«Педиатрия» icon

«Педиатрия»



Название«Педиатрия»
Дата конвертации14.07.2012
Размер76,49 Kb.
ТипМетодическая разработка
скачать >>>

Ставропольская государственная медицинская академия

Кафедра детских болезней лечебного и стоматологического факультетов


«Утверждаю»

заведующий кафедрой

______________________

«_____»___________ 20 _ г.


Занятие № 14

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


к практическому занятию для студентов

по учебной дисциплине «Педиатрия»

со студентами 4 курса специальности «Стоматология».


Раздел «Детские болезни».

Тема № 14 «АФО сердечно-сосудистой системы у детей. Частота сердечных сокращений, границы сердца у детей различного возраста. Методы исследования сердечно-сосудистой системы у детей. Дифференциальная диагностика функциональных и сердечных шумов. Классификация врожденных пороков сердца. Ревматизм: этиология, клинические проявления, «большие» и «малые» критерии ревматизма».


Обсуждена на заседании кафедры


«______»_______________20 _ г.

протокол №


Методическая разработка составлена ассистентом кафедры, Кашниковой С.Н.

«______»_______________ 20 _г.

Ставрополь, 20 _ г.


1.Раздел «Детские болезни».

Тема № 14 «АФО сердечно-сосудистой системы у детей. Частота сердечных сокращений, границы сердца у детей различного возраста. Методы исследования сердечно-сосудистой системы у детей. Дифференциальная диагностика функциональных и сердечных шумов. Классификация врожденных пороков сердца. Ревматизм: этиология, клинические проявления, «большие» и «малые» критерии ревматизма».

2. Актуальность темы.

Формирование сердечно-сосудистой системы ребенка проходит несколько этапов. Возрастные различия откладывают свой отпечаток на течение патологических процессов, в корне отличая их от таковых у взрослых людей. В связи, с чем необходимо отметить важность знания особенностей сердечно-сосудистой системы у детей в различные возрастные периоды.

3. Учебные и воспитательные цели:

3.1 Общая цель – изучить особенности ССС, структуру патологии ССС у детей, факторы риска патологии сердца и сосудов, основные синдромы и методы диагностики. Разъяснить роль ранней диагностики и профилактики заболеваний ССС. На основе лекционного материала и самоподготовки научить студентов принципам диспансерного наблюдения детей с патологией ССС.

3.2 Частные цели (задачи).

Студент должен знать:

  • анатомические и функциональные особенности органов сердечно-сосудистой системы у детей;

  • основные этапы кровообращения плода и новорожденного.

  • основные возрастные константы сердечной деятельности.

  • знать основную структуру заболеваний ССС;

  • методы исследования ССС у детей и основы их клинической трактовки;

  • методику обследования детей с подозрением на патологию ССС.

Студент должен уметь:

  • собрать и оценить социальный и генеалогический анамнез;

  • составить план обследования ребенка с подозрением на заболевание ССС;

  • владеть методами обследования ребенка с патологией сердечно- сосудистой системы.

4. Схема интегративных связей: подготовке к занятиям необходимо восстановить приобретенные на предыдущих курсах знания из разделов:

Анатомия – анатомическое строение сердца

Гистология – гистологическое строение сердца

Эмбриология – эмбриональное развитие сердца и сосудов

Физиология - основные функции сердца и сосудов

Патофизиология – патофизиология сердца и сосудов

Пропедевтика внутренних болезней – принципы диагностики заболеваний органов сердечно-сосудистой системы.

5. Вопросы для самостоятельной работы студентов и самоконтроля во внеучебное время:

  1. Назовите анатомические особенности строения сердца и сосудов в детском возрасте.

  2. Дайте характеристику пульса и укажите частоту сердечных сокращений в зависимости от возраста ребенка.

  3. Что такое порок сердца? Перечислите возможные причины формирования.

  4. Дайте краткую характеристику ВПС с обогащением малого круга кровообращения; обеднением малого круга; обеднением большого круга кровообращения.

  5. Назовите основные принципы лечения ВПС.

  6. Укажите причину развития гипоксемических кризов. Какая помощь оказывается больному?

  7. Дайте определение ревматизма. Укажите основные формы поражения при ревматизме.

  8. Перечислите основные и дополнительные критерии активной фазы заболевания.

  9. Назовите основные принципы лечения ревматизма.

  10. В чем заключается профилактика ревматизма и как она проводится.

6. Рекомендуемая литература.

Обязательная:

    1. «Педиатрия»: учебник + CD/ под редакцией Н.А. Геппе – М., 2009. – 352 с.

    2. Н.П.Шабалов «Детские болезни» 2001г.;

    3. Пропедевтика детских болезней. А.В. Мазурин, И.М.Воронцов,2001.

Дополнительная:

      1. «Краткий справочник по педиатрии» под редакцией Ю.П.Копейкина, Ставрополь, 2000 г.

      2. Лекции по педиатрии. М.В.Эрман, 2001.

7. Аннотация.

Сердечно-сосудистая система включает сердце, коронарные сосуды, магистральные сосуды (аорта, легочный ствол), капилляры. Важнейшими функциями органов кровообращения являются поддержание постоянства внутренней среды организма: доставка кислорода и питательных веществ ко всем органам и тканям, удаление и выделение углекислоты и других продуктов обмена из организма.

Сердечно-сосудистая система начинает закладываться на 2 – 3 неделе внутриутробного периода. К концу 1 месяца начинается, а в течение 2 месяца продолжается формирование обоих половин сердца. В конце 4 недели начинают формироваться межпредсердная и межжелудочковая перегородки. На 7 неделе рядом с первичной межпредсердной перегородкой формируется вторичная, прекрывающая первичное овальное отверстие таким образом, что ток крови становиться возможным только в одном направлении – из правого предсердия в левое. Клапанный аппарат сердца возникает после образования перегородок. С конца 5 недели начинает функционировать первичная система кровообращения эмбриона.

Кровообращение плода имеет хориальный тип и является автономным по отношении к кровообращению матери. Оксигинированная кровь по пупочной вене попадает к плоду, где направляется к печени. Перед вхождением в нее через широкий и короткий венозный (аранциев) проток отдает существенную часть крови в нижнюю полую вену, а затем соединяется с воротной веной. Пройдя через печень, смешанная кровь через нижнюю полую вену попадает в правое предсердие, а затем через овальное окно в левое предсердие, левый желудочек и по аорте в большой круг кровообращения. Другая часть смешанной крови из нижней полой вены попадает через правое предсердие в правый желудочек и по легочному стволу направляется к легким. Через артериальный проток, соединяющий легочную артерию с аортой, большая часть крови сбрасывается в большой круг кровообращения. Кровь нисходящей аорты, отдавшая кислород, по пупочным артериям возвращается в капиллярную сеть хориальных ворсинок плаценты.

При рождении происходит перестройка кровообращения:

  • прекращается плацентарное кровообращение;

  • закрываются основные фетальные сосудистые коммуникации;

  • в полном объеме включается сосудистое русло малого круга кровообращения;

  • из-за увеличения потребности в кислороде нарастают сердечные выброс и системное сосудистое давление;

Сердце у новорожденного относительно велико, правый и левый желудочек относительно равны. Предсердия и магистральные сосуды имеют несколько большие размеры по сравнению с желудочками. Увеличение массы и объема сердца наиболее интенсивно происходит в первые 2 года жизни и подростковом возрасте – от 12 до 14 лет, а также от 17 до 20 лет. Отделы сердца увеличиваются неравномерно, более интенсивно до 2 лет растут предсердия, с 2 до 10 лет – все сердце в целом, после 10 лет увеличиваются преимущественно желудочки. До 6 лет форма сердца шарообразная. До 2 – 3 лет сердце расположено горизонтально. Границы сердца у детей сравнивают с возрастными нормами по группам: до 2 лет, от 2 до 7 лет, с 7 до 12 лет.

Миокард у новорожденного представляет собой недифференцированный синцитий. Мышечные волокна тонкие, слабо отграничены друг от друга. Слабо выражены продольная фибрильность и поперечная исчерченность. До 2 лет происходит редукция мышечных волокон и увеличение диаметра проводящих моноцитов. К 7 – 8 годам происходит окончательная тканевая дифференцировка сердца. К 14 – 15 годам заканчивается развитие гистологических структур проводящей системы сердца.

До 4-летнего возраста сердечная деятельность регулируется в основном симпатической нервной системой, с чем частично связана физиологическая тахикардия у детей первых лет жизни. Под влиянием блуждающего нерва урежается сердечный ритм и могут появиться синусовая аримия, удлинение интервалов между сердечными сокращениями.

Кровеносные сосуды новорожденных тонкостенные, мышечные и эластические волокна в них развиты недостаточно. С возрастом у детей растет систолическое давление, диастолическое имеет только тенденцию к повышению. К 12 годам структура сосудов такая же, как у взрослых.

Артериальное давление у детей в зависимости от возраста




Возраст


Систолическое АД

мм рт.ст.

Диастолическое АД

мм рт.ст.

Новорожденный


1 год

5 лет

10 лет

15 лет


60


80 – 84

100

110

120


Составляет Ѕ или 1/3

Систолического во всех возрастах

Методика обследования больного включает в себя жалобы, анамнез, пальпацию, перкуссию, аускультацию, инструментальные методы исследования.

Инструментальные методы исследования включают в себя рентгенографию сердца, ЭКГ, ФКГ, ЭхоКГ, доплерографию, реовазографию, кардиоинтервалографию.

Семиотика поражения сердца и сосудов у детей многообразна. Необходимо учитывать наличие цианоза, бледности кожи, болей в сердце и конечностях, сердцебиение, одышку, изменение пульса, увеличение границ сердца, наличие сердечных шумов.

Синдромы основных поражений сердца включают в себя нарушения ритма, миокардиты, эндокардиты, перикардиты, приобретенные и врожденные пороки сердца, синдром сердечной недостаточности.












8.Контроль результатов усвоения темы:

- тесты исходного (претест) и итогового (посттест) уровня знаний;

- ситуационные задачи;

9. Методические рекомендации студентам по выполнению программы самоподготовки:

9.1. Ознакомьтесь с целями практического занятия и самоподготовки;

9.2. Восстановите приобретенные на предыдущих курсах и ранее изученным темам знания;

9.3. Усвойте основные понятия и положения, касающиеся темы занятия;

9.4. Уясните, как следует пользоваться средствами решения поставленных задач;

9.5. Обратите внимание на возможные ошибки при постановке дифференциального диагноза;

9.6. Проанализируйте проделанную работу, выполните контрольные задания.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

«Педиатрия» iconДокументи
1. /Программы ПЕДИАТРИЯ/Анатомия/ПЗ Анатомия ВУНМЦ.doc
2. /Программы...

«Педиатрия» iconДокументи
1. /Программы ПЕДИАТРИЯ/Анатомия/ПЗ Анатомия ВУНМЦ.doc
2. /Программы...

«Педиатрия» iconМетодические рекомендации для студентов (специальность «педиатрия»). Аннотация рабочей учебной программы по дисциплине Экстремальная медицина 060103 педиатрия курс VI
ЧС, чс для здравоохранения, авария, катастрофа, стихийное бедствие, опасное природное явление
«Педиатрия» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Детская хирургия с неотложной хирургией, ортопедией и травматологией» для специальности «Педиатрия»
Педиатрия, утвержденной Министерством образования Российской Федерации в соответствии с Государственными образовательными стандартами...
«Педиатрия» iconОбразовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060103 Педиатрия (квалификация (степень) «специалист»
Педиатрия образовательными учреждениями высшего профессионального образования, имеющими государственную аккредитацию (высшими учебными...
«Педиатрия» iconЛитература к циклу «Детская поликлиника» Раздел Содержание профилактической работы врача-педиатра с детьми в поликлинике и на дому. Поликлиническая педиатрия. Учебник для вузов
Поликлиническая педиатрия. Учебник для вузов, под ред проф. А. С. Калмыковой. Москва, «гэотар-медиа». – 2007
«Педиатрия» iconУчебное пособие составлено в соответствии с «Федеральным государственным образовательным стаедартом». Предназначено для студентов, обучающихся по специальности лечебное дело и педиатрия
...
«Педиатрия» iconРасписание практических занятий 5 курса специальность «Педиатрия» и«Лечебное дело» на 2012-2013 уч год
Расписание практических занятий 5 курса специальность «Педиатрия» и «Лечебное дело»
«Педиатрия» iconРасписание практических занятий 6 курса специальность «Педиатрия» и«Лечебное дело» На 2012-2013 уч год
Расписание практических занятий 6 курса специальность «Педиатрия» и «Лечебное дело»
«Педиатрия» iconРасписание практических занятий 4 курса специальность «Педиатрия» и«Лечебное дело» на 2012-2013 уч год
Расписание практических занятий 4 курса специальность «Педиатрия» и «Лечебное дело»
«Педиатрия» iconПлан лекций по патологической анатомии для студентов III курса по специальности "Педиатрия" на V vi семестры 2011 2012 учебного года
План лекций по патологической анатомии для студентов III курса по специальности "Педиатрия"
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы