Петербург в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание icon

Петербург в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание



НазваниеПетербург в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание
Дата конвертации17.07.2012
Размер30,75 Kb.
ТипРеферат
Петербург в романе Ф.М. Достоевского Преступление и наказание


Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание»Общественная атмосфера конца 60-ых годов и её отражение в идеологическомромане «Преступление и наказание». С такими мыслями приступил Ф.М.Достоевский к одному из ключевых произведений своего творчества – к роману«Преступление и наказание». Это одна из самых сложных, исторически важных,интересных книг в истории литературы. Писатель начинал работу над ней вусловиях трудного времени. Россия вступает в сумеречную переходную эпоху,эпоху реформ, прозванную «железным веком». Петербург становится еёолицетворением.Есть два Петербурга. Один – город, ослепляющий своей красотой, творениегениальных архитекторов. Петербург петровских времен, дворцовыхпереворотов, пышных балов и роскошных приемов, Петербург Дворцовой площадии Дворцовой набережной. Но есть и другой Петербург – город грязных дорого,пыльных улиц, бедных людей, живущих в тесных клетушках.С самых первых страниц романа перед нами предстает Петербург, но авторописывает не его божественное величие, не ослепительную красоту, не жизньвысшего света. Достоевский решает показать читателю другую сторону севернойстолицы, помещая главных героев не в центре города, где бьет ключом жизньаристократов, а на окраине Петербурга. На улицах города происходят ужасныевещи. Здесь кончают жизнь самоубийством, просят милостыню, совершаютубийства, видят страшные сны. Но никто не приходит на помощь. Все как будтоослепли и оглохли. Никто не видит страданий, переполняющих сердца, неслышит криков души о помощи, никто не проявит хоть капли сострадания. Всепогружены в себя, в свои собственные проблемы.Здесь же мы видим главного героя романа, студента Петербургскогоуниверситета, Родиона Раскольникова. На протяжении целого месяца егопреследовало «болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и откоторого морщился». Одинокий юноша, брошенный в круговорот общественныхстрастей, лишенный прочной духовной почвы втянутый в идейную борьбу,вступает в болезненные отношения с миром. Живет он в «крошечной клетушке,шагов шесть длиной, имевшей самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльнымии всюду отстающими от стен обоями». Сцена знакомства Раскольникова сМармеладовым в трактире задает тон всему повествованию. «Понимаете ли вы,милостивый государь, что значит, когда некуда больше идти…», «А коли не ккому, коли идти больше некуда! Ведь надобно же чтобы всякому человеку хотькуда-нибудь можно было пойти…» – так происходит знакомство Раскольникова иМармеладова, обедневшего чиновника «с отекшими от постоянного пьянствавеками». Исповедальный монолог Мармеладова, который тут же выслушиваетглавный герой, окрашивает всю ситуацию в драматические тона. Под пьяныйхохот и ядовитые насмешки посетителей распивочной рассказывает чиновникисторию своей жизни. В романе возникает образ Петербурга мертвенного,холодного, равнодушного к судьбам людей. Семья Мармеладова многодетная:больная жена – Катерина Ивановна и четверо полураздетых детей. КатеринуИвановну, которую погубило противоречие между прошлой обеспеченной ибогатой жизнью и жалкой, нищенской настоящей, преследуют глубокий,страшный, чахоточный кашель, бессонные ночи в ожидании мужа, плач голодныхдетей. Соня Мармеладова, старшая из детей, вынуждена торговать собой. Непойди Соня на улицу, умерли бы с голоду её домочадцы. Даже самоубийство какдостойный выход исключено. Соня становится грешницей, жертвует собой,отказывается от себя, но вера в Бога, как единственная надежда на спасение,не покидает её. Она живет в «большой комнате, но чрезвычайно низкой»,которая походила на «сарай, имела вид весьма неправильногочетырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое», «желтоватые,обшмыганные и истисканные обои», «бедность была видимая; даже у кровати небыло занавесок». + Все герои, поставленные в невыносимые для жизни условия,находятся в непрерывном нервном напряжении. Они озлоблены на себя, на своихблизких, на окружающий мир. Герои не могут мириться с такой жизнью, злобана которую доводит до остервенения. Так они создают свои теории, идеи,воплощение которых в жизнь приводит к непоправимым последствиям. Все героиотчасти становятся преступниками.Так что же такое Петербург для Достоевского? «…Петербург, не знаю почему,для меня всегда казался какою-то тайною. Ещё с детства, почти затерянный,заброшенный в Петербурге, я как-то все боялся его». Можно прийти к выводу,что Петербург для Достоевского город одиноких, несчастных людей, городтесных пыльных, вонючих улиц, город убийств и кошмаров. …Автор решает освободить главных героев. Отправляя их в Сибирь, накаторгу, он дарит им свободу, позволяет обрести искреннее раскаяние,душевное спокойствие, помогает найти любящего, необходимого человека.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Петербург в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание iconРеферат Натурализм в творчестве Ф. М. Достоевского
Картины жизни «униженных и оскорбленных» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Петербург в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание iconЛужин и Свидригайлов в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание

Петербург в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание iconТема детства в романе Достоевского Преступление и наказание

Петербург в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание iconИзображение петербурга достоевского в романе "преступление и наказание"

Петербург в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание iconОбраз Петербурга в романе Достоевского Преступление и наказание

Петербург в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание iconПроблема гуманизма в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание Проблема гуманизма в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Петербург в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание iconОбразы детей и их роль в романе Достоевского Преступление и наказание

Петербург в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание iconАвтор и его герой в романе Достоевского Преступление и наказание

Петербург в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание iconФ. М. Достоевского Преступление и наказание Достоевский «Преступление и наказание». Творческая история первоначально было задумано как повесть «Исповедь»,Психологический отчет

Петербург в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание iconИдейное и художественное своеобразие романа Ф. М. Достоевского Преступление и наказание на тему: «Идейное и художественное своеобразие романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Идейное и художественное своеобразие романа Ф. М. Достоевского Преступление и наказание
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы