Происхождение государства icon

Происхождение государства



НазваниеПроисхождение государства
Дата конвертации15.07.2012
Размер345,62 Kb.
ТипРеферат
Происхождение государства


План :1. Введение..........................................................................................................................................Происхождение государства а) «Неолитическая» революция.............................................................................................. б) Были ли ранние государства рабовладельческими............................................................Теории возникновения государства а) Теологическая теория.......................................................................................................... б) Патриархальная теория....................................................................................................... в) Теория договорного происхождения государства............................................................. г) Теория Г.В. Гегеля............................................................................................................... д) Теория насилия.................................................................................................................... е) Марксистская теория о происхождении государства....................................................... ж) Органистическая теория.................................................................................................... з) Психологическая теория.....................................................................................................Определение государства...............................................................................................................Признаки государства....................................................................................................................Заключение.....................................................................................................................................Список использованной литературы............................................................................................. В результате эволюционного развития человек для удовлетворения своихпотребностей постепенно перешел от присвоения готовых животных ирастительных форм к подлинно трудовой деятельности, направленной напреобразование природы и производство орудий труда, пищи и др. Именнопереход к производящей экономике послужил толчком к трем крупнымразделениям общественного труда – отделению скотоводства от земледелия,отделению ремесла и обособлению слоя людей, занятых в сфере обмена –торговли. Такие крупные события в общественной жизни имели столь же крупныемногочисленные последствия. В изменившихся условиях возросла роль мужскоготруда, который стал явно приоритетным по сравнению с женским домашним. Всвязи с этим матриархальный род уступил место патриархальному, где родствоуже ведется по отцовской, а не по материнской линии. Но еще более важнымбыло, пожалуй, то, что родовая община постепенно начинает дробиться напатриархальные семьи, интересы которых уже не полностью совпадают синтересами рода. С возникновением семьи началось разложение родовой общины.Наконец, наступил черед неизбежной при разделении труда специализации,повышения его производительности. Прибавочный продукт как следствие ростапроизводительности труда обусловил появлению экономической возможности длятоварообмена и присвоения результатов чужого труда, возникновения частнойсобственности, социального расслоения первобытного общества, образованияклассов, зарождения государства. Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе сдавних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных вгосударствоведении. Это «объясняется по меньшей мере тремя причинами. Во-первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересыразличных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством вмногообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление»[1] . Рожденное обществом, его противоречиями, государство само неизбежностановится противоречивым, противоречивы его деятельность и социальнаяроль. Как форма организации общества, призванная обеспечивать егоцелостность и управляемость, государство выполняет функции, обусловленныепотребностями общества, а следовательно, служит его интересам. По мнению К.Маркса, государство интегрирует классовое общество, становится формойгражданского общества, выражает и официально представляет данное общество вцелом. Кроме того, это организация по управлению делами всего общества,выполняющая общие дела, вытекающие из природы всякого общества . Оноявляется политической организацией всего населения страны, его общемдостоянием и делом. Без государства невозможны общественный прогресс,существование и развитие цивилизованного общества. Однако в классово-антагонистическом обществе государство, выполняя общесоциальные функции,все больше подчиняет свою деятельность интересам самого экономическимогущественного класса, превращается в орудие его классовой диктатуры,приобретает отчетливо выраженный классовый характер. Именно в этом наиболеепроявляются противоречивая природа и социальная роль государства. История государства неотделима истории общества. Оно вместе собществом проходит длинный исторический путь от неразвитого к развитому,приобретает на этом пути новые черты и свойства. Для неразвитогогосударства характерно то, что в нем не развертывается, не получаетдолжного развития весь комплекс институтов государства и оно сводится, всущности, к политической власти, основанной главным образом на аппаратепринуждения. Развитым государство становится постепенно, по мере достиженияопределенного уровня цивилизации и демократии. Оно «обеспечиваеторганизованность в стране на основе экономических и духовных факторов иреализует главное, что дает людям цивилизация,- народовластие,экономическую свободу, свободу автономной личности»[2]. В таком государстверазвиваются все его институты и структуры, раскрывается их социальныйпотенциал. Причем государство изменяется и совершенствуется не само посебе. Его преобразуют, приспосабливают к изменяющим условиям люди разныхэпох и стран. Поэтому есть все основания рассматривать государство как одноиз самых значительных достижений мировой истории и цивилизации. Всесторонне раскрыть понятие, сущность, многосторонние грани, свойстваи черты государства – задача чрезвычайно трудная. Решить ее можно лишь приизучении государства конкретно-исторически, в различных его связях сэкономикой, социально-политической и духовной жизнью общества, максимальноиспользуя при этом прошлые и настоящие научные достижения. Познание государства и права следует начинать с вопроса опроисхождении государства – всегда ли в истории человеческого обществасуществовал этот социальный институт или же он появился на определенномэтапе развития общества. Только такой методологический подход, реализующийпринцип историзма, позволяет уяснить причины и формы появления государства,его характерные, сущностные черты, отличие от предыдущих организационныхформ жизни общество. В настоящее время благодаря успехам археологии и этнографии знание опервобытном обществе, этапах и тенденциях его развития существеннообогатилось. Если в 19-начале 20 века историческое знание об общественномразвитии охватывало период примерно в 3 тысячи лет, а все, что было доэтого определялось как предыстория, то теперь, к концу 20 века, историямногих регионов насчитывает 10-12 тысяч лет, существует вполне достоверноезнание об этом историческом диапазоне в жизни человечества. Кроме того, если для 19- начала 20 века был характерен в основномевроцентристский взгляд на историю, т.е. использовались знания историиЕвропы и некоторых прилегающих к ней регионов, а затем эти знанияискусственно распространялись на весь остальной мир, то в 20 веке в орбитунаучного осмысления оказалась вовлеченной история всех регионов земногошара. Теория государства и права становится, таким образом, действительнологическим обобщением истории всепланетного государственно-правовогоразвития общества. В этом новом понимании первобытного общества прежде всего следуетвыделить знания, характеризующие развитие этого общества, периодизациюпервобытной истории. Иными словами, речь идет о том, что само это обществоникогда не было статичным, оно развивалось, проходило различные этапы.Выделяют несколько видов такой периодизации – общеисторическую,археологическую, антропологическую. Особую методологическую ценность«представляет для теории государства и права периодизация, базирующаяся нановых данных археологии и выделяющая в качестве одного из основных рубежейразвития первобытного общества «неолитическую революцию»»[3]. Это понятие в историческую науку ввел английский археолог Г. Чайлд всередине 20 века, характеризуя тот принципиальный качественный переворот,который произошел во всех сферах жизни человечества при переходе в неолитеот присваивающего к производящему хозяйству. Поскольку этот переход изменил всю материальную основу жизнипервобытного общества, ее социальную и духовную организацию, постольку онсправедливо обозначается как революция, хотя и растянувшаяся на несколькотысячелетий. Эта периодизация позволяет четко обозначить, о каком первобытномобществе идет речь, в каких временных рамках оно существовало, какова быласоциальная и духовная организация общества, какие формы воспроизводства исуществования использовало человечество. Для теории государства и правапоявляется наконец возможность также четко определять, какие формыорганизации власти и социально-регулятивные системы функционировали вобществах присваивающей экономики, а какие в обществах производящейэкономики. Социально-экономическая и экологическая сущность «неолитическойреволюции» заключалась в том, что с целью удовлетворения своих потребностейчеловек от орудийной деятельности, связанной с присвоением готовых животныхи растительных форм, перешел к подлинно трудовой деятельности, направленнойна преобразование природы и производство пищи: созданию новых растительныхи животных форм и замещению ими природных, естественных форм. Этот переходсопровождался не только селекционной деятельностью, которая легла в основуземледелия и скотоводства, но и иной производственной деятельностью –прежде всего изготовлением керамических изделий, а также металлургией иметаллообработкой. Производящая экономика к 4-3 тыс. до н.э. стала вторым и основнымспособом существования и воспроизводства человечества. В основе переходак производящей экономике лежат кризисные явления, которые поставили подугрозу само существование человечества. Ответив перестройкой всей своейсоциальной и хозяйственной организации, человечество смогло из глобальногоэкологического кризиса. В эту перестройку входит и новая организациявластных отношений – появление государственных образований, раннеклассовыхгородов-государств. Итогом «неолитической революции» «явилосьвозникновение в некоторых регионах земного шара ранних земледельческихобществ. На следующем этапе социального-экономического развития происходитрасцвет раннеземледельческих обществ. На их основе возникают первыецивилизации – происходит становление раннеклассовых обществ»[4]. Таким образом, «неолитическая революция» – переход человечества кпроизводящий экономике – приводит первобытное общество объективно в силусвоего внутренного развития к финальномк рубежу – социальному расслоениюобщества, появлению классов, зарождению государства. Как правило, древнейшие государственные образования закономерновозникают на социально-экономической основе раннеземледельческого обществаи характеризуется как раннеклассовые государства. Первоначально они возникают как города-государства. Поселок, в которомживут свободные общинники-земледельцы, представляет теперь не родовую, асоседскую общину. Он выделяется из группы первоначальных селений вхозяйственный и религиозный центр, перерастает в административно-хозяйственный и религиозный центр-город. Город-государство знает уже четкуюсоциальную дифференциацию, имущественное расслоение, разделение труда здесьзакрепляется территориально – появляются кварталы горшечников, медников,других ремесленников, выделяется знать, формируется первоначальный аппаратуправления: лица, занимающиеся организацией производства, учета,организацией общественных работ, выдачами из общественных фондов и т.п. В городе-государстве организуются три центра управления,административного и идеологического лидерства: городская община, дворец ихрам. Город начинает выполнять по отношению к другим прилегающим селениямфункции государственного управления. Эти функции весьма многообразны:управление общинным земледелием и землевладением; выполнение общественныхритуальных обрядов. Таким образом, государства как новая организация форма жизни обществавозникает объективно, в итоги неолитической революции, переход человечествок производящей экономике, т.е. в процессе изменения материальных условийжизни общества, становления новых организационно-трудовых форм этой жизни.Оно не навязывается обществу извне, а возникает в силу внутренних факторов:материальных, организационных, идеологических. Первоначальная форма – город-государство – также обусловлена финальным, в основном земледельческимразвитием «неолитической революции». Таким образом, первичное государство возникает, чтобы организационнообеспечить функционирование производящей экономики, новые формы трудовойдеятельности, которая становится отныне условием выживания ивоспроизводства человечества в новых условиях. Возникающее первичное государство, как социальный институт,обслуживает и организационно обеспечивает именно производящую экономикураннеземледельческих, раннеклассовых обществ. Изложенная выше концепция происхождения государства существенноотличается то доминировавших ранее в отечественной теории государства иправа взглядов на эту проблему. Вместе с тем она сохраняетматериалистический, классовый подход. В этой концепции используются новыезнания, основной упор делается на организационные функции первичных городов-государств, на взаимосвязь происхождения государства и становленияпроизводящей экономики. Ранее в отечественной теории государства и права происхождениягосударства объяснялось по иной схеме. На этапе перехода к цивилизации впервобытном обществе появляются прибавочный продукт, частная собственность,оно раскалывается на классы, возникает господствующий класс, которыйсоздает государство с тем, чтобы с его помощью, путем насилия, принуждениядержать в подчинении эксплуатируемый класс. Происходят войны. И посколькупленников, которых раньше убивали или даже съедали, стало выгодноиспользовать на работах. Поэтому первыми государствами былирабовладельческие государства, а само государство являлось машиной дляподдержания господства одного класса над другим. В свое время Ф. Энгельс «указал на два пути образования политическигосподствующих классов: во-первых, через присвоение должностей с помощьюнаследственного механизма и обогащения на этой основе и, во-вторых, спомощью присвоения прибавочного продукта. Первый путь оказываетсяисторически наиболее распространенным, типичным». Таким образом, в конкретно-исторической действительностираннеклассовое государство не возникало как результат деятельности толькогосподствующего класса. Оно результат определенного развития общества наэтапе становления производящей экономики, финального развитияземледельческих культур. Но, разумеется, тот или иной класс, захвативгосударство, мог стать при помощи государства и господствующим классом. Новые знания изменяют ответ и на другой вопрос: можно ли классовуюприроду первичного государства определять как рабовладельческое по своейсоциально-экономической сущности? Во-первых, исторические данные свидетельствует, что общинников-земледельцев – основную социальную и производительную силу раннеклассовыхобществ – нельзя приравнивать к рабам. Их зависимость не была ни рабством,ни крепостничеством. Многие ученые определяют эту форму зависимости кактакую, когда земледелец имеет дело непосредственно с государством,применяющим свою неограниченную власть для организации и использованияэкономики страны в интересах правящего класса. Во-вторых, примером возникновения рабовладельческого государства входе разложения первобытнообщинного строя всегда были Афины и Рим. Имиоперировали Энгельс и Ленин, когда обосновывали свои взгляды напроисхождения государства. Однако установлено, что греческим государствампредшествовали более древние, ахейские, классовые структуры, которыепоходили на структуры переднеазиатских государств. Более того, античные рабовладельческие государства – это лишь этап вистории государственности Греции и Рима, которому предшествовал иной этап –первичных форм государственности, имеющих все те же характерные чертыраннеклассовых государств. Итак, не рабовладельческое государство было тем типичным государством,которое пришло на смену социальной организации первобытно-общинного строя,а раннеклассовое город-государство, со сложной социальной структурой,многочисленными общественными функциями, обеспечивающими дальнейшееразвитие производящей экономики. Это раннеклассовое государство в своем дальнейшем развитии переросло вгосударство так называемого азиатского способа производства. Государства жерабовладельческие возникли в силу весьма конкретных историческихобстоятельств в Греции и Риме и являются уникальными государствами. Многиенароды, в том числе российский народ, создавали свою государственность, незная рабовладельческого этапа. А вот государства азиатского способапроизводства оказались типичными, распространенными во многих регионахЗемли и существовали сотни лет. Итак, государство не имеет вечной природы, оно не существовало впервобытном обществе, появилось лишь на финальном этапе развития общества всилу вполне ясных причин, связанных с новыми организационно-трудовымиформами существования и воспроизводства человечества. И не рабовладельческое, а раннеклассовое государство с последующимразвитием в государство азиатского способа производства, врабовладельческое государство, в феодальное государство было той первойформой государственности, в которую эволюционно, в силу внутреннегоразвития переросла социальная организация первобытного общества. И, следовательно, раннеклассовое общество занимает самостоятельноеместо в общем процессе развития человечества, а раннеклассовые государства– это самостоятельный этап в развитии государственности, первичная формановой социальной организации человечества. В отличие от социальной организации первобытно-общинного строяраннеклассовое общество получило в форме государства новое политическое,структурное и территориальное образование. В современной теории государства выдвигается и концепция первичных,вторичных, третичных государств. Ее суть в том, что первичное государствоскладывается там, где существовали условия для сравнительно быстрого ростаобщественного производства, прежде всего земледельческого хозяйства. В таких зонах складывались центры классообразования и государственногообразования, в дальнейшем распространявшие свое влияние, а с ним иотношения эксплуатации и формы ее обеспечения на окружающие их общества. Процесс появления государственности в жизни тех или иных народовнельзя считать прямолинейным, знает он и возвратные движения, подверженразличным субъективным, в том числе и случайностным, воздействиям. А там,где условий для организованной земледельческой деятельности было мало, тами процесс возникновения государства был существенно затруднен. Таким, образом, географический фактор играл определяющую роль неэтапе неолитической революции в том смысле, что для перехода к производящейэкономике необходимо было прежде всего наличие подходящих растений иживотных, а также климатических и других природных условий. Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовойдействительности: они являются гражданами определенного государства,подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовымпредписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности онистали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновениягосударства. Создавались самые разнообразное теории, по-разному отвечающиена такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различиямиисторических и социальных условий, в которых жили их авторы, разнообразиемидеологических и философских позиций, которые они занимали. Остановимся нанекоторых из них. Теологическая теория является одной из самых древних. Ее создателисчитали, что государство вечно существует в силу божественной воли, апотому каждый обязан смиряться перед этой волей, подчиняться ей во всем.Так, в законах царя Хаммурапи говорилось о божественном происхождениивласти царя: ««боги поставили Хаммурапи править «черноголовыми»»; «Человекявляется тенью бога, раб является тенью человека, а царь равен богу»»[5]. Вдревнем Китае император именовался сыном неба. В более близкие нам временаидею богоустановленности государственной власти продолжало развиватьхристианство. «Всякая душа да будет покорна высшим властям, - говорится впослание апостола Павла к римлянам, - ибо нет власти не от Бога,существующие власти от Бога установлены». Согласно теологической теории творец всего сущего на Земле, в томчисле государства, - Бог, проникнуть же в тайну божественного замысла,постичь природу и сущность государства невозможно. Не затрагивая научностиданной, основанной на агностицизме посылки, отметим, что теологическаятеория не отвергала необходимости создания и функционирования земногогосударства, обеспечения надлежащего правопорядка. Придавая государству игосударственной власти божественный ореол, она присущими ей средствамиподнимала их престиж, сурово осуждала преступность, способствовалаутверждению в обществе взаимопонимания и разумного порядка. В наше время у богословия также имеются немалые возможности дляоздоровления духовной жизни в стране и укрепления российскойгосударственности. Патриархальное теория была широко распространена в Древней Греции ирабовладельческом Риме, получила второе дыхание в период средневековогоабсолютизма и каким-то отголосками дошла до наших дней. У истоков ее стоял Аристотель, который считал, что государствопредставляет собой естественную форму человеческой жизни, что внегосударства общение человека с себе подобными невозможно. Как существаобщественные люди стремятся к объединению, к образованию патриархальнойсемьи. А увеличение числа этих семей и их объединение приводят кобразованию государства. Аристотель утверждал, что государственная властьесть продолжение и развитие отцовской власти. В средние века, обосновывая существование в Англии абсолютизма, Р.Фильмер в работе «Патриархия, или защита естественного права королей» соссылками на патриархальную теорию доказывал, что первоначально Бог даровалкоролевскую власть Адаму, который поэтому является не только отцомчеловеческого рода, но и его властелином.Патриархальная теория нашла благоприятную почву в России. Ее активнопропагандировал социолог Н. К. Михайловский. Видный историк М. Н.Покровский также считал, что древнейший тип государственной власти развилсянепосредственно из власти отцовской. Видимо, не без влияния данной теориипустила корни в нашей стране вековая традиция веры в «отца народа»,хорошего царя, вождя, этакую суперличность, способную решать все проблемыза всех. По сути своей такая традиция антидемократична, обрекает людей напассивное ожидание чужих решений, подрывает уверенность в себе, снижает ународных масс социальную активность, ответственность за судьбу своейстраны. Патернализм, вождизм порождает и многочисленных идеологических«оруженосцев», готовых на все лады восхвалять вождей, оправдывать в глазахлюдей самые негативные из действия и решения. Наиболее уродливо этатенденция проявилась во времена сталинского тоталитаризма. Культоваяидеология не только оправдывала, но и всячески восхваляла концентрациюнеограниченной власти в руках Сталина, сразу же превращая каждый его шаг в«исторический», «судьбоносный», «решающий». Вся страна оказаласьвовлеченной в это грандиозное восхваление, почти эпическую лесть,пронизанную идеей непогрешимости, всеведения, всесилия и всезнания одногочеловека. Но под аккомпанемент оглушающей культовой идеологии шел небывалыйразгул беззакония и произвола. Человеческая личность ни социально, ниюридически не была защищена. Традиции патернализма живы и сегодня. Нередко государственногодеятеля вольно или невольно уподобляют главе большого семейства, возлагаютна него особые надежды, считают безальтернативным спасителем Отечества иготовы наделить его чрезмерно широкими полномочиями. Не ушли в прошлое иидеологические «оруженосцы». Патриархальную теорию критиковали многие и в разное время. Вчастности, еще Дж. Локк писал, что вместо научного подхода мы находим в ееположениях «детские побасенки». Ее называли «доктриной прописей»,антинаучной биологизацией такого сложного явления, как государство. Теория договорного происхождения государства также возникла в глубиневеков. В Древней Греции некоторые софисты считали, что государство возниклов результате договорного объединения людей с целью обеспечениясправедливости. У Эпикура «впервые встречается представление о том, чтогосударство покоится на взаимном договоре людей…». Но если в воззренияхфилософов Древней Греции мы находим лишь зачатки данной теории, то в трудахблестящей плеяды мыслителей 17-18 вв. Г.Гроция, Б. Спинозы, А. Радищева, Т.Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо и др. она получила полное свое развитие. Сторонники названной теории исходили из того, что государствупредшествует естественное состояние, которое оно характеризовали по-разному. Для Руссо, например, люди в естественном состоянии обладаютприрожденными правами и свободами, для Гоббса это состояние «войны всехпротив всех». Затем ради мира и благополучия заключается общественныйдоговор между каждым членом общества и создаваемым государством. По этомудоговору люди передают часть своих прав государственной власти и берутобязательство подчинятся ей, а государство обязуется охранять неотчуждаемыеправа человека, т.е. право собственности, свободу, безопасность. Соглашениелюдей, по мысли Руссо, - основа законной власти. В результате каждыйдоговаривающийся подчиняется общей воле, но в то же время становится однимиз участников этой воли. Суверенитет принадлежит народу в целом, аправители - это уполномоченные народа, обязанные отчитываться перед ним исменяемые по его воле. Теория договорного происхождения государства не отвечает на вопросы,где, когда и каким образом состоялся общественный договор, кто был егоучастником или свидетелем. Нет, похоже, и исторических доказательств,которые бы дали на них ответ. Словом, данная теория страдаетантиисторизмом, но это не лишает ее научной ценности. Она впервые показала,что государство возникает как результат сознательной и целенаправленнойдеятельности людей. Это фактически первый созданный людьми общественно-политический институт, оказывавший и оказывающий огромное воздействие нажизнь индивидов, групп, классов, всего общества. Его можно планомерносовершенствовать, преобразовывать, приспосабливать к изменяющим условиям.Если к сказанному добавить, что договорная теория положила начало учению онародном суверенитете, подконтрольности, подотчетности перед народом всехгосударственно-властных структур, их сменяемости, то станет ясно, что она исегодня актуальна. Своеобразную теорию происхождения государства и права создалкрупнейший представитель немецкой классической философии Г. В. Гегель. Онутверждал, в основе всех явлений природы и общества, а следовательно,государства и права, лежит абсолютное духовное и разумное начало –«абсолютная идея». В своем произведении «Философия права» Гегель с позиций объективногоидеализма критикует теорию договорного происхождения государства. Онпризнает заслугу Руссо в том, что тот видел основу государства в общейволе, но ошибка Руссо, по мнению Гегеля, заключается в выводе общей воли изволи отдельных личностей, между тем как воля государства есть нечтообъективное, само по себе разумное начало, независимое в своем основании отпризнания воли отдельных лиц. Будучи объективным идеалистом, Гегель выводил государство и право изабсолютной идеи, из требований разума. Он оспаривал тезис сторонниковдоговорной теории о том, что государство создано людьми для обеспечения иохраны свободы личности и собственности. По мысли Гегеля, «государство нестраховое учреждение, оно не служит отдельным лицам и не может быть ихтворением. Государство есть высшая форма реализации нравственности»[6]. Ононе служит чьим-либо интересам, а является абсолютной самоцелью. Иначеговоря, государство не служит, а господствует, оно не средство, а цель,цель в себе, высшая из всех целей. Государство имеет высшее право вотношении личности, а высшая обязанность последней – быть достойным членомгосударства. Гегель отвергает народный суверенитет как основание государства ивытекающую из него идею демократии. Верховная власть, по мнению Гегеля, неможет выражать интересы народа, так как народ не только не знает, чегохочет «разумная воля», но не знает даже того, чего хочет он сам. Таким образом, учение Гегеля о государстве было направлено противтеории договорного происхождения государства, естественных и неотчуждаемыхправ человека, а в конечном счете против идей и целей буржуазно-демократической революции. По сути дела, гегелевская формула «Вседействительное разумно» оправдывала феодально-абсолютистский стройПрусского государства. Если идеологи революционной буржуазии развивалисвободные от религии взгляды на государство, то Гегель в утонченно-мистической форме возрождал религиозно-теологическое учение о нем. В егоУчении государство изображается как воплощение высших нравственныхценностей, он создает подлинный культ государства, подчиняя ему человекаполностью. Теория насилия возникла и получила распространение в конце 19 –начале 20 вв. Ее основоположники Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др.опирались на известные исторические факты. Мать государства, утверждаютсторонники теории насилия, - война и завоевание. Так, австрийскийгосударствовед Л. Гумплович писал: «История не предъявляет нам ни одногопримера, где бы государство возникало не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Кроме того, это всегда являлось насилием одного племени наддругим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужимплеменем более слабого, уже оседлого населения»[7]. Гумплович переноситзакон жизни животных на человеческое общество, чем биологизирует социальныеявления. По его словам, над действиями диких орд, обществ государств царитсложный закон природы. К. Каутский, развивая основные положения теория насилия, утверждал,что классы и государство появляются вместе как продукты войны и завоевания.«Государство и классы, - писал он, - начинают свое существованияодновременно. Племя победителей подчиняет себе племя побежденных,присваивает всю их землю и затем принуждает побежденное племясистематически работать на победителей, платить им дань или подати. Первыеклассы и государство образуются из племен, спаянных друг с другом актомзавоевания»[8] Ф. Энгельс жестко и во многом справедливо критиковал данную теории,которая гипертрофировала роль насилия и игнорировала социально-экономические факторы. Чтобы возникло государство, которое позволило бысодержать государственный аппарат и производить соответствующее военноеоружие. Если экономических условий нет, никакое насилие само по себе неможет привести к возникновению государства. Вместе с тем бесспорно и то,что насилия, завоевание играло немаловажную роль в государствообразующемпроцессе. Марксистская теория происхождения государства наиболее полно изложенав работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности игосударства», само название которой отражает связь явлений, обусловившихвозникновение анализируемого феномена. В целом теория отличается четкостьюи ясностью исходных положений, логической стройностью и, несомненно,представляет собой большое достижение теоретической мысли. Для марксистской теории характерен последовательныйматериалистический подход. Он связывает возникновение государства с частнойсобственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом. Сутьвопроса марксизм выражает в формуле «Государство есть продукт и проявлениенепримиримых классовых противоречий». Отрицать влияние классов на возникновение государства нет оснований.Но так же нет оснований считать классы единственной первопричиной егопоявления. Как уже было отмечено, государство нередко зарождалось иформировалось до возникновения классов, кроме того, на процессегосударствообразования влияли и другие, более глубинные и общие факторы. Именно марксистская теория имеет под собой строго научные основы.«Поскольку в разных исторических условиях решающее значение в качествепричин появления государства могут приобретать как классовый антагонизмы,так и необходимость решения общих дел, совершенствования управленияобществом, специализации этого управления как формы разделения труда»[9] Органическая теория возникла в 19 в. в связи с успехамиестествознания, хотя некоторые подобные идеи высказывались значительнораньше. Так, некоторые древнегреческие мыслители, в том числе Платонсравнили государство с организмом, а законы государства – с процессамичеловеческой психики. Появление дарвинизма привело к тому, что многие юристы, социологистали распространять биологические закономерности на социальные процессы. В соответствии с органической теорией само человечество возникает какрезультат эволюции животного мира от низшего к высшему. Дальнейшее развитиеприводит к объединению людей в процессе естественного отбора в единыйорганизм – государство, в котором правительство выполняет функции мозга,управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемыемозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции, агосподствующие классы – внешние. Некорректность органической теории происхождения государства иопределяется следующим. «Все сущее имеет различные уровни проявления, бытияи жизнедеятельности. Развитие каждого уровня определяется свойственнымиэтому уровню законами. И так же, как нельзя объяснить эволюцию животногомира исходя лишь из законов физики и химии, так невозможно распространятьбиологические законы на развитие человеческого общества»[10]. Психологическая теория. Представителями этой теории, возникшей такжев 19 в. были Г. Тард, Л. И. Петражицкий и др. Они объяснили появлениегосударства проявлением свойств человеческой психики: потребностьюподчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты первобытногообщества, сознанием справедливости определенных вариантов действия иотношений и проч. Естественно, что социальные закономерности реализуются черезчеловеческое поведение, деятельность. Поэтому свойства человеческой психикиоказывают определенное влияние на реализацию этих закономерностей. Но, содной стороны, это влияние не является решающим, а с другой – самачеловеческая психика формируется под влиянием соответствующихэкономических, социальных и иных внешних условий. Поэтому именно этиусловия и должны учитываться в первую очередь. С давних времен мыслители пытались ответить на вопрос, что такоегосударство. Еще древнеримский оратор философ и политический деятель МаркТуллий Цицерон спрашивал и одновременно отвечал: «Да и что такоегосударство, как не общий правопорядок?» У Цицерона было немалопоследователей в разное время и в разных странах – основательнормативистской теории права Г. Кельзен, русский экономист и философ П.Струве и т.д. Несколько иной позиции придерживался крупный правовед Н. М.Коркунов. Он утверждал, что «государство есть общественный союз свободныхлюдей с принудительно установленным мирным порядком посредствомпредоставления исключительного права принуждения только органамгосударства». Словом, многие ученые характеризовали государство какорганизацию правопорядка, усматривали в том его суть и главное назначение.Но это только один из признаков данного феномена. В буржуазную эпоху широкое распространение получила определениегосударства как совокупность людей, территории, занимаемой этими людьми, ивласти. Известный государствовед Л. Дюги выделяет четыре элементагосударства: 1) совокупность человеческих индивидов; 2) определеннуютерриторию; 3) суверенную власть; 4) правительство. «Под именемгосударства, - писал Г. Ф. Шершеневич, - понимается союз людей, осевших визвестных границах и подчиненных одной власти»[11]. Рассматриваемое определение, верно отражающее некоторые чертыгосударства, послужило поводом для различных упрощений. Ссылаясь на него,одни авторы отождествляли государство со страной, другие – с обществом,третьи – с кругом лиц, осуществляющих власть. В. И. Ленин критиковал этоопределение за то, что многие его сторонники в ряду отличительных признаковгосударства называли принудительную власть: «Принудительная власть есть вовсяком человеческом общежитии, и в родовом устройстве, и в семье, ногосударства тут не было». Не согласны с приведенным понятием и историки психологической теорииправа. «Государство не совокупность людей определенного рода, - утверждалФ. Ф. Кокошкин, - а отношения между ними, форма общежития, известнаяпсихическая связь между ними». Однако «форма общежития», форма организацииобщества – тоже лишь один из признаков, но не вся государство. Не один раз обращались к определению государства К. Маркс и Ф.Энгельс. Они считали, что это «та форма, в которой индивиды, принадлежащиек господствующему классу, осуществляют свои общие интересы и в которой всегражданское общество данной эпохи находит свое сосредоточение». Много летспустя Ф. Энгельс сформулировал краткое, но, пожалуй, самоеконфронтационное определение, согласно которому ««государство есть не чтоиное, как машина для подавления одного класса другим». В. И. Ленин внес вприведенное определение некоторые изменения. Он писал: «Государство – этоесть машина для поддержания господства одного класса над другим». Обе формулировки были широко распространены и в науке, и вофициальной пропаганде. Однако они применимы только к таким государствам, вкоторых возникает высокая классовая напряженность и политическоепротивоборство грозит разрушением общества. Иначе говоря, эти определенияподходят к тираническим и диктаторским государствам. Выводя на первый планих насильственную сторону, указанные определения мешают увидеть вгосударстве ценные феномены цивилизации, культуры и социального порядка. В современной учебной литературе государство обычно определяется какполитико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющийспециальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всейстраны. Данная дефиниция синтезирует наиболее существенные черты и признакигосударства и в целом приемлема, но в ней слабо отражена связь государстваи общества. Поэтому мы считаем, что более точной будет следующаяформулировка: государство – это политическая организация общества,обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредствомгосударственного механизма управления делами общества, суверенную публичнуювласть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права,свободы граждан, законность и правопорядок. Приведенное определение отражает общее понятия государства, но большеподходит к современному государству. В нем подчеркивается, что государствоесть политическая организация всего общества, всех его граждан. Оновыполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает егоединство и целостность, управляет важнейшими общественными делами. В то жевремя государство призвано всесторонне гарантировать права и свободыграждан, поддерживать надежный и гуманный правопорядок в обществе. Понятие государства, его характеристика конкретизируется прираскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и отнегосударственных организаций общества. Иными словами, «анализ признаковгосударства углубляет знания о нем, подчеркивает его уникальность вкачестве ничем не заменимой формы организации общества и важнейшегообщественно-политического института»[12]. Каковы же эти признаки? Территориальная организация населения и осуществление публичнойвласти в территориальных пределах. В догосударственном обществепринадлежность индивида к тому или иному роду обусловливалась кровным илипредполагаемым родством. Причем род часто не имел строго определеннотерритории, перемещался с одного места на другое. В государственно-организовнном обществе кровно-родственный принцип организаций населенияпотерял свое значение. На смену пришел принцип его территориальнойорганизации. Государство имеет строго локализованную территорию, на которуюраспространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее,превращается в подданных или граждан государства. Возникают, таким образом,пространственные пределы государства, в которых появляется новый правовойинститут – подданство или гражданство. С территориальной организацией населения сопряжено не тольковозникновение государства, но и начало складывания отдельных стран. Апотому с этих позиций понятия «государство» и «страна» во многом совпадают. От негосударственных организаций государство отличается тем, чтоолицетворяет все население страны, распространяет на него свою власть.Профсоюзы и политические партии объединяют в свих рядах часть населения,создаются добровольно по тем или иным интересам. Публичная власть. Публичной она называется потому, что, не совпадаетс обществом, выступает от его имени, от имени всего народа. Власть существовала и в догосударственном обществе, но это былонепосредственно общественная власть, которая исходила от всего рода ииспользовалось им для самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, нив каком-либо аппарате. Принципиальная особенность публичной власти состоитв том, что она воплощается именно в чиновниках, т.е. в профессиональномсословии управителей, из которых комплектуются органы управления ипринуждения. Без этого физического воплощения государственная властьпредставляет собой лишь тень, воображение, пустую абстракцию. Олицетворенная в государственных органах и учреждениях, публичнаявласть становится государственной властью, т.е. той реальной силой, котороеобеспечивает государственное принуждение, насилие. Решающая роль вреализации принуждения принадлежит отрядам вооруженных людей и специальнымучреждениям. Понятие «государственный суверенитет» появилось в конце среднихвеков, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной ипридать ей исключительное, монопольное значение. Ныне суверенитет –обязательный признак государства. Страна, его не имеющая, - это колония илидоминион. Суверенитет как свойство государственной власти заключается в ееверховенстве, самостоятельности и независимости. Верховенство государственной власти внутри страны обозначает: 1)универсальность ее властной силы, которая распространяется на всенаселения, все партии и общественные организации данной страны; 2) еепрерогативы; 3) наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакаядругая общественная власть не располагается. Самостоятельность и независимость государственной власти от всякойдругой власти внутри страны и вне ее выражается в ее исключительном,монопольном праве свободно решать все свои дела. В Советском Союзе и бывших социалистических государствахгосударственная власть не была верховной, ни самостоятельной, нинезависимой, ибо выше нее была власть партийная. Государство проводило вжизнь партийные директивы, было исполнительным инструментом правящейпартии. Все это ослабляло государственную власть, стало одной из причинглубокого кризиса общества и государства. Неразрывная связь государства и права. Без прав государствосуществовать не может. Право юридически оформляет государство игосударственную власть и тем самым делает их легитимными, т.е. законными.Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводитфункционирование государства и государственной власти в рамки законности,подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненностигосударства праву и формируется демократическое правовое государство. Понятие «государственный суверенитет» сложилось в конце средние веков.Оно потребовалось для того, чтобы в государстве – именно в государстве, всфере государственной жизни! – отделить государственную власть от властицеркви и придать ей в этой сфере исключительное, монопольное значение.Суверенитет – один из показателей совершенства государства, того, что оностановится развитым. На современной стадии цивилизации суверенитет естьнеотъемлемое свойство государства. Государственный суверенитет – «независимость государственной властиот всякой иной власти внутри страны и вне ее, выраженная в ееисключительном, монопольном праве самостоятельно и свободно решать все своидела»[13]. Суверенитет - «собирательный признак государства. Он концентрирует всебе все наиболее существенные черты государственной организации общества».Независимость и верховенство государственной власти выражается в следующем: в универсальности – только решения государственной властираспространяются на все население и общественные организации данной страны; в прерогативе – возможности отмены и признания ничтожным любогонезаконного проявления другой общественной власти; в наличии специальных средств воздействия, которыми не располагаетникакая другая общественная организация. Верховенство государственной власти вовсе не исключает еевзаимодействия с негосударственными политическими организациями при решенияразнообразных вопросов государственной и общественной жизни. Государственная власть расположена на высшей ступени иерархииуправляющих в данном обществе подсистем, независима от них. Онанесовместима с существованием другой такой же власти в стране. Двесуверенные власти не могут одновременно, бок о бок, функционировать в одноми там же государстве. Существования «двоевластия» в некоторые периодыистории, связанного с своеобразной ситуацией в борьбе за сосредоточения всвоих руках государственной власти, является исключением отсюда и не меняетэтого принципиального тезиса. Такой переплет властей долго продолжатся неможет, и одна из них непременно сходит со сцены. Государственный суверенитет – это основа силы государства, егоспособности эффективно осуществлять свои функции. В то же время суверенитетне может быть основой для антиправовых действий, для произвола. Например,для того чтобы присвоит себе «право войны», для одностороннегопроизвольного прекращения существующих правовых отношений, в которыхучаствует государство. Государственный суверенитет имеет две стороны: внутреннюю сторону – исключительное, монопольное право назаконодательство, на управление и юрисдикцию внутри страны в пределах всейгосударственной территории; внешнюю сторону – самостоятельность и независимость во внешних делахстраны, недопустимость вмешательства во внутригосударственные дела извнекроме ограниченного число случаев, предусмотренных международным правом,когда соответствующие действия совершаются в строго правовом порядке.Государство в соответствии с международным правом и своим национальнымзаконодательством может уступать свои суверенные права межгосударственныморганизациям. В современном мире «суверенитет одного государства не означает, чтооно не связана ни с чем внутри страны и абсолютно независимо от другихгосударств, от мирового сообщества в целом. Любое демократическоегосударство внутри страны должно постоянно к мнению граждан, социальныхгрупп и их негосударственных образований»[14]. В международных отношенияхгосударство берет на себя обязательства, считается с общепризнанныминормами международного права, с заключенными им договорами. Однако это неущемляет добровольный характер, устанавливаются по взаимному или повсеобщему согласию. В федеративных государствах суверенитет признается за союзнымигосударством, а по законодательству некоторых стран – также за субъектамифедерации. В России по федеративному договору суверенным считаются иреспублики, входящие в ее состав. Это подтверждено также конституцияминекоторых республик в составе России. Например, Конституция РТ «РеспубликаТатарстан – суверенное демократическое государство, выражающее волю иинтересы всего многонационального народа республики». В Конституции же РФ 1993 года подчеркивается, что « Суверенитет РФраспространяется на всю территорию». В ней есть также положение о том, что «РФ обладает суверенном правоми осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной зонеРФ в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международногоправа». В суверенитете государство находит свое политическое и юридическоевыражение полновластие народа, в интересах которого государствоосуществляла руководство обществом. Государственный суверенитет как особенность государственной властиследует отличать от народного суверенитета и национального суверенитета.Народный суверенитет – «само содержание демократии, основа народовластия,право народу самому, своей волей определять свою судьбу». Аналогичное жезначение имеет понятие национального суверенитета; это права наций инародностей на то, чтобы самостоятельно решать вопросы своей жизни, правона свое национальное самоопределение. Государственный суверенитет может совмещаться с народнымсуверенитетом и национальным суверенитетом. Демократическое государство, вкотором нации и народности реализовали свое право на национальноесамоопределение, представляет собой суверенное государство во всехуказанных ранее значениях, т.е. включая народный и национальныйсуверенитет. Национальный суверенитет означает «права на самоопределение вплоть доотделения и образования самостоятельного государства»[15]. Вмногонациональных государствах, образованных путем добровольногообъединения нации, суверенитет осуществляемые этим сложным государством,естественно, не может быть суверенитетом одной лишь нации. В зависимости оттого, каким способом объединившиеся нации осуществили свое права насамоопределение – путем объединения в союзные государства и путем федерациина базе автономии или конфедерации, - государственный суверенитет,осуществляемый данным многонациональным государством, должен гарантироватьсуверенитет каждой из объединившихся наций. В первом случаи это достигаетсяпутем обеспечения суверенных прав субъектов союза, уступивших часть своихправ многонациональному государству. Во втором случае суверенитет нацийобеспечивается путем охраны автономии национальных государств. Но в обоихслучаях многонациональное государство в лице своих высших органов являетсяносителем суверенитета не какой либо отдельной наций, а суверенитета,принадлежащего именно данному многонациональному государству, выражающемукак общие интересы все объединившихся наций, так и специфические интересыкаждой из них. Главное состоит в том, чтобы многонациональное государство влюбых его разновидностях обеспечивало реальный суверенитет каждой из наций,входящих в его состав. Выявление и анализ повторяющихся, т.е. закономерных, связей,определяющих ход развития государства, позволяют и увидеть настоящее, изаглянуть в будущее данного феномена. Государству как относительно самостоятельному явлению присущисобственные закономерности развития. Однако главные импульсы к движениювперед оно получает от взаимодействия с динамично развивающимся обществом. Однако из основных закономерностей эволюции государства заключается втом, что по мере совершенствования цивилизации и развитие демократии онопревращается из примитивного, «варварского» образования принудительно-репрессивного характера в политическую организацию общества, где активнофункционирует весь комплекс институтов государства в соответствии спринципом разделения властей. Демократически развивающееся общество нуждается в том, чтобы егоразносторонние объективные потребности были в центре внимания государства,оно стимулирует развертывание общесоциальных функций государства. Пожалуй,здесь исток новой закономерности развития современного государства –возрастание его роли в жизни общества. Названная закономерность появилась вполной мере во второй половине 20 в. Государство стало распространять своюорганизующую и направляющую деятельность на экономическую, социальную икультурную сферы жизни общества через вновь создаваемые учреждения и органы– министерства экономики, труда, культуры, образования и др. В этой связи небесспорно мнение С. С. Алексеева о том, что в«развитие государства может быть отмечен и ряд других тенденций: «уход»государства от экономически, все большее его отдаление от хозяйственнойжизни, от выполнения функций собственника»[16]. Практика показала , чтоименно сегодня в силу многих причин государство «пришло» в экономику и темсамым стабилизировало экономическую жизнь, оградило ее от экономическихпотрясений во многих странах мира. Поэтому высказывание С. С. Алексееваможет быть применимо только в нашей стране, где разгосударствлениеобщества, его экономики привело, к сожалению, к умалению, минимизации ролигосударства во всех сферах жизни, в том числе экономической. Вследствиеэтого наше общество оказалось отброшенным на несколько десятилетий назад. Под воздействием научно-технической революции и начавшегося процессамировой интеграции, создания мирового рынка в развитие государствапоявилось новая закономерность -–сближение различных государств, ихвзаимообогащение в результате взаимодействия. Так, в свое время западныегосударства в той или иной мере восприняли от социалистических государствсоциальную направленность их деятельности, планирование. Сегодня Россияучится у западных государств разделению властей, парламентской культуре,строительству правового государства. Под влиянием данной закономерностиуходят в прошлое острая конфронтация, идеологическая война, недоверие иподозрительность. Правда, названные закономерности представляют собой общие тенденции,главные линии эволюции государств нашей планеты. Развитие конкретногогосударства нередко бывает весьма противоречивым. Зигзаги, повороты назад,непредсказуемые шарахания из крайности в крайность, особенно когдагосударственная власть используется в личных, групповых, клановыхинтересах, подчиняются узкопартийным целям и задачам, иной раз делают эторазвитие весьма противоречивым.Список использованной литературы :Конституция РФ 1993 год.Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов.Под ред В.М. Корельского и В.Д. Перевалова - М.: ИНФРА, 1997Общая теория государства и права : Учебник / Под ред В.В. Лазарева - М.:Юристъ, 1996Комаров С.А. Общая теория государства и права : Учебник - М. : Юрайт, 1997Венегеров А.Б. Теория государства и права : Часть 1. Теория государства. -М.: Юристъ, 1995Алексеев С.С. Государство и право. - М.: Юр. лит., 1994Хрестоматия по всеобщей истории государства и права : Учебное пособие / Подред З.М. Черниловского. - М.: Фирма «Гардарика», 1996Фаткуллин Ф.Н. Основные учения о праве и государстве.: Учебное пособие. -Казань : КФЭИ, 1997Хропонюк В.Н. Теория государства и права. : Учебное пособие для высшихучебных заведений. - М., 1995-----------------------[1] Корельский В. М., Перевалов В. Д. Теория государства и права. М., 1997.С. 111.[2] Алексеев С. С. Государство и право. М., 1993. С. 12, 13.[3] Венегеров А. Б. Теория государства и права. Ч. 1. М., 1995. С. 22.[4] Венегеров А. Б. Теория государства и права. Ч. 1. М., 1995. С. 25.[5] Черниловский З. М. Хрестоматия по всеобщей истории государства и прав.М., 1996. С. 10-12.[6] Корельский В. М., Перевалов В. Д. Теория государства и права. М., 1997.С. 46-47.[7] Гумплович Л. Общее учение о государстве. СПб., 1910. С. 47.[8] Каутский К. Материалистическое понимание истории. Т. 2: Государство иразвитие общества. М.; Л., С.86.[9] Лазарев В. В. Общая теория государства и права. М., 1996. С. 51-52.[10] Лазарев В. В. Общая теория государства и права. М., 1996. С. 52.[11] Шершеневич Г. Ф. Общее учение о праве и государстве. М., 1911. С. 18.[12] Корельский В. М., Перевалов В. Д. Теория государства и права. М.,1997. С. 116.[13] Алексеев С. С. Государство и право. М., 1994. С. 33.[14] Фаткуллин Ф. Н. Основные учения о праве и государстве. Казань., 1997.С. 163.[15] Хропонюк В. Н. Теория государства и права. М., 1995. С. 61.[16] Алексеев С. С. Государство и право. М., 1994. С. 20.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Происхождение государства iconПроисхождение государства 2 Заключение 14
Изучение процесса происхождения государства в науке и общественной практике имеет существенное значение
Происхождение государства iconСписок основных дисциплин аттестационных испытаний Факультет Социологии, экономики и права Бакалавриат по направлению «Юриспруденция» (очное и заочное отделения)
Теория государства и права как наука. Происхождение государства и права. Теория права. Теория государства
Происхождение государства iconПроисхождение государства

Происхождение государства iconПроисхождение государства

Происхождение государства iconПроисхождение древнерусского государства

Происхождение государства iconПроисхождение восточных славян. Образование Древнерусского государства План: Происхождение древних славян
Это были предки современных славянских народов. По их имени Балтийское море называлось тогда Венедским заливом Северного океана....
Происхождение государства iconГосударство
Тема моей курсовой работы – «Типы государства». Проблема типологии государства долгое время является актуальной в рамках теории государства...
Происхождение государства iconМетодические указания Цель семинара дать характеристику государства как особой формы общности людей. Для этого необходимо рассмотреть различные определения государства, существовавшие в разные исторические периоды и показывавшие сущность государственной организации.
Понятие государства. Основные подходы к определению государства. Сущность государства. Признаки государства
Происхождение государства iconМосковский государственный институт
Понятие государства. Основные подходы к определению государства. Сущность государства. Признаки государства
Происхождение государства iconКонтрольная работа по курсу "философия" выполнил студент Голоков И. К. шифр 2374 проверил
Антропогенез (происхождение человека) и социогенез (происхождение общества) как единый процесс. 11
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы