Сущность и функции рынка icon

Сущность и функции рынка



НазваниеСущность и функции рынка
Дата конвертации17.07.2012
Размер305,46 Kb.
ТипРеферат
Сущность и функции рынка


СОДЕРЖАНИЕ.Сущность рынка стр. 2Сободный рынок стр. 4Теоретические основы становления рыночных отношений стр. 5Функции рынка стр. 7Принципы функционирования стр. 8Формирование рыночного механизма. Проблемы редкости стр.10Структура, виды, сегментация рынков стр.12Конкуренция на рынке стр.17Роль рынка труда стр.20Структура и сущность рынка труда стр.22Особенности современного рынка трудастр.25Организационно-финансовые основы рынка труда стр.27Список литературы стр.29Сущность рынка.Рынок - обязательный компонент товарного хозяйства. Без товарногопроизводства нет рынка, без рынка нет товарного производства. Объективнаянеобходимость рынка вызвана теми же причинами, что и товарное производство:развитием общественного разделения труда и экономическим обособлениемсубъектов рыночных отношений. Эти условия зарождались и развивались какединое целое, как единый процесс взаимодействия производства и сбытапродукции.Рынок многолик и столь же разнообразно его определение. В учебникеполитэкономии под редакцией В. Медведева и Л. Абалкина дается такоеопределение рынку: "Рынок - это обмен, организованный по законам товарногопроизводства и обращения, совокупность отношений товарного и денежногообращения". Здесь возникает ряд других вопросов:Что это за законы товарного производства и обращения?Как понимать совокупность отношений товарного и денежного обращения?Есть упрощенное толкование рынка как места продажи, где встречаютсяпродавцы и покупатели.Рынок - есть тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования, этообщественная форма функционирования экономики. Рынок - это форма движенияобщественного продукта и услуг.П. Самуэльсон определяет рынок как "процесс конкурентных торгов". Можно (аможет быть и лучше) определять рынок как механизм, сводящий вместепокупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельныхтоваров и услуг. Под это определение подходят магазин, закусочная, АЗС,парикмахерская, фондовая и товарная биржи, отдел кадров любого предприятияи т.д.Рынки принимают самые разные формы. Восточный базар и отечественная"толкучка" представляют собой шумное токовище, где каждый продавец надеетсязаполучить покупателя на свой товар и по возможности обмануть его.Организаторы аукционов сводят вместе покупателей и продавцов предметовискусства, антикварных ценностей, скаковых лошадей и т.д. Многие развозятили разносят свой товар по домам и квартирам в удобное для хозяев время.Представитель крупной фирмы помогает выпускникам Университета получитьработу. Он связывает потенциальных покупателей с потенциальными продавцамирабочей силы. Одни рынки являются локальными, другие носят национальный,международный характер. Рынок возник еще на стадии варварства и напротяжении всей истории выполнял созидательную функцию. Он открывал простордля предпринимательской деятельности, активно воздействовал на формированиепроизводственных и личных потребностей населения. Конкуренция междупродавцами вела к тому, что нежизнеспособный предприниматель выбывал изрыночных отношений, разорялся. Преуспевающий становился еще сильнее, ещебогаче. Выбрасывался из трудового процесса и опускался на "дно" неумелый,мало знающий или нерадивый работник. Механизм рынка - это механизмпрогресса. Его оборотная сторона заключается в его жестокости. Последняясуть всего живущего по законам естественного отбора.На экономическом рынке постоянно совершаются революции. Выросли цены намясо и другую продукцию животноводства, - покупатель переключился накартофель и хлеб; выросли цены на картофель, - и теперь уже, не находяподходящей замены, потенциальный покупатель, гонимый нуждой, вернулся висходное для общества положение - сам добывает себе пропитание на неудобныхземлях. У потенциального продавца в связи с этим изменяется структурапроизводства. По мере того как изменяются человеческие потребности ижелания, технология производства, запасы природных богатств и другиепроизводственные факторы, рынок регистрирует изменение цен, количествареализуемых товаров и производимых услуг.Сободный рынок. Свободный рынок характеризуется следующими чертами:- неограниченным числом участников рыночных отношений и свободнойконкуренцией между ними;- свободным доступом к любым видам хозяйственной деятельности всех членовобщества;- неограниченной свободой продвижения капитала и рабочей силы;- наличием у каждого участника полной информации о рынке;- стихийным установлением цен в ходе свободной конкуренции;- на свободном рынке ни один участник не в состоянии изменить рыночнуюситуацию по своему усмотрению.В известной мере можно говорить, что свободный рынок представляетсаморегулирующийся механизм. Однако, любая система наряду с достоинствамиимеет и свои недостатки. Применительно к свободному рынку эти недостаткизаключаются в следующем:- Рынок ведет к дифференциации доходов, а следовательно, и уровней жизнинаселения;- Не создает условий для реализации права на труд;- Не гарантирует полную занятость населения;- Не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективногопользования;- Не создает мотиваций для фундаментальных научных исследований;- Не защищает среду обитания человека от загрязнения;- Рынок готов удовлетворить любую потребность, вплоть до патологической.В чистом виде капитализм и свободный рынок никогда не существовали и,вероятно, никогда не будут существовать. Свобода рынка всегда былаотносительной. Правительства вмешивались в рыночный механизм и стремилисьиспользовать его для достижения определенных конкретных целей. Что-тозапрещалось к продаже, что-то облагалось налогом, что-то поощрялось. Сразвитием общества регулирующая роль государства в организациихозяйственной жизни возрастала. С переходом к машинному производству этотпроцесс стал протекать особенно заметно. На рубеже XIX и XX столетий сталоочевидным, что крупное высококонцентрированное производство стало просто нев состоянии успешно развиваться без прямой поддержки со стороныгосударства.Теоретические основы становления рыночных отношений. При выявлении сущности рыночных отношений нужно исходить из того, чтопонятие «рынок» имеет двойственное значение. Во-первых, в собственномсмысле рынок означает сбыт, который осуществляется в сфере обмена,обращения. Во-вторых, рынок — это система экономических отношений междулюдьми, охватывающих процессы производства, распределения, обмена ипотребления. Он выступает в качестве сложного механизма функционированиеэкономики, основанного на использовании разнообразных форм собственноститоварно-денежных связей и финансово-кредитной системы.Кроме обращения как такового рыночные отношения включают:• отношения, связанные с арендой предприятий и других структур экономики, когда взаимосвязь между двумя субъектами осуществляется на рыночной основе;• обменные процессы совместных предприятий с зарубежными фирмами;• процесс найма и использования рабочей силы через биржу труда;• кредитные отношения при выдаче кредитов под определенный процент• процесс функционирования рыночной инфраструктуры управления включающей в себя товарные, фондовые, валютные биржи и другие подразделения. Рынок функционирует при определенных условиях. До последнего времени вРоссии существовали такие условия хозяйствования, которые сдерживалиразвитие рыночных отношений, что было обусловлено многосубъектной системойхозяйствования, ориентированной на использование единой государственнойсобственности; чрезмерной регламентацией производственно-экономическихпроцессов на макроуровне: ограничением экономических свобод хозяйствованияна микроуровне; ориентацией материального и финансового обеспечения всеххозяйствующих структур на централизованные методы. В настоящее время эти ограничения формально ликвидирована Однако вместоних вступили в силу другие ограничители и сдерживающие факторы в виденепомерно высоких налогов: предоставления свобод торгово-спекулятивномупредпринимательству; расширения криминальной деятельности — рэкет,вымогательство, незаконные производственно-экономические сделкигосударственных и коммерческих структур. Все это отрицательно сказываетсяна производственно-хозяйственной деятельности, ведет к падению темповпроизводства. В этой связи актуальное значение приобретает выбор условий,обеспечивающих введение цивилизованных рыночных отношений. Такие условияможно разделить на две группы. Первая — связана с введением общих условийХозяйствования, обеспечивающих рыночные связи. К их числу относятся:• реализация многообразных форм собственности (частной, кооперативной, акционерной, государственной). При осуществлении этого условия необходимо соблюдать последовательность и не допускать резких нарушений сбалансированности при структурных изменениях;• демократизация производства при сохранении государственных регуляторов. При этом надо исходить из того, что рыночная экономика сами по себе не является саморегулирующейся системой, способной к бесконечному процветанию; нельзя полагаться на то, что капитализм «развивается сам по себе» (Макконнелл К., Брю С. Экономикс.—М.: Республика, 1992.);• создание рыночной инфраструктуры, которая объединяет три основных элемента: рынок товара и услуг; рынок факторов производства; финансовый и рынок.Вторая группа факторов включает систему мер, связанных с разработкойправового законодательства и принятия экономических положений по переходуна рыночные методы хозяйствования. Во-первых, требуются четкие меры поформированию и обладанию многообразными формами собственности ихозяйствования, не допускающие расхищения и нерационального использования.Во-вторых, преодоление дефицита через структурную перестройку приоритетныхотраслей в экономике. В-третьих, превращение экономики в открытую систему спривлечением иностранного капитала и созданием смешанных предприятий.Функции рынка.Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях. К важнейшимфункциям относятся:• функция саморегулирования товарного производства. Она проявляется в том,что при росте спроса на товар производители расширяют масштабы своегопроизводства и повышают цены. В результате производство начинаетсокращаться;стимулирующая функция. При понижении цен производители сокращаютпроизводство, одновременно изыскивают возможности снижения издержек путемвнедрения новой техники, технологии, совершенствования организации труда;функция установления общественной значимости произведенного продукта изатрат труда. Однако эта функция может действовать в условияхбездефицитного производства (когда покупатель имеет выбор, отсутствиямонопольного положения в производстве, наличия нескольких производителей исостязательности между ними);регулирующая функция. С помощью рынка устанавливаются основные микро- имакропропорции в экономике, в производстве и обмене;функция демократизации хозяйственной жизни, реализации принциповсамоуправления. С помощью рыночных рычагов воздействия происходитосвобождение общественного производства от экономических нежизнеспособныхего элементов, и за счет этого осуществляется дифференциациятоваропроизводителей.Принципы функционирования.Функционирование рыночной экономики предполагает наличие определенных ееэлементов, которые в совокупности составляют рыночную систему.Первым и важнейшим элементом рыночной экономики выступают производители ипотребители. Они формируются в процессе общественного разделения труда,когда одни производят товар, а другие — потребляют его. Потреблениеподразделяется на личное и производительное. При личном потреблении товарывыбывают из сферы производства и используются для удовлетворения личныхнужд населения. Производительное потребление выступает как продолжениепроцесса производства когда товар используется для дальнейшей переработкидругими производителями. В этом случае взаимодействие между производителямии потребителями устанавливается в качестве обмена результатамидеятельности. В рыночном хозяйстве оно отличается постоянством, строится наоснове специализации и проявляется в форме оптовых рыночных сделок.Вторым элементом рыночной экономики выступает экономическая обособленность,которая обусловлена частной или смешанной формами собственности на базекорпоративного управления производственными единицами.Третий важнейший элемент рыночной экономики — цены. Они — предмет особогоисследования. Здесь лишь сделаем два замечания. Первое — цены складываютсяв результате спроса и предложения, соотношение которых колеблется взависимости от действующей конъюнктуры. Второе— цены определяют сферудействия рыночных отношений на данный товар, производимый в данномгеографическом районе. Границы этой сферы определяются трансакционнымииздержками т. е. издержками обращения, связанными с обменом.Четвертым центральным звеном рыночной экономики являются две составляющие—спрос и предложение. Спрос выступает на рынке в виде потребности втоварах. Потребители могут купить эти товары при сложившихся ценах иденежных доходах. Спрос выступает в качестве стимула к применению наиболееэкономных методов производства и эффективного использования ресурсов. Спроси предложение являются важнейшими элементами рыночного механизма, которыеобеспечивают постоянную связь между производителями и потребителямиматериальных благ.Пятый элемент рыночного механизма — конкуренция. Она обеспечивавмаксимизацию прибыли и на этой основе расширение масштабов производстваКонкуренция выступает в качестве формы взаимодействия рыночных субъектов имеханизма регулирования пропорций. А. Смит назвал конкуренцию «невидимойрукой» рынка, благодаря которой эгоистические побуждения отдельныхиндивидов в виде собственной экономической выгоды обращаются на благо всегообщества, служат поступательному движению экономики. Основная функцияконкуренции заключается в том, чтобы определить величину экономическихрегуляторов, которыми выступают цены, норма прибыли, процента и т. д.Кроме этого, неотъемлемым элементом рыночной экономики является рыночнаяинфраструктура. Рынок требует создания и функционирования товарных бирж,структур оптовой и розничной торговли.Формирование рыночного механизма. Проблемы редкости.Механизм функционирования рыночной экономики основывается на трех главныхпринципах:• маржинального (предельного) анализа;• издержек альтернативного выбора:• экономической рациональности.На основе принципа маржинального анализа строится поведение рыночныхсубъектов, на которое решающее влияние оказывают не средние, а предельныевеличины. В результате насыщенность рынка товарами, изменение рыночных цен,переход рыночной экономики из одного состояния в другое осуществляетсяплавно. Это обусловлено тем, что появление нового, предельного субъекта неоказывает существенного влияния на рыночную экономику в виде предложенияили спроса. В условиях совершенного рынка, когда имеет место большой ирегулярный спрос и неограниченное количество хозяйствующих субъектов,каждый из них занимает бесконечно малый удельный вес. Маржинальный подходкак бы обеспечивает непрерывность функционирования рыночного пространства;исключает возможности возникновения резких колебаний спроса и предложения:поддерживает равновесное состояние между товаропроизводителями ипотребителями.Принцип издержек альтернативного выбора. Издержки альтернативного выборавыступают в виде суммы прямых издержек и неполученных выгод, связанных сотказом от других способов использования ресурсов или деятельностипредпринимателей. Построение рыночной экономики основывается на том, что извсего перечня упущенных возможностей выбирается наихудший вариант, которыйдает хотя и минимальный, но гарантированный доход. Принцип издержекальтернативного выбора заставляет производителей искать более эффективноеприменение имеющимся ресурсам.Принцип экономической рациональности основывается на сопоставлении выгод ииздержек. Рациональный выбор осуществляется из меняющихся вариантов,предельным из которых является тот, который обеспечивает гарантированныйдоход в минимально допустимую величину прибыли. Критерий рациональностиопределяется исключительностью права на доход. Фирмы стремятсямаксимизировать прибыль, а потребители — максимально улучшить своеблагосостояние при ограниченном использовании капиталов.Построение рыночной экономики на основании указанных принципов позволяетдостигнуть равновесного состояния, которое является центральной проблемойрыночного механизма, основывающегося на использовании двух противоположныхсил — спроса и предложения, с одной стороны, и рыночных цен — с другой.Проблема редкости является важнейшим условием рыночной экономики. Понятие«редкость» многими экономистами используется в качестве важнейшегометодологического положения при обосновании полезности товара. В частности,в теории предельной полезности понятие «редкость» выступает в качествеосновополагающего момента и рассматривается как физическая реальность, нетребующая каких-либо пояснений. Исследование проблемы редкости позволяет вопределенной мере обосновать дефицитность отдельных благ.Представители классической школы Д. Рикардо и А. Смит понятие «редкость»связывали со стоимостью. Они отмечали, что редкость наряду с количествомтруда является важнейшим фактором, определяющим стоимость товара. Всовременной теории рыночных отношений понятие «редкость» подверглосьопределенной трансформации. Если прежде редкость связывалась с природными исоциальными (как это делал Д. Рикардо при определении стоимости антикварныхизделий) факторами, то в современных условиях она связывается с временнымипараметрами функционирования рынка. Новое благо, пользующееся повышеннымспросом, не может быть произведено мгновенно и полностью, чтобыудовлетворить возникшие потребности. Для этого требуется определенноевремя. Отсюда делается вывод, что степень редкости тем выше, чем большевремени требуется для производства необходимого количества данных благ.Структура, виды, сегментация рынков.Рынок имеет сложную структуру и охватывает своим влиянием все сферыэкономики. Экономическая структура определяется:• формами собственности (государственная, частная, коллективная,смешанная);• структурой товаропроизводителей (государственные, арендные,кооперативные, частные предприятия, предприятия индивидуальной трудовойдеятельности), которая зависит от удельного веса в целостной экономике тойили иной формы хозяйствующих субъектов;• особенностями сферы товарного обращения;• уровнем приватизации и разгосударствления структурных подразделенийхозяйства;• видами торговли, используемыми в стране.Эти особенности накладывают своеобразный отпечаток на рыночную систему,которая приобретает специфические черты.Достаточно отметить, что в 90-м году в стране действовало более 40 тыс.государственных предприятий в промышленности, около 3 тыс. совместныхпредприятий, более 250 тыс. кооперативов, 34 тыс. арендных предприятий истроительных организаций, около 700 тыс. человек было занято индивидуальнойтрудовой деятельностью. Кроме этого, насчитывалось около 600 тыс.магазинов, 300 тыс. предприятий бытового обслуживания населения. Этипредприятия потребляли 25 млн. наименований средств производства, при этомпродукция сводилась в 16 тыс. групп условных наименований. Таковаструктурная особенность рынка крупного государства переходной экономики. Вусловия; такого многообразия предприятий (фирм) и наименований продукциидвижение средств производства между производителями и потребителями путемцентрализованного регулирования усложняется. Обеспечение спроса ипредложения, налаживание равновесия, активизация производства могутосуществлять :я лишь через рыночные методы хозяйствования.По структуре рынки можно подразделить по следующим критериям:1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений:• рынки благ и услуг;• рынки средств производства;• рынки научно-технических разработок;• рынки ценных бумаг;• рынки рабочей силы.Многообразие рынков предопределяет коренное изменение всей системывзаимодействия предприятий, переход к реализации товаров на основе прямыхсвязей, замену формально-учетного характера купли-продажи реальной куплей-продажей, свободный выбор партнеров по хозяйственным связям. Инструментомтакого рынка выступают структуры в виде товарных и фондовых бирж,специальных баз, коммерческих центров, предприятий оптовой торговли и т. д.2. Рынки можно классифицировать по товарным группам:• рынки товаров производственного назначения;• товаров народного потребления; продовольственных товаров;• рынки сырья и материалов и т. д.Так на рынке сельскохозяйственного сырья формируется фонд сельхозпродуктовдля удовлетворения потребностей в продовольствии, а также дляудовлетворения производственных потребностей в сельскохозяйственном сырье.Формирование рынка потребительских товаров предполагает резкое увеличениеобъемов их производства, расширение конкурентных начал по удовлетворениюпокупательского спроса, создание фирменных магазинов.3. Образование рынков по пространственному признаку представляет собойрынки:• внутрирегиональные;• межрегиональные;• республиканские;• межреспубликанские;• международные (мировые).Формирование таких рынков реально обеспечивает приобретение республикамигосударственного суверенитета.4. По степени ограничения конкуренции различают:• монопольный;• олигопольный;• межотраслевые рынки.5. По видим субъектов рыночных отношений рынки могут подразделяться на:• рынки оптовой торговли, когда в качестве покупателей и продавцоввыступают предприятия и организации;• рынки розничной торговли, когда покупателями выступают отдельныеграждане;• рынки государственных закупок сельхозпродукции, когда покупателемвыступает государство, а продавцами — непосредственные производителисельскохозяйственной продукции: колхозы, совхозы, фермеры, агрокомплексы ит. д.Оптовая торговля существует в двух видах. Первый вид — установление прямыхсвязей между поставщиками и потребителями. Этот вид обычно используется приустойчивой кооперации труда (текстильные и швейные комбинаты, автомобильныеи шинные предприятия). При таких связях договор становится исходным пунктоми активным рычагом формирования рынка. Второй вид оптовой торговли —коммерческие центры, биржи. Этот вид применяется, когда продукцияпоставщика используется многочисленными мелкими потребителями Например, напредприятиях, выпускающих подшипники, которые потребляется сотнями итысячами предприятий и организаций. Переход к оптовой торговле возможен приопределенных экономических и социальных предпосылках:• обоснованной системе цен, учитывающей ее отношение спроса и предложения:• создании развитой инфраструктуры рынка (складские помещения, базы,транспортное обслуживание и т. п.).6. С учетом соблюдения законности в экономике рынки делятся на:• легальные, официальные:• нелегальные «теневые», «черные» и т. д.Исследования структуризации рынков позволяют выделить основные виды рынков.Рынки товаров и услуг. В эту группу включаются рынки:• товаров потребительского назначения продовольственные инепродовольственные товары:• рынки услуг бытовые, транспортные, коммунальные;• рынки жилья и зданий непроизводственного назначения.Рынки факторов производства. В их состав входят:• рынки недвижимости;• орудий труда;• сырья и материалов;• энергетических ресурсов;• полезных ископаемых.Финансовые рынки. Это:• рынки капиталов, т. с. инвестиционные рынки;• кредитные рынки;• рынки ценных бумаг, представленные акциями, облигациями, опционами,варантами, фьючерсными контрактами и др.;• валютно-денежные рынки.Рынки интеллектуального продукта — инновации, изобретения, информационныеуслуги, произведения литературы и искусства.Рынки рабочей силы. Они представляют собой экономическую форму движениятрудовых ресурсов, при которой рабочая сила мигрирует в соответствии с.законами рыночной экономики.Региональные рынки: местные, внутренние, национальные рынки: внешние,международные рынки.Сегментация рынков. Основные виды рынков подразделяются на различныесубрынки, рыночные сегменты. Сегментация рынка представляет собойразделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие ктовару неодинаковые требования. Сегмент рынка — это часть рынка, группапотребителей, продуктов или предприятий, которые образуются на основеопределенных общих признаков. Сегментация может быть проведена разнымипутями с использованием различных факторов (признаков). Основными из нихявляются:1. Географические:• по регионам: Север, Центрально-Черноземный район, Урал, Сибирь, ДальнийВосток;• по административному делению: республика, край, область, район, город;• по плотности населения: город, пригород, сельская местность:• по климатическим условиям: умеренно-континентальный, континентальный,субтропический, морской.2. Демографические:• группировка населения по возрасту;• по полу;•размеру семьи;• по уровню дохода;• по профессиональному составу: научные работники НИИ, инженерно-технические работники госпредприятий, рабочие госпредприятий, служащие,пенсионеры, безработные;• по уровню образования; по религиозной принадлежности:• по национальному составу.3. Психографические:• группировка населения по социальному составу с низким, средним, высоким,очень высоким достатком;•по стилю жизни: богемный, элитарный, молодежный, спортивный;• по личным качествам: амбициозные, авторитарные, импульсивные.4. Поведенческие:• приобретение товаров носит случайный характер;• поиск выгод при покупке товаров: изделия высокого качества, хорошееобслуживание, низкие цены;• статус постоянного клиента; степень нуждаемости в продукте: нуженпостоянно, нужен время от времени:• эмоциональное отношение к продукции: положительное, безразличное,негативное.Конкуренция на рынке.Для успешной конкуренции на рынке любой фирме прежде всего необходим точныйи тщательный анализ круга покупателей и их потребностей. Надо знать:- кто готов купить данный товар или услугу;- почему потребитель будет покупать именно ваш товар или услугу;- в каком виде потребитель желает получать ваш товар;- в какое время он намерен покупать ваш товар;- где он хотел бы покупать ваш товар;- какими партиями и как часто он готов покупать ваш товар и т.д.Надо знать емкость рынка и многое другое. Способность рынка дешевопроизводить высококачественную информацию является его важнейшимдостоинством. Информация - это сведения о том, что и при какихобстоятельствах хотят делать другие. От услуг посредников в информациизависит благосостояние людей в большей мере, чем мы это полагаем.В последние десятилетия быстро формируется рынок информации иинформационных услуг. Развернулась торговля научно-техническимиразработками, программно-математическим обеспечением для ЭВМ,интеллектуальной продукцией.Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трехосновных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции.Цена - это язык рынка, его сигнальная система. Система цен в рыночнойэкономике играет роль основной организующей силы. Цена - это ориентир дляпродавца (производителя) и покупателя (потребителя). Растет цена - этосигнал к расширению производства, падает - сигнал к сокращению. В цененаходят отражение все три подхода к установлению стоимости товара:предельная полезность, издержки производства, спрос и предложение.Стихийное действие предпринимателей приводит к установлению более или менееоптимальных экономических пропорций. Действует регулирующая "невидимаярука", о которой писал еще Адам Смит: " Предприниматель имеет в виду лишьсвой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этомслучае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входит вего намерения. Преследуя свои собственные интересы он часто болеедейственным способом служит интересам общества, чем тогда, когдасознательно стремится служить им".В современных условиях экономика управляется не только "невидимой рукой",но и государственными рычагами, однако регулирующая роль рынка продолжаетсохранятся, во многом определяя сбалансированность народного хозяйства.Регулирующая функция рынка - самая важная. Она связана с воздействием рынкана все сферы экономики. Рынок дает ответ на вопросы: "Что производить? Какпроизводить. Для кого производить." Рынок немыслим без конкуренции.Американские профессора экономики Кембелл Р. Макконнелл и Стенли Л. Брюутверждают, что "сущность конкуренции заключается в широком рассредоточенииэкономической власти внутри составляющих экономику двух главныхсовокупностей - предприятий и домохозяйств. Когда на конкретном рынкенаходится большое число покупателей и продавцов, ни один покупатель илипродавец не может предъявить спрос или предложение на такое количествопродукта, которого было бы достаточно, чтобы заметно повлиять на цену"("Экономика, принципы, проблемы и политика". Баку, 1992 г., т. 1, гл.3).Широкое рассеивание экономической власти, составляющее основу конкуренции,регулирует использование этой власти и ограничивает возможностьзлоупотребления ею. Экономическое состояние препятствует экономическимединицам причинять друг другу разрушительный ущерб, когда они пытаютсяувеличить свою личную выгоду. Конкуренция устанавливает пределы дляреализации покупателями и продавцами их личного интереса.Конкуренция предполагает свободу вступления экономических единиц в любуюконкретную отрасль и свободу выхода и нее. Эта свобода необходима для того,чтобы экономика могла надлежащим образом адаптироваться к изменениям вкусовпотребителей, технологии или предложения ресурсов. Основное экономическоепреимущество рыночной системы заключается в ее постоянном стимулированииэффективности производства.Объектом конкуренции являются цена с ее исходным базисом - издержкамипроизводства, качество продукта и дизайн. Конкуренция одновременно имеет иположительные и отрицательные стороны:1) она способствует развитию научно-технического прогресса, постояннозаставляя товаропроизводителя применять лучшие технологии, рациональноиспользовать ресурсы. В ходе ее вымываются экономически неэффективныепроизводства, устаревшая техника, некачественные товары;2) она чутко реагирует на изменение спроса, ведет к удешевлению издержекпроизводства, тормозит рост цен, а в ряде случаев к их снижению;3) в известной мере выравнивает норму прибыли на капитал и уровеньзаработной платы во всех отраслях национальной экономики.К числу негативных сторон можно отнести:1) придает бизнесу определенную нестабильность, создает условия длябезработицы, инфляции и банкротства;2) ведет к дифференциации доходов и создает условия для их несправедливогораспределения;3) ее следствием может быть перепроизводство товаров и не догрузкамощностей в периоды производственных спадов.Роль рынка труда. Современный этап развития связан с новым взглядом на рабочую силу как наодин из ключевых ресурсов экономики. Этот новый взгляд - свидетельствореального роста роли человеческого фактора в условиях технологическогоэтапа НТР, когда налицо прямая зависимость результатов производства откачества, мотивации и характера использования рабочей силы в целом иотдельного работника в частности.Возрастание роли человеческого фактора в производстве подтвержденорезультатами экономических исследований ведущих американских ученых.Начиная с 1929 года главным источником роста производительности труда инационального дохода США в триаде ‘ труд - земля - капитал ’ являетсяпервый фактор, охватывающий совокупность образовательных, квалификационных,демографических и культурных характеристик рабочей силы.Вложения средств в человеческие ресурсы и кадровую работу становятсядолгосрочным фактором конкурентоспособности и выживания фирмы в условияхрыночной экономики. Не случайно прямые затраты частного бизнеса в США навсе виды обучения возросли уже к началу 80-х годов до 30 млрд. долл., аполные частные и государственные затраты с учетом выплат компенсаций завремя обучения достигли 100 млрд. долл.В эпоху высокоразвитой рыночной цивилизации роль рынка труда в эволюцииэкономики непрерывно возрастает. Связано это с тем, что по мере расширенияи углубления, особенно в последние два десятилетия, научно -технологической революции, освоения высокосложных технологий ираспространения ЭВМ народное хозяйство уже не может обходиться без массовойтворческой деятельности.Впервые в истории производительные силы выходят на такой уровень развития,при котором их эволюция возможна лишь в условиях творческой активностиработников значительной части профессий и широкого использования в сфереобщественного труда новейших технических средств и сопутствующих им знаний.К рабочей силе начинают предъявляться совершенно новые, по сравнению спрошлым, требования: участие в развитии производства практически на каждомрабочем месте; обеспечение высокого качества быстро меняющейся по своимхарактеристикам и технологически все более сложной продукции; удержаниенизкой себестоимости изделий путем постоянного совершенствования методовпроизводства; индивидуализация всех видов и форм производственного инепроизводственного обслуживания.В новых, более эффективных организационных условиях происходит соединениерабочей силы и рабочих мест, включение в инновационно - производственныйпроцесс творческого потенциала трудящихся, подготовка и переподготовкакадров, решение проблем социальной защиты трудящихся и т.п.Интенсивная экономика, живущая в режиме периодического технологического иорганизационного обновления, постепенно превращается в экономикунепрерывного развития, для которой характерно практически постоянноесовершенствование методов производства, принципов управления,эксплуатационных характеристик товаров и форм обслуживания населения.Рынок труда становится важнейшим звеном национальной и мировой рыночнойцивилизации, на нем формируются трудовые ресурсы творческого типа,осуществляющие повседневную эволюцию общества. Речь идет о той или инойформе инициативы, производственной самостоятельности, стремлении ксовершенствованию технологии и методов обслуживания населения.Исследования показывают, что активный созидательный труд в настоящее времяв той или иной мере входит в содержание деятельности большей частиработающего населения, прежде всего специалистов с высшим и среднимспециальным образованием, административно - управленческого персонала,высококвалифицированных рабочих, работников услуг. Это ведущий отряднациональной рабочей силы, охватывающий в западных странах от 40 до 50 %занятых в народном хозяйстве.Структура и сущность рынка труда.Функционально - организационная структура рынка труда включает в себя вусловиях развитой рыночной экономики следующие элементы: принципыгосударственной политики в области занятости и безработицы; системуподготовки кадров; систему найма, контрактную систему; фонд поддержкибезработных; систему переподготовки и переквалификации; биржи труда;правовое регулирование занятости.На рынке труда встречаются продавец и покупатель, как при любой сделкекупли - продажи. Продавцы - это работники, предлагающие свою рабочую силу(способность к труду), а покупатели - это трудовые коллективы или отдельныепредприниматели, которые могут самостоятельно решать, сколько и какихработников им требуется.На рынке труда действует закон спроса и предложения на рабочую силу,который влияет на заработную плату. Закон спроса и предложения на рабочуюсилу отражает несоответствие свободных рабочих мест составу приходящих нарынок труда работников по количественным и качественным параметрам.На рынке труда происходит жестокий, беспощадный отбор наиболее способных,предприимчивых. Слабых и неспособных рынок не щадит. Но вместе с тем онстимулирует высококвалифицированный труд, способствует созданию жесткойвзаимосвязи между вкладом каждого и полученным конкретным результатом.Существовавшая ранее в нашей стране административно - командная системауправления, при которой государство как собственник основных средствпроизводства централизованно планировало необходимое для полной занятостичисло рабочих мест, распределяло и перераспределяло трудовые ресурсы,полностью разрушило мотивацию к труду.Международный опыт свидетельствует, что рынок труда не может существоватьвне конкурентной, основанной на частной собственности экономики идемократических общественных институтов. Тоталитарное общество дажетеоретически исключает возможность существования такого рынка, ибо несчитает человека равноправным, юридически и экономически независимым отгосударства субъектом. Такому государству не столь важно, используется лилюдской потенциал эффективно и согласно с личными интересами человека илинет. Для него значимо другое - иметь человека в полном и безоговорочномподчинении для любых нужд, а личные интересы удовлетворять по минимуму, чтоисключает экономическую и социальную независимость человека. Этообеспечивает хотя и малоэффективную, но почти полную управляемость людскимимассами. Свободный рынок труда в таких условиях просто не нужен, болеетого, он был бы серьезной помехой, хотя его антипод - распределение рабочейсилы, обслуживающее дефицитную по своей природе, принадлежащую государствуэкономику тоже называется рынком труда.Национальный рынок труда охватывает все общественное производство - черезнего каждая отрасль получает необходимые ей кадры не только заданногопрофессионально - квалификационного состава, но и определенных культурных иэтико - трудовых достоинств, адекватных требованиям экономики.На рынке труда реализуется возможность:- свободного выбора профессии, отрасли и места деятельности, поощеряемогоприоритетными предложениями (уровень оплаты труда, возможности реализациитворческих замыслов и т. д.);- найма и увольнения при соблюдении норм трудового законодательства,защищающего интересы граждан в плане гарантий занятости, условий труда, егооплаты;- независимой и вместе с тем экономически поощряемой миграции трудовыхресурсов между регионами, отраслями и профессионально - квалификационнымигруппами, которой обычно сопутствует улучшение условий жизни и трудовойдеятельности, чему способствует наличие высокоразвитых, повсеместнодоступных населению рынков высококачественного жилья, потребительскихтоваров культурных и духовных ценностей;- свободного движения заработной платы и других доходов при сохраненииприоритета квалификации и образования, соблюдении установленного закономгарантированного минимума зарплаты, обеспечивающего прожиточный минимум, ирегулировании верхнего предела доходов через налоговую систему, основаннуюна прогрессивной шкале.В конкурентно - рыночных отношениях отражаются глубокие процессы, постояннопроисходящие в обществе и определяющие его движение вперед. Через рыноктруда проходят, скрещиваясь в нём, три взаимосвязанных эволюционных потока- развитие экономики (материально - технических элементов и структур),развитие человека (общей и профессиональной культуры, творческихвозможностей, нравственных качеств), развитие общественных отношений(государственных и классовых структур, отношений собственности,производственных связей). Они образуют основу прогресса в обществе, егоглавное содержание.Рабочая сила представляет собой товар особого рода, производственныесозидательные качества которого целиком определяют эффективностьконкурентной экономики, ее возможности создания высокосортных товаров икомфортных услуг, масштабы и темпы научно-технических и организационныхпреобразований. Поэтому подготовка и выпуск на рынок труда образованной итворчески активной рабочей силы, обеспечение ее квалификационной итерриториальной мобильности является одной из первооснов жизнедеятельностинародного хозяйства. И чем выше общий уровень развития экономики, чем болеесложные задачи ей приходится решать, тем значительнее потребность в рабочейсиле высшей квалификации. Подобной рабочей силе в развитых странах мира вэпоху НТР абсолютное большинство работодателей и государственные органыстремятся создать наилучшие производственные и жизненные условия,гарантируя по возможности и социальную защищенность на рынке труда.Рабочая сила - товар особого рода еще и потому, что она сама в первуюочередь является, как правило, наиболее заинтересованной стороной вразвитии своих созидательных возможностей, реализуемых в народном хозяйствеи выражающих индивидуальные, особенно творческие, способности личности.Преобладающая общность интересов “товара” рабочей силы и ее потребителей -экономики и государства - является важнейшей социально - экономическойчертой рыночной экономики, создающей прочную гуманистическую основуразвития народного хозяйства и всего общества. Несомненно, чтоорганизованный, во многом управляемый государством и поддерживаемыйпредприятиями товарной экономики, постоянно совершенствуемый по мереразвития народного хозяйства рынок рабочей силы является одним из ключевых,жизненно важных звеньев социально - экономической системы любой страны.Конечной целью рынка труда является, во-первых, удовлетворениепрофессионально - трудовых и жизненных интересов экономически активногонаселения, включая социальную защиту, и обеспечение народного хозяйстванужными ему кадрами; во-вторых, достижение максимально полной и минимальнопрерывной занятости, с учетом потребности в частичной рабочей неделе,скользящем графике рабочего дня и т.п.Особенности современного рынка труда.Одной из принципиальных особенностей современного западного рынка трудаявляется значительная распространенность предпринимательской деятельности.Примерно каждый десятый работающий в США, Франции, Великобритании, каждыйседьмой в Японии, каждый пятый в Италии является предпринимателем. Почти2/3 из них возглавляют средние и мелкие предприятия, а каждый четвертыйведет дело, в котором занято 20 и менее человек.Труд в условиях частной собственности, когда она является не враждебным ипротивостоящим человеку понятием, а полным или частичным личнымдостоянием, формирует особо важные качества рабочей силы, которые высокоценятся на рынке труда и быстрее всего закрепляются в людях, облаченныхответственностью предпринимателя. Личное владение утверждает в человекесознание и чувство ответственности за принадлежащую ему частицунационального богатства, развивает в нем социальный инстинкт сбереженияматериальных и духовных ценностей, желание их развивать и укреплять. Около80 % занятых в западных странах в той или иной форме выступают владельцамиили совладельцами семейного дела, мелких, средних и крупных предприятий,обладателями акций фирм и корпораций.Общий уровень квалификации трудовых ресурсов сегодня таков, чтопредпринимательством успешно занимаются представители практически всехпрофессий, причем рабочие в данном отношении держат пальму первенства. В1990 году в США 23 % предпринимателей имели рабочие профессии, 18 % -обладали опытом управленческой работы, 18 % - были связаны с торговлей, 15% - с услугами, 16% - имели высшее или научное образование различногопрофиля, 10 % - были фермерами.Реальные основания для участия в развитии производства,независимо от профессионального статуса, имеют прежде всего получившиесовременное среднее специальное, высшее и научное образование, которое вовсех своих звеньях обычно в первую очередь направлено на выявление иразвитие творческих способностей учащихся. Указанное образование, не считаяподавляющего большинства специалистов с высшим и средним специальнымобразованием и административно - управленческого персонала, в США в 1987г.имели 50% торговых служащих- мужчин (30% -женщин), 40% административно -вспомогательного персонала (конторских служащих), 33% - работников услуг(не считая специалистов), 24% - рабочих высокой квалификации, 17% - рабочихсредней квалификации.Черезвычайно благоприятно на рынке труда сказывается развитие другоговажного процесса - увеличение предприятий с коллективной формойсобственности. В США, к примеру, в конце 80-х годов на таких предприятиях,в материальном производстве и услугах было занято 8-10% трудящихся.Практика показывает, что предприятия с коллективной формой собственностиимеют выше среднеотраслевых показатели качества продукции ипроизводительности труда. Рабочие и служащие с большим воодушевлениемучаствуют в совершенствовании производства и, вместе с тем, в случаенеобходимости, легче соглашаются на компромиссы в области зарплаты ивременного увеличения длительности рабочей недели. Подобныепроизводственные коллективы успешнее участвуют в конкурентной борьбе иустойчивее в периоды конъюнктурных рыночных колебаний. Внимательнее игуманнее решаются проблемы переквалификации, повышения профессиональногоуровня, сокращения штатов. С целью социальной защиты рабочих и служащихсоздаются дополнительные цеха, конкурентоспособные дочерние предприятия.Для современного интеллектуального рынка труда не характерно авантюрно -эксплуатационное минутно - потребительское отношение к человеку, еговозможностям, как совершенно не оправдавшее себя на практике. В масштабеэкономики господствует многократно проверенный международной практикой,поощряемый во всех странах передовыми процветающими корпорациями принцип:«прежде чем с человека спрашивать, ему многое нужно дать». И потомусовременный рынок труда имеет мощную корневую систему. Он опирается нагигантские организационные структуры, охватывающие не только экономику, нои многочисленные государственные, общественные и частные институты, включаянациональную систему образования, в том числе принадлежащую фирмам,учреждения культуры, здравоохранения, различные некоммерческие социальныеорганизации, институт семьи.Организационно-финансовые основы рынка труда.Рынок труда является органической частью экономики и как бы вмонтирован внее. Он функционирует силами управлений и отделов кадров, учебных иисследовательских центров, а также социальных служб корпораций аналогичныхподразделений государственных учреждений, некоммерческих организаций и т.д. Его важными звеньями являются региональные и местные службы министерствтруда, осуществляющие профессиональное обучение, трудоустройство иматериальную поддержку в первую очередь лиц, нуждающихся в особойсоциальной опеке - безработных, инвалидов, иммигрантов, неустроенноймолодежи.Государственная политика рынка труда в западных странах исходит из того,что активная жизненная позиция, стремление к развитию и самоутверждению,присущая корпорации, предприятию и любому трудящемуся, возникает не подвлиянием директивных указаний со стороны и не под давлением каких-товнешних сил. Напротив, подобные устремления зарождаются не только какследствие внутренних побуждений и реализуются путем самостоятельных решенийи действий. Для этого необходима конкурентная среда и наличие для всехпримерно равных возможностей достижения наилучших результатов. Задачагосударства состоит в обеспечении наиболее благоприятных экономических, вт. ч. налоговых, социальных и культурных возможностей развития страны.Эффективность подобной концепции подтверждает опыт развития западногообщества 70-80-х годов. Государство ни при каких обстоятельствах невыступает давящей директивной силой, наделившей само себя монопольнымиправами регулировщика рынка труда. Опыт развития западной цивилизациипоказывает, что подобная ситуация неминуемо приводит к исчезновениюэволюционных потенций в обществе и его деградации.В настоящее время расширенному воспроизводству и развитиювысококачественных трудовых ресурсов в той или иной степени служат так илииначе практически все, включая оборону, материальные и духовные активыстраны .О жизненной важности рынка труда для современного общества свидетельствуютмасштабы текущих государственных затрат на его развитие. Только нареализацию социальных программ в рамках рынка труда во многих западныхстранах ежегодно выделяются средства в объеме 2-3% валового национальногопродукта.Рынок труда финансируется государством через министерство труда по тремсамостоятельным направлениям - трудоустройство ищущих работу, обучениепользующимся спросом специальностям необходимой квалификации;профессиональная реабилитация и обеспечение работой лиц, требующих особогосоциального внимания (люди с ограниченной трудоспособностью, инвалиды,иммигранты, молодежь без полного школьного образования и специальности и т.д.).Список литературы.С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи «Экономика» Москва, 1993г.Павленков В.А. «Рынок труда.» М., 1992г;Е.М. Майбурд «Введение в историю экономической мысли. От пророков допрофессоров», Москва 1996г.«Курс экономической теории». Под ред. Чепурина М.Н., Киров, 1994г., стр.233-248;Четвернина Т. «Положение безработных и государственная политика на рынкетруда.» «Вопросы экономики», №2, 1997г., стр.102-113.;Микульский К. «Формирование новой модели занятости.» «Экономист», №3, 1997,стр.47-52;Чернина Н. «О новой модели занятости.» «Российский экономический журнал»,№11-12, 1996г., стр.50-59.;Лещинская Г. «Молодежный рынок труда.» «Экономист.», №8, 1996г., стр. 62-70.;Еженедельник «Эксперт», № 10, 15, 21, 22, 26, 27, 30, 1997г.Заславский И. «К характеристике труда современной России. Очерк социально-трудовой политики.» «Вопросы экономики.», №2, 1996г., стр.76-91.;Бушмарин И.В. Рынок труда в современной экономике. // Общество и экономика,№ 1, 1994Гаузнер Н. Современная ситуация на российском рынке труда и политиказанятости. // МЭИМО № 4, 1993Краснова В., Матвеева А., Сюганов Ю. Работа есть работа, работа естьвсегда... // Коммерсантъ, № 21, 1994Маслова И.,Бараненкова Т.,Кубишин Е. Рынок труда, занятость и заработнаяплата.// Экономист № 11, 1993Симонова И.Ф. Проблемы совершенствования государственного регулированиянефтяного комплекса России в условиях рынка.- М. 1995 г.Фельдман Г.И. В лабиринтах рынка. М. “Транспорт” 1993




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Сущность и функции рынка iconРынок: сущность, функции, роль в жизни общества. Противоречия рынка

Сущность и функции рынка iconСущность и эволюция развития рынка ценных бумаг, его функции и структура

Сущность и функции рынка icon1. Сущность мирового рынка товаров и услуг и его характеристики
Поэтому всегда причинами существования внешнеторговых отношений, а, следовательно, и современного мирового рынка остаются международное...
Сущность и функции рынка iconСущность и функции финансов, их роль в системе денежных отношений рыночного хозяйства. Финансовая политика. Управление финансами. Финансовое планирование и прогнозирование. Финансовая система, ее функции и звенья
Банковская система России: структура, этапы развития. Центральный банк и его функции. Коммерческие банки и их функции. Особенность...
Сущность и функции рынка iconСущность и структура финансового рынка
Финансовый рынок ориентирован на мобилизацию капитала, предоставление кредита, осуществление обменных денежных операций. Основным...
Сущность и функции рынка iconКонтрольная работа по дисциплине «Деньги, кредит, банки» на тему №1: «Возникновение, сущность, функции и роль денег»
Функции денег. Изменения в функциях денег в связи с демонетизацией золота
Сущность и функции рынка iconСущность бухгалтерского баланса. 4 1 Значение и функции баланса 4
В данной курсовой работе раскрывается сущность бухгалтерского баланса и его роль в управлении предприятием
Сущность и функции рынка iconКонтрольная работа по маркетингу на тему: «Сегментирование рынка» и «Основные функции маркетинга»
Сегментирование рынка. Процесс сегментации. Основные критерии сегментации потребительских рынков
Сущность и функции рынка iconЦентральные банки, их сущность и функции
Изучение их опыта придает особую актуальность вопросам, рассматриваемым в данном учебном пособии, в котором на основе обобщения зарубежного...
Сущность и функции рынка iconЛекция сущность, структура и функционирование рынка труда Понятие, структура и элементы рынка труда
Рынок труда – это динамическая система, включающая в себя комплекс экономических и социально-трудовых отношений по поводу условий...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы