Политическая культура icon

Политическая культура



НазваниеПолитическая культура
К.А. группа
Дата конвертации25.07.2012
Размер381,93 Kb.
ТипРеферат
Политическая культура


Новосибирский Государственный Технический Университет Кафедра истории и политологии РЕФЕРАТ Тема: «Понятие политической культуры» Выполнил студент Мульцын К.А. группа ПМ-94 Новосибирск, 1999План:1. Сущность и содержание политической культуры2. Типология политической культуры. Факторы, влияющие на ее формирование3. Политическая социализация личностиСписок литературы.1. Сущность и содержание политической культуры Политическая культура — составная часть общей культуры человечества. Всоответствии с точкой зрения одних ученых она включает в себя те элементыдуховной культуры страны, политического сознания, которые отражаютсовокупность наиболее устойчивых политических ориентации, ценностей,установок ее народа. При этом она исходит из того, что политическаякультура не включает в себя политическое поведение, но реализуется черезнего. Другие ученые утверждают, что политическая культура включает в себяне только элементы духовной культуры, политического сознания, но иполитического поведения. В конечном итоге главное заключается в том, чтообе точки зрения сходятся в понимании того, что политическая культура незамыкается в рамках политического сознания, а находит свое проявление,реализацию в политической практике. Политическая культура складывается, с одной стороны, из укоренившихсяпредставлений населения страны, касающихся сферы политики, обусловленныхтрадициями, обычаями, верованиями, передаваемыми из поколения в поколение,с другой стороны, из воспроизводства этих представлений в процессеизменяющихся условий политической жизни общества. Следовательно,политическая культура — динамичное явление, в котором в той или иной мерезаложены наследственные качества. В соответствии со сказанным можно датьследующее определение политической культуры: Политическая культура — этоуровень и характер общезначимых политических знаний, оценок и действийграждан, обусловленных политическим опытом предшествующих поколений ивоспроизводством их в ходе текущей политической жизни. Впервые термин "Политическая культура" был введен в научный оборотнемецким философом И. Гердером в XVIII веке. Систематизированное жепредставление о политической культуре как составной части политологиисложилось лишь в середине XX века. Основной вклад в становление и развитиетеории политической культуры внесли Г. Алмонд, С. Верба, А. Липсет, М.Дюверже и некоторые другие ученые. Характеризуя самые устойчивые представления человека и наиболее типичныеформы его взаимоотношений с властью, стиль его политической деятельностидемонстрирует, насколько им восприняты и усвоены общепризнанные нормы итрадиции государственной жизни, как в повседневной активностисочетаютсятворческие и стереотипизированные приемы реализации ими своих прав и свободи т.д. Тот же разрыв (противоречие), который складывался между освоенными инеосвоенными человеком нормативами политической игры, стандартамгражданноского поведения, является важнейшим внутренним источником эволюциии развития политической культуры. В то же время сосуществование ценностей и сиюминутной (чувственной)мотивации поступков, известное несовпадение намерений и действий человекапридают политической культуре внутреннюю противоречивость, позволяютсосуществовать в ней "логичным", "нелогичным" и "внелогичным" элементам(В.Парето), способствуют одновременному поддержанию ею активных и пассивныхформ политического участия индивида. Особой сложностью отличаетсястиль массового политического поведенияграждан, поддерживаемый строением институтов власти, т.е. политическаякультура общества в целом. Эта политическая культура, закрепляя нормы,стереотипы, приемы, общения и проч. в политическом языке (соответствующихтерминах, символах и т.д.), придает особую значимость атрибутамгосударственности (флагу, гербу, гимну). Тем самым политическая культурастремится интегрировать общество, обеспечить стабильность отношений элиты иэлектората. Там же, где люди отчуждены от власти и не имеют возможностируководствоваться значимыми для себя политическими ценностями и целями, какправила, возникает противоречие между официальной (поддерживаемойинститутами государства) политической культурой и теми ценностями (исоответствующими им формами поведения), на которые сориентированобольшинство или значительная часть населения. Так, например, в ряде странВосточной Европы официальные цели "социалистического строительства" взначительной мере внедрялись под давлением государственных инстанций, ни по-настоящему не встроились в систему национальных ценностей и традиций.Поэтому и расстование с социалистическим тсроем прошло там достаточнобезболезненно, в виде т.н. бархатных революций. Однако в разных странах — и даже в тех, где нет существенных противоречиймежду официальной и реальной политической культурой, — всегда сужествуютразличия в степени признания и поддержки общественными группами ииндивидами принятых в политической системе норм и традиций. Этосвидетельствует о разной степени культурной оснащенности политическихсубъектов. Более того, там, где получают распространение идеи,пренебрегающие ценностью человеческой жизни, игнорирующие права граждан,где правящий режим заставляет людей руководствоваться чувствами страха иненависти друг к другу, утверждает в общественном сознании идеологиюнасилия, — там распадается ткань политической культуры. Культурныеориентиры и способы политического участия уступают место инымвзаимоотношениям граждан с властями. Фашистские, расистские,шовинистические движения и терроризм, охлократические формы протеста итоталитарный диктат властей неспособны поддерживать и расширять культурноепространство в политической жизни. Напротив, они создают в политикекультурный вакуум, порождают процессы, чреватые разрушением человеческогосообщества. Строго говоря, политическая культура отличается также и отпредполитического (потестарного) учения граждан в отношениях власти,основанного не на рациональных, а на иррациональных ориентирах,направленность которым задает круговая порука этноса, земляческаямифология, "единая кровь" своей общины. Носители подобного рода воззрений,не зная "общего интереса" и дисциплины (И.Ильин), понимая свободу как"бесчинство разнузданности" (С.Франк), служат источником классового исоциального эгоизма, способствуют распространению болезненных энтофобий ивспышек насилмя в обществе. Констатируя невозможность построения всех форм участия граждан в политикена образцах культуры, а также разную степень обусловленности институтоввласти общепринятым ценностям, следует признать, что политическая культураспособна сужать или же расширять зону своего реального существования.Поэтому в целом она не является универсальным политическим явлением,пронизывающим все фазы и этапы политического процесса. Развиваясь пособственным законам, она способна оказывать влияние на формы организацииполитической власти, строение ее институтов, характер межгосударственныхотношений. Политическая культура относится к такому явлению духовной жизни народа,которое оказывает существенное влияние на самые разные стороны егополитической жизни и на основании которого можно судить об уровнеполитической зрелости общества. Поступательное развитие политическойистории человеческого общества — это не только становление и развитиегосударства, утверждение и смена тех или иных форм его устройства иправления, политических режимов и политических систем, но и развитиесоциальных субъектов политики — личности, различных групп населения,общества в целом. В процессе этого развития субъекты политики усваивают туили иную политическую культуру, которая соответственно своему характеруоказывает воздействие на политическую жизнь, политический процесс,политическую систему общества и политический режим. Воздействие настолькосильное, что отдельные политологи считают политическую культуру составнойчастью политической системы общества. Хотелось бы обратить внимание на следующее: политическая культура,естественно, не единственный фактор, определяющий политическую жизнь иполитическую систему общества. Свою роль здесь играют также социально-экономические интересы, нравственные нормы, идеология, образование,этническая принадлежность и другие особенности как отдельной личности, таки социальных групп. Однако при всем этом субъект политики лишь тогда можетправильно оценить политическую жизнь и политическую систему, распорядитьсяхарактером и направленностью своего участия в них, когда овладеетосновополагающими нормами политической культуры. В противном случае будутсплошные заблуждения, за которые рано или поздно придется расплачиваться.Политическая культура дает возможность хорошо ориентироваться вполитической ситуации, давать правильную оценку происходящим событиям,умело определять кто есть кто, делать нужный выбор. Воплощая ценностно-смысловую детерминацию политической активностичеловека, политическая культура характеризует его способность пониматьспецифику своих властно значимых интересов, действовать при достижениицелей в соответствии с привилами политической игры, а также творческиперестраивать свою деятельность при изменении потребностей и внешнихобстоятельств. Политическая культура может проявляться в форме духовныхпобуждений и ориентаций человека, в опредмеченных формах его практическойдеятельности, а также в институциализированном виде (т.е. будучизакрепленной в строении органов политического и государственногоуправления, их функциях). Поскольку не все ценности одновременновоплощаются практически (и уж, тем более, институционально), междувышеназванными формами проявления политической культуры всегда имеютсяопределенные противоречия. В целом политическая культура способна оказывать тройственное влияние наполитические процессы и институты. Причем такая взможность сохраняется дажев случае изменения внешних обстоятельств и характера правящего режима. Так,например, в традиционных обществах (аграрных, построенных на простомвоспроизводстве и натуральных связях) политическая культура даже в периодреформации, как правило, поддерживает прежнюю архаическую структуру власти,противодействуя целям модернизации и демократизации политической системы.Такая способность политической культуры хорошо объясняет то, чтобольшинство революций (т.е. стремительных, обвальных изменений) чаще всегозаканчивается либо возвратом к прежним порядкам (означающим невозможностьнаселения адаптировать для себя новые цели и ценности), либо террором(только и способным принудить людей к реализации новых для них принциповполитического развития). Во-вторых, политическая культура способна порождать новые, нетрадиционныедля общества формы социальной и политической жизни, а, в-третьих,комбинировать элементы прежнего и перспективного политического устройства. Политической культуре свойственны определенные функции в политическойжизни. К важнейшим из них можно отнести следующие: - ИДЕНТИФИКАЦИИ, раскрывающей постоянную потребность человека в пониманиисвоей групповой принадлежности и определение приемлимых для себя способовучастия в выражении и отстаивании интересов данной общности; - ОРИЕНТАЦИИ, характеризующей стремление человека к смысловомуотображению политических явлений, пониманию собственных возможностей приреализации прав и свобод в конкретной политической системе; - АДАПТАЦИИ, выражающей потребность человека в приспособлении кизменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властныхполномочий; - СОЦИАЛИЗАЦИИ, характеризующей обретение человеком определенных навыкови свойств, позволяющих ему реализовывать в той или иной системе власти своигражданские права, политические функции и интересы; - ИНТЕГРАЦИИ (дезинтеграции), обеспечивающей различным группамвозможность сосуществования в рамках определенной политической системы,сохранения целосности государства и его взаимоотношений с обществом вцелом; - КОММУНИКАЦИИ, обеспечивающей взаимодействие всех субъектов и институтоввласти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов идругих средств информации и языка общения. В различных исторических условиях — чаще всего при нестабильныхполитических процессах — некоторые функции политической культуры могутзатухать и даже прекращать свое действие. В частности, может весьмазначительно снижаться коммутикативная способность политических норм итрадиций государственной жизни, в результате чего будет неизбежнообостряться полемика между различными общественными группами и особеннотеми из них, которые придерживаются противоположных позиций относительноправительственного курса. Сдругой стороны, в переходных процессах нередковозрастает способность политической культуры к дезинтеграции системправления, основанных на непривычных для населения целях и ценностях. Политическому руководству необходим учет уровня и характера политическойкультуры населения, чтобы правильно проводить политическую линию. Это,конечно, не означает, что власти должны плестись в хвосте политическималограмотных граждан своей страны. Но оно предполагает созданиенеобходимых условий с тем, чтобы обеспечивались возможности для подъемаполитического сознания населения до такого уровня, при котором оно было быспособно самостоятельно разбираться в основополагающих вопросах политики.Естественно, что такие условия могут быть созданы лишь в демократическомгосударстве, где утвердившийся на практике принцип народовластия уже сам посебе неукоснительно требует соот ветствующей политической подготовки егожителей. При этом, конечно, само политическое руководство должно обладатьдостаточным политическим менталитетом и соблюдать культуру власти. Нельзя разумно двигаться вперед, отрицая все то, что было созданопредшествующими поколениями и полагать, что мы — начало всего. Надоисходить из того, что без прошлого нет настоящего, а без настоящего нетбудущего. Тем не менее, история и современность России свидетельствует обобратном. Авторы книги "Философия власти" (М. 1993) пишут: "У нас, каквезде, где отсутствует историческая почва, безумно любят нововведения,сводящиеся к постоянным, ничего не улучшающим изменениям. Пошлое ибездарное, всякий раз возвещающее новое откровение, реформаторство, — можетли быть что-либо страшнее и опаснее его?! Сколько раз у нас сбрасывали скорабля современности "проклятое прошлое", сколько раз прицельно ибесцельно у нас громили благоприобретенное, гордясь безогляднымпалачеством. В итоге, не учась историческому опыту, мы не жили по-человечески; наша держава, государственность являлись значительным пробеломтрезво-мыслящего сознания, поучительным негативным примером для народовцивилизованных. Обидно, досадно, поразительно, несообразно, но факт: все ивсегда в России рушится навеки, тогда как строится на годы" (с.219).[1] Не вдаваясь в глубины истории, можно привести немало примеров изнедавнего прошлого и настоящего нашей страны, подтверждающих вышесказанное.Социалистические преобразования, начатые после Октября 1917 г.,осуществлялись таким образом, что были нарушены основополагающие устоижизни людей, что дало основание О. Мандельштаму сказать "Мы живем, подсобою не чуя страны...". А великий русский певец Ф.И. Шаляпин, наблюдая издалека за событиями в России, отмечал, что "наши российские строители никакне могут унизить себя до того, чтобы задумать обыкновенное человеческоезадание по разумному человеческому плану, а непременно желали построить"башню до небес"... Не могли они удовлетвориться ооыкновенным здоровым ибодрым шагом, каким человек идет на работу, каким он с работы возвращаетсядомой, — они должны рвануться в будущее семимильными шагами — "отречемся отстарого мира". И вот надо сейчас же вымести старый мир так основательно,чтобы не осталось ни корня, ни пылинки" (Шаляпин Ф.И. Маска и душа. Новыймир. 1988, №6, с.192) Мы посчитали себя поводырями, наставниками всего человечества и неустаннотвердили о неизбежности социалистических революций во всех странах. Вместес тем как на деле оказались заблудившимися в поисках лучшего мира, постопам которых другие народы не торопились идти, а те их них, которые"пошли", не выдержав поверку временем, покинули его при первой же реальнойвозможности. И скорее всего не потому, что социализм сам по себе плох, апотому, что созданная нами модель была вывертом его наизнанку. В нашей стране история прерывалась не только на стыках больших эпох, но ив период смены ее руководителей. Каждый новый генсек ЦК КПСС начиналрассуждать о начале "решающих преобразований" с того партийного съезда,который был связан с началом его деятельности. Нынешнее руководство Россиине проявило оригинальности в осуществлении своей политической линии.Стремясь освободиться от негативного груза прошлого, оно пошло по путипрезрения и отказа от всего того, что было создано в годы советской власти.В стране был осуществлен новый вариант социальной революции и, какизвестно, далеко не бескровный. Россия оказалась перед лицом глубокого политического (события октября1993 г., война в Чечне), экономического (резкий спад производства, растущаяинфляция), социального (ухудшение материального благополучия народа) икультурного (обнищание духовной жизни людей, вытеснение национальнойкультуры массовой культурой Запада) кризиса. События, связанные состремлением НАТО включить в свою орбиту ряд стран Восточной Европы и такимобразом выйти на границы с Россией, осложняют ее международное положение, вперспективе способны привести к возникновению военно-политических блоков. Высокий уровень политической культуры не может быть без глубокогонаучного, предусмотрительного подхода к оценке событий и выборе путидвижения вперед. Особенно это важно для тех, кто стоит у руля государства,кто руководит политическими партиями, организациями и движениями.Политическая культура не приемлет конъюнктурщины, которая сродниполитической проституции, забвения национально-государственных интересовради достижения своих корыстных целей политическими лидерами. Пренебрежениеэтим со стороны последних чревато для политической культуры народа самыминегативными последствиями. Известно, что рыба гниет с головы. То же самое происходит и сполитической культурой общества. Она начинает падать тогда, когдаполитическое сознание и поведение руководителей не соответствует уровнютребований общественного прогресса, является своекорыстным, безнравственными аморальным. Политическая культура формируется десятилетиями и даже столетиями. Она —результат познания объективных политических процессов и соответствующихвыводов из них. В этом деле большая роль должна принадлежатьцеленаправленной деятельности общества, его институтов, борьбе ссубъективизмом, догматизмом и волюнтаризмом. Слова должны соответствоватьделам, теоретические политические знания призваны оказывать, больше того -—лежать в основе политической деятельности людей, особенного руководителей. Содержание политической культуры, ее структура состоит из следующихэлементов: Общезначимых политических знаний, которые складываются из теоретических,т.е. научных знаний, и практических знаний, получаемых на основе текущейинформации. Без теоретических знаний текущая информация не способна датьправдивую и глубокую картину политической жизни, политических процессов,событий. Но одни лишь теоретические знания без текущей информации мертвы.Текущая информация дает возможность правильно ориентироваться впереживаемой конкретной обстановке, принимать решения с учетомспецифических задач времени. Культуры политического мышления — умения правильно ориентироваться вобстановке, акцентировать внимание на главном в политической жизни,способности анализировать и систематизировать сведения, давать правильнуюоценку политическим событиям и принимать в соответствии с нею решение освоем отношении к ним и своем участии в них. Культуры политических чувств — выдержке, хладнокровии, настойчивости,энергичности, сострадании, радости или наоборот — злобы, неприятия,жестокости, грубости, т.е. тех качеств, которые служат одним из главныхмеханизмов регулирования политического поведения и деятельности людей, Культуры политического поведения, деятельности, которые складываются подвлиянием политических традиций в обществе, уровня политического сознания,культуры политического мышления и чувств. Таким образом, культураполитического поведения и деятельности выступает как следствие, какконечный результат проявления политической культуры, обусловленныйдолговременными политическими порядками в обществе и особенностямивоплощения в индивиде, социальной группе и т.д. всех других элементов ееструктуры. Политическая культура многоуровневое явление. В структуре ее ценностныхотношении можно выделить мировоззренческий, общекультурный аспект(например, отношение к насилию и свободе, к индивидуальным и коллективнымценностям, к мирскому или религиозному сознанию, признанию либо неприятиюидеологий и т.д.) Уровень политической культуры, характеризующий отношениек государственной власти как публичному центру господства и подчинения(например, признание приоритета государства над личностью, либо наоборот —признание приоритета прав личности над правами государства; с этим связанои другое — отношение к пределам власти, к своим гражданским правам иобязанностям). Наконец, уровень политической культуры, раскрывающийотношение человека к разного рода политическим явлениям, к примеру, таким,как институциональные субъекты политики — государство, политические партии,движения, организации или социальные субъекты политики — личность, классы,группы, нации. Отношение, которое связано с оценкой и ролью каждого изназванных субъектов в политической жизни общества.2. Типология политической культуры. Факторы, влияющие на ее формирование Под влиянием общественных условий, а также получивших массовоераспространение норм и образцов поведения граждан, особенностей бытаразличных социальных групп и т.д. политическая культура вырабатываетсвойства, имеющие как всеобщее, так и достаточно четко выраженное групповоезначение, характерное как для отдельных стран, так и для различных слоевнаселения, регионов государства. Марксистско-ленинская концепция исходит из того что типология культуры,а, следовательно, и политической культуры, зависит от переживаемойобществом исторической формации (поэтому культура может быть рабовладельческой, феодальной, капиталистической, социалистической), а также отсоциально-классового состава, который ее исповедует (поэтому культура можетбыть, к примеру, дворянской, буржуазной, пролетарской). Причем,господствующей культурой в обществе, согласно марксизму-ленинизму, являетсякультура господствующего в стране класса. В западной политологии нашла отражение и получила наибольшее признаниеклассификация политических культур, обладающих общезначимыми свойствами,предложенная Г. Алмондом и С. Вербой в книге "Гражданская культура",вышедшей в 1963 году. Они выделяют три типа политической культуры: патриархальный, для которого характерно отсутствие интереса граждан кполитике. Этот тип политической культуры имел место в условияхсредневековья. Ныне он присущ слаборазвитым странам, где масса населениябезграмотна. А, как известно, безграмотный человек находится вне политики; подданнический или авторитарный. Этот тип политической культурыпредполагает отстранение граждан от политики как самостоятельных еесубъектов. Но допускает и возможность их участия в политической жизни врамках, определенных властными структурами. В таком случае политическаяактивность масс, инспирируемая властями, используется ими для поддержкисвоего курса, руководства обществом; активистский, проявляющийся в активном участии граждан в политическойжизни, которая строится на основе их заинтересованности и добровольности,реализуется в различных формах деятельности многочисленных субъектовполитики. Согласно концепции Алмонда и Вербы политическая культура западных странпредставляет особый вид смешанной культуры, которую они назвали культуройгражданственности. Её наиболее характерная черта — рационально-активноеповедение граждан, которое соответствует демократической политическойсистеме. Содержание идеального типа культуры гражданственности Г. Алмонд иС.Верба раскрыли через набор качеств, которыми обладал её носитель: 1) общая положительная оценка значения деятельности национальногоправительства для него лично и глубокое сознание этого факта; 2) высокий уровень интереса к деятельности правительства и хорошаяосведомлённость в этой области; 3) чувство гордости за политические институты своей нации; 4)ожидание того, что ему будет оказано равное и внимательное отношение состороны официальных лиц; 5) желание обсуждать вопросы политики публично или в кругу друзей изнакомых; 6) открытое и лояльное проявление оппозиционных настроений; 7) чувство удовлетворения в связи с проведением общенациональныхполитических мероприятий, например кампаний по выборам; 8) компетентность суждений по поводу правительственной политики иразвитое чувство обязанности оказывать воздействие на эту политику личноили совместно с кемнибудь из сограждан; 9) компетентность в использовании правовых установлений в целях успешногопротиводействия актам произвола; 10) вера в то, что демократия участия является необходимой и желательнойсистемой государственного управления. Однако результаты собственных эмпирических исследований Г. Алмонда и С.Вербы показали утопичность их предположений о всеобщем участии граждан вполитике, поэтому и их выводы о культуре гражданственности существеннокорректируются. "В идеальной культуре гражданственности, — замечали они, —активность и вовлечение граждан должны уравновешиваться некоторой дозойпассивности и неучастия". Идеалы политической культуры западного типа восходят к полисной(городской) организации власти в Древней Греции, предполагавшейобязательнсть участия граждан в решении общих вопросов, а также к римскомуправу, утвердившый гражданский суверенитет личности. Огромное влияние на ихсодержание оказали и религиозные ценности христианства, прежде всегопротестанской и католической его ветвей. Специфика же восточных норм итрадиций коренится в особенностях жизнедеятельности общинных структураграрного азиатского общества, формировавшихся под воздействием ценностейарабо-мусульманской, кофуцианской и индо-буддийской культур. Коротко говоря, наиболее существенные различия этих ценностных ориентацийграждан в политической жизни общества проявляются в следующем: 1) ЗАПАД. Убежденность, что власть может покоиться на физическом,духовном или ином превосходстве человека над человеком. ВОСТОК. Уверенностьв божественном происхождении власти, не связанном ни с каким человеческимдостоинством. 2) ЗАПАД. Отношение к политике как к разновидности конфликтной социальнойдеятельности, которая строится на принципах честной игры и равенстваграждан перед законом.ВОСТОК. Отношение к политике как к подвижнической,недоступной всем деятельности, подчиненной кодексу поведения героев ипринципам божественного правления; отрицание случайности политическихсобытий и понимание политики как средства утверждения конценсуса, гармониии мира. 3) ЗАПАД. Осознание самодостаточности личности для осуществления властныхполномочий, отношение к политическим правам как к условию укрепления правасобственности; примат идеалов индивидуальной свободы. ВОСТОК. Отрицаниесамодостаточности личности для осуществления властных полномочий,потребность в посреднике в отношениях между индивидом и властью; приоритетидеалов справедливости; политическая индифферентность личности. 4) ЗАПАД. Признание индивида главным субъектом и источником политики,отношение к государству как к институту, зависимому от гражданскогообщества, гаранту прав и свобод личности, орудию предпринимательскойдеятельности индивида и группы. ВОСТОК. Признание главенствующей роли вполитике элит и государства, предпочтение патроната государства надличностью; признание приоритета над личностью руководителей общин,сообществ, групп; доминирование ценностей корпоративизма. 5) ЗАПАД.Предпочтение личностью множественности форм политической жизни,состязательного типа участия во власти, плюрализма и демократии;предпочтение усложненной организации власти (наличия партий, разнообразныхгрупп давления и т.д.). ВОСТОК. Предпочтение личностью исполнительскихфункций в политической жизни и коллективных форм политического участия,лишенных индивидуальной ответственности; тяготение к авторитарному типуправления, упрощенным формам организации власти, поиску харизматическоголидера. 6) ЗАПАД. Рациональное отношение к исполнению правящими элитами илидерами своих функций по управлению обществом, понимание необходимостиконтроля за их деятельностью и соблюдения правил контрактной этики. ВОСТОК.Обожествление (сакрализация) правителей и их деятельности по управлениюобществом, отсутствие убежденности в необходимости их контроля. 7) ЗАПАД. Примат общегосударственных законов и установлений(кодифицированного права) над частными нормами и правилами поведения,понимание различий в моральной и правовой мотивации политических действийграждан. ВОСТОК. Приоритет местных правил и обычаев (местного права надформальными установлениями государства, тенденция сглаживания противоречиймежду нравственными традициями общности и законодательными установлениямикак мотивами политического поведения. 8) ЗАПАД. Достаточно ощутимая идеологизированность политических позицийграждан. ВОСТОК. Менее выраженная идеологизированность позиций,веротерпимость (за исключением исламских течений). В классическом виде названные ценности и традиции взаимодействия человекаи власти формируют органически противоположные политические культуры(например в США и Иране, Франции и Кампучии). И даже перестройкаполитических институтов по образцам одного типа культуры не может поройпоколебать устойчивость отдельных ценностей прежней культуры. К примеру, вИндии, где в наследство от колониального владычества Великобритании странаполучила достаточно развитую партийную систему, парламентмкие институты ипроч., по-прежнему доминируют архетипы восточного менталитета. И поэтому навыборах главную рль играют не партийные прграммы, а мнения деревенскихстарост, князей (глав аристократических родов), руководителей религиозныхобщин и т.д. В то же время и в ряде западноевропейских стран повышенныйинтерес к религиям и образу жизни на Востоке также никак не сказывается наизменении параметров политической культуры. Правда в некоторых государствах все-таки сформировался некий синтезценностей западного и восточного типов. Так, например, технологическийрывок Японии в клуб ведущих индустриальных держав, а также политическиепоследствия послевоенной окупации страны позволили укоренить в ееполитической культуре значительные заряд либерально-демократическихценностей и образцов политического поведения граждан. Весьма интенсивноевзаимодействие Запада и Востока протекает и в политической жизни стран,занимающих срединное геополитическое положение (Россия, Казахстан и др.), —там формируется определенный симбиоз ценностных ориентаций и способовполитического участия граждан. Некоторые особенности политической культуры переходного типа.Политическая культура постсоветской России представляет собой синтезразнородных политических ценностей, установок и стандартов политическойдеятельности. Ошибочно предполагать, что декларирование несостоятельностикоммунистических ценностей и идеалов подданнической политической культурысоветского типа может быстро привести к формированию политической культурыактивной гражданственности. Гражданская культура имеет свой темп и динамикуформирования, которые не совпадают с изменениями экономического исоциального характера, хотя и испытывают их влияние. Вот почему едва лиследует подтягивать естественный ход культурных изменений к желаемым. Формирование рыночных отношений, самостоятельного хозяйственногосубъекта, многообразия форм собственности, социальных интересов создаетусловия для изменения типа политических ориентаций. Однако объективноразвивающиеся процессы социальной дифференциации только предполагаюттенденцию складывания многообразия политических субкультур, но жесткопредписывать ее не могут. Смыслы и значения политической активности могутформироваться на основе конфессиональных и этнических предпочтений,представлений, которые определяются социально-экономическим положениемконкретной группы, индивида. Однако, как показывает практика, изменениекультурного кода политического поведения происходят очень медленно, поэтомучасто политические решения правящей элиты рассчитаны на культуруполитического участия и не сочетаются с реально доминирующей подданническойполитической культурой. Это несоответствие новой структуры политическихинститутов стандартам прежней подданнической культуры является основойполитических кризисов и конфликтов. Тенденции развития российской политической культуры. Развитие рыночныхотношений и политической демократии меняет источники и способы формированияполитической культуры, делает этот процесс стихийным, менее управляемым. Втаких условиях политическая культура более дифференцированна по формамвыражения и субъекту-носителю. Существенно различаются формы выраженияполитических ориентаций (насильственные или мирные), их содержание усоциальных групп с различным уровнем общей культуры, материальнойобеспеченности, социальным опытом. В условиях расширяющейся свободы противоречиво взаимодействуют дветенденции: с одной стороны, доминирующим фактором социальной и политическойактивности становятся творческие начала личности, широта ее кругозора,склонность к преобразованиям; с другой — преобладание в реальносуществующем общественном сознании населения страны ценностей равенства,коллективизма, справедливости обнаруживает высокую зависимость политическихпредставлений от конкретного материального положения индивида. Ориентациябольшинства населения на удовлетворение сиюминутных интересов делает егозаложником популистских лидеров, демагогов, шарлатанов от политики. Отсутствие в российском обществе фундаментальных и общепринятыхполитических ценностей, а так же целостной системы политическойсоциализации, которая их воспроизводит и транслирует широким слоямнаселения, порождает известные трудности на пути демократическихпреобразований. Во-первых, зависимость процесса формирования политическойкультуры от материального благополучия конкретного индивида делаетполитический процесс непредсказуемым и не создает предпосылок для диалогавласти и общества. Во-вторых, стихийность и неуправляемость формированияполитических ориентаций различными агентами социализации, которые частопредлагают взаимоисключающие образцы политического поведения, затрудняютдостижение согласия в обществе по базовым ценностям. Без наличияобщепринятых ценностей власть оказывается не в состоянии создавать иподдерживать у населения веру в собственную легитимность. Тем самымполитический режим оказывается не способным осуществлять интеграциюустремлений различных социальных групп вокруг общезначимых целей имобилизовать население на их осуществление. Политическая стабильность вобществе создается не только благодаря эффективной социально-экономическойполитике, удовлетворяющей растущие потребности индивидов, но и путемцеленаправленного формирования их политической культуры. Посколькуполитическая культура создает направленность и характер политическойдеятельности, ее уровень во многом определяет способность общества кпрогрессу и созиданию. Наряду с общезначимыми типами политической культуры, которые в чистомвиде не проявляются, существуют и такие ее образования как субкультуры. Ониявляются следствием специфического развития политической жизни стран ирегионов, социальных, этнических, религиозных и других субъектов политики.Субкультуры проявляются в различных подходах людей, исповедующих один и тотже тип политической культуры, к тем или иным политическим явлениям: квласти, политическим режимам, партиям, политическим элитам, событиям и т.д. Любая политическая субкультура включает в себя и то общее, чтохарактеризует доминирующую в обществе политическую культуру, и тоспецифическое, что отличает данную субкультуру, те особенности, которыесвойственны только этой группе. Различают политические субкультурыинтеллигенции, женскую, молодежную, фермерскую, религиозную, региональные,социоэкономические, этнолингвистические, возрастные и другие субкультуры. Региональные субкультуры обусловлены такими различиями между отдельнымирегионами страны, как климат, наличие определенных ресурсов т.п. Это, своюочередь, порождает экономические различия, влияющие на образ жизни людей,общий уровень культуры, а следовательно, и на их политико-культурныйуровень. На политическую куль туру региона существенное воздействиеоказывают такие факторы, как экономическая специализация данного региона,его место в общей системе разделения труда. Так, аграрные регионы, по опытуРоссии, в политическом отношении более консервативны, чем промышленные. Онипроявляют более низкий уровень политической активности, то естьограничиваются участием в выборах. Но степень их участия в выборах гораздовыше нежели в других регионах. В некоторых промышленных регионах населениепредпочитает высокоактивные формы участия — демонстрации, забастовки ит.п., иногда социально неприемлемые. Центральные регионы по уровню развитияполитической культуры отличаются от периферийных степенью политическойсознательности и активности. Регионы, имеющие возможность обеспечить засчет находящихся у них ресурсов определенный уровень экономического исоциального благосостояния, характеризуются непротиворечивой политическойкультурой, лояльностью по отношению к существующему режиму, тяготением кполитической самостоятельности (Центральное Черноземье). Социоэкономические субкультуры обусловлены существованием в обществеразличных групп (социальных слоев, классов), имеющих различныйэкономический статус, а следовательно, и различия в образе жизни, винтересах, играющих особо важную политическую роль. Так, дляпредпринимательского слоя наиболее актуальными политическими ценностямиявляются экономическая свобода, стабильность, контроль за государством состороны гражданского общества, участие в принятии решений. То есть то, чтосоставляет непосредственные политические условия активностипредпринимателя. Представители данной субкультуры применяют различныеспособы и методы воздействия на власть, отдавая предпочтение активнымформам воздействия, таким как широкое использование средств массовойинформации, лоббирование правительственных структур, создание политическихпартий, претендующих на участие во власти. Этнолингвистические субкультуры связаны с языковыми, этническимиособенностями соответствующих социальных групп. На политическую культуруэтих групп определяющее воздействие оказывают такие факторы, как этническоесамосознание и национальный характер. Политические ценности, предпочтения иустановки, как правило, вторичны по отношению к этническим факторам. Религиозные субкультуры возникают в том сбучае, когда религия являетсяосновным всепроникающим элементом общей культруры определенной группылюдей. Исламский фундаментализм, например, это не столько религиозная,сколько политическая идеология. Возрастные субкультуры отражают различные системы политических ценностейу представителей разных поколений. Данные субкультуры существуют в основномв политически реформируемых обществах. Старшие поколения, политическаякультура которых сложилась в условиях отжившей политической реальности,имеют политические взгляды, отличные от системы политических установокмолодежи. Однако возрастные отличия оказывают относительно меньшеевоздействие на политическую культуру людей в стабильных системах. Особенности политической субкультуры обусловлены различиями в положенииобщественных групп в экономической и социальной структуре общества,образовательному, половозрастному и другим признакам. Так, в качестве особенностей негритянской политической субкультурыамериканские исследователи выделяют более высокую степень доверия кфедеральному правительству по сравнению с доверием к правителствам штатов,более четкую ориентацию на поддержку правительственных социальных программ,отсутствие особой веры в возможности политической активности рядовогогражданина, убеждение в том, что политика — это занятие для белых. И это, ясчитаю, действительно так. Ведь в большинстве своем политики — белые. Редкокогда увидишь на трибуне темнокожего. Некоторые особенности свойственны политической субкультуре женщин. Влитературе отмечается, в частности такое распространенное явление,характеризующее эту субкультуру в странах Запада, как склонность к поддежкепартий и организаций консервативного направ ления, что обусловливаетсярядом факторов, как-то: узость социальных контактов женщин, меньшая посравнению с мужчинами вовлеченность в общественные движения. Значительной спецификой отличается молодежная субкультура. Данныесоциологических исследований в 1970-1987 гг в шести западноевропейскихстранах позволили зарубежным политологам сделать выводы о наличиисущественных различий в базовых социальных ориентациях молодежи и старшихпоколений. Поведение молодежи является в определенной мере распредмеченнымслепком с конкретного общества и в то же время существенно отличается отповедения, например, ветеранов. Для молодежной субкультуры характернопреобладание нонконформизма, радикализма, культа силы, преобладание такихценностей, как возможность общения и качество жизни. Для старших поколенийнаибольшими ценностями является стабильность, традиции, опыт, материальныйдостаток и обеспечение. В конкретных странах и государствах наибольшимполитическим влиянием могут обладать самые разные субкультуры (напримеррелигиозные субкультуры в Северной Ирландии и Ливане или этнические вАзербайджане) РЕЛИГИОЗНАЯ СУБКУЛЬТУРА. Немалая роль в формировании политическойкультуры всегда принадлежит религии. Более того, многие идеи, ценности,установки, связанные с религией, входят составной частью в политическуюкультуру той или иной нации, страны, народа. Религия, будучи важнымэлементом национальной и исторической традиции данного народа, пронизываетего культурное наследие и соответственно не может не отражаться нахарактере его политичесской культуры. По данным Института социально-политических исследований РАН, убежденныеверующие значительно менее политизированы, нежели другие мировоззренческиегруппы населения. Среди прихожан Русской Православной Церкви примерно в 2раза меньше людей, увлеченных политикой, чем среди неверующих. При этомсреди верующих, имеющих политические взгляды, примерно одинакова доля"консерваторов", "либералов" и "центристов". Социально-политическая ориентация Русской Православной Церкви существенновлияет на взгляды десятков миллионов верующих, а также значительную частьроссиян, не определивших своего отношения к релии. Московский Патриархатоказывает значительное воздействие и на православных верующих Украины,Белоруссии, Молдовы, Прибалтики. В некоторых случаях негласная, но активнаяподдержка Московским Патриархатом тех или иных политиков способствовала ихпобеде на выборах. Так, например, значительный вклад в успех Леонида Кучмыв ходе президентских выборов на Украине внесла Украинская ПравославнаяЦерковь — Московский Патриархат. Леонид Кравчук, поддержавшихальтернативную религиозную организацию Украинскую Православную Церковь —Киевский Патрирхат и проводивший дискриминационную политику по отношению ксторонникам Московского Патриархата, в конечном счете потерпел поражение. Наличие социальной доктрины, то есть всеобъемлющей концепции, отражающейобщецерковный взгляд на церковно-государственные отношения и проблемыобщества в целом, дает Церкви возможность, непосредственнно не вмешиваясь вполитическую борьбу, стимулировать создание массовых и влиятельныххристианских партий, профсоюзов, оказывать эффективное духовно-нравственноевоздействие на политику, экономику, социальную сферу. Так, например, Римско-Католическая Церковь не рекомендует священнослужителям участвовать вполитической борьбе, запрещает им быть депутатами парламентов, лидерамипартий, занимать министерские должности и т.п. В то же время, располагаядетально разработанной социальной доктриной, Католическая Церковь, несвязывая себя ни с одной социльной или политической системой, оказываетмощное воздействие на социальные процессы, давая духовно-нравственнуюоценку актуальных социальных проблем, поддерживая базирующиеся накатолической социальной доктрине христианские партии и профсоюзы, союзыпредпринимателей, культурно-просветительские и другие организации. Русская Православная Церковь не имела возможностей для выработкисобственной социальной доктрины. Попытка сформулировать ее основы былапредпринята на Поместном Соборе 1917-1918 гг., однако она не былареализована. ЭТНОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СУБКУЛЬТУРЫ. С 15 по 21 августа 1996 г. в Будапештепроходил Второй всемирный конгресс финно-угорских народов, в работекоторого приняли участие делегации от финно-угорских народов Венгрии,России (вепсы, карелы, коми, коми-пермяки, марийцы, мокшане, манси, ненцы,ингеманландские финны, саамы, ханты, удмурты, эрзяне, ливы, тверскиекарелы, селькупы, ижора и водь), Финляндии и Эстонии. На конгрессеобсуждались вопросы саморазвития финно-угорских народов без ущемления прави интересов других народов, всестороннего сближения родственных финно-угорских народов, сохранения традиций и рождения новых форм общения, атакже прогрессивных демократических преобразований всего мировогосообщества. СУБКУЛЬТУРА ЖЕНЩИН. В мире нет такой сферы человеческой деятельности, вкоторой не принимали бы активного участия женщины, составляющие 1/2 всегонаселения Земли. Особенно ярко проявляются их энергия и инициатива в борьбепротив войны. Они заинтересованы в стабильности, покое и мире. Примечательны социально-политические параметры женского движения. Оновыступает против разрушения природных богатств, загрязнения атмосферы,Мирового океана, оскудения форм природной и социальной жизни, истощенияозонового слоя ( и в этом они схожи с "экологистами"). Женщины борются заликвидацию локальных экологических и социальных катастроф и активнодействуют в общественнополитических движениях. Политические симпатии и предпочтения женщин всегда очень влияют наобщество. Их активность с исторической и международной точек зрения высокаи имеет тенденцию к возрастанию. Женщины составляют более половиныэлектората. В последнее время значительно обострились основные социальныепротиворечия между правом женщин на равенство в обществе, на работе и всемье и его реальным осуществлением на практике, что проявилось впрепятствиях для саморазвития и самосовершенствования женщин, обострилисьсоциально-экономические проблемы в обществе, которые тяжелым грузом легли,в первую очередь, на плечи женщин, сказались на снижении жизненного уровняи принесли неуверенность в завтрашнем дне, страх потерять работу. И,наконец, рост социальной напряженности и естественного стремления материзащитить природные основы жизни, своих детей. Главным условием развитияженского движения стала демократизация нашего общества. Действующие в широких пределах женского движения группы возникают иисчезают, расширяются и сужаются, вливаются в партии. Подвижны и границымежду национальными и международными объединениями. Хотя большинство женщинотличается повышенной восприимчивостью к идеям справедливости, равенства,гармонического развития, и подавляющее большинство респонденток выражаетготовность участвовать в движении в защиту окружающей среды, за сохранениепамятников культуры, в защиту престарелых и инвалидов детства, в женскомдвижении есть группы, которые можно охарактеризовать как консервативные иреакционные. По данным опроса экспертов на территории России наиболеемассовыми являются такие объединения, как женсоветы, комитеты, объединения,клубы, советы многодетных матерей, детей, инвалидов, комитеты солдатскихматерей, женские клубы по интересам, творческие объединения, ассоциацииделовых женщин. В масштабах страны широкую поддержку получили Ассоциация женщин-кинематографистов РФ, Международная лига писательниц, Московский клубженщин-журналисток. Появились женские партии "Женщины суверенной России"(Томск), Единая партия женщин (Ленинград), женские секции в Союзах ипартиях, Российский благотворительный фонд "Женщина и демократия" (подэгидой "Демократической России"). Сегодня в женском движении нет единого руководства, единой программы.Лидеры различных групп и ассоциаций исповедуют различную политическуюнаправленность. Но понимание необходимости координации действий существует.Попытка предпринята на первом независимом форуме в марте 1991 г. в Дубне,где участвовали представительницы 50 женских организаций, ассоциаций,клубов, партий, ученые и специалисты, а также свыше 20 зарубежныхфеминистских организаций из США, Канады, Германии, Великобритании, Швеции ит.д. И эту попытку нужно признать вполне успешной. Форум стал шагом на путиобъединения и создания независимого женского движения. Его изучениепозволяет выделить, конечно, достаточно условно, три системообразующихфактора, которые как бы определяют и три направления в движении: 1) принадлежность к определенной социально-демографической группе —женщины и осознание интересов этой группы; 2) профессиональная принадлежность; 3) идеологический фактор. Как показывают исследования, многие женщины с большей охотой участвуют вконкретных политических кампаниях, акциях, чем в организованных формахполитической жизни — партиях и организациях. Но и здесь доля в составепартий и роль женщин в них достаточно высока. Так, по оценке экспертов, онисоставляют 8-10% от числа членов новых партий. Впервые всемирная конференция, посвященная проблемам женщин (гендернымпроблемам) состоялась в 1975 году в Мехико. На этой конференции был принятплан действий, на основе которого Генеральная Ассамблея ООН объявилаМеждународное Десятилетие Женщины. В 1979 году Генеральная Ассамблея ООНприняла Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин,подписанную главами 133 стран. На второй Конференции, состоявшейся в Копенгагене в 1980 году, былапринята программа действий на вторую половину Десятилетия Женщины, вкоторой особое внимание уделялось проблемам феминистского движения,вопросам политики в области образования и здравоохранения, анализировалисьпланы теоретической и практической деятельности. За пять лет создана международная сеть для сотрудничества ученых ипрактиков. Влияние этой сети и проведение исследований в мировом масштабенашли отражение в работе заседаний по программе "Изучение женскойпроблематики в мире", состоявшейся в 1985 году в рамках Третьей ВсемирнойКонференции, проводившейся в Найроби, (Кения), когда отмечался конец"Десятилетия для женщин". На ней были произведены обзор и оценкадостигнутых результатов и встретившихся трудностей в рамках ДесятилетияЖенщины, а также приняты. Перспективные стратегии в области улучшенияположения женщин на период до 2000 года. Целью Четвертой Всемирной конференции, проходившей с 4 по 15 сентября1995 года в Пекине являлось восстановление интереса к проблемам женщин исосредоточение внимания на новых включенных во всемирную повестку дняпроблемах. Основными областями, вызывающими наибольшую озабоченность ипрепятствующими улучшению положения женщин в мире являются: 1. Соблюдение прав женщин в единстве с правами и основными свободамичеловека. (В принятых в 1993 году Всемирной конференцией по правам человекаВенской декларации и Программу действий было заявлено, что осуществлениеправ женщин является одной из первоочередных задач правительств и ООН.Права женщин и девочек являются неотъемлемой составной и неделимой частьювсеобщих прав человека. 2. Участие женщин в принятии решений на всех уровнях. В 1980-1985 годах вВерховном Совете РФ женщины составляли 35%. В настоящее время в Федеральномсобрании 11,4% женщин (в Совете Федерации — 5,6%, в Государственной Думе —13,6%). Среди глав администраций субъектов РФ и крупных городов женщинысоставляют около 22%. Среди руководителей федеральных органовисполнительной власти три женщины. Совершенно очевидно, что такоепредставительтво женщин на руководящих должностях не позволяет им оказыватьсущественного влияния на процессы принятия решений и активно участвовать вих реализации. 3. Обеспечение равных прав и равного обращения на рынке труда. В ходеформирования рынка труда нарастают дискриминационные тенденции в отношенииженщин. Доля женщин среди безработных на 1 января 1994 года составила67,9%, причем женская безработица носит более продолжительный и затяжнойхарактер. Заработная плата женщин в среднем почти на треть ниже, чем умужчин. 4. Охрана здоровья женщин. Основные показатели здоровья женщин и детей вРоссии с середины 80-х годов ухудшаются. Возросла заболеваемость почти повсем группам болезней. С 1991 года стал повышаться уровень младенческойсмертности. 5. Насилие в отношении женщин. Эта проблема не получила до сих пордолжной оценки и необходимого разрешения. Насилие в отношении женщин имеетместо во всех сферах жизнедеятельности, включая работу и семью, иприобретает различные формы, в том числе принуждение к проституции,изнасилования, убийства на сексуальной почве, садизм, незаконнаямеждународная торговля женщинами и т.д. Из всего вышесказанного видно, что женщины оказывают значительноевоздействие на политическую жизнь и политическую культуру общества в рамкахсвоей субкультуры. Они принимают активное участие в решении многих проблем:возникающих в процессе жизнедеятельности общества. При этом круг вопросовне ограничивается сугубо гендерными проблемами, но охватывает и многиесферы жизни от разоружения до защиты природной среды. РОЛЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ СУБКУЛЬТУР. СПЕЦИФИКА РОССИИ. Единство политическойкультуры способствует стабильности общества, достоверному прогнозированиюмногих политических процессов. В действительности же вследствие социальнойразнородности общества различные политические субкультуры, существующие внем, могут оказаться источником дестабилизации общественно-политическойжизни. Не исключено, что "степень совместимости между различнымисубкультурами явится главным фактором, влияющим на политическуюстабильность данной страны". Различные политические субкультуры могут спокойно уживаться друг сдругом, взаимодействуя в рамках единой для всего общества политическойкультуры. Такое единство — источник общественной стабильности. В социальнонеоднородном обществе существует и контркультура: направленная противгосподствующих отношений и играющая роль "возмутителя спокойствия". При появлении серьезных разногласий, несовпадении интересов культур исубкультур возникает угроза распада единой и образования фрагментарнойполитической культуры. Она характеризуется утерей общих идеалов и ценностей, приоритетомместничества, национализма, группового эгоизма. Фрагментарая политическаякультура — неизбежный атрибут революций, переломых периодов общественногоразвития. Примером фрагментарной культуры является политическая культураКанады. Исследования, проведенные в этой стране, показали, что канадцы неочень часто идентифицируют себя с федеральным правительством. На вопрос отом, какое правительство им ближе — федеральное или провинциальное,большинство респондентов назвали последнее. Также фрагментарнуюполитическую культуру имеют Германия, Франция, Италия и ряд других стран. Фрагментарностью отличается политическая культура советского общества.Серьезными основаниями для формироваания разных политических субкультурявляются социально-этнические различия. Вряд ли подлежит сомнению, чтополитические культуры, например, народов Прибалтики и Средней Азии несовпадают по своим качественным характеристикам. Эти субкультуры нельзяразделить по принципу "лучше — хуже", "высокая — низкая". Они просторазные, обусловленные прежде всего особенностями социально-культурногоразвития этих народов. Различия в субкультурах сказываются на восприятии нынешних проблемроссийского общества, на подходах к их решению. Фрагментарность политической культуры особенно проявляется в переломныепериоды общественного развития, когда рушатся привычные представления иустановки, прерывается преемственность норм политической культуры,образуется определенный разрыв между политической культурой старшихпоколений и формирующейся политической культурой новых поколений. Так, в России ныне рушатся устоявшиеся взгляды, традиции, прерываетсяпреемственность норм политической культуры. Новое поколение диктует своиидеалы и ценности. Возникает настоятельная необходимость в согласииинтересов носителей различных культур и субкультур во имя сохранениягражданского мира. История многих обществ свидетельствует, что фрагментарность политическойкультуры негативно влияет на стабильность политической системы. Посколькуналичие нескольких политических субкультур — обычное явление, то в обществесуществует проблема их совместимости и согласования интересов их носителейдля обеспечения стабильности всей общественной системы. Для России свойственна определенная гетерогенность, множественностьсубкультур с различными конфликтующими, а зачастую и противоборствующимиустановками, ценностями, ориетациями. Кроме того, российской политическойкультуре присущи конфликты не только интересов, установок, ориентаций, но иосновополагающих ценностей. Поэтому переустройство России, особенно переходк демократии, немыслимо без обеспечения влияния разных культурных традицийна центры власти, невозможно без учета многообразия культур. Непременной предпосылкой для возникновения демократии в любом обществеявляется наличие в нем описанной в классической политологической литературегражданской культуры и тесно связанной с ней демократической политическойкультуры. В современном российском обществе демократическая политическаякультура только начинает складываться. Однако возникнуть она не может безопоры на нормы и ценности, укорененные в данном обществе, на принятые в немнавыки политического поведения. В странах Запада гражданская политическаякультура складывалась постепенно, включая в себя старые ориентации идополняя их новыми, которые постепенно сливались с первыми, образуя некийновый синтез; таким образом обеспечивалась непрерывность, преемственностьразвития. В российской ситуации такой путь значительно осложнен. В XX в. нахарактер российской политической культуры сильнейшее влияние оказалиуничтожение тоталитарными режимами целых социальных слоев (купечества,гуманитарной интеллигенции, офицерства) и народностей, отказ от рыночныхрегуляторов развития экономики, насильственное внедрение коммунистическойидеологии, что нарушило российские традиции, преемственность поколений иразвитие ценностей плюралистического образа жизни. Кроме того, специфика традиционной российской политической культурысостоит прежде всего в глубоком внутреннем расколе между культурами,укладами, конфликте ценностей (западничество и почвенничество, анархизм иэтатизм, радикализм и патриархальный консерватизм). Непоколебимаяуверенность в правоте "своих" принципов (обычаев, традиций, лидеров ипроч.) в сочетании с множеством идейных, не допускающих компромиссовориентиров граждан поддерживают в российской политической культуре этотраскол. Наличие же многообразных взаимооппонирующих субкультур не даетвозможности выработать единые ценности политического устройства России,совместить ее культурное многообразие с политическим единством, обеспечитьвнутреннюю целостность государства и общества. Учитывая противоречивостьроссийской политической культуры, правильнее, вероятно говорить не опереходе от традиционной политической культуры к демократической, как этоиногда представляется некоторыми политологам, а — о формированиидемократической субкультуры как одной из субкультур современногороссийского общества. Очевидно, что еще в течение длительного времени вобщественном сознании будет весьма сильно влияние других субкультур —национал-консервативной и коммунистической. Основная проблема формирования демократической субкультуры состоит в том,что новые предлагаемые обществу идеи, нормы и ценности должны бытьопределенным образом созвучны традиционным для него ценностям, они недолжны вступать в неразрешимое противоречие с основополагающими установкамимассового сознания, с базовыми ценностями. Отбор тех идей и ценностейсовременной демократии, корые актуальны для россиянина сегодня, произойдет,вероятно, постепенно, в ходе самого процесса формирования демократическойсубкультуры. Р.А. Даль, американский политолог, утверждал, что общество с ярковыраженными и противостоящими друг другу субкультурами




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Политическая культура iconПолитическая культура
Человек не является автоматически действующим механизмом, он всегда активный интерпретатор осваиваемых или навязываемых ему ролей....
Политическая культура iconРеферат по дисциплине «Политологи» На тему «Политическая культура России и сша»
Она включает в себя не только политические идеалы, ценности установки, но и действующие нормы политической жизни. Тем самым политическая...
Политическая культура iconМифы Древнего Востока. Культура Шумера и Аккада. Реформы Уруинимгина. Культура Вавилона и Ассирии закон
Политическая и социальная культура древневосточных обществ (государственное устройство и структура общества)
Политическая культура iconПолитическая культура и политическая социализация

Политическая культура iconПолитическая социализация и политическая культура. 3 Сущность политической социализации. 3
Институты политической социализации и их взаимодействие с политической культурой. 13
Политическая культура iconРабочая программа дисциплины «введение в зарубежное регионоведение»
Корреквизиты: «Политическая регионалистика», «Политическая география Восточной Азии», «Этнология Восточной Азии», «Культура, литература,...
Политическая культура iconПолитическая культура

Политическая культура iconПолитическая культура

Политическая культура iconПолитическая культура в современной России

Политическая культура iconЦенности и функции культуры. Человек как творец и продукт культуры
«Культура Древней Руси», «современная культура», и т п. Культура характеризует также народы: культура готов, славянская культура...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы