Платон о государстве и обществе icon

Платон о государстве и обществе



НазваниеПлатон о государстве и обществе
Дата конвертации25.07.2012
Размер70,72 Kb.
ТипРеферат
Платон о государстве и обществе


Средняя школа №3 Реферат на тему «Платон о государстве и обществе» Ученика 11 класса Макарова Кириллаг.Кохтла-Ярве1999-2000 гг. Платон (428/427 – 347 гг. до н.э.) происходил из знатного афинскогорода, давшего Древней Греции немало известных политических деятелей,военачальников, мыслителей. Подлинное его имя – Аристокл, Платон –прозвище, которое он получил в молодые годы, то за физическую силу, то лиза широту духовных интересов, поскольку «платос» по-гречески – «широкий».Платон воспитывался и обучался в традициях греческого «образованиячеловеческого» – калокаготии, предполагавшей всестороннее «оформление»человека («калос» – прекрасный, «агатос» – хороший). Отсюда формированиечеловека понималось как придание некоторой изящной гармоничностипервоначально неоформленному и необработанному материалу. Обучение включалоизучение грамматики, музыки, гимнастики, живописи, классических текстов иприобретение умения на их основе сочинять собственные. Идеалом такогообразования было нахождение правильной меры соотношения различных качеств вчеловеке и привитие ученику умения самостоятельно находить меру во всехпроявлениях жизни. Платон применил единый подход ко всем сферам реальности. Единствоплатоновского взгляда особенно рельефно просматривается при сопоставлениикартин рисуемых им Космоса, государства, души человека. Во всех случаяхобнаруживается структурная аналогия с заключенными в метафизике тремяфундаментальными факторами бытия: мир идей (эйдосов), т.е. идеальный планреальности, реализация заключенного в мире идей плана (Демиург) и некоторыйисходный, неоформленный материал. Соответственно, всюду у Платона можнообнаружить три элемента, выполняющие данные три функции: познание плана,исполнение и сырой материал плана. Данные функции в составе души закрепленысоответственно за разумной частью души, волевой и вожделеющей. В идеальномгосударстве три функции должны быть также закреплены за определеннымигруппами людей. Именно так и поступает Платон, выделяя класс философов,класс воинов, или стражей, и класс ремесленников, земледельцев и рабочих.При этом он полагает, что в каждом из людей от природы преобладающейявляется одна из трех частей души. У очень немногих преобладает разумнаячасть – они становятся философами. Другие отличаются волей – им сужденостать воинами. Наконец, третьи – их большинство, – чьей добродетельностьюявляются умеренность и терпеливость, должны заниматься ремеслом иземледелием. Идеальное государство есть по сути увеличенная фотографиядуши. В идеальном государстве Платона все должно быть четко фиксировано, всепостроено по определенному плану, который не может быть нарушаем никем изграждан. Этим оно отличается от известных государств-полисов,характеризующихся непрочностью, хаотичностью, отсутствием строгого порядкаи, как следствие, господством несправедливости. Действительно, возможны триформы государственного устройства: а) монархия – правление одного («моно» –один, «архэ» – начало); б) аристократия – правление немногих; в) демократия– правление большинства, или народа. Однако эти три «правильные» формыимеют тенденцию, часто осуществляющуюся на практике, превращаться в своиуродливые двойники: монархия – в тиранию, аристократия – в олигархию,демократия – в демагогию. Извращения имеют место в силу того, что правителисклонны чаще заботиться о себе и о своих корыстных интересах, а не обинтересах граждан. Фактором извращения выступает также чрезмерная свобода,которая неизбежно ведет за собой демагогию, разлагающую нравы. Однако еслигосударство сумеет сохранить нравственное здоровье граждан, то наилучшейформой окажется первая – монархия. Если нравственность утрачена,следовательно, процветает коррупция, то наилучшей становится третья –демократия. Она по меньшей мере гарантирует минимум свободы в качествеутешения и надежды на будущее. Наконец, в общем случае лучшей являетсяаристократия – в наибольшей степени соответствующая идеальному государству,поскольку она может стать правление «лучших». Именно ее Платон кладет воснову своего проекта идеального государства. Лучшими правителями будут те,кто умеет разумно отрекаться от своих пристрастий, кто стремится к истине исправедливости, любит свое государство, т.е. философы. Таковы мотивы (каквидим, они не лишены смысла), движущие Платоном в его стремлении нарисоватьобраз идеального государства. Платон связывает идеальное государство с верховенством закона. Всеграждане государства (исключая рабов, которые не могли быть поставлены водинаковое положение со свободными; рабы в Древней Греции были сравнительнонемногочисленными и заняты они были на домашней и вспомогательных работах),независимо от занимаемого положения, должны одинаково подчиняться закону.Именно так должно быть в нормальном случае, а значит, и в идеальномгосударстве. Более того, идеальное государство и есть то самое, где законнезыблем и главенствует. Но как обеспечить соблюдение законного порядка вжизни? Он непрестанно нарушается не только гражданами, но и правителями.Кроме того, законы то принимаются, то отменяются или изменяются, посколькусами законодатели постоянно меняют свои убеждения и пристрастия.Следовательно, в самой законодательной сфере царят хаос и произвол. Значит,необходимо разработать специальную систему мер, обеспечивающих прочность иустойчивость закона, его обязательность для всех. Эта система мер окажетсятакже прочности государства. Но если это так, то она не может бытьпроизвольно установленной кем-либо, а должна быть выведена из сущностигосударства, то есть из ее идеи. Исходя из свойств государства кактакового, следует логически вывести его частные характеристики, определитьего устройство, и в конечном итоге, решить вопрос о роли индивидов в нем.Таким образом, логика Платона идет в последовательности умозаключений отгосударства к индивиду, а не наоборот – от индивида к государству. Этозаведомо предопределяет тотальное подчинение индивида государству. К такомуподчинению Платон и приходит, фактически лишая граждан рисуемого имгосударственного права на частную жизнь. Жизнь индивида здесь без остаткаподчиняется государственному целому. Индивидуальная свобода признаетсятолько в той мере, в какой она необходима государству. Будучи противником тирании, Платон не может, конечно, идти, по путитеоретической защиты прямого насилия и принуждения. Поэтому порядок вгосударстве выводится им из «естественного порядка вещей», т.е. изсобственной метафизики. Но этот же порядок есть порядок души.Следовательно, в идеальном государстве учитываются естественные склонностилюдей, а принуждение призвано, лишь способствовать более полной реализацииэтих склонностей. Одни склонны философствовать, в других силен воинскийдух, третьи предпочитают продуктивный труд – таковы предпосылки трехклассов общества. Но одновременно это три функции государства: познаниеистины и написание правильных законов (философы); обеспечение выполнениязаконов (воины или полиция, что у Платона приблизительно одно и то же);производство необходимых продуктов (ремесленники и земледельцы).Одновременно это воплощение трех фундаментальных факторов бытия –идеального план, исполнения и исходного материала. Однако трех классоваяструктура должна быть жесткой, поскольку ее разрушение повлечет за собойразрушение всей системы. Опасность разрушения проистекает из того, что людичасто не понимают собственного блага, поэтому тот, кто по природеремесленник, стремится стать правителем, воин – расслабиться и занятьсяболее спокойным делом, к примеру, ремеслом и т.д. Лишь те, кто любитмудрость, способны самостоятельно определить свое призвание и без внешнегопринуждения реализовать его. Поэтому они могут инициировать идеальноегосударство и быть его правителями. Они же должны разрабатывать строгиеправила для себя и для других классов. «Если для людей, выдающихся в философии, – пишет Платон, – возникла <…>необходимость взять на себя заботу о государстве… мы готовы упорноотстаивать взгляд, что в этом случае <…> будет осуществлен описанный намигосударственный строй, коль скоро именно эта Муза оказывается владычицейгосударства. Осуществление такого строя вполне возможно, и о невозможном мыне говорим. А что это трудно, признаем и мы». Чтобы осуществить проект,философы должны образовать аскетическое братство, подчинить всю свою жизньнауке, разработке законов и воспитанию молодежи. Сами они не могут бытьслишком молоды, а, напротив, преклонного возраста. Ученые-мудрецыолицетворяют собой мудрость всего города-государства, который «может бытьмудр по малочисленному сословию». Они устанавливают для всего обществанормы справедливости. Такова общая схема. Однако Платон не верит в силутолько лишь морального воздействия со стороны лучших. Поэтому именносолдаты-полицейские должны осуществлять волю мудрецов-старцев. Ихвоспитание и образ жизни, следовательно, должны быть всецело подчиненывозложенной на них миссии. Они, по Платону, живут исключительно в казармах,им запрещено иметь семью и собственность. С детства они воспитываются вособых пансионах, занимаясь гимнастикой, военным делом и воспитывая в себенравственные качества. Все дети, независимо от их социальногопроисхождения, в обязательном порядке отбираются у родителей и направляютсяв государственные воспитательные учреждения. При этом родители не будутзнать своих детей, а дети не должны знать, кто их родители. Государственная задача сословия ремесленников и земледельцев – кормить иобеспечивать правителей-мудрецов и воинов-полицейских. В исполнении этойзадачи Платон видит весь смысл их существования. Их личная жизнь несколькоболее свободна, чем жизнь воинского сословия и правителей, однако она тожеподчинена строгому регламенту, поскольку за ней бдительно наблюдают стражи-воины: допускается принуждение к труду, насилие над пьяницами и лентяями,принимаются меры к тому, чтобы никто не становился ни слишком бедным, нислишком богатым. Бедные будут неспособны обеспечивать воинов и правителейсредствами к жизни, богатые возомнят о себе слишком много, станут нарушатьустановленный порядок, угрожать власти мудрецов. Наконец, в идеальном государстве не нужны ни искусство, ни свободнаянаука. Они лишь отвлекают от истины и способствуют моральному разложению.Запрещаются и изгоняются также все религии и мифологии, за исключениемединственной и обязательной для всех, основанной на платоновском учении обидеях. Она же является и единственной наукой и философией. Интересно и то,что Платон обнаруживает отчетливое понимание недостаточности какполицейских мер, так и мер морального воздействия: предусматриваетсяприменение методов манипуляции общественным мнением. Они включают обман,дезинформацию, отвлечение внимания на второстепенные темы, обработкусознания населения, предваряющую проведение государственных мероприятий,организацию псевдосенсаций, сокрытия авторства законов, кампаний противмнимых врагов государства и народа как средство подавления инакомыслия ит.д. Список использованной литературы: «Основы философии» В.Ф. Шаповалов, «Энциклопедия высокого ума» П. Таранов, Философский словарь.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Платон о государстве и обществе iconКонспект по философии платон 8 глава «государство» Выполнил студент 1 курса
Как считал Платон, в образцово устроенном государстве царями должны быть люди, наиболее отличившиеся в философии и в военном деле....
Платон о государстве и обществе iconФилософия Платона: теория идей, учение о обществе и государстве. Содержание
...
Платон о государстве и обществе iconРеферат на тему «Платон о государстве и обществе»
Другие отличаются волей – им суждено стать воинами. Наконец, третьи – их большинство, – чьей добродетельностью являются умеренность...
Платон о государстве и обществе icon«Платон о государстве»
Платон родился в семье, имевшей аристократическое происхождение, род его отца Аристона возводили, согласно легендам, к последнему...
Платон о государстве и обществе iconСократ и Платон о человеке и обществе

Платон о государстве и обществе iconРеферат по дисциплине "Философия" на тему «Философия Платона. Платон о государстве»
Так проблема общественного, государственного устройства перерастает в проблему понимания блага, человеческих ценностей и свободы...
Платон о государстве и обществе iconРеферат по дисциплине "Философия" на тему «Философия Платона. Платон о государстве»
Так проблема общественного, государственного устройства перерастает в проблему понимания блага, человеческих ценностей и свободы...
Платон о государстве и обществе iconКонтрольная работа по Истории Экономических Учений на тему: Древнегреческие мыслители: Платон и Аристотель
В 428 г до н э., в самый разгар междоусобной Пелопонической войны, в Афинах у Аристона и Периктионы родился сын Аристокл, впоследствии...
Платон о государстве и обществе iconПлатон Платон
«Предметы располагаются и познаются при помощи их методического деления и подобающего наименования. А поэтому классификация и наименование...
Платон о государстве и обществе iconМетодические рекомендации по их подготовке Раздел I. История эстетической мысли. Тема: Аристотель «Поэтика»
Платон. Гиппий Больший. Ион. Федр. Пир. // Платон. Соч.: В 3 т. М., 1968. Т. 1, 2
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы