Социальные роли как механизм взаимодействия личности и общества icon

Социальные роли как механизм взаимодействия личности и общества



НазваниеСоциальные роли как механизм взаимодействия личности и общества
Дата конвертации25.07.2012
Размер212,06 Kb.
ТипРеферат
Социальные роли как механизм взаимодействия личности и общества


Российский химико-технологический университет Имени Д. И. Менделеева Новомосковский институт КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по социологии Тема: “Социальные роли как механизм взаимодействия личности и общества” Студент: _ Шифр: _ Специальность: _ Содержание:1. Виды обучения ролям………………………………………..3-42. Предписанные и достигаемые статусы……………………..4-7 предписанные статусы и роли……………………………4-6 достигаемые статусы и роли………………………………6-7 ролевое поведение…………………………………………73. Способы разрешения ролевых конфликтов…………………7-10 неадекватная ролевая подготовка…………………………8-9 ролевые конфликты………………………………………..9-10 1. ВИДЫ ОБУЧЕНИЯ РОЛЯМ Каждый индивид в течение своей жизни обучается исполнять самые разныероли: ребенка, ученика школы, студента, отца или матери, инженера,организатора на производстве, офицера, члена определенногосоциального слоя и т.д. Ролевое обучение имеет по крайнеймере два аспекта: 1) необходимо научиться выполнять обязанности иосуществлять права в соответствии с играемой ролью; 2) не менее существенноприобрести установки, чувствования и ожидания, соответствующие данной роли.Второй аспект представляется наиболееважным. Почти все современные молодые женщины способны довольно быстро,механически научиться вести домашнее хозяйство, но они не могут столь жебыстро обучиться установкам и ожиданиям, которые делают ведение домашнегохозяйства удовлетворяющим и вознаграждающим действием. Известно, какценится домашняя хозяйка, ведущая хозяйство с любовью и вкусом. Некоторые люди не могут успешно выполнять свою роль, если она впроцессе социализации не принята ими как стоящая потраченного времени,удовлетворяющая какую-либо их потребность, соответствующая их внутреннемумиру. Представим себе молодого человека, который под давлением родителейобучался химии в университете, хотя всю жизнь мечтал быть актером и игратьна сцене. Скорее всего, химия будет ему в тягость и самое большее, на чтоон будет способен, это быть второразрядным работником. Или попытаемсяпредставить себе трудности женщины, которая социализируется в ролидомохозяйки, потому что это единственный путь, уготованный ей в даннойсоциальной группе, несмотря на наличие у нее, например, организаторскихспособностей или способностей к игре на сцене, преподаванию и т.д. Обучение большинству важнейших ролей начинается обычно в раннемдетстве, одновременно с началом формирования установок, направленных наопределение роли и статуса. Большая часть этого этапа ролевого обученияпроходит бессознательно и безболезненно. Дети играют в игрушки,«разыгрывают» представления, помогают отцу и матери, читают истории изжизни разных социальных групп, слушают семейные разговоры и пассивноучаствуют в семейных инцидентах. Из такого повседневного опыта они выносятпредставление о действиях мужчины и женщины в различных ситуациях, о том,как муж и жена должны относиться друг к другу. Маленький ребенок, подражаяроли своего отца, играемой им дома, бывает больше осведомлен о том, какдолжен действовать и что должен думать мужчина вразличных ситуациях семейной жизни, чем тогда, когда он просто исполняетсвою собственную роль ребенка. Подражая действиям отца, он в какой-тостепени может понять причины, которые стоят за тем или иным отцовскимдействием, и это понимание со временем растет. Его «притворные»,ненастоящие роли таким образом помогают ему достойно принять на себя вбудущем роль отца семейства. Человеку в более зрелом возрасте такиененастоящие роли помогают понять реакцию других людей на его поведение. В диагностической и психотерапевтической практике такая техникаизвестна под названием «психодрама», основы которой разработаны Дж. Моренои его последователями. Участвуя в психодраме, муж, например, наопределенное время может взять на себя рольжены, а она одновременно принимает его роль, затем они сталкиваются внеожиданных диалогах, дискуссиях, конфликтах. Каждый старается играть рольдругого, высказывая жалобы и претензии, и в результате имеет возможностьпроникнуть в мир чувств и реакций другого.Подобное обучение чужим ролям с помощью психодрамы часто используется вделовых играх руководителей разных служб и подразделений предприятия. Понятие роли включает в себя совокупность ожиданий каждого индивида вотношении как своего собственного поведения, так и поведения других людейпри взаимодействии в определенной ситуации. Играет ли индивид роль на«притворной», нереальной основе или всвязи с приобретением им нового статуса, он всегда стремится аккумулироватьустановки и поведение тех людей, которые его окружают, и добиться наиболееадекватного исполнения своей роли. Очевидно, что внутреннее Я личности неостается неизменным в результате такого социального опыта. Девушка, выходязамуж, будет иметь статус, отличный от прежнего. Ее роль изменится, и вомногих отношениях она будет выглядеть как совершенно другая личность. Роли,связанные с определенными занятиями, в такой степени обусловливаютличностные изменения, что, даже не зная рода занятий человека, мы можемсказать, что он ведет себя, как учитель, крестьянин, предприниматель илиминистр. Личность и роль, которую она играет, связаны с некоторымипсихологическими характеристиками, подходящими для исполнения определенныхсоциальных ролей. Например, личность общительная, направленная на мирвнешних объектов может легко приспособиться к роли продавца. В то же времяочевидно, что ежедневное выполнение обязанностей продавца помогаетстановлению общительной личности. Так постепенно, в ходе ролевого обученияформируется поведение личности, характерное для ее статуса, полностьюпринимается уготованная ей социальная роль. 2. ПРЕДПИСАННЫЕ И ДОСТИГАЕМЫЕ СТАТУСЫ Все социальные статусы можно подразделить на два основных типа: те,которые предписываются индивиду обществом или группой независимо от егоспособностей и усилий, и те, которые личность достигает своими собственнымиусилиями. Предписанные статусы и роли. Так как общество представляет собойсложное образование, его институты функционируют эффективно только в томслучае, если люди исполняют ежедневно огромное число обязанностей, строгообозначенных внутригрупповыми имежгрупповыми отношениями. Простейший путь достижения согласованногоисполнения обязанностей — разделение всех видов деятельности на множествопредписанных ролей и обучение каждой личности с момента ее рождения заранееопределенному набору ролей. После первого ролевого обучения, котороеначинается в раннем детстве, предписанные роли должны назначаться всоответствии с некоторыми критериями, известными как «путь достиженияуспеха». Пол и возраст универсально используются в обществе как основа дляролевого предписания. Раса, национальность, классовая и религиознаяпринадлежности также используются во многих обществах в качестве основы дляпредписанных ролей. Хотя ролевое обучение бывает чаще всего бессознательным, оно неделается от этого менее реальным. «Взрослые спрашивают маленьких мальчиков,кем они хотят стать, когда вырастут. В то же время взрослые спрашиваютмаленьких девочек, откуда у них такое хорошенькое платьице. Несмотря насвой юный возраст, мальчики прежде всего заботятся о карьере, в то времякак девочки поглощены «насаживанием» приманки для мужчин!» — остроумнозаметил один известный американский преподаватель-исследователь. Не случайно уже с детства главная и большая часть процессовсоциализации личности состоит в обучении различным видам социальныхдействий как мужчин, так и женщин. Маленькие девочки играют с куклами,помогают матери по хозяйству и вознаграждаются заэто похвалами взрослых. Обучение девочки как сорванца хотя и терпимо, носчитается дурным тоном. Мальчики же считают, что куклы предназначены толькодля девчонок и самых маленьких детей, а потому худшее для них — этопрослыть «маменькиным сынком», «девчонкой». Опыт показывает, чтомноголетнее раздельное обучение мальчиков и девочек приводит к тому, что взрелости они имеют различные способности, чувства и предпочтения. В зрелом возрасте половые различия и роли четко определяются, апроцесс ролевого обучения усложняется. Женщина, например, можетодновременно выступать в ролях жены, матери, гражданки и т.д. Ее роль женыи матери включает одновременно множество различных ролей, каждая из которыхнеотделима от другой и врастает в нее. Большинство функций могут достаточно хорошо выполняться как женщинами,так и мужчинами, если они социализированы для принятия свойственных имзадач. Так, в Пакистане домашняя прислуга традиционно представлена лицамимужского пола; на Филиппинахвсе секретари — мужчины; на Маркизских островах дети работают по дому,накрывают на стол, готовят кушанья, а женщины вышивают, во многих странахмира тяжелые сельскохозяйственные работы выполняются преимущественноженщинами. Определение мужских и женских ролей субъективно и зависит отконкретного места и времени. Каждое общество имеет обычаи, традиции инормы, относящиеся к исполнению мужских и женских ролей. Индивиды могутпозволить себе обходить некоторые элементы этих традиций и обычаев, но онирискуют при этом быть отчужденными от общества до тех пор, пока не станутисполнять эти роли в соответствии с их полом. Немногие индивиды игнорируютэти требования, например становятся гомосексуалистами или лесбиянками, таккак такие отклонения от предписанных ролей осуждаются обществом. Роли мужчины и женщины в обществе со временем изменяются. Возможностьзамены тяжелого ручного труда машинным, применение противозачаточныхсредств и, как следствие этого, уменьшение размеров семьи и домашнихобязанностей в значительной степени уменьшили различия между мужскими иженскими ролями. Женщины, например, стали активно втягиваться в процесспроизводства и имеют статусы, которые ранее считались мужскими. Для любого общества не менее важно предписывание ролей в соответствиис возрастом. Приспособление индивидов к постоянно меняющимся возрасту ивозрастным статусам — извечная проблема. Не успевает индивид приспособитьсяк одному возрасту, как тут же надвигается другой, с новыми статусами иновыми ролями. Едва юноша начинает справляться со смущением и комплексамиюности, как он уже стоит на пороге зрелости; едва человек начинаетпроявлять мудрость и опытность, как приходит старость. Каждый возрастнойпериод связан с благоприятными возможностями для проявления способностейчеловека, более того, предписывает новые статусы и требования обученияновым ролям. В определенном возрасте индивид может испытывать проблемы,связанные с приспособлением к новым ролевым статусным требованиям. Ребенок,о котором говорят, что он старше своих лет, т.е. достиг статуса, присущегостаршей возрастной категории, обычно полностью не реализует своипотенциальные детские роли, что отрицательно сказывается на полноте егосоциализации. Часто такие дети чувствуют себя одинокими, ущербными. В то жевремя статус незрелого взрослого человека представляет собой комбинациюстатуса взрослого с установками и поведением, свойственными детству илиюности. У такой личности обычно возникают конфликты при исполнении ролей,соответствующих ее возрасту. Эти два примера показывают неудачноеприспособление к возрастным статусам, предписанным обществом. В нашем обществе особенно заметна неудачная социализация приподготовке к юности и старости. У нас в отличие от примитивных обществ нетчетко определенных возрастных статусов, за исключением совершеннолетия,которое наступает в 18 лет. Родители юноши или девушки пребывают внеопределенности относительно того, насколько зрелым можно считать юношуили девушку, и они бесконечно пререкаются со своими детьми относительновыбора ими товарищей и подруг, времени возвращения домой, использованияденег, женитьбы или замужества. Но дело в том, что и сам молодой человекпребывает в неопределенности относительно сферы приложения своих усилий,выбора пути достижения успеха в жизни, политических взглядов, круга друзейи т.д. Неудивительно, что молодой человек нередко пасует перед труднымвыбором, предпочитая оставаться зависимым от родителей или другихродственников, что характерно для более раннего возраста. Старость во многих примитивных, или традиционных, обществах уважаема ипочитаема в первую очередь потому, что в таких обществах люди в основномформируют свое поведение на основе древних и признанных обычаев и традиций,неформального контроля за соблюдением этих традиций. Однако в современномобществе, где древние традиции не играют столь значительной роли, старостьпричиняет одни неудобства. Быстро изменяющееся индустриальное обществоочень редко рассматривает старых людей как источник мудрого руководства.Предписанной ролью пожилых людей стал уход от дел по мере ослабления их сили способностей, а их основной функцией в последующей жизни оказываетсятолько поддержание собственного существования. Поэтому переход к ролипожилого человека в современном обществе очень болезнен и сложен длякаждого индивида. Пол и возраст — это только два примера из многих предписанныхстатусов. Все подобные статусы включают роли, которые могут успешновыполняться только тогда, когда каждый из индивидов социализируется кпредписаниям, установленным в обществе относительно этих ролей. Достигаемые статусы и роли. Социальная позиция, которая закрепляетсячерез индивидуальный выбор и конкуренцию, определяется как достигаемыйстатус. Если каждая личность имеет некоторое количество предписанныхстатусов, которые назначаются ей в группе или обществе без учета ееиндивидуальных способностей или предпочтений, то достигаемые статусызакрепляются с учетом способностей данной личности, ее исполнительности и,возможно, в результате везения. Довольно удачно этот феномен описан М.Янгом: «Принцесса — это предписанный статус. Девочка с королевскойнаследственностью может не ударять палец о палец, а ее будущее все равноэто будущее принцессы. Она рождена принцессой, и будет ли она хорошенькойили уродливой, высокой или низкой, умной или глупой, она останетсяпринцессой. Достигаемые статусы, напротив, не даются от рождения, они могутприобретаться только личностями, наиболее подходящими для этого. Бытьмужчиной — предписываемый статус, зависящий от рождения, но быть мужем —достигаемыйстатус, который не вытекает автоматически из факта рождения мужчины, азависит от мужского поведения в будущем. Негр — это предписанный статус, нополицейский — достигаемый статус. Никто не может быть рожден полицейским.Становление достигаемого статуса осуществляется через собственный талант,выбор или активность каждого индивида». В примитивных, т.е. традиционных, обществах статусы чаще всегоявляются предписанными и занятие кем-то определенного социального положениязависит от рождения. Мужчина, например, с рождения готовится бытьохотником, рыболовом или воином. В современных индустриальных обществахимеется большая свобода в занятии личностью того или иного положения. Этово многом объясняется тем, что для ее успешного функционирования нужнавесьма значительная мобильность трудовых ресурсов и потому происходит четковыраженная ориентация в основном на личностные качества индивидов, наизменение статусов в соответствии с их усилиями. Контроль общества засправедливостью при определении статусов дает выигрыш в гибкости тойсоциальной системе, которая предоставляет возможность занимать значимоеположение людям, проявляющим для этого наибольший талант. Платой будетнеконкурентоспособность тех, кто не смог «найти себя» и не в состоянииприспособиться к новым ролям. Это выражается в увеличении числа лишнихлюдей, не удовлетворенных существующим положением. Достигнутый индивидомстатус требует от него осуществлять выбор не только сферы приложения труда,но и друзей, организаций, места обучения и места проживания. Такие действияиндивида приводят к тому, что он получает статусы, которые не былиопределены заранее его родителями. В этом случае индивид встречается сситуациями, значительно удаленными от опыта предков, что создает емупостоянные затруднения при принятии на себя новых ролей. Предписанные и достигаемые статусы принципиально различны, но,несмотря на это, они могут взаимодействовать и перекрещиваться. Например,мужчине значительно легче достичь статуса президента или премьер-министра,чем женщине. То же, правда в меньшей степени, можно сказать о возможностяхдостижения высоких статусов сыном крупного руководителя, с одной стороны, исыном крестьянина—с другой. Основное социальное положение в обществе(социально-классовый статус) является частично предписанным (т.е. отражаетстатусы родителей) и частично достигаемым с помощью способностей иустремлений самого индивида. Во многих отношениях граница междупредписанными и достигаемыми статусами чисто условна, но концептуальное ихразделение весьма полезно для изучения этих социальных феноменов. Идеал общества, в котором большинство статусов являются достигаемыми,—стремление к тому, чтобы люди занимали положение в соответствии со своимиспособностями. Это не только дает возможность проявляться высоким талантам,но и исключает возможность оправдывать недостатки. В обществе, где большинство статусов предписываются, индивид не можетожидать улучшения своего положения. Те, у кого низкое вознаграждение илиневысокий престиж, не чувствуют своей вины в том, что они имеют низкийстатус. Каждый из них считает свою роль и свой статус правильными, асложившееся положение вещей справедливым. Такой индивид не сопоставляетсвое положение с положением других. Он свободен от чувства ненадежности,амбициозного недовольства или страха потерять свой статус. Это происходитпотому, что социализация индивида не связана с ожиданием изменения статуса;он только обучается и принимает предписанные роли. Вместе с тем трудносогласиться с низким статусом в том случае, если наследственные барьерыубираются и открываются возможности для проявления всех своих способностей.Если приобретение статусов происходит на основе соревнования и доступ ксоответствующему обучению открыт для каждого, тогда причиной низкогостатуса может быть только неспособность и некомпетентность. Однако даже вэтомслучае посредственность находит возможность для достижения высокогостатуса, используя преимущественные права, групповые квоты, льготы и т.п. Достигаемый статус максимально обеспечивает исполнение ролей на базеиндивидуальных способностей. Роли, его сопровождающие, как правило, трудныдля обучения и часто конфликтны. С существующими ныне достигаемымистатусами, вероятно, связаны как эффективное использование человеческогопотенциала, так и величайшая угроза индивидуальному духовному миру личностив случае неудачной ее социализации к достигаемым ролям. Ролевое поведение. В то время как роль является поведением, ожидаемымот индивида, имеющего определенный статус, ролевое поведение являетсяфактическим поведением того, кто играет роль. Ролевое поведение отличаетсяот ожидаемого во многих отношениях: в интерпретации роли, в личностныххарактеристиках, изменяющих шаблоны и образцы поведения, в отношении кданной роли, в возможных конфликтах с другими ролями. Все это приводит ктому, что нет двух индивидов, играющих данную роль совершенно одинаково. Невсе солдаты храбры, не все священники святы, не все профессора могутслужить образцами в деле обучения. Разнообразие ролевого поведения можетбыть значительно уменьшено при жестком структурировании поведения, напримерв организациях, где прослеживается определенная предсказуемость действийдаже при различном поведении ее членов. В то время как ролевое поведение, как правило, состоит вбессознательном исполнении ролей, в некоторых случаях оно являетсявысокосознательным; при таком поведении лицо постоянно изучает собственныеусилия и создает желательный образ собственного Я. Американскийисследователь И. Гоффман разработал концепцию драматического ролевогопредставления, заключающуюся в выделении сознательного усилия к исполнениюроли так, чтобы создать желаемое впечатление у других. Поведениерегулируется путем согласованияне только с ролевыми требованиями, но и с ожиданиями социального окружения.Согласно этой концепции, каждый из нас является актером, имеющим своюаудиторию. Дети в доме, соседи, коллеги по работе, студенты или школьники —все они, как и многие другие, составляют различные аудитории. Индивид,учитывая специфику окружающих его социальных общностей, по-разномупреподносит себя, когда находится в той или иной аудитории, действует вроли так, что дает драматическую картину своего Я. Отец отчитывает детей,профессор читает лекцию, милиционер контролирует движение на трассе —каждый в определенном месте и в определенное время является актером,который дает представление ради того, чтобы произвести впечатление нааудиторию. 3. СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ РОЛЕВЫХ КОНФЛИКТОВ Было бы идеально, если бы каждая личность могла достигать желаемыхстатусов в группе или обществе с одинаковыми легкостью и непринужденностью.Однако лишь немногие индивиды способны на это. В процессе достиженияопределенного статуса и исполнениясоответствующей социальной роли может возникнуть ролевое напряжение —трудности при выполнении ролевых обязательств и несоответствие внутреннихустановок личности требованиям роли. Ролевое напряжение может повышаться всвязи с неадекватной роле-вой подготовкой, или ролевым конфликтом, или неудачами, возникающими приисполнении данной роли. Неадекватная ролевая подготовка. Обучение исполнению социальных ролейможет быть успешным только при последовательной подготовке к переходу отодной роли к другой на протяжении всей жизни индивида. Маленькая девочкапоет колыбельную кукле, маленький мальчик строит модель самолета, учениквыполняет сложную техническую работу, данную мастером, студент проходитстажировку в должности инженера — все это отдельные моменты непрерывнойсоциализации через опыт, путем обучения навыкам, мастерству и установкам вопределенный период жизни для того, чтобы использовать их впоследствии вследующих ролях. При непрерывной социализации опыт каждого жизненного этапа служитподготовкой к следующему. В примитивных обществах это осуществляетсяуспешно и неукоснительно. Например, маленький мальчик из охотничьегоплемени индейцев почти с рождения знакомится с игрушечным луком и стрелами,а через некоторое время он уже бегает с настоящим луком, что делает егопохожим на одного из мужчин данного племени. Животные и птицы, убитые наохоте, даются ему для того, чтобы он подвешивал их, подкрадывался к ним ипронзал их стрелами. Затем наступает знаменательный момент, когда его впервый раз берут на охоту, где он подражает поведению мужчин и учится у нихохотиться. Он несет вместе со всеми добычу и гордится буйволами, которыхубил его отец. Когда же, в конце концов, он сам убивает буйвола истановится мужчиной, это является только последним шагом в его непрерывнойдетской подготовке к исполнению новой, взрослой роли, которая органичносоединяет его долговременный детский опыт со взрослым делом. Такая ранняя подготовка к переходу от одного статуса к последующим —далеко не всеобщее явление в социальной жизни. Наше общество, как и всесовременные сложные общества, характеризуется ролевым обучением, основаннымна прерывности, которая делаетсоциализирующий опыт, полученный в одном возрастном периоде, малопригоднымдля последующих возрастных периодов. Так, большинство современных мужчин иженщин выполняют свою основную работу вдали от дома, в связи с чем их детине могут наблюдать за неюи помогать отцу или матери. В большинстве семей нашего сложногосовременного общества дети мало занимаются работой по дому и девочки плохообучаются мастерству, установкам и эмоциональному вознаграждению будущейдомохозяйки. Детская игровая активность,как правило, очень слабо связана с задачами взрослых и не способствуетдолжным образом воспитанию в детях необходимых способностей для будущейдеятельности. Очень часто юноша, закончивший школу, не знает, кем он будетв дальнейшем, чему ему обучаться икакие роли он будет играть в ближайшем будущем. Отсюда возникает ролевоенапряжение, связанное с неправильным пониманием будущей роли, а также сослабой подготовкой к ней и, как следствие этого, со слабым исполнением этойроли. В жизни каждого человека в современном обществе может оказатьсянесколько критических точек, когда индивид может быть не подготовлен кисполнению будущих ролей. Например, помимо начала работы по основнойпрофессии критическим периодом можно справедливо считать выход на пенсию,когда женщина или мужчина после 55-60 лет вдруг начинают понимать, что всяпредшествующая деятельность совершенно не подготовила их к роли пенсионера. Другим источником ролевого напряжения в процессах социализацииявляется то, что моральная подготовка личности к исполнению ролей включаетв себя в основном формальные правила социального поведения. При этом частоигнорируется обучение неформальным модификациям этих правил, которыереально существуют в окружающем нас мире. Другими словами, обучающиесяопределенным ролям индивиды усваивают, как правило, идеальную картинуокружающей действительности, а не реальную культуру и реальные человеческиевзаимоотношения. Например, молодой человек, закончивший школу, часто бываетвоспитан на чувстве справедливости в отношении его социального окружения,на чувстве равенства возможностей в проявлении своих сил и способностей налюбом поприще. Но воспитанный таким образом молодой человек в скоромвремени замечает, что процесс получения многих ролей зависит не отспособностей и таланта, а от обилия знакомств, положения родителей, наличияденег и т.д. Таким же образом многие молодые люди, считающие, например,политиков выдающимися общественными деятелями, убеждаются, что основной ихзадачей являются компромиссы со священными принципами; военные, призванныезащищать отечество, могут меньше всего думать об этом. Все социальные роли в реальной их модификации и многообразии кажутсячуждыми молодым людям, воспитанным на идеальном представлении о многихсторонах человеческой деятельности. Поэтому у них может возникнутьвнутреннее ролевое напряжение, и в последующий период они перейдут отнаивного идеализма к наивному цинизму, отрицающему основополагающиенравственные и институциональные нормы общества. Некоторый разрыв между формальными впечатлениями и действительнымимеханизмами ролевого поведения, вероятно, характерен для всех современныхобществ. Хотя он бывает весьма велик, каждое общество старается в какой-тостепени его сократить. Так, студентам в целях социализации к будущей ролиспециалиста предоставляется возможность выполнять лабораторные работы,проводить полевые испытания, проходить производственную практику. Однакоразрыв сохраняется, и поэтому у молодых людей следует воспитывать не толькотеоретические навыки, но и способности адаптироваться к широкому кругуролей, к решению действительных, реальных проблем. Ролевые конфликты. В самом общем виде можно выделить два типа ролевыхконфликтов: между ролями и в пределах одной роли. Часто две или более ролей(либо независимые, либо части системы ролей) заключают в себенесовместимые, конфликтующие обязанности личности. Например, работающаяжена находит, что требования ее основной работы могут прийти в конфликт свыполнением ею домашних обязанностей, или женатый студент должен примирятьтребования, предъявляемые к нему как мужу, с требованиями, предъявляемыми кнему как студенту, или работник милиции иногда должен выбирать междувыполнением им своего должностного долга и арестом близкого друга.Подобного рода конфликты относятся к ролевым конфликтам между ролями. Примером конфликта, происходящего в пределах одной роли, может служитьположение руководителя или общественного деятеля, публично провозглашающегоодну точку зрения, а в узком кругу объявляющего себя сторонникомпротивоположной, или индивида, который под давлением обстоятельствисполняет роль, не отвечающую ни его интересам, ни его внутреннимустановкам. Во многих исполняемых индивидами ролях — от сантехника допреподавателя высшего учебного заведения — существуют так называемыеконфликты интересов, в которых обязанности быть честным по отношению ктрадициям или людям входят в конфликт с желанием «делать деньги». Опытпоказывает, что очень немногие роли свободны от внутренних напряжений иконфликтов. Если конфликт обостряется, он может привести к отказу отвыполнения ролевых обязательств, отходу от данной роли, к внутреннемустрессу. Существует несколько видов действий, с помощью которых ролеваянапряженность может быть снижена и человеческое Я защищено от многихнеприятных переживаний. Сюда относят обычно рационализацию, разделение ирегулирование ролей. Первые два вида действий считаются неосознаннымизащитными механизмами, которыми личность пользуется чисто инстинктивно.Однако если эти процессы осознаются и используются преднамеренно, ихэффективность значительно повышается. Что касается третьего способадействий, то он используется в основном осознанно и рационально. Рационализация ролей — один из способов защиты против болезненноговосприятия личностью какой-либо ситуации с помощью понятий, которые для неесоциально и персонально желательны. Классической иллюстрацией этогосчитается случай с девушкой, котораяне может найти жениха и убеждает себя в том, что она будет счастлива, еслине выйдет замуж, потому что все мужчины обманщики, грубияны и себялюбцы.Рационализация, таким образом, скрывает реальность ролевого конфликта путембессознательного поиска неприятных сторон желаемой, но недостижимой роли.Стоит убедить себя в том, что женщины в интеллектуальном плане находятся науровне детей, как нас уже не будет мучить вопрос о равноправии женщин вобществе. Американские рабовладельцы искренне считали, что все людирождаются равными, но невольники — это не люди, а имущество, в связи с чемне стоит беспокоиться об их бесправном положении. Евангелическая заповедь«не убий» для католиков средневековья была справедлива только в отношениилюдей истинной веры, неверные же не могли считаться людьми, и их можно былоуничтожать с чистой совестью. В данном случае путем рационализации ситуацияопределяется таким образом, что исчезают ролевой конфликт и ролеваянапряженность. Разделение ролей снижает ролевую напряженность путем временногоизъятия из жизни одной из ролей и выключения ее из сознания индивида, но ссохранением реагирования на систему ролевых требований, присущих даннойроли. История дает нам многочисленные примеры жестоких правителей, палачейи убийц, которые одновременно были добрыми и заботливыми мужьями и отцами.Их основная деятельность и семейные роли были полностью разделены. Торговыйработник, который нарушает законы днем, а вечером с трибуны ратует за ихужесточение, не обязательно должен быть лицемером. Он просто переключаетсвои роли, избавляясь от неприятного несоответствия. Униформа милиционера,военного, белый халат хирурга и профессиональные титулы помогают людям вразделении своих ролей. Многие не могут «расслабиться» (полностью отойти отроли) до тех пор, пока не снимут с себя униформу. Принято образно говорить,что каждый член общества, который успешно социализировался, расширяет«гардероб» ролевых личин и надевает то одну, то другую из них в зависимостиот ситуации: дома он сама мягкость и покорность, на работе жесток иофициален, в обществе женщин мужествен и предупредителен и т.д. Такойпроцесс ролевого перерождения создает возможность снятия эмоциональнойнапряженности всякий раз, когда установки, присущие одной роли,сталкиваются с потребностями другой. Если индивид незащитил себя путем разделения ролей, эти противоречия становятсяпсихологическими конфликтами. Ролевые конфликты и несовместимости, вероятно, можно найти в каждомобществе. В хорошо интегрированной культуре (т.е. имеющей единые,традиционные, разделяемые подавляющим большинством культурные комплексы)эти несовместимости так рационализированы, разделены и блокированы одна отдругой, что индивид их вовсе не ощущает. Например, члены некоторыхиндейских племен относятся друг к другу с величайшей терпимостью имягкостью. Но их человечность распространяется только на членов племени,всех же остальных людей они считают животными и могут спокойно убивать, неиспытывая никаких угрызений совести. Однако сложные общества, как правило,не имеют высокоинтегрированной традиционной культуры, и потому ролевыеконфликты и ролевая напряженность в них представляют серьезную социальную ипсихологическую проблему. Регулирование ролей отличается от защитных механизмов рационализации иразделения ролей прежде всего тем, что является осознанным ипреднамеренным. Регулирование ролей — формальная процедура, посредствомкоторой индивид освобождается от личной ответственности за последствиявыполнения им той или иной роли. Это означает, что организации иобщественные ассоциации берут на себя большую часть ответственности занегативно воспринимаемые или социально неодобряемые роли. На практике этовыглядит как ссылка индивида на влияние организаций, в силу которого онвынужден действовать определенным образом. Муж оправдывается перед женой задлительное отсутствие, говоря, что этого требовала его работа. Нечестныйработник торговли не чувствует своей вины потому, что он уверен, что егозаставляет так поступать система торговли. Как только у индивида появляетсянапряженность или ролевой конфликт, он немедленно начинает искатьоправдание в организации или ассоциации, в которой он выполняет конфликтнуюроль. В итоге можно сказать, что каждая личность в современном обществе всилу неадекватной ролевой подготовки, а также постоянно происходящихкультурных изменений и множественности играемых ею ролей испытывает ролевоенапряжение и конфликт. Однако она имеет механизмы бессознательной защиты иосознанного подключения общественных структур для избежания опасныхпоследствий социальных ролевых конфликтов.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Социальные роли как механизм взаимодействия личности и общества iconСтратегическое направление «Наша новая школа»
Сми, религия, социально-экономические институты/ и определяющая социальные эффекты взаимодействия образования с этими институтами...
Социальные роли как механизм взаимодействия личности и общества iconКогнитивный диссонанс как механизм формирования имиджа антонова Н. В. (Гу-вшэ, Москва) Рассматривается понятие имиджа в соотношении с понятиями «образ Другого»
Действие данного механизма анализируется в трех аспектах: как механизм мотивации к деятельности по созданию имиджа у индуктора, как...
Социальные роли как механизм взаимодействия личности и общества iconКогнитивный диссонанс как механизм формирования имиджа антонова Н. В. (Гу-вшэ, Москва) Рассматривается понятие имиджа в соотношении с понятиями «образ Другого»
Действие данного механизма анализируется в трех аспектах: как механизм мотивации к деятельности по созданию имиджа у индуктора, как...
Социальные роли как механизм взаимодействия личности и общества iconСодержание Введение Нравственное воспитание как система Влияние мотивационной сферы на формирование личности Социальные аспекты нравственного воспитания Заключение Список литературы Введение
В этом двуедином процессе реальная возможность развития че­ловека как личности обеспечивается всей совокупностью материаль­ных и...
Социальные роли как механизм взаимодействия личности и общества iconПрограмма дисциплины "Социология" для направления
«Социальные взаимодействия»; «Социализация»; «Социальная структура и социальная стратификация»; «Социальные группы и организации»;...
Социальные роли как механизм взаимодействия личности и общества icon1. Право: понятие и признаки. Функции права. Право
Предмет и методы исследования: 1) исходя из функций теория государства и права проявляет взаимодействия общества с государством и...
Социальные роли как механизм взаимодействия личности и общества iconПрактическая работа по теме «Социальный статус. Социальные роли»
«Социальный статус. Социальные роли» 11 класс (профиль) (учитель Солонько Александра Жановна, моу сош №47 пгт. Шерловая Гора Забайкальский...
Социальные роли как механизм взаимодействия личности и общества iconЛекция. 11 класс Тема: «Социальная сфера жизни общества» Социальные отношения и взаимодействия
Социальная сфера – целостная система, основными элементами которой являются люди, их связи, взаимодействия и отношения, передаваемые...
Социальные роли как механизм взаимодействия личности и общества iconПроблема взаимодействия личности и общества по з фрейду

Социальные роли как механизм взаимодействия личности и общества iconСодержание: Введение Социальные роли Социальные нормы Социальный контроль Список литературы Введение
Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также положений, которые он занимает в каждой из них, используются понятия...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы