Исследование исторических документов icon

Исследование исторических документов



НазваниеИсследование исторических документов
Дата конвертации18.07.2012
Размер264,38 Kb.
ТипИсследование
Исследование исторических документов


Введение. Вся история мировой цивилизации, история развития человеческогообщества свидетельствует о том, что на смену отдельным государственнымобразованиям приходят более крупные и монолитные, а они в свою очередь,распадаясь, дают толчок к созданию новых, постоянных, на иных качественныхосновах. Писать о прошлом родного государства не имеет смысла без твердойверы в будущее Российской государственности. Сорок князей, царей,императоров и несколько генеральных секретарей в течение тысячи летсоздавали, укрепляли, возвеличивали Россию. В числе их были правителислабые и сильные, удачливые и не удачливые, злодеи и люди прекрасной души,отдающие все свои силы служению Отечеству. Россия занимает особое местосреди других стран мира. Она является страной самобытной. Ее историческоеразвитие, ее превращение в великую мировую державу совершалось в течениевеков. Начало формирования российской государственности относится к IX векуи процесс формирования многонациональной российской государственностипродолжался посуществу до конца XIX века. Сегодня в нашей стране произошелнеслыханный ранее рост интереса к истории. Ведь само слово историяподразумевает “бывшее раньше”. История – это постоянные изменения. Онибывают бурными, динамичными и вяло текушими. В истории российскойгосударственности мы знаем различные периоды подобного развития.Многострадальна и ярка история России. Как историческая наука история государсва и права есть часть историиразвития человечества, органически связанная с историей хозяйственнойдеятельности, культуры, как материальной так и духовной. Данный предметсохраняет свою относительную самостоятельность развитияи имеет четковыраженный объект исследования. В то же время история и права наукаюридическая. Она является одной из фундаментальных правовых дисциплин.Онаанализирует развитие всех аспектов государственного строительства, развитиегосударственного механизма, форм государственной власти. История человечества насчитывает миллионы лет. Возраст изучениявопросов государства и права сравнительно молодой, он насчитывает несколькотысячелетий. История государства и права России изучает политические и правовыеинституты от начала процесса формирования государственности у народов нашейстраны и до дней сегодняшних. Следовательно, изучение данного предметаорганически стыкуется с правом действующим. История государства и праваРоссии имеет органическую связь с теорией государства и права. Но предметтеории государства и права изучает общие закономерности развитиягосударства и права различных народов и цивилизаций. А история государстваи права изучает конкретные особенности и характерные черты развития историигосударственности на территории нашей Родины. В основе изучения историигосударства и права России лежат принципы объективности, научности,глубокой добросовенности. Историко-правовая наука должна давать человеку достоверные, правдивыесвединия, соответствующие определенному периоду прошлого. Она не должнаподдаваться сиюминутной конъюнктуре и в угоду власть имущих, без концаперемещать оценки пройденного этапа. Глубокий непредвзятый анализ историко-правовых документов – основная и наиболее важная задача в изучении курсаистория государства и права, а так же использования этих знаний приизучении курса социальная работа, так как знания социальных нормисторических документов позволяет более глубоко проникнутся проблемамисоциальной защиты и обеспечения, и найти наиболее оптимальный выход изсложившегося положения. Учитывая данное обстоятельство, мы отмечаем существование теоретическойи практической проблемы, которая сформулирована следующим образом: какправильно изучить документальные источники для того чтобы специалистсоциальной работы понял, как долог путь к принятию настоящих социальныхзаконов, а так же в своей дальнейшей профессиональной деятельностииспользовал это знание. Именно решение и понятие этих проблем и составила цель нашегоисследования. Объект исследования – процесс изучения исторических документов и ихвлияния на развитие общества. Предмет исследования – содержание и влияние документальных источниковна развитие социальной помощи и поддержки. В соответствии с проблемой,объектом,предметом и целью исследованиябыли поставлены следующие задачи: - раскрыть содержание исторических документов как неотъемлемой частью исторического процесса; - определить функциональные особенности и специфику данных документов; - определить и доказать важность этих документов для дальныйшего и эффективного формирования институтов социальной помощи и поддержки. Гипотеза исследования основана на предположении о том, что важностьзнания не только документальных источников, но и самой истории России,позволит будущему специалисту эффективно применять полученные знания вдальнейшем. Актуальность исследования заключается в том, что без знания своегопрошлого мы не можем построить свое будушее. Теоретические основы исследования представленны трудами: СоловьеваС.М., Ключевского О.В., Фирсова М.В., Карамзина, Бадя, Холостовой Е.И. Методы исследования. Для решения поставленных задач и подтвержденияисходной гипотезы был проведен тщательный анализ исторических документов, визложении различных авторов. В сегодняшней историко-правовой литературе идет ожесточенный спор междуформационным и цивилизационым подходами. Нам кажется что нельзя становясьна точку зрения какой-либо из противоборствующих сторон, мы считаем и хотимподчеркнуть мысль о том, что мы должны, не абсолютизируя классовый подход,классовую борьбу, идеологические догматы марксизма, монополию однойидеологии, а надо исходить из реального изучения конкретных историческихсобытий, включая революции, крестьянские войны и движения классов исоциальных групп общества. Глава I. Вопрос о развитии права в Киевском государстве имеет особое значение.Обычно право предшествует закону. Его начало теряется в глубокой древности.Обычай, в отличие от закона, не имеет санкций, то есть утверждение егокакой-либо определенной законодательной властью. К X в. на Руси оформились основные институты нищелюбия, которыеотождествлялись с человеколюбием. Анализируя характерные особенности нашихдалеких предков Соловьев С.М. отмечал, что в отличие от воинственныхгерманцев и литовцев, избавлявшихся от “лишних, слабых и увечных”сородичей, истреблявших пленных, наши далекие предки были милостливы кстарым и малым соплеменникам, а также к пленным, которые по прошествиюизвестного срока могли вернуться в родные места или “остатъся жить междуславянами в качестве людей вольных или друзей”. Они привечали и любилистранников, отличались редким гостеприимством.( с.91-97).В процессеразвитя общино-родовых форм поддержки: у славян возникли институты старцев,вдов, детей и сирот. Прежде чем придти к этим институтам славянам пришлосьосознать важность и полезность опыта старцев, необходимость поддержки вдов,детей и сирот. Именно эти формы поддержки были закреплены в первыхдокументальных источниках. В ранний период исторического развития на Русиглавнейшее место занимали иноземные источники права. Первоначально на Русираспространялись переводы на церковно-славянский язык греческих сборниковобычного права (Сборники Иоанна Схоластика и патриарха Фокия). В документахсодержались церковные законы, а потому они назывались номоканонами. Ихпереводы получили на Руси особое название, которые назывались как кормчимекниги. Постепенно к их текстам, снабженным толкованиями византийскихканонистов, русские стали добавлять разные материалы, из коих наиболееобширными явились византыйские кодексы из которых нами выделенны следующие:1. Эклога - законодательный свод, один из важнейших источников славянского права.1. Прохирон (практическое руководство для судей, нормы граждансого, уголовного и церковного права, один из источников православного права) императора Василия Македонянина, изданный в 879 году в отмену Эклоги.1. “Книги законные” состоящие из четырех частей: а) Законов земледельческих; б) Законов “о казнях”, т.е. уголовных законах; в)Законов о разделении браком, содержащие постановления о повадах к разводу и о незаконных браках; г) Главы из послусех, т.е. постановления о свидетелях.Большое значение имел на Руси “Закон судный людем” или судебник царяКонстантина. Именно эти источники позволили на Древней Руси создатьсобственные юридические документы, на формирование которых повлиялацерковь. “…духовенство …шло во главе благотворительности. Особой щедростью вэтом деле отличались иноки Киевско – Печерского монастыря и между нимипреподобные Антоний, Даминиан, Феодосий Печерский и др. Феодосий близсвоего монастыря построил особый дом, в котором помещались нищие, калеки ипрокаженные. Первые в государстве больницы, в которых бедные призревались ипользовались бесплатным лечением, были учреждены Переяславским епископом, впоследствии Киевским митрополитом, Ефремом в 1091 г. При всех монастыряхимевших средства производилось кормление нищих и убогих, для которыхустраивались иногда особые помещения. Такая заботливость духовенства облаготворении, помимо религиозных побуждений, обуславливаласьсоответствующими церковными постановлениями. Так уже в Церковном уставе 996г. упоминается об обязанностях духовентсва по надзору и попечению запризрением бедных, причем на содержание церквей, монастырей, больниц,богоделен и на прием странных – не имущих была определена “десятина”, тоесть десятая часть поступлений от хлеба, скота, судебных пошлин и т.п.” “Церкви никогда бы не удалось приобрести исключительную власть надумами, если бы среди ее деятелей не появились подвижники, не щадившиеживота своего во имя общего дела. Сергий (Сергий Радонежский, 1322 - 1392гг.) принадлежал к их числу. Его жизнь в пустыне была заполненакаждодневным изнурительным трудом. Собравшейся братии он служил, по словамсовременника, как купленный раб…; от источника, бывшего там, воду в двухведрах черпал, на своих плечах в город носил и каждому у кельи ставил. Трудбыл одушевлен и идеей служения ближнему, что и являлось причинойнравственного влияния Сергия на современников… В отличие от старыхмонастырей Троицкий не блистал богатстовом… Ворота Троицкого монастыря быливсегда открыты для странников и прохожих. Игумен не отказывал никому ни вподаянии, ни в духовном поучении…”.() Церковь опекала и кормила тех, кто не мог сам себя кормить: нищих,больных, убогоих. Церковь давала приют и покровительство всем изгоям,потерявшим зашиту мирских обществ и союзов. Постепенно получив в своевладение села, земельные угодья. Церковь берет на себя обязанность позащите населения, проживающего под ее покровительством. Всех своих людейодинаково церковь судила и рядила по своему закону(по Кормчей книге) и поцерковным обычаям; все эти люди выходили из подчинения князя и становилисьподдаными церкви. И как бы ни слаб был и ничтожен церковный человек,церковь смотрела на него по-христиански - как на свободного человека.Дляцерковного сознания все были братья во Христе, и небыло пред Господом нираба, ни господина. В церкви не существовало рабства. Рабы, подаренныецеркви, обращались в людей, лично свободных. Они были только прикреплены кцерковной земле, проживали на ней и работали на пользу церкви. Такимобразом, церковь давала светскому обществу пример нового, болеесовершенного и гуманного устройства, в котором могли найти себе защиту ипомощь все немощные и беззащитные. Главной христианской заповедью стала любовь к ближнему: ”любовь кближниму полагали прежде всего в подвиге сострадания к страждущему, еепервым требованием признавали милостыню”, - писал В.О.Ключевский( с.78-79). “Нищенство считалось в древней Руси не экономическим бременем длянарода, не язвой общественного порядка, а одним из главных средствнравственного воспитания народа, состоящим при церкви практичкскиминститутом общественного благонравия. Как в клинике необходим больной,чтобы научится лечить болезни, так в древнерусском обществе необходим былсирый и убогий, чтобы воспитать умение и навык любить человека. Милостынябыла дополнительным актом церковного богослужения, практическим требованиемправила, что вера без дел мертва.”(Ключевский) После принятия христианства на Руси Владимиром Святым в 988 году он в996г. принял церковный Устав: Владимир установил вместе с митрополитомЛьвом давать десятину со всех имуществ для бедных, сирот, немощных,престарелых, пришельцев, плечных и для погребения бедных, а так же дляпомощи тем, кто имел большую семью и которые пострадали от природныхстихий.( ) Летом 996г. Владимир увидел, что церковь святой Богородицы (построеннаягреческими мастерами) возведена, вошел в нее и помолился богу... Ипомолившись богу, сказал он так: ”Даю церкви этой святой Богородицы десятуючасть от богатств моих и моих городов”. И уставил так, написав заклятие вцеркви этой, сказав: ”Если кто это осудит, то будет проклят”. И устроил втот день большой праздник боярам и старцам градским, а бедным раздал многобогатств. (с.523-524, 534.). На ряду с церковными историческими источниками возник основной источникдревнерусского права - “Русская правда”,которая является одним изкрупнейших юридических документов средневековья. В ней содержатся весьмаценные сведения о развитии феодальных отношений, о политическом строеДревней Руси, о категориях феодально-зависимого населения. Кроме этогоанализ статей “Русской правды” дает нам возможность получить сведения обыте, о нравах человека Древней Руси и о первых формах поддержки населения. Древнейшей редакцией является краткая редакция, которая в свою очередьсостоит из двух частей: так называемой “Правды Ярослава” и “ПравдыЯрославичей”. Наиболее древние списки этой редакции называются“Академическими” и “Археографическими”( ). По разным спискам “Русскаяправда” является в двух основных редакциях, в краткой и пространной.Пространную Правду мы уже встречаем в новгородской Кормчей XIII столетия,тогда как список древнейшей краткой редакции находим в списке новгородскойлетписи конца XV века. Основными источниками “Правды Ярослава” надо признать обычное право,приспособленное к нуждам княжеской власти, а также законодательство самогоЯрослава. В “Правде Ярославичей” уже ясно выражены принципы феодального права какправа-привелегии. Правовой комплекс, известный под именем “ПравдыЯрославичей” является новым этапом в развитии права в Киевском государстве. В краткой редакции “Русской правды” наряду с “Правдой Ярослава”содержится новый пласт правовых норм, возникших после смерти князяЯрослава. Этот пласт,которому давно уже присвоено имя “Правды Ярославичей”основным источником имеет не нормы обчного права,а законодательство исудебную практику князей. Однако и “Правда Ярославичей” в некоторой частисодержит нормы обычного права, специально закрепленные и зафиксированныеЯрославичями. Место возникновения “Правды Ярославичей” - город Киев. В краткой редакции мы находим 4 блока.Списки “Русской правды”относящиеся к II-V редакциям принято называть пространными списками.Большенство этих списков делилось переписчиками на 2 части: первая частьобычно озаглавливалась “А се суды Ярослава Володимировича” или “Уставвеликого князя Ярослава о судах”, другая часть озаглавливалась “УставВладимира Всеволодовича “ или “ А се уставил великий князь ВладимирВсеволодович Мономах”. “Русская правда “ является основным памятником правав Киевском государстве.() “Русская правда”, являясь первым сборником русского права, имеетисключительное значение. Ее нормы лежат в основе Псковской и Новгородскойсудных грамот. Большое место в развитии прва имеют церковные уставы. Срединих необходимо выделить следующие: церковные уставы новгородского князяСвятослава и Уставную грамоту смоленского князя Ростислава 1150 года. Онипринадлежат к числу подленных документов. Эти документы имеют важное значение среди источников права. Онизнакомят нас с отношениями государства и церкви, с правами духовенства, атакже с развитем социальной помощи. Рассматривая вопрос семейных взаимоотношений, систему поддержки ивзаимопомощи в семье, следует отметить, что именно в статьях “Русскойправды” отводится большое метсо проблемам семейного права. Принятиехристианства привело к установлению христианских форм брака и рецепциивизантийского брачного права. Браку предшествовало так называемоеобручение, которое получило религиозное освящение в особом обряде. Венчание(на брачучующихся во время обряда налагались венцы). Оговаривались условиябрака. По одним кодексам возраст вступления в брак 15 лет для жениха, 13лет для невесты, по другим 14 и 12. Допускались и более ранние браки.Условиями брака были: а) свободная воля вступающих в брак; б) согласиеродителей; в) отсутствие родства. Церковь не допускала вступления в третийбрак. Устанавливались довольно серьезные наказания за самовольные разводы,т.е. роспуты.( ) Жена находилась под властью мужа. Молодая жена должна была разуватьмужа. Муж имел право наказывать свою жену. Отец пользовался неограничкннойвластью над своими детьми. Родители имели право продавать своих детей вхолопы(это право исчезло только в XVI веке)(). По “Русской правде” можнопроследить вопросы организации опеки. Если после смерти отца оставаласьмать, то опека над оставшимися малолетними детьми не учреждалась. Матьуправляла домом и хозяйством. Если мать выходила замуж, для детейназначался опекун, а мать должна вернуть своим детям наличное имущество,причем утраченное ею при управлении имущество, она обязываласьвосстановить. Опекуном назначался ближайший родственник. “Русская правда”предусматривала случаи, когда опекуном делался отчим. На него возлагаласьответственность вернуть все убытки, которые могли понести пасынки во времяего опеки. Ближайший родственник, сделавшись опекуном, принимал имуществоопекаемых при свидетелях. С прекращением опеки, опекун должен былвозвратить принятое имущество в целости, со всем приплодом от рабов искота. Опека прекращалась с достижением опекаемыми такой зрелости, когда“будут сами собой печеловати”.() Такая система опеки позволяет заключить что в Древней Руси в данныйпериод, сложился институт семьи как основа поддержки и защиты кровныхродственников. Наследственное право. Большое место уделялось вопросам наследственногоправа. Первоначальное право наследования принадлежало только членам семьи.Отец, глава семейства, не мог завещать имущество лицам, не принадлежащимсемье. Затем стала развиваться определенная свобода завещательныхраспоряжений. Отец семьи получал право завещать свое имущество одним членамсемьи, лишая права наследования других. Так возникло наследование позавещанию. По мере развития права изменились нормы наследования беззавещания. Некоторые члены семьи начинают претендовать на большую долюнаследства( сыновья), а другие же совершенно устраняются от наследования(дочери и жены). Законодательство устанавливало ряд норм регулирующихнаследование без завещания. Устанавливается два различных порядка наследования: один для бояр,другой для смердов. “Русская правда”, допуская свободу завещательных распоряжений,посвящает много статей наследования по закону. Согластно этим статьям,имущество отца - главы дома, в случае, если он умрет без завещания,передается детям, за исключением части, передаваемой церкви. Под следуетпонимать сыновей. Дочери, при наличии сынове, не наследуют имущество. Этанорма, которая очень долго сохранялась в русском праве, выразилась впоговорке “сестра при братьях не наследница”. По “Русской правде” младшийсын наследовал дом, двор и все оставленное отцом хозяйство. “Русскойправде” могли наследовать только законные дети.() “Русская правда” устанавливала два порядка наследования имущесива: длябояр и смердов. Имущество смерда не оставившего после себя сыновей, шлокнязю. Незамужняя дочь получала часть имущества, которая составляла потомее приданное. Замужние дочери ничего не получали. Имущество же бояр, неимевших сыновей, может наследоваться дочерью. Бояре и их дружинники могли передавать наследство своим дочерям приотсутствии сыновей, тогда как имущество смерда, не оставившего после себясыновей считалось вымороченным и шло князю. Летописные данныесвидетельствуют, что кроме князей, только бояре и церковные учрежденияимели право владеть селами. Правовое положение населения. В древнерусском феодальном государствесуществовало несколько групп населения, которые разлтчались по своемуправовому статусу. Рассмотрим каждую из них конкретно. Тиун - княжеский или боярский слуга, управляющий феодальным хозяйством. Огнищанин - хозяин подсеки(огнища), средний и мелкий землевладелец,”княжеский муж”. “Русской правде” содержится ряд норм, в которых отражается положениебоярства. Другим классом раннефеодального общества были смерды, занятыесельскохозяйственным трудом. Одну группу смердов составляли свободныеобщинники, которые жили на не захваченных феодалами землях и платили данькнязю. Другую группу составляли различные категории зависимых смердов,среди которых различались закупы, рядовичи, изгои, пущенники, холопы.Зависимые смерды, кроме уплаты дани великому князю, должны были так жеработать на феодала, отдавая часть урожая в виде натурального оброка. Холоп – категория феодально зависимого населения по правовому положениюблизкая к рабам, не имели собственного хозяйства и исполняли различныеработы в хозяйстве феодалов. В первой четверти XVIII века холопыпревратились в крепостных крестьян. Таким образом, феодально зависимое население образовывалось изразнообразных слоев населения: 1) Холопов, посаженных на землю; 2)Закабаленных людей – закупов и рядовичей; 3) Наймитов; 4) Из людей,находившихся под патронатом: закладников, прикладников, изгоев, задушныхлюдей, прощенников; 5) Из общинников, сидевших в начале на княжеской земле. За убийство смерда штраф, равный как и за убийство холопа – 5 гривен (втоже время за убийство огнищанина – 80 гривен); за “муку” смерда (без княжеслова) штраф – 3 гривны, огнищанин соответственно – 12 гривен. Основываясь на исследованиях “Русской правды”, мы можем сделать вывод,что высшая мера наказания в то время вела к превращению виновного и егосемейства в рабов. Но основным источником холопства, об этом в “Русскойправде” не говорится, был плен. В летописи расказывается, что после каждойвойны, после каждой удачной битвы, князья “ополняются челядью”. Невыкупленные родственниками пленники продавались князьям и их боярам нарынках. Холопы в XI веке считались вещью своих господ, которые могли ихбезнаказанно убивать, продавать, распоряжаться их судьбой. За убийствохолопа взыскивалась не вира, а особое вознаграждение (5 гривен за убийствохолопа и 6 гривен за рабу).() Большое место в законах “Руссой правды” уделено проблемам приступленияи наказания. На языке “Русской правды” приступление носит название “обиды”.Всякое нанесение обиды, т.е. причинения кому-либо материального,физического или морального вреда считалось преступлением. В УставеВладимира упоминаются такие преступления, как моление у воды, ввод вцерковь животных. В “Русской правде” проводятся различия деяний по степени проявлениязлой воли. Она дает различия по видам убийства: на пиру, в ссоре, в разбое.Она освобождает от наказания в случае убийства вора на дворе. Интереснорассмотрение в “Русской правде” преступления в состаянии опьянения. Онахарактерезует его как более легкое. О преступлениях против семейных отношений и нравственности в “Русскойправде” не содержится ни каких постановлений. О них подробно говорится вУставе князя Ярослава: 12. Аже кум с кумою створит блуд, епископу гривназолота и во опитемии. 24. Аже девка не восхочешь замуж, а отець и матисилою дадут, а что створит над собою – отець и мати епископу в вине, аистор има платити. Тако же и отрок.() Феодальное право Новгорода и Пскова. Главным источником права первоевремя являлась “Русская правда”, а так же обычное право. Большую роль сталоиграть новгородско – псковское вечевое законодательство, договора Новгородас князем, некоторые международнве договоры. Новгородское судная грамотадошла до нас лишь в одном не полном отрывке, в котором излагаются некоторыенормы права. Псковская судная грамота состоит из 120 статей. Она стала крупнейшимпосле “Русской правды” правовым документом. В Псковской судной грамотебольшое значение уделялось проблемам собственности. Псковская суднаяграмота, кроме права собственности, знает долговое право и правопожизненного пользования или так называемую кармлю. Этим правом пользовалсяпереживший супруг. Она различает недвижемое (отчина) и движемое имущество(живот). Причем движемое имущество делится на живое (скот) и незрячие(всякое другое имущество). В составе недвижемого имущества она различаетлесные земли, борти (пчельники) и воды. Большое внимание в Псковской судной грамоте уделялось охране правасобственности феодалов. А так же в ней содержатся нормы о способахустановления собственности, кроме получения по наследству и по договору.Она регулирует приплод и приобретение собственности после срока давности (4-5 лет). В судной грамоте регулируются условное пожизненое владение землей(кормля) кроме наследственной вотчины. Продажа “кормли” запрещалась. Наследование и права супругов. Псковская судная грамота знает какнаследоване по закону (отмощения), так и наследование по завещание(приказное). В ней не указан порядок законного наследования. В одной из еестатей только перечисляются возможные наследники: отец, мать, сын, брат,сестра. Поскольку среди возможних наследников не упоминаются дочери,очевидно непоколебим принцип: “сестра при братьях не наследница”. ВПсковской правде были расширены права супругов: переживший супругнаследовал вотчину умершего супруга, не оставившего после своей смертизавещания до своего живота. При вступлении в брак он лишался правапользоваться вотчиной. Наследование по завещанию называлось приказным. Завещание делалось вписьменном виде и поэтому называлась “рукописанием”. Оно должно былоутверждаться. Это утверждение совершалось посредством его положения в ларь(архив) св.Троицы главной церкви Пскова. Так же интересно для изучения правовых документов Новгорода Великого.Новгородские владения распространялись от Балтийского моря и Уральских гори побережья Северного Ледовитого океана. Сам Новгород состаял из несколькихслобод или поселков, который в начале были самостоятельными обществами, апотом соединились в одну городскую общину. При характеристике политическогои общественного строя Великого Новгорода, необходимо исходить изсвоеобразия и сочетания различных условий. Одни были связаны сгеографическим положением края, другие с исторической обстановкой, третьи свнешними условиями и организацией внешней торговли. В XII-XIII веке в Новгороде имеются все основные органы республиканскойвласти: вече, правительственный совет, посадник, тысатский, суд посадника,суд тысятского, управление волостями через новгородских мужей. Княжескаявласть, же, ограниченная в своем объеме и функциях, занимала определенноеместо. Высшая исполнительная власть в Новгороде была сосредоточена в рукахархиепископа, посадника, тысятского и князя. Одним из основных документов, позволяющих судить о роли князя, являютсядоговорные грамоты. Первые документные грамоты, в которых излагалисьполитические льготы Новгорода, дошли до нас от второй половину XIII века.Этих грамот насчитывается три: они содержат условия, на которых правилЯрослав Ярославович Тверской. По договору новгородцы обязывают князяпоцеловать крест. Князь обязан был править городом “в старине по пошлине”.В договорах определялись: 1) судебно-административные отношения князя кгороду; 2) финансовые отношения города к князю; 3) отношения князя кновгородской торговле. Для того чтобы стала ясна деятельность князя необходимо знать егоправовое положение. Князь был высшей правительственной и судебной властью,руководил управлением и судом, скреплял сделки и утверждал в правах. Но всеэти действия он совершал не один и не по личному усмотрению, а вприсутствии и с согласия посадниека выборного. На низшие должности,замещаемые не по вечевому выбору, а по княжескому назначению, князь избираллюдей из новгородского общества, а не из своей дружины. Все эти раздачипроводились с согласия посадского. У князя не было права лишения должностибез суда выборного или назначенного лица. Вопрос о приглашении нового князярешался на вече по рекоминдации боярского совета. Новгородские князьязаключали с Новгородом договоры, скрепленные присягой (известно около 80договоров XIII-XV вв.) В этих договорах особо оговариваются их компетенцияи права. Среди функций князя необходимо выделить организацию защиты Новгорода отнападения, осуществление военного командования. Постоянно шла борьба междукнязьями и боярским советом. В случае, если князь пытался выступитьнаперекор “воле новгородской”, его прогоняли и призывали нового князя посвоему усмотрению. Однако были князья которые пытались своими действиями склонить на своюсторону вечевое собрание. Одним из таких был великий князь АлександрЯрославович Невский, который проявил себя не только как талантливыйполководец, но и как умелый политик. Из слов великого князя Александра Ярославовича Невского на Совете бояр. “Будьте недремлющими стражами законов: праздная добродетель возбуждаетдерзновение порока. Принимайте под защиту свою вдов, сирот, всех слабых игонимых, к правосудию вашему взывающих. Бог видит их слезы; Он услышит ихвоздыхание: с меня и с вас взыщет Он душевную скорбь. Не познавайте лицасильного: да смиряется гордыня пред вещанием закона; малейший человек исильныйший саном и богатством равны пред ним. И если я отвергну слабого ипопущу возноситься злобной гордыней, да обвинит меня пред вами Бог в деньсудный”. (с.9-13) До великого князя Александра Ярославича Невского были и другие князьяповлиявшие на дальнейшее развитие помощи людям, которая в дальнешемзакрепилась в документальных источниках Новгорода. Ярким примером такого князя, является любимый, как простым народом, таки боярами – князь Новгородский Мстислав Ростиславович. Князь Новгородский Мстислав Ростиславович, умерший в 1179 г… великиесуммы издерживал на искупление пленных. По кончине его новгородцы, потерявв нем князя, украшенного отличнейшими достоинствами и добродетелями,почитали сию потерю незаменимой. Они от мала до велика стеклись к егопогребению, и тут оплакивали его кончину, посадники и бояре восклицали :”Кто ныне наставит нас на совет благой и суд правый?”. Воины, привыкшие подего знаменем к победам, взывали: ”Кто ныне, о князь! Поведет нас насопротивление и устроит нас на порожение их, и кто изъявит нам такиепобеды, каковыми славились мы под твоим предводительством? ”. Бедные вдовыи сироты вопияли: “Кто будет нам судья правый и от сильных защитник такой,какого мы в тебе имели, и какого прежде тебя никогда не видели? Зашло намсолнце милости и правосудия…”. Однако не только новгородские князья отличались любовью и преданностьюсвоему народу. Великуй князь Владимир Всеволодович Мономах, вступивший на престол 1114года, был отличнейший из Российских князей по многим общеполезнымустановлениям, деяниям и добродетелям. Призрение бедных и страждущих былоодно из главнейших его обязанностей и предание свидетельствует о том, как :”Странние и нищие накормляше и напояше, аки мати дети своя”. Лучшим же ещесвидетельством попечения его о них, и, можно сказать, законом обобщественном призрении, служит составленая им “Духовная” его детям. В оноймежду прочим завещает он : “Избавите обидимаю, защитите сироту, оправдайтевдовицу… Всего же паче убогих не забывайте, но сколько вам возможно по силесвоей кормите, снабдите сироту, вдовицу оправдайте сами и не отдавайтесильным на погубление человека…”. Из “Духовной” Владимира Мономаха своим детям. “Остерегайтесь лжи и пьянства – это губит и душу и тело. Куда непойдете по своей земле, нигде не позволяйте ни своим, ни чужим отрокамобижать жителей ни в селениях, ни в полях, чтобы вас не стали проклинать. Акуда ни пойдете, где ни остановитесь в пути, везде на пойте и накормитевсякого просящего; больше всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, -простой ли человек, или знатный, или посол, - … угостите пищей или питьем…Больного посещайте, мертвого пойдите проводить: так как все мы смерты. Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому привстрече доброе слово. Жену свою любите, но не давайте ей над собой воли…Что знаете хорошего, того не забывайте, а чего не знаете, тому учитесь…”. Глава II. После падения Византии в 1453 г. создались условия для возвеличиванияроли московского государя как приемника византийского императора. Ведь вдействительности он был повелителем крупнейшего православного государства.На землю русскую проникает византийская государственная символика (герб ирегалии). 3 февраля 1498 г. впервые в русской истории состоялось венчание вМосковском Успенском соборе внука Ивана III Дмитрия на великое княжение. 16января 1547 г. Иван IV венчался на царство. Царь (от латинского словаЦезарь) – официальный глава государства в России с 1547 до 1721 года. Помнению А.А. Зимина слово “царь”, добавленное к титулу “государь и великийкнязь московский” делало Грозного равным императору “Священной Римскойимперии”, ставило выше королей и ордынских ханов. Восточное духовенствопризнало за Грозным царский титул. В источниках того периода выделяетсяобширная компитенция власти царя. В его руках соединились вся гражданская,судебная, административная власти. Именно такая концентрация властипозволила создавать правовые документы которые являлись обязательными длявсех земель. Одним из таких документов стал Стоглав. В Постановлении Стоглавого Собора “попечение о бедных признается деломобщества, которое доставляет средства на него и в лице выборныхцеловальников, вместе со священниками, заведует ими”. Собор признаетнеобходимым регулировать обязанности общества “мерами государственными,путем царского повеления или, иначе говоря, законом”. Уже в этот период, как можно видеть, возникает необходимость выделения“адресной” помощи нуждающимся (что сегодня составляет один из основныхпринципов социальной работы). Так, прокаженные и престарелые должны былибыть устроены в богодельни, где могли получать пищу и одежду, “здравые”должны питаться по дворам. Именно в этот период благотворительность вРоссии из общественного феномена стала переходить в объект государственногопризрения. “… Исключиное внимание Стоглав уделил монастырям и монашенству. Царьобвинил черное духовенство в неблагочестии, но в более сдержаной манере,чем белое духовенство. Не ставя под сомнение благочестие монашенства вцелом, Иван заявил, что “неции” из чернецов стригутся в монахи не дляспасения души, а “покоя ради телесного, чтобы всегда бражничать”. Соборпризнал, что пьянство наносит наибольший ущерб монастырскому благочестию, иради искоренения греха запретить монастырям держать у себя “пьянственноепитие, сиречь хмельное и вино горячее”, а монахов призвал довольствоватьсявсевозможными квасами. Исключение было сделано лишь для редких в Россиизаморских “фрязских” вин. Их разрешалось держать в обителях, но пить только“во славу Божию, а не во пиянство…”. Написать указ против бражничества было нетрудно, значительно труднееоказалось провести его в жизнь. Хорошо известно история игумена Трифона –строителя первого в Вятской земле монастыря. Когда Трифон запретил стол свином по кельям, монахи выразили крайнее негодование, стали запиратьигумена под замок, бить, а потом и вовсе выгнали из обители. Иван IV обратился к Стоглаву… просил духовенство подумать над тем, какбы прокормить и устроить на покой в монастырях нищую монашествующую братию.Следуя воле государя, собор постановил собрать всех чернцов и черниц,скитающихся по городам и селам, с тем, чтобы переписав их, распредилить помонастырям. Тех, кто здравы телом, определяли под начало старцам, а потомпосылали на монастырские работы. Старых и больных следовало устроить вмонастырских больницах наряду с прочей братией… Монастыри стремилисьзаручиться поддержкой казны. Соборный приговор рекомендовал благочестивомуцарю жертвовать из своей казны деньги “по всем монастырям” на содержаниебольных и престарелых, нищих иноческого чина. Аналогичные пожертвоованиямонастыри должны были получать от митополита и епископов. Нам хочется отметить такие статьи из документов Стоглавого соборакоторые ярко отражают позицию государства к социальному обеспечению изащите населения. Из документов Стоглавого собора (1551 г.) “… Глава 26. Ответ соборной о училищах книжных по всем градам… Вцарствующем граде Москве и по всем градам избрати добрых духовныхсвященников и дияконов, и дияков (делопроизводители в Боярской думе, вприходах, в канцеляриях наместников), женатых и благочестивых… и грамотечести и пети и писати гораздивы, и у тех священников и у дияконов и удияков учинити в домах училища, чтобы священницы и дияконы и всеправославные христиане в коемждо граде давали своих детей на учениеграмоте, книжного письма и церковного пения…”.() “Глава 71. О нищепитательстве. Которые будут чернцы стары, или больные,не могут делати и под началом быти, и они бы (архиереи, арихимандриты ипрочие) их в монастырях общих устроили в больницах пищею и одеждою спрочими братиями. И благочестивому царю, и митрополиту, и владыкам достоитза всех тех старых и больных по всем монастырям общим, из своей казны вкладза них давати, как ему царю и государю Бог известит”. “Глава 72. О искуплении пленных. Которых откупят царевы послы в ордах ив Цареграде и в Крыму, или где-нибудь в дальних ордах от поганых из плену,и тех всех пленных окупати из царевы казны(на выкуп пленных тогдаже былвведен особый налог со всего тяглого населения – “полоняничные деньги”), акоторых пленных православных христиан приводят к Москве купив греки, турки,армения или иные гости, да быв на Москве восхотят их с собою опять повести,ино их не давати, а за то стояти крепко, да их окупати из царевы же казны,и колько того окупу из царевы казны годом разойдется и то раскинути на сохипо всей земле”.() “Глава 73.”О милостыне”. Выявить во всех городах престаревших ипрокаженных, построить для них в каждом городе богодельни мужские иженские, содержать там, обеспечив одеждою и питанием за счет казны”. Заключение. Во введении обоснованы актуальность проблемы исследования; определеннаучный аппарат: цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методология иметоды исследования; научная новизна, теоритическая и практическаязначимость. В первой главе рассмотрены такие источники как: “Русская правда”,Новгородская и Псковская судные грамоты. Проведя анализ этих источников мысогластны с той точкой зрения что эти документы в дальнейшем сильноповлияли на развитие социальной помощи и поддержки на Руси. Однако хочется нам отметить, что такие документальные источники немогли возникнуть на пустом месте. Ведь не зря великий русский историкС.М.Соловьев утверждал, что древние славяне в отличие от древних германцеви литовцев были более благожелательно настроены к пленным, вдовам,старикам, сиротам. Нам кажется, что для этого сушествовали объективные причины. Какутверждали русские историки, земли лежащие на западе Европы – мать, а навостоке – мачеха. Действительно, проникновение славян в Восточную Европу неявлялось процессом вестернизации, то есть процессом поголовного уничтоженияместного населения и захвата их земель. Тяжелые природные условия непозволяли роду или племени потерять хотя бы одного члена семейства. Аобъеденение и взаимодействие с коренным населением (угро-финскими племенамии др.) позволили не только выжить всем племенам, но и найти общий язык. Всеэто превратило процесс проникновения славян на земли Восточной Европы, впроцесс медленной фильтрации, то есть медленного и органичного слияния сновым, для них, окружающим миром. Важным в становлении социального фактора у славян стало, по-нашемумнению, не только добросердечное отношение к своим соплеменникам, но и неменее хорошее отношение к пленным. У многих народов пленных использовали,как рабов, всячески унижая их собственное достоинство, в то время какславяне считали своих пленных обычными людьми. То есть они (пленные)охотились, питались, жили, работали, обрабатывали землю, их считалиравноценными себе, но имеющими более низкий статус. Однако в конце концов,по истечению определенного срока, пленному давался выбор или вернуться ксебе на родину, или остаться жить как равноправным членом племени. Появление христианства на Руси сильно повлияло на развитие и расширениесоциальной помощи и поддержки. Именно церковь после падения родовых общинвзяла на себя ведущую роль в этом вопросе. Церковь оказывала помощь всемслоям населения, они не делали для себя различия между изгоем и князем. Дляних была важна каждая человеческая душа, а не ее бренная оболочка. В церквимогли найти себе защиту и помощь все немощные и беззащитные. Церковьпропагандировала всеобщую помощь и поддержку, причем делался упор не толькона то, что это угодно Богу, но и необходимо самому человеку. Нам хочется верить и надеется, что нам удалось осуществить всепоставленные задачи, смысл которых заключается в понимании того, чтонеобходимо не только знать историю, но и понимать всю важность опытанакопленного нашими далекими предками. Для успешного решения современных социальных проблем, необходимоучитывать всю сложность возникновения и становления российскойгосударственности.1) Теория социальной работы . //М.,Юристъ,1998 г.2) Cправочное пособие по социальной работе . //М.,Юристъ,1998 г.3) Словарь – справочник по социальной работе . //М.,Юристъ,1998 г.4) От истоков социальной помощи до новейшей истории социальной работы в России . //Новочеркасск,1996 г.5) История государства и права России IX – начала XX веков . //Ставрополь,1996 г.6) Лекции по русской истории . //Платонов С.Ф.,С-П.,1997 г.7) Антология социальной работы.В 5 томах.История социальной помощи в России . //Составитель Фирсов М.В.- М.,Сварогъ – НВФСПТ, 1994 г.8) Генезис социальной работы в России . //М.,1995 г.9) История России с древнейших времен . //Соловьев С.М. – М.,1988 г.10) Русская история : полный курс лекций . //Ключевский В.О. – М.,1993 г.11) Из “Повести временных лет ” . //Откуда есть пошла руссая земля. Век VI – X . Книга 2 . М.,1986 г.( История Отечества в романах , повестях и др . ) .12) Записки о московских делах . //Все народы едино суть.Сигизмунд Гербертштейн . – M.,1987 .( История Отечества в романах , повестях и др . ) .13) Исторические портреты. Деятели исторической мысли . // Ключевский В.О. – М.,1991 г.14) Философский словарь . //Под ред. Фролова.М.,1991 г.15) История России с древнейших времен . //Cтаврополь.1998 г. – ЦДО.16) История России . //Тот Ю.Х.,М.,1998 г.17) Теория государства и права . //Хропанюк Е.М.,М.,1993 г.18) История теории государства и права . //Ставрполь.1993 г.19) История CCCР с древнейших времен до конца XVIII века . //Рыбаков Б.А.М.,1983 г.20) Справочное пособие по социальной работе . //Под ред. Панова А.М.,Холостова Е.И.,М.,1997 г.21) История социальной работы в России . Учебное пособие . //Под ред. Фирсова М.В.М.,1988 г.22) Исторический опыт социальной работы в России . //Бодя А.В.,Демина Л.И. и др.,М.,1994 г.23) Российская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей . //Костомаров Н.И.,М.,1991 г.24) Общественное призрение в России . //Стог А.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Исследование исторических документов iconИсследование исторических документов
Ведь само слово история подразумевает “бывшее раньше”. История – это постоянные изменения. Они бывают бурными, динамичными и вяло...
Исследование исторических документов iconСоветы по анализу документов при изучении исторических событий

Исследование исторических документов iconИсследование документов

Исследование исторических документов iconВручение судебных документов за границей
Понятие и цель вручения судебных документов. Квалификация действия по вручению судебных документов. Возможные способы вручения иностранных...
Исследование исторических документов iconИсследование природы не потому точно, что умеет точно считать
Следует проследить, насколько это возможно, ее развитие и понимание на разных исторических этапах. Астрологию, как станет ясно ниже,...
Исследование исторических документов iconЕрмакова М. Е. кандидат исторических наук
Каждое изображение сопровождается гравированным текстом-комментарием. Таблицы выполнены офортом с доработкой иглой. Из архивных документов...
Исследование исторических документов iconСодержание Бухгалтерские документы и их назначение. Требования к содержанию и составлению бухгалтерских документов. Классификация бухгалтерских документов.
Качество бухгалтерского учета зависит, прежде всего, от правильности и своевременности составления документов. Роль и значение документов...
Исследование исторических документов iconБорьба дома Тайра за власть в Средневековой Японии
Имеется очень много мнений различных историков, и русских и японских и американских, но очень мало исторических документов. Поэтому...
Исследование исторических документов iconФедеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «казанский государственный университет»
Рецензенты: доктор исторических наук О. Л. Габелко кандидат исторических наук Н. С. Алмазова
Исследование исторических документов iconПрограмма вступительного испытания в форме собеседования для абитуриентов, поступающих в Удмуртский государственный университет для обучения по сокращенным программам специальности
Рмации и документа. Носители документированной информации. Классификация видов документов. Сущностные признаки документов. Формуляр...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы