Аудит: история и современность icon

Аудит: история и современность



НазваниеАудит: история и современность
Дата конвертации16.07.2012
Размер139,16 Kb.
ТипРеферат
Аудит: история и современность


АУДИТ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ Человечество всегда проявляло большой интерес к основам управленияэкономическими процессами, а также к роли контроля в управлении. Историкиутверждают, что человечество знакомо с определенными видами отчетности ужене менее 6000 лет. Учет и отчетность (равно как и контроль ее содержания)вначале прямо были связаны с потребностями содержания двора, а такжебольших, постоянно действующих армий, с развитием производства и коммерции,удержанием в покорности многонационального населения обширных территорийпервых цивилизаций. А люди-функционеры, составлявшие жесткий контрольныйаппарат в каждой из таки древних империй, нередко получали почтиофициальный титул «глаза и уши царя». Многие фундаментальные экономические процессы и механизмы сбезусловным признанием важности учета и контроля рассматривались ученымидревнего мира: Платоном, Аристотелем и др. Разумеется, об учете и контроледревние авторы говорили хотя и веско, но немного. Впрочем, и в том немногоместь любопытные вещи. Так, Аристотель в своей «Политике» четкоразграничивает функции учетные и контрольные, с прямым указанием, чтопроверки (аудит, ревизия) есть часть контроля. Таким образом, еще отдревних философов идет понимание того, что проверяющий должен бытьравноправен главному бухгалтеру (не ниже его по статусу), а, кроме того,что он не имеет права впадать в зависимость от проверяемых. Первые документы об аудиторах, буквально с этим названием профессии(и даже имена этих аудиторов), найдены в источниках другого конца Европы.Среди наиболее полных источников англоязычных стран, содержащих учетныедокументы и упоминания об аудиторах, ученые считают архив КазначействаАнглии и Шотландии, датируемый 1130г.; Лондонское Сити подвергалось аудитупо крайней мере в 1200-е гг. Продолжалось развитие форм контроля и в средние века. Если уж сильно,чересчур проворовавшихся людей в ту пору нередко вешали или четвертовали,то явно полагается, что перед этим компетентные люди выслушивали их отчетыи предъявляли им доказательства их виновности! И вообще, «практика слушанияотчетов», восходящая к тем временам, когда читать умели очень немногие,просуществовала до XVII столетия. Сам термин «аудит» происходит отлатинского слова, означающего «слушание». Впервые бухгалтеры-аудиты появились в Великобритании, примерно всередине 19 века. Закон о британских компаниях, принятый в 1862 году, ужепредписывал в обязательном порядке проверку счетов компаний специалистамипо бухгалтерскому учету и финансовому контролю по меньшей мере один раз вгод. Аудиторство возникло и в других наиболее развитых капиталистическихстранах, где происходил бурный процесс концентрации производства и капиталаи создавались акционерные общества, ООО, товарищества на вере и другиеобъединения. Например, в 1867 году во Франции был принят закон обобязательной проверке и оценке балансов АО особыми ревизорами, именуемыми«комиссарами по счетам». Возникшая в разных странах аудиторская профессияполучила самые различные названия: например, в США бухгалтер-аудиторназывался общественным бухгалтером, во Франции – бухгалтер-эксперт иликомиссар по счетам, в Германии – контролер хозяйства, контролер книг и др.Наряду с аудиторами, занимающихся проверкой бухгалтерских отчетов ибалансов, существует и такая категория аудиторов, как консультанты повопросам налогообложения. Особенный толчок развитию аудиторского дела дал мировой экономическийкризис 1929-1933 годов, когда массовое банкротство акционерных обществ ипредприятий других форм потребовало ужесточения порядка проверки иутверждения их отчетов и балансов со стороны независимых правительственныхаудиторов. В связи с этим в Германии уже в 1931 году было принятоправительственное постановление, обусловившее обязательную аудиторскуюпроверку отчетов и балансов АО и других предприятий и регламентирующее самопроведение проверки. Так же под влиянием экономического кризиса в 1934 годув США была создана так называемая Комиссия по ценным бумагам и биржевымоперациям, которая осуществила ряд мер по упорядочению бухгалтерского учетаи отчетности американских компаний. С тех пор все АО, зарегистрированные набирже, должны публиковать свои годовые отчеты не позднее 3 месяцев послеокончания года, обязательно заверенные аудитором или аудиторской фирмой.Ревизионный сертификат аудитора обычно включался в сам отчет. Отчетыпубликуются в какой-нибудь известной финансовой газете, либо бюллетене илив изданиях Статистической службы по ценным бумагам. Государственные органы по-разному вмешиваются в жизньпрофессиональных аудиторских организаций в различных странах. Например, вСША и Великобритании существует большая самостоятельность аудиторскихорганизаций, которые сами готовят аудиторов, присваивают им соответствующуюквалификацию и далее следят за тем, насколько добросовестно иквалифицированно аудиторами выполняются их профессиональные обязанности, встранах континентальной Европы аудиторская деятельность организуетсяправительственными органами. Во всех странах имеются своего рода аудиторские суды чести,рассматривающие проступки отдельных представителей аудиторской профессии,выражающие им порицание и в некоторых случаях лишающие аудиторов званий илиже выносящие соответствующие рекомендации для правительственных органов. Принято думать, что для России аудит – явление новое. Однако этадолжность была введена Петром I для армии и флота еще в начале XVIII в. Вотличие от западных аудиторов XVIII-XIX вв. российские имели гораздобольше прав и обязанностей. На протяжении полутора веков они были иревизорами, и следователями, и прокурорами. Вплоть до 1867 г. в нашейстране существовали особые учреждения, именуемые аудиториатами. Но это былине мелкие частные фирмы, а высшие военные ревизионные суды при военном иморском министерствах России. Следовательно, и принципы их построения, ифункции русских аудиториатов были значительно шире, нежели обычныхнебольших аудиторских фирм на Западе. Этапы развития аудита в России|Этап |Характерные особенности ||Подготовитель-ны|Создание хозрасчетных ревизионных групп при Минфине СССР ||й | ||Первый 1987 г. |Появление первой аудиторской фирмы АО “Инаудит” ||Второй |Попытка принятия законодательного акта об аудиторской ||1989-1991 гг. |деятельности в СССР ||Третий 5 |Период разработки проекта Закона об аудите и утверждение ||декабря 1991 г. |“Временных правил аудиторской деятельности РФ” (29 декабря||– настоящее |1993 г.) ||время | ||Четвертый этап |Принятие федерального Закона “Об аудиторской деятельности”| Шел второй год «перестройки», т.е. вступления России на новый путьэкономического развития. В стране стали создаваться кооперативы, частныефирмы и совместные предприятия. Эти экономические субъекты уже не являлисьсобственностью государства, в связи с чем возник вопрос, кто долженпроводить финансовые проверки их деятельности. Сейчас могут сказать:налоговые службы. Однако в современном виде они появились только в мае 1990года, т.е. три года спустя после начала реформ. Можно было бы возложить этифункции на государственные контрольные органы, в частности на Контрольно-ревизионное управление (КРУ) Министерства финансов, в положении о котором,утвержденном Советом Министров СССР еще в 1956 г., предусматривалось правопроведения ревизий государственных, кооперативных и общественныхпредприятий и организаций. Нужно отметить, что аппарат КРУ Минфина СССР исоюзных республик такие ревизии проводил, но в связи со значительным ростомчисла юридических лиц многократно возросший объем работы был ему явно не посилам. Да и в документах, регламентирующих деятельность контрольныхорганов, ничего не говорилось о ревизиях совместных предприятий. Эту проблему попытались решить путем создания хозрасчетных контрольно-ревизионных групп при республиканских и областных контрольно-ревизионныхаппаратах. Реализовать данную идею вначале предложили КРУ Минфина РСФСР, отчего его руководство категорически отказалось, поскольку претворение вжизнь поставленной задачи требовало больших усилий и времени. В тот период были образованы: хозрасчетный финансово-экономическийцентр НИФИ в Москве; хозрасчетная консультационная организация «Финансы»при Тбилисском горисполкоме; кооперативы «ТООК» при Минфине Эстонской ССР;«Оркон» при Ленинградском объединении бытовых услуг «Невские зори»;«Бухгалтерский учет» при Мосгорисполкоме; «Интенсификация» в Алма-Ате и др.Некоторые из них предоставляли преимущественно консультационные услуги поорганизации учета, делопроизводства, внутрихозяйственного контроля,эффективному использованию трудовых, материальных и денежных ресурсов,финансовому оздоровлению, но не услуги ревизионного характера. Но можно ли считать хозрасчетные ревизионные группы, кооперативы пооказанию консультационных услуг аудиторскими фирмами? Ответ очевиден – нет.Они даже в своих названиях не упоминали слова «аудит», «аудиторский». Этобыли аудиторские структуры переходного периода, т.к. эти органы имели лишьнекоторые черты аудита, например, платность услуг на основе договоренности,и в то же время они еще боялись полностью «оторваться» от государственныхструктур (Минфина, Мосгорисполкома, Тбилисского горисполкома и т.д.). В этот период классическим организационно-правовым формам аудита внаибольшей степени отвечало акционерное общество по оказанию аудиторских иконсультационных услуг «Инаудит». Фирма была образована согласно специальному постановлению СоветаМинистров СССР «О создании советской аудиторской организации» от 8 сентября1987 г. №1033-245 на базе Главного управления валютного контроляМинистерства финансов СССР. Капитал фирмы «Инаудит» был определен в 800 тыс. руб. (громадная потем временам сумма), а основными акционерами стали: Министерство финансовСССР (55% общего капитала) и Министерство внешней торговли (10%). Крометого, по 5% имели Госбанк СССР, ВТБ, ГКЭС, всесоюзные объединения«Автоэкспорт», «Станкоимпорт», «Совфрахт» и «Соврыбфлот» [15, 7]. В фирме «Инаудит» было образовано 10 отделов, каждый из которых, имеяквалифицированный штат, оказывал широкий комплекс услуг действующим в СССРи за границей совместным предприятиям, другим учреждениям и организациям.Среди таких услуг – анализ и проверка деятельности предприятий, организацийи учреждений с разработкой на этой базе предложений по улучшению их работы;консультации по постановке бухгалтерского учета, организации внутреннегофинансового контроля, правилам ведения внешнеторгового контроля,внешнеторговых сделок, операций с иностранной валютой и др. Сохранить «Инаудит» как единую структуру не удалось, она распалась нанесколько самостоятельных аудиторских фирм. Это произошло, во-первых,потому, что в ней оказалось большое число специалистов, настоящих лидеров,у которых появилась возможность создать и возглавить собственные фирмы. Во-вторых, несмотря на то, что АО, как было записано в его уставе, действуетна началах хозяйственного расчета, обладает обособленным имуществом, можетот своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права,как раз о приобретении недвижимого имущества «Инаудит» и не побеспокоился.Фирма занимала площади в здании Минфина СССР, но в начале 1992 г.руководство Министерства экономики и финансов РСФСР отказало ей впомещении. Отсутствие собственного здания фактически и привело к тому, чтофирма перестала существовать. Второй этап становления аудита в нашей стране пришелся на 1989-1991гг., когда была предпринята попытка принять законодательный акт обаудиторской деятельности в СССР. После принятия Законов «О предприятиях вСССР», «О собственности в СССР» и особенно Закона РСФСР «О предприятиях ипредпринимательской деятельности» в стране появились различные коммерческиеструктуры, в том числе аудиторские фирмы. Среди отечественных аудиторских фирм, возникших в те годы («Контакт»,«Руфаудит», «Ленаудит», «Мосаудит», АО «Балтийский аудит», «Питерконто»,МКД, кооператив «Аудитор», ТОО «Ленбанкаудит», «Информаудит» и др.),следует отметить фирмы «Контакт» и «Руфаудит», которые по организацииработ, сбора информации стали эталоном для других аудиторских фирм. В учредительных документах указанных фирм предусматривались:проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий любыхорганизационно-правовых форм и видов собственности с целью подтверждениядостоверности и реальности их финансовой отчетности; предоставлениеконсультаций по различным вопросам финансовой, правовой, хозяйственной икоммерческой деятельности, включая бухгалтерский учет, налогообложение,управление финансовой деятельность и т.п. В январе 1990 г. сформировалось СП «Эрнест энд Янг Внешаудит».Предметом его деятельности стало проведение аудиторских проверок насовместных предприятиях, а также на любых предприятиях, фирмах, ворганизациях по их просьбе. Кроме того, в уставе СП предусматривалиськонсультации, обучение персонала и т.д. Создавались аудиторские фирмы и вдругих союзных республиках. Одновременно формировались общественныеорганизации бухгалтеров и аудиторов. Так, большим событием для финансовыхработников стало проведение 8 декабря 1989 г. учредительной конференцииАссоциации бухгалтеров СССР. Появление акционерных обществ, кооперативов, совместных предприятийдругих хозяйственных структур, присущих рынку, а также аудиторских фирмпотребовало разработки нормативных законодательных актов. В связи с этимМинистерство финансов СССР, в частности его Контрольно-ревизионноеуправление, по указанию Правительства СССР приступило к разработкеконцепции реорганизации финансового контроля в стране. Решено былоподготовить проект постановления Совета Министров СССР по этому вопросу.Для подготовки проекта сформировалась группа специалистов. В начале августа1989 г. проект был готов и направлен на рассмотрение советам министровсоюзных республик. Проектом постановления Совмина СССР предусматривалось создать в нашейстране сеть хозрасчетных аудиторских организаций (фирм) для проведенияревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности за плату подоговорам с государственными, кооперативными и арендными предприятиями иорганизациями, акционерными обществами, межотраслевыми ассоциациями,концернами, совместными предприятиями с участием иностранного капитала идругими хозрасчетными предприятиями и организациями. С этой цельюпредлагалось организовать при Министерстве финансов СССР и министерствахфинансов республик палаты аудиторских организаций, возложив на них функциисоздания аудиторских фирм, координации и контроля за их деятельностью.Палатам предоставлялось право выдавать (прекращать) лицензии на аудиторскуюдеятельность и определять в установленном порядке размер платы запредоставленные услуги. Как видим, в 1990 г. было выбрано правильное направление, и многиеидеи тех лет были реализованы в Указе Президента от 22 декабря 1993 г. «Обаудиторской деятельности в Российской Федерации». Однако проект так и небыл принят Советом Министров СССР. Началом третьего этапа становления аудита в России условно можносчитать 5 декабря 1991 г. В этот день Е.Т. Гайдар поручил Министерствуэкономики и финансов РСФСР совместно с заинтересованными министерствами иведомствами рассмотреть вопрос о создании аудиторской службы как одного изважных направлений перестройки системы финансового контроля и датьпредложения по проблеме в целом. А в стране, несмотря на отсутствие законодательной базы, бурноразвивался аудит: появлялись все новые и новые аудиторские фирмы, причем нетолько в Москве и Санкт-Петербурге, но практически во всех крупных городах.Имелось уже около 800 аудиторских фирм. В Москве под видом совместныхпредприятий открыли свои филиалы крупнейшие межконтинентальные аудиторскиефирмы «Делойт и Туш», «Артур Андерсен», «Эрнест и Янг», «Куперс и Лойбренд»и др. Развернулась подготовка аудиторов. Здесь активную роль взяли на себякрупнейшие ВУЗы (Академия народного хозяйства, Московский государственныйуниверситет им. М.В. Ломоносова и др.). Были организованы курсы аудиторов вРязани, Владивостоке, Санкт-Петербурге, Казани, Уфе, Краснодаре и другихгородах. Таким образом, можно говорить, что к середине 1992 г. аудит в Россиибыл создан. Однако без нормативной базы развиваться дальше такая служба немогла. Принятие специального законодательного акта стало задачей номеродин. 22 декабря 1993 г. Президент РФ подписал Указ, которым утвердил«Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации»,вступившие в силу с момента опубликования Указа, т.е. с 29 декабря 1993 г. Однако для окончательного правового закрепления аудиторскойдеятельности в России нужен Закон. В настоящее время принят ФЗ «Обаудиторской деятельности» от 7 августа 2001 года, что несомненно являетсяшагом вперед с точки зрения существовавшего до этого временинесовершенства законодательства в области аудита. Закон подвел окончательную черту под периодом становления аудита вРоссии. Эта отрасль бизнеса созрела, обзавелась своими правилами итрадициями, профессиональными организациями. К мнению аудиторов все чащеприслушиваются государственные чиновники, общественные объединения,депутаты различных уровней, предприниматели. В то же время остаются серьезные проблемы в развитии аудита, которыеЗакон решил частично или в принципе не может решить. Среди них хочетсявыделить три основные. В первую очередь это профессиональный уровень аудиторов. Существующаясистема аттестации аудиторов была актуальна для периода становленияпрофессии, когда рынку необходимо было быстро предоставить значительноечисло специалистов-аудиторов. Не секрет, что сдать экзамены на аттестатаудитора не представляло большой сложности даже для рядового бухгалтера-счетовода - главное, чтобы имелось соответствующее высшее или среднееэкономическое или юридическое образование и стаж работы не менее трех летпо соответствующему профилю или в соответствующей должности. В итоге мысегодня имеем массу аттестованных аудиторов, профессиональный уровенькоторых оставляет желать лучшего. И новый закон практически мало что меняетв этой области: самым существенным является требование наличия тольковысшего образования, среднее уже не подойдет. Правда, пункт 2 статьи 15Закона дает возможность уполномоченному федеральному органу устанавливатьдополнительные требования к претендентам. Надеюсь, он этим воспользуется вдолжной мере. Я считаю, например, что желающий получить аттестат долженпроработать минимум один год в качестве ассистента аудитора и принятьучастие минимум в десяти аудиторских проверках. Во-вторых, это проблема существования так называемого "черного"аудита. Низкий уровень знаний многих аудиторов кроется не только вминимальной планке требований к профессии. Большое число мелких аудиторскихкомпаний со штатом 2-5 человек существенно затрудняет развитие всего рынка:получить аттестат и лицензию сравнительно легко, создать аудиторскуюкомпанию недорого, а потенциальных клиентов с учетом требований проведенияобязательного аудита много. Как следствие - перенасыщение рынка продавцауслуг. Аудиторы бросаются на любого клиента, лишь бы подписать с нимдоговор даже на самую минимальную сумму, зачастую не покрывающую затраты.Естественно, некоторые клиенты этим пользуются. Ведь не все еще понимаютнеобходимость и пользу аудита, при этом закон требует иметь аудиторскоезаключение во многих случаях. Так и рождается "черный" аудит, когда можноза копейки "купить" аудиторское заключение с нужной тебе формулировкой. Втаком случае не может быть речи об использовании стандартов аудиторскойдеятельности, о профессиональном росте сотрудников аудиторских фирм, да ивообще - о доверии к аудиту как профессии. В целях борьбы с «черным» аудитом был создан Институт профессиональныхаудиторов, первая российская саморегулируемая аудиторская организация. Идеюсоздания ИПАР поддержало около 300 аудиторских компаний из 42 городов РФ.Вопросы повышения качества аудиторских услуг и внедрения именнокачественного аудита в России являются основным направлением развитияИнститута. ИПАР – пока единственное российское профессиональное аудиторскоеобъединение, в котором приняты в качестве обязательных Международныестандарты аудита. В ИПАР реализуется проект «Внедрение и распространениепроцедур контроля качества аудиторских услуг в РФ», который заключается втом, что Институт выстраивает систему проверок таким образом, как этоделается во всех профессиональных объединениях во всем мире. Основнойрезультат, который возможно достичь в рамках этого проекта – создать основудля уменьшения количества компаний по стране, представляющих некачественныеаудиторские услуги. Третья проблема - это сторонние потребители аудиторской отчетности.Пока в стране не сложится круг таких постоянных потребителей, ни о какомкачественном скачке роста аудиторского рынка говорить не приходится. Ведькому сейчас необходимо аудиторское заключение, подписанное известной иавторитетной компанией? Редким продвинутым собственникам и менеджерам ииностранным инвесторам. Налоговые органы, куда у нас в первую очередьсейчас приносят заключение, складывают их в стопочку, даже не обращаяособого внимания на формулировки итоговой части. Акционеры - основнойпотребитель аудированной отчетности на Западе - в России также малоинтересуются заключением, да и зачастую не всегда понимают егонеобходимость и значимость. Многие до сих пор считают, что основная задачааудитора заключается в проверке правильности исчисления налогов. Ноналоговый аудит - это только часть аудиторских процедур. Важнейшаясоставная часть аудиторской проверки - это подтверждение активов компании иее обязательств, а также правомерность действий менеджмента предприятия,которые практически всегда должны быть направлены на увеличение прибыли исоответственно на увеличение дивидендов акционерам. Кроме того, многие экономисты выделяют нерешенность вопроса о степениответственности аудитора: Не определена нормативно ответственность аудитора, связанная ссоблюдением конфиденциальности; не разграничены понятия профессиональнойответственности аудитора, его гражданско-правовой и уголовно-правовойответственности; отсутствует реальная ответственность за небрежность инедобросовестность аудитора; отсутствует требование по страхованиюпрофессиональной ответственности аудитора.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Аудит: история и современность iconПрограмма элективного курса «Ржевская битва. История и современность»
Предпрофильный элективный курс: «Ржевская битва. История и современность» предназначен для обучающихся 9 классов
Аудит: история и современность iconДеньги: история и современность

Аудит: история и современность iconВ. М. Головнин: История и современность

Аудит: история и современность iconКонцепция проведения конференции «сотрудничество власти и общества в сфере сохранения военно-мемориальных сооружений: история и современность»
«сотрудничество власти и общества в сфере сохранения военно-мемориальных сооружений: история и современность»
Аудит: история и современность iconОмск история и современность с иллюстрациями

Аудит: история и современность iconГражданская оборона: история, современность, перспективы

Аудит: история и современность iconДенежные реформы в России: история и современность

Аудит: история и современность iconМедиаобразование в России: история, современность и перспективы для сферы образования, культуры, коммуникации и молодежной политики
Медиаобразование в России: история, современность и перспективы для сферы образования, культуры, коммуникации
Аудит: история и современность icon"Старообрядчество: история и современность". Реферат по курсу истории религий
Старообрядчество: история и современность. Реферат по курсу истории религий
Аудит: история и современность iconКонцепция разделения властей: теория и опыт, история и современность

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы