Сиддхартха Гаутама (будда) icon

Сиддхартха Гаутама (будда)



НазваниеСиддхартха Гаутама (будда)
Дата конвертации16.07.2012
Размер81,27 Kb.
ТипРеферат
Сиддхартха Гаутама (БУДДА)


СИДДХАРТХА ГАУТАМА (БУДДА) (623-544 до н.э.) Основатель одной из трех мировых религий - буддизма. Имя Будда(с санскритского – просветленный) дано его последователями. В центре буддизма – учение о «четырех благородных истинах»: существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему.Сиддхартха был сыном правителя народа шакья в севера – восточной Индии(внастоящее время Непал). С рождения ему была уготована судьба правителя.Правда, окончательный выбор оставался за ним.Однажды царице Махамайя, жене царя Шуддходама приснился вещий сон: родитона сына и станет он либо правителем, либо садху(святым, отрекшимся отземного мира). Мальчик рос в роскоши, но его никогда не выпускали запределы дворца.Сиддхартха женился на прекрасной царевне Яшодхаре, подарившей ему сына.Вскоре он должен был наследовать трон. Однако надеждам царя не суждено былосбыться в результате четырех знамений.Сиддхартха решил узнать о жизни за стенами дворца и приказал возницесопровождать его. В первый раз он увидел старика и спросил возницу, почемутот такой худой и сгорбившийся. Такой удел всех людей, без исключения…таковестественный и неизбежный итог жизни, - последовал ответ. Тогда Сиддхартхавоскликнул: «Какой смысл и какая польза от юности, если все завершаетсястоль печально?»Когда Сиддхартха во второй раз вышел из дворца, он повстречал больного.Царевич поразился тому, что болезни не щадят даже самых крепких и здоровыхлюдей, и никто не знает как их избежать.Третье знамение случилось, когда Сиддхартха увидел похоронную процессию.Люди несли на носилках тело умершего. Покойника в Индии не прятали от глазлюдей в гробах на катафалках, и процедура сожжения тела происходилапублично, причем чаще всего на пристани у реки. Сиддхартха пришел кпечальному выводу: люди не могут влиять на свою судьбу. Никто не хочетстареть, но все стареют. Никто не хочет болеть, но люди болеют. Смертьнеизбежна, но тогда бессмысленна жизнь.Сиддхартха пробудился ото сна и начал постигать смысл состояния сансары,связанного со старостью, болезнями, смертью и постоянным становлением. Егопоразило, что люди смирились со своей участью.Наконец, четвертое знамение. В этот раз Сиддхартха увидел садху(святого),ходившего по улицам с миской для подаяний. Садху – это «скиталец»,считающий, что в том мире, в котором мы живем(«царство сансары»),невозможнообрести свой дом.Предания повествуют о том, как в ночь полнолуния Сиддхартха, оставив жену исына, отправился на границу царства Сакья. Там он снял одежду, постригволосы и бороду и отправился дальше уже как странник. Это событие толкуетсяв буддизме как «продвижение» Сиддхартхи: он отказывается от мирской жизни,предается поискам истины.Сначала он занимается йогой. Усмирение плоти было для них необходимойпредпосылкой духовного роста.Сиддхартха занимался умерщвлением плоти в течении 6 лет. Он ограничивалсебя в пище, сне, не мылся и ходил нагим. Его авторитет среди аскетов былочень высок, у него появились ученики и последователи. Говорят, что егослава распространялась, будто звук большого гонга под куполом неба.Хотя Сиддхархе и удалось поднять свое сознание на неизмеримо более высокийуровень, в конечном счете, он пришел к выводу, что она не приближает его кистине(к прекращению страдания). Он снова начал принимать пищу, как раньше,вскоре последователи покинули его. Сиддхартха продолжал свои скитания водиночестве, находил других учителей, но разочаровался во всех учениях.Однажды, расположившись около реки под сенью большого дерева джамбу,позднее названного в честь события деревом бодхи(то есть деревомпросветления), Сиддхартха принял решение: «Я не встану с этого места до техпор, пока на меня не снизойдет просветление. Пусть плоть моя увянет, пустькровь моя высохнет, но до тех пор, пока я не получу просветления, я недвинусь с этого места».Трудно представить, что происходит в сознании человека, который сидитнеподвижно. Впрочем, это характерно для буддизма: истина обретается вмолчании, и тишина значит больше, чем действие…Он сел в позу для медитациии необыкновенной сосредоточенности и контроля над своим сознанием.Каким образом сознание может отвлекаться, красочно описано в буддийскихтекстах, где говориться об атаках Ямы, Господина Смерти, который понял,насколько важны осуществляемые Буддой усилия, и всячески стремилсяпротивостоять им, опираясь на свою власть. Будда должен был использоватьвсе свое умение и призвать всю свою решимость, отважившись на подобнуюпопытку, а это было совсем не легко. Все сомнения, колебания должны былибыть отброшены. Тернистый путь внутренней борьбы был пройден – предстоялапоследняя битва. В ночь полнолуния в месяц весак(соответствующий маю вевропейском календаре) Будда сконцентрировал свое сознание на всходящейутренней звезде, и на него снизошло просветление. Сиддхартха стал Буддой:он вышел из мрака неведения и увидел мир в истинном свете. Описываемоесобытие называют «великим пробуждением».Истина открылась Будде во всем своем великолепии. Это было завершениепоиска истины, которые предпринял Сиддхартха. Став Буддой, то естьабсолютно просветленным, Сиддхартха изменился. Благодаря этому великомусобытию на него снизошли мудрость и сострадание, и он осознал свое великоепредназначение – донести истину до людей.Сначала у него не было уверенности, что его поймут. Однако Будда все женачал излагать свое учение, впервые прочитав проповедь о дхарме в Сарнатхе,где случайно встретился со своими прежними спутниками. Первые слушателибыли поражены его добродетелями. Образовалась первая буддийская община.Будда приступил к тому, что известно под названием «первой проповеди Будды»или более образно, как «первый поворот колеса Дхаммы».Важны не только слова, с какими Будда обратился к своим слушателям, а тауверенность, которую он вдохнул в них, и которая совершенно покорила их.Вначале пять бывших собеседников встретили его скептически – ведь это былтот самый Гаутама. Но, пораженные его уверенностью в себе, они сталиприверженцами его учения.Будда вел жизнь странствующего проповедника. С тех пор, когда на него ввозрасте тридцати пяти лет снизошло просветление, он не знал покоя. Девятьмесяцев в году он проповедовал, переходя из одного места в другое, а тримесяца, приходившиеся на период дождей, проводил в уединении.Будда принимал пищу только раз в день. Если путь его пролегал черездеревню, он принимал подаяния, затем уходил в манговую рощу на окраинедеревни и обедал. После этого местные жители слушали проповеди Будды. Скаждым днем сторонников его учений становилось все больше и больше, причемв его окружение входили люди из различных каст.Его последователи образовали монашескую общину. С распространениеммиссионерской деятельности ордена к Будде начали приходить также и миряне,которым разрешалось следовать учению, не отрекаясь от своего положенияглавы семьи и хозяина дома, благодаря чему свободное сообщество сталобыстро расти. Равновесие между монашеской и мирской жизнью в сангхе былоодной из главных черт миссии Будды во время его проповедническойсорокалетней деятельности.Женщинам тоже разрешалось становиться членами ордена, хотя отношение Буддык ним было неоднозначным: он признавал женщин неохотно. В ответ на вопроссвоего ученика Ананды о том, как монахи должны себя вести в обществеженщин, Будда ответил: «Не разговаривать… Проявлять постояннуюбдительность». Возможно, такие наставления объяснялись его убеждением втом, что привязанность к женщине становится основным препятствием на пути кдостижению нирваны. Какой бы ни была причина, эти слова дожны быть положеныв основу монашеского устава(Винаи), созданного Буддой.Умер Будда в преклонном возрасте, отравившись пищей. Расказывают, что онскончался в состоянии медитации, склонившись вправо и поддерживая головурукой. Эта поза запечатлена в буддийской иконографии и трактуется какпереход Будды в Паринирвану – нирвану без остатка; речь идет о состоянии, вкотором он более не был подвержен перерождению. Произошло это недалеко отгорода Кушинагара, в лесистой местности. Умирая, Будда не назначилпреемника. Казалось, он желал, чтобы сангха оставалась относительнонеиерархической организацией. Перед смертью Будда, обращаясь к Ананде,сказал: «Не печалься, не плачь. Разве я не говорил тебе, что мы отделены,отрезаны от всего дорогого и любимого наи?…Ты долго служил мне, приносяпользу, служил с радостью, искренне и безоговорочно, был предан мне телом,словом и мыслью. У тебя самого все хорошо получится, Ананда. Неостанавливайся на достигнутом, и скоро ты будешь освобожден».Стержнем содержания буддизма является проповедь Будды о «четырехблагородных истинах», открывшихся ему в знаменитую ночь просветления подсмоковницей: есть страдание; есть причина страдания; есть свобода отстрадания; есть путь, ведущий к свободе от страдания. В этих истинах,согласно учителю, весь закон нравственной жизни, ведущий к высшемублаженству. Разъяснению и развитию этих положений посвящены все рассужденияи логические построения буддизма.Рождение, болезнь, смерть, разлука с близким человеком, не исполненностьжелания – словом, сама жизнь во всех ее проявлениях, - вот что такоестрадание. В буддизме страданием оказывается и то, что всегда считалосьрадостью. Родные, близкие, друзья, богатство, успех, власть, утехи пятичувств – все это считается сковывающими человека цепями.Таким образом, страдание выступает как единственная всеобъемлющаяреальность, с которой имеет дело духовно притязательный, нравственносовершенствующийся человек.Вторая «благородная истина» - источником страдания является само желание,не существо его, а само его наличие: «жажда, себя поддерживающая, прелесть,сопряженная со страстью, то тем, то этим готовая прельстится, а именно:жажда обладать, жажда жить, жажда избыть».В «Дхаммападе» («Стезе добродетелей»), самом знаменитом из буддийскихтекстов, содержащих изречения Будды, есть такие слова: «Даже ливень иззолотых монет не принесет удовлетворения страстям. Мудр тот, кто знает:страсти болезненны и мало от них радости».Третья «благодарная истина» - пресечение страданий, погашение желаний,точнее – притушение их страстности. Буддизм рекомендует средний путь:избегать крайностей – как влечения к чувственным удовольствиям, так иабсолютного подавления этого влечения.Отсутствие, преодоленность страданий обозначается как нирвана(в переводе ссанкритского «затухание», «остывание»). На этом последователи Буддывыстраивали целую философскую теорию. Они не давали в своих текстахопределения нирваны, заменяя его многочисленными описаниями и эпитетами, вкоторых нирвана изображалась как противоположное всему, что может быть, ипотому как непостижимое и невыразимое.Четвертая «благодарная истина» - существует путь, который ведет к нирване.Это «восьмизвенная стезя», восьмиступенчатая программа духовноговозвышения:Истинное воззрение (усвоение четырех кардинальных истин Будды – таковисходный пункт как осознание смысла жизни);Истинное намерение (принятие этих истин как жизненной программы и отрешениеот привязанности к миру; понимание смысла жизни становится внутреннезначимым мотивом);Истинная речь (вышеназванный мотив переходит в определенное решение –воздержание от лжи, преграждение пути словам и словесным ориентирам, неотносящимся к обозначенной выше нравственной цели – отрешению от мира);Истинные поступки (решение реализуется в поступках – ненасилие, ненанесение вреда живому);Истинный образ жизни (развертывание истинных поступков в линию поведения,поступки образуют единую цепь);Истинное усилие (бодрствование и бдительность, т.к. дурные мысли имеютсвойство возвращаться; отражение в сознании осуществленных поступков подуглом зрения того, насколько они соответствуют собственным решениям исвободны от дурных мыслей);Истинное памятование (праведная мысль – постоянно помнить о том, что всепреходяще; нравственное поведение включается в контекст исходного смыслажизни);Истинное сосредоточение (духовное само погружение отрешившегося от мирачеловека; выход за границы самой морали как «свидетельство» осуществления«смысла жизни»). Последнее, в свою очередь, проходит четыре трудноподдающиеся описанию стадии:Экстаз (чистая радость), вызванный уединением и ограничением связей смиром, чисто созерцательным отношением к нему;Радость внутреннего спокойствия, вызванная освобождением от созерцательногоинтереса;Освобождение от радости (экстаза) вместе с сознанием освобождения всехощущений телесности и душевных волнений;Совершенная невозмутимость, состоящая в полном безразличии ко всему;Такова универсальная этическая схема буддизма. В ней «благородные истины»выступают как «добродетели» доступные каждому. Нравственная судьба каждогочеловека полностью подконтрольна ему самому, и возможности его спасения неограничены ничем, кроме его собственных грехов и ошибок. Чтобы утвердитьсяв качестве нравственной личности, человек должен победить самого себя!«Строители каналов пускают воду, лучники подчиняют себе стрелу, плотникиподчиняют себе дерево, мудрецы смиряют самих себя».Список использованной литературы:1 «100 Великих мыслителей» М. «Вече» 2000г.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Сиддхартха Гаутама (будда) iconСиддхартха гаутама (будда) (623-544 до н э.)
Основатель одной из трех мировых религий буддизма. Имя Будда(с санскритского – просветленный) дано его последователями. В центре...
Сиддхартха Гаутама (будда) iconДокументы
1. /СИДДХАРТХА ГАУТАМА.doc
Сиддхартха Гаутама (будда) iconВозникновение буддизма
Индостан. Учёные считают, что его основателем был реально существовавший человек – Сиддхартха Гаутама. Он смог понятно и убедительно...
Сиддхартха Гаутама (будда) iconБуддизм
Буддизм религиозно-философское учение, которое возникло в Индии в 6-5 веках до н э. Входит в Сань цзяо одну из трех главных религий...
Сиддхартха Гаутама (будда) iconИстория Буддизма
Буддизм религиозно-философское учение, которое возникло в Индии в 6-5 веках до н э. Входит в Сань цзяо одну из трех главных религий...
Сиддхартха Гаутама (будда) iconКонтрольная работа по дисциплине "Религиеведение" Тема : "Буддизм" Работу проверил: Работу
Буддизм религиозно-философское учение, которое возникло в Индии в 6-5 веках до н э. Входит в Сань цзяо одну из трех главных религий...
Сиддхартха Гаутама (будда) iconБудда Шакьямуни
Шакьямуни. По некоторым оценкам, время его жизни относят к 624-544 годам до н э. Отцом Будды был правитель небольшого государства...
Сиддхартха Гаутама (будда) iconРеферат по философии буддизм план
Когда и где зародился буддизм Будда реальный и Будда из легенд
Сиддхартха Гаутама (будда) iconБуддизм. Распространение в мире. План вступление Когда и где зародился буддизм Будда реальный и Будда из легенд Учение Будды Первые шаги будущей мировой религии Махаяна От расцвета до упадка Ваджраяна Национальные формы буддизма 10. История распространения буддизма в Тибете 11

Сиддхартха Гаутама (будда) iconБудда: Победить самого себя

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы