А. М. Даулетова роль маркетинга в обеспечении конкурентоспособности продукции   с переходом к рыночной экономике в Республике Казахстан исключительное значение приобретает решение icon

А. М. Даулетова роль маркетинга в обеспечении конкурентоспособности продукции   с переходом к рыночной экономике в Республике Казахстан исключительное значение приобретает решение



НазваниеА. М. Даулетова роль маркетинга в обеспечении конкурентоспособности продукции   с переходом к рыночной экономике в Республике Казахстан исключительное значение приобретает решение
>А.М. Даулетова<> <>РОЛЬ МАРКЕТИНГА В ОБЕСПЕЧЕНИИ <> <> <>КОНКУР
Дата конвертации18.07.2012
Размер59,52 Kb.
ТипРешение
скачать >>>

  Даулетова А.М.     Роль маркетинга в обеспечении конкурентоспособности продукции. /А.М. Даулетова// «Казахстан на пороге XXI века: человек, наука, экономика»: Материалы международной научно-практической конференции. – Караганда, 1999. – с.546 - 550.

 

А.М. Даулетова

РОЛЬ МАРКЕТИНГА В ОБЕСПЕЧЕНИИ


КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ

 

С переходом к рыночной экономике в Республике Казахстан исключительное значение приобретает решение проблем повышения конкурентоспособности продукции отечественных производителей, поскольку это важно для выживания предприятий, стабилизации эконо­мики и страны, в целом. Решение этой задачи требует теоретического осмысления проблем повышения конкурентоспособности продукции в условиях рынка повысить конкурентоспособность продукция невоз­можно без точного знания запросов потребителей и платежеспособности, анализа конкурентов и согласования собственных целей и возможностей с конъюнктурой рынка, то есть без маркетинговой деятельности. С помощью маркетинговых исследований предприятия выявляют свои возможности по завоеванию конкурентных позиций на рынках (рыночных сегментах), осуществляют ориентацию выпускаемой продукции на запросы потребителей, что позволяет повысить им конкурентоспособность своей продукции, увеличить долю на рынке, улучшить результаты хозяйственной деятельности, в частности, прибыльность.

Изучение роли маркетинга в повышении конкурентоспособности продукции предприятий, переходящих к рыночным условиям хозяйствования представляет собой актуальную проблему.

Определим вначале конкуренцию с позиций маркетинга. Конкуренция представляет собой соперничество производителей товаров и услуг за предпочтения потребителей, максимальное удовлетворение их платежеспособного спроса с целью получения наибольшей прибыли.

Следовательно, основным критерием действенности конкуренции является рост конечных результатов, степени удовлетворения потребно­стей и уровень прибылей предпринимателей. Достижение этих целей возможно лишь в том случае, если различные аспекты конкуренции представляют собой целостную систему, пронизывающую весь хозяйст­венный механизм и позволяющую принимать наиболее эффективные решения.

Понятия "конкурентоспособность" и "конкуренция" взаимосвя­заны, так как первое подразумевает способность продукции выдержать конкуренцию, а второе включает в себя конкурентоспособность товаров и услуг, объектов хозяйствования. Поэтому для того, чтобы подойти к определению сущности конкурентоспособности, необходимо рассмот­реть содержание, механизм, функции и последствия конкуренции.

Роль конкуренции в развитии общества и экономики обусловлена ее социальными и экономическими функциями.

В социальном плане конкуренция позволяет выявить тех, кто располагает лучшими средствами для достижения целей и искуснее других умеет ими распоряжаться. Таким образом, конкуренция является инструментом отбора эффективных предприятий. Важную роль она играет в стимулировании принятия оптимальных решений поставленных задач, достижения максимальных результатов, поскольку конку­ренция неизбежно связана со стремлением обогнать конкурентов.

В экономическом плане свободная конкуренция способствует:

1.Повышению эффективности хозяйствования, в том числе росту нормы и массы прибыли путем снижения издержек производства и обращения, повышению качества производимой продукции,  оптимальному  использованию  факторов  производства, перераспределению ресурсов из менее эффективных в более эффективные отрасли.

2.     Ускорению научно-технического прогресса.

3.     Адекватному реагированию производителей на запрос потребителей и их максимальному удовлетворению.

4.     Обеспечению взаимного контроля качества, как потребителями, так и производителями.

5.     Воздействию на уровень цен, способствуя сочетанию интересов продавцов и покупателей.

6.     Сдерживанию присущей капиталистической экономике тенденции монополизации хозяйственной жизни.

Таким образом, конкуренция выступает как инструмент отбора эффективно работающих фирм, удовлетворяющих запросы потребите­лей, повышения производительности труда, определения достижимых в данных условиях наилучших показателей хозяйственной деятельности предприятия, нахождения оптимальных решений поставленных задач.

Значение конкуренции состоит в том, что она побуждает пред­приятия улучшать качество продукции и снижать издержки, а также ограничивает диктат производителей, стремящихся продать товары по завышенным ценам. В условиях рынка конкуренция создает предпо­сылки для приведения рыночных цен в соответствие с их действитель­ной стоимостью и качеством товара.

Конкуренция пронизывает все звенья деятельности предприятия, однако ее результаты выявляются на рынке в ходе товарного обмена. Это обстоятельство и предопределяет структуру рыночной конкурен­ции: поскольку обмен выступает как явление двойственное, так и со­перничество между производителями товаров приобретает двоякую направленность. Оно ведется как в области стоимости (ценовая конку­ренция), так и в области потребительной стоимости (конкуренция полезностей).

Для победы в конкурентной борьбе необходимо либо снижать цены товара за счет снижения издержек производства и обращения, ли­бо повышать качество и потребительские характеристики товара, то есть потребительную стоимость, либо и то и другое вместе. Здесь структура товарного обмена и конкуренции предопределяют структуру маркетинга на предприятии как рыночной системы управления.

Ценовая конкуренция представляет собой соперничество пред­принимателей за извлечение дополнительной прибыли на основе уменьшения издержек и соответствующего снижения цен без изменения ассортимента и качества продукции, что позволяет наиболее успешным производителям вытеснить конкурентов и обеспечить себе наибольшим объем сбыта и, соответственно, и прибыли.

Для ценовой конкуренции возможен вариант временного поня­тия цен и без сокращения издержек вследствие монополизации производства отдельными фирмами и максимизации на этой основе прибыли,   что является одним из приемов монопольной конкуренции.

Неценовая конкуренция включает в себя комплекс мер по повышению потребительских качеств продуктов посредством:

-   изменения свойств продукта;

-   придания продукции качественно новых свойств;

-   создания новой продукции для удовлетворения тех же потребно­стей;

-   создание принципиально новых товаров, удовлетворяющих как но­вые, так и сложившиеся потребности;

-   улучшения внешнего вида, упаковки продукции;

-   сервисного обслуживания покупателей;

-   воздействия на потребителя с помощью рекламы и других средств.

Неценовую конкуренцию иногда еще называют конкуренцией качества.

Более качественный товар, несмотря на еще более высокую цену, значительно эффективнее в потреблении и эксплуатации, чем менее качественный. Однако это не означает, что роль цены в конкурентной борьбе падает, либо вообще не имеет значения. Такие утверждения не состоятельны уже хотя бы в силу ограниченности как ресурсов, так и платежеспособности потребителей. Цена и качество так же нераздели­мы как две стороны товара. Неразделимы и рассмотренные выше две формы конкуренции. Такой подход позволяет увидеть современные формы ценовой конкуренции.

Конкурируя между собой, фирмы нередко стараются без повы­шения цены улучшить качество товара, его внешний вид, дизайн, сер­висное обслуживание и т.п. Фактически это равносильно тому, что про­изводители делают ценовую скидку потребителям, неся дополнительные затраты на улучшение качества товара.

Исходя из вышесказанного, можно констатировать, что для эффективного соперничества на рынке, то есть для повышения конкурентоспособности товара, необходимо учитывать в комплексе обе состав­ляющие конкуренции - ценовую и потребительскую компоненты.                                 
       Понятие "конкурентоспособность продукции" в широком смысле слова, по мнению российского экономиста И.Н. Герчиковой, "конкурентоспособность -  это совокупность характеристик продукта,  отличающихся от продуктов-аналогов по степени удовлетворения конкурентных потребностей индивидуального потребления и по уровню затрат на его покупку и последующее использование".

Таким образом, конкурентоспособность продукции, как следует из вышеизложенного определения, - это ее способность быть выделенной покупателями из групп аналогичных товаров, предлагаемы фирмами - конкурентами благодаря более высоким потребительским свойствам и технико-экономическим параметрам, более низким ценам на приобретение и более низким затратам на ее эксплуатацию и потребление.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

А. М. Даулетова роль маркетинга в обеспечении конкурентоспособности продукции   с переходом к рыночной экономике в Республике Казахстан исключительное значение приобретает решение iconПятигорский технологический институт кафедра «Финансы и кредит»
...
А. М. Даулетова роль маркетинга в обеспечении конкурентоспособности продукции   с переходом к рыночной экономике в Республике Казахстан исключительное значение приобретает решение iconМинистерство общего и профессионального образования ставропольский государственный технический университет пятигорский технологический институт кафедра «Финансы и кредит»
...
А. М. Даулетова роль маркетинга в обеспечении конкурентоспособности продукции   с переходом к рыночной экономике в Республике Казахстан исключительное значение приобретает решение iconАнализ затрат на качество продукции
Поскольку с переходом к рыночным отношениям информации о затратах на качество предназначается одна из ключевых ролей не только в...
А. М. Даулетова роль маркетинга в обеспечении конкурентоспособности продукции   с переходом к рыночной экономике в Республике Казахстан исключительное значение приобретает решение iconУтегенова С. Т
Утегенова С. Т.     Проблемы формирования и функционирования сэз в Республике Казахстан /С. Т. Утегенова// Роль внешнеэкономических...
А. М. Даулетова роль маркетинга в обеспечении конкурентоспособности продукции   с переходом к рыночной экономике в Республике Казахстан исключительное значение приобретает решение iconНакипова Г. Н
Накипова Г. Н.     Организация маркетинговой стратегии на иностранных предприятиях в Республике Казахстан /Г. Н. Накипова// Роль...
А. М. Даулетова роль маркетинга в обеспечении конкурентоспособности продукции   с переходом к рыночной экономике в Республике Казахстан исключительное значение приобретает решение iconКулумбетова Л. Б
Кулумбетова Л. Б.      Качество как решающий фактор конкурентоспособности продукции на международном рынке  /Л. Б. Кулумбетова//...
А. М. Даулетова роль маркетинга в обеспечении конкурентоспособности продукции   с переходом к рыночной экономике в Республике Казахстан исключительное значение приобретает решение icon1. 1 Место и роль маркетинга в деятельности предприятия 6
В рыночной экономике выживают, как известно, те фирмы, чья продукция работы, услуги находят сбыт. Учитывая данное обстоятельство,...
А. М. Даулетова роль маркетинга в обеспечении конкурентоспособности продукции   с переходом к рыночной экономике в Республике Казахстан исключительное значение приобретает решение iconРешение проблемы низкой конкурентоспособности продукции

А. М. Даулетова роль маркетинга в обеспечении конкурентоспособности продукции   с переходом к рыночной экономике в Республике Казахстан исключительное значение приобретает решение iconПонятие маркетинга, его цели, принципы и организация. Стратегический и оперативный маркетинг. Сегментация (сегментирование) рынка, ее роль в маркетинге. Понятие рыночной ниши. Организация маркетинговой службы
Стратегические цели маркетинга. Формирование товарной политики и рыночной стратегии. Разработка ценовой политики. Формирование спроса...
А. М. Даулетова роль маркетинга в обеспечении конкурентоспособности продукции   с переходом к рыночной экономике в Республике Казахстан исключительное значение приобретает решение icon1 Значение и функции бухгалтерского баланса в рыночной экономике
Основным инструментом для этого служит оценка финансового состояния, при помощи которой можно объективно оценить внутренние и внешние...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы