья и сапог, лицам, беспошлинно носившим бородыугрожала ссылка на каторгу и конфискация имущества. В 1700 году у воротКремля были выставлены манекены с образцами новой одежды. Жители сибирскихгородов выпросили освобождение от новой одежды "по скудости своей". Вконечном счете камзолы, галстуки, жабо, чулки, башмаки и парики вытеснилистарую русскую одежду. Быстрее всего утвердилась западная одежда средиженщин. Дворянский быт изменялся и в следствие того, что царь заставлял дворянучиться, служить в армии и флоте, в учреждениях гражданского управления.Указы царя регламентировали правила поведения в присутствиях, в судах, вцеркви. За нарушение предписаний предусматривался значительный штраф идругие наказания. Подданных Петр I снабдил массой распорядительных и нормативных актов,определяющих их семейную, хозяйственную и духовную жизнь. Разительныеперемены произошли и в дворцовом быту. Этому способствовала личность царя.Упрощались традиции, исчезала скованность.5.2. Ассамблеи. Внешняя раскованность, новые формы общения в дворянской средеформировались с самого начала вступления Петра I на царство. Одним из яркихпроявлений этой стороны дворянского быта являлись ассамблеи. Они быливведены в 1718 году, по указу царя, ассамблеи узаконили формы общения царяс нужными и приятными ему людьми. На ассамблеях обязательно былоприсутствие женщин, что отражало серьезное изменение их положения вобществе. Вскоре ассамблеи получили широкое распространение. На этихвечерах гостей не встречали и не провожали, хозяин мог быть, но мог иотсутствовать. Были игры, танцы, чай, лимонад, шоколад и т.д. каждый могуйти в любое время. Учреждение ассамблей положило в дворянской среде"правил хорошего тона" и "благородного поведения в обществе", употреблениюиностранного, преимущественно французского языка.5.3. Реформы Петра I и народный быт. Петровские реформы в быту касались, прежде всего, дворян. Однако царьне оставил без внимания и так называемых "подлых людей", все податноесословие. Подданным предписывались типы домов, характер застройки с учетомпротивопожарной безопасности, техника сооружения печей, размер дымоходов,ширина и ткацкого крестьянского полотна, уборка хлеба косой с граблямивместо серпов и т.д. В городской быт в петровское время вошли гуляния по торжественнымдатам, в честь той или иной победы — взятие Азова, победа под Полтавой,годовщина Ништадского мира и др. В эти дни устраивались торжественныепроцессии со множеством украшений. В моде были праздничные фейерверки, наплощадях выставляли угощение. И все-таки влияние петровских реформ на народный быт былонезначительным.Заключение. В заключение следует отметить, что преобразования в области культуры ибыта были органичной частью реформирования страны. Реформы культуры, содной стороны удовлетворяли насущные требования других преобразований и сдругой стороны нередко сами служили импульсом ускорения изменений.Необходимо подчеркнуть также, что реформы Петра I были глобальными. ИсторияРоссии до Петра и после него знала немало реформ. Главное отличиепетровских преобразований от реформ предшествующего и последующего временисостоит в том, что они охватывали все стороны жизни народа, в то время какдругие внедряли новшества касающиеся лишь отдельных сторон жизни общества игосударства. В результате реформ и активной военной политики страна получила выходк балтийскому морю, было покончено с политической и экономическойизоляцией, укрепился международный престиж России, она стала великойевропейской державой. Наиболее долговечным осталось культурное наследие Петра I, сохранилисьмногие учреждения культуры, памятники искусства и архитектуры, которымистрана гордится и сегодня. Петр I по праву считается одним из ярких исторических деятелеймирового масштаба. Много исторических исследований и художественныхпроизведений посвящено преобразованиям, связанным с его именем. Историки иписатели по-разному, порой прямо противоположно оценивали личность Петра Iи значение его реформ. Уже современники Петра разделились на два лагеря:сторонников и противников его преобразований. Спор продолжается и по сейдень. В ХVIII М.В. Ломоносов славил Петра, восторгался его деятельностью,считал его идеальным монархом, лишенным каких-либо недостатков. ДляРадищева, декабристов Петр был поистине Великаном с большой буквы. Личность Петра I занимает особое место в творчестве А.С. Пушкина. Поэтотносился к Петру I с глубоким уважением. Петру I посвящены такиепроизведения, как "Полтава", "Медный всадник", "Арап Петра Великого".Пушкин был намерен написать историческое исследование о Петре I. Но вместес тем поэт видел и жесткость царя, который "уздой железной Россию поднял надыбы". Очень высокую оценку деятельности Петра I дал современник Пушкинаисторик М.Н. Погодин в 1841 году, то есть почти полтора столетия спустяпосле великих реформ первой четверти ХVIII "В руках (Петра) концы всехнаших нитей соединяются в одном узле. Куда мы не оглянемся, вездевстречаемся с этой колоссальной фигурой, которая бросает от себя длиннуютень на все наше прошедшее, и даже застит нам древнюю историю, которая внастоящую минуту все еще как будто держит свою руку над нами, и которой,кажется, никогда не потеряем мы из виду, как бы далеко не ушли мы вбудущее". Ф.Энгельс называл Петра I действительно великим человеком. В.И. Ленинвысоко ценил не только преобразовательную деятельность, но и личность ПетраI, хотя и называл его метод преобразования страны жестоким и варварским. Однако, как сказано выше, деятельность Петра подвергалась сомнениям икритике, а подчас и жестокой хуле. Известный и авторитетный историкКарамзин обвинял Петра I в измене "истинно-русским" началам жизни, егореформы он называл "блестящей ошибкой". Можно было бы привести немалопримеров негативного отношения к Петру I у славянофилов, ряда писателейпоследующего периода. Но наиболее интересно отметить взрыв, всплескпротиворечивых оценок Петра I и его реформ в современных условиях. Казалосьбы, в период реформ его деятельность должна быть примером, однако находитсянемало политических деятелей и представителей творческой интеллигенции,отрицательно относящихся к этому реформатору. Достаточно напомнить, чтокинорежиссер Н.Михалков назвал Петра I первым большевиком, вложив в этислова крайне негативную оценку реформатору. Однако, как бы не старались очернители Петра I, в истории его делаоцениваются как прогрессивные.-----------------------[1] В.О.Ключевский. Курс русской истории. М.1989. т.4, с.398.[2] Мавродин В.В. Рождение новой России. — М.: 1988г. стр.21[3] А.С. Пушкин Полное собрание сочинений т.9, с.287[4] Большая Советская Энциклопедия — М.: 1975, т. 22, с. 518[5] БСЭ — М.: 1975, т.20 стр. 484[6] БСЭ — М.: 1975, т.21, стр. 67[7] Н.Павленко Петр Великий —М.: 1998 стр. 132[8] История России — М.: 1998, стр.94[9] Н. Павленко Петр Великий — М.: Мысль, 1998г., стр 615[10] Н. Павленко Петр Великий — М.: Мысль, 1998г., стр 658[11] Пыляев М.И. —М.: 1990г.[12] М.И. Пыляев Старый Перебург С.П., 1889, с.11[13] М.И.Пыляев. Старый Петербург.С.П.1989. с.73.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Ломка старых традиций, зарождение новой культуры при Петре 1 iconЛомка старых традиций, зарождение новой культуры при Петре 1
Целью реферата и является анализ процесса ломки старых традиций, анализ небывало бурного развития новых культурных учреждений, науки,...
Ломка старых традиций, зарождение новой культуры при Петре 1 iconВопросы к зачету по курсу «Отечественная история»
Россия при Петре I, начало модернизации и «европеизации» России: социально-экономическая политика, реформа органов управления и суда,...
Ломка старых традиций, зарождение новой культуры при Петре 1 iconViii. Эпоха Возрождения как начало новой европейской культуры
Эпоха Возрождения – социальный и культурный переворот средневековых традиций в Европе XIII-XVI вв
Ломка старых традиций, зарождение новой культуры при Петре 1 iconЗарождение и развитие математики
Воспитывать чувство гражданственности, любви к Родине, почитание и уважение народных традиций и обычаев
Ломка старых традиций, зарождение новой культуры при Петре 1 iconЕ. А. Анисимов о Петре Великом
Петром новое. В последнем слове знаменитой пушкинской фразы: «Россию поднял на дыбы» – в принципе можно поставить два разных ударения,...
Ломка старых традиций, зарождение новой культуры при Петре 1 iconКонтрольная работа по дисциплине " Культурология " на тему "Зарождение культуры на Руси."
Культура Руси складывается в те же века,что и зарождение государства. Особенность Руси в том, что она складывалась и развивалась...
Ломка старых традиций, зарождение новой культуры при Петре 1 iconКонтрольная работа по дисциплине " Культурология " на тему "Зарождение культуры на Руси."
Культура Руси складывается в те же века,что и зарождение государства. Особенность Руси в том, что она складывалась и развивалась...
Ломка старых традиций, зарождение новой культуры при Петре 1 iconУмк «Вокруг тебя мир» «Об организации медицинской помощи в России» Развитие такой помощи продолжалось в начале 18 века при Петре I. Оставляя монастырям земельные угод
Развитие такой помощи продолжалось в начале 18 века при Петре I. Оставляя монастырям земельные угодья, он предписывал им заводить...
Ломка старых традиций, зарождение новой культуры при Петре 1 iconЗарождение европейской культуры

Ломка старых традиций, зарождение новой культуры при Петре 1 iconЕвропеизация при Петре I

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы