Античная мифология и ее влияние на современность icon

Античная мифология и ее влияние на современность



НазваниеАнтичная мифология и ее влияние на современность
Дата конвертации16.07.2012
Размер225,8 Kb.
ТипРеферат
Античная мифология и ее влияние на современность


Московский Государственный Авиационный Институт (Технический Университет) Реферат на тему “Античная мифология и ее влияние на современность” Выполнил: студент группы 08-301 Чередников Михаил Проверил: Оценка: Дата: Москва, 1995. Содержание.Глава 1. Чем маленькая народность могла повлиять на большую Европу?. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . стр. 3.Глава 2. Изучение античной мифологии через античную историю.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . .стр. 12. Глава 1. Чем маленькая народность могла повлиять на большую Европу? Тем, кто интересуется историей культуры, литературой и искусством,знакомство с греко-римской мифологией совершенно необходимо. Ведь, начинаяс эпохи Возрождения, художники и скульпторы стали широко черпать для своихпроизведений сюжеты из сказаний древних греков и римлян. Придя в любой изхудожественных музеев, неискушенный посетитель оказывается в пленупрекрасных, но зачастую непонятных ему по содержанию произведений великихмастеров русского изобразительного искусства: картин П. Соколова (“Дедал,привязывающий крылья Икару”), К. Брюллова (“Встреча Аполлона и Дианы”), И.Айвазовского (“Посейдон, несущийся по морю”), Ф. Бруни (“Смерть Камиллы,сестры Горация”), В. Серова (“Похищение Европы”), скульптур такихвыдающихся мастеров, как М. Козловский (“Ахилл с телом Патрокла”), В. Демут-Малиновский (“Похищение Прозерпины”), М. Щедрин (“Марсий”). То же самоеможно сказать и о некоторых шедеврах западноевропейского искусства, будь то“Персей и Андромеда” Рубенса, “Пейзаж с Полифемом” Пуссена, “Даная” и“Флора” Рембрандта, “Муций Сцевола в лагере Порсенны ”, Тьеполо илиструктурные группы “Аполлон и Дафна” Бернини, “Пигмалион и Галатея”Торвальдсена, “Амур и Психея” и “Геба” Кановы. Греко-римская мифология столь глубоко проникла в русскую литературу,что человеку, читающему стихотворения А.С. Пушкина (особенно ранние) инеосведомленному о мифологических персонажах, не всегда будет ясенлирический или сатирический смысл того или иного произведения. Этосправедливо в отношении стихов Г.Р. Державина, В.А. Жуковского, М.Ю.Лермонтова, басен И.А. Крылова и других. Все это лишь подтверждаетзамечание Ф. Энгельса о том, что без того фундамента, который был заложенГрецией и Римом, не было бы и современной Европы. Сильнейшее влияние,которое оказала античная культура на развитие всех европейских народов,таким образом, не подлежит сомнению. Почему же именно мифы небольшого греческого народа, который пыталсяосмыслить все происходящее вокруг него, легли в основу общечеловеческойкультуры и обладают столь притягательной силой и так глубоко проникли впредставления и образ мыслей современного человека, что он, не отдавая себев этом отчета, в самой обыденной речи говорит о сизифовом труде (имея ввиду бессмысленное, бесполезное времяпрепровождение), о титаническихусилиях и гигантских размерах (а ведь титаны и гиганты - порождения богиниЗемли, боровшейся с греческими богами), о паническом страхе (а это проделкибога Пана, любившего наводить безотчетный ужас на людей), об олимпийскомспокойствии (которым обладали древние боги-обитатели священной горы Олимп)или о гомерическом смехе (это безудержный громовой смех богов, описанныйпоэтом Гомером). К общепринятым сравнениям можно отнести и уподоблениемогучего и сильного человека Геркулесу, а смелой и решительной женщины -амазонке. Художников, поэтов, скульпторов привлекала прежде всего глубина ихудожественность мифических образов. Но, по-видимому, не только в этомследует искать объяснение той силы воздействия на людей, которую несла всебе греческая мифология. Она возникла как попытка древних объяснитьпоявление жизни на земле, причины стихийных явлений природы, перед которымичеловек был бессилен, определить его место в окружающем мире. Само создание мифов было первым шагом человека к творчеству и познаниюсамого себя. Постепенно из отдельных сказаний, зародившихся в различныхобластях греческой земли, сложились целые циклы о судьбах героев ипокровительствующих им богах. Все эти легенды, мифы и песни, исполнявшиесястранствующими певцами-аэдами, с течением времени объединялись в большиеэпические поэмы, такие, как “Илиада” и “Одиссея” Гомера, “Теогония” и“Труды и дни” Гесиода и множество других, не дошедших до нашего времени.Великие древнегреческие поэты-драматурги V века до нашей эры - Эсхил,Софокл, Еврипид - строили свои трагедии на материале древних сказаний обогах и героях. Древние греки были деятельным, энергичным народом, не боявшимсяпознавать реальный мир, хотя он и был населен враждебными человекусуществами, вселявшими в него страх. Но безграничная жажда познания этогомира пересиливала страх перед неизвестной опасностью. Приключения Одиссея,поход аргонавтов за золотым руном - это запечатленные в поэтической формевсе те же стремления узнать как можно больше о той земле, на которойобитает человек. В своих поисках защиты от страшных стихийных сил грекиподобно всем древним народам, прошли через фетишизм - веру водухотворенность мертвой природы (камней, дерева, металла), который потомсохранился в поклонении прекрасным статуям, изображавшим их многочисленныхбогов. В их верованиях и мифах можно заметить и следы анимизма и самыхгрубых суеверий первобытной эпохи. Но греки довольно рано перешли кантропоморфизму, создав своих богов по образу и подобию людей, при этомнаделив их непременными и непреходящими качествами - красотой, умениемпринимать любой образ и, самое главное, бессмертием. Древнегреческие богибыли во всем подобны людям: добры, великодушны и милостливы, но в то жевремя зачастую жестоки, мстительны и коварны. Человеческая жизнь неизбежнокончалась смертью, боги же были бессмертны и не знали границ в выполнениисвоих желаний, но все равно выше богов была судьба - Мойры -предопределение, изменить которое не мог никто из них. Таким образом,греки, даже в участи бессмертных богов усматривали их сходство с судьбамисмертных людей. Так, Зевс в “Илиаде” Гомера сам не вправе разрешить исходпоединка героев Гектора и Ахилла. Он вопрошает судьбу, бросив жребий обоихгероев на чаши золотых весов. Чаша со жребием смерти Гектора опускаетсявниз, и вся божественная власть Зевса бессильна помочь его любимцу.Доблестный Гектор погибает от копья Ахилла, вопреки желанию Зевса, всогласии с решением судьбы. Мы можем увидеть это и у римского поэтаВергилия. Описывая в “Энеиде” решающий поединок троянского героя Энея ситалийским вождем Турном, поэт заставляет верховного бога римлян Юпитера,“уровняв стрелку весов”, бросить оба жребия сражающихся на чаши. Чаша сожребием Турна идет книзу, и Эней страшным ударом меча поражает своегопротивника. Боги и герои греческого мифотворчества были живыми и полнокровнымисуществами, непосредственно общавшимися с простыми смертными, вступавшими сними в любовные союзы, помогавшие своим любимцам и избранникам. И древниегреки видели в богах существа, у которых все, свойственное человеку,проявлялось в более грандиозном и возвышенном виде. Безусловно, этопомогало грекам через богов лучше понять себя, осмыслить собственныенамерения и поступки, достойным образом оценить свои силы. Так, герой“Одиссеи”, преследуемый яростью могущественного бога морей Посейдона,цепляется из последних сил за спасительные скалы, проявляя мужество и волю,которые он способен противопоставить разбушевавшимся по воле богов стихиям,чтобы выйти победителем. Древние греки непосредственно воспринимали всежизненные перипетии, и поэтому и герои их сказаний проявляют ту женепосредственность в разочарованиях и радостях. Они простодушны, благородныи одновременно жестоки к врагам. Это - отражение реальной жизни и реальныхчеловеческих характеров древних времен. Жизнь богов и героев насыщенаподвигами, победами и страданиями. Горюет Афродита, потерявшая горячолюбимого прекрасного Адониса; мучается Деметра, у которой мрачный Аидпохитил любимую дочь Персефону. Бесконечны и непереносимы страдания титанаПрометея, прикованного к вершине скалы и терзаемого орлом Зевса за то, чтоон похитил божественный огонь с олимпа для людей. Окаменевает от горяНиоба, у которой погибли все ее дети, сраженные стрелами Аполлона иАртемиды. Погибает герой троянской войны Агамемнон, предательски убитыйсвоей женой сразу же после возвращения из похода. Величайший герой Греции -Геракл, избавивший людей от многих чудовищ, кончил свою жизнь на костре встрашных страданиях. Многострадальный царь Эдип в отчаянии от совершенныхим по неведению преступлений, выколов себе глаза, скитается со своейдочерью Антигоной по греческой земле, нигде не находя себе покоя. Оченьчасто эти несчастные несут кару за некогда совершенные их предкамизлодеяния. И хотя все это заранее предопределено, они сами себя наказываютза содеянное ими, не ожидая кары богов. Чувство ответственности перед самимсобой за свои поступки, чувство долга по отношению к близким и к родине,характерные для греческих мифов, получили дальнейшее развитие вдревнеримских легендах. Но если мифология греков поражает своейкрасочностью, разнообразием, богатством художественного вымысла, то римскаярелигия бедна легендами. Религиозные представления римлян, которые, посуществу, являли собой смесь различных италийских племен, сложившихся путемзавоевания и союзных договоров, содержали в своей основе те же исходныеданные, что и у греков, - страх перед непонятными явлениями природы,стихийными бедствиями и преклонение перед производящими силами земли(италийские земледельцы почитали небо, как источник света и тепла, и землю,как подательницу всех благ и символ плодородия). Для древнего римлянинасуществовало еще одно божество - семейный и государственный очаг, центрдомашней и общественной жизни. Римляне даже не потрудились сочинить какие-либо интересные истории о своих богах - у каждого из них была толькоопределенная сфера деятельности, но, по существу, эти все божества былибезлики. Молящийся приносил им жертвы, боги должны были оказать ему тумилость, на которую он рассчитывал. Для простого смертного не могло быть иречи об общении с божеством. Исключением были лишь дочь царя Нумитора, РеяСильвия, основатель Рима Ромул и царь Нума Помпилий. Обычно италийские богипроявляли свою волю полетом птиц, ударами молнии, таинственными голосами,исходящими из глубины священной рощи, из темноты храма или пещеры. Имолящийся римлянин в отличие от грека, свободно созерцавшего статуюбожества, стоял, накрыв голову частью плаща. Делал это он не только длятого, чтобы сосредоточиться на молитве, но и для того, чтобы ненароком неувидеть призываемого им бога. Умоляя бога по всем правилам о милости, просяего о снисхождении и желая, чтобы бог внял его мольбам, римлянин ужаснулсябы, внезапно встретив взором это божество. Недаром говорил римский поэтОвидий в своих стихах: “Спаси нас от лицезрения Дриад[1] или купающейсяДианы[2], или Фавна[3], когда он среди дня прохаживается по полям”. Римскиеземледельцы, возвращаясь вечером с работы домой, страшно боялись встретитького-либо из лесных или полевых божеств. Поклонение многочисленным богам,руководящим почти что каждым шагом римлянина, состояло главным образом встрого предписанных обычаями жертвоприношениях, молениях и в суровыхочистительных обрядах. В римской религии соединились боги всех племен,которые вошли в состав Римского государства, но до более тесных контактов сгреческими городами у римлян и представления не было о той насыщеннойяркими и полнокровными образами мифологии, которую имели греки. Ни о какомсвободном общении с богами для римлянина не могло быть и речи. Их можнобыло только почитать, соблюдать в точности все обряды и просить о чем-либо.Если бог не откликался на просьбу, то римлянин обращался к другому,поскольку их было великое множество, связанных с различными моментами егожизни и деятельности. Иногда это были просто “одноразовые” божества, ккоторым призывали один раз за всю жизнь. Так, например, к богине Нундинеобращались только на девятый день рождения младенца. Она напоминала, чторебенок, очистившись, получает имя и амулет от дурного глаза. Божества,связанные с получением пищи, были также чрезвычайно многочисленны: боги ибогини, питающие посеянное в землю зерно, опекающие первые ростки; богини,способствующие созреванию, уничтожавшие сорняки; боги жатвы, молотьбы ипомола зерна. Для того чтобы римский земледелец мог должным образомразобраться во всем этом, в Римском государстве были составлены такназываемые Индигитамента - списки официально утвержденных молитвенныхформул, содержащие имена тех богов, которых следовало призывать при всякихсобытиях человеческой жизни. Эти списки были составлены римскими жрецами допроникновения греческой мифологии в строгую и абстрактную религию римлян ипотому интересны. Они дают картину чисто италийских верований. По словамримского писателя Марка Порция Варрона (1 в. до н.э.), Рим в течение 170лет обходился без статуй богов, а древняя богиня Веста, и после воздвижениястатуй в храмах богов, “не позволяла” ставить статую в ее святилище, аолицетворялась лишь священным огнем. По мере того, как значение и властьРимского государства возрастали, в Рим “двинулось” множество чужеземныхбожеств, которые довольно легко приживались в этом огромном городе. Римлянесчитали, что, переселив богов завоеванных ими народов к себе и воздав имдолжные почести, Рим избежит их гнева. Но и привлекши к себе греческимпантеон, идентифицировав своих богов (Юпитера, Юнону, Марса, Минерву,Диану)с главными божествами греков или дав Гермесу имя Меркурия, сблизивПосейдона с Нептуном (этрусский бог моря Нептун)и просто заимствовав бога -покровителя искусств Аполлона, римляне не смогли отказаться от своихрелигиозных абстракций. Среди их святилищ были храмы Верности, Бледности,Страха, Юности. Совершенно особую роль в римской религии сыграли этруски -удивительный и загадочный народ, чья письменность до сих пор нерасшифрована, чьи памятники представляют совершенно особый мир, до сих порне разгаданный учеными. В религии этрусков огромное место отводилосьмагическим обрядам, гаданиям и толкованиям различных знамений,ниспосылаемых богами. Согласно рассказу римского оратора и писателя МаркаТуллия Цицерона, у этрусков существовала следующая легенда. Как-то разземлепашец на поле возле города Тарквиний провел плугом очень глубокуюборозду. Оттуда внезапно вылез забавный маленький божок по имени Тагес сдетским лицом и туловищем, но с седой бородой и мудрый, как старец, иобратился к пахарю с речью. Тот в испуге поднял крик. Сбежались люди,которым Тагес разъяснил, как следует по внутренностям жертвенного животногопредсказывать будущее. Кроме Тагеса, искусству прорицания их научила нимфаВегоя. Она объяснила, как толковать удары молний. И вожди велели записатьречи Тагеса и нимфы Вегои в священные книги. В следующих книгах былиприведены советы по управлению государством, постройке городов и храмов.Эти книги перевели на латинский язык еще при царе Тарквинии Древнем. Но иони, как и сочинение римского императора Клавдия по истории этрусков, недошли до нашего времени. Поскольку этрусское миросозерцание с егочрезвычайным увлечением вопросами загробной жизни было совершенно чуждоримлянам с их формальным и расчетливым подходом к религиозным вопросам, тоони заимствовали у этрусков лишь науку о предсказаниях, гаданиях изнамениях как наиболее практическую и имеющую прикладное значение, часть ихрелигиозных представлений. Эту науку этрусских жрецов - гаруспиков(гадателям по внутренностям жертвенных животных, в особенности по печени)римляне ввели в свои религиозные церемонии. Но в особо важных случаях в Римприглашались этрусские специалисты. Рим, восприняв греческую мифологию и превратив ее в греко-римскую,оказал человечеству огромную услугу. Дело в том, что большинство гениальныхпроизведений греческих скульпторов дошло до нашего времени лишь в римскихкопиях, за редким исключением. И если сейчас наши современники могут судитьо замечательном изобразительном искусстве греков, но за это они должны бытьблагодарны римлянам. Равно как и за то, что римский поэт Публий ОвидийНазон в своей поэме “Метаморфозы” сохранил для нас все прихотливые ипричудливые и в то же время такие трогательные в своей непосредственноститворения светлого греческого гения - народа, в искусстве которого “нашлавыражение во всем своем обаянии и безыскуственной правде прелестьчеловеческого детства”. Глава 2. Изучение античной мифологии через античную историю. Древнегреческие мифы частично содержат повествования о деяниях божеств,частично же посвящены описаниям подвигов и приключений героев - людей,одаренных сверхъестественной мощью, силой, ловкостью и смелостью,считавшихся детьми различных богов и богинь. Эти древние сказания илегенды, получившие широкое распространение у народов средиземноморскогомира, были заимствованы римлянами. В новое время они получили общееназвание древнегреческой мифологии. Возникнув первоначально в различных частях Эгейского бассейна (наостровах Крит, Делос, западном побережье Малой Азии, в различных областяхевропейской Греции - Эпире, Пелопоннесе, Фессалии, Беотии, Аттике),отдельные циклы мифических сказаний постепенно слились в системусвоеобразного религиозного мировоззрения, основанного на обожествлениинепонятных явлений природы и почитании предков, особенно вождей племен,повсеместно объявлявшихся “богоравными героями”. Подобно легендам и сказаниям древности: древнегреческие мифы современем были восполнены преданиями о реальных исторических событиях,положенных в основу фабулы эпических поэм(“Илиады”,”Одиссеи”,”Теогонии”,”Аргонавтики” и т.д.), своеобразно отражаяявления той природной и общественной среды, в которой они возникали. По мере развития общественных отношений - возникновения племенныхобъединений - создаются различные песни и гимны: песни земледельцев,исполнявшиеся на полях во время земледельческих работ и на праздниках послесбора урожая, боевые гимны воинов - пэаны, запевавшиеся перед началом боя,свадебные гимны - гименеи, погребальные причитания - орены.Одновременносоздавались сказания о богах и богинях, их вмешательстве в дела какотдельных людей, так и целых племен. Реальные исторические факты обрасталилегендарными подробностями. Возникая в одном племени, эти сказания илегенды распространялись среди других, переходя от поколения к поколению.Наиболее интенсивно процесс возникновения этих преданий и легенд происходилна рубеже II и I тысячелетий до н.э., когда древнейшее население Эгейскогобассейна было частично потеснено, а частично уничтожено волной новыхпоселенцев, вторгшихся в Грецию из соседних областей. Создателями ираспространителями легенд и сказаний были бродячие певцы - аэды. Переходяиз одного поселения в другое, аэды мерным голосом декламировали,аккомпанируя себе на кифаре, песни и гимны в честь богов и героев,покровителей или мифических предков данного племени. Постепенно в различных областях Греции сложились целые циклы сказаний отом или ином боге или герое. На острове Крите рассказывали о могучем богеЗевсе, похитившем, превратившись в быка, финикийскую царевну Европу,сделавшуюся прародительницей царей Крита, наиболее замечательным из которыхбыл Минос. С его именем связан ряд легендарных сказаний. На северо-западе Пелопоннеса популярным героем сказаний был Пелопс,давший название всему южному полуострову Греции. В Арголиде рассказывали осыне Зевса Персее. Здесь же возникли сказания о правителе города МикенАтрее и его потомках, особенно о могущественном Агамемноне, совершившегопоход против малоазийского города Трои, овладевшем им, но по возвращениипредательски убитом своей женой Клитемнестрой и ее сообщниками, и о местиего сына Ореста матери и другим убийцам отца. В Беотии сложился цикл легендоб основателе города Фивы - Кадме и его потомках, наиболее популярным изкоторых был Эдип, совершивший бессознательно, по воле судьбы, ужасныепреступления и искупивший их жестокими страданиями. В Аттике былираспространены сказания о царе Тесее, которого считали сыном морского богаПосейдона. Тесей освободил Аттику от порабощения критским царем Миносом и,объединив ее, сделал Афины столицей государства. Наконец, с севера, из Эпира, повсеместно распространились легенды оГеракле - могучем сыне Зевса, о его подвигах и трагической судьбе, оподчинении им острова Крит, организации игр в честь Зевса в Олимпии, остранствиях по малоизвестным странам, о превращении его после смерти вбожество. Популярны были повествования о походе группы героев из фессалийскогогорода Иолка на корабле “Арго” в дальние страны на восточном побережьеПонта Эвксинского[4]. Однако самыми распространенными были сказания обобщегреческом походе племенных вождей против малоазийского города Трои, обосаде города, о приключениях и бедствиях многих героев, особенно Одиссея,при возвращении на родину. На основе древних легенд и сказаний некоторые из аэдов создали большиеэпические поэмы. Как указывалось выше, самым популярным был циклпроизведений о войне союзных вождей против Трои. Основой этого цикла былисохранившиеся до наших дней поэмы “Илиада” и “Одиссея”, автором которыхгреки считали слепого певца Гомера. Первая поэма содержала описаниедесятого года войны против Трои - ссору Агамемнона с вождем Ахиллом и еепоследствия. Вторая повествовала о приключениях Одиссея в далеких,сказочных, малоизвестных грекам странах Запада и о его счастливомвозвращении на родной остров Итаку. Несколько поколений поэмы Гомера передавались из уст в уста. Только вVI в. до н.э. они были записаны в Афинах и превратились в литературныепроизведения. Их изучали во всех школах Греции, позднее в школахэллинистических государств, созданных греко-македонскими завоевателями встранах восточного Средиземноморья, и, наконец, в учебных заведениях,существовавших в Римской империи. Герои поэи Гомера - Ахилл, Одиссей,Гектор, Агамемнон, Менелай, Парис, Телемах, Приам, Нестор, Андромаха,Елена, Пенелопа и др. - были чрезвычайно популярны в древности. Ихизображали в живописи и скульптуре. Эпизоды поэм являлись темами длясоздания больших живописных композиций настенной живописи (фресок),найденных в Помпеях, или больших мозаичных произведений, сохранившихся вразвалинах различных городов древности. Исключительное значение эпических поэм Гомера для культурной жизнидревнегреческого общества отметил еще живший в IV в. до н.э.древнегреческий философ Платон, писавший, что “этот поэт (Гомер) воспиталЭлладу”. Но несмотря на широчайшую популярность Гомера, время его жизни,место рождения оставались неизвестными. В древней Греции семь городовспорили за право называться родиной этого замечательного поэта. Отсутствиебиографических сведений о Гомере позволило некоторым европейскимисследователям древнегреческой истории и литературы усомниться висторической реальности личности поэта. В конце XVIII в. немецкий филолог Вольф предложил считать “Элиаду” и“Одиссею” результатом безличного народного творчества. Вольф и егоединомышленники считали поэмы механическим соединением многих песен,совершенствуемым постепенно различными аэдами. Против подобного объяснениявозникновения “Элиады” и “Одиссеи” выступил Фридрих Шиллер, доказывавшийхудожественное единство обеих поэм и отстаивавший личное авторствоГомера.Так возник “гомеровский вопрос”, являющийся неоднократной темойнаучных дискуссий в среде филологов и историков. В XVIII и в первой половине XIX в. подавляющее большинство европейскихисследователей древности рассматривало мифические повествования исодержание древнегреческих эпических поэм как чисто фантастические. Но внастоящее время благодаря археологическим открытиям это мнение несоответствует современным научным воззрениям. Уже в 70-х годах XIX в. энтузиаст-археолог Г. Шлиман твердо установилнахождение древнего города Трои, а в 80-х годах произвел успешныеархеологические раскопки в развалинах Микен и Тиринфа. В начале XX векаанглийский ученый А. Эванс открыл и детально обследовал огромный дворцовыйкомплекс на месте древнего Кносса на о.Крит. В последующие десятилетиягреческие, итальянские и американские археологи открыли целый ряд древнихпоселений на Крите, в Пелопоннесе, в Средней Греции, на островах Эгейскогоархипелага. В развалинах некоторых из них (в Кноссе, Пелосе, Фивах) найденыглиняные таблички со своеобразными надписями. В 1953 г. эта древняяписьменность, эта древняя письменность, так называемое линейное письмо В,была прочитана английским ученым М. Вентрисом. Результаты этих археологических открытий позволили совершенно по-новомурассматривать вопрос о возникновении древнегреческой мифологии и эпическойпоэзии. Если исследователи истории древнегреческой культуры XVIII и первойполовины XIX в. представляли развитие древнего общества и культуры лишь сконца II тысячелетия до н.э., то в настоящее время твердо установленопоявление и развитие очагов классового общества с конца III тысячелетия дон.э. Так, например, с конца III тысячелетия до н.э. сложилось классовоеобщество на о.Крит. Основным политическим центром его стал Кносс. Критскиеправители установили свое господство на соседних островах и, по-видимому, внекоторых районах Балканской Греции. Критские мореплаватели совершалидальние походы. Они установили сношения с Египтом, Северной Сирией. Назападе Критяне достигали островов Сицилия и Сардиния. В середине XV в. до н.э. на Эгейском архипелаге произошла геологическаякатастрофа. Страшное извержение вулкана на о.Фера, повлекшее за собойгибель расположенного на нем города, отразилось и на Крите. Часть населенияострова погибла, часть покинула родину. Обезлюдевший Крит был колонизированАхейскими племенами, еще ранее заселившими Балканскую Грецию. Крупнейшими центрами ахейских племен во второй половине II тысячелетиядо н.э. стали Микены, Пилос, Тиринф. Здесь находились роскошные дворцывождей племен. Стены дворцов украшали живописью. Во дворцах были большиекладовые, в которых хранились запасы зерна, масла, вина, различной посуды,бронзового оружия. В могильниках, расположенных возле дворцов, были найденызолотые украшения, свидетельствующие о большом богатстве ахейскихправителей. Найдены и глиняные таблички с различными записями, которыеговорят о резком имущественном неравенстве и о массовом применении трударабов. Основным источником получения рабов были войны. Ахейцы предпринималиграбительские походы в различные районы Средиземноморского побережья. Однимиз таких походов и было нападение ахейских вождей на малоазийский городТрою. По мнению современных ученых, этот поход был в середине XIII в. дон.э. (около 1260 г. до н.э.). В надписях, сохранившихся на глиняныхтабличках, упоминались и почитаемые ахейские божества - Зевс, Гера, Афина,Посейдон, Гермес и т.д. В XII в. до н.э. с севера на Балканскую Грецию вторглись новыепереселенцы - дорийские племена. Они частью покорили, частью оттеснилиахейцев. Микены, Пилос, Тиринф были сожжены. Дорийцы заняли Пелопоннес, анесколько позднее и Крит. Уцелевшие ахейцы расселились по западному берегуМалой Азии. Именно среди населения малоазийских греческих городов исохранились воспоминания о жизни и быте ахейсских вождей, об их дальнихморских походах, наконец, о нападении на Трою. Постепенно передаваемыеустно рассказы о реальном ходе событий переплелись со сказаниями о подвигахвождей-героев - участников похода против Трои и других экспедиций, очудесных событиях, вмешательстве богов в военные действия между ахейцами итроянцами. Из этих сказаний и черпали аэды сюжеты для своих песен. Вполневозможно, что один из аэдов, известный под именем Гомера, создал “Элиаду” и“Одиссею”. Неграмотность поэта не могла помешать его творчеству. Традициябесписьменного, устного поэтического творчества сохранялась до XX в. Таковобыло поэтическое творчество Джамбула и Сулеймана Стальского. Не случайнопоследнего М. Горький назвал “Гомером XX века”. Со временем в передававшийся устным путем первоначальный текст “Элиады”и “Одиссеи” был внесен ряд добавлений, что не могли не заметитьисследовавшие поэмы филологи. У большинства российских историков вопрос об авторстве поэта, “Элиаду”и “Одиссею”, в принципе не вызывает сомнений. Однако вопрос о том,действительно ли этот аэд носил имя Гомер, или это было лишь его прозвище,остается открытым; неизвестны и какие-либо биографические данные о егожизни и творчестве. Из других произведений древнегреческой литературы, в которых излагаютсяразличные мифические сказания о божествах и героях, следует указать поэму“Теогония”, созданную беотийским уроженцем Гесиодом в VIII в. до н.э.Многие мифические эпизоды упоминает в своем произведении и “отец истории”Геродот (около 484-425 гг. до н.э.). Подавляющее большинство трагедий афинских драматургов V в. до н.э. -Эсхила, Софокла, Еврипида - представляет собой художественную обработкумифических повествований о богах и героях. Мифические сказания излагали всвоих произведениях и многие древнегреческие лирические поэты (Пиндар идр.). Ряд древнегреческих мифических сказаний содержится в произведенияхгреческих и римских авторов, живших в эпоху Римской империи. О нихупоминает географ Страбон (65 г. до н.э. - 25 г. до н.э.) в своемкапитальном труде “География”. О взятии ахейцами и разрушении Трои подробнописал римский поэт Вергилий в поэме “Энеида”. Многие мифические эпизодыизложил Овидий в своих поэмах “Метаморфозы” и “Героини”. Отдельные циклыдревнегреческой мифологии подробно даны в “Описании Эллады” греческогописателя Павсания (II в. до н.э.). В перечисленных выше произведениях античных писателей сохранились донастоящего времени целые мифические повествования; отдельные же упоминаниябожеств, тех или иных героев встречаются в подавляющем большинствепроизведений отдельных авторов. Как отмечалось выше, образы богов и героев воспроизведены вмногочисленных произведениях античного, особенно древнегреческогоискусства. Таким образом, “...греческая мифология составляла не толькоарсенал греческого искусства, но и его почву...”(К. Маркс). Античная греко-римская культура оказала сильнейшее влияние накультурное развитие всех современных европейских народов, и “...без тогофундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было бы и современнойЕвропы...”(Ф. Энгельс). Начиная с эпохи Возрождения, после столетий забвения, памятники илитературные произведения античной культуры, а вместе с ними и образыдревнегреческой мифологии вновь привлекли внимание дворян и буржуазии.Писатели, художники и музыканты различных европейских стран вновь сталибрать сюжетами своих произведений эпизоды из древнегреческой мифологии.Изображению мифических сюжетов и божеств посвящены некоторые произведениявыдающихся итальянских художников эпохи Возрождения - Леонардо да Винчи(бюст богини Флоры), Сандро Боттичелли (картины “Рождение Венеры”,“Весна”), Тициана (картина “Венера перед зеркалом”)и др. Из образовдревнегреческой мифологии взял сюжет для своей замечательной статуи Персеявыдающийся итальянский скульптор Бенвенуто Челлини. В XVII-XVIII вв. заимствование сюжетов из древнегреческой мифологиидеятелями европейского искусства получило широкое распространение. Насюжеты, взятые из древнегреческой мифологии, писали картины выдающиесяфламандские, французские, голландские художники: Рубенс (“Персей иАндромеда”, “Венера и Адонис”), Ван-Дейк (“Марс и Венера”), Рембрандт(“Даная, “Голова Паллады Афины”), Пуссен (“Эхо и Нарцисс”, “Нимфа и сатир”,“Пейзаж с Полифемом”, “Пейзаж с Гераклом” и др.), Буше (“Аполлон и Дафна”)- и многие другие. На сюжеты, заимствованные из греческой мифологии, написана пьеса В.Шекспира “Троил и Крессида”, поэма “Венера и Адонис”. Имена мифологическихгероев встречаются и во многих других произведениях Шекспира. На заимствованные из греческой мифологии сюжеты писали произведения ивыдающиеся французские драматурги второй половины XVII в. - Корнель иРасин. На мифологические сюжеты написаны многие оперные произведения XVI-XVIIвв. Таковы первые итальянские оперы конца XVI в. - ”Дафна” и “Эвридика”;оперы композиторов XVII в.: Перселла - “Дидона и Эней”, Люлли - “Тезей”,Монтверди - “Орфей” и “Ариадна”. В XVIII в. были созданы оперы Рамо -“Кастор и Поллукс”, Глюка - “Ифигения в Авлиде”, “Орфей” и др., “Идоменей”- гениального Моцарта. Русские писатели, художники и музыканты VIII-начала XIX в. зачастуютакже обращались в поисках сюжетов для своих произведений к образам иэпизодам древнегреческой мифологии. Одной из ранних опер, поставленных вРоссии (1755 г.), была опера “Цефал и Прокрис” (“Кефал и Прокрида”).Либретто оперы написал Сумароков, музыку - придворный композитор Арайя.Позднее Сумароков, взяв за фабулу другие мифические эпизоды, создаллибретто оперы “Альцеста” (“Алькеста”) и комедии “Нарцисс”. В конце XVIIIв. талантливый русский композитор Фомин создал мелодраму “Орфей”, такжезаимствовав сюжет из древнегреческой мифологии. Выдающийся русский скульптор Ф. Толстой создал замечательный бюстгреческого божества сна Морфея, а художник К.П.Брюллов написал некоторые изсвоих картин на сюжеты античной мифологии (“Встреча Аполлона и Дианы”,“Сатурн и Нептун на Олимпе”). Отдельные эпизоды древнегреческой мифологии привлекли вниманиевыдающихся русских художников конца XIX-начала X в. - В.А.Серова(“Похищение Европы”, “Одиссей и Навсикая”), М.А.Врубеля (“Пан”). Скульптурными группами, созданными на сюжеты древнегреческой мифологии,украшены многие замечательные здания, построенные в Москве и Петербурге вXVII-XIX вв. Величественный портик колоннады Большого театра в Москвеукрашен бронзовой скульптурной группой, изображающей древнегреческого богаАполлона, мчащегося на колеснице, запряженной четверкой коней. Такая жескульптурная группа возвышается и над портиком театра имени А.С.Пушкина вПетербурге. Большое количество скульптурных групп и отдельных статуй,изображающих древнегреческих мифических божеств и героев, украшают зданияАдмиралтейства, Государственного Эрмитажа, аллеи Летнего сада в Петербурге,внутренние помещения и великолепные парки Пушкина, Павловска, Петродворца,роскошные дома и сады богатейших подмосковных дворянских усадеб XVIII в. -Кускова, Останкина, Архангельского, превращенных ныне в музеи. Мифологические персонажи многократно упоминаются в баснях И.А. Крылова,стихотворениях Г.Р. Державина, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И. Тютчева и других. В современной астрономии названия многих планет солнечной системы,неподвидных звезд и целых созвездий взяты из античной мифологии[5]. В XVII-XX вв. многие военные суда различных европейских странназывались именами божеств и героев античной мифологии. Русский героическийшлюп “Меркурий”, фрегат “Паллада” в XIX в., крейсеры эпохи первой мировойвойны - “Аврора”, “Паллада”, “Диана”, английский корабль начала XIX века“Беллерофонт”, доставивший Наполеона на остров святой Елены, многие кораблианглийского флота начала XX в. (эскадренные миноносцы “Нестор” и“Мельпомена”, крейсер “Аретуза”, броненосцы “Аякс”, “Агамемнон” и т.д.). Вгерманском флоте крейсер “Ариадна”, во французском - “Минерва” также носилиназвания, заимствованные из древнегреческой мифологии. Зачастую в обыденной речи употребляются имена, названия, образныевыражения, заимствованные из древнегреческой мифологии. Говорят о“титанической борьбе”,”гигантском размере”, “яблоке раздора”, “паническомстрахе”, “олимпийском спокойствии”, “ахиллесовой пяте”, “муках Тантала”,“сизифовом труде”. Употребляя эти метафоры, многие не в состоянии точнообъяснить их первоначальный смысл, так как не знакомы с образамидревнегреческой мифологии. Знание античной мифологии совершенно необходимопреподавателям истории, языка и литературы, философии, искусствоведческихдисциплин, а также студентам соответствующих специальностей. Знакомство с содержанием античной мифологии не только расширяеткругозор, но одновременно доставляет и художественно-эстетическоенаслаждение читателю. В свое время Маркс писал: “Мужчина не сможет сновапревратиться в ребенка, не впадая в ребячество. Но разве его не радуетнаивность ребенка?.. И почему детство человеческого общества там, где оноразвилось всего прекраснее, не должно обладать для нас вечной прелестью,как никогда не повторяющаяся ступень? Бывают невоспитанные дети и старческиумные дети. Многие из древних народов принадлежат к этой категории.Нормальными детьми были греки. Обаяние, которым обладает для нас ихискусство, не находится в противоречии с той ступенью, на которой оновыросло”.-----------------------[1] Дриады - нимфы-покровительницы деревьев.[2] Диана - римская богиня Луны и охоты.[3] Фавн - бог, покровитель полей и лугов.[4] Понт Эвксинский - греческое название Черного моря.[5] Планеты Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Марс, Венера, Меркурий, Плутон;звезды Кастор и Поллукс и т.д.; созвездия Персея, Пегаса, Ориона,Андромеды, Кассиопея и др.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Античная мифология и ее влияние на современность iconАнтичная Мифология и ее влияние на современность

Античная мифология и ее влияние на современность iconАнтичная мифология и ее влияние на современность
Изучение античной мифологии через античную историю стр. 12
Античная мифология и ее влияние на современность iconРеферат на тему " Античная мифология и ее влияние на современность" студент группы 08-301 Чередников Михаил Проверил: Оценка
Изучение античной мифологии через античную историю стр. 12
Античная мифология и ее влияние на современность iconДревнегреческая мифология. Особенности мифологического мышления. Оcновные циклы мифов
Античная литература выросла на основе мифологии, которая теснейшим образом связана с периодом доклассового общества
Античная мифология и ее влияние на современность iconГерманская мифология и ее культурное влияние

Античная мифология и ее влияние на современность iconАнтичная мифология
Что касается словесности, то прекрасно сказал об этом в свое время А. С. Пушкин: «Не считаю за нужное говорить о поэзии греков и...
Античная мифология и ее влияние на современность iconАнтичная мифология
Что касается словесности, то прекрасно сказал об этом в свое время А. С. Пушкин: «Не считаю за нужное говорить о поэзии греков и...
Античная мифология и ее влияние на современность iconКогда мы пользуемся такими понятиями, как «античная философия», то конечно имеем дело с некоторыми условностями. Как и все на свете «античная философия» имеет свое завершение, свой исход в философию «средневековую»
Однако этого не произошло. Изучая историю философию нельзя не обратить внимания на это обстоятельство. Попытке проанализировать те...
Античная мифология и ее влияние на современность iconУрок мхк в 5 классе на тему «Сквозь тысячелетия вперед смотрящий» (Прометей) из раздела «Античная мифология»
Данный урок построен на принципе художественно-образного мышления как основы развития личности, эмоционально-ценностного отношения...
Античная мифология и ее влияние на современность iconМифология древних славян содержание
Мифология есть совокупность подобных сказаний о богах и героях и, в то же время, система фантастических представлений о мире
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы