События 1968 года в Париже. Контркультура icon

События 1968 года в Париже. Контркультура



НазваниеСобытия 1968 года в Париже. Контркультура
Дата конвертации25.07.2012
Размер340,46 Kb.
ТипРеферат
События 1968 года в Париже. Контркультура


Димитровградский Институт Технологии Управления и Дизайна Филиал ГОУ ВПО УлГТУ Кафедра: ____________________ Факультет: __________________ Контрольная работа по дисциплине «Философия» На тему: Специфика майских событий 1968 года в Париже. Специфика контркультуры студентов Сорбонны. Выполнил: ______________________ ________________________________ Проверил: _______________________ ________________________________ Димитровград 2004 СодержаниеВведение 31. Зарождение революционных настроений среди молодёжи. Обзор основныхсобытий 42. Французские ситуационисты и их наследие 113. Цели революции 154. Как всё начиналось 185. Конец ситуационисткого интернационала 206. Сегодняшний взгляд на события 60-х и контркультуру 247. Музыка, как основная отличительная черта контркультуры 27Заключение 32Список использованной литературы 33 Введение На краткий миг во второй половине шестидесятых оказалось, чтореволюция в сердце мировой капиталистической системы не только возможна, нонадвигается. Хотя волны протеста периодически захлестывали мир, нигде иникогда это не проявлялось столь ярко, как весной 1968 года в Париже. В центре событий была организация самозваных революционеров -Ситуационистский Интернационал (СИ). Ситуационисты держали руку на пульсескрытого недовольства современных им шестидесятых. О майских событиях 68-го в Париже сказано много, но полной ясности нетдо сих пор. С одной стороны, все признаки революции налицо - баррикады наулицах, всеобщая забастовка (около 6 миллионов по всей стране), стычки сполицией, аресты, трехсот тысячная манифестация в Париже, захват Сорбонны итеатра Одеон, роспуск парламента. С другой стороны, была во всем этом какая-то несерьезность: карнавалы, безумные листовки, съемки фильмов, смех, неговоря уже о том, что многие попросту отказывались сформулировать своитребования. Оглядываясь назад в недавнюю историю, невольно замечаешь, насколькоплотно насыщен интересующими нас событиями период конца 60-х – начала 70-хгодов. Если рассуждать, используя терминологию замечательного российскогоисторика Льва Николаевича Гумилева, то этот отрезок времени на Земном шаребыл характерен особой “пассионарностью”, то есть выбросом огромногоколичества человеческой энергии. Причем энергии самого разного свойства –положительной и отрицательной, созидательной и разрушительной, светлой итемной, молодежной и стариковской. Одним из главных признаков того времени,было, пожалуй, состояние протеста, противостояния сознательной частимолодого поколения и взрослого истэблишмента. Впервые молодежь противопоставила себя как возрастная группа -суровым, квадратным (на английском сленге тех годов - square people) -отцам. Выходили фильмы с юной бесовской Бриджит Бордо, был сверхпопуляренфильм Микеланджело Антониони “Blow up” (увеличение) с юным главным героем -преуспевающим модным молодым парнем - фотографом (модная тогда профессия) сдевочками-моделями. 60-е годы были также годами небывалого возвышениямолодёжных рок-групп: “Битлз” и “Роллинг Стоунз” доводили обожателей доумопомешательства. Вокруг говорили о молодежной культуре. Это расцветмолодёжных движений хиппи, панков, битников, йиппи и т.д. сейчас получилназвание контркультура. В своей контрольной работе я попыталась проанализировать ситуацию 1968года, разобраться в причинах, целях этого грандиозного действия, которое,кстати говоря, охватило не только Париж, но и множество других стран. Дажев СССР можно найти свидетельства этих революционных настроений, не говоряуже об огромном влиянии этой молодёжной контркультуры на многие поколенияроссиян. Работа состоит из введения, теоретической части, заключения и спискаиспользованных литературных источников. При написании Контрольной работыиспользовался метод анализа разрозненных литературных источников по даннойтематике. 1. Зарождение революционных настроений среди молодёжи. Обзор основных событий Все началось с Китая. Это Мао Цзэ-Дун вызвал на авансцену истории“хунвейбинов”, свою юную красную гвардию. Старый хитрый мудрец Мао,возможно, был искренен в своем ужасе перед новой бюрократией, которуюкитайский коммунизм создал всего за 17 лет, с 1949 по 1966 года, возродивтысячелетнюю касту толстых чиновников-мандаринов. Возможно, он использовалшкольников и молодежь в борьбе со своими политическими противниками, сутьне в этом. Он точно положил палец на рану, нащупав её: на острейшуюпроблему всех современных обществ. А именно: молодежь - самый угнетённыйкласс общества. Возгласив: “огонь по штабам!” Мао дал школьникам и студентам правоинспекции и наказания чиновников. И китайские пацаны с маленькими краснымикнижками, взметенными в воздух, фанатичные пацаны насладились до ушей.Водили по всей стране в шутовских колпаках (как с картин Гойи и Босха!)высших чиновников государства, избивали, плевали, пинали и усылали наперевоспитание в деревню учителей и даже премьера Лю Шао-Ци и министровЧжоу Энь-Лая или Дэн Сяо-Пина. Началось все это в 1966 году, и затихло лишьв 1976... Пример был заразителен. В 1968 году, 2 мая, в разгар культурнойреволюции Хунвейбинов, когда французские газеты ежедневно приносили вести омногомиллионных рейдах китайских красногвардейцев на офисы китайскихначальников - в Париже началась студенческая революция. На факультетесоциологии в пригороде Парижа Нантерре студенты во главе с 23-летним немцемДаниэль Кон-Бендитом организовали митинг, перешедший в столкновение сполицией. Факультет полиция закрыла. Но беспорядки переместились вЛатинский квартал, в сердце Парижа, в здания Сорбонны. Ректор обратился за помощью к полиции. Полиция ворвалась в аудитории.Схватки между 2 тысячами студентов и полицейскими продолжались несколькочасов. Начались поджоги автомобилей, построили несколько баррикад. 596студентов были арестованы. Сорбонну закрыли, и полиция стала у входов.Несколько студентов предстали перед судом и получили по два месяца тюрьмы.Но на следующий день студенческие демонстрации возобновились. Истолкновения с полицией - 460 студентов были арестованы. Студенческие организации потребовали 7 мая вывести полицию изЛатинского квартала, освободить осужденных студентов и открыть факультеты вПариже и Нантерре. Интересно, что зачинщиками повсюду выступали студентыгуманитарных факультетов, т.е. те, кого больше всего начиняли идеями“западной цивилизации”. Любопытно и то, что генерал де Голль прекраснопонял: ветер дует с Востока. 7 мая он в гневе заявил своим министрам: “Этоозначает, что речь идет об испытании сил. Мы не потерпим такого положения.Порядок должен быть восстановлен, прежде всего... Это дурные студенты нехотят вернуться к занятиям. Они издеваются над возвращением к спокойствию итруду. Они стремятся к китайской культурной революции. Ни за что! Не можетбыть даже вопроса об уступках”. Обстановка особенно накалилась к 10 мая.Студенты соорудили в районе площади Эдмона Ростана около 60 баррикад. Надбаррикадами - черные и красные флаги. Вокруг - несколько тысяч полицейскихждут приказа о штурме. Студенты вооружены коктейлями Молотова ибулыжниками. Полицейские вооружены дубинками, большими пластиковыми щитамии газовыми гранатами. В 2 часа ночи поступил приказ о штурме. Побоищепродолжалось пять часов. Итог - 367 раненых, из них 32 тяжело, 188сожженных автомобилей. Студенты по приказу Кон-Бендита разбегаются.Профсоюзы решают провести всеобщую 24-часовую забастовку протеста. 13 маяначинаются всеобщая забастовка и демонстрация. В шествии от площади Республики до площади Дэнфер-Рошро приняли участие более миллионадемонстрантов. Лозунги демонстрации: “Де Голля - в архив!” “Де Голля - вбогадельню!” “Прощай, де Голль!” “Десять лет - этого достаточно!” Дойдя доДэнфер-Рошро, демонстранты, как заранее было договорено, расходятся. Ногруппы студентов призывают идти дальше и взять штурмом Елисейский дворец.Умеренные профсоюзы не следуют за ними. 14 мая полиция оставляет Сорбонну.Левые студенты обосновываются в аудиториях. Теперь здесь - “критический”(“свободный”) университет. Дни и ночи напролёт идут митинги. Поют“Интернационал”, в pyкax мелькают красные книжки изречений Мао, ихраспространяет китайское посольство. Требуют отмены экзаменов обязательныхпрограмм и курсов. Часто ссылаются на Троцкого. Стены Сорбонны испещренынадписями: “Будьте реалистами - требуйте невозможного!” “Запрещаетсязапрещать!” “Воображение к власти!” Объявлена была “непрерывная творческая революция”. Сорбонны студентамоказалось мало, и они захватили театр “Одеон”, где происходило действоподобное тому, что и в Сорбонне, при участии интеллигенции Парижа. Де Голль14 мая вылетел с визитом в Румынию. В тот же день работяги оккупируют завод“Зюз авиасьён”, а через два дня - заводы “Рено”. Остановился транспорт, неработают телефонная связь радио и телевидение. Взбешенный де Голльвозвращается 18 мая. 24 мая он выступает по телевидению с бесцветнойшестиминутной речью, из которой ясно что генерал устал и боится. В тот жедень в Париже состоялась новая грандиозная демонстрация. Сотни тысяч идут с лозунгами “Де Голля - в отставку!” и в Латинскомквартале снова стачки, пахнет газом, сотни арестованных. Лидер левыхФрансуа Миттеран 28 мая в отеле “Континенталь” огласил предложение осоздании временного правительства во главе с Мендес-Франсом: Миттеран -президент, десять министров, не исключая коммунистов. Мендес-Франс жеподдержал студентов-революционеров из Нантерра и Сорбонны. 29 мая де Голльисчезает, не явившись на заседание совета министров. Он почему-тооказывается в Баден Бадене, на базе французских оккупационных войск. 30 маяон возвращается в Париж. Выступает по радио: “Я принял решение, я остаюсь”.Напуганная баррикадами и черными флагами Франция идет к избирательным урнам23-30 июня. Голлисты приобрели дополнительные 97 мест и имеют теперь внациональном собрании 358 мандатов из 485. Один из министров-голлистовсказал после выборов: “Партия выиграна, но с генералом покончено”. Студенты тоже могли сказать что “партия выиграна”, ибо с генералом онипокончили. Де Голль, правда, оставил свой пост только 27 апреля 1969 года,но свалили его таки студенты, хотя сами они оказались неспособны, взятьвласть. Это против старого де Голля и старой Франции было направленовосстание молодежи. Эффективность их бунта признана. Жан-Раймон Турну всвоей книге “Май генерала” констатирует: “Чувство горечи достигло у негокрайней степени... И вот одним движением несколько бешеных из Нантеррасумели сделать то, в чем потерпели поражение специалисты психологическойвойны в 1958 году, создатели баррикад в 1960, бунтовщики 1961 и главари ОАСв 1962 году”. Другое дело, что студенты убрали де Голля, но не голлистов. Следующимпрезидентом стал бывший премьер-министр де Голля - Жорж Помпиду. “Несколькобешеных” нашлось в те годы во многих странах Европы, не только немецкийрыжий студент Кон-Бендит был таким. В Германии ведет студенческий вождьРуди Дучке. Судьба его трагична (в то время как Кон-Бендит дегенерировал встарого толстого брюзгу, стал вице-мэром Гамбурга, а впоследствии депутатомЕвропейского парламента, и, конечно, центристом) - в него в том жесудьбоносном году стреляет правый работяга - алкоголик. Дучке парализован,в 1980 году погибает в ванной комнате, уже будучи депутатом от “зелёных”. ВАмерике бунтовали хиппи, демократическая конвенция в Чикаго закончиласьмноготысячными потасовками и судом над Джерри Рубиным и его товарищами. В1968 году в Калифорнии произошли революционные убийства, совершенныеЧарльзом Мэнсоном и его коммуной. Даже социалистическая Прага попробовалавзбунтоваться в 1968 году. Восстание в Праге носило вначале студенческийхарактер. Но мы, русские, восприняли его как попытку чехов уйти изсоциалистического лагеря, и в игру вмешались советские танки.Справедливости ради следует сказать что “смогисты” - “самое молодоеобщество гениев” - начали бунтовать в Москве еще в 1965-1966 годах.Многотысячные аудитории собирали их поэтические выступления. Пытались онипроводить и политические акции. Была их босая демонстрация кзападногерманскому посольству, был список “литературных мертвецов”,прибитый к двери центрального Дома Литераторов. Вождем их был ЛеонидГубанов, умерший в возрасте 37 лет от алкоголизма. Но мало кто знает, что из рядов СМОГа вышли и очень заметныедиссиденты Владимир Буковский (в свое время цена ему была высокая: чекистыобменяли его на самого председателя Компартии Чили Луиса Корвалана), ВадимДелоне (участвовал с Горбаневской в демонстрации против ввода советскихвойск в Чехословакию в августе 1968 года, позднее умер в Париже), менеезаметные диссиденты В. Батшев и Кушев. Репрессии обрушились на СМОГ уже в1966 году. Революций, однако, нигде не получилось. В Китае разгул “хунвейбинов”прекратил сам Мао, Конфуций в нем победил революционера. Не сразу, уже вначале 70-х хунвейбины были постепенно выведены из городов в провинцию, гдетихо угасли, выращивая рис и свиней. Китайское чиновничество понесло потери(западные источники называют безумные цифры: до 9 миллионов жертвкультурной революции, однако верить им нельзя: “Огонь по штабам!” имелцелью не уничтожение чиновников, но лишение их власти), но выжило. Пятикратно подвергшийся публичным унижениям Дэн Сяо-Пин вернулся издеревни, где он ухаживал за лошадьми. Мао умер в 1976 году. В Парижепрезидентом стал Помпиду, а после него Жискар д' Эстен, тоже голлист. Онивосстановили лишь на один месяц пошатнувшуюся, власть среднего возраста.Иногда можно услышать что якобы Ги Дебор и его коллектив “ситуационистов”били идеологами мая 1968 года. Это не соответствует действительности.Спорно, даже просто влияние “ситуационистов” на те события. Разве чтоничтожно малая часть самых легких лозунгов, например, “Под мостовой -пляж!”, по слухам, - “ситуационистская”. Ни Ги Дебор, ни Курт Вангхэйм небыли ни лидерами, ни идеологами мая 1968 года в Париже. Точно также не был лидером и Герберт, хотя книгу его “Одномерныйчеловек” читали, но ничего от влияния довольно тяжелой и скорее “high brow”философии Маркузе в событиях мая 1968 года в Париже и в позднейших бунтах вПраге, в Германии и в США не прослеживается, скорее это были стихийные,плохо осознанные волнения самого работоспособного призывного возраста поповоду своей роли в жизни общества. Подчиненной старшему возрасту роли. Атолчок и пример дал Мао, мудрый Мао, де Голль уже свидетельствовал (цитатаиз де Голля “они стремятся к китайской Культурной революции”) чтохунвейбины - отцы студенческого бунта в Париже в мае 1968. Так же, как и среди парижских товарищей майской революции, среда“хиппи” серьезных идеологов не обнаружилось. Тимоти Лири, “пророк ЛСД” сего идеологией наркотиков, конечно, выглядел несерьёзно. Кен Кизи с романом“Полёт над гнездом кукушки”, опубликованным в 1961 году, впоследствииэкспериментировал с наркотиками и жизнью в коммунах - но в лидеры так и невышел. Мэнсон запятнал движение “хиппи” криминалом. 70-е годы, особенно ихпервая половина, скорее по инерции продолжали быть молодежными. В 1975 годув Лондоне на Кинге родилось движение punks (юный хулиган - на сленге 40-хгодов). Однако хотя рыжий, как Кон-Бендит, Малколм Макларен был способенсоздать и создал стиль “молодого хулигана”, панки ограничились стилем, какидеологией, лишь добавив туда стихийного анархизма. Революционеры 60-х годов, захотевшие продолжить борьбу в 70-е восновном ушли в радикальную политику, и эта дорога привела их, германскихпацанов, в RAF, а итальянцев - в Красные “Бригады”. Что до французов, тосамым радикально крутым оказался Поль Гольдман (брат певца Жан-ЖакаГольдмана) - лысый крепыш. Он был застрелен при экспроприации банка в 1973году. В том же году была запрещена организация “Автономов” - эти ребята вмасках участвовали во всех демонстрациях любого толка и превращали их подконец в схватки с полицией. Симптоматично, что ещё даже более ранний кумир молодёжи, Элвис Преслисрочно умер в 1977 году, успел уложиться во временной лимит. Только всеболее редкие взрывы и террористические акты “Красных бригад” и РАФовцеввплоть до середины 80-х годов ещё напоминали время от времени о Надеждахевропейской молодёжи захватить власть. Начинающему в жизни юному человеку более всего близок лозунг: “Кто былничем, тот станет всем!” Ибо, достигнув сознательных 14 лет, пацаны толькооб этом и грезят: волшебным образом, сразу. Одним прыжком стать “всем”.Потому они обожествляют эпохи, в которые это было возможно. Эпохиреволюций, когда 16-летние командовали полками, а 20-летние - армиями.Эпоха конца 80-х - начала 90-х годов прошлого века вначале представляласьчасти наших молодых людей такой эпохой. Но надежд она не оправдала. Молодежь - жертва в любом государстве. Все тяжести - свалены на неё.Средний возраст управляет и командует, дети и старики едят за счётродителей и прошлых заслуг, а всех тащат на себе те, кого в объявлениях оприёме на работу зазывают: “требуются здоровые молодые люди в возрасте до35 лет”. От них требуется так же безропотно отдавать свои жизни иконечности в войнах развязанных средним возрастом. В прямом и переносномсмысле молодёжь есть самый угнетённый класс современного мира, как у Марксатаковым был пролетариат, то в современном мире, место пролетария заняламолодежь. 2. Французские ситуационисты и их наследие Начавшаяся студенческими волнениями и радостно встреченная миллионамифранцузских трудящихся, буря грозила уничтожить не только казавшеесянепобедимым буржуазное государство, но и онемевших от ужаса стражейреволюции - профсоюзы и левые партии. Парижское восстание представлялособой гигантский шаг вперед по сравнению с предыдущими попытками разрушитьсуществующий общественный порядок, и несмотря на то, что оно потерпелопоражение, в течение нескольких недель казалось, что новый утопический мируже показался на горизонте. В центре этого политического шторма была неприметная, но все жеочаровательная организация самозваных революционеров - СитуационистскийИнтернационал (СИ). Хотя СИ никогда не насчитывал больше несколькихдесятков человек на протяжении всей своей короткой истории, справедливостьтребует признать, что именно он разжег огонь. В своей пропаганде и агитацииситуационисты предлагали критику существующего общества, котораязамечательным образом отражала скуку, разочарование и отчуждение, которыечувствовали миллионы людей в "лучшем из возможных миров". Ситуационистыдержали руку на пульсе скрытого недовольства современных им шестидесятых. Прошло более двух десятилетий с момента роспуска СитуационистскогоИнтернационала, и события мая 1968 года в Париже уже стали частью истории.Но, несмотря на это, столь эфемерная организация с намеренно труднымитеоретическими положениями остается ярким романтическим символомреволюционного оптимизма шестидесятых. Ситуационисты развивались внутри столетней традиции артистического иполитического радикализма, выросшего из отказа от аристократического,религиозного и буржуазного патронажного отношения к искусству. Напряженныеотношения между богемной культурной инновацией и буржуазным самодовольствомдостигли апогея с Первой Мировой войной, завершившись соединениемартистического и культурного недовольства в дадаизм и сюрреализм. Умышленнопринимая абсурдность, дадаизм пытался подорвать традиционные определенияискусства и культуры, используя эту точку как рубеж атаки на общество,которое, по его мнению, должно было быть разрушено. "Предстоит совершитьогромную разрушительную работу" по подрыву буржуазной культуры, восклицалТристан Тцара в манифесте дадаистов 1918 года. Сюрреализм развился на обломках Дада, и его деятелям, под строгимруководством Андре Бретона, предстояло заново выстроить и усовершенствоватькритический проект Дада. Сюрреалисты отвергли энтузиазм, с которым дадаистыприветствовали абсурд, ради строгой дисциплины в рамках четко определеннойреволюционной перспективы. По мнению сюрреалистов, общество, главной цельюкоторого являлось сохранение капитала, было обречено на эстетическуюнищету. Сюрреалистский подход принял форму исследования тех видов деятельностии артистических приемов, которые освобождали бессознательное и объединялиего с рациональным в единое целое. Автоматизм - спонтанное производство"потока сознания" - в литературе, живописи и в повседневной жизни былопределяющей сюрреалистской техникой, полезной, по их мнению, для раскрытияи исследования запретных мыслей и представлений. Как в поэзии Лотреамона,так и в картинах Дали и в манифестах Бретона, нападки сюрреалистов набуржуазную культуру были попыткой разрушить нездорово рациональноеобщество, уцепившись за сверхрациональное. Ситуационистский Интернационал вырос не только из теории авангарда, нои из французской марксистской традиции, хотя и очень неортодоксальной.Исторические обстоятельства сделали возможным это пересечение интересовавангарда и социализма. Преступления сталинизма и очевидная неудачатроцкизма превратили послевоенный Париж в благодатную почву длявозникновения новых синтезов. Особо важное значение для споров, которыевновь возникли в работах ситуационистов в 1960-е годы, имели идеиКорнелиуса Касториадиса и группы, возникшей вокруг журнала Socialisme ouBarbarie ("Социализм или варварство"), в которой некоторое время состоял иведущий ситуационистский теоретик Ги Дебор. Ситуационистский Интернационал формально был создан в 1957 году путемобъединения двух взаимодополняющих, но так до конца и необъединимых теченийв европейском авангарде. С одной стороны, это были революционные художникииз Международного движения за имажинистский Баухаус (IMIB), среди которыхособо выделялись датский художник Асгер Йорн и бельгийский сюрреалистКристиан Дотремон. Бывшая обломками, оставшимися после кончины сюрреализма,эта "северная сеть" поклялась продолжать нападки на официальную культуручерез поэзию, музыку, живопись и "революционную архитектуру". Она такженедвусмысленно отрицала реакционные и мистические наклонности сюрреализма,высказываясь в пользу радикального коллективного действия. Второй группой были леттристы - возникшее в Париженеосюрреалистическое течение, к которому принадлежал и будущий гуруСитуационистского Интернационала Ги Дебор. Леттристы предлагали делать сбуквами то же, что дадаисты и сюрреалисты делали со словами, используяименно их, а не более крупные части в качестве основы единого искусства,"звуковой поэзии". Леттристский Интернационал (ЛИ) настаивал не только натом, что авангард должен вырабатывать строгую критику общества, но и натом, что искусство должно "реализоваться и подавляться". Попросту говорялеттристы призывали к тому, чтобы повседневная жизнь проживалась какискусство, тем самым, делая бессмысленным выделение последнего в отдельнуюдисциплину. В тексте, подготовленном для того, чтобы объявить о созданииСитуационистского Интернационала, Дебор набросал основные тезисы для новойорганизации: "То, что называется культурой, отражает и определяетвозможности организации жизни в данном обществе. Наша эпоха в основе своейхарактеризуется отставанием революционного политического действия отразвития современных возможностей производства, которые требуют лучшейорганизации мира". Или, говоря короче, "прежде всего, мы считаем, что мирдолжен быть изменен", - и должен быть найден новый способ действия,поскольку все предыдущие попытки оказались неудачными. Период с 1957 по 1962 год стал взрывом творчества ситуационистов,начиная с "индустриальной живописи" итальянца Галлицио, пытавшегосяразрушить рынок искусств, и кончая "модифицированными" портретами АсгераЙорна и архитектурными фантазиями Констана. Это был и период расцвета ГиДебора и Рауля Ванейгема как теоретиков и пропагандистов. Но практическаядеятельность также вскрыла идеологические трещины внутри СИ, в частности повопросу о включении "ситуационизма" в существующий мир искусств.Результатом стал раскол СИ в 1962 году, после которого большинство изнескольких десятков человек, составлявших движение, либо отошли от него,либо были исключены. Хотя в Ситуационистском Интернационале нашли свое выражениеразнообразные утопические тенденции, отражавшие развитие как авангардныххудожественных течений, так и радикальной политической критики, в даннойстатье нас интересует прежде всего последнее. Именно после раскола междугерманскими и скандинавскими "эстетами", с одной стороны, и болееполитизированными парижанами, с другой, ситуационистская теория достигласвоего наивысшего развития. В то время как от СитуационистскогоИнтернационала осталось наследие, принадлежащее перу различных авторов,именно Дебор и Ванейгем были авторами основных ситуационистских текстов."Общество зрелища" Дебора и "Революция повседневной жизни" Ванейгемаопределяют лицо Ситуационистского Интернационала как теоретически, так истилистически. 3. Цели революции Ситуационисты поставили своей целью ни больше, ни меньше - вызватьсоциальную революцию, которая положила бы конец отчуждению человечества,причиной которого является жизнь в товарных капиталистических общественныхотношениях, и установить эру освобожденного существования, где жизньстановится искусством. Несмотря на то, что Дебор использовал традицииавангарда в качестве инструментария, с помощью которого можно былосинтезировать идеи, казавшиеся подходящими, совершенно очевидно, что еготворчество оставалось в рамках марксистской традиции, хотя и оченьеретической. Его "Общество зрелища" недвусмысленно опирается в своеманализе на теоретические построения марксизма, в частности на егоисторический материализм с упором на концепции классового господства иклассовой борьбы. Где Дебор отошел от ортодоксального марксизма, так это в том, что онподчеркивал роль потребления, которое сменило производство в качестведвигателя зрелого капитализма. Дебор считал, что с переходом к позднемукапитализму накануне Второй Мировой войны, требования экономики определилиобраз нового человека - потребителя. Вторя Маркузе, Дебор писал о том, чтов зрелом капиталистическом обществе до того репрессируемые исублимированные желания были теперь освобождены, но лишь для того, чтобыслужить капиталу. Присущее капитализму отчуждение, которое раньше осознанноощущалось как противоречие и потому служило диалектической основой дляреволюционных преобразований, теперь стало удобным и бессознательным помере того как людей засасывало в апатичное блаженство потребления.Классовое господство теперь проявлялось в основном в форме культуры иидеологии, а не грубого принуждения. Именно это было определяющей характеристикой "общества зрелища"Дебора: "Жизнь обществ, в которых господствуют современные условияпроизводства, выступает как огромное скопление зрелищ". Под зрелищем Деборпонимал все средства и методы, кроме прямого насилия, которые властьиспользует, чтобы вытеснить потенциально политические, критические итворческие человеческие проявления к границам мысли и поведения. Другимисловами, "зрелище" - это общественное отношение. Загипнотизированные радостями потребления и не осознающие своего всеусиливающегося отчуждения, люди отворачиваются от изменения мира исобственного освобождения. Их журнал Internationale Situationniste("СитуационистскийИнтернационал"), издававшийся ежегодно постоянно менявшимся редакционнымколлективом, откликался на большое количество различных тем. Анализмеждународного положения от Алжира до восстания в Уоттсе (негритянскийпригород Лос-Анджелеса) соседствовал с критикой политики и языка,техническими рекомендациями по культурному и художественному вмешательствув жизнь, и постоянно присутствовавшей концепцией "единого урбанизма",интегральной теорией города. На страницах журнала можно было найти инструменты, которымипользовались ситуационисты. Самыми известными из них были преобразованныекомиксы и другие образцы массовой культуры. Словесные пузыри романтическихкомиксов были наполнены политической пропагандой, обворожительные героининастаивали на том, что "освобождение рабочих должно быть делом самихрабочих". Преобразованные комиксы и плакаты, а также картины Йорна и Галлицио,или расписанные стены Парижа в мае 1968 года были образцами основнойситуационистской техники - detournement. Detournement, что можно перевестикак диверсия, разрушение или нападение, был попыткой противопоставитьгипнотической власти общества зрелища его же слова, символы и тотемы. Идеязаключалась в том, что надо отнять у зрелища и его проявлений их смысл,изменив образ этих объектов, переставив составляющие их части, расположивразличные объекты в новом порядке, тем самым провоцируя шок, которыйподнимет субъективное сознание людей до осознания того, что реальность миразрелища на самом деле является лишь "материализацией идеологии", а неестественным состоянием природы. Окончательный detournement, конечно,должен стать переворотом существующего общества с ног на голову в ходереволюционного фестиваля. Ситуационистская теория требовала практики, которая разбила бынеприступные стены идеологической мистификации. Так же как detournementбросал вызов смыслу зрелища, создание ситуаций, - моментов свободнойспонтанной игры, которые бы одновременно разрушали существующиеобщественные отношения и определяли отношения в пост-капиталистическомбудущем, - было необходимо, чтобы достичь революционного праздника. Этисознательные попытки избавиться от контроля зрелища над воображениемсделают возможным выражение и реализацию до того репрессируемых желаний идостижение освобожденной и неотчужденной жизни. Поскольку ситуационисты разрабатывали свою теорию и практику вдесятилетие после 1957 года, их мало кто знал за пределами авангардных иультралевых кругов. К тому же, они казались страшно оторванными от жизни,настолько, что часто становились объектом насмешек из-за своей занятнойоторванности от "серьезных" общественных и политических дебатов. Но сказавшимся невероятным взрывом студентов и рабочих в 1968 году, сущностьмира зрелища оказалась разгаданной, и оказалась она именно такой, как ипредсказывали ситуационисты. По крайней мере, в течение нескольких недельзападная капиталистическая страна жила мечтой ситуационистов. 4. Как всё начиналось Во второй половине шестидесятых годов стало очевидно, что глобальныйвзрыв недовольства и бунта приближается. В ретроспективе этот период можнорассматривать в одном ряду с другими великими историческими моментами -1848, 1905 или 1917-19 годы, - когда старый режим подвергался всемирнойатаке. Если рассуждать в терминах классической революционной теории, взрывав шестидесятые не должно было произойти: капитализм, похоже, смогпреодолеть экономические противоречия, организации трудящихся работали рукаоб руку с капиталом, и за исключением нескольких стран Третьего мира,казалось, все шло хорошо. Но на Западе восстание исходило не отпролетариата, а от отчужденной молодежи и маргинальных групп,протестовавших против удушливой скуки и лицемерия жизни. Но, конечно же, не обстоятельства, при которых был напечатан памфлет,а, прежде всего его содержание вызвали скандал, поскольку памфлет быляростной атакой не только на роль студентов, но на общество зрелища вообще.Намеренно провокационный, как и все ситуационистские тексты, памфлетговорил о том, что студенты, производимые в массовых масштабах, неспособныдумать - в полном соответствии с интересами зрелища, - и призывал кнезаконным действиям в качестве лучшего ответа на это. Приговор судазаслуживает того, чтобы его процитировать. Говоря о СитуационистскомИнтернационале, судья заметил, что "эти циники не останавливаются передворовством, разрушением образования, уничтожением работы, тотальнымразрушением и мировой пролетарской революцией, единственной целью которойявляется "запретное удовольствие". Скандал, сопровождавший выход в свет "Нищеты студенческой жизни" ипубликация книг Дебора и Ванейгема в 1967 году вызвал беспрецедентныйинтерес и дискуссии о ситуационистском анализе, в то время как французскиестуденты начали год разрушения и агитации, достигший своей кульминации вовремя майских событий в Париже. В январе 1968 года радикально настроенныестуденты, находившиеся под влиянием ситуационистов, организовали группу"бешеных" (enrages). Более широкое "Движение 22 марта" также находилось поднекоторым их влиянием. После оккупации полицией Латинского квартала, последовавшей замощными, продолжительными и сопровождавшимися насилием демонстрациями,протест распространился на фабрики и в учреждения. К середине мая вовсеобщей забастовке принимало участие уже более десяти миллионов человек,выдвигавших требования, находившиеся за гранью понимания государства,предпринимателей и профсоюзных бюрократов. С самого начала рабочие отвергли повышение заработной платы, о которомдоговаривались профсоюзы, призывая вместо этого фундаментально изменитьорганизацию труда и требуя самоуправления. Возникли сотни независимыхрабочих советов. Работники государственного телевидения передавали в эфирпредупреждения о действиях полиции. Футболисты требовали "футбола дляфутболистов". Студенты оккупировали Сорбонну и другие университеты. Людигуляли по улице, освобожденные от прежней зажатости. Ванейгемовскийфестиваль приближался. В то время как Ситуационистский Интернационал был слишком мал, чтобыоказывать непосредственное влияние на события, - тогда в нем было толькосорок человек, - его идеи и взгляды пропитывали атмосферу карнавала. ЧленыСИ участвовали в деятельности Комитета за продолжение оккупаций,призывавшего неуклонно углублять восстание самыми поэтичнымисюрреалистскими призывами: "Я принимаю свои желания за реальность, потомучто верю в реальность моих желаний" - говорилось в одном графитти, "Всявласть воображению!" - кричало другое. Настенную литературу можнорассматривать одновременно как реализацию искусства и detournementгородской среды. Хотя эта почти-революция закончилась растворением радикальныхтребований трудящихся в узко понимаемые соглашения о зарплате и условияхтруда и неспособностью студентов сохранять революционную сплоченность передлицом предложенных правительством уступок, майские события были наибольшимприближением к социальной революции на послевоенном Западе. Парижскоевосстание показало в зачаточной форме контуры новой, менее отчужденной иболее человечной общественной жизни. 5. Конец ситуационисткого интернационала Майские события, однако, не завершились detournement'ом общества,вместо этого старому порядку удалось восстановить контроль. ХотяСитуационистский Интернационал незамедлительно заявил о своей роли вподготовке взрыва, ситуационисты все же болезненно осознавали, что иханализ был ошибочен: предсказанная революция не свершилась. Последствиямайских событий были основной причиной самороспуска СИ пять лет спустя. В полном соответствии с ситуационистской модой, смерть Интернационаласопровождалась яростной полемикой и взаимными обвинениями групп Дебора иВанейгема. Это отражало центральное противоречие ситуационистской мысли:напряженные отношения между желанием "делать революцию" и жить как можноболее полной жизнью в существующем обществе. Фактически это быловозвращение к полемике, возникшей во время раскола СИ в 1962 году, когдафракция Дебора критиковала политику желания Ванейгема как игру в темных,малозаметных трещинах капиталистического общества. Несмотря на свою малочисленность и непродолжительное существование,Ситуационистский Интернационал оказал и продолжает оказывать огромноевлияние на радикалов от культуры и ультра-левых в Европе и СоединенныхШтатах. Возможно, наибольшее влияние ситуационисты оказали именно в областиобщественной теории. Говоря об обществе зрелища, Дебор по существупредставил первый анализ постмодернистской эпохи. Многие из современныхстарейшин постмодернизма были частью той же парижской тусовки, в которойвращались ситуационисты, и существует явная преемственность между работойситуационистов и возникшими позднее постмодернистскими общественнымитеориями. Какое значение может иметь теория ситуационистов сегодня? Перспективырадикального общественного переустройства столь смутны, что даже могутпоказаться несуществующими. Полные игры, освободительные требованияреализации желания Ванейгема сегодня кажутся эксцентричными, если неоткровенно фривольными в мире жесткой, изматывающей работы. Адреналиновыйшок шестидесятых давно улетучился, а вместе с ним улетучились и мечтыреволюционеров. Может даже показаться, что Ситуационистский Интернационалумер вовремя. Отнюдь! В нашу несчастную и обездушенную эпоху, когда у нас больше нетвыбора между "гарантией умереть от голода и гарантией умереть от скуки",аргументы ситуационистов приобретают новую силу и значимость. Это, однако, не означает, что в теории ситуационистов нет проблем. Ихвывод о том, что капитализм преодолел экономические противоречия, был,очевидно, неверным, близоруким, результатом восприятия послевоенного бумакак постоянного положения вещей. Ожидания ситуационистов, что капитализмпродолжит обеспечивать изобилие, не выдержали проверки временем.Соответственно, слаб был и их анализ экономических бедствий. Концентрацияна несчастье и банальности отчужденной жизни выдавала недостаточное знаниеили недостаточный интерес к положению беднейшей части населения планеты.Теоретические предпочтения ситуационистов также явственно говорят об ихсобственном классовом положении. Вторая нерешенная проблема ситуационистской мысли возникает в связи сконцепцией радикального субъекта Рауля Ванейгема. Оставляя в сторонезаявление постмодернистов о том, что личности не существует (!),ванейгемовская политика желания - а это очень соблазнительная политика, -имеет определенный риск скатывания к простому мелкобуржуазному гедонизму.Должны ли мы попытаться прожить хорошую жизнь сейчас и позволить моментуреволюции удалиться к линии горизонта или мы должны сдерживать стремление кудовольствию до того момента, когда мы, наконец, достигнем утопии? Этотвопрос ситуационисты так и не разрешили. Другая проблема возникает в связи с заявлением о том, что капитализместь источник всякого отчуждения (подразумевается, что изменениегосподствующих общественных отношений приведет к мистическому единству иинтеграции всех индивидов). Проблематичным было и предположение о том, чтоэкономические противоречия - единственные, которые имеют значение. Если, как заявляли ситуационисты, их теория требовала революционнойпрактики, тогда Ситуационистский Интернационал не отвечал своим собственнымвысоким требованиям. Ги Дебору довольно успешно удавалось контролироватьнаправление деятельности Ситуационистского Интернационала. Он стал первымсреди равных в организации, которая требовала полного отсутствия иерархии,до тех пор пока она не превратилась в организацию, состоявшую буквально изодного человека. Ситуационистский Интернационал также страдал отэлитарности, самонадеянности и язвительных перебранок - во имя сохраненияреволюционной чистоты. Но даже, несмотря на проблемы, претензии, преувеличения и ошибки,ситуационистская мысль остается значимой для тех, кто продолжает -столкнувшись с вредными испарениями постмодернизма - мечтать о лучшем,радикально ином мире. Ситуационисты предложили существенную историческуюкритику современного капитализма, первый анализ условий постмодерна, ноэтим не исчерпывается их вклад в благородную традицию отрицания и протеста. Массовые восстания в Восточной Европе усилили нашу уверенность в том,что отказ может разрушить существующий общественный строй. Ситуационистыработали над тем, чтобы показать, что подобная общественная трансформация всердце капитализма не только желательна, но и возможна. За это мы передними в неоплатном долгу. По крайней мере, ситуационисты предприняли попыткуизменить мир. Кто может желать большего? 6. Сегодняшний взгляд на события 60-х и контркультуру Раньше даже для социологов и политиков такие имена как Аллен Гинзберг,Кен Кизи, Тимоти Лири, Джерри Рубин, Уильям Берроуз, не говоря о ГербертеМаркузе, значили не много, поскольку получить хоть какую-то информацию оних в советское время было делом непростым. Конечно, многие видели фильм“Пролетая над гнездом кукушки” по книге Кена Кизи. Специалисты по философиизнали, естественно, о нео-марксисте Маркузе, как о непримиримом враге“нашего марксизма”. Но это была ничтожно малая группа людей. Сейчас, когда на русском зыке вышло немало книг, посвященных тойэпохе, многое предстает в совсем ином свете, чем казалось в те времена. Рядиздательств, в частности, издательство Сергея Козлова выпустили переводыбиографий ведущих рок-звезд, истории рок-групп, рок-энциклопедии исправочники. Особый интерес представили такие книги как “Джон Леннон и еговремя” Джона Винера и “Блюдце, полное чудес” (история “Пинк Флойд”)Николаса Шаффнера, где не просто излагаются цифры и факты, а делаетсяанализ ситуации, сделанный авторами, жившими там, где все это происходило. Ведь нам, находящимся здесь, вдалеке от тех событий, нелегкопредставить себе всю полноту жизни андеграунда на Западе. Читая эти новыедля нас материалы, задумываешься с позиций взрослого человека о том, чегодобивались вожди и властители дум молодежи тогда, во времена наивной веры вто, что на Земле возможно создать общество, свободное от насилия,коррупции, обмана, притеснения слабых, расизма, террора и войн. Должен лиизвестный музыкант лезть в политику, а если и должен, то в каких формах.Кто был прав в борьбе за свои идеалы – “новые левые” или “власть цветов”. Коротко о движении “новые левые”, можно сказать, что в него входила тачасть молодежи, которая верила, что изменить общество можно лишьреволюционным путем, в процессе борьбы с сильными мира сего. Формы борьбыпредполагались самые разные – от забастовок и простого неподчинения дотерактов и революционных боев. Соответственно, в молодежной среде существовали поклонники Мао,Кастро, Че Гевары, Маркса, вождей ИРА и даже Ленина. И все это были молодыелюди, жившие в странах Западной демократии и внешне ничем не отличавшиесяот типичных хиппи. Несмотря на “железный занавес”, до СССР тогда доходиликакие-то сведения об этих увлечениях. Но существовали и другие настроения в Западной молодежной среде. Ониосновывались на идее ненасилия, на древних духовных учениях, нахристианстве, буддизме, суфизме. Коротко это движение называлось “FlowerPower”, то есть “власть цветов”. Хиппи, не желавшие никому причинять зла,не хотевшие вписываться в законы общества и пытавшиеся жить по-своему,называли себя “цветами” и верили, что любовь и ненасилие обладают огромнойсилой и будут властвовать на Земле. Что победить зло можно силой всеобщейЛюбви. Правда, в недрах этой идеологии была одна немаловажная деталь –отношение к специальным веществам и средствам, помогающим человекуполностью освободиться от сковывающих его предрассудков, по-настоящемупознать самого себя и раскрыть свои потенциальные возможности. Здесь имеются в виду легкие наркотики, такие как марихуана, игаллюциноген ЛСД. Так возникло целое учение, особая “кислотная” философия,столпами которой были Уильям Берроуз, Аллен Гинзберг, Тимоти Лири и КенКизи. Именно эта составляющая движения “Flower Power” и погубила его, вконечном счете, послужив поводом для непримиримой борьбы властей снездоровыми увлечениями молодежи. Ведь до конца1966 года ЛСД не былзапрещен законом, поскольку не подходил под категорию наркотиков, являясьвсего лишь лекарством для излечения некоторых видов психическихзаболеваний. Но, лекарством небезопасным, поскольку для определенногопроцента людей ЛСД просто губителен, поскольку оказывает на них необратимоевоздействие, когда из “кислотного путешествия” некоторые так и невозвращаются. Об этом, правда, знали только специалисты-медики, которые и забилитревогу. До принятия закона о запрете ЛСД власти, как в США, так и в Англиипытались бороться с “кислотными” идеологами, используя против них косвенныене совсем законные методы. Но после принятия такого закона психоделическаяактивность, процветавшая в Хэйт Эшбури, в Калифорнии, или в лондонскихклубах типа UFO, перешла в разряд настоящего, а не просто культурногоандеграунда. Кислотные “трипы” были приравнены к обычной наркомании. Еще в начале 50-х, когда возникла новая, самостоятельная прослойка вбуржуазном обществе, названная словом “тинэйджеры”, наметилась тенденцияявного противостояния поколений. Но, сперва оно не выходило за рамки борьбыза независимости в выборе своей моды, музыки, манеры держаться и танцевать.Поколение рок-н-рольных тинэйджеров 50-х добилось многого. Юноши и девушкистаршего школьного возраста не только получили экономическую независимостьи свободу поведения. Они сломали многие предрассудки, в частности – вотношениях между белой и цветной молодежью. К середине 60-х росттинэйджерского самосознания привел к новым качественным изменениям в жизнимолодежи. В студенческом же возрасте дети нередко меняются ролями с родителями.Осознав себя полноправными и независимыми членами общества, они начинаютоценивать своих “предков” с более передовых гражданских позиций, начинаютпредъявлять свои претензии на равных правах. Так, к середине 60-х, к моменту становления хиппового движения,сформировались антибуржуазные настроения в ряде наиболее развитыхкапиталистических стран, в первую очередь – в США. Для многих молодыхлюдей, в том числе выходцев из богатых семей, стало естественным презрениек накопительству, к материальным благам, а отсюда и неприятие карьеризма,коррупции, конформизма, насилия и лжи. Не случайно райский уголок Америки –Калифорния с ее мягким климатом стала прибежищем хиппи со всех концовсвета, а парковая зона Сан-Франциско - Хэйт Эшбури и концертная площадкаFillmore West – центром психоделии. 7. Музыка, как основная отличительная черта контркультуры Музыка приобрела в это период особое значение, став мощнейшим факторомобъединения молодежи в процессе противостояния взрослому истэблишменту.Именно в начале второй половины 60-х политическая песня, существовавшая идо этого в лице таких классиков как Пит Сигер или Вуди Гатри, сталапревращаться в феномен масскультуры. И пионером в этом процессе стал БобДилан, объединивший бардовский фолк с мощью белого ритм-энд-блюза в лицегруппы “Paul Butterfield Blues Band”. Возникший на базе песен протеста фолк-рок моментально повлек за собой появление всевозможных форм рок-музыки,таких как хард-рок, блюз-рок, арт-рок, джаз-рок, кантри-рок, рок-опера идр. Все это получило общее название – “РОК”, став неотъемлемой частьюболее широкого явления – рок-культуры. Для молодых людей, живших в тотпериод, рок-культура была чем-то естественным. Она еще не былаотрефлексирована, описана социологами и политологами. Основным ееэмоциональным наполнением и стержнем был протест, причем протест самогоразного уровня, основанный на недовольстве своими родителями,правительством, властями, законами, политической системой. Он выражался необязательно впрямую, в текстах песен. Чаще просто сам факт слушания илиисполнения рок-музыки являлся актом протеста. Так, кстати, было в странах соцлагеря и, в первую очередь – вСоветском Союзе. У нас невозможно было петь ни о чем конкретном, гдепроглядывало бы недовольство хоть чем-то советским - моралью, законами,строем. Не дай Бог. Это каралось беспощадно и однозначно. Поэтому весьотечественный рок подпольного периода был сперва либо англоязычным, когдаисполняли исключительно “фирму”, либо, начиная с Макаревича и Гребенщикова,пели по-русски, но на трижды эзоповом языке, с каким-то туманными намекамина “крутой поворот” или “сказочную страну”, даже не держа “фигу в кармане”.Так, вообще, обо всем понемногу. И правильно делали, а то мы бы о нихникогда не узнали. Сам факт существования многочисленных неофициальныхсоставов, соответствующих понятию “рок-группа” по набору инструментов иманере игры, был для советского общества того периода достаточно яркимпризнаком наличия контркультуры. Рок в развитых странах Запада стал во второй половине 60-х мощнейшимобъединяющим началом всех видов молодежной активности. Но если быть болееточным, то “рок” в самих США считался музыкой белых хиппи, в то время какмолодые представители черного населения сделали своим орудием в борьбе заравноправие музыку “соул” и “фанк”. Лишь позднее имена черныхпредставителей этих направлений, например – Рэя Чарлза, Джеймса Брауна,Стиви Уандера или Майкла Джексона, были занесены в рок-энциклопедии, вносяпутаницу в умы простых слушателей. Да и по сей день, эта неразбериха имеет место. Но тогда как музыка,так и социальная активность молодежи были разделены. За права негров сталибороться организации типа “Черных пантер”, а политические амбиции белойамериканской молодежи взялась отстаивать организация “Youth InternationalParty”, созданная такими деятелями как Джерри Рубин и Эбби Хоффман. Они ипридумали в конце 1966 года для себя название “йиппи” (сокращение от“YPI”), вслед за писателем Майклом Феллоном, запустившим в обиход самослово “хиппи”. В 1967-68 годы наблюдается всеобщее явление, которое можноохарактеризовать как “fusion” (сплав). Именно тогда Майлз Дэйвис записал свои альбомы “In a Silence Way” и“Bitches Brew”, где продемонстрировал новый способ объединять не толькоразные музыкальные стили, но и музыкантов с различными подходами ктворчеству и разным цветом кожи. Его новые записи, а также концерты вFiimore West перед белой хипповой аудиторией вызвали недоумение средичерных журналистов и даже его коллег-джазменов. Майлза пытались обвинить взаигрывании с белой молодежью, на что он попросту не отреагировал. В белойчикагской рок-группе "Electric Flag” появился черный барабанщик БаддиМайлз, на фестивале в Вудстоке выступила смешанная рок-группа “Sly and theFamily Stone”, и таких примеров было немало. Контркультура и возникшая в ее недрах музыка объединила какисполнителей различных рас, так и политических деятелей разного толка. Водних и тех же политических акциях, в забастовках, демонстрациях, массовыхмарш-походах, судебных процессах, в теле- и радио-интервью нередко сталифигурировать вместе руководители “новых левых” и представители черныхдвижений. В частности, Джерри Рубин находился в постоянном контакте сДжоном Силом из “Черных пантер. На убийство черного лидера Мартина ЛютераКинга с болью отреагировала не только негритянская молодежь. Этот фактсыграл свою роль и в усилении протеста белой молодежи. В 1968 году в СШАбыла создана партия “Белые пантеры”, активным деятелем которой стал ДжонСинклер, пытавшийся придать рок-музыке неприкрыто политический характер. У американской молодежи того времени было немало поводов для протеста.Началось все с серии политических убийств в США, в первую очередь – ДжонаКеннеди, что привело многих молодых американцев к разочарованию в своейстране и даже появлению откровенной англомании. Ну, а в самой Америке демонстраций было хоть отбавляй. И их разгоннередко оканчивался человеческими жертвами. Администрация США обнаружилаудивительную подготовленность и жесткость в борьбе с молодежным протестом. Один из многочисленных примеров относится к проведению митингапротеста против войны, которую “новые левые” организовали в Чикаго в 1968году, призывая представителей все молодежных организаций приехать туда ковремени съезда демократической партии. На митинг собралось около десятитысяч человек. Мэр города, перестраховываясь, распорядился мобилизовать накруглосуточное патрулирование улиц двенадцать тысяч полицейских сподкреплением еще двенадцати тысяч национальных гвардейцев, вооруженныхстрелковым оружием, базуками и огнеметами, получивших приказ в случаенеобходимости стрелять боевыми патронами. И таких массовых столкновений вте годы было немало, причем не только в городах США. В 1968 году быликрупные молодежные демонстрации в Париже и в Лондоне. Ну, а о событиях 1968года в Праге и последовавших действиях диссидентов в Москве советские людипомнят хорошо, несмотря на то, что наши власти сделали все, чтобы свести кнулю или исказить правду о тех трагических днях. Для перечисления всего, что происходило тогда во многих уголкахЗемного шара, требуется особая статья. Важно отметить тенденцию – взрывнебывалой активности молодых людей, активности достаточно серьезной изрелой, основанной на конкретных требованиях. Правда, эта активностьпородила и отрицательные последствия, в частности, теракты, совершаемыемолодыми людьми в знак протеста. Терроризм исламских фундаменталистов,черных экстремистов, ирландских революционеров, профашистских ипрокоммунистических группировок типа Красных бригад и других организацийуже существовал, но к нему добавилась активность жестко настроенных молодыхлюдей, просто исповедовавших идеалы контркультуры, вдохновленных идеями“новых левых”. В конце 60-х число взрывов, устроенных революционнонастроенными молодыми людьми в городах Америки, резко возросло. Весь этот широчайший спектр проблем, обострившихся во второй половине60-х и стал, на мой взгляд, причиной небывалого в истории музыки процессапоявления новых видов музыкальной культуры. Кроме того, в тот период музыкастала значить в жизни молодых людей гораздо больше, чем до этого. Причем,любая музыка, а отнюдь не развлекательная. Более того, самые что ни естьсложные концептуальные виды музыкального творчества стали достояниеммассового слушателя. Интерес к классическому авангарду в лице Джона Кейджа,Лючиано Берио или Карл-Хайнса Штокхаузена, джазовому авангарду в лице ДжонаКолтрейна или Орнетта Коулмена, экспериментам с музыкой “фьюжн” МайлзаДэйвиса, к индийской раге в лице Рави Шанкара, к древним видам этническоймузыки, с музыке Европейского средневековья, популярность открытой ладовоймузыки квинтета саксофониста Джона Хенди и квартета Чарлза Ллойда – вотнекоторые из примет времени конца 60-х. Так называемая авангардная, то есть атональная, политональная или“фри” музыка стала неотъемлемой частью многих композиций в творчестве новыхпрогрессивных рок-групп и, конечно, пионеров “фьюжн”. Достаточно послушать“Bitches Brew” М. Дэйвиса, ранние психоделические записи “Pink Floyd” иликенртерберийских групп типа “Caravan”. Многие тексты были явно зашифрованы, что приводило иногда кнедоразумениям. Так, в казалось бы невинных песнях “Битлз” - “With a LittleHelp from my Friends”, “Lucy in the Sky with a Diamonds” или “Day in aLive” власти разных стран усмотрели пропаганду наркотиков и какие-то другиенамеки. По этой причине они какое-то время запрещались для официальноговещания и распространения как в Англии, так и в США. Творчество Джима Моррисона до сих пор расшифровывают поклонники ранних“Дорз”. Песни таких бардов как Боб Дилан, наоборот, были прямо обращены кслушателю и понятны безо всяких иносказаний. Классическими примерамиоткровенного обращения к слушателю являются песни Джона Леннона “All Youneed is Love”, “Imagine” или “Revolution”, а также ряд революционных песенгруппы “Rolling Stones” в период их политической активности. Заключение Проблема “отцов и детей” существовала испокон веков и являлась в какой-то степени двигателем прогресса, подспудной причиной многих изменений вобществе. Но никогда противоречия между поколениями не доходили до такойстепени конфронтации, выраженной в таких откровенных формах, как это былово времена 60-х. Причем независимо от того, в какой стране, в какой частисвета, при какой политической системе это происходило. Молодёжная контркультура, апогеем которой стали массовые беспорядки вразличных частях Европы, оказала огромное влияние на нашу сегодняшнююдействительность. Список использованной литературы 1. Аспирин не поможет // New Politics, на русском языке - N1, 1993 г. 2. Винер Д., Джон Леннон и его время. Пер. с английского, М.: Радуга 1994г,– 132 с. 3. Козлов А.М., Грань 60-х и 70-х – загадка взрыва контркультуры, М.: ДРОФА, 1999, - 170 с. 4. Лимонов Э.В., Другая Россия: Империя Юности. Лекция четвертая Империя Юности: всё началось с Китая, М.: ИНФРА, 2003 г.- 97с. 5. Шаффнер Николас, Блюдце, полное чудес (история “Пинк Флойд”, М.: Музиздат, 1994 г. – 165с.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

События 1968 года в Париже. Контркультура iconЧехословакия в период 1968 года
Обсудить их концепции оно намеревалось на очередном съезде партии. Вместе с тем руководство кпч отказывалось от пересмотра прежних...
События 1968 года в Париже. Контркультура iconРаботы Галины Назаренко надолго запомнят европейцы, которые впервые увидели их в Париже, где открылась выставка жительницы Днепропетровщины. Как рассказ
Скиданова, Майя Фурор "Петриковки" в Париже и первая расписная церковь // Сегодня, 2011.№243(31. 10). С. 9
События 1968 года в Париже. Контркультура iconКонтркультура

События 1968 года в Париже. Контркультура iconВопросы по транспортному праву РФ и зарубежных стран
...
События 1968 года в Париже. Контркультура iconЧехословакия в период 1968 года

События 1968 года в Париже. Контркультура iconАндреевской Татьяны Михайловны
Московского авиационного института им. С. Орджоникидзе в 1966 году. С 1966 по 1968 по распределению работала инженером во внии электромеханики....
События 1968 года в Париже. Контркультура iconДахин А., Макарычев А., Распопов Н. Новые тенденции в развитии политической элиты: федеральный и региональный аспект
В связи с этим в статье мы объединяем во взаимосвязанный комплекс некоторые ключевые события федерального политического процесса,...
События 1968 года в Париже. Контркультура icon«вынуто 0 красных шаров»; вероятность события
Пусть Х – дискретная случайная величина: количество вынутых красных шаров. В результате проведения опыта могут вынуть 0, 1, или 2...
События 1968 года в Париже. Контркультура iconГлубокое повреждение цнс
О глубоком необратимом повреждении цнс по классификации Гарвардского университета 1968 года свидетельствуют следующие клинические...
События 1968 года в Париже. Контркультура iconВопросы по теории вероятностей +Основные понятия теории вероятностей: события, вероятность события, частота события, случайная величина
Основные понятия теории вероятностей: события, вероятность события, частота события, случайная величина
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы