Психология внимания icon

Психология внимания



НазваниеПсихология внимания
Липовцын А. Ю
Дата конвертации15.07.2012
Размер260,63 Kb.
ТипРеферат
Психология внимания


ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Р Е Ф Е Р А Т тема: Психология внимания.Выполнил: студент гр. ИВК-97-2 Липовцын А. Ю.Принял: Беляева О. С. 1999 г. ...Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира. К.. Д.. УшинскийПонятие о внимании. Психическую жизнь личности нередко сравнивают с потоком из образоввоспринимаемых предметов и явлений, мыслей и чувств, впечатлений от них,воспоминаний о том, что было, и образов представляемого будущего. В этотпоток беспрерывно вливаются все новые и новые ручейки, порожденные нашейдеятельностью в окружающем мире, общением с другими людьми, изменениями всобственном психическом и физическом состояниях и т. д. Почему же нашапсихическая деятельность все же не превращается в половодье, а течет поопределенному руслу, удерживается в том или ином направлении? Этаупорядоченность достигается благодаря особому свойству психики, котороеназывается вниманием. Внимание обычно не считают особым психическим процессом, каквосприятие, память или мышление. Зато оно как бы «жертвует собой» ради нихи обеспечивает успешную и четкую работу нашего сознания. Нельзя бытьвнимательным вообще. Внимание всегда проявляется в определенных конкретныхпсихических процессах: мы всматриваемся, вслушиваемся, принюхиваемся, мыобдумываем задачу или, забыв обо всем на свете, пишем сочинение. Вниманиеможет быть направлено на объекты внешнего мира или на собственнуювнутреннюю жизнь. Человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнятьразнообразные работы. Поэтому в каждый отдельный момент его сознаниенаправляется на те предметы и явления, которые являются для него наиболееважными и значительными. Ярким примером воздействия особо актуальнойинформации является факт, известный под названием «феномен вечеринки».Представьте, что вы находитесь на каком-нибудь празднестве и поглощеныинтересной беседой. Внезапно вы слышите свое имя, негромко произнесенноекем-то в другой группе гостей. Вы быстро переключаете внимание на разговор,происходящий между этими гостями, и можете услышать кое-что интересное осебе. Но в то же время вы перестаете слышать, что говорят в той группе, гдевы стоите, тем самым упуская нить прежнего разговора. Вы настроились навторую группу и отключились от первой. Именно высокая значимость сигнала (ане его интенсивность), желание узнать, что о вас думают другие гости,определили изменение направления вашего внимания. Под направленностью следует понимать прежде всего избирательныйхарактер психической деятельности, преднамеренный или непреднамеренныйвыбор ее объектов. В понятие направленности включается также и сохранениедеятельности на известный промежуток времени. Недостаточно только выбратьту или иную деятельность, чтобы быть внимательным, надо удержать этотвыбор, сохранить его. В педагогическом процессе, например, сравнительнолегко направить внимание учащихся на тот или иной предмет или действие.Значительно труднее сохранить его в течение необходимого времени. Когда мы говорим о внимании, то подразумеваем также сосредоточенность,углубленность в деятельность. Чем труднее стоящая перед человеком задача,тем, очевидно, напряженнее, интенсивнее, углубленнее будет его внимание, и,наоборот, чем легче задача, тем менее углубленным является его внимание. В то же время, как было показано, сосредоточенность связана сотвлечением от всего постороннего. Чем больше мы сосредоточены на решенииданной задачи, тем меньше замечаем все окружающее, вернее, мы замечаем, чтопроисходит, но неотчетливо. Таким образом, при внимательном отношении к какому-либо предмету он(этот предмет) оказывается в центре нашего сознания, все остальноевоспринимается в этот момент слабо, оказывается, образно говоря, напериферии воспринимаемого. Благодаря этому отражение становится ясным,отчетливым, представления и мысли удерживаются в сознании до тех пор, покане завершится деятельность, пока не будет достигнута ее цель. Тем самымвнимание обеспечивает еще функцию - контроль и регуляцию деятельности. Внимание обычно выражено в мимике, в позе, в движениях. Внимательногослушателя легко отличить от невнимательного. Но иногда внимание направленоне на окружающие объекты, а на мысли и образы, находящиеся в сознаниичеловека. В данном случае говорят об интеллектуальном внимании, котороенесколько отличается от внимания сенсорного (внешнего). Следует отметитьтакже, что в некоторых случаях, когда человек проявляет повышеннуюсосредоточенность на физических действиях, имеет смысл говорить о моторномвнимании. Все это свидетельствуете том, что внимание не имеет своегособственного познавательного содержания и лишь обслуживает деятельностьдругих познавательных процессов. Такие интересные и противоречивые свойства внимания привлекли к немувзгляды многих ученых, которые по-разному объясняли происхождение исущность. Н. Н. Ланге выделил следующие основные подходы к проблеме природывнимания. 1. Внимание как результат двигательного приспособления. Приверженцыэтого подхода исходят из того, что раз мы можем произвольно переноситьвнимание с одного предмета на другой, то внимание не возможно безмускульных движений. Именно движения приспосабливают органы чувств кусловиям наилучшего восприятия. 2. Внимание как результат ограниченности объема сознания. Не объясняя,что они понимают под объемом сознания и какова его величина, И. Герберт иУ. Гамильтон считают, что более интенсивные представления вытесняют илиподавляют менее интенсивные. 3. Внимание как результат эмоции. Эта теория, особенно блестящеразвитая в английской ассоциационной психологии, указывает на зависимостьвнимания от интересности представления. Так, Дж. Миль указывал: «Иметьприятное или тягостное ощущение или идею и быть к ним внимательным - этоодно и то же». 4. Внимание как результат апперцепции, т.е. как результат жизненногоопыта индивида. 5. Внимание как особая активная способность духа. Некоторые психологи,пораженные своеобразием явлений внимания, принимают его за первичную иактивную способность, происхождение которой необъяснимо. 6. Внимание как усиление нервного раздражителя. Согласно даннойгипотезе внимание обусловлено увеличением местной раздражительностицентральной нервной системы. 7. Теория нервного подавления пытается объяснить основной факт внимания- преобладание одного представления над другими — тем, что лежащий в основепервого физиологический нервный процесс задерживает или подавляетфизиологические процессы, лежащие в основе других представлений и движений,результатом чего является факт особой концентрации сознания. Среди современных отечественных психологов оригинальную трактовкувнимания предложил П. Я. Гальперин. Основные положения его концепции можносвести к следующим: — внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательскойдеятельности и представляет собой психологическое действие, направленное насодержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент впсихике человека; — по своей функции внимание представляет контроль за этим содержанием. Вкаждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская иконтрольная части. Эта последняя и представлена вниманием как таковым; — в отличие от действий, направленных на производство определенногопродукта, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного, особогорезультата; — с точки зрения внимания как деятельности психического контроля всеконкретные акты внимания - и произвольного и непроизвольного - являютсярезультатом формирования новых умственных действий. Вполне очевидно, что указанные теории опираются на реальные факты,однако, абсолютизируя выделенные феномены, они игнорируют все остальныепроявления. Правильно понять феномен внимания можно лишь в совокупностивсех его свойств. В настоящее время общепринято следующее определение. Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровнясенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. Внимание не только создает наилучшие условия для психическойдеятельности, по и несет сторожевую службу, помогая человеку своевременнореагировать на различные изменения в окружающей среде и в собственноморганизме.Физиологические основы внимания. Из курса анатомии и физиологии вы знаете, что, как указывал И. П.Павлов, раздражители, сигналы, поступающие в мозг, вызываюториентировочно-исследовательскую реакцию, рефлекс «что такое?». Организмготов к неожиданностям, готов ответить на новые обстоятельства той или инойформой поведения. Говоря психологическим языком, животное или человекстановится внимательным к тому, от чего можно ждать каких-то «сюрпризов».Потом придет оценка важности наступившего события, станет ясно, стоило липрерывать текущую деятельность, но пока необходимо на мгновение оставитьвсе дела, присмотреться, насторожиться, прислушаться. Тревожный сигнал внашем мозгу загорелся... Дальше, в зависимости от оценки, сигнальнаялампочка либо погаснет, либо включатся более мощные системы, одни шлюзызакроются, другие откроются, и поток психической жизни ринется по новомуруслу.Говоря о физиологических механизмах активного внимания, следует заметить,что отбор значимых воздействий возможен только на фоне общего бодрствованияорганизма, связанного с активной мозговой деятельностью. Выявление уровнейбодрствования возможно как по внешним признакам, так и с помощью прибораэлектроэнцефалографа (ЭЭГ), определяющего по слабым токам мозга егоэлектроактивность. Обычно выделяют 5 стадий бодрствования: глубокий сон,дремотное состояние, спокойное бодрствование, активное (настороженное)бодрствование, чрезмерное бодрствование. Эффективное внимание возможно лишьна стадии активного и спокойного бодрствования, в то время как на другихстадиях основные характеристики внимания изменяются и могут выполнять лишьотдельные функции. Например, в дремотном состоянии возможна реакция лишь на1-2 наиболее важных раздражителя, в то время как на остальные реакцииполностью отсутствует. Поэтому, например, уставшая мать может крепко спатьпри различных шумах, но просыпаться от легкого движения ребенка в кроватке.Активизация мозга осуществляется его неспецифической системой, включаяретикулярную формацию, диффузную таламическую систему, гипоталамическиеструктуры, гиппокамп и т.д. Так, раздражение восходящей ретикулярнойформации вызывает появление быстрых электроколебаний в коре головного мозга(явление десинхронизации), повышает подвижность нервных процессов, снижаетпороги чувствительности, что очень сходно с общим состоянием вниманияорганизма. Среди «пусковых» механизмов ретикулярной формации следует прежде всегоотметить ориентировочный рефлекс. Он представляет собой врожденную реакциюорганизма на всякое изменение окружающей среды у людей и животных. Вкомнате раздался шорох, и котенок встрепенулся, насторожился, как говорят,навострил уши и устремил глаза в сторону звука. На уроке все ученикисосредоточенно пишут сочинение. Но вот дверь в классе слегка приоткрылась;несмотря на поглощенность работой, все школьники и сам учитель повернулиголову к двери. Этот рефлекс И. П. Павлов очень метко назвал рефлексом «чтотакое?». Однако всего вышесказанного явно недостаточно для объясненияизбирательного характера внимания и, следовательно, необходимо болееглубоко ознакомиться со сложными процессами, происходящими в организме.Обычно выделяют две основные группы механизмов, осуществляющих фильтрациюраздражении из среды: периферические и центральные. К периферическиммеханизмам можно отнести настройку органов чувств. Прислушиваясь к слабомузвуку, человек поворачивает голову в сторону звука и, одновременно,соответствующая мышца натягивает барабанную перепонку, повышая еечувствительность. При очень сильном звуке натяжение барабанной перепонкиослабевает, что ухудшает передачу колебаний во внутреннее ухо. Остановкаили задержка дыхания в моменты наивысшего внимания также способствуютобострению слуха. По мнению Д. Е. Бродбента, внимание - это фильтр,отбирающий информацию именно на входах, т.е. на периферии. Он установил,что если человеку подавали информацию одновременно в оба уха, но, согласноинструкции, он должен был воспринимать ее лишь левым, то подававшаяся приэтом в правое ухо другая информация полностью игнорировалась. В дальнейшембыло показано, что периферические механизмы отбирают информацию пофизическим характеристикам. У. Нейсер назвал эти механизмы предвниманием,связывая их с относительно грубой обработкой информации (выделение фигурыиз фона, слежение за внезапными изменениями во внешнем поле). Концентрация психической деятельности в определенном направлении иодновременное отвлечение от всего остального достигается благодаря законувзаимной индукции нервных процессов возбуждения и торможения в коре большихполушарий головного мозга, с которыми вы знакомились в курсе анатомии ифизиологии. Возникший под воздействием внешнего сигнала очаг возбуждения вкоре больших полушарий вызывает торможение в других участках коры. Такобеспечиваются оптимальные, т. е. наилучшие, условия для восприятия илиобдумывания того, на что направлено внимание. И. П. Павлов в работе«Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности(поведения) животных» очень образно описывал этот процесс: «Если бы можно было видеть сквозь черепную крышку и если бы местобольших полушарий с оптимальной возбудимостью светилось, то мы увидали бына думающем сознательном человеке, как по его большим полушариямпередвигается постоянно изменяющееся в форме и величине причудливонеправильных очертаний светлое пятно, окруженное на всем остальномпространстве полушарий более или менее значительной тенью. С этими павловскими представлениями о физиологических механизмахвнимания хорошо сочетается принцип доминанты, выдвинутый замечательнымрусским физиологом А. Л. Ухтомским. В нервной системе под влиянием внешнихили внутренних причин возникает очаг возбуждения, который на определенноевремя подчиняет себе остальные участки, доминирует, господствует над ними,управляет поведением. «Пока доминанта в душе ярка и жива, - писал А. А.Ухтомский, - она держит в своей власти поле душевной жизни». Вы, наверное, уже заметили, что в этих словах Ухтомского данопрекрасное описание диалектики всей психической жизни личности, здесьразгадка увлеченности, «одной, но пламенной страсти», вдохновения,интуиции, неожиданных для самого человека открытий. И все это богатство такили иначе связано с вниманием. (Кстати, не забыли ли вы, уважаемыечитатели, что психика целостна и в ней все со всем сцеплено и все от всегозависит?) Для того чтобы направить психическую жизнь человека по определенномуруслу и удерживать ее в заданном направлении, необходимы не тольковнутренние психофизиологические условия, но и внешние. Опытный учитель, даи любой более или менее наблюдательный человек (наблюдательность зависитименно от особенностей внимания; об этом мы поговорим чуть дальше), всегдапо внешнему виду определит, внимателен ли субъект к тому, что ему говорятили показывают, или к тому, чем он в данный момент занят. Когда человек вочто-то внимательно всматривается, он весь как бы подается к объектувосприятия, глаза широко раскрываются, остальные движениязатормаживаются. Когда человека что-то изумляет, это опять-таки четковыражается в мимике внимания. Здесь внимание, как говорил Ч. Дарвин,обнаруживается «легким приподнятием бровей. Когда внимание переходит вчувство неожиданности, то поднятие бровей становится энергичнее, глаза ирот сильно раскрываются... Степень раскрытия этих двух органовсоответствует интенсивности чувства неожиданности». Вы, наверное, уже вспомнили в связи с этим известное выражение:«Слушает открыв рот от удивления», Совсем иначе выражается внимание, направленное на собственные мысли ипереживания: брови чуть сдвинуты, веки опущены - человек как бывсматривается внутрь себя, как говорят, «погружен в себя». Напряженно размышляющий, внимательно слушающий или разглядывающийчеловек не делает лишних движений, все должно быть подчинено главному.Недаром время от времени учителю приходится напоминать: «Иванов, невертись!» Все ясно: лишние, хаотические движения означают, что вниманиепереключилось с главного дела на что-то побочное. В то же время толькодеятельный человек по-настоящему внимателен. Пока человек занят серьезным делом, ему не надо напоминать о внимании.Великий режиссер С. Станиславский, который в книге «Работа актера надсобой» целую главу посвятил вниманию, говорил, что внимание к объектувызывает естественную потребность что-то сделать с ним. Действие же ещеболее сосредоточивает внимание на объекте. Таким образом, внимание,сливаясь с действием и взаимно переплетаясь, создает крепкую связь собъектом.Виды внимания. В самом деле, трудно заставить себя быть внимательным к чему-то, с чемничего нельзя сделать, что не вызывает нашей внешней или внутреннейактивности. Впрочем, есть предметы и явления, которые как бы приковывают ксебе внимание, иногда даже вопреки нашему желанию. Итак, в одном случаенадо заставить себя быть внимательным, а в другом - предмет «сам»обеспечивает внимание, заставляет на себя смотреть, слушать и т. д.Фактически здесь речь идет о двух различающихся видах внимания -произвольном и непроизвольном. С таким делением психики человека мы уже сталкивались, когда речь шлао процессах памяти: одно «само запоминается», другое «надо запомнить ивыучить», одно «само вспомнилось», другое требует активного припоминания.Тогда же мы указывали и на связь памяти с вниманием. А теперь уточним:«само» запоминается то, на что направлено непроизвольное внимание; то, чтонадо запомнить, нуждается в произвольном внимании. При непроизвольном внимании поток психической жизни психическаядеятельность человека устремляются в том или ином направлении как бы, самипо себе, без сознательных волевых усилий личности, без предварительногонамерения. Недаром этот вид внимания иногда называют непреднамеренным ипассивным. Непроизвольное внимание возникает под влиянием двух рядовфакторов: внешних - особенностей предметов и явлений - и внутренних -отношения личности к тем или иным фактам. явлениям, предметам, событиям,благодаря которому они и становятся привлекательными. Среди внешних причин непроизвольного внимания большую роль играетсила, интенсивность раздражителя. Сильный звук, яркий цвет, острый запах -все это невольно заставляет обратить внимание на предмет, обладающийсоответствующим качеством. При этом следует учитывать не только абсолютную,но и относительную силу раздражителей и особенно контраст между ними. Звукшагов следующего вслед за вами человека едва ли привлечет к себе вниманиеднем на людном перекрестке, зато окажется весьма сильным раздражителемночью. Привлекает внимание все необычное, пульсирующее, движущееся. На этихзакономерностях непроизвольного внимания построена реклама и средстванаглядной пропаганды. Но почему тихий голос дорогого человека привлекает вниманиезначительно сильнее, чем могучий бас известного певца, почему любопытный избасни Крылова разглядел в кунсткамере крошечных букашек, мошек, таракашек,зато «не приметил» слона?.. Почему?.. Впрочем, вы уже, конечно, поняли, чтомы перешли к другой группе факторов, обусловливающих непроизвольноевнимание, к причинам, зависящим от самого субъекта, от его интересов,чувств, потребностей, профессии и т. д. Привлекает к себе внимание то, чтоимеет для личности постоянную или временную значимость. Французскийпсихолог Т. Рибо писал, что характер непроизвольного внимания коренится вглубоких тайниках нашего существа. Направление непроизвольного вниманияданного лица обличает его характер или, по меньшей мере, его стремления.Основываясь на этом признаке, мы можем вывести заключение относительноданного лица, что это человек легкомысленный, банальный, ограниченный, иличистосердечный и глубокий. Красивый солнечный закат привлекает вниманиехудожника, действуя на его эстетическую жилку, тогда как поселянин в том жезакате видит лишь приближение ночи; простые камни вызывают любознательностьгеолога, между тем как для профана это только булыжники и ничего более. Иными словами, скажи мне, что обращает па себя твое внимание, и яскажу, кто ты... Пожалуй, с еще большим основанием можно утверждать другое: скажи, начто ты обращаешь свое внимание, и я скажу, кто ты. Здесь речь идет уже одругом виде внимания - произвольном, преднамеренном, активном. Есливнимание непроизвольное есть и у животных, то произвольное вниманиевозможно только у человека, и возникло оно благодаря сознательной трудовойдеятельности. Для достижения определенной цели человеку приходитсязаниматься не только тем, что само по себе интересно, приятно,занимательно, делать не только то, что хочется, но и то, что необходимо.«Кроме напряжения тех органов, которыми выполняется труд, - писал К. Маркс,- в течение всего времени труда необходима целесообразная воля,выражающаяся во внимании, и притом необходима тем более, чем меньше трудувлекает рабочего своим содержанием и способом исполнения, следовательночем меньше рабочий наслаждается трудом как игрой физических иинтеллектуальных сил». Произвольное внимание - это внимание, связанное с сознательнопоставленной целью, с волевым усилием. Уровень развития такого вниманияхарактеризует не только направленность интересов человека, но и еголичностные, волевые качества: ведь если непроизвольным вниманием, таксказать, командуют, распоряжаются внешние объекты, то хозяиномпроизвольного внимания является сама личность. Формула здесь простая: «Мненадо быть внимательным, и я заставлю себя быть внимательным, несмотря ни начто». Внешние условия влияют и на организацию произвольного внимания.Труднее заставить себя быть внимательным в непривычной обстановке, когдапоявляется много дополнительных конкурирующих раздражителей. Поэтому лучшевсего работается тогда, когда есть четкий режим, хороший ритм работы, когдарабочее место (пусть это даже рабочий стол или парта) специальноподготовлено (ничего лишнего), когда сильные посторонние раздражителиустранены. Едва ли удастся сосредоточиться, если на всю мощность включенмагнитофон или рядом товарищи обсуждают какую-то животрепещущую, носовершенно постороннюю по отношению к вашей работе проблему. В то же времяне стоит требовать полной, «стерильной» тишины или терроризироватьокружающих истерическими возгласами: «Тише! Мешаете!» А ведь люди с такимизнеженным вниманием встречаются. Иногда стремление избавиться ототвлекающих раздражителей становится болезненным. Французский писатель М.Пруст приказал обить стены своего кабинета пробкой, но даже в такойтщательной изоляции он не мог работать днем, опасаясь шумов. С другой стороны, известно немало примеров, свидетельствующих о том,что даже сложная творческая деятельность может протекать в совсем, казалосьбы, неподходящих условиях. Исследователь психологии творчества польскийписатель Я. Парандовский в очень интересной книге «Алхимия слова»рассказывает о писателях и поэтах, которые обладали способностьюабстрагироваться от любого окружения. Такие умудряются писать среди шума.гама, суеты — в казармах, в канцеляриях, на вокзале, в редакции. К нимпринадлежал Сенкевич, который за столиком кондитерской в Закопаненабрасывал на бумагу приключения Кмицица (речь идет о замечательномпольском писателе Генрике Сенксвиче (1846—1916), авторе романов «Огнем имечом», «Крестоносцы», «Пан Володысвский» и др.). Здесь многое зависит и от состояния здоровья, и от привычного стилядеятельности. Очень важно найти свой, т. е. наиболее благоприятный именнодля тебя, режим, ритм и внешние условия работы. Чаще всего соответствующийстиль вырабатывается как бы сам по себе. Но иногда его приходится искатьметодом проб и ошибок. Один мой знакомый - молодой талантливый научныйработник - удивляет окружающих, например, такими резкими переходами: былпериод, когда он плотно заклеил окна в комнате и, добившись полногозатемнения, писал только при искусственном освещении в абсолютной тишине.На следующем этапе он работал за столиком в людном кафе на одной изцентральных московских улиц. Думается, что в конце концов победиттрадиционный письменный стол в собственной квартире... Дополнительные раздражители могут порой не только не мешать работе, нодаже способствовать концентрации внимания. Дело в том, что, когда вцентральной нервной системе существует доминирующее возбуждение,посторонние (не слишком сильные, конечно!) раздражители создаютдополнительные субдоминантные очаги, которые как бы притягиваются кглавному, отдают ему свою энергию, усиливают, укрепляют доминанту. Именнопоэтому тихая музыка, рабочий шумок, нормальные уличные шумы часто помогаютсосредоточиться. Этот закон, кстати сказать, используют инженерныепсихологи, разрабатывая программы функциональной музыки, которуютранслируют в цехах промышленных предприятий. В зависимости от характератруда музыка, конечно, должна быть разной по жанру и силе звучания. Основные виды внимания - непроизвольное и произвольное - тесно связанымежду собой и порой переходят друг в друга. Наверное, каждый испытывал этивзаимные переходы на себе. По телевидению идет любимая передача - «Клубпутешественников». Но к завтрашнему дню необходимо дописать домашнеесочинение. Вы заставляете себя выключить телевизор, нехотя раскрываетететрадь, с напряжением вчитываетесь в написанные накануне строки... «Нет,не то... А что если попробовать так... А ведь на самом деле - эти «лишниелюди» напоминают некоторых наших современников - говорят красиво, а толкуот них никакого...». И уже исчезло все вокруг, вы увлечены работой, и вусилиях для поддержания внимания уже нет надобности. Как назвать это новоесостояние? По происхождению и по сохранившейся сознательной цели ононапоминает произвольное, а по характеру деятельности, по яркости и по тому,что оно не утомляет человека, - непроизвольное внимание. Советский психологН. Ф. Добрынин назвал этот вид внимания послепроизвольным. В любой сознательной деятельности постоянно переплетаются все видывнимания. И каждый из них имеет свои ценные качества. Обращаясь к учителям,К. Д. Ушинский советовал использовать и непроизвольное, и произвольноевнимание. Его советы, как мы дальше увидим, полезны для каждого: «Конечно,сделав занимательным свой урок, вы можете не бояться наскучить детям, нопомните, что не все может быть занимательным в ученье, а непременно есть искучные вещи, и должны быть. Приучите же ребенка делать не только то, чтоего занимает, но и то, что не занимает, - делать ради удовольствияисполнить свою обязанность» Замените слова «приучите же ребенка» (они понадобятся вам позже, наследующем этапе вашей жизни) словами «самого себя» и получите прекраснуюпрограмму самовоспитания внимания.Основные свойства внимания. Внимание отвечает не только за направление потока психической жизничеловека, но и за другие его важные особенности. Действительно, потокможет двигаться по широкому или узкому руслу. От этого, как мы знаем, будетзависеть его энергия; определенное направление может удерживатьсядлительное или короткое время, при этом в разных условиях переключениепотока из одного русла в другое может осуществляться с различной скоростьюи требовать неодинаковых усилий; поток психической жизни способен иногдакак бы раздваиваться и устремляться по параллельным или не оченьпараллельным дополнительным каналам; наконец, струи этого потока не текутплавно и безмятежно, а как бы пульсируют в своих берегах. Сложная динамикапсихической жизни человека выражается в основных свойствах внимания. Особое значение для достижения успеха в любой деятельности имеетсосредоточенность и устойчивость внимания, которые характеризуют глубину,длительность и интенсивность психической деятельности человека. Именнососредоточенность и устойчивость отличают людей, страстно увлеченных делом,умеющих ради основного отключиться от многочисленных побочныхраздражителей. Перечитайте описания процесса вдохновенной творческой деятельности,помещенные в предыдущей главе, и вы убедитесь в правильности словавстрийского писателя С. Цвейга, который говорил о великой тайне«безраздельной сосредоточенности, создающей художника и ученого, истинногомудреца и подлинного безумца...» Даже при очень устойчивом и сосредоточенном внимании всегда естькратковременные непроизвольные изменения степени его интенсивности,напряженности. Это колебания внимания. Поднесите к уху часы и вы заметите, что тиканье их то усиливается, тоослабляется и вдруг на мгновение вообще исчезает. Колебания внимания легконаблюдать и при зрительных восприятиях с помощью двойственных изображений.Что вы видите на рисунке: вазу на черном фоне или два профиля на белом? Кактолько человек увидит оба изображения, в силу вступают колебания внимания:изображение как бы пульсирует - вы видите то вазу, то профили. Двойственным является и изображение усеченной пирамиды. Она кажется товыпуклой, обращенной вершиной к зрителю, то углубленной с уходящей вдальзадней стенкой. И опять-таки здесь налицо колебания внимания: стенка как быто приближается, то удаляется от зрителя. Впрочем, колебания можно снять,если не просто рассматривать фигуру, а поставить перед собой новую, болеесложную задачу. Представим себе, что перед нами изображение комнаты,которую необходимо обставить: справа поставим стол и стулья, слева на стенухорошо бы повесить картину, на пол постелить ковер, на потолок - хорошо былюстру и т. д. Пока вы «обставляете» комнату, колебаний внимания небудет... Из этого опыта можно сделать выводы, касающиеся сохраненияустойчивости внимания: необходима внешняя и внутренняя активность личности,надо ставить перед собой все новые и новые, задачи. Как заставить себя, например, для полного усвоения несколько развнимательно прочитать один и тот же текст - статью или параграф учебника?Этого можно добиться, если перед каждым повторным чтением ставить новыезадачи. Сказать себе: «Первый раз читаю для общего ознакомления, теперьпрочту, чтобы усвоить логику доказательств, которые приводит автор, дальшеважно понять, как этот материал связан с предыдущим», и т. д. Инымисловами, надо учиться смотреть даже на знакомые явления с новой точкизрения. Под распределением внимания понимают субъективно переживаемуюспособность человека удерживать в центре внимания определенное числоразнородных объектов одновременно. Именно эта способность позволяетсовершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания.Хрестоматийным примером служат феноменальные способности Юлия Цезаря,который, согласно преданию, мог одновременно делать семь не связанных междусобой дел. Известно также, что Наполеон мог одновременно диктовать своимсекретарям семь ответственных дипломатических документов. Однако, какпоказывает жизненная практика, человек способен выполнить только один видсознательной психической деятельности, а субъективное ощущениеодновременности выполнения нескольких обязано быстрому последовательномупереключению с одной на другую. Еще В.Вундтом было показано, что человек неможет сосредоточиваться на двух одновременно предъявляемых раздражителях.Однако иногда человек действительно способен выполнять одновременно двавида деятельности. На самом деле, в таких случаях один из видов выполняемойдеятельности должен быть полностью автоматизирован и не требовать внимания.Если же это условие не соблюдается, совмещение деятельности невозможно. Исследование распределения внимания имеет большое практическое значение.Для этой цели используются так называемые таблицы Шульте. На этих таблицахизображены два ряда беспорядочно разбросанных цифр, красных и черных.Испытуемый должен в определенной последовательности называть серию цифр,чередуя каждый раз красную и черную цифру. Иногда эксперимент усложняют -на красную цифру надо показывать в прямом порядке, а на черную - вобратном. Как показали исследования, у отдельных испытуемых здесь отчетливовыступают значительные индивидуальные различия. Исследователи (в частности,А. Р. Лурия) считают, что эти различия могут надежно отражать некоторыевариации силы и подвижности нервных процессов и с успехом использоваться вдиагностических целях. Многие авторы считают, что распределение внимания, по существу,является обратной стороной его переключаемости. Переключаемость илипереключение внимания определяются скрытно, переходя от одного видадеятельности к другому. Переключение означает сознательное и осмысленноеперемещение внимания с одного объекта на другой. В целом переключаемостьвнимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейсяситуации. Легкость переключения внимания у разных людей различна и зависитот целого ряда условий (это прежде всего соотношение между предшествующей ипоследующей деятельностью и отношение субъекта к каждой из них). Чеминтереснее деятельность, тем легче на нее переключиться, и наоборот.Переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств. Следующее свойство внимания - это его объем. Объем внимания - особыйвопрос. Известно, что человек не может одновременно думать о разных вещах ивыполнять разнообразные работы. Это ограничение вынуждает дробитьпоступающую извне информацию на части, не превышающие возможностиобрабатывающей системы. Таким же образом человек обладает весьмаограниченными возможностями одновременно воспринимать несколько независимыхдруг от друга объектов - это и есть объем внимания. Важной и определяющейего особенностью является то, что он практически не поддается регулированиюпри обучении и тренировке. Исследование объема внимания обычно производится путем анализа числаодновременно предъявляемых элементов (чисел, букв и т.п.), которые могутбыть с ясностью восприняты субъектом. Для этих целей используется прибор,позволяющий предъявить определенное число раздражителей так быстро, чтобыиспытуемый не мог перевести глаза с одного объекта на другой. Это позволяетизмерить число объектов, доступных для одновременного опознания, с помощьюприбора, называемого тахистоскопом. Обычно он состоит из окошечка,отделенного от рассматриваемого объекта падающим экраном, прорезь которогоможет произвольно изменяться так, что рассматриваемый объект появляется вней на очень короткий промежуток времени (от 10 до 50—100 мс). Число ясновоспринимаемых предметов и является показателем объема внимания. Еслипредъявляемые объекты достаточно просты и разбросаны по демонстрируемомуполю в беспорядке, объем внимания колеблется от 5 до 7 одновременно ясновоспринимаемых объектов. Вообще-то объем внимания - величина индивидуальноизменяющаяся, но классическим показателем объема внимания у людей считаетсяравный 5±2. Понятие объем внимания очень близко к понятию объем восприятия и широкоприменяемые в литературе понятия поля ясного внимания и поле неясноговнимания очень близки к понятиям центра и периферии зрительного восприятия,в отношении которого они были подробно изучены. Однако количествонаходящихся в поле нашего внимания связанных между собой элементов,объединенных в осмысленное целое, может быть много больше. Объем вниманияпоэтому является изменчивой величиной, зависящей от того, насколько связаномежду собой содержание, на котором сосредоточивается внимание, и от уменияосмысленно связывать и структурировать материал. Последнее обстоятельствонеобходимо учитывать в педагогической практике, систематизируяпредъявляемый материал таким образом, чтобы не перегружать объем вниманияучащихся.Отвлекаемость и рассеянность внимания Отвлекаемость (отвлечение) внимания - это непроизвольное перемещениевнимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии постороннихраздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью.Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Внешняя отвлекаемостьвозникает под влиянием внешних раздражителей; при этом произвольноевнимание становится непроизвольным. Наиболее отвлекают предметы илиявления, которые появляются внезапно и действуют с меняющейся силой ичастотой. Как было сказано, в ответ на эти раздражители у человекапоявляется трудно угасаемый ориентировочный рефлекс. Во время учебныхзанятий школьников как в классе, так и дома должны быть устранены предметыи воздействия, отвлекающие детей от их основного дела. Внутренняя отвлекаемость внимания возникает под влиянием сильныхпереживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и чувстваответственности за дело, которым в данный момент занят человек. Чтобыученик мог внимательно и успешно учиться, следует устранять из его жизниотвлекающие его от занятий отрицательные переживания: страх, гнев, обиду,чувство оскорбленного достоинства и пр. Воспитание у школьников стойкого иглубокого интереса к знаниям также является важным условием борьбы сотвлекаемостью внимания. Физиологической основой внешней отвлекаемости внимания являетсяотрицательная индукция процессов возбуждения и торможения, вызваннаядействием внешних раздражителей, не имеющих отношения к выполняемойдеятельности. При внутренней отвлекаемости внимания, обусловленной сильнымичувствами или желаниями, в коре мозга появляется мощный очаг возбуждения; сним не может конкурировать более слабый очаг, соответствующий объектувнимания; по закону отрицательной индукции в нем возникает торможение. Вслучаях внутренней отвлекаемости, обусловленной отсутствием интереса, онаобъясняется запредельным торможением, развивающимся под влиянием утомлениянервных клеток скучной монотонной работой. Рассеянностью называется неспособность человека сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени. Встречается два видарассеянности: мнимая и подлинная. Мнимая рассеянность - это невнимание человека к непосредственноокружающим предметам и явлениям, вызванная крайней сосредоточенностью еговнимания на каком-то предмете. Мнимая рассеянность - результат большойсосредоточенности и узости внимания. Иногда ее называют «профессорской»,так как она нередко встречается у людей этой категории. Внимание ученогоможет быть настолько сконцентрировано на занимающей его проблеме, что он неслышит обращенных к нему вопросов, не узнает знакомых, отвечает невпопад.Физиологической основой мнимой рассеянности является мощный очагоптимального возбуждения в коре, вызывающего торможение в окружающих егоучастках по закону отрицательной индукции. Неясность отражения различногорода внешних воздействий при рассеянном внимании объясняется тем, что онопроисходит на участках коры, находящихся в состоянии торможения. «Присосредоточенном думании, - пишет И. П. Павлов, - при увлечении каким-нибудьинтересным делом мы не видим и не слышим, что около нас происходит, - явнаяотрицательная индукция». Рассеянность как следствие внутренней сосредоточенности не причиняетбольшого вреда делу, хотя и затрудняет ориентацию человека в окружающеммире. Хуже подлинная рассеянность. Человек, страдающий рассеянностью этогорода, с трудом устанавливает и удерживает произвольное внимание на каком-либо объекте или действии. Для этого ему требуется значительно большеволевых усилий, чем человеку нерассеянному. Произвольное вниманиерассеянного человека неустойчиво, легко отвлекаемо. Физиологическиподлинная рассеянность объясняется недостаточной силой внутреннеготорможения. Возбуждение, возникающее под действием речевых сигналов, легкоиррадирует, но с трудом концентрируется. В результате этого в коре мозгарассеянного человека создаются неустойчивые очаги оптимальной возбудимости. Причины подлинно рассеянного внимания разнообразны. Их знаниенеобходимо учителю, чтобы не укреплять рассеянность некоторых детей, абороться с ней. Причиной подлинной рассеянности может быть общеерасстройство нервной системы (неврастения), малокровие, болезни носоглотки,затрудняющие поступление воздуха в легкие и, следовательно, обедняющиекислородное питание мозговых клеток. Иногда рассеянность появляется врезультате физического и умственного утомления и переутомления, тяжелыхпереживаний. Одной из причин подлинной рассеянности является перегрузка мозгабольшим количеством впечатлений. Вот почему не следует в учебное время годачасто отпускать детей в кино, театр, водить в гости, разрешать ежедневносмотреть телевизор. Разбросанность интересов также может привести кподлинной рассеянности. Некоторые ученики записываются сразу в несколькокружков, берут книги из многих библиотек, увлекаются спортом,коллекционированием и прочим, и при этом ничем серьезно не занимаются.Подобная неупорядоченность увлечений лишь укрепляет рассеянность, мешаетучиться. Причиной подлинной рассеянности может быть и неправильноевоспитание ребенка в семье: отсутствие определенного режима в занятиях,развлечениях и отдыхе ребенка, выполнение всех его прихотей, освобождениеот трудовых обязанностей. Скучное преподавание, которое не будит мысль, незатрагивает чувств, не требует напряжения воли, - один из источниковрассеянности внимания учащихся.Тесты. 1. В шести квадратах размещены белые и черные кружочки. Вам даетсяминута времени, чтобы запомнить расположение кружочков в каждом изквадратов. Теперь закройте книгу и постарайтесь по памяти нарисоватьквадраты и восстановить расположение кружочков в них. За каждый правильно помещенный кружочек вы получаете одно очко. Есливы наберете 35 очков, вы очень внимательны. [pic] 2. Из какого количества маленьких рыбок состоит эта большая рыба?Скажите сразу, не подсчитывая, а потом проверьте себя. [pic] 3. Можете ли вы менее чем за минуту найти квадратик, который содержитвсе лепестки этой прекрасной розы? [pic] Используемая литература.1. Коломинский “Человек: психология”, Москва “Просвящение” 1986 г.2. “Общая психология (курс лекций)” cоставитель И. Е. Рогов. Москва“Владос” 1998 г.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Психология внимания iconРеферат на тему: «Психология внимания»
Это распределение, концентрация, переключение, устойчивость, избирательность и объем (объем внимания – не то же самое, что объем...
Психология внимания iconРеферат на тему: «Психология внимания»
Это распределение, концентрация, переключение, устойчивость и объем (объем внимания – не то же самое, что объем памяти). Во-вторых,...
Психология внимания iconIi 1 Формирование и развитие внимания
Первоначально процессы произвольного внимания, направляемого речью взрослого, становятся для ребенка, скорее, процессами его внешнего...
Психология внимания icon«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) «утверждаю»
Данная дисциплина связана со следующими дисциплинами образовательной программы: возрастная психология и психология развития, педагогическая...
Психология внимания iconУпражнения для самостоятельной оценки своего внимания (справился –не справился) для одарённых (более успешных ) детей. Упражнение «Наблюдательность»
Упражнение на развитие зрительного внимания. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти
Психология внимания icon1. Пояснительная записка. Требования к студентам. Поскольку курс «Психология менеджмента»
«Менеджмент», «Общая психология», «Социальная психология», «Психология личности»
Психология внимания iconПояснительная записка. Требования к студентам
«Общая психология», «Социальная психология», «Экспериментальная психология», «Психология личности»
Психология внимания icon«Психология труда, инженерная психология и эргономика» направление 030300. 62 «психология»
Место дисциплины в структуре ооп «Психология труда, инженерная психология и эргономика» является дисциплиной базовой части профессионального...
Психология внимания icon1. Пояснительная записка
«Общая психология», «Социальная психология», «Экспериментальная психология», «Психология личности»
Психология внимания icon«Психология»
Знания в объеме дисциплин «Общая психология», «Социальная психология», «Психология личности»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы