Маркетинговое исследование рынка труда icon

Маркетинговое исследование рынка труда



НазваниеМаркетинговое исследование рынка труда
Дата конвертации18.07.2012
Размер72,73 Kb.
ТипИсследование
скачать >>>

Ахметова К.А.     Направления маркетинговой деятельности на фирме “Туркуаз” ИП. /К.А. Ахметова// Роль внешнеэкономических связей Казахстана в формировании рыночной экономики: сборник научных трудов. – Караганда, 1999 г. – С. 296 – 305.

 

Барлыбаева Г.Р.

 

МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА

 

Переход общества к новым рыночным принципам регулирования и развития в корне изменило ситуацию во всех сферах экономической и социальной жизни, что создало предпосылки для возрождения и развития раз­личных видов рынков, в том числе и рынка рабочей силы. Рынок труда -  это специфический вид товарного рынка, содержанием которого является купля продажа товара особого вида - рабочей силы.

Рынок труда имеет ряд общественных характеристик, его роль в рыночной экономике достаточно велика. В этой связи можно отметить следующие принципиально важные моменты:

- рынок труда - играет важную роль в воспроизводстве рабочей силы, отвечающей требованиям современного высокотехнического производства;

- обеспечивает распределение и перераспределение трудовых ре­сурсов, создает побудительные стимулы для их эффективного ис­пользования;

-  обусловливает необходимость универсализации работников, их многопрофильной профессиональной подготовки,  развития способности к перемене видов труда соответственно структурным изменениям в экономи­ке и конъюнктуре на рынке труда, способствует усилению их заинтересованности в повышении собственной конкурентоспособности, своего профессионального мастерства, уровня квалификации;

- активизирует мобильность рабочей силы, усиливает ее миграцию как в рамках отрасли, так и межотраслевом и межрегиональном направлениях, что   открывает определенные возможности решения проблемы занятости трудоспособного населения;

- повышает роль рыночных рычагов в оплате труда и следовательно, усиливает экономическую мотивацию труда, ведет к росту его эффективности.

Положение на рынке труда в течение 1992 - 1997 годов оставалось сложным и обусловливалось следующими внешними факторами:

- отсутствие стабилизации экономики;

- демографическими изменениями;

- преобладанием численности выбывших работников над принятыми на работу;

- дальнейшим перераспределением рабочей силы между секторами и

отраслями экономики, и в пользу негосударственного сектора и снижения трудовой мотивации населения, особенно в государственном секторе и в связи с этим высвобождением из него высококвалифицированных кадров;

- значительным разрывом между наличием свободных мест и предложением рабочей силы;

- устойчивостью скрытой безработицы,

-  значительным увеличением безработицы на фиксированном рынке труда.

При переходе к рыночной экономике ситуация в сфере труда - важнейшей области жизнедеятельности человека резко меняется. Формирующийся в Казахстане рынок труда характеризуется сокращением доли за­нятых в государственном секторе экономики и увеличением ее в негосудар­ственном секторе на совместных предприятиях, в малом и среднем бизнесе, частном предпринимательстве. Теперь государство не может гарантировать полную занятость трудоспособного населения, а руководствуется принципом свободы выбора человеком сферы приложения своих способностей. Все это требует новых подходов в сфере занятости, более полно отвечаю­щих изменившимся условиям, целям, задачам и  принципам ее осу­ществления.

В рыночной экономике безработица не существует вне рынка труда, поскольку только рынок труда выявляет и фиксирует как наличие излишка рабочей силы, так и его качественные и количественные параметры. Проблема занятости трудоспособного населения и уровня безработицы возни­кает и существует в неразрывной связи со спросом на рабочую силу, поступающую на рынок труда. Существуют 3 основных вида спроса на рабочую силу:

1. удовлетворенный или реализованный спрос,

2.  нереализованный или резервный спрос,

3.  потенциальный или прогнозируемый.

Величина реализованного спроса определяется числом работников, нанятых предпринимателем в течение определенного времени, периода. Количество рабочих мест остающихся вакантным представляет собой нереализованный или резервный спрос.

Потребность предприятия в дополнительных работниках выступает как потенциальный спрос.                                                                               

Существует понятие как отсутствие спроса на рабочую силу. Спрос  может быть индивидуальным и совокупным, индивидуальный спрос – это спрос на уровне отдельных предприятий и фирм, то есть предъявленный и реализуемый на микроуровне. Совокупный спрос - спрос в рамках национальной экономики в целом.

Спрос на рабочую силу предполагает ее предложение. Предложение рабочей силы есть предложение наемным работникам принадлежащей ему способности к труду, выступающий в качестве товара на рынке труда покупателю данного товара предпринимателю за определенную плату на опре­деленный временной период.

Рабочая сила общества имеющая дело с рынком труда по структуре состоит из двух неравных по численности групп: занятые по найму, то есть лица наемного труда, имеющие работу, незанятые или безработные.

Охарактеризованные выше спрос на рабочую силу и ее предложение есть 2 непременных компонента рынка труда Исторический опыт свидетельствует, что равновесного состояния на рынке труда не существует, За­коном функционирования рынка труда в рыночной экономике является превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.

При переходе к рыночной экономике ситуация в сфере труда - важнейшей области жизнедеятельности человека резко меняется. Формирующийся в Казахстане рынок труда характеризуется сокращением доли занятых в государственном секторе экономики и с увеличением ее в негосу­дарственном секторе: в акционерных обществах, на совместных предприя­тиях, в малом и среднем бизнесе, частном предпринимательстве. Теперь государство не может гарантировать полную занятость трудоспособного населения, а руководствуется принципом свободы выбора человеком сферы приложения своих способностей, все это требует новых подходов в сфере занятости, более полно отвечающих изменившимся условиям и целям, за­дачам и принципам ее осуществления.

Как показывает опыт других стран перехода к рыночной экономике временный рост уровня безработицы становится неизбежным явлением переходного периода. Изменение на рынке труда происходит на общем небла­гоприятном фоне количественного и качественного снижения трудового потенциала страны, обусловленного некоторым                падением рождаемости, сокращением продолжительности жизни, продолжающимся оттоком населения за пределы страны, наблюдаются миграционные процессы среди людей села, особенно молодежи в города и регионы с более развитой экономи­ческой структурой. Неоднозначно развиваются процессы занятости и без­работицы в регионах. Низкий уровень занятости до 65 % характерен для Южно-Казахстанской и Кзыл-ординской областей. В группу с достаточно высоким уровнем (78-82 %) входят Кокшетауская, Восточно-Казахстанская, Акмолинская области. Остальные области характеризуются средним уровнем занятости до 65-77 %.

В числе важнейших факторов, определяющих численность населения и ситуацию на рынке труда следуют назвать миграционные процессы. Для нашего региона характерно активное перемещение населения. В различ­ные периоды это обеспечивало как формирование, так и абсолютное сокра­щение численности населения.

Первоначальная миграция 1959-1979 годов носила характер организованного притока рабочей силы на осваиваемые производства. В 1980-1989 г, происходит стабилизация миграционных процессов, устанавливается ес­тественный миграционный оборот, обусловленный личностно-социальными причинами. В этот период 60 % миграционного потока приходилось на внутриреспубликанское передвижение населения. В настоящее время, по статистическим данным, опубликованным в журнале Статистическое обо­зрение Казахстана № 3 за 1997 год, за январь - сентября 1997 года прибыло в Республику 28,3 тыс., человек из них 1,6 тыс., человек из дальнего и 26,6 тыс. человек из ближнего зарубежья. Из общего числа эмигрантов около -60 % приходится на мигрантов из России, 14 % из Узбекистана, 8 % из Турк­менистана, 4 % - Украины, 1,8 % - Монголии и 1.5 % из Германии. За пре­делы республики эмигрировало 230,8 тыс. человек, то есть на 8 выбывших прибыл 1 человек, в том числе 47,4 тыс., человек или 20 % выбыли в страны дальнего зарубежья и 183,3 тыс. человек или 79,4 % выбыли в страны ближнего зарубежья. При выборе постоянного места жительства из стран ближнего зарубежья 71 % эмигрантов предпочли Россию, из стран дальнего зарубежья 19 % - Германию.

Нужно отметить, что миграционные процессы, происходящие в Республике влияют на рынок труда, так как число выехавших в трудоспособном возрасте составило 147,5 тыс. человек или 64 % от общего числа вы­бывших.

Карагандинский рынок труда характеризуется следующими особенностями: естественный прирост в регионе формируется под неблагоприят­ным воздействием ряда, социо-демографических факторов. В динамике на­родонаселения Карагандинской области в течение длительного времени на­блюдается снижение числа родившихся и повышение уровня смертности, гак в 1997 году родилось 13,985 тыс., чел., умерших 15.008 тыс. чел., следо­вательно естественный прирост составил - 1023 тыс. человек.

В числе важнейших факторов, определяющих численность населения и ситуацию на рынке труда следует назвать миграционные процессы. По данным Карагандинского центра занятости, в настоящее время существует отрицательное сальдо миграции. В течение 1997 года наблюдалось снижение числа занятых в народном хозяйстве области, органами статистики зафиксировано снижение занятости на 49,3 тыс., человек, в том числе в сфе­ре материального производства на 4451 тыс. человек или 89,4 %, в непроизводственной сфере на 5,1 тыс., человек - 10,6 %. При этом наибольшее сни­жение отмечено в следующих отраслях: в строительстве на 9,4 тыс. человек, в торговле на 1 тыс., человек, топливной - 6,8 тыс., человек. Основное дви­жение рабочей силы происходит в промышленности и в строительстве. Они дают наибольшее число запросов на вакантные рабочие места. Наличие столь большой потребности в рабочей силе и одновременно, существова­ние высвобожденных незанятых и безработных граждан объясняется каче­ственным несовпадением характеристик спроса и предложения, треть вакансий рабочих мест приходится на рабочие места промышленности и строи­тельства требующие мужского труда соответствующей квалификации. В списке дефицитных - слесари высоких разрядов, газоэлектросварщики, во­дители, уровень женских вакансий мал, большая часть составляет санитарки и уборщицы.

Для разработки вариантов формирования рынка труда должны проводится маркетинговые исследования на базе данных социально - экономических развития области, города. Проведение маркетинговых исследований необходимо не только для того, чтобы разрабатывать возможные варианты развития ситуации в будущем, но и позволяют достоверно оценить обстановку в данный, конкретный промежуток времени с большей точностью.

Являясь важнейшей функцией маркетинга, исследования предполагают их четкую организацию и выступают как информационная основа достижения таких целей как подготовка необходимых специалистов, перераспределение трудовых ресурсов.

 




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Маркетинговое исследование рынка труда iconМаркетинговое исследование рынка сыра

Маркетинговое исследование рынка труда iconМаркетинговое исследование рынка охранных сигнализаций

Маркетинговое исследование рынка труда iconМаркетинговое исследование рынка сыроваренной продукции на Украине

Маркетинговое исследование рынка труда iconКурсовая работа по общей теории статистики на тему: «Статистико-маркетинговое исследование емкости рынка»

Маркетинговое исследование рынка труда iconНаучных и учебно-методических работ
Маркетинговое исследование рынка экспедиционных услуг на автомобильном транспорте (статья)
Маркетинговое исследование рынка труда iconНаучных и учебно-методических работ кандидата экономических наук, доцента
Маркетинговое исследование рынка экспедиционных услуг на автомобильном транспорте (статья)
Маркетинговое исследование рынка труда iconРодионова Светлана Николаевна Предмет основы экономических знаний Класс, профиль 11, профильный Программно-методическое обеспечение: учебник И. В. Липсиц «Экономика» в 2 томах Тема урок
«Маркетинговое исследование потребительского рынка молочной и хлебобулочной продукции в с. Турунтаево»
Маркетинговое исследование рынка труда iconСистема показателей статистики рынка труда понятие рынка труда
Рынок труда может рассматривать­ся на национальном, региональном и местном уровнях
Маркетинговое исследование рынка труда iconМаркетинговое исследование Восприятие бренда Nokia

Маркетинговое исследование рынка труда iconМаркетинговое исследование рынков Канады и Мексики

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы