Транспортная система Украины icon

Транспортная система Украины



НазваниеТранспортная система Украины
Дата конвертации16.07.2012
Размер127,44 Kb.
ТипРеферат
Транспортная система Украины


Одесский государственный экономический университет Курсовая работа Тема:. «транспортная система украины» ОДЕССА 1998 Г. СОДЕРЖАНИЕ| |Стр. ||ВВЕДЕНИЕ |2 ||КРАТКИЙ АНАЛИЗ РАБОТЫ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ УКРАИНЫ |3 ||ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА |4 ||ВЫВОД |10 ||СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ |12 ||ПРИЛОЖЕНИЕ |13 | ВВЕДЕНИЕ Уровень развития транспортной системы государства — один из важнейшихпризнаков ее технологического прогресса и цивилизованности. Потребность ввысокоразвитой транспортной системе еще более усиливается при интеграции вевропейскую и мировую экономику, транспортная система становится базисомдля эффективного вхождения Украины в мировое сообщество и занятия в немместа, отвечающего уровню высокоразвитого государства. Объективные условия трансформационных процессов в развитии Украиныобусловливают ее нацеленность на вхождение в мировую экономическую системуи прежде всего — на экономическую интеграцию с ведущими западноевропейскимигосударствами. Этот процесс, безусловно, приведет к росту товарообменныхопераций между сотрудничающими странами. Кроме того, геостратегическоерасположение Украины позволяет ей быть выгодным мостом для транзитныхперевозок товаров и пассажиров между государствами Европы, Азии и БлижнегоВостока. Одной из определяющих систем, обеспечивающих грузовые ипассажирские перевозки на территории Украины, является транспортнаясистема, к которой в рыночных условиях предъявляются высокие требования вотношении качества, регулярности и надежности транспортных связей,сохранности грузов и безопасности перевозки пассажиров, сроков и стоимостидоставки. В соответствии с этим состояние транспортных коммуникаций Украиныдолжно отвечать требованиям европейской интеграции. КРАТКИЙ АНАЛИЗ РАБОТЫ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ УКРАИНЫ В качестве основы для анализа транспортной системы Украины взятыданные Государственного комитета статистики Украины (см. таблицу 1). Таблица 1 Основные показатели работы транспортной системы Украины*|Показатели |Виды транспорта || |железно|автомоб|речной |морской|трубопр|авиацио|| |дорожны|ильный | | |оводный|нный || |й | | | | | ||Эксплуатационная длина |50,8 |172,6 |3,2 | |43,0 | ||путей сообщения | | | | | | ||(тыс. км) | | | | | | ||Среднее расстояние |110 |10 |16 |67 | |1691 ||перевозки 1 пассажира** | | | | | | ||(км) | | | | | | ||Объем перевозок: грузов | | | | | | ||(млрд. ткм) |159,8 |9,3 |5,5 |30,0 |181,3 |0,0 ||(млн. т) |293,5 |444,5 |8,6 |10,2 |226,1 |0,0 ||Объем перевозок: | | | | | | ||пассажиров |54,4 |27,4 |0,0 |0,1 | |2,5 ||(млрд. пассажиро-км) |498,7 |2511,6 |2,4 |4,3 | |1,5 ||(млн. чел.) | | | | | | ||Индексы объема отправки | | | | | | ||(перевозки) грузов (%): |29 |27 |14 |25 |97 |6 ||1996/1985** |99,1 |108,3 |110,6 |79,1 |92 |78,7 ||1997/1996 . | | | | | | ||Индексы объема отправки | | | | | | ||(перевозки) пассажиров | | | | | | ||транспортом общего |77 |41 |11 |18 | |15 ||пользования (%): |92,6 |87,3 |88,8 |85,5 | |86,7 ||1996/1985** | | | | | | ||1997/1996 . | | | | | | | По результатам анализа построена серия диаграмм (1, 2, 3, 4)***,иллюстрирующих работу транспортной системы Украины, путем сравненияпоказателей по различным видам транспорта. А также графики (1, 2)***,отражающие тенденции развития каждого вида транспорта, через изменениеобъема отправки (перевозки), в данном случае за основу взят 1985 год -объем отправки (перевозки) в этом году принят равным 100%.____________________________• По данным: Статистичний бюлетень за 1997 рiк. Государственный комитет статистики Украины. К., 1998, с. 115.** По данным: Статистичний щорiчник Украiни за 1996 р. Государственный комитет статистики Украины. К., «Украiнська енциклопедiя», 1997, с. 274, 275, 279, 280, 282, 286.*** см. приложение ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА Железнодорожный транспорт Железнодорожный транспорт является наиболее развитым в Украине (см.табл.1), по общей длине путей он занимает четвертое место в мире (послеСША, России и Канады). По грузообороту он выполняет основные объемыперевозок — 40--.60 % (даже в год наибольшего спада— 1997 г.—свыше 40 %), апо пассажирообороту является неоспоримым лидером — на него приходитсяпорядка 50—70 % общего объема перевозок. При большой разветвленностипутевой сети, большая половина которой — путевая сеть предприятий иорганизаций, значительный процент составляют электрифицированные участки(около 40 %), двух- и многопутевые участки (почти треть общей длины). Железные дороги являются наиболее рентабельным видом транспорта дляперевозок вагонных партий грузов навалом - каменного угля, руды, песка,сельскохозяйственной и лесной продукции - на дальние расстояния. Наряду с этим, железнодорожный транспорт имеет высокую долюизношенности основных фондов (по некоторым их главным видам-— 80— 90 %),преобладающая часть путей смонтирована на деревянных шпалах, из которых15—17 % непригодны для дальнейшего использования. Значительную частьинфраструктурных объектов железной дороги необходимо признать устаревшими ине отвечающими современным требованиям по выполнению своих основныхфункций. Прежде всего, это касается железнодорожных вокзалов, станций,гостиниц, средств связи и управления движением поездов. Технико-экономические и эксплуатационные характеристики железной дороги снижаютсятакже из-за того, что ширина колеи отличается от западноевропейской, чтоособенно отрицательно отражается на заграничных и транзитных перевозках.Это требует содержания на западных границах страны 14 специальнооборудованных станций, 11 станций, где осуществляется перегрузка импортныхгрузов, и 8 пунктов перестановки вагонов на тележки западноевропейскойколеи. Структура и производственные мощности связанных с данной отрасльюпредприятий, перешедших под юрисдикцию Украины после распада СССР, которыедолжны поддерживать эффективное функционирование железной дороги, необеспечивают ее пропорционального и гармоничного развития в перспективе. Пографикам 1 и 2 (см. приложение) видно, что объем перевозок грузовжелезнодорожным транспортом по сравнению с 1985 годом значительноуменьшился, однако за период 1996-1997г. отмечено снижение темповсокращений перевозок; что касается перевозок пассажиров, то темп сокращенийобъема перевозок, за тот же период, увеличился, что, в большой, меревызвано повышением железнодорожных тарифов. В качестве мер по повышениюэффективности железнодорожного транспорта необходимы реконструкция ипереоснащение, частичное перепрофилирование, постепенное свертываниеизбыточных и строительство новых мощностей. С вхождением Украины в европейское экономическое пространство, сувеличением в связи с этим объемов грузовых и пассажирских перевозок,значение железнодорожного транспорта возрастает. Роль железнодорожного транспорта в системе транспортных коммуникацийУкраины усиливается и тем, что через территорию государства пролегаютосновные транспортные трансевропейские коридоры: Восток — Запад, Балтика —Черное море. В частности, трансевропейская железнодорожная магистраль Е-30,берущая начало в Берлине, пересекает Украину по маршруту Мостиска — Львов -- Киев и идет дальше до Москвы. Она же на территории Польши пересекается соскоростными магистралями Е-59 и Е-65 и создает возможность скоростногожелезнодорожного сообщения почти между всеми государствами Европы. Автомобильный транспорт Автомобильный транспорт занимает значительное место в пассажирских игрузовых перевозках. Так, по объему перевозок грузов он стабильнопревосходит железнодорожный транспорт в 4,5—5 раз, а по объему перевозокпассажиров — в 5—6 раз. Автобусным транспортом перевозится практическистолько же пассажиров, сколько всеми другими видами транспорта(троллейбусным, трамвайным, железнодорожным, метрополитенным, таксомоторнымлегковым, морским, речным, авиационным) вместе взятыми. Общая длина дорог иулиц с твердым покрытием, включая длину улиц-набережных в городах ипоселках городского типа, превышает четверть миллиона километров.Автомобильный транспорт доминирует в грузовых перевозках на короткиерасстояния (среднее расстояние перевозки 1 т грузов —• около 20 км), отдвери — к двери, обеспечивая при этом практически полную гарантиюсохранности груза, срочность и надежность перевозок. Многочисленныеавтотранспортные предприятия имеют довольно полно укомплектованнуюпроизводственную базу и разветвленную сеть инфраструктурных объектов:автовокзалов, автостанций, транспортно-экспедиционных предприятий,терминалов и т. п. Вместе с тем, автомобильные дороги Украины не отвечают европейскимстандартам по многим показателям, в частности таким как: скоростьпередвижения, нагрузка на ось, обеспеченность современными дорожнымизнаками и разметкой, необходимым количеством пунктов технической имедицинской помощи, питания и отдыха, заправки топливом и смазочным маслом,телефонной связи и др. Практически отсутствуют дороги 1 категории смногорядным движением на высоких скоростях. Значительного улучшения требуетматериально-техническая база организаций, осуществляющих развитие иобслуживание автомобильной транспортной сети. Территория Украины, особенно в ее западной части, находится наперекрестке транспортных коридоров, соединяющих страны Юго-Восточной иСеверо-Западной Европы, поэтому с дальнейшим развитием рыночных отношений,со становлением многочисленных предпринимательских структур следует ожидатьзначительного повышения роли автотранспорта в оперативных, гарантированныхи безопасных в отношении сохранности грузов перевозках. Морской транспорт Морскому транспорту принадлежит третье место по грузообороту послетрубопроводного и железнодорожного транспорта, однако, по количествуотправленных грузов он занимает незначительное место (около 1 %), как иречной транспорт. Доминирующие объемы перевозок осуществляются взаграничном плавании, причем доля таких перевозок за последние 10 летстабильно возрастает и теперь составляет свыше 95 %. Основныегрузы—минеральные строительные материалы (особенно в каботажном плавании). Проблемы развития морского транспорта связаны, прежде всего, созначительным моральным и физическим износом судов и портового оборудования(особенно средств обработки грузов). Средний возраст судов торговогофлота—более 15 лет, а некоторые порты западных стран запрещают вход судов стаким сроком эксплуатации. Портовая инфраструктура не рассчитана на новыетехнологии портовых работ, что существенно снижает производительность какпортов (до 50 % от производительности портов западных стран), так и другихвидов транспорта (в особенности железнодорожного), связанных с обработкойгрузов. Подавляющая часть судов торгового флота — малотоннажные. Так, среднееводоизмещение украинских судов в 3—5 раз меньше аналогичного показателя втаких странах, как США, Япония, Греция, др.. Отметим, что структурныеизменения флота в сторону увеличения среднего водоизмещения в перспективеобусловят необходимость решения ряда проблем, требующих значительныхкапиталовложений. Речной транспорт Речной транспорт хотя не играет определяющей роли в объемах грузовыхи пассажирских перевозок, однако превосходит все другие виды транспорта поуровню доходов от своей деятельности, в основном — за счет заграничныхперевозок грузов. География функционирования речного транспортаустановилась и в основном ограничивается бассейнами рек Днепра и Дуная, атакже прибрежными водами Черного моря, что позволяет доставлять грузы ипассажиров в речные и морские порты ряда стран Центральной и Юго-ВосточнойЕвропы. В системе транспортных коммуникаций речной транспорт больше другихвидов подвержен влиянию природных сезонных изменений, поэтому егодеятельность следует тесно согласовывать с работой автомобильного ижелезнодорожного транспорта. В настоящее время основными сдерживающими факторами интенсивногоиспользования речного транспорта в плане европейской интеграции являютсяустаревшая материально-техническая база, невысокий уровень механизацииперегрузочных работ, значительный физический и моральный износ судов, малаядоля пакетированных грузов в общем их объеме, недостаточные объемыперевозок с использованием системы «буксир-толкач/баржа». Речной транспортгосударства имеет вспомогательный характер, ориентированный на крупныепартии грузов (в основном строительных материалов) и не может конкурироватьпо тарифам и услугам с железнодорожным транспортом. Эффективностьфункционирования речного транспорта Украины значительно ниже (около 20 %)по сравнению с развитыми странами, имеющими подобные ресурсы этого видатранспорта. Воздушный транспорт Воздушный транспорт не играет существенной роли в общем объемегрузовых и пассажирских перевозок, хотя он вне конкуренции среди другихвидов транспорта в отношении скорости доставки пассажиров и срочных грузовна большие расстояния (среднее расстояние доставки 1 пассажира воздушнымтранспортом в 10—15 раз больше аналогичного показателя у ближайшегоконкурента — железнодорожного транспорта — и имеет тенденцию к росту).Именно этот показатель является доминантным в определении перспективразвития авиационного транспорта. Проблемы, ожидающие своего решения в отношении этого вида транспорта,касаются прежде всего комплектации парка самолетов их конкурентоспособнымитипами (АН-70, АН-140, АН-228, ЯК-42, В-737/400, В-757 и др.),строительства и реконструкции ряда объектов авиационно-производственнойинфраструктуры (в первую очередь взлетно-посадочных полос), структурнойреорганизации управления авиационным транспортом в направлении созданияконкурентной среды внутри данной отрасли, налаживания системы снабжения,согласования земельных тарифов и т. д. Как известно, свыше 70 % международных перевозок Аэрофлота(единственной авиакомпании СССР) было сосредоточено в России. Поэтому дляУкраины, которая объективно все более целенаправленно интегрируется вевропейскую и мировую экономику, базовые проблемы развития воздушноготранспорта связаны с расширением международных авиационных перевозок, гдеимеет место жесткая конкуренция мощных авиалиний мира (Американскихавиалиний Дельта, Объединенных авиалиний, Ю. С. Ейр, Авиакомпании«Северозападная», Ниппон авиалинии и др.). Такая конкурентная среда ставитвысокие требования к техническим характеристикам самолетов, аэродромов,системы управления воздушным движением, сервисному обслуживанию, к системеобработки грузов, развитию инфраструктурных объектов и т. д. Трубопроводный транспорт Трубопроводный транспорт в течение последних 10 лет стабильнонаращивает свою долю в общем объеме транспортных грузов, которая составляетв настоящее время более 23 %. По грузообороту он в 1997 г. вышел на первоеместо (47 % от общего объема), опередив постоянного лидера—железнодорожныйтранспорт. Трубопроводный транспорт владеет достаточными производственнымимощностями для обеспечения Украины энергоносителями — нефтью и газом, атакже для выполнения функций транзита российской нефти и газа в страны Юго-Восточной Европы. Однако вся сеть трубопроводного транспорта в Украинеориентирована на снабжение нефтью и газом из одной страны — России (лишь 5% общей потребности газа — из Туркменистана), что, в соответствии собщепринятыми стратегическими подходами к этому вопросу, нецелесообразно.Трудности, связанные с наличием единственного источника снабженияэнергоресурсами, Украина ощущает уже теперь, поэтому объективнойнеобходимостью является расширение экономических ориентиров. Новые приоритеты относительно источников снабжения энергоносителяминепосредственно сказываются на функционировании и перспективах развитиятрубопроводного транспорта. Наиболее существенное влияние при этом будутиметь следующие основные факторы: ориентация на нефть из стран СреднейАзии, Закавказья, Ближнего Востока и Южного Средиземноморья; доставка нефтичерез балтийские порты Польши и Латвии. Есть необходимость осуществить натерритории Украины строительство отдельных участков нефтепроводов наиболеесущественный из которых — соединительный нефтепровод от порта Южный возлеОдессы до г. Броды в Западной Украине проектной стоимостью около 0,5 млрд.дол., кроме того, продолжение этого нефтепровода до города Полоцк (Польша)позволит соединить систему с ответвлением нефтепровода «Дружба», чтообеспечит поступление нефти от Черного моря на рынки Польши, Германии идругих балтийских стран. Возрождение же строительства нефтепровода Одесса –Снигиревка - Кременчуг позволило бы загрузить мощности Херсонского,Кременчугского и Лисичанского НП заводов. Следует также реконструировать ипереоснастить отдельные нефтеперерабатывающие заводы и нефтеперекачивающиестанции и др. ВЫВОД В Украине имеются необходимые стартовые условия для формированиясовременной системы транспортных коммуникаций, которая соответствовала быевропейским стандартам. К ним прежде всего относятся: необходимостькоренного технического переоснащения отрасли и существенных организационныхизменений во всех видах транспорта; достаточная ресурсная база и уровеньразвития техники и технологии; наличие квалифицированного трудовогопотенциала и передовых научно-технических разработок; выгодные природно-климатические и географические характеристики территории; наличиеконкурентоспособных научно-технических проектов, прошедших соответствующуюэкспертизу и готовых к реализации; заинтересованность зарубежных инвесторовв размещении капиталов в Украине; устойчивая тенденция к признанию Украинымировым содружеством как европейского государства, с которым желательноиметь стабильные деловые отношения на широкой и долговременной основе икоторое в перспективе будет оказывать серьезное влияние на ключевыепроблемы европейской политики; наличие утвержденной концепции создания ифункционирования в Украине национальной сети международных транспортныхкоридоров. Ощутимое влияние на формирование долговременной стратегии развитиятранспортных коммуникаций Украины должно оказывать выгодноегеостратегическое расположение ее территории, через которую традиционнопролегают давние торговые пути между Востоком и Западом, Югом и Севером.Наличие на территории Украины международных транспортных коридоров налагаетсвой отпечаток на функционирование всей сети транспортных коммуникацийгосударства. В частности, оно обязывает ее работать в слаженном, синхронномрежиме, с большей ответственностью относительно соблюдения графиков работыи доставки грузов в узловые точки, будет постепенно и неуклонно вынуждатьвсю транспортную систему работать в режиме и на уровне функционированиямеждународных транспортных коридоров, то есть на европейском уровне. Этоозначает, что уровень техники, технологии, организации, нормативно-правового обеспечения должен быть соответствующим европейскому. Комплексно поставить проблемы, связанные с развитием транспортнойсистемы, определить задачи и пути их решения, дать им надлежащееобеспечение (финансовое, материально-техническое, ресурсное,организационное, правовое и др.), организовать и осуществить процессвыполнения задач и мероприятий можно лишь при условии разработки иреализации Государственной программы развития транспортной системы Украины.Закономерно, что при формировании этой программы целесообразно учитывать иприоритеты примыкающих программ, прежде всего, социально-экономическогоразвития отдельных регионов, которые уже утверждены или находятся нарассмотрении в Кабинете Министров Украины. В частности, в Карпатскомрегионе Украины развитие транспортной системы в направлении европейскойинтеграции будет, наряду с другим, стимулирующим фактором для реализации,прежде всего, инфраструктурной составляющей крупномасштабного проекта«Львов-технополис» (связанного с созданием и выпуском конкурентоспособногонаучно-технического продукта и процессом интеллектуализации экономикирегиона) и курортополиса «Трускавец» (направленного на рекреацию трудовогопотенциала, включая и оздоровление потерпевших от Чернобыльскойкатастрофы). Приведенный анализ только важнейших проблем функционированияразличных видов транспорта, ожидающих своего неотложного решения,свидетельствует об их масштабности, сложности и определяющем значении дляобщего развития экономики Украины. Их реализация требует крупных инвестицийи непростых организационных решений. Объективно сложилось так, что теперьнужно решать проблемы, которые должны коренным образом влиять наорганизационную, техническую, технологическую сторону политики в областитранспортных коммуникаций. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. «Транспортная система Украины в контексте европейской интеграции» Б. Карпинский (к.эк.н.), Б. Макух; «Экономика Украины», №7, 1998 г. 2. «Спасет ли «Южный» Украину?» И. Ананский «Капитал», №6, 1998 г. ПРИЛОЖЕНИЕ----------------------- [pic] [pic] [pic] [pic]




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Транспортная система Украины iconТранспортная система Украины
Потребность в высокоразвитой транспортной системе еще более усиливается при интеграции в европейскую и мировую экономику, транспортная...
Транспортная система Украины iconКурсовая работа Тема: «транспортная система украины»
По данным: Статистичний бюлетень за 1997 рiк. Государственный комитет статистики Украины. К., 1998, с. 115
Транспортная система Украины iconТранспортная система россия-казахстан-китай г. Сулейменова Основные понятия
Транспортная система – это совокупность транспортной инфраструктуры, транспортных предприятий, транспортных средств и управления...
Транспортная система Украины iconАнализ ресурсов и активов коммерческих банков Украины и Крыма. Система банковских учреждений Украины и Крыма. Закон Украины "О банках и банковской деятельности", положивший в марте 1991 год
Банковская система Украины двухуровневая и состоит из Национального банка Украины и коммерческих банков
Транспортная система Украины iconТранспортная составляющая интеграции Украины в мировую экономику
Экономическое состояние, проблемы и перспективы развития отдельных отраслей транспортной промышленности Украины: 5
Транспортная система Украины iconТранспортная составляющая интеграции Украины в мировую экономику

Транспортная система Украины iconТранспортная система Юга России и Новороссийска

Транспортная система Украины iconУчебно-методический комплекс по дисциплине единая транспортная система (название) Специальность/направление

Транспортная система Украины iconНазвание темы
Единая транспортная система, Троицкая Н. А., Чубуков А. Б., учебник, Москва, Академия, 2004 год
Транспортная система Украины iconК. А. Тимирязева 2010 года члену-корреспонденту ран гамалею Юрию Владимировичу за монографию «Транспортная система сосудистых растений». Монография
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы