Искусство Древней Греции icon

Искусство Древней Греции



НазваниеИскусство Древней Греции
Дата конвертации16.07.2012
Размер392,16 Kb.
ТипРеферат
Искусство Древней Греции


План: Вступление I. Гомеровский период(11-8 вв до н. э.) а) изобразительное и декоративно-прикладное искусство б) архитектура Архаика(8-6 вв до н. э.) а) градостроительство б) архитектура IV Классицизм (6-4 вв до н. э.) V Эллинизм(середина 4-2 в до н. э.) VI ЗаключениеИскусство Древней Греции знаменует один из высочайших взлетов в культурномразвитии человечества. В своем творчестве греки использовали опыт болеедревних художественных культур, и в первую очередь эгейского искусства.Истории собственно древнегреческого искусства начинается после паденияМикен и дорийского переселения и охватывает 11-1 вв. до н. э. В этомисторико-художественнолм процессе обычно выделяют 4 этапа, которыесоответствуют основным периодам общественного развития Древней Греции: 11-8вв. до н. э. – гомеровский период; 7-6 вв. до н. э. -- архаика; 5 в –первые 3 четверти 4 в до н. э. – классика; 4 четверть 4 в – 1 в до н. э. –эллинизм. Область распространения древнегреческого искусства выходиладалеко за пределы современной Греции, охватывая Фракию на Балканах,значительную часть Малой Азии, многие о-ва и прибрежные луниты наСредиземном и Черном морям, где находились греческие колонии. После походовАлександра Македонского греческая художественная культура распространиласьпо всему Ближнему Востоку. Древнегреческое искусство полнее всего раскрыло свои возможности впериод классики, когда переживала рассвет рабовладельческая демократия,полисы(города- государства) достигли наивысшего подъема, а свободныеремесленники и землевладельцы ощущали себя полноправными гражданамиобщества. Результатом этого был и особо, более демократический характеридеологии по сравнению с идеологией рабовладельческих обществ ДревнегоВостока и императорского Рима. На основе всех этих предпосылок и вырослахудожественная культура древней Греции. Ее ведущей отраслью былипластические искусства, которые по самой своей природе соответствовалипроникнутому жизнеутверждающим пафосом, цельному мировосприятию древнихгреков. Греки впервые осознали красоту естественного бытия последнего, вчастности красоту нормально развитого человеческого тела. Идеальноепредставление о человеке и мире, воплощенное в древнегреческиххудожественных образах, не противостоит реальной жизни. Образ человека вискусстве Древней Греции -это кристально ясная, очищенная от случайностейконцентрация прекрасных духовных и физических качеств реального человека. Прогресс пластических искусств в античн6ой Греции был поистине огромен.Впервые в истории мировой художественной культуры сложилась развитаясистема реалистических принципов; наряду с культовыми развилисьмногочисленные светские формы искусства; возросла его общественно-воспитательная роль. В архитектуре были выработаны ордерные принципы изаложены основы градостроительства; в скульптуре осознана выразительностьчеловеческого тела на основе великолепного знания его анатомическойструктуры; в живописи были созданы первые станковые картины, зародилисьпринципы светотени и перспективы; развилась совершенная по своимдекоративным качествам вазопись. Древнегреческие художники блестящеразрешили проблему синтеза пластических искусств, о чем свидетельствуютскульптурные фризы и фронтоны храмов , образцы монументальной живописи,статуи, созданные с расчетом наархитектурное окружение. Каждая последующая эпоха в той или иной мере использовала опытдревнегреческого искусства. Особенно значительной оказывалась его роль в тепериоды, когда искусство руководствовалось гуманистическими идеалами, иантичная традиция выдвигалась в противовес спиритуализму и мистике готике ибарокко. Некоторые стороны общественного бытия и качества общественногочеловека никогда не были отражены искусством в такой классической форме,которая была найдена древними греками. Гомеровский период(11-8 вв. до н. э.) Первый период в развитии собственно греческого искусства совпадает споследней стадией первобытнообщинного строя. Наиболее отражена эта эпоха впоэмах Гомера, именем которого ее и принято называть. До начала нашего векаединственным источником для изучения истории Греции XI-IX вв. до н. э. былизнаменитые творения Гомера “Илиада” и “Одиссея”, да немногие отрывочныесообщения значительно более поздних греческих авторов. Однако,археологические раскопки , которые, особенно на протяжении последних 4хдесятилетий, почти непрерывно велись на территории Эллады, дали возможностьнакопить ряд важных данных. Новые открытия позволили значительно дополнитьданные эпоса. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство гомеровской эпохи носятдостаточно примитивный характер. Среди них относительно большего развитиядостигает искусство керамики, подразделяемое на субмикенское(1я половина11в. до н. э. ), протогеометрическое(2я половина 11-10в. до н. э. ) игеометрическая(9-8вв. до н. э. ). Субмикенские гончары и вазописцыопирались на позднемикенскую традицию; при этом усилилась тенденция кгеометризации орнамента: преобладают круги, волнистые линии, треугольники.Сосуды протогеометрического периода более стройны, более четко расчлененыросписью. Состав орнамента сохраняется, но окружности наносятся циркулем. Сложнее и совершеннее вазы геометрического стиля. Ее поверхностьцеликом покрыта росписью, состоящей из полос лесандра, крестов, окружностейи т. д. На вазах развитого стиля(“дипилонские” вазы, т. е. найденные наДипилонском некрополе в Афинах)появляется геометризованное изображениечеловека. Геометризмом форм отличается и мелкая пластика 9-8ии. До н. э. :вотивные (т. е. приносимые в святилище во исполнение обета или с какой-либопросьбой к божеству) фигурки животных, главным образом коней, бронзоваястатуетка воина с Акрополя, одна из многих подобных, многочисленныетерракотовые статуетки из Беотии. Монументальная скульптура геометрической эпохи не сохранилась. Вдревнейших храмах стояли деревянные, иногда обитые кованой бронзой статуибогов(“ксоаны”). Они были предельно обобщены, геометризированы. Так,статуя Аполонна в Амиплах, по словам греческого писателя 2в. н. э.Павсанием, напоминала медную колонну. К гомеровскому периоду относятся первые памятники греческого искусстварезьбы по камню. Резные камни с углубленными изображениями(инталии)использовались как личные печати, амулеты, украшения. Они изготовлялисьпреимущественно из мягких пород камня(гематит, стеатит и др. ). Изображенияна камнях напоминают геометрические рисунки на вазах. В числехудожественных изделий из металла сохранились украшенные рельефнымиизображениями посуда, вотивные треножники, предметы вооружения. АрхитeктураНекоторые представления об архитектуре гомеровской эпохи дают эпос,немногие остатки древнейших построек, терракотовые модели храмов, найденныепри раскопках так называемых священных участков. Скудость археологическихданных не позволяет воссоздать архитектурный облик городов того времени. Вотдельных местах”Илиады” и “Одиссеи” встречаются описания древних святилищ-свящeнных рощ и пещер с примитивными алтарями, дается характеристика жилойусадьбы, группировавшейся вокруг двора(“ауле”), разделенной на мужскую иженскую половины и включающей специальные помещения для рабов; главнымпомещением жилого дома был примыкавший ко двору “мегарон”- прямоугольныйзалс очагом в центре, отверстием для выхода дыма в пoтолке и входным портиком,образуемым выступающими концами продольных стен(“антами”) и столбами междуними. Мегарон был исходным архитектурным типом в развитие греческого храма.Судя по раскопанным фрагментам зданий, строительная техника гомеровскойэпохе заметно уступает микенской и критской. Постройки возводились из глиныили сырцового кирпича(редко из плитняка) на фундаментах из бута,скрипленного глиняным раствором; вытянуные в плане, они завершалиськриволинейной апсидой. В 9-8вв. до н. э. Начали применять деревянныйкаркас, укрепляющий стерцовую постройку(храм Артемиды Орвали в Спарте), чтоспособствовало переходу к прямоугольным планам. Глиняная модель храма 8в.до н. э. Из Герайона близ Аргоса свидетельствует о развитие двуматнойкровли и появлением потолка и фронтонов; столбы образуют самостоятельныйпортик. Позже возникает портик вокруг всего храма, защищающий сырцовыестены от дождя(1й храм Геры в Герайоне близ Самоса, ныне Тигани, здание вГермоне). Описание в “Одиссее” дворца Алкиноя позволяет угадать эстетическиевоззрения той эпохи, когда архитектура еще не отделилась от ремесел , aпредставления о красоте- от восхищения мастерством, по словам Гомера,сияющим, подобно солнечному отсвету, на всех продуктах человеческого труда.Это сияние и делает “лучезарным” сказочный дворец, при виде которого сeрдцеОдиссея забилось сильнее; он чарует не столько специфическими средствамиархитектуры, сколько искусными металлическими деталями и обшивками, резьбойпо дереву, росписями , декоративными тканями; путника манят богатый дом,искусно орошенный сад, прохлада помещений, продуманная организация всейусадьбы, наполненной творениями человеческих рук. Архаика(8-6 вв. до н. э.) Греческая культура VIII-VI вв. до н. э.- это культура общества, вкотором ведущая роль принадлежит рабскому труду, хотя в отдельных отраслях,требовавших высокой квалификации производителей, как, например,художественное ремесло, широко применялся свободный труд. Эпоха архаики- это время постепенного формирования классового,рабовладельческого общества, колонизации греками побережья Средиземного ичерного морей , бурного роста городов и образования полисов, дальнейшаяистория которых насыщена борьбой между аристократами и демосом, междуправящей верхушкой и большинством свободного населения. Кругозор человека,вышедшего за пределы родовой общины, значительно расширяется. Колонизациядала возможность грекам ближе познакомиться с художественными культурамидругих народов. Становление греческой государственности сопровождалосьвыработкой монументальных, изобразительных и архитектурных форм; возрастаетобщественное значение искусства, становящегося выразителем новых,гражданских и государственных идеалов. Напряженная борьба демоса саристократией в известном смысле проявилась и в искусстве.Архаическая эпоха была временем зарождения античного реализма. Однако,художественная культура архаики ценна не только как предвестие реализмаклассики. Культуре архаики свойственна и могучая цельность, в какой-то мереутраченная классикой, и человечность, неведомая древнейшим культурам. Архитектура В то время город обычно располагался вокруг укрепленного холма-“акрополя”, на вершине кoторого находилось святилище с храмом, посвященнымбогу-покровителю полиса. У подножия акрополя размещались живые кварталы;их планировка складывалась стихийно; ремесленники каждой профессии селилисьотдельными слободами. Центром нижнего города была торговая площадь “агора”-место политических собраний граждан. В связи с возникновением нoвых форм общественной жизни складываютсяразличные темы зданий общественного назначения; среди них ведущее местопринадлежало храмам. Наряду с храмами сложились другие типы общественных зданий:“булевтерий“- дом для собрания совета общины;”пританей”- дoм со священнымочагом общины, предназначенный для официальных приемов и торжественныхтрапез. Рано появились “ста”- портики, открытые спереди, а часто и с другихсторон, служившие местом oтдыха и прогулок.К числу общественных зданийотносились также “лесхи”(свoего рода клубы), фонтаны, театры, стадионы.Целые комплексы сооружений отводились для “палестр” и “гимнасиев”- школ дляфизического и общего воспитания молодежи. Большинство общественныхсооружений свободно размещалось вокруг агоры. Нaчало поисков более долговечных, чем известных прежде, болеевнушительных и соответствующих требованиям новой эпохи архитектурных формзнаменует храм Аполонна Терепиоса в Гермоне и храм Геры в Олимпии. Эти храмы в большей мере свидетельствуют о поисках, чем об успехахзодчества архаики. Его крупнейшие достижения были связаны с созданием ипоследовательным применением ордерных принципов. Ордер представляет особыйтип архитектурной композиции, характерными чертами которого являетсятрехчастность(стереобой, колонны и антаблемент), четкое разделение частейна несомые и несущие, нарастание сложности построения снизу вверх. Ордервозник как важный элемент архитектуры общественного здания. Дорический ордер сложился на базе строительного опыта дорийских племен,заселявших греческую метрополию. Он встречается уже в первых сооружениях,построенных из камня, как в метрополии(ст. храм Афины Пронайи и ст. фолос вДельфах), так и в дорийских колониях(храм Артемиды в Керпире, храм Аполлонав Сиракузах) . На первых порах дорические постройки имели много местныхособенностей. Со временем стерлись различия в плане. Исчезли и резкиеколебания в пропорциях колонн, первоначально весьма значительных. Вышла изупотребления керамическая облицовка, бессмысленная в каменных сооружениях,но иногда применявшаяся по традиции(сокровищница илоян в Олимпии).Примерами сложившейся архаической дорике служит храм Афины на о-ве Эгида,сокровищница афинян в Дельфах, храм Аполонна в Коринфе, “базилика”и храмДеметры в Пестуме. Важным элементом архаической архитектуры был декор:cкульптура,заполнявшая поля метол и фронтонов, и раскраска фасадов(восковыми краскамипо тончайшей мраморной шукатурке или прямо по камню). В дорических храмахфоны для скульптуры окрашивались в синий или красный цвет, мутулы, триглифыи регулы-в син6ий, нижние поверхности карниза тении; под капителями- вкрасный. Основные, “работающие”части здания(архитрав, колонна) неокрашивались. Раскраска пoдчеркивала кoнструкцию и в то же время придавалаархитектуре праздничный, мажорный характер. Легкий в пропорциях декоративно-изящный ионический ордер сформировалсяв богатых торговых городах островной и малоразийской Греции, испытавшихвоздействие культуры Востока. Конструктивным прототипом ионическогоантаблемента была плоская, совмещенная с потолком глинобитная кровля,уложенная по сплошному накату из мелкого леса. В этой конструкции и находитсвой прообраз высокая ионическая сила и зубчики, расположенные поверхархитрава. Ионический ордер встречается спервые в больших малоазийскихдиптерах середины 6 в до н. э., возведенных из известняка и мрамора. Срединих наиболее прославлен храм Артемиды(архитекторы Херсифон и Метаген) вЭфесе. В 6 в до н. э. греческие зодчие добились крупных успехов и в созданииархитектурных ансамблей. Важнейшим типом ансамбля, наряду с опорой иакрополем, было святилище. В ансамбле святилище в Дельфах, определившиеся восновных чертах в 6 в до н. э., важным элементом архитектурного образаявляется пейзажное окружение. Композиция святилища была рассчитана навосприятие человека, который в составе торжественной процесии поднимался позигзагам освещенной дороги, обрамленной сокровищницами и вотивнымистатуями; на одном из поворотов перед его взором возникали неожиданнокрупные и потому особенно впечатляющие массы главного храма, стоявшего навысокой террасе. Классика (6-4 вв до н. э.)Великий расцвет Золотому веку греческой культуры, знаменующему «высочайший внутреннийрасцвет Греции»1 (К. Маркс), пред шествовало великое испытание, выпавшее надолю греческого народа.В эту пору персидская держава владычествовала над множеством разноязычныхнародов. Персия Ахеменидов стремилась к мировому господству и уже почтидостигла его в масштабах того времени, властно утвердившись на землях, гдев свое время процветали другие древние культуры Востока. Борьба с грознойперсидской державой в чем-то означала для греков борьбу со Зверем, которогоони изгнали из своего сознания и своего мироощущения и который теперьяростно обрушивался на них извне. Это была борьба цивилизации сварварством, сил прогресса с реакцией и в то же время великая войнагреческого народа против чужеземных захватчиков за свою культуру, свободу инациональную самобытность.Трижды персидские полчища вторгались в континентальную Грецию (492, 490 и480 гг. до н. э.). Они разорили Афины и принесли греческому народунеисчислимые страдания. Но, очевидно, символ Эллады — греческая колонна,увенчанная геометрически стройным антаблементом, украшенным прекраснымиизваяниями, славящими человеческую отвагу и красоту, тверже стояла тогда наземле, чем персидская, бесспорно величественная, но утверждавшая своейкапителью силу Зверя, а не Человека. В этой великой войне греческий народ окончательно возмужал, осозналсвою силу, свое превосходство над варварским миром Востока. Главная роль водержанной победе принадлежала Афинам, где демократия была наиболее широкойи прочной. Афины возглавили мощный греческий морской союз, обеспечивший имгегемонию на море. Почти во всех греческих государствах рождалосьдемократическое движение, властно освобождавшее духовные силы народа.Следствием победы над персами явился экономический подъем греческойкультуры с главенством Афин. Но полное торжество духа свободы не сразу еще проявилось в искусстве.Окончательное овладение формой могло быть достигнуто лишь постепенно.Мраморные изваяния эгинских фронтонов были исполнены уже после марафонскойпобеды. Но, как мы видели, еще не свобода, а лишь воля к свободе находит вних свое воплощение. В 472 г., через восемь лет после решительной победыпри Каламине, Эсхил, старший из великих греческих трагиков, сам участникэтого сражения, посвятил ему свою героическую трагедию «Персы». Примерно сэтого же времени в греческом искусстве начинается период, который можноназвать раннеклассическим. Ведь почти вся греческая скульптура V в.погибла. Так что по позднейшим римским мраморным копиям с утраченных,главным образом бронзовых, оригиналов часто вынуждены мы судить отворчестве великих гениев, равных которым трудно найти во всей историиискусства.Мы знаем, например, что Пифагор Регийский (480—450 гг. до н. э.) былзнаменитейшим скульптором. Раскрепощенностью своих фигур, включающих как быдва движения (исходное и то, в котором часть фигуры окажется черезмгновение), он мощно содействовал развитию реалистического искусстваваяния. Современники восхищались его находками, жизненностью и правдивостьюего образов. Но, конечно, немногие дошедшие до нас римские копии с егоработ (как, например, «Мальчик, вынимающий занозу». Рим, Палаццоконсерваторов) недостаточны для полной оценки творчества этого смелогоноватора.Ныне всемирно известный «Возничий» — редкий образец бронзовой скульптуры,случайно уцелевший фрагмент групповой композиции, исполненной около 470г....В 70-е годы прошлого века немецкие археологи предприняли раскопкиОлимпии в Пелопоннесе. Там в древности про исходили обще греческиеспортивные состязания, знаменитые олимпийские игры, по которым греки велилетосчисление В угоду христианской церкви византийские императоры запретилиигры и разрушили Олимпию со всеми ее храмами, алтарями, портиками истадионами.Раскопки были грандиозны: шесть лет подряд сотни рабочих вскрывали огромнуюплощадь, покрытую многовековыми наносами. Результаты превзошли всеожидания: сто тридцать мраморных статуй и барельефов, тринадцать тысячбронзовых предметов, шесть тысяч монет, до тысячи надписей, тысячи глиняныхизделий были извлечены из земли. Отрадно, что почти все памятники былиоставлены на месте и, хотя и полуразрушенные, ныне красуются под привычнымдля них небом, на той же земле, где они были созданы.Метопы и фронтоны храма Зевса в Олимпии, несомненно, самые значительные издошедших до нас изваяний второй чет верти V в. Как бы ни били искалеченымраморные скульптуры фронтона, это звучание полностью доходит до насПотому что в отличие от эгинских фронтонов, где фигуры не спаяны междусобой органически, здесь все проникнуто единым ритмом, единым дыханием.Вместе с архаической стилистикой совершенно исчезла архаическая улыбка.Аполлон царит над жаркой схваткой, верша ее исход. Только он, бог света,спокоен среди бури, бушующей рядом, где каждый жест, каждое лицо, каждыйпорыв дополняют друг друга, составляя единое, неразрывное целое, 'прекрасное в своей стройности и исполненное динамизма. Так же внутреннеуравновешены величественные фигуры восточного фронтона и метоп олимпийскогохрама Зевса (Олимпия. Музей). Мы не знаем в точности имени ваятелей (ихбыло, по-видимому, несколько), создавших эти скульптуры, в которых духсвободы празднует свое торжество над архаикой.Классический идеал победно утверждается в скульптуре. Бронза становитсяизлюбленным материалом ваятеля, ибо металл покорнее камня и в нем легчепридавать фигуре любое положение, даже самое смелое, мгновенное, подчасдаже «выдуманное». И это отнюдь не нарушает реализма. Ведь, как мы знаем,принцип греческого классического искусства — это воспроизведение природы,творчески исправленное и дополненное художником, выявляющим в ней несколькоболее того, что видит глаз. Ведь не грешил против реализма ПифагорРегийский, запечатлевая в едином образе два разных движения!..Великий скульптор Мирон, работавший в середине V в. в Афинах, создалстатую, оказавшую огромное влияние на развитие изобразительного искусства.Это его бронзовый «Дискобол», известный нам по нескольким мраморным римскимкопиям, настолько поврежденным, что лишь их совокупность позволила как-товоссоздать утраченный образ. Искусство другого великого ваятеля — Поликлета— устанавливает равновесие человеческой фигуры в покое или медленном шаге супором на одну ногу и соответственно приподнятой рукой. Образцом такойфигуры служит его знаменитый «Дорифор» — юноша-копьеносец (Мраморнаяримская копия с бронзового оригинала. Неаполь, Национальный музей). В этомобразе — гармоническое сочетание идеальной физической красоты иодухотворенности: юный атлет, тоже, конечно, олицетворяющий прекрасного идоблестного гражданина, кажется нам углубленным в свои мысли — и вся фигураего исполнена чисто эллинского классического благородства. Это не толькостатуя, а канон в точном смысле слова.Поликлет задался целью точно определить пропорции человеческой фигуры,согласные с его представлением об идеальной красоте. Вот некоторыерезультаты его вычислений: голова— 1/7 всего роста, лицо и кисть руки—1/10, ступня— 1/6. Однако уже современникам его фигуры казались«квадратными», слишком массивными. То же впечатление, несмотря на всю своюкрасоту, производит и на нас его «Дорифор».Свои мысли и выводы Поликлет изложил в теоретическом трактате (до нас недошедшем), которому он дал название «Канон»; так же называли в древности исамого «Дорифора», из ваянного в точном соответствии с трактатом.Поликлет создал сравнительно мало скульптур, весь по глощенный своимитеоретическими трудами. А пока он изучал «правила», определяющие красотучеловека, младший его современник, Гиппократ, величайший медик античности,посвящал всю жизнь изучению физической природы человека.Полностью выявить все возможности человека — такова была цель искусства,поэзии, философии и науки этой великой эпохи. Никогда еще в историичеловеческого рода так глубоко не входило в душу сознание, что человек —венец природы. Мы уже знаем, что современник Поликлета и Гиппократа,великий Софокл, торжественно провозгласил эту истину в своей трагедии«Антигона». Человек венчает природу — вот что утверждают памятники греческогоискусства эпохи расцвета, изображая человека во всей его доблести икрасоте. Для греческого же живописца реалистическая передача природы сталапервоочередной задачей. Знаменитому художнику Полигноту (работавшему между470 и 440 гг.) принадлежит в этой области новшество, ныне представляющеесянам, возможно, наивным, но которое произвело тогда целую революцию вживописи. О творчестве Полигнота мы можем судить только с чужих слов, правда оченьавторитетных. Его многофигурные росписи в Афинах и в Дельфах погиблибезвозвратно. Это огромная потеря. Прославленный римский естествоиспытательПлиний Старший утверждает, что Полигноту первому удалось передать мимикулица и прозрачность женских одеяний. А великий Аристотель подчеркивает, чтоПолигнот стремился запечатлеть «моральное выражение» и что егомонументальные росписи являлись вершиной искусства. Замечательное же его новшество заключалось в следующем. Вместо того чтобы изображать фигуры в ряд (как это делали егопредшественники), он вводил в композицию пейзаж и размещал их на различныхуровнях, как бы на склоне горы, частично скрытыми неровностью почвы. Онрассчитывал таким образом создать впечатление глубины, утвердить третьеизмерение. Однако без светотени и ракурсов, еще недоступных Полигноту,этого нельзя было достигнуть. Расписанный под несомненным влиянием егобольших композиций краснофигурный кратер с изображением Геракла в подземномцарстве (Париж, Лувр) ясно показывает призрачность попытки Полигнота. Ноэта попытка двинула греческую живопись по новому пути.Вольтер назвал эпоху величайшего культурного расцвета Афин «веком Перикла».Понятие «век» тут надо понимать не буквально, ибо речь идет всего лишь онескольких десятилетиях. Но по своему значению этот краткий в масштабеистории период заслуживает такого определения. Во второй половине V в.Афины были, несомненно, самым значительным культурным центром Эллады, апервым человеком в Афинах почитался Перикл, глава демократической партии,из года в год избиравшийся на высшую должность стратега. Сороковые итридцатые годы V в. до н. э. были кульминацией высшего расцвета Афин. Со своим двухсоттысячным населением это был по тому времени большойгород, насчитывавший более десяти тысяч домов. Однако Аттика, столицейкоторой были Афины, по территории не могла бы соперничать, например, снашей Татарской автономной республикой, где свободно уместилось бы тридцатьтаких государств. Но ведь и вся балканская Греция была даже тогда, всущности, очень маленькой страной. Именно в Аттике происходило благодатное слияние идущего из Пелопоннеса,через Коринф и Эгину, дорийского культурного потока, строгого иразмеренного, с ионийским, проникавшим с малоазийского берега, черезострова Эгейского моря, и ) приносившим с собой пряный аромат и негуВостока в сочетаний с чисто эллинской утонченностью и изобретательностью.Так что в культурном отношении Аттика представляла собой как бы синтезвсего эллинского мира и в то же время его увенчание, утверждаемое еенаиболее прогрессивным политическим и социальным устройством.Власть Перикла была очень обширной, но он не злоупотреблял ею, и при немдемократическое правление не вырождалось в тиранию. Идеи гражданственностии патриотизма, позволившие грекам восторжествовать над персами, нашли в еголице яркого и особенно авторитетного выразителя. Недаром знаменитыйгреческий историк Фукидйд вкладывает в уста Перикла следующиезнаменательные слова: «Я держусь того мнения, что благополучие государства,если оно идет по правильному пути, более выгодно для частных лиц, нежелиблагополучие ^отдельных граждан при упадке всего государства в егосовокупности. Ибо если гражданин сам по себе благоденствует, между тем какотечество разрушается, он все равно гибнет вместе с государством...» Высшая слава Афин, лучезарное сияние этого города в мировой культуренеразрывно связаны с именем Перикла. Он заботился об украшении Афин,покровительствовал всем искусствам, привлекал в Афины лучших художников,был другом и покровителем Фидия, гений которого знаменует, вероятно, самуювысокую ступень во всем художественном наследии античного мира. Прежде всего Перикл решил восстановить Афинский Акрополь, разрушенныйперсами, вернее, на развалинах старого Акрополя, еще архаичного, создатьновый, выражающий художественный идеал полностью раскрепощенного эллинизма.Акрополь был в Элладе тем же, что Кремль в древней Руси: городскойтвердыней, которая заключала в своих стенах храмы и другие общественныеучреждения и служила убежищем для окрестного населения во время войны.Знаменитый Акрополь — это Афинский Акрополь с его храмами Парфеноном иЭрехтейоном и зданиями Пропилеи, величайшими памятниками греческогозодчества. Даже в своем полуразрушенном виде они и по сей день производятнеизгладимое впечатление. В 1687 г. во время войны между Венецией иТурцией, владычествовавшей тогда над Грецией, венецианское ядро, залетевшеена Акрополь, взорвало пороховой погреб, устроенный турками в. Парфеноне.Взрыв произвел страшные разрушения. Вполне планомерное нападение наАфинский Акрополь было организовано в самом начале прошлого векаЭту операцию осуществил «просвещеннейший» ценитель искусства лорд Эльджин,генерал и дипломат, занимавший пост английского посланника вКонстантинополе. Он подкупал турецкие власти и, пользуясь ихпопустительством на греческой земле, не останавливался перед порчей илидаже разрушением знаменитых памятников зодчества, лишь бы завладетьособенно ценными скульптурными украшениями. Непоправимый урон причинил онАкрополю: снял с Парфенона почти все уцелевшие фронтонные изваяния ивыломал из его стен часть знаменитого фриза. Фронтон при этом обрушился иразбился Боясь народного возмущения, лорд Эльджин вывез ночью всю своюдобычу в Англию. Многие англичане (в частности, Байрон в своей знаменитойпоэме «Чайльд Гарольд») сурово осудили его за варварское обращение свеликими памятниками искусства и за неблаговидные методы приобретенияхудожественных ценностей. Тем не менее английское правительство при обрелоуникальную коллекцию своего дипломатического представителя — и скульптурыПарфенона ныне являются главной гордостью Британского музея в Лондоне. Обобрав величайший памятник искусства, лорд Эльджин обогатилискусствоведческий лексикон новым термином: подобный вандализм иногдаименуют «эльджинизмом». Греческому философу Гераклиту, который жил накануневысшего расцвета Эллады, принадлежит следующее знамени тое изречение: «Этоткосмос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог иникакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерамизагорающимся, мерами потухающим». И он же говорил, что «расходящееся самособой согласуется», что из противоположностей рождается прекраснейшаягармония и «все происходит через борьбу».Классическое искусство Эллады точно отражает эти идеи . Афинский Акрополь — это памятник, провозглашающий веру человека ввозможность такой все примиряющей гармонии не в воображаемом, а вполнереальном мире, веру в торжество красоты, в призвание человека создавать ееи служить ей во имя добра. И потому этот памятник вечно юн, как мир, вечноволнует и притягивает нас. В его немеркнущей красоте—и утешение всомнениях, и светлый призыв: свидетельство, что красота зримо сияет надсудьбами человеческого рода.Акрополь — это лучезарное воплощение творческой человеческой воли ичеловеческого разума, утверждающих стройный порядок в хаосе природы. Ипотому образ Акрополя царит в нашем воображении над всей природой, какцарит он, под небом Эллады, над бесформенной глыбой скалы. ...Богатство Афин и их главенствующее положение предоставляли Периклуширокие возможности в задуманном им строительстве. Для украшениязнаменитого города он черпал средства по своему усмотрению и в храмовыхсокровищницах, и даже 'в общей казне государств морского союза. Горы белоснежного мрамора, добываемого совсем близко, доставлялись вАфины. Лучшие греческие зодчие, ваятели и живописцы считали за честьработать на славу общепризнанной столицы эллинского искусства. Мы знаем, что в строительстве Акрополя участвовало несколькоархитекторов. Но, согласно Плутарху, всем распоряжался Фидий. И мычувствуем во всем комплексе единство замысла и единое руководящее начало,наложившее свою печать даже на детали главнейших памятников.Общий замысел этот характерен для всего греческого мироощущения, дляосновных принципов греческой эстетики. ...Афины, названные по имени дочериЗевса Афины, были главным центром культа этой богини. В ее славу и былвоздвигнут Акрополь.Согласно греческой мифологии, Афина вышла в полном вооружении из головыотца богов. Это была любимая дочь Зевса, которой он ни в чем не моготказать.Вечно девственная богиня чистого, лучезарного неба. Вместе с Зевсомпосылает гром и молнии, но также — тепло и свет. Богиня-воительница,отражающая удары врагов. Покровительница земледелия, народных собраний,гражданственности. Воплощение чистого разума, высшей мудрости; богинямысли, наук и искусства. Светлоокая, с открытым, типично аттическим округло-овальным лицом.Поднимаясь на холм Акрополя, древний эллин вступал в царство этоймноголикой богини, увековеченной ФидиемУченик скульпторов Гегия и Агелада, Фидий овладел полностью техническимидостижениями своих предшественников и пошел еще дальше их. Но хотямастерство Фидия ваятеля и знаменует преодоление всех трудностей,возникавших до него в реалистическом изображении человека,— оно неисчерпывается техническим совершенством. Умение передавать объемность ираскрепощенность фигур и их гармоническая группировка сами по себе нерождают еще подлинного взмаха крыльев в искусстве. Тот, кто «без ниспосланного Музами исступления подходит к порогутворчества, в уверенности, что благодаря одной сноровке станет изряднымпоэтом, тот немощен», и все им созданное «затмится творениямиисступленных».Так вещал один из величайших философов античного мира — Платон. ...Надкрутым склоном священного холма архитектор Мнесикл воздвиг знаменитыебеломраморные здания Пропилеи с расположенными на разных уровняхдорическими портиками, связанными внутренней ионической колоннадой. Поражаявоображение, величавая стройность Пропилеи — торжественного входа наАкрополь, сразу же вводила посетителя в лучезарный мир красоты,утверждаемый человеческим гением.По ту сторону Пропилеи вырастала гигантская бронзовая статуя АфиныПромахос, что значит Афины-воительницы, изваянная Фидием. Бесстрашная дочьГромовержца олицетворяла здесь, на площади Акрополя, военное могущество иславу своего города. С этой площади открывались взору обширные дали, амореплаватели, огибавшие южную оконечность Аттики, ясно видели сверкающиена солнце высокий шлем и копье богини-воительницы. Парфенон, совершеннейшеетворение всей греческой архитектуры, или, вернее, то, что сохранилось отвеликого храма, под сенью которого некогда возвышалась другая статуя Афины,тоже изваянная Фидием, но не воительницы, а Афины-девы: Афины Парфенос. Каки Олимпийский Зевс, то была статуя хризо-элефантин-ная: из золота (по-гречески — «хризос») и слоновой кости (по-гречески — «элефас»), облегающихдеревянный остов. Всего на ее изготовление пошло около тысячи двухсоткилограммов драгоценного металла.Под жарким блеском золотых доспехов и одеяний загоралась слоновая кость налице, шее и на руках покойно-величественной богини с крылатой Никой(Победой) в человеческий рост на протянутой ладони. Парфенон был построен(в 447—432 гг.) архитекторами Иктином и Калликратом под общим руководствомФидия. В согласии с Периклом он пожелал воплотить в этом крупнейшемпамятнике Акрополя идею торжествующей демократии. Ибо прославляемую имбогиню, воительницу и деву, почитали афиняне первой гражданкой их города;согласно древним сказаниям, эту небожительницу избрали они сами впокровительницы Афинского государства.Вершина античного зодчества, Парфенон уже в древности был признан самымзамечательным памятником дорического стиля. Этот стиль предельноусовершенствован в Парфеноне, где нет больше и следа столь характерной длямногих ранних дорических храмов дорической приземистости, массивности..Ионический фриз Парфенона длиной в сто пятьдесят девять метров, на которомв низком рельефе было изображено более трехсот пятидесяти человеческихфигур и около двухсот пятидесяти животных (коней, жертвенных быков и овец),может почитаться одним из самых замечательных памятников искусства,созданных в век, озаренный гением Фидия.Сюжет фриза: панафинейское шествие. Каждые четыре года афинские девушкиторжественно вручали жрецам храма пеплос (плащ), вышитый ими для Афины.Весь народ участвовал в этой церемонии. Но ваятель изобразил не толькограждан Афин: Зевс, Афина и прочие боги принимают их как равных. Кажется,грани не проведено между богами и людьми: и те и другие одинаковопрекрасны. Это тождество как бы про-. возглашалось ваятелем на стенахсвятилища. Обломки парфенонского фриза — драгоценнейшее наследие. культурыЭллады. Они воспроизводят в нашем воображении всю ритуальную панафинейскуювереницу, которая в ее бесконечном многообразии воспринимается какторжественное шествие самого человечества. 'Эрехтейон.—Это храм,посвященный Афине и Посейдону, был построен уже после отбытия Фидия изАфин. Изящнейший шедевр ионического стиля. Шесть стройных мраморных девушекв пеплосах — знаменитые кариатиды — выполняют функции колонн в его южномпортике. Капитель, покоящаяся у них на голове, напоминает корзину, вкоторой жрицы несли священные предметы культа. Рельеф балюстрады храма НикиАптерос, т. е. Бескрылой Победы (бескрылой, чтобы она никогда не улетала изАфин), перед самыми Пропилеями (Афины, Музей Акрополя). Исполненный впоследние десятилетия V в., этот барельеф уже знаменует переход отмужественного и величавого искусства Фидия к более лирическому, зовущему кбезмятежному наслаждению красотой. Одна из Побед (их несколько набалюстраде) развязывает сандалию. Жест ее и приподнятая нога приводят вволнение ее одеяние, которое кажется влажным, так оно мягко обволакиваетвесь стан. Можно сказать без преувеличения, что складки драпировки, торастекающиеся широкими потоками, то набегающие одна на другую, рождают вмерцающей светотени мрамора пленительнейшую поэму женской красоты. Веквысшего расцвета греческого ваяния и зодчества был' и веком расцветагреческой живописи. Именно к этому времени относится замечательноеживописное новшество, впоследствии утраченное и как бы наново открытое лишьпочти через два тысячелетия — в эпоху Возрождения: искусство светотени.Древние авторы приписывают овладение этим искусством Аполлодору Афинскому.Он первый включил в свою палитру полутона, за что и получил прозвищеСкиаграфа, т. е. Тенеписца. Трудно сказать, насколько Аполлодор и другиезнаменитые греческие живописцы V в. преуспели в этом сложном и изощренномискусстве, так как ни одной их картины не сохранилось. Навеянные жегреческими образцами позднейшие римские работы, в большей частиремесленные, конечно, недостаточны для суждения об утраченных шедеврах.Знаменитыми живописцами V в. были также Паррасий и Тиманф. По свидетельствудревних авторов, они писали драматические сцены и выявляли глубокиечеловеческие чувства, что опять-таки знаменует переход уже в новую эпохугреческого искусства.В вазописи, на излюбленных в эту пору стройных лекифах с белой обмазкой —сосудах для масла, главным образом предназначенных для захоронения вместе сумершим, встречаются композиции, блестяще передающие стройную подвижностьчеловеческой фигуры. Это очень ясные композиции на белом фоне,замечательные по выразительной лаконичности и красоте рисунка, частоизображающие сцены, исполненные трогающей печали.Однако новые достижения живописцев, конечно, не могли найти полногоотражения в вазописи, по своему характеру прежде всего рисуночно-декоративной. Выпуклая форма сосуда мало подходит для передачи пространстваи глубины; к тому же подбор красок, способных выдержать сильный обжиг,весьма ограничен.В целом расцвет монументальной живописи привел в самом конце V — начале IVв. до н. э. к некоторому упадку вазописи. Порочное, за непригодностьюсредств, стремление приблизить вазопись к живописи, смещение жанров нанеслоущерб графической четкости, отличавшей шедевры греческой расписнойкерамики. Роспись начинают заменять налепами, ярко раскрашенными рельефнымифигурами. Некоторые вазы с налепами очень эффектны, но, по существу, этоуже не расписная керамика. Летом 1968 г. археологи обнаружили в некрополе,расположенном примерно в двух километрах к югу от обветшалых стендревнегреческого города Пестума, в Южной Италии, гробницу с прекрасносохранившейся стенной росписью.Этих фресок никто не касался целых две с половиной тысячи лет. Сюжеты ихблизки темам греческой вазописи классического периода. Фрески на двухдлинных стенах гробницы, выполненные красной, черной, желтой и голубойкрасками, изображают сцены погребального пиршества. Гости — десять мужчин,увенчанных лаврами,— возлежат на ложах, очертания которых намечены голубойлинией. Мужчины слушают музыку и играют в «коттаб» (игра, состоящая впереплескива-ним вина из одной чаши в другую, требующая большой ловкости).На коротких стенах изображены: флейтист во главе погребальной процессии ивиночерпий, наливающий вино. Последняя треть V в. до н. э. ознаменоваласьтяжелыми для Греции событиями. Культурное главенство Афин было признановсем эллинским миром, но попытка Перикла установить политическое главенствоАфинского государства окончилась неудачей. Сам Перикл умер от чумы в 429 г.В длительной Пелопоннесской войне (431—404 гг. до н. э.) Спарта нанеслаАфинам сокрушительное поражение. Эта война ослабила всю Грецию.Восторжествовавшая Спарта не была в силах ни объединить страну, ни оградитьее независимость от посягательств мощных соседей.Между тем внутреннее устройство всего греческого мира требовало обновления:узкие рамки полисов явно оказывались недостаточными для развитиярабовладельческого способа производства. В истории Эллады наступала новая пора...В 1897 г. близ Аликанте среди других скульптурных обломков был обнаруженбюст женщины, названный по месту находки «Дамой из Эльче» (известняк.Мадрид, Археологический музей). Эта знаменитая скульптура (возможно,фрагмент полихромной статуи) считается произведением греко-финикийскогоискусства и датируется второй половиной V в. до н. э.Тяжелое головное убранство и массивные украшения на груди напоминаютизделия карфагенского художественного ремесла. Но в строгой величавостиобраза, его высокой одухотворенности и благородстве с налетом смутнойпечали дышит художественный гений Эллады. Изваянная в чужом краю, бытьможет в греческом поселении, «Дама из Эльче» по праву признана ныне однимиз самых вдохновенных воплощений в искусстве греческого духа.Так сияние художественного идеала Эллады распространялось далеко за еепределы.Греческие вазы и металлические изделия проникают и на север отСредиземноморья, часто оказывая влияние на искусство кельтских племен. Всамой Греции античные изделия из золота и серебра часто расхищались илипереплавлялись, а на нашей земле сохранились в сравнительном изобилии вскифских и греческих погребениях.Переплетению античной культуры с «варварским миром» мы обязанызамечательным памятникам искусства.Вот, например, знаменитейший золотой гребень из кургана Солоха (вПриднепровье) конца V — начала IV в. до н. э. Это небольшая вещица, высотойвсего в 12,3 см. Но трудно представить себе более грандиозную, подлинномонументальную эпическую композицию.Девятнадцать длинных зубьев увенчаны фризом из лежащих львов, а над нимикак бы в виде фронтона — три сражающихся воина. Это, несомненно, созданиеэллинского искусства, еще сохранившего некоторые архаические черты, к томувремени совершенно исчезнувшие в самой Греции (головы и ноги воинов даны впрофиль, а туловище — в фас). По одежде эти бородатые воины как будтоскифы, во всяком случае не греки, а — «варвары». В IV в. боспорскиеправители и богачи, в том числе и местная «варварская знать», сталиглавными покупателями аттической расписной керамики. Больше всего греческихваз этой эпохи найдено в Керчи и ныне хранится в музеях Так что в специальной литературе пышный стиль этих ваз часто именуется«керченским».До нас почти не дошло античной резьбы по дереву, и потому греческимидеревянными саркофагами с замечательной резьбой из Северного Причерноморьятоже гордится Эрмитаж1.Очень интересны памятники античной архитектуры — уступчатые погребальныесклепы близ Керчи (в частности, знаменитый Царский курган высотой в 17метров), для которых скифские погребения, возможно, послужили прототипом.Говоря о Северном Причерноморье, мы коснулись памятников греческогоискусства классического периода — как V, так и IV в. Ибо греческая классикане ограничивается веком великого расцвета. Как мы увидим, IV в. до н. э.было суждено в самой Греции внести новый замечательный вклад в сокровищницуантичной художественной культуры.Поздняя классикаНовая пора в политической истории Эллады не была ни светлой, нисозидательной. Если V в. до н. э. ознаменовался расцветом греческихполисов, то в IV в. происходило их постепенное разложение вместе с упадкомсамой идеи греческой демократической государственности.В 386 г. Персия, в предыдущем веке наголову разбитая греками подводительством Афин, воспользовалась междоусобной войной, ослабившейгреческие города-государства, чтобы навязать им мир, по которому все городамалоазийского побережья перешли в подчинение персидскому царю. Персидскаядержава стала главным арбитром в греческом мире; национального объединениягреков она не допускала. В искусстве поздней классики мы ясно распознаемновые веяния. В эпоху великого расцвета идеальный человеческий образнаходил свое воплощение в доблестном и прекрасном гражданине города-государства.Распад полиса поколебал это представление. Гордая уверенность вовсепокоряющей мощи человека не исчезает полностью, но подчас как бызатушевывается. Возникают раздумья, рождающие беспокойство либо склонностьк безмятежному наслаждению жизнью. Возрастает интерес к индивидуальномумиру человека; в конечном счете это знаменует отход от могучего обобщенияпрежних времен.Грандиозность мироощущения, воплотившаяся в изваяниях Акрополя, постепенномельчает, но зато обогащается общее восприятие жизни и красоты. Покойное ивеличавое благородство богов и героев, какими их изображал Фидий, уступаетместо выявлению в искусстве сложных переживаний, страстей и порывов.Грек V в. ценил силу как основу здорового, мужественного начала, твердойволи и жизненной энергии — и потому статуя атлета, победителя всостязаниях, олицетворяла для него утверждение человеческой мощи и красоты.Художников IV в. привлекают впервые прелесть детства, мудрость старости,вечное обаяние женственности.Великое мастерство, достигнутое греческим искусством в V в., живо и в IV,так что наиболее вдохновенные художественные памятники поздней классикиотмечены все той же печатью высшего совершенства. Три величайших греческих трагика — Эсхил (526—456), Софокл (90-е годы Vв. — 406) и Еврипид (446 — ок. 385) выразили духовные устремления иосновные интересы своего времени.Трагедии Эсхила славят идеи: человеческий подвиг, патриотический долг.Софокл славит человека, причем сам говорит, что изображает людей такими,какими они должны быть. Еврипид же стремится их показать такими, каковы онив действительности, со всеми их слабостями и пороками;трагедии его во многом уже раскрывают содержание искусства IV в. В этомвеке строительство театров приняло в Греции особый размах. Они былирассчитаны на огромное число зрителей — пятнадцать — двадцать тысяч ибольше. По своей архитектуре такие театры, как, например, мраморный театрДиониса в Афинах, полностью отвечали принципу функциональности: места длязрителей, расположенные полукругом по холмам, обрамляли площадку для хора.Зрители, т. е. весь народ Эллады, получали в театре живое представление огероях своей истории и мифологии, и оно, узаконенное театром, внедрялось визобразительное искусство. Театр показывал развернутую картину мира,окружающего человека,— декорации в виде переносных кулис создавали иллюзиюреальности благодаря изображению предметов в перспективном сокращении. Насцене герои трагедий Еврипида жили и умирали, радовались и страдали, являяв своих страстях и порывах духовную общность с самими зрителями. Греческийтеатр был подлинно массовым искусством, вырабатывавшим определенныетребования и к другим искусствам.IV век отражает новые веяния и в своем строительстве. Греческая архитектурапоздней классики отмечена определенным стремлением одновременно к пышности,даже к грандиозности, и к легкости и декоративному «зяществу. Чистогреческая художественная традиция переплетается с восточными влияниями,идущими из Малой Азии, где греческие города подчиняются персидской власти.Наряду с основными архитектурными ордерами—дорическим и ионическим, все.чаще применяется третий — коринфский, возникший позднее,. Одним из самых грандиозных памятников греческой архитектуры позднейклассики была не дошедшая до нас гробница в городе Галикарнассе (в МалойАзии) правителя персидской провинции Карий Мавсола, от которого и произошлослово «мавзолей».В галикарнасском мавзолее сочетались все три ордера. Он состоял из двухярусов. В первом помещалась заупокойная камера, во втором — заупокойныйхрам. Выше ярусов была высокая пирамида, увенчанная четырехконнойколесницей (квадригой). Линейная стройность греческого зодчестваобнаруживалась в этом памятнике огромных размеров (он, по-видимому,достигал сорока — пятидесяти метров высоты), своей торжественностьюнапоминавшем заупокойные сооружения древних восточных владык. Строилимавзолей зодчие Сатир и Пифий, а его скульптурное убранство было порученонескольким мастерам, в том числе Скопасу, вероятно, игравшему среди нихруководящую роль. Скопас, Пракситель и Лисипп — величайшие греческие ваятели позднейклассики. По влиянию, которое они оказали на все последующее развитиеантичного искусства, творчество этих трех гениев может сравниться соскульптурами Парфенона. Каждый из них выразил свое яркое индивидуальноемироощущение, свой идеал красоты, свое понимание совершенства, которыечерез личное, только ими выявленное, достигают вечных — общечеловеческих,вершин. Причем опять-таки в творчестве каждого это личное созвучно эпохе,воплощая те чувства, те вожделения современников, которые наиболее отвечалиего собственным.В искусстве Скопаса- дышат страсть и порыв, беспокойство, борьба с какими-то враждебными силами, глубокие сомнения и скорбные переживания. Все этобыло, очевидно, свойственно его натуре и в то же время ярко выражалоопределенные настроения его времени. По темпераменту Скопас близокЕврипиду, как близки они в своем восприятии горестных судеб Эллады. Как иСкопас, Пракситель пренебрегал бронзой, создав в мраморе свои величайшиепроизведения. Мы знаем, что он был богат и пользовался громкой славой, всвое время затмившей даже славу Фидия. Знаем также, что он любил Фрину,знаменитую куртизанку, обвиненную в кощунстве и оправданную афинскимисудьями, восхищенными ее красотой, признанной ими достойной всенародногопоклонения. Фрина служила ему моделью для статуй богини любви Афродиты(Венеры). Пракситель — вдохновенный певец женской красоты, столь чтимой грекамиIV в. В теплой игре света и тени, как еще никогда до этого, засияла под егорезцом красота женского тела.Давно прошло время, когда женщину не изображали обнаженной, но на этот разПракситель обнажил в мраморе не просто женщину, а богиню, и это сначалавызвало удивленное порицание. Заканчивая этот краткий обзор греческогоклассического искусства, хочется упомянуть еще об одном замечательномпамятнике, хранящемся в нашем Эрмитаже. Это — знаменитая" на весь мириталийская ваза IV в. до н. э., найденная вблизи древнего города Кумы (вКампании), названная за совершенство композиции и богатство украшения«Царицей ваз», и хотя, вероятно, не созданная в самой Греции, отражающаявысшие достижения греческой пластики. Главное в чернолаковой вазе из Кум —это ее действительно безупречные пропорции, стройный контур, общая гармонияформ и поразительные по красоте многофигурные рельефы (сохранившие следыяркой раскраски), посвященные культу богини плодородия Деметры, знаменитымЭлевсинским мистериям, где самые мрачные сцены сменялись радужнымивидениями, символизируя смерть и жизнь, вечное увядание и пробуждениеприроды. Эти рельефы — отзвуки монументальной скульптуры величайшихгреческих мастеров V и IV вв. Так, все стоящие фигуры напоминают изваянияшколы Праксителя, а сидящие — школы Фидия.Там — еще неизжитая архаика, лишь предвестье искусства классической эры,благоуханная весна, отмеченная еще робким простодушным видением мира. Здесь— законченное, умудренное, уже несколько вычурное, но все еще идеально-прекрасное мастерство. Классика на исходе, но классическое великолепие ещене выродилось в пышность. Обе вазы одинаково прекрасны, каждая по-своему. Эллинизм(середина 4-2 в до н. э.). В благодарность за освобождение Египта от персидского Владычестваегипетские жрецы провозгласили Александра сыном бога солнца Амона. Он самповелел, чтобы его почитали богом и в Македонии и в Греции. Прозванный «Великим», Александр Македонский вошел в историю едва ли некак крупнейший полководец и завоеватель всех времен. Такой ореол им, по-видимому, заслужен. Но как нам представить себе его личность на основаниисвидетельств более чем двухтысячелетней давности, часто обросшихфантастическими преданиями? Единодержавный повелитель, как и Цезарь, посмертно приравненный к богам!Древний мир не знал до этого такого огромного государственного образования,как империя Александра. В этой империи греки занимали первое место,греческая культура в нем всюду главенствовала, классическая греческаяколонна, стройная и уравновешенная, утверждала на этот раз своеокончательное торжество над персидской, слишком непрочной для своейогромной капители в виде бычьей морды весом в несколько тонн. То былоторжество человеческого разума над исконной силой Зверя, торжество культурынад варварством, провозглашенное от края и до края империи Александра, т.е. всего мира в представлении тогдашнего эллина, перса, египтянина, всехнародов, подчинившихся Александру, торжество, знаменующее культурноеслияние Запада и Востока под руководством Греции.! Но империя Александра не оказалась долговечной: всего тринадцать летдлилось его царствование. Тотчас же после его смерти (в 323 г. до н. э.)эта империя распалась. Военачальники Александра поделили между собой егозавоевания, образовалось несколько царских династий. Со смертью Александра и начинается пора эллинизма. В предыдущие века греческие поселения распространяли "сияние эллинскойкультуры в чужих краях. В века эллинизма не стало чужих краев, сияниеЭллады явилось всеобъемлющим и всепокоряющим»Зодчество, ваяние и живопись процветали во всем огромном эллинистическоммире. Градостроительство невиданных дотоле масштабов в новых утверждающихсвою мощь государствах, роскошь царских дворов, обогащениерабовладельческой знати в бурно расцветшей международной торговлеобеспечивали художникам крупные заказы. Быть может, как никогда до этого,искусство поощрялось власть имущими. И во всяком случае никогда ещехудожественное творчество не было столь обширным и разнообразным.Художникам надлежало распространить достижения греческого искусства навсех завоеванных Александром территориях с их новыми разноплеменнымигосударственными образованиями и при этом, в соприкосновении с древнимикультурами Востока, сохранить в чистоте эти достижения, отражающие величиегреческого художественного идеалов. Однако, вероятно, кродосской школе, но изваянная неизвестным нам художником в более раннийпериод эллинизма «Ника Самофракийская» (Париж, Лувр)—одна из вершинискусства. Статуя эта стояла на носу каменного корабля-монумента. Во взмахемогучих крыльев Ника-Победа неудержимо несется вперед, рассекая ветер, подкоторым шумно (мы как бы слышим это) колышется ее облачение. Голова отбита,но грандиозность образа доходит до нас полностью. Общая направленностьискусства поздней классики лежит в самой основе эллинистического искусства.Эту направленность оно иногда удачно развивает, даже углубляет, но, как мывидели, иногда размельчает или доводит до крайности, теряя благодатноечувство меры и безупречный художественный вкус, которыми было отмечено всегреческое искусство классической поры. Александрийское искусствочрезвычайно многолико. Статуи Афродиты восходят к Праксителю (в Александрииработали скульпторами два его сына), но они менее величавы, чем ихпрообразы, подчеркнуто грациозны. На камее Гонзага — обобщенные образы,навеянные классическими канонами. Но совсем иные тенденции проявляются встатуях стариков: светлый греческий реализм тут переходит в почтиоткровенный натурализм с самой безжалостной передачей дряблой, морщинистойкожи, вздутых жил, всего непоправимого, вносимого старостью в обликчеловека. Процветает карикатура, веселая, но порой и жалящая. Бытовой жанр(иногда с уклоном в гротеск) и портрет получают все большеераспространение. Появляются рельефы с жизнерадостными буколическимисценами, прелестные изображения детей, подчас оживляющих грандиозноеаллегорическое изваяние с царственно возлежащим мужем, похожим на Зевса иолицетворяющим Нил.Разнообразие, но и утрата внутреннего единства искусства, цельностихудожественного идеала, часто снижающая значительность образа. Грандиознымалтарем, воздвигнутым в начале II в. до н. э. на Пергамском Акрополе,пергамский царь мнил затмить величие афинского Парфенона. Ворвавшиеся вМалую Азию галльские племена были наконец отражены, и пергамские властителипожелали навечно запечатлеть в мраморе торжество эллинизма над севернымварварством, хлынувшим из Центральной Европы.Город Пергам, столица обширного малоазийского эллинистического государства,славился, как и Александрия, богатейшей библиотекой (пергамент, по-гречески«пергамская кожа» — пергамское изобретение), своими художественнымисокровищами, высокой культурой и пышностью. Пергамские ваятели создализамечательные статуи сраженных галлов. Эти статуи по вдохновению и стилювосходят к Скопасу. К Скопасу же восходит и фриз Пергамского алтаря, однакоэто никак не академическое произведение, а памятник искусства, знаменующийновый великий взмах крыльев.Обломки фриза были открыты в последней четверти прошлого века немецкимиархеологами и доставлены в Берлин. В'1945 г. они были вывезены СоветскойАрмией из горевшего Берлина, хранились затем в Эрмитаже, а в 1958 г.вернулись в Берлин и ныне выставлены там в Пергамском музее.Стодвадцатиметровый скульптурный фриз окаймлял цоколь беломраморного алтаряс легкими ионическими колоннами и широкими ступенями, подымавшимисяпосередине огромного сооружения в форме буквы П. это переплетениеэллинского идеала гармонической совершенной формы, передающей видимый мир вего величавой красоте, идеала человека, осознавшего себя увенчаниемприроды, с совсем иным мироощущением, которое мы распознаем и в росписяхпалеолитических пещер, навеки запечатлевших грозную бычью силу, и внеразгаданных ликах каменных идолов Двуречья, и в скифских «звериных»бляхах, находит, быть может, впервые такое цельное, органическое воплощениев трагических образах Пергамского алтаря.Эти образы не утешают, как образы Парфенона, но в последующих веках ихмятущийся пафос будет созвучен многим высочайшим творениям искусства . Кконцу I в. до н. э. Рим утверждает свое владычество в эллинистическом мире.Но трудно обозначить, даже условно, конечную грань эллинизма — как вовремени, так и в пространстве. Во всяком случае, в его воздействии накультуру других народов. Рим воспринял по-своему культуру Эллады, самоказался эллинизированным. Сияние Эллады не померкло при римской власти, не угасло и послепадения Рима. В области искусства для Ближнего Востока, особенно для Византии, наследиеантичности было во многом греческим, а не римским. Но и это не все. ДухЭллады светится в древнерусской живописи. И этот дух озаряет на Западевеликую эпоху Возрождения, названную так именно потому, что в ту порувозродился идеал гуманизма и красоты, некогда нашедший свое высшеевоплощение в Афинском Акрополе. И так же трудно определить географические границы эллинизма. Ибо влияниеэллинизма распространялось не только непосредственно из таких коренныхэллинистических очагов, как сама Греция и заморские греческие поселения,птолемеевский Египет, Малая Азия, Двуречье, но и через Рим, либо. от однойкультуры к другой на периферии античного мира.Несколько лет назад грузинские археологи открыли близ села Вани (в западнойГрузии) городские ворота с полукруглой башней, небольшой античный храм салтарем и остатки святилища, воздвигнутого во II в. до н. э. В развалинахего мозаичного пола были найдены десятки амфор и большой бронзовый сосуд срельефными фигурками греческих божеств, увенчанный бронзовой статуэткойбогини Ники. Все это — прекрасные изделия мастеров эллинистической поры,ярко свидетельствующие о проникновении эллинизма в Грузию, западную частькоторой греки называли Колхидой. Ведь туда, согласно сказанию, еще до Троянской войны отправлялисьзнаменитые аргонавты (греческие мифологические герои, плывшие на корабле«Арго») за золотым руном.Много памятников искусства больших и малых форм оставил эллинизм в СеверномПричерноморье, где в греческих городах процветала эллинистическая культура,в тесном общении как со всем остальным античным миром, так и с соседним,варварским, проникавшим и в сами эти города. Случайно найденная незадолгодо войны в Анапе при установке столба линии электропередач оченьвыразительная мраморная статуя бородатого мужчины (Москва, Музейизобразительных искусств им. А. С. Пушкина)'дает наглядное представление опереплетении этих миров. Это статуя местного правителя II в. уже нашей эры.Он в греческом плаще, но на шее у него массивный варварский обруч — гривнасо звериной головой посередине. Статуя прекрасной работы, не уступающейлучшим образцам тогдашней эллинистической скульптуры. Но плоскостноепостроение фигуры явно не созвучно этим образцам. ...Походы Александра Македонского далеко продвинули на востокэллинистическую культуру.Дело, начатое в крови победоносными армиями Александра Македонского, былозавершено более мирно торговыми караванами на «Дороге шелка», издревлесоединявшей страны Европы со Средней Азией и дальше с Индией и Китаем (гдешелководство существовало уже за четыре тысячи лет до нашей эры).Культурные миры Эллады, Скифии, Ирана, Индии и Китая встретились друг сдругом. Эллада передала всем частицу своего художественного идеала. А какие-то черты греко-буддийского искусства обогатили (через Китай) даже Японию иИндокитай. Подлинно универсальным и неугасимым оказался огонь, некогда зажженный ввеликом святилище красоты Афинского Акрополя.«Великие люди Греции и Рима имеют в себе ту поражающую, пластическую,художественную красоту, которая навек отпечатлевается в юной душе. Оттого-то эти величественные тени Фемистокла, Перикла, Александра провожают насчерез всю жизнь, так, как их самих провожали величественные образы Зевса,Аполлона. В Греции все было так проникнуто изящным, что самые великие людиее похожи на художественные произведения. Не напоминают ли они собою,например, светлый мир греческого зодчества? Та же ясность, гармония,простота, юношество, благодарное небо, чистая детская совесть;даже черты лица Плутарховых героев так же дивно изящны, открыты, исполненымысли, как фронтоны и портики Парфенона. Самое триединое зодчество Грецииимеет параллель с героями ее трех эпох; так изящное тесно спаяно было у нихс их жизнию. Гомерические герои — не дорические ли это колонны, твердые,безыскусные? Герои персидских войн и пелопонесской не сродни ли ионическомустилю, так, как Алкивиад изнеженный — тонкой, кудрявой коринфской колонне?Пусть же встречают эти высоко изящные статуи юношу при первом шаге его вобласть создания...» Древний мир — чувственный, художественный, все принимавший с легкостью ис юношескою улыбкою, везде пробивался к мысли и нигде не мог отрешиться отнепосредственности... Его наука была поэма, его художество было религией,его понятие о человеке не разделялось с понятием гражданина, его республикаподдерживалась страшно задавленной кариатидой невольничества, егонравственность состояла из юридических обязанностей, он уважал всогражданине монополию, привилегию, а не человеческую личность его.Юношеский мир этот был увлекательно прекрасен и с тем вместе непростительнолегкомыслен; философствуя, он отталкивал важнейшие вопросы, потому что онине так легко разрешались, или удовлетворялся легкими решениями их; утопая вроскоши и наслаждениях, он не думал о темном подвале, в котором стонут вколодках рабы.Список литературы:1) Краткая худ. энциклопедия “Искусство стран и народов мира”. М; “Советская энциклопедия” 1962г.2) История Древней Греции – учебник, М; “Высшая школа”, 1972г3) Куманецкий К., История культуры Древней Греции и Рима, М; 1998г4) Любимов Л., Искусство Древнего мира, М; ”Просвещение”, 1980г




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Искусство Древней Греции iconИскусство Древней греции Гиматий

Искусство Древней Греции iconНаука и искусство Древней Греции и Древнего Мира

Искусство Древней Греции iconДемократия Древней Греции. Пути и возможности достижения московский государственныйтехническийуниверситет им. Н. Э. Баумана. Реферат по политологиидемократия древней греции

Искусство Древней Греции iconДемократия Древней Греции. Пути и возможности достижения Демократия Древней Греции. Пути и возможности достижения
Все в современном мире «помешаны» на демократии. В наиболее развитых странах лидируют демократические тенденции. Все пытаются добиться...
Искусство Древней Греции iconИскусство Древней Греции
Греции, охватывая Фракию на Балканах, значительную часть Малой Азии, многие о-ва и прибрежные луниты на Средиземном и Черном морям,...
Искусство Древней Греции iconУрок физкультура + история по теме: "Олимпийские игры в Древней Греции"
Цель урока: Создать представление об историческом значении и возрождении Олимпийских игр в Древней Греции на уроках истории и физической...
Искусство Древней Греции iconФилософия Древней Греции
Философия древней Греции Греческая философия в VII vi веках до н э и явилась по сути своей первой попыткой рационального постижения...
Искусство Древней Греции iconЦель: Сделать обобщение по теме: «Культура Древней Греции, её художественное наследие»
Образовательный аспект цели: представить художественную культуру Древней Греции как единое целое, научить ориентироваться в нем....
Искусство Древней Греции iconИскусство Древней Греции архаического периода. Особенности архаической скульптуры. Образ греческого храма архитектурные типы и цветовое решение

Искусство Древней Греции iconГеометрия в древней Греции
Математика древней Греции прошла длительный и сложный путь развития, начиная с VI столетия до н э и по VI век. Историки науки выделяют...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы