Учение В. И. Вернадского о ноосфере, проблема морали как специфического способа освоения мира icon

Учение В. И. Вернадского о ноосфере, проблема морали как специфического способа освоения мира



НазваниеУчение В. И. Вернадского о ноосфере, проблема морали как специфического способа освоения мира
Дата конвертации25.07.2012
Размер202,68 Kb.
ТипРеферат
Учение В.И. Вернадского о ноосфере, проблема морали как специфического способа освоения мира


Министерство высшего образования РФ Сибирская академия государственной службы Письменная работа по философии Учение В.И. Вернадского о ноосфере. Проблема морали как специфического способа освоения мира. Выполнил: ст. гр.025 Яковлев Александр Алексеевич Проверил: Доцент Простак С.Л. Новокузнецк 2003г. СодержаниеВведение 31. Учение В.И. Вернадского о ноосфере. 5 1.1. Единство биосферы и человека 5 1.2. Наука как основной фактор ноосферы 8 1.3. Задачи по созиданию ноосферы 10 1.4. Переход биосферы в ноосферу: прогноз и реальность 122. Проблема морали как специфического способа освоения мира. 15 2.1. Понятие морали и нравственности. Этика 15 2.2. Мораль как способ освоения мира 16 2.3. Нравственный характер соотношения цели и средств 18 2.4. Проблема добра и зла. 20Заключение 22Литература 24 В начале всяческой философии лежит удивление, ее развитием является исследование, ее концом – незнание. М. Монтень Введение В данной письменной работе рассмотрим две темы: Учение В.И. Вернадского о ноосфере. Проблема морали как специфического способа освоения мира. Современный этап развития науки и техники подтверждает гений и величиеВернадского (1863 год), которое заключается в его глубоких философскихидеях, заглядывающих в будущее, вплотную затрагивающих судьбы всегочеловечеcтва. Для Вернадского наука была средством познания природы. Он небыл специалистом в какой-то одной науке или даже в нескольких науках. Онблестяще знал добрый десяток наук, но изучал природу, которая неизмеримосложнее всех наук, вместе взятых. Он размышлял и над природными объектами,и над их взаимосвязями. Центральной идеей, проходящей через все творчество Вернадскогоявляется единство биосферы и человечества. Вернадский в своих работах поестествознанию раскрывает корни этого единства, значение организованностибиосферы в развитии человечества. Широк круг вопросов, затрагиваемыхВернадским в своих работах. Но везде он пытался найти то главное, что, поего мнению, имеет отношение к устройству окружающего пространства вглобальном масштабе. Из всего частного он пытался выделить то общее, чтопроясняло бы картину мира, в центре которого находится человеческий разум. Вернадский пророчески увидел в человеке умелого творца природы,призванного, в конце концов, занять место у самого штурвала эволюции. Вопросы морали и нравственности в жизни человека и их роль в освоенииокружающего мира являются коренными вопросами этики. Смысл человеческойжизни, который заключается в совпадении основной направленности установокпозиции личности с общими тенденциями развития общества. По разномуотносились великие философы к морали и нравственности и вне зависимости отих отношения она оставляла у них неизгладимый след на способы познания ивосприятия окружающего мира. Учение В.И. Вернадского о ноосфере. 1 Единство биосферы и человека Центральной темой учения о ноосфере является единство биосферы ичеловечества. Вернадский в своих работах раскрывает корни этого единства,значение организованности биосферы в развитии человечества. Это позволяетпонять место и роль исторического развития человечества в эволюциибиосферы, закономерности ее перехода в ноосферу. Одной из ключевых идей, лежащих в основе теории Вернадского оноосфере, является то, что человек не является самодостаточным живымсуществом, живущим отдельно по своим законам, он сосуществует внутриприроды и является частью ее. Это единство обусловлено прежде всегофункциональной неразрывностью окружающей среды и человека, которую пыталсяпоказать Вернадский как биогеохимик. Человечество само по себе естьприродное явление и естественно, что влияние биосферы сказывается не толькона среде жизни но и на образе мысли. Но не только природа оказывает влияние на человека, существует иобратная связь. Причем она не поверхностная, отражающая физическое влияниечеловека на окружающую среду, она гораздо глубже. Это доказывает тот факт,что в последнее время заметно активизировались планетарные геологическиесилы. «...мы все больше и ярче видим в действии окружающие насгеологические силы. Это совпало, едва ли случайно, с проникновением внаучное сознание убеждения о геологическом значении Homo sapiens, свыявлением нового состояния биосферы — ноосферы — и является одной из формее выражения. Оно связано, конечно, прежде всего с уточнением естественнойнаучной работы и мысли в пределах биосферы, где живое вещество играетосновную роль». [1, c. 26] Так, в последнее время резко меняется отражениеживых существ на окружающей природе. Благодаря этому процесс эволюциипереносится в область минералов. Резко меняются почвы, воды и воздух. Тоесть эволюция видов сама превратилась в геологический процесс, так как впроцессе эволюции появилась новая геологическая сила. Вернадский писал:«Эволюция видов переходит в эволюцию биосферы». [1, c. 27] Мы являемся наблюдателями и исполнителями глубокого изменениябиосферы. Причем перестройка окружающей среды научной человеческой мысльюпосредством организованного труда вряд ли является стихийным процессом.Корни этого лежат в самой природе и были заложены еще миллионы лет назад входе естественного процесса эволюции. «Человек ... составляет неизбежноепроявление большого природного процесса, закономерно длящегося в течение,по крайней мере, двух миллиардов лет». [1, c. 28] Отсюда, кстати, можно заключить что высказывания о самоистреблениичеловечества, о крушении цивилизации не имеют под собой веских оснований.Было бы по меньшей мере странно, если бы научная мысль – порождениеестественного геологического процесса противоречила бы самому процессу. Мыстоим на пороге революционных изменений в окружающей среде: биосферапосредством переработки научной мыслью переходит в новое эволюционноесостояние – ноосферу. Заселяя все уголки нашей планеты, опираясь на государственноорганизованную научную мысль и на ее порождение, технику, человек создал вбиосфере новую биогенную силу, поддерживающую размножение и дальнейшеезаселение различных частей биосферы. Причем вместе с расширением областижительства, человечество начинает представлять себя все более сплоченнуюмассу, так как развивающие средства связи – средства передачи мыслиокутывают весь Земной шар. «Этот процесс – полного заселения биосферычеловеком – обусловлен ходом истории научной мысли, неразрывно связан соскоростью сношений, с успехами техники передвижения, с возможностьюмгновенной передачи мысли, ее одновременного обсуждения всюду на планете».[1, c. 34] При этом человек впервые реально понял, что он житель планеты и можети должен мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспектеотдельной личности, семьи или рода, государств или их союзов, но и впланетном аспекте. Он, как и все живое, может мыслить и действовать впланетном аспекте только в области жизни — в биосфере, в определеннойземной оболочке, с которой он неразрывно, закономерно связан и уйти изкоторой он не может. Его существование есть ее функция. Он несет ее с собойвсюду. И он ее неизбежно, закономерно, непрерывно изменяет. Похоже, чтовпервые мы находимся в условиях единого геологического историческогопроцесса, охватившего одновременно всю планету. XX век характерен тем, чтолюбые происходящее на планете событие связываются в единое целое. И скаждым днем социальная, научная и культурная связанность человечестватолько усиливается и углубляется. «Увеличение вселенскости, спаянности всехчеловеческих обществ непрерывно растет и становится заметным в немногиегоды чуть не ежегодно». [1, c. 88] Вернадский неоднократно отмечал, что «цивилизация «культурногочеловечества» — поскольку она является формой организации новойгеологической силы, создавшейся в биосфере,— не может прерваться иуничтожиться, так как это есть большое природное явление, отвечающееисторически, вернее, геологически сложившейся организованности биосферы.Образуя ноосферу, она всеми корнями связывается с этой земной оболочкой,чего раньше в истории человечества в сколько-нибудь сравнимой мере небыло». [1, c. 46] Многое из того, о чем писал Вернадский, становится достояниемсегодняшнего дня. Современны и понятны нам его мысли о целостности,неделимости цивилизации, о единстве биосферы и человечества. Переломныймомент в истории человечества, о чем сегодня говорят ученые, политики,публицисты, был увиден Вернадским. Вернадский видел неизбежность ноосферы, подготавливаемой как эволюциейбиосферы, так и историческим развитием человечества. С точки зренияноосферного подхода по-иному видятся и современные болевые точки развитиямировой цивилизации. Варварское отношение к биосфере, угроза мировойэкологической катастрофы, производство средств массового уничтожения — всеэто должно иметь преходящее значение. Вопрос о коренном повороте к истокамжизни, к организованности биосферы в современных условиях должен звучатькак набат, призыв к тому, чтобы мыслить и действовать, в биосферном —планетном аспекте. 2 Наука как основной фактор ноосферы Несколько необычен подход Вернадского к науке. Он ее рассматривал какгеологическую и историческую силу, изменяющую биосферу и жизньчеловечества. Она является тем основным звеном, посредством которогоуглубляется единство биосферы и человечества. Вернадский рассматривал науку в качестве средства развитиячеловечества. Поэтому очень важно, чтобы наука не принимала формуабстрактной, имеющей свое независимое существование сущности. Наука –создание человечества и должна служить на благо человечества. «Еесодержание не ограничивается научными теориями, гипотезами, моделями,создаваемой ими картиной мира: в основе она главным образом состоит изнаучных факторов и их эмпирических обобщений, и главным — живым содержаниемявляется в ней научная работа живых людей...» [2, c. 252] Так что наука –социальное всечеловеческое образование, в основе которых лежит сила фактов,обобщений и, конечно, человеческого разума. Мы наблюдаем, как наука все сильнее и глубже начинает изменятьбиосферу Земли, она меняет условия жизни, геологические процессы,энергетику планеты. Значит, и сама научная мысль является природнымявлением. В переживаемый нами момент создания новой геологической силы,научной мысли, резко возрастает влияние живого вещества в эволюциибиосферы. Биосфера, перерабатываясь научной мыслью Homo Sapiens, переходитв свое новое состояние – в ноосферу. История всей научной мысли – суть история создания в биосфере новойгеологической силы – научной мысли, ранее отсутствующей. И этот процесс неслучаен, он закономерен как всякое природное явление. «Биосфера XX столетияпревращается в ноосферу, создаваемую прежде всего ростом науки, научногопонимания и основанного на ней социального труда человечества». [1, c. 44]Необходимо подчеркнуть неразрывную связь создания ноосферы с ростом научноймысли, являющейся первой необходимой предпосылкой этого создания. Ноосфераможет создаваться только при этом условии. Человек неотделим от биосферы, он в ней живет и только ее и ее объектыможет исследовать непосредственно своими органами чувств. «За пределыбиосферы он может проникать только построениями разума, исходя изотносительно немногих категорий бесчисленных фактов, которые он можетполучить в биосфере зрительным исследованием небесного свода и изучением вбиосфере же отражений космических излучений или попадающего в биосферукосмического внеземного вещества...» [1, c. 128] Таким образом, научнаямысль человечества, работая только в биосфере, в ходе своего проявления вконце концов превращает ее в ноосферу, геологически охватывает ее разумом.Только теперь стало возможным научное выделение биосферы, являющейсяосновной областью знания, из окружающей реальности. Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы: 1. Научное творчество человека – сила, изменяющая биосферу. 2. Это изменение биосферы – неизбежный процесс, сопровождающий научный рост. 3. Но это изменение биосферы – стихийный природный процесс, происходящий независимо от человеческой воли. 4. Вхождение в биосферу нового фактора ее изменения – человеческого разума есть природный процесс перехода биосферы в ноосферу. 5. Постоянно совершенствуясь, наука может продвинуться все дальше в изучении окружающей среды. Возникновение геохимии и биогеохимии отвечало потребностям целостного,синтетического рассмотрения явлений организованности биосферы, взаимосвязейживого и косного вещества. Эти науки имеют также первостепенное значениедля исследования единства биосферы и человечества. Тем самым геохимия ибиогеохимия соединяют науки о природе с науками о человеке. Центром такойинтегрированной науки, по мнению Вернадского, является учение о биосфере. В современных условиях задачей первостепенной важности являетсявозрождение идей биосферного естествознания, продолжение научной разработкипроблем биогеохимии. 3 Задачи по созиданию ноосферы Процесс перехода биосферы в ноосферу неизбежно несет в себе чертысознательности, целеустремленной деятельности, творческой работы.Вернадский видел стоящие перед человечеством задачи огромной важности посозиданию ноосферы. С позиций этих задач он отмечал беспочвенность сужденийо возможности крушения цивилизации. Рассмотрим перспективы развитиячеловечества с точки зрения Вернадского. Некрушимость цивилизации Вернадский обосновывает следующими тезисами: 1. Человечество стоит на пути создания в ноосферной оболочки Земли, все больше укрепляя свои связи с биосферой. Человечество становится Вселенской категорией. 2. Человечество в своем развитии стало единым целым благодаря тому, что интересы всех, а не отдельных лиц, становятся государственной задачей. 3. Глобальные проблемы человечества, такие как сознательное регулирование размножения, продление жизни, победа над болезнями, начинают решаться. 4. Ставится задача распространения научного знания на все человечество. Вернадский писал: «Такой совокупности общечеловеческих действий и идейникогда раньше не бывало, и ясно, что остановлено это движение быть неможет. В частности, перед учеными стоят для ближайшего будущего небывалыедля них задачи сознательного направления организованности ноосферы, отойтиот которой они не могут, так как к этому направляет их стихийный ход ростанаучного знания». [1, c. 50] Уверенность в будущем, таким образом, основана на возрастающемзначении в развитии человечества совместных общечеловеческих действий.Вернадский, конечно, не мог предвидеть современной остроты глобальныхпроблем мирового развития. Но и они лишь усиливают значение совместногорешения задач сознательного направления организованности ноосферы. Одной из важнейших проблем формирования организованности ноосферыявляется вопрос о месте и роли науки в жизни общества, о влияниигосударства на развитие научных исследований. Вернадский высказывался за образование единой (на государственномуровне) научной человеческой мысли, которая являлась бы решающим фактором вноосфере и создавало бы для ближайших поколений лучшие условия жизни.Первоочередные вопросы, которые необходимо решить на этом пути, это –«вопрос о плановой, единообразной деятельности для овладения природой иправильного распределения богатств, связанный с сознанием единства иравенства всех людей, единства ноосферы» [1, c. 78]; идея о государственномобъединении усилий человечества. Поражает созвучность идей Вернадского нашему времени. Постановка задачсознательного регулирования процесса созидания ноосферы чрезвычайноактуальна для сегодняшнего дня. К этим задачам Вернадский также относилискоренение войн из жизни человечества. Он большое внимание уделял решениюзадач демократических форм организации научной работы, образования,распространения знаний среди народных масс. 4 Переход биосферы в ноосферу: прогноз и реальность Вернадский, анализируя геологическую историю Земли, утверждает, чтонаблюдается переход биосферы в новое состояние – в ноосферу под действиемновой геологической силы, научной мысли человечества. Однако в трудахВернадского нет законченного и непротиворечивого толкования сущностиматериальной ноосферы как преобразованной биосферы. В одних случаях онписал о ноосфере в будущем времени (она еще не наступила), в других внастоящем (мы входим в неё), а иногда связывал формирование ноосферы споявлением человека разумного или с возникновением промышленногопроизводства. Надо заметить, что когда в качестве минералога Вернадскийписал о геологической деятельности человека, он ещё не употреблял понятий«ноосфера» и даже «биосфера». О формировании на Земле ноосферы он наиболееподробно писал в незавершённой работе «Научная мысль как планетноеявление», но преимущественно с точки зрения истории науки. Итак, что же ноосфера: утопия или реальная стратегия выживания? ТрудыВернадского позволяют более обоснованно ответить на поставленный вопрос,поскольку в них указан ряд конкретных условий, необходимых для становленияи существования ноосферы: 1. Заселение человеком всей планеты. 2. Резкое преобразование средств связи и обмена между странами. 3. Усиление связей, в том числе политических, между всеми странами Земли. 4. Начало преобладания геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере. 5. Расширение границ биосферы и выход в космос. 6. Открытие новых источников энергии. 7. Равенство людей всех рас и религий. 8. Увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики. 9. Свобода научной мысли и научного искания от давления религиозных, философских и политических построений и создание в государственном строе условий, благоприятных для свободной научной мысли. 10. Продуманная система народного образования и подъём благосостояния трудящихся. Создание реальной возможности не допустить недоедания и голода, нищеты и чрезвычайно ослабить болезни. 11. Разумное преобразование первичной природы Земли с целью сделать её способной удовлетворить все материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения. 12. Исключение войн из жизни общества. Таким образом, мы видим, что налицо все те конкретные признаки, всеили почти все условия, которые указывал В.И.Вернадский для того, чтобыотличить ноосферу от существовавших ранее состояний биосферы. Процесс еёобразования постепенный, и, вероятно, никогда нельзя будет точно указатьгод или даже десятилетие, с которого переход биосферы в ноосферу можнобудет считать завершённым. Но, конечно, мнения по этому вопросу могут бытьразные. Сам Вернадский, замечая нежелательные, разрушительные последствияхозяйствования человека на Земле, считал их некоторыми издержками. Он верилв человеческий разум, гуманизм научной деятельности, торжество добра икрасоты. Что-то он гениально предвидел, в чём-то, возможно, он ошибался.Ноосферу следует принимать как символ веры, как идеал разумногочеловеческого вмешательства в биосферные процессы под влиянием научныхдостижений. Надо в неё верить, надеяться на её пришествие, предприниматьсоответствующие меры. Проблема морали как специфического способа освоения мира. Мораль – это важничанье человека перед природой. Ф. Ницше 1 Понятие морали и нравственности. Этика Мораль - (лат. moralitas от moralis) - относящаяся к праву, характеру,складу души, привычкам; это форма общественного сознания и вид общественныхотношений, направленных на утверждение самоценности личности, равенствавсех людей в их стремлении к счастливой и достойной жизни, выражающихидеал человечности, гуманистическую перспективу истории. Мораль регулируетповедение человека во всех сферах общественной жизни - в труде, в быту, вполитике, в науке, в семейных, личных, внутригрупповых, межклассовых имеждународных отношениях. Нравственность - понятие, являющееся синонимом морали. Это сферанравственной свободы личности, когда общественные и общечеловеческиетребования совпадают с внутренними мотивами, область самодеятельности итворчества человека, внутреннего самопринуждения благодаря личнойсознательности, переходящего в склонность и спонтанное побуждение творитьдобро. Этика - философская наука, объектом изучения которой является мораль.Основу предмета этика составляет учение о природе морали как особогосоциального явления и формы общественного сознания, о роли морали вжизни общества, о законах развития нравственных представлений, отражающихматериальные условия жизни людей, о классовом характере морали. Мораль жеявляется таким оценочно-императивным способом освоения действительности,которая регулирует поведение людей с точки зрения противоположности добра изла. 2 Мораль как способ освоения мира Наука, искусство, мораль - три способа освоения мира, взаимнонезаменимых в силу своей специфики. Основные функции морали: 1. Регулятивная - она регулирует поведение людей. Осуществляется нетолько с помощью требований морали, но и норм права. 2. Оценочно-императивная, которая отличает нравственную регуляцию отвсякой иной внеморальной. Она представляет собой способ освоения человекомдействительности, осуществляемый с помощью разделения окружающихсоциальных явлений на "добро" и "зло". 3.Познавательная подчинения функция регуляции поведения, точнее,оценочно-императивная функция. Она ориентирует индивида в мире окружающихкультурных ценностей, предопределяет предпочтение тех из них, которыеотвечают его потребностям и интересам. 4.Прогностическая - угадывает передовые тенденции истории. 5. Мотивации - это возвышенность мотивов - важный элементнравственного поведения личности. 6. Коммуникативная. 7. Воспитательная. Моральное регулирование поведения, в отличии от правового, неподкрепляется организационной силой общественных учреждений, потому чтооно внеинституционально. Вместе с тем мораль внутренне взаимопересекаетсяс правовым регулированием: преступления осуждает не только закон, но иобщественное негодование. Абсолютизм этический - это методологический принцип истолкованияприроды нравственности, в соответствии с которыми моральные понятиятрактуются как извечные и неизменяемые начала, не связанные с условиямиобщественной жизни людей, с их потребностями, с историческими законамиразвития человечества. Релятивизм этический выражается в том, что моральным понятиям ипредставлениям придается относительный, изменчивый и условленный характер.Прогресс нравственный - восходящее развитие морали от менее совершенныхисторических состояний к более совершенным. Однако нравственный прогрессявляется ни автоматическим, ни линейным. Он зависит не от уровняпроизводительных сил, а от уровня развития и свободы личности. Моральные нормы - это элементы нравственного сознания,складывающиеся в нем в определенную систему взаимозависимости исоподчинения. Совокупность норм, принципов, даже взятая в их целостности,определяемой иерархии, дает нам статичный "срез" построения нравственногосознания. Мотивация же - система определенным образом взаимосвязанных,мировозренчески соподчиненных мотивов, означающих предпочтение тех или иныхценностей, целей в моральном выборе индивида, сознательное определение имлинии своего поведения. Моральная оценка позволяет определять целостное значение поступка,поведение личности, их соответствие определенным нормам, принципам,идеалом. Она содержит осуждение или одобрение, выражает чувствапризнательности, восхищения или неприязни, негодования. Самооценка - это самостоятельное, "на свой страх и риск" определениеценности своего поведения, своих мотивов и поступков. Она тесно связана счувством совести и долга, и выступает как важный инструмент самоконтроля. Долг - это ода из основных категорий этики; превращение требованиянравственности, в равной мере относящегося ко всем людям, в личнуюзадачу данного конкретного лица, сформулированную применительно к егоположению и ситуации, в которой он находится в данный момент. Долг - этоотношение личности к обществу. Категория долга тесно связана с другимипонятиями, характеризующими моральную деятельность личности, такими какответственность, самосознание, совесть, мотив. Совесть - выражающая нерасторжимую связь морали и человеческойличности, характеризующая способность личности осуществлять моральныйсамоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственныеобязанности, требовать от себя их выполнение и производить самооценкусовершаемых поступков, одно из выражений нравственного самосознанияличности. 3 Нравственный характер соотношения цели и средств На вопрос: "Оправдывает ли цель средства?"- иезуитизм даетбезоговорочный утвердительный ответ. Под "оправданием" понимается полноебезразличие самой цели к нравственному характеру средств: не существуетсредств "подлых" и святых". Для достижения цели можно не считаться с снравственном характером средств: цель освещает любые из них. В иезуитскойконцепции речь идет не просто об относительности средства соответственнонравственному характеру цели, а о произвольном отношении к оценке средств.Социологический субъективизм и этический релятивизм - вот методологическаяоснова иезуитской этики, придающая ответу на вопрос о соотношении цели исредств вполне определенный нигилистическо-циничный смысл: "цельоправдывает любые средства". Противостоящая иезуитизму концепция "абстрактного гуманизма"рельефнее всего выявила себя в известной теории "непротивления злунасилием". Ее сторонники утверждают автономность средств от цели и поэтомусчитают, что цель не может оправдывать средства. С точки зрениятеории "непротивления злу насилием" средства управляют целью и изменяют ее:"мы собираем то, что посеем". Однако из отрицания иезуитскогопротивопоставления цели и средства (в ущерб нравственной ценности средств)данная теория выдвигает правило, тоже противопоставляющее цель и средства,но теперь уже в ущерб самим целям: "цели мы не знаем, для нас важны толькосредства; средства - это все". Таким универсальным средством достижениягармонического равновесия цели и средств объявлялось "ненасилие"."Ненасилие" в качестве универсального свойства всех допустимых средствоценивается как добро вне зависимости от цели, ради которой оно применяется (соответственно абсолютным злом является насилие). Таким образом, впротивоположность иезуитскому беспринципному релятивизму в выборесредств, здесь производится догматическое разделение средств, одним изкоторых приписывается вечный статус "святости", другим - вечный статус"подлость". Дилемма цели и средств, нравственного и целесообразногопреодолевается лишь в рамках марксистской этики, где моральному нигилизму, цинизму в выборе средств, с одной стороны, и ригористическому отношению ксредствам - с другой, противопоставляется подлинно научная диалектическая концепция. Ее суть раскрывается в следующих основных моментахдиалектики отношения нравственной цели и средств. 1. Ценность средств обусловлена нравственном характером цели,для достижения которой это средство применяется. От характера цели зависитзависит ценность средства. Но цель именно определяет средства, а неоправдывает. 2. Результат, в котором воплощается цель, суть предназначениясредства. 3. Обусловленность нравственной ценности средства характером целипредполагает такие характеристики ценности средства, как абсолютность иобъективность. Целесообразность выбора любого средства оказывается вдействительности лишь видимостью: игнорируя объективные свойства средства,момент абсолютности в их ценности, "воля человека, его практика, самапрепятствует достижению своей цели..." 4. Нравственная цель и средства не только взаимоопределяемая, но исоотносительны. Это значит, что любая цель в иной ситуации может выступатьв роли средства и, наоборот, то, что было средством, в новой ситуацииморального выбора может оказаться целью. 5. Требование строгой последовательности в выборе средств.И если ближайшая цель может быть достигнута лишь ценой, уничтожающейнравственный характер более высокой цели, то такое средство достиженияцели должно быть отвергнуто, как лишенное целесообразности. Нравственно и целесообразно то средство, которое необходимо идостаточно для достижения положительно-нравственной цели, которое непротиворечит более высокой и высшей цели, не изменяет ее моральногохарактера. В этом выводе слиты два требования к средствам выбора -эффективность и нравственная ценность; целесообразность средствприобретает нравственное качество. 4 Проблема добра и зла. Добро - одно из наиболее общих императивно-оценочных понятий морали икатегории этики; выражает положительное нравственное значение явленийобщественной жизни в их соотношении с идеалом. Зло - одно из основных понятий морального сознания и этическаякатегория; обозначает негативные стороны действительности деятельностилюдей и отношений между ними. Зло препятствует удовлетворению интересовчеловека и человечества. Преодоление нравственно негативных явлений требует не толькосовершенствования общественных отношений в их объективном содержании, нои деловой последовательной борьбы с конкретными носителями зла. Проблема добра и зла является исходной этико-философской проблемой.Для ответа на поставленный вопрос целесообразно выделить следующиеотправные пункты анализа: 1. характеристика объекта, круга явлений, к которым может бытьотнесена наиболее общая моральная и этическая оценка (добро и зло); 2. характеристика природы (источника) данной оценки; 3. характеристика критерия различия добра и зла какпротивоположностей. Эти моменты затрагиваются всеми философско-этическими учениями.Осмысление добра и зла прошло путь, когда круг представляемых ими явленийпо существу оказывался безграничным, охватывающим все существующее, весьмир, - сведение добра и зла к моральным свойствам индивидов (добродетелями порокам) и в дальнейшем - к пониманию добра и зла как характеристикразличных сторон морали и ее целостной модели. Освоение мира по средствам морали осуществляется через сознание.Мораль - специальный институт, выполняющий функцию регулирования поведениялюдей во всех без исключения областях общественной жизни. Моральосуществляется через общественные требования. Заключение Идеи Вернадского намного опережали то время, в котором он творил. Вполной мере это относится к учению о биосфере и ее переходе в ноосферу.Только сейчас, в условиях необычайного обострения глобальных проблемсовременности, становятся ясны пророческие слова Вернадского онеобходимости мыслить и действовать в планетном — биосферном аспекте.Только сейчас рушатся иллюзии технократизма, покорения природы и выясняетсясущностное единство биосферы и человечества. Судьба нашей планеты и судьбачеловечества — это единая судьба. Становление этапа ноосферы Вернадский связывает с действием многихфакторов: единством биосферы и человечества, единством человеческого рода,планетарным характером человеческой деятельности и ее соизмеримостью сгеологическими процессами, развитием демократических форм человеческогообщежития и стремлением к миру народов планеты, небывалым расцветом(«взрывом») науки и техники. Обобщая данные явления, ставя в неразрывнуюсвязь дальнейшую эволюцию биосферы с развитием человечества, Вернадский ивводит понятие ноосферы. Устремленность в будущее - это характерная чертаноосферного учения. С древних времен и по сегодняшний день в обществе людей действуютнормы морали, которые накладывают отпечаток на способы и методы познанияокружающего мира. Великие философы разных времен по разному относились ктеме нравственности. По мысли Эпикура, нельзя жить приятно, не живяразумно, нравственно и справедливо. В философии Канта нравственноесливается с идеей религиозного, божественного. По его мнению, церковь естьвсеобщее и необходимое нравственное единение согласно Ницше, мораль играетразлагающую роль, предполагая послушание, терпение, совестливость: все эторазмягчает и расслабляет волю человека. Нравственная субстанция, по Г.Гегелю, немыслима без социальной общности людей, феномен нравственностивозможен только во взаимоотношениях людей, их отношении к природе, к Богу. И в заключении следует сказать, что на протяжении всего развитиячеловечества на первый план в различных учениях выносились проблемыпутей достижения истинного знания, природы нравственного долга, свободы ичеловеческого счастья. Литература1. Философские мысли натуралиста / В.И.Вернадский. М., 19882. Проблема биогеохимии / В.И.Вернадский. М., 19883. Научная мысль как планетное явление / Вернадский В.И. М., 1989.4. Русская философия / Под ред. Ю.В.Крянева, М., 19915. Баландин О.К. Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие. М., 19886. Спиркин А.Г. Философия. М., 2002 г.7. Спиркин А.Г. Сознание и сомосознание. М., 1972 г.8. Марксистская этика. М., 1980 г.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Учение В. И. Вернадского о ноосфере, проблема морали как специфического способа освоения мира iconПроблема существования человечества в свете теории Вернадского о ноосфере

Учение В. И. Вернадского о ноосфере, проблема морали как специфического способа освоения мира iconВ. И. Вернадский: Учение о ноосфере и современное глобальное мышление
Идеи Вернадского сыграли выдающуюся роль в становлении современной научной картины мира. В центре его естественнонаучных и философских...
Учение В. И. Вернадского о ноосфере, проблема морали как специфического способа освоения мира icon«проблема существования человечества в свете теории вернадского о ноосфере»
Московский государственный институт радиотехники электроники и автоматики (технический университет)
Учение В. И. Вернадского о ноосфере, проблема морали как специфического способа освоения мира iconТеория Вернадского о ноосфере и биосфере

Учение В. И. Вернадского о ноосфере, проблема морали как специфического способа освоения мира iconПроблема существования человечества в свете теории вернадского о ноосфере
Другие исследователи французские химики Ж. Б. Дюма (1800-1884), Ж. Бусенго (1802-1887), немецкий химик Ю. Либих (1803-1873) выяснили...
Учение В. И. Вернадского о ноосфере, проблема морали как специфического способа освоения мира icon1. Глобальные проблемы человечества проблема войны и мира, экологическая, продовольственная, сырьевая, энергетическая, демографическая, освоения Мирового океан, освоения космического пространства
Глобальные проблемы человечества (проблема войны и мира, экологическая, продовольственная, сырьевая, энергетическая, демографическая,...
Учение В. И. Вернадского о ноосфере, проблема морали как специфического способа освоения мира iconНравственность в философии Ницше имеет первоочередное значение. Главная идея ницшеанской морали волюнтаризм учение о воле как о первооснове всего сущего. Эту идею Ницше заимствовал у А
Ницше. Эта мораль возникает из чувства превосходства одних людей, “аристократов”, ”господ”, над другими “рабами”, ”низшими”. Натолкнувшись...
Учение В. И. Вернадского о ноосфере, проблема морали как специфического способа освоения мира iconДокументы
1. /Античн философия.txt
2. /Антрополог принцип Чернышевского.txt
Учение В. И. Вернадского о ноосфере, проблема морали как специфического способа освоения мира iconВ. И. Вернадский Учение о ноосфере и современное глобальное мышление Московский Государственный авиационный институт (технический университет) Кафедра Философии Реферат

Учение В. И. Вернадского о ноосфере, проблема морали как специфического способа освоения мира iconЭтика, учение о морали и нравственности

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы