Таланкина Людмила Алексеевна, учитель русского языка и литературы моу катайская средняя общеобразовательная школа №1 Форма проведения: заседание icon

Таланкина Людмила Алексеевна, учитель русского языка и литературы моу катайская средняя общеобразовательная школа №1 Форма проведения: заседание



НазваниеТаланкина Людмила Алексеевна, учитель русского языка и литературы моу катайская средняя общеобразовательная школа №1 Форма проведения: заседание
Дата конвертации15.07.2012
Размер81,29 Kb.
ТипЗаседание
скачать >>>


Конспект урока.

Литература 11 класс.


Таланкина Людмила Алексеевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ Катайская средняя

общеобразовательная школа №1


Форма проведения: заседание пресс – клуба.

Тема: Художественная правда о сражающемся народе, о человеке на войне, о трудной победе. По повести В. Кондратьева «Сашка».


Цели: 1.Познакомить учащихся с повестью В.Кондратьева «Сашка». Рассмотреть

вопрос «Человек на войне. Нравственные основы поведения человека в

различных ситуациях на войне».

2. Развивать навыки связной монологической речи, творческие способности

учащихся.

3. Воспитывать нравственные и патриотические чувства на примере героев

повести.

Оборудование: портрет писателя, рисунки учащихся, видеосюжет. Таблички с надписями: издатели, журналисты, историки, читатели.


Ход урока.


1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Работа над темой урока.


1). Слово учителя.

Сегодня мы впервые проводим заседание пресс-клуба. В аудитории присутствуют историки, журналисты, издатели, читатели и гости.

На заседании пресс-клуба мы будем говорить о книге В. Кондратьева «Сашка». Каждый из присутствующих может высказывать свою точку зрения, вступать в дискуссию, задавать вопросы. Имя Вячеслава Кондратьева пока ещё мало знакомо нашим читателям, поэтому хотелось бы услышать слово об авторе. Давайте послушаем издателей книги. Слайд №1


2). Слово издателей книги об авторе.

До войны В. Кондратьев был художником-оформителем. В 1939 году с первого курса ВУЗа ушёл в армию. Служил на Дальнем Востоке. В декабре 1941 года после многочисленных рапортов отправлен на фронт. На переломе от зимы до весны 1942 года Кондратьев находился подо Ржевом.. О тяжести боёв, доставшихся там бойцам, можно судить по тому, что всего только в первую неделю он был помкомвзвода, командиром взвода, командиром роты, после пополнения снова командир взвода. Потом новые бои, тяжёлые, неудачные, такие, о которых с перехваченным горлом вспоминают фронтовики. В бою был ранен, медаль «За отвагу»,- за отвагу под Ржевом. После отпуска по ранению снова фронт, служба в железнодорожных войсках в разведке. В конце 1943 года тяжёлое ранение, полгода в госпитале, инвалидность. К. Симонов писал: «Оказался в самое трудное время в самом трудном месте на самой трудной должности – солдатской».

3). Диалог.

- Учитель. Кто хотел бы задать вопрос издателям книги?

- Журналисты. Как у автора возник замысел создания книги?

4). Ответ издателей.

Кондратьев в немолодые уже годы взялся за повесть о войне. Видимо подошли лета, пришла зрелость, а с нею и ясное понимание, что война - зто самое главное, что было у меня в жизни. Начали мучить воспоминания, даже запахи войны ощущал. Ночами приходили в сны ребята из родного взвода, курили самокрутки, поглядывали на небо, ожидая бомбардировщика. Жадно читал военную прозу, но «тщетно искал и не находил в ней своей войны», хотя война была одна. Понял, что о своей войне может рассказать только сам. Кондратьев стал разыскивать своих ржевских однополчан, но никого не нашёл и вдруг подумал, что, может, уцелел он один. Значит, тем более он должен обо всём рассказать! Это его долг. Весной 1962 года поехал под Ржев. Протопал 20 километров пешком до самой своей бывшей передовой, увидел ту истерзанную, всю испещрённую воронками ржевскую землю, на которой валялись ещё и ржавые пробитые каски, и солдатские котелки, увидел - это было самое страшное - не захороненные останки тех, кто с ним хлебал из одного котелка жидкую пшёнку или с кем спасался в одном шалашике при минном обстреле. «Об этом писать можно только строгую правду, иначе это будет просто безнравственно», - писал Кондратьев. Слайд №2

4). Диалог.

  • Журналисты. Расскажите, как издательство работало над этой книгой?

  • Издатели. Повесть В. Кондратьева «Сашка» вышла в 1986 году полумилионным тиражом в издательстве «Современник» В 1989 году массовым тиражом в издательстве «Детская литература».

  • Журналисты. Расскажите, как оформлена обложка книги?

- Издатели. Рассказывает ученица на основе выполненного ею рисунка (Слайд№3)

- Журналисты. Каким художники представили себе героя повести?

- Издатели. Рассказывает ученица на основе выполненного ею рисунка (Слайд №4)


5). Учитель. Спасибо издателям за интересную информацию. Теперь слово нужно представить историкам. О каких исторических событиях идёт речь в произведении?


6).Слово историкам.

Бои под Ржевом были страшные, изнурительные с огромными человеческими жертвами. В период наступления устанавливалась норма расхода боеприпасов 1-2 выстрела на орудие в сутки! Поэтому огромные потери. Войска переутомлены, ослаблены. В полках и дивизиях не хватало солдат, пулемётов, миномётов, артиллерии, боеприпасов, танков остались единицы.

7).Учитель. Такова историческая справка, рассказывающая о конкретных событиях отечественной войны, о суровой правде войны. О боях под Ржевом написал в стихотворении Александр Твардовский «Я убит подо Ржевом». (Чтение стихотворения учеником)

8).Учитель. Пора выслушать рассказ о «своей» войне, описанной Кондратьевым.


9).Историки. Рассказ эпизодов «Фронт» и «Тыл» в изображении Кондратьева. (стр. 127, 139, 142,150)


10).Учитель. Писатель открыл нам правду о войне, пропахшую потом и кровью. На этой войне сражался герой повести. Каким он был, этот человек, спасший нашу землю от фашистского нашествия? Какими они были, вставшие от края и до края? Разве нам всё равно? Разве не важно для нас, для нашей собственной жизни представить себе, о чём думали они, чего хотели, к чему стремились?


11).Журналисты - читателям.

-Кто главный герой повести?

-В каких эпизодах ярче всего проявляется характер героя?

12). Читатели. Называются эпизоды: Слайд №5

  • Валенки для ротного.

  • Пленение немца.

  • Сцена расстрела.

  • Помощь раненому.

  • Свидание с Зиной.

  • Эпизод в госпитале.


13). Обсуждение эпизодов и составление таблицы в тетради. Слайд №6,7


Эпизод.

Черты характера главного героя

«Валенки для ротного»

-Краткий пересказ эпизода.

-Какие качества характера героя проявляются в данном эпизоде?

Заботливость.

«Пленение немца»

  • Как Сашка относится к немцу?

  • Составление сравнительной характеристики героев: Сашки и немца.

  • В чём причина положительного отношения Сашки к немцу?

Отчаянная храбрость.


Таблица создаётся с опорой на текст. Слайд №8, 9

Сашка

Немец


Телогрейка, грязью заляпанная.

Кадровый боец.

Жил в деревне.

Вид у него был не ахти: обгоревшая, заляпанная грязью телогрейка вся в дырах, брюки ватные в клочьях, руки чёрные, обожжённые.


Бывалый боец, у которого все смерти на передке не выжали ни одной слезинки.

Молодой был и курносый, Сашкин одногодок, лет 20-22.

Курносый, веснушчатый, на вид прямо русский.

Страха особого не выказывал.

Был без шинелишки, в сереньком мундирчике, в коротких сапогах, с аккуратной заплаткой на середине.

Протянул портсигар без суеты и подобострастия.

Главного ничего не сказал.

Я не фашист, я немецкий солдат.


Немец не трус.

14).Журналисты - читателям.

В чём причина положительного отношения Сашки к немцу?


15).Читатели. Чтение эпизода. (стр. 148, 158)

У самого Сашки ненависть к фашистам почему-то не переносилась на этого вот пленного. Вот когда поднялись они из-под взгорка – серые, страшные, нелюди какие-то,- это были враги! Их-то Сашка готов был давить и уничтожать безжалостно! Но, когда брал он этого фрица, дрался с ним, ощущая тепло его тела, силу его мышц, показался он Сашке обыкновенным человеком, таким же солдатом, как и он, только одетым в другую форму, только одураченным и обманутым.


16).Продолжение обсуждения эпизодов и построение таблицы. Слайд №10


Эпизод.

Черты характера главного героя

«Сцена расстрела» Просмотр видеосюжета.


Учитель. Почему Сашка отказывается расстрелять немца?

Учитель. Какие качества характера героя проявились в этом эпизоде?


Журналист. Чем важен для вас этот эпизод?


Учитель. В каком ещё эпизоде проявились названные черты характера героя?

Жалел он немца. Может, не столько жалел, сколько не представлял, как будет вести его куда-то … и безоружного, беспомощного стрелять будет. Много, очень много видел Сашка смертей за это время, но цена человеческой жизни не умалилась от этого в его сознании.


Доброта, участливость, гуманность, человеколюбие, отзывчивость.


Умение отстаивать свою точку зрения, верность своим принципам, своей правоте.

«Помощь раненому».

Чувство ответственности.

«Свидание с Зиной».

Что значила Зина в Сашкиной жизни?

Умение понять и простить.


«В госпитале».

Осуждаем ли мы Сашку за этот поступок или оправдываем его?

Как вы думаете, стали ли Сашка и лейтенант Володька настоящими друзьями? Что их сблизило?

Верность дружбе.


17).Учитель.

- Что пришлось испытать Сашке на фронте? Ответы подтверждаются текстом.

«Дважды придётся Сашке пройти под смерть - туда и обратно. А такая неохота, если добьют. Но Сашка все эти страшные два месяца только и делал, чего неохота. И в наступления, и в разведку- всё это через силу, превозмогая себя, заколачивая страх и жажду жить вглубь, на самое донышко души, чтобы не мешали они ему делать то, что положено, что надо».

- Что давало Сашке силы выдержать тяжелейшие испытания?

«О многом передумалось здесь за эти месяцы, вдосыть набедовался Сашка под этими ржевскими деревеньками, которые брали, брали, да так и не смогли взять.. Но ни разу не засомневался он в победе. Казалось уж яснее ясного - сильнее немец пока. Но всё же знал Сашка точно - не победить немцу».

-Можно ли всё, что делал Сашка на фронте, считать подвигом?

«Но не обезверел и делал своё солдатское дело, как умел, хотя особых геройств вроде не совершал. И совсем не думал, что одно нахождение тут, в холоде и голоде, без укрытий и окопов, под каждочасным обстрелом, является уже подвигом».

4.Вывод.

Учитель. Мы рассмотрели ключевые эпизоды повести В. Кондратьева, которые помогли нам узнать лучше героя, причину многих его поступков. Кто он этот человек, спасший Россию? Вот он идёт по улицам Москвы, которую он защищал.

«Подтянулся, выпрямил грудь, зашагал увереннее, не стесняясь уже своего небритого лица, своей оборванной, обожжённой телогрейки, своей ушанки простреленной с торчащими клоками ваты, своих разбитых ботинок и заляпанных грязью обмоток».


Вот он идёт по улицам Москвы. Солдат, защитник, человек долга. Один из многих.

Вот такая «своя» война у Кондратьева. Вот таким он изобразил человека на войне.


5. Итог урока

Чему учащиеся научились на уроке? Какие эмоциональные впечатления вынесли из разговора?

Понравилась ли учащимся нетрадиционная форма проведения урока?

Какие моменты урока показались наиболее интересными?


Литература

1. Кондратьев В.Л. Повесть «Сашка» - М.: «Детская литература». 1989

2. http://militera.lib.ru/poetry/russian/tvardovsky/03.html

3. http://militera.lib.ru/prose/russian/kondratyev1/01.html




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Таланкина Людмила Алексеевна, учитель русского языка и литературы моу катайская средняя общеобразовательная школа №1 Форма проведения: заседание iconТаланкина Людмила Алексеевна, учитель русского языка и литературы моу катайская средняя общеобразовательная школа №1 урок
Тема: Художественная правда о сражающемся народе, о человеке на войне, о трудной победе. По повести В. Кондратьева «Сашка»
Таланкина Людмила Алексеевна, учитель русского языка и литературы моу катайская средняя общеобразовательная школа №1 Форма проведения: заседание iconМетодические приемы работы над сочинением- рассуждением в 9 классе при подготовке учащихся к гиа. Ткачева Анна Николаевна, учитель русского языка и литературы моу «Муниципальная средняя общеобразовательная школа №2 г. Кременки»
...
Таланкина Людмила Алексеевна, учитель русского языка и литературы моу катайская средняя общеобразовательная школа №1 Форма проведения: заседание iconПетрова Светлана Игоревна, учитель русского языка и литературы моу «Каргапольская средняя общеобразовательная школа №4». Класс: 8 Тема урок
Сведения об авторе разработки: Петрова Светлана Игоревна, учитель русского языка и литературы моу «Каргапольская средняя общеобразовательная...
Таланкина Людмила Алексеевна, учитель русского языка и литературы моу катайская средняя общеобразовательная школа №1 Форма проведения: заседание iconРамазанова Акмарал Сабыровна, учитель русского языка и литературы моу «Восточная средняя общеобразовательная школа». урок литературы по региональному компоненту с использованием икт. Тема: урок
Автор: Рамазанова Акмарал Сабыровна, учитель русского языка и литературы моу «Восточная средняя общеобразовательная школа»
Таланкина Людмила Алексеевна, учитель русского языка и литературы моу катайская средняя общеобразовательная школа №1 Форма проведения: заседание iconКороткова Галина Викторовна, учитель русского языка и литературы моу брылинская средняя общеобразовательная школа Каргапольского района. Предмет: русский язык. Класс: Тема: «Имя числительное». урок
Автор: Короткова Галина Викторовна, учитель русского языка и литературы моу брылинская средняя общеобразовательная школа Каргапольского...
Таланкина Людмила Алексеевна, учитель русского языка и литературы моу катайская средняя общеобразовательная школа №1 Форма проведения: заседание iconКороткова Галина Викторовна, учитель русского языка и литературы моу брылинская средняя общеобразовательная школа Каргапольского района. Предмет: русский язык. Класс: Тема: «Имя числительное». урок
Автор: Короткова Галина Викторовна, учитель русского языка и литературы моу брылинская средняя общеобразовательная школа Каргапольского...
Таланкина Людмила Алексеевна, учитель русского языка и литературы моу катайская средняя общеобразовательная школа №1 Форма проведения: заседание iconИсторические истоки современного русского языка
Автор – Барсукова Ж. Л., учитель русского языка и литературы моу земцовская средняя общеобразовательная школа Нелидовского района...
Таланкина Людмила Алексеевна, учитель русского языка и литературы моу катайская средняя общеобразовательная школа №1 Форма проведения: заседание iconЗиновьева Татьяна Петровна, учитель русского языка и литературы, учитель высшей квалификационной категории, моу «Средняя общеобразовательная школа №49 города Кургана» конспект урок
Автор: Зиновьева Татьяна Петровна, учитель русского языка и литературы, учитель высшей квалификационной категории, моу «Средняя общеобразовательная...
Таланкина Людмила Алексеевна, учитель русского языка и литературы моу катайская средняя общеобразовательная школа №1 Форма проведения: заседание iconПлан-конспект урока русского языка в 8 классе. Учитель русского языка и литературы мбоу «Карагайская средняя общеобразовательная школа №1» Пермского края Тетенова Нина Николаевна
Учитель русского языка и литературы мбоу «Карагайская средняя общеобразовательная школа №1» Пермского края
Таланкина Людмила Алексеевна, учитель русского языка и литературы моу катайская средняя общеобразовательная школа №1 Форма проведения: заседание iconПродукта
Место работы моу «Средняя общеобразовательная школа №3»,учитель русского языка и литературы
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы