Тема: «Обучение написанию сочинения на лингвистическую тему». (Подготовка к гиа в 9 классе) Цель icon

Тема: «Обучение написанию сочинения на лингвистическую тему». (Подготовка к гиа в 9 классе) Цель



НазваниеТема: «Обучение написанию сочинения на лингвистическую тему». (Подготовка к гиа в 9 классе) Цель
Дата конвертации15.07.2012
Размер51,93 Kb.
ТипСочинение
скачать >>>

Сценарий.

Астанина Нина Александровна

МОУ «Частоозерская СОШ»

Частоозерский район

учитель русского языка и литературы

Тема: «Обучение написанию сочинения на лингвистическую тему».

(Подготовка к ГИА в 9 классе)


Цель: 1. Знать функции языковых явлений;

2. Уметь:

  • ранее полученные знания переводить в практическую деятельность;

  • строить текст сочинения и в нем:

      • формулировать и предъявлять тезис;

      • приводить к нему доводы;

      • подбирать соответствующие примеры;

      • делать вывод.

Тип: урок-практикум.

Оборудование: мультимедийная презентация.


Ход урока.

I. Организационный момент (слайд 1)

Учитель. Написание сочинения-рассуждения проверяет умение создавать собственное связное высказывание на заданную тему на основе прочитанного текста. Работая над сочинением, необходимо помнить, что надо отвечать именно на поставленный вопрос.


II. Актуализация знаний.

Сочинение - рассуждение строится по определенной схеме. Вспомним по какой? (слайд 2)

  • тезис (ответ на вопрос);

  • доводы, обосновывающие вашу позицию;

  • примеры из текста, подтверждающие доводы;

  • вывод.


III. Подготовка к написанию сочинения.

1. Компоненты текста-рассуждения.

Каковы правила тезирования (слайд 3)

1. Тезис должен быть четким и ясным.

2. Тезис должен оставаться неизменным  на протяжении всего доказательства.

Каковы правила аргументации? (слайд 4)

1. Аргументы не должны противоречить друг другу.

2. Аргументы должны быть достаточными для данного тезиса.

3. Аргументы должны соотноситься с темой и тезисом, а не быть мнением вообще.

И вывод (слайд 5)


2. Логические ошибки (слайд 6).

Между тезисом, доводами, примерами и выводом должна существовать логическая связь. Полезно знать, какие ошибки считаются логическими. Какие? Да, это:

  • нарушение абзацного членения;

  • нарушение последовательности микротем;

  • отсутствие логической или речевой связности между абзацами;

  • отсутствие смысловой или речевой связности между предложениями или их частями.

Культура доказательного аргументированного рассуждения является показателем общей культуры человека.


3. Словарная работа (слайд 7-8).

Отвечая на вопрос, важно сохранять последовательность мысли. Заполните таблицу. Какие вводные слова удобно использовать при аргументации? ( Во-первых, во-вторых и т. д. Во-первых… Назвать функцию, затем пример к ней. Во-вторых… Назвать функцию, затем пример к ней).

А какие вводные слова можно использовать при выводе? (Итак, следовательно, таким образом, в общем, словом).

Как на письме выделяются вводные конструкции?

Физминутка для глаз (слайд 8).

А сейчас отдохнем.


4. Практические материалы для подготовки к написанию сочинения

1) Алгоритм написания сочинения-рассуждения (слайд 9)

А) Выдвинуть тезис.

Б) Привести различные доказательства (аргументы) этого тезиса; необходимо привести не менее двух аргументов из текста, иллюстрирующих различные языковые явления.

В) Сделать вывод-заключение, подтверждающий выдвинутый тезис.

2) С чего начать? (слайд 10)

А. Подчеркнуть актуальность темы.

«Без знаков препинания в наши дни обойтись невозможно».

Б. Выразить согласие или несогласие с участником лингвистического спора.

«Я (не) согласен(на) с мнением Антона, что в письменной речи использование знаков препинания необходимо».

В.Собственное высказывание.

«Знаки препинания выполняют несколько важных функций».

Г.Вопрос.

«Зачем нужны знаки препинания?»

Д. Вопрос-ответ

«Нужны ли знаки препинания? Безусловно, нужны»

3) Как строить аргументы (слайд 11)

А. У знаков препинания существуют различные функции.

Б. Приведем доказательства этому примерами из текста.

4) Как сделать вывод? (слайд 12)

А. Поэтому я полностью согласен(на) с мнением Антона.

Б. Знание пунктуации – ключ к правильному выражению своих и пониманию чужих мыслей.

В. Знание пунктуации помогает тонко и четко передать и воспринять смысл написанного.

5) Подсказка там, где вы не ищете.

При написании сочинения на лингвистическую тему обратите внимание на задания из части В. Например, при работе над темой «Можно ли обойтись без знаков препинания?» помогут следующие задания (слайд 13).

6) Работа с текстом.

Прочитайте отрывок из статьи Л. Фоминых «Какой удивительный знак – тире!» (Приложение 1). Отберите материалы, которые вы можете использовать для своего сочинения.

7) Модель сочинения (слайд 14-15).

Вставьте пропуски в модель сочинения.


IV. Создание собственного сочинения (слайд 16).

Обдумывая ответ на вопрос «Зачем нужно тире?», прочитайте ещё раз текст В. Крапивина. (Приложение 2). Приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные функции тире. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале или в общекультурном плане.

Пользуйтесь памяткой (Приложение 3).


V. Вывод.

Учитель. Ребята, для чего существуют знаки препинания?

А вот К.Г. Паустовский ответил на этот вопрос так. Знаки препинания

«существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».


VI. Рефлексия (слайд 17-18).


VII. Домашнее задание.

Выписать из текста предложения с обособленными членами предложения. Выяснить их роль в тексте.


Использованная литература и ресурсы сети Интернет.


  1. Русский язык. 9 класс. Подготовка к ГИА-20012: учебно-методическое пособие/ Под редакцией Сениной Н.А. – Ростов н/Д: Легион – М, 2011.

  2. Уроки русского языка с применением информационных технологий. 9 класс. Методическое пособие с электронным приложением. Авт.сост. Т.А.Захарова, Л.Н.Чурсина, Е.С.Юрьева. – М.: Планета, 2010 (Современная школа).

  3. Отрывок из статьи Л. Фоминых «Какой удивительный знак – тире!» (Журнал «Филолог», №10, 2009.)

  4. wiki.kgpi.ru/mediawiki/.

  5. festival.1september.ru/articles/596535/

  6. imc-eduekb.ru/index.php?option=com...id...

  7. www.proshkolu.ru/gofile/1920133-a313519/&from=newcmt

  8. Электронная физминутка для глаз Галкина И.А.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Тема: «Обучение написанию сочинения на лингвистическую тему». (Подготовка к гиа в 9 классе) Цель iconТезисы по теме урока: «Обучение написанию сочинения на лингвистическую тему»
Это сочинение должно соответствовать функционально-смысловому типу речи – рассуждению. Важная роль отводится при этом умению аргументировать...
Тема: «Обучение написанию сочинения на лингвистическую тему». (Подготовка к гиа в 9 классе) Цель iconПеречень теоретических материалов для оформления тематической тетради «Подготовка к гиа по русскому языку»
Для сочинения на лингвистическую тему – строение сочинения-рассуждения, все функции знаков препинания (в общем: разделительная, выделительная),...
Тема: «Обучение написанию сочинения на лингвистическую тему». (Подготовка к гиа в 9 классе) Цель iconПодготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в рамках элективного курса «развивай дар слова»
Сама природа языка, его связь как с предметами, так и с вещами, окружающими людей, так и с миром понятий, мыслей и чувств человека...
Тема: «Обучение написанию сочинения на лингвистическую тему». (Подготовка к гиа в 9 классе) Цель iconУрок в 9 классе на тему «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе гиа»
Развивающие: развивать мышление, память, внимание; создавать условия для развития монологической речи
Тема: «Обучение написанию сочинения на лингвистическую тему». (Подготовка к гиа в 9 классе) Цель icon9 итп. Русский язык. Учитель Бабочкина Ю. В. Материалы к уроку «Обучение написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему»
Ль увидел маленькую скрипачку в последний день августа, когда шагал на рынок за картошкой. (2)Сперва он услышал музыку. (3)У забора...
Тема: «Обучение написанию сочинения на лингвистическую тему». (Подготовка к гиа в 9 классе) Цель icon9 итп. Русский язык. Учитель Бабочкина Ю. В. Материалы к уроку «Обучение написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему»
Ль увидел маленькую скрипачку в последний день августа, когда шагал на рынок за картошкой. (2)Сперва он услышал музыку. (3)У забора...
Тема: «Обучение написанию сочинения на лингвистическую тему». (Подготовка к гиа в 9 классе) Цель iconПриложение Памятка для учащихся. Последовательность подготовки к написанию сочинения на лингвистическую тему Например, на тему :«Зачем нужно тире?»
Необходимо кратко ответить на вопрос «Зачем нужно тире?» (два-три предложения). Важно назвать не менее 2-х разных функций знака препинания...
Тема: «Обучение написанию сочинения на лингвистическую тему». (Подготовка к гиа в 9 классе) Цель iconДокументи
1. /Материалы по подготовке к написанию сочинения-рассужденияв 11 классе/Памятка к ЕГЭ.doc
Тема: «Обучение написанию сочинения на лингвистическую тему». (Подготовка к гиа в 9 классе) Цель iconТема урока: Подготовка к сочинению – миниатюре на лингвистическую тему: «Какие орфографические правила иллюстрируют слова со скобками»
Подготовка к сочинению миниатюре на лингвистическую тему: «Какие орфографические правила иллюстрируют слова со скобками»
Тема: «Обучение написанию сочинения на лингвистическую тему». (Подготовка к гиа в 9 классе) Цель iconТема урока: Подготовка к гиа в 9 классе. Лексическая тема
Лексическая тема: «Прежде чем сделать подумай, к чему приведёт твой поступок!»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы