Факультет психологии icon

Факультет психологии



НазваниеФакультет психологии
Молчанова О.Н
Дата конвертации16.07.2012
Размер203,44 Kb.
ТипПояснительная записка
скачать >>>


Государственный университет –

Высшая школа экономики

Факультет психологии

Программа дисциплины




Психология самооценки



Для направления 030300.62 – «Психология»

подготовки бакалавра


Автор программы: Молчанова О.Н.

(olmol@list.ru)



Рекомендовано

Одобрено на заседании

секцией УМС «Психология»

кафедры Общей и экспериментальной психологии

Председатель


Зав. кафедрой

В.А. Штроо

А.К. Болотова




«____» _____________ 2008 г.


«____» _____________ 2008 г.




Утверждено УС

Факультета психологии

Учёный секретарь


­­­­­­­­­­­_____________________ Е.Б. Старовойтенко


«____» _____________ 2008 г.

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­


Москва 2008

Пояснительная записка


Требования к студентам: Дисциплина «Психология самооценки» рассчитана на студентов второго курса факультета психологии и опирается на совокупность знаний по общим философским и гуманитарным наукам, а также по общей психологии.


Аннотация:

Включение в учебный процесс дисциплины, посвященной проблемам самооценки, вызвано важностью этого образования, влияющего на продуктивность учебной деятельности, успех профессиональной карьеры и удовлетворенность работой; межличностный статус и стиль общения; на формирование определенных личностных черт и выбор поведения в конкретной ситуации.

Дисциплина «Психология самооценки» предполагает изучение основных подходов исследования самооценки, рассмотрение базовых представлений о ее сущности и механизмах функционирования, условий ее формирования и развития в онтогенезе, причинах и последствиях различных видов самооценки, методов исследования самооценки и способов ее коррекции.


Тематический план дисциплины



Название темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа










Лекции

Сем. и практ. занятия




1


Основные подходы к определению, описанию и исследованию самооценки


6



2


0


4

2

Механизмы и мотивы самооценивания.

6

2

0

4

3

Виды, параметры и формы самооценки.

4

2

0

2

4

Стабильность и изменчивость самооценки

6

2

0

4

5

Возрастные особенности самооценки

8

2

2

4

6

Прикладные исследования самооценки

10

2

2

6

7

Методы изучения и коррекции самооценки

10

2

2

6




Итого:

50

14

6

30



Базовые учебники


  1. Психология самосознания. Хрестоматия. / Под. ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. – 672 с.

  2. Самосознание личности. Я-концепция: структура, основные функции и развитие. // Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2: Субъект деятельности. Книга 3. / Отв. ред. В.В. Петухов. – М.: УМК «Психоло­гия»; Московский психолого-социальный институт, 2004. С. 130-182.



Формы контроля:


Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:

Работа на практических и семинарских занятиях (выступления, доклады, обсуждение),

Домашнее задание («Описание индивидуального случая»)

Письменный зачет (120 мин.)


Оср=ОWсем. зан.+ ОWдом. задание + ОWзачет


Wработа на сем. занятиях=0,2 Wдом. задание =0,3 Wзачет=0,5


Содержание программы


Тема 1. Основные подходы к определению, описанию и исследованию самооценки


Общее представление о феноменологии самооценки. Роль и функции самооценки в развитии и функционировании личности.

Общее описание основных подходов к определению и исследованию «Я», самосознания и самооценки. Подход У. Джеймса: «чистое» и эмпирическое «Я». Составные элементы эмпирического «Я»: физическая, социальная, духовная личность. Самооценка в структуре эмпирического «Я».

Теория «зеркального Я» (Ч.Кули). Интеракционистский подход (Дж.Мид). Самоуважение как социальный конструкт. Экспериментальные факты в поддержку теорий У. Джеймса и Ч. Кули. Модель С. Хартер.

Проблема «Я» в психоаналитической теории. Проблема «Я» в гуманистической и экзистенциальной психологии.

Самооценка в структуре Я-концепции (М. Розенберг, Р. Бернс).

Отечественные исследования самооценки. Самооценка в структуре самосознания (И.И.Чеснокова). Структурная модель «самости» (И.С.Кон). Самооценка в структуре самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев). Самооценка как специфическая функция самосознания (Л.В. Бороздина).


Литература:

Основная:

        1. Бернс Р. Что такое Я-концепция // Психология самосознания. Хрестоматия. / Под. ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. С. 333-365.

        2. Бороздина Л. В. Что такое самооценка? // Психологический журнал. 1992. Т. 13. №4. С.99-100.

        3. Джемс У. Личность // Психология самосознания. Хрестоматия. / Под. ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. С. 7-44.

        4. Кон И.С. Проблема «Я» в психологии // Психология самосознания. Хрестоматия. / Под. ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. С. 45-122.

        5. Пантилеев С.Р. Самоотношение // Психология самосознания. Хрестоматия. / Под. ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. С. 208-242.

        6. Сидоров К.Р. Самооценка в психологии // Мир психологии. 2006. № 2.

Дополнительная:


  1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

  2. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., 1984.

  3. Кон И.С. Категория "Я" в психологии // Психологический журнал. 1981. Т.2, №3. С.25-38.

  4. Орлов А.Б. «Эмпирическая» личность и ее структура // Психология самосознания. Хрестоматия. / Под. ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. С. 156-173.

  5. Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-ценностная система (спецкурс). М., 1991.

  6. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. М., 1972.

  7. Столин В. В. Самосознание личности. М., 1983.

  8. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб, 1999.

  9. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.

  10. Mruk C. Self-esteem: Research, theory, and practice (2nd ed.). N.Y.: Springer. 1999.

  11. Rogers C., Dymond R. Psychotherapy and Personality Change. Chicago, 1957.

  12. Rosenberg M. Society and the Adolescent Self-image. N.J., 1965.

  13. Sedikides K., Gregg A. Portraits of self // Sage handbook of social psychology, London: Sage Publications, 2002. P. 110-138.

Web: http://www.psychology.soton.ac.uk/people/showpublications.php?username=cs2&source=

  1. Wylie R.C. The Self-Concept. V.1. A Review of Methodological Consideration and Measuring Insrument. Lincoln, 1974.

  2. Wells L.E., Marwell G. Self-esteem: Its Conceptualization and Measurement. London, 1976.



Тема 2. Механизмы и мотивы самооценивания


Интериоризация «чужих оценок» как механизм самооценивания (Ч.Кули, Дж.Мид). Экспериментальные исследования, подтверждающие факт изменения самооценки в сторону групповых оценок. Факторы принятия оценок других людей.

Социальное сравнение как механизм самооценивания. Основные постулаты теории социального сравнения (К.Хакмиллер). Эмпирические исследования подтверждающие, дополняющие и опровергающие основные положения теории социального сравнения.

Самоатрибуция как механизм самооценивания. Теория самовосприятия Д.Бема.

Соотнесение реального и идеального Я как механизм самооценивания. Точка зрения К.Роджерса и современные представления о расхождении реального и идеального Я.

Временное сравнение как механизм самооценивания. Конгруэнтный и неконгруэнтный подходы. Модель фокусирующего внимания.

Смысловая интеграция жизненных переживаний (В.В.Столин, И.С.Кон) как основа самооценивания.

Мотивы самооценивания: Я-соответствия, самовозвышения (максимизации самооценки), самопознания, самоверификации, самосовершенствования.


Литература:

Основная:

        1. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. – М.: Аспект Пресс, 2001. С. 211-217.

        2. Кон И.С. Психология самосознания. // Психология самосознания. Хрестоматия. / Под. ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. С. 97-106.

        3. Роджерс К. Измерение изменений в «Я» // Психология самосознания. Хрестоматия. / Под. ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. С. 447-459.



Дополнительная:


  1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

  2. Спиридонова И.А. Временная трансспектива субъекта: влияние возраста и раннего предметного обучения. Дис. … канд. психол. наук. М., 2002.

  3. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.

  4. Cooly C.H. Human nature and social order. N.Y., 1922.

  5. Harter S. Development processes in the construction of the self // T.D. Yawkey, J.E. Johnson (Eds.) Integrative processes in socialization: Early to middle childhood. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1988. P. 45-78.

  6. Higginns E.T., Strauman T., Klein R. Standards and the process of self-evaluation: Multiple affects from multiple stage // Sorrentino R.M., Higginns E.T. (Eds.) Handbook of motivation and cognition: Foundations of social behavior. N.Y., 1986. P. 23-63.

  7. Jones S. Self and interpersonal evaluations: Esteem theories vs. consistency theories // Psychological Bulletin. 1973. V.79. № 3. P. 185-199.

  8. Jones S, Pines H. Self-revealing events and interpersonal evaluations // J. of Personality and Social Psychology. 1968. V.8. P. 277-281.

  9. Markus H.R., Nurius P. Possible selves// American Psychologist. 1986. № 41. P. 954-969.

  10. Mead G.H. Mind, self and society. Chicago. 1934.

  11. Mruk C. Self-esteem: Research, theory, and practice (2nd ed.). N.Y.: Springer. 1999.

  12. Rogers C., Dymond R. Psychotherapy and Personality Change. Chicago, 1957.

  13. Skolnick P. Reactions to personal evaluations. A failure to replicate // J. of Personal and Social psychology. 1971. V.18. P. 62-67.

  14. Shranger J.S., Lund A. Self-evaluation and reactions to evaluation from others //J. of Personality. 1975. V.43. № 1. P. 94-108.

  15. Swann W.B., Stein-Seroussi A., Giesler R.B. Why people self-verify? // J. of Personal and Social Psychology. 1992. V.62. № 3. P. 392-401.



Тема 3 . Виды, параметры и формы самооценки


Низкая и высокая самооценка. Психологические особенности людей с высокой и низкой самооценкой. Роль стабильности и уровня самооценки в психологическом функционировании (М.Кернис). Cтратегии поведения и саморегуляции лиц с высокой и низкой самооценкой. Причины и последствия низкой самооценки.

Модель оптимальной самооценки.

Параметры самооценки: высота, устойчивость, адекватность, аргументированность, дифференцированность, осознаваемость, точность, уверенность.

Формы самооценки: общая и частные самооценки. Качественные характеристики общей самооценки: полнота отражения психологического мира личности, ее физических данных, последовательность, скоординированность, интегрированность частных самооценок, стабильность, динамичность. Качественные характеристики частных самооценок: специфика отражаемого в них содержания, степень значимости для личности, мера обобщенности, эмансипипрованность от внешних оценок (А.В.Захарова). Соотношение общей и частных самооценок: «восходящая» и «нисходящая» теории.

Разная модальность самооценки: категорическая, проблематическая. Три вида самооценки по ее временно отнесенности: прогностическая, актуальная, ретроспективная.


Литература:

Основная:


  1. Зинько Е.В. Соотношение характеристик самооценки и уровня притязаний. Часть 1. Самооценка и ее параметры // Психологический журнал. 2006. Т. 27. № 3. С. 18-30.

  2. Baumeister R.F., Campbell J.D., Krueger J.I., Vohs K.D. Does high self-esteem cause better performance, interpersonal success, happiness, or healthier lifestyles? Psychological science in the public interest. 2003. V. 4. № 1.

Web: http://www.csom.umn.edu/Assets/53495.pdf

  1. Bluestein J. The Myth of the Self-Esteem “Myth”.

Web: http://www.janebluestein.com/handouts/myth.html


Дополнительная:


        1. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. – Минск. 1993.

        2. Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии. 1989. № 1.

        3. Baumeister R.F.(Ed.). Self-esteem:The puzzle of low self-regard. N.Y., London. 1993.

        4. Emler, N. Self-esteem: The costs and consequences of low self-worth. York, England: York Publishing Services. 2001.

        5. Kernis, M.H., Waschull, S.B. The interactive roles of stability and level of self-esteem: Research and theory // M.P. Zanna (Ed.), Advances in experimental social psychology. San Diego, CA:Academic Press. 1995. V. 27. Р. 93–141.

        6. Kernis, M.H., Grannemann, B.D., Barclay, L.C. Stability of Self-Esteem: assessment, correlates, and excuse making // Journal of Personality. 1992. V. 60. P. 621–644.


Тема 4. Стабильность и изменчивость самооценки


Проблема стабильности/изменчивости самооценки. Нестабильность иерархии шкал самооценивания и недифференцированность смысловой сферы как факторы неустойчивости самооценки (Е.Т.Соколова).

Механизмы поддержания устойчивости самооценки: обесценивание негативной обратной связи, подкрепление значимой части Я-концепции, игнорирование информации и/или изменение самооценки, приукрашивание себя в сферах, лежащих вне зоны актуального самопроявления, избирательность в выборе круга общения, сравнение с несходными другими, генерализация самооценки из одной области на другие и др. (К.Герген, В.В. Столин, В.Ф. Сафин).

Стратегии поддержания собственного «Я» у лиц с высокой и низкой самооценкой (Р. Баумейстер). Представление о Я-схеме, рабочей Я-концепции и «возможных Я» (Х. Маркус).

Динамика самооценки в течение жизни. Внутрисемейные факторы, влияющие на формирование самооценки. Детско-родительские отношения как предиктор особенностей самооценки взрослого человека. Факторы изменчивости самооценки на этапе взрослости. Влияние событий жизни на самооценку. Изменение структурно-иерархической организации самооценки в кризисной жизненной ситуации.


Литература:

Основная:

              1. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. – М.: Аспект Пресс, 2001. С. 211-237.

              2. Зинько Е.В. Устойчивость самооценки // Вестник Московского ун-та. Сер. 14. Психология. 2006. № 1.

              3. Общая психодиагностика /Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. – М.: Изд-во Московского университета, 1987. С. 245-254.

              4. Молчанова О.Н. Самооценка: стабильность или изменчивость? // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2006. Т.3. № 2. С. 23-51.


Дополнительная:


1. Кузьмина З.В. Исследование динамики самооценки в условиях успеха и неудачи //

Личность в психологическом эксперименте. М., 1973. С.34-44.

  1. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. Самара, 2000.

  2. Сафин В.Ф. Устойчивость самооценки и механизмы ее сохранения // Вопросы психологии. 1975. №3. С.62-72.

  3. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М., 1989.

  4. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.

  5. Тхостов А.Ш., Степанович Д.А. Влияние кризисной жизненной ситуации на струкутру самооценки // Вопросы психологии. 1987. № 2. С. 128-133.

  6. Harter S. Development processes in the construction of the self // T.D. Yawkey, J.E. Johnson (Eds.) Integrative processes in socialization: Early to middle childhood. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1988. P. 45-78.

  7. Kernis, M.H., Waschull, S.B. The interactive roles of stability and level of self-esteem: Research and theory // M.P. Zanna (Ed.), Advances in experimental social psychology. San Diego, CA:Academic Press. 1995. V. 27. Р. 93–141.

  8. Kernis, M.H., Grannemann, B.D., Barclay, L.C. Stability of Self-Esteem: assessment, correlates, and excuse making // Journal of Personality. 1992. V. 60. P. 621–644.



Тема 5. Возрастные особенности самооценки


Зарождение самосознания. Самоощущение. Самовыделение и «принятие себя в расчет» в перцептивных и двигательных процессах. Дифференциация «Я» - «другой». Самоузнавание. Базовые категории самости: имя, пол, возраст. Я как источник активности.

Основы формирования образа самого себя у дошкольников. Временной аспект образа себя у дошкольников. Понятие «предсамооценка» (Б.Г.Ананьев). Механизмы самооценивания в дошкольном возрасте. Особенности самооценки и их динамика от младшего к старшему дошкольному возрасту.

Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте. Оценочная деятельность учителя и ее влияние на самооценку младшего школьника. Асинхронность становления структурных компонентов самооценки в младшем школьном возрасте (А.В.Захарова).

Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников разного возраста (Е.И.Савонько). Самооценка и эмоциональные реакции школьников на трудности в работе (М.Неймарк).

Самооценка в подростковом возрасте и в юности. Формирование идентичности (Э.Эриксон). Статусы идентичности (Дж.Марсиа) и самооценка.

Развитие чувства «Я» (Г. Олпорт).

Специфика самооценки в период ранней взрослости. Изучение содержания самооценки, ее источников и механизмов.

Особенности самооценки в период средней взрослости. Различия в содержании самооценки, ее уровневой и структурной организации у мужчин и женщин.

Исследования самооценки в позднем возрасте. Изменение высоты самооценки и ее механизмов в геронтогенезе. Содержание самооценки, ее устойчивость и адекватность в пожилом и старческом возрасте. Процессы, компенсирующие нарастание негативных характеристик в позднем возрасте, стабилизирующие систему «Я».


Литература:

Основная:

        1. Бернс Р. Что такое Я-концепция // Психология самосознания. Хрестоматия. / Под. ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. С. 367-388.

        2. Олпорт Г. Развитие чувства Я // Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2: Субъект деятельности. Книга 3. Изд. 2-е, испр. и доп. / Отв. ред. В.В. Петухов. – М.: УМК «Психоло­гия»; Московский психолого-социальный институт, 2004. С. 156-172

        3. Столин В.В. Самосознание личности. – М.: Изд-во Московского университета, 1983. С. 30-62.



Дополнительная:


              1. Авдеева Н.Н. Становление образа себя у детей первых трех лет жизни // Вопросы психологии. 1996. №4. С.5-13.

              2. Ананьев Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания // Избр. психол. труды. М. 1980. Т.Н. С. 103-127.

              3. Андрущенко Т.Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 1978. № 4.

              4. Анкудинова И.Е. Об особенностях оценки и самооценки учащихся 1-4 классов в учебной деятельности // Вопросы психологии. 1968. № 3.

              5. Бороздина Л. В., Молчанова О.Н. Особенности самооценки в позднем возрасте // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. 1988. №1. С.23-41.

              6. Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Самооценка в первой зрелости // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. психология. 1990. №2. С.24-38.

              7. Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Самооценка в возрасте второй зрелости // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1996. №4. С.45-57. Психология. 1997. № 1. С.27-43.

              8. Бороздина Л. В., Молчанова О.Н. Самооценка в возрасте пожилых. Сообщение 1: Содержание самооценки // Вестник МГУ. Серия 14. Психология, №4, 1998. С. 29-40. Сообщение 2: Высота, устойчивость, адекватность самооценки // Вестник МГУ. Серия 14. Психология, №1, 1999. С. 20-30.

              9. Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Самооценка в разных возрастных группах: от подростков до престарелых. М., 2001.

              10. Ермолова Т.В., Комогорцева И.С. Временной аспект образа себя у старших дошкольников // Вопросы психологии. 1995. № 2.

              11. Захарова А.В. Психология формирования самооценнки. Минск. 1993 .

              12. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., 1984.

              13. Липкина А. И. Самооценка школьника. М., 1976.

              14. Молчанова О.Н. Специфика Я-концепции в позднем возрасте и проблема психологического витаукта // Мир психологии, №2(18), 1999. С. 133-141.

              15. Мухина В.С. Проблемы генезиса личности: Учебное пособие к спецкурсу. М., 1985.

              16. Славская А.Н. Экзистенциальный подход к проблее Я-концепции ребенка //Современная психология:состояние и перспективы исследований. – М., 2002. Ч. 3. С. 185.

              17. Соколова Е.Т., Чеснова И.Г. Зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителей // Вопросы психологии. 1986. №2. С.110-117.

              18. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.

              19. Hoiat M. Satisfaction with early relationships with parents and psychosocial attitudes in adulthood: Which parent contributes more? // The j. of Genetic Psychology. 1998. V. 159. № 2. P. 203-220.



Тема 6. Прикладные исследования самооценки


Образ физического Я и самооценка. Образ физического Я у подростков, страдающих ожирением (Е.Т.Соколова). Особенности физического Я и самооценка при транссексуализме (Е.Т. Соколова).

Самооценка и уровень притязаний. Классические исследования уровня притязаний (Ф. Хоппе) и современные данные о соотношении самооценки и уровня притязаний (Л.В.Бороздина и др.).

Самооценка и локус контроля.

Самооценка и удовлетворенность жизнью. Взаимосвязь самооценки и ощущения счастья.

Самооценка и коммуникативные проблемы.

Особенности самооценки у лиц с делинквентным поведением: возможности изучения и коррекции.

Личностная и профессиональная самооценка. Самооценка и самоэффективность.


Литература:

Основная:


        1. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. М., 2000. С. 3-52

        2. Соколова Е.Т. Я-образ тела // Психология самосознания. Хрестоматия. / Под. ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. С. 406-422.

        3. Пепло Л.Э., Мицели М., Мораш Б. Одиночество и самооценка // Лабиринты одиночества. М., 1989. С.169-191.


Дополнительная:


  1. Аргайл М. Психология счастья. М., 1990.

  2. Бандура А. Теория социального научения. СПб: Евразия, 2000.

  3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

  4. Бороздина Л. В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний // Вопросы психологии. 1993. №1. С. 104-113.

  5. Бороздина Л.В., Рощина Е.С. Влияние уровня самооценки на продуктивность учебной деятельности // Новые исследования в психологии. 1987. № 1. С.23-26.

  6. Братусь Б.С., Павленко В.Н. Соотношение структуры самооценки и целевой регуляции деятельности в норме и при аномальном развитии // Вопросы психологии 1986 №4. С.146-154.

  7. Валицкас Г. К., Гиппенрейтер Ю.Б. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей // Вопросы психологии. 1989. №1. С. 45-54.

  8. Зимбардо Ф. Застенчивость. М., 1991.

  9. Максимова Н.Ю. Оценочная деятельность учителя и формирование самооценки школьника // Вопросы психологии. 1983. № 5. С.29-34.

  10. Митина Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя // Вопросы психологии. 1990. № 3. С.58-64.

  11. Неймарк М.С. Психологический анализ эмоциональных реакций школьников на трудности в работе // Вопросы психологии личности школьника. М., 1961. С. 277-332.

  12. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.-Воронеж, 2000.

  13. Сидоров К.Р. Самооценка, уровень притязаний и эффективность учебной деятельности старшеклассников // Вопросы психологии. 2007. № 3. С. 149-157.

  14. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М., 1989.

  15. Epstein, S. Coping Ability, Negative Self-Evaluation, and Overgeneralization: Experiment and Theory // Journal of Personality and Social Psychology. 1992. V.62. P. 826–836.



Тема 7. Методы изучения и коррекции самооценки


Систематизация и анализ методов изучения самооценки.

Нестандартизированные самоотчеты: самоописания в дневниках, письмах, беседе; методика свободного самоописания, методика «Двадцать утверждений».

Стандартизированные самоотчеты: опросник самоуважения М.Розенберга, опросник самоотношения Р.Пантилеева, опросник эмоционально-ценностного отношения к себе В.В.Столина и др.

Контрольные списки (техника «Лист прилагательных»): достоинства и недостатки.

Применение проективных техник для исследования Я-концепции и самооценки. Рефрактивные техники.

Перспективы развития методов диагностики самооценки и связанных с ней конструктов

Развитие самопонимания, самопознания и самооценки. «Окно Джогарри»: модель представления самого себя и соучастия других в процессе восприятия и познания.

Эмпатическое общение как фактор повышения самооценки, самоприятия. «Я-высказывание» как техника общения.

Психотерапевтические подходы (психоаналитический, гуманистический, когнитивный, экзистенциальный, гештальт-терапия; позитивная психотерапия, поведенческая терапия) и тренинги в решении проблем, связанных с «Я»: принципы работы и эффективность.


Литература:

Основная:


        1. Кон И.С. О пользе и вреде самоанализа // Психология самосознания. Хрестоматия. / Под. ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. С. 117-122.

        2. Бернс Р. Проблемы измерения Я-концепции // Психология самосознания. Хрестоматия. / Под. ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. С. 365-367.

        3. Роджерс К. Измерение изменений в «Я» // Психология самосознания. Хрестоматия. / Под. ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. С. 447-459.

        4. Кун М., Макпартлэнд Т. «Кто Я?» // Психология самосознания. Хрестоматия. / Под. ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. С. 460-468.

        5. Общая психодиагностика /Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. – М.: Изд-во Московского университета, 1987. С. 254-289.


Дополнительная:



  1. Василюк Ф.Е. Психология переживания. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.

  2. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. – М.: Класс, 2001.

  3. Олпорт Г. Становление личности. – М.: Смысл, 2002. – 462 с.

  4. Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни. – Спб: Речь, 2004. – 288 с.

  5. Проективная психология. – М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000.

  6. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Прогресс, 1994.

  7. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М., 1993.

  8. Столин В.В. Самосознание личности. – М.: Изд-во Московского университета., 1983.

  9. Франкл В. Психотерапия на практике. Спб.: Ювента, 1999. – 251 с.

  10. Brecht G. Sorting out self-esteem. Sydney, 1996.

  11. Coopersmith S. A method for determing types of self-esteem // J. of Abnormal and Social psychology. 1959. V. 59. №1. P. 87-94.

  12. Crandall R. The measurement of self-esteem and related constructs // J. Robison, P. Shaver Measures of Social Psychological Attitudes. Mich.,1973. P.45-158.

  13. Wells L.E., Marwell G. Self-esteem: Its Conceptualization and Measurement. London, 1976.

  14. Wylie R.C. The Self-Concept. V.1. A Review of Methodological Consideration and Measuring Insrument. Lincoln, 1974.



Домашнее задание:

Описание индивидуального случая: особенности самооценки.

Методические указания студентам





  • При оформлении письменного отчета по проведенному эмпирическому исследованию необходимо соблюдать ряд общих требований:

  • Работа должна содержать протоколы проведенных методик;

  • В работе должны быть представлены краткие биографические данные испытуемого;

  • Необходимо достаточно полно и подробно описать результаты исследования по каждой методике, а также особенности невербального поведения и речевых высказываний испытуемого, отмеченных в ходе выполнения методик;

  • Полученные данные должны быть проанализированы, сопоставлены, обобщены и проинтерпретированы. Выводы должны быть обоснованны и содержать ссылки на конкретные результаты.



Основные методики, которые должны быть проведены:

        1. Тест двадцати утверждений («Кто Я?»);

        2. Шкала самоуважения М. Розенберга;

        3. Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн;

        4. Техника «Лист прилагательных»*;

        5. Моторная проба Шварцландера;

        6. Шкала самоэффективности*;

        7. Техника исследования возможных «Я»*;

        8. Шкала личностной тревожности*;

        9. Методика исследования уровня субъективного контроля*;

        10. Символические задания на выявление «социального Я»*;

        11. Тест-опросник самоотношения В.В. Столина*;

        12. Шкала измерения одиночества*.

Методики, отмеченные «звездочкой», не обязательны для проведения.


Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


  1. Проблема «Я» в психологии У. Джеймса.

  2. Интеракционистский подход (Ч.Кули, Дж.Мид): теория и эксперименты.

  3. Модель С. Хартер: попытка объединения теорий Ч. Кули и У. Джеймса.

  4. Проблема «Я» в психоаналитических теориях.

  5. Я-концепция в гуманистической психологии.

  6. Содержание понятия «самооценка». Соотнесение понятий «самооценка» и «самоотношение».

  7. Самооценка в структуре Я-концепции.

  8. Виды самооценки.

  9. Функции самооценки.

  10. Защитные механизмы самооценки и позитивного Я-образа.

  11. Устойчивость самооценки: факты, механизмы, закономерности.

  12. Cтратегии поведения и саморегуляции лиц с высокой и низкой самооценкой.

  13. Причины и последствия низкой самооценки.

  14. Модель оптимальной самооценки.

  15. Общая характеристика параметров самооценки.

  16. Соотнесение общей и частных самооценок.

  17. Психологические особенности людей с низкой и высокой самооценкой.

  18. Проблема адекватности самооценки. Аффект неадекватности: суть и условия возникновения.

  19. Самооценка и уровень притязаний.

  20. Самооценка и локус контроля.

  21. Общая характеристика механизмов самооценивания.

  22. Временное сравнение как механизм самооценивания.

  23. Теория социального сравнения: за и против.

  24. Самоатрибуция как механизм самооценвания.

  25. Сравнительный анализ теорий самоуважения и Я-соответствия.

  26. Общая характеристика мотивов самооценивания.

  27. Физический образ-Я и самооценка.

  28. Влияние родительских позиций на формирование самооценки ребенка.

  29. Особенности самооценки и ее динамики в дошкольном и младшем школьном возрасте.

  30. Динамика самооценки на этапе взрослости.

  31. Возможности коррекции самооценки.

  32. Проблемы диагностики самооценки и других элементов Я-концепции.






Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Факультет психологии iconФакультет педагогики и психологии кафедра психологии
Деятельность, требующая концентрации и устойчивости внимания, и типологические особенности 13
Факультет психологии iconПотлачук Наталья Викторовна
Санкт-Петербургский государственный университет, факультет психологии, по специальности: психолог, преподаватель психологии – 2000...
Факультет психологии iconВ. И. Ульянова-Ленина Факультет психологии Кафедра психологии кризисных и экстремальных ситуаций С. П. Политова экстремальные ситуации социально-психологического характера Конспект
Принята на заседании кафедры психологии кризисных и экстремальных ситуаций (протокол №6 от «24» января 2007 года)
Факультет психологии iconФакультет психологии
Специальность 19. 00. 01 Общая психология, психология личности, история психологии
Факультет психологии iconФакультет психологии
Специальность 19. 00. 01 Общая психология, психология личности, история психологии
Факультет психологии iconГосударственный университет – Высшая школа экономики Факультет психологии Программа дисциплины «Психология способностей»
Целью данного курса является формирование у студентов профессиональных компетенций, выражающихся в возможности на основе знаний и...
Факультет психологии iconГосударственный университет – Высшая школа экономики Факультет психологии Программа дисциплины «Психология способностей»
Целью данного курса является формирование у студентов профессиональных компетенций, выражающихся в возможности на основе знаний и...
Факультет психологии iconКазанский государственный университет им. В. И. Ульянова-Ленина Факультет психологии
История университетской психологии начинается с 1885 года, когда В. М. Бехтерев создает первую в России психологическую лабораторию...
Факультет психологии iconВопросы к зачету по дисциплине «Информатика в психологии» направление «030300. 62 – Психология» (4,5) социально-психологический факультет, заочное отделение
Информатика как наука: предмет и задачи. Информационные технологии. Возможности информационных технологий в психологии
Факультет психологии iconФакультет психологии и дефектологии Кафедра специальной и прикладной психологии приглашают к участию в зимней психологической школе
Зимняя психологическая школа – это форма кратковременного обучения молодых учёных, аспирантов, студентов по актуальным проблемам...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы