«Педиатрия» icon

«Педиатрия»



Название«Педиатрия»
Дата конвертации14.07.2012
Размер252,77 Kb.
ТипМетодическая разработка
скачать >>>


Ставропольская государственная медицинская академия

Кафедра детских болезней лечебного и стоматологического факультетов


«Утверждаю»

заведующий кафедрой

______________________

«_____»___________ 20__г.


Занятие № 10


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


к практическому занятию для студентов

по учебной дисциплине «Педиатрия»

со студентами 4 курса специальности «Стоматология».

Раздел «Детские болезни».


Тема №10 «Понятие о естественном вскармливании, его преимущества перед другими видами вскармливания. Иммунобиологическая ценность грудного молока. Противопоказания к кормлению грудью (со стороны матери и ребенка). Правила естественного вскармливания: число кормлений в зависимости от возраста, способы определения суточного количества молока. Коррекция питания. Сроки и правила введения прикормов. Гипогалактия: определение, классификация, диагностика, профилактика и лечение. Искусственное вскармливание. Правила искусственного вскармливания. Сроки введения прикормов у детей, находящихся на искусственном вскармливании. Характеристика искусственных смесей. Понятие о смешанном вскармливании».




Обсуждена на заседании кафедры


«______»_______________20__г.

протокол №


Методическая разработка составлена ассистентом кафедры, к.м.н. Рубачевой О.Е. «______»_______________ 20__г.

Ставрополь, 20__г.

1. Раздел «Детские болезни».

Тема №10 «Понятие о естественном вскармливании, его преимущества перед другими видами вскармливания. Иммунобиологическая ценность грудного молока. Противопоказания к кормлению грудью (со стороны матери и ребенка). Правила естественного вскармливания: число кормлений в зависимости от возраста, способы определения суточного количества молока. Коррекция питания. Сроки и правила введения прикормов. Гипогалактия: определение, классификация, диагностика, профилактика и лечение. Искусственное вскармливание. Правила искусственного вскармливания. Сроки введения прикормов у детей, находящихся на искусственном вскармливании. Характеристика искусственных смесей. Понятие о смешанном вскармливании».

2. Актуальность темы (мотивация): питание ребенка относится к важнейшим факторам формирования его здоровья, обеспечения оптимального уровня физического и интеллектуального развития, а в случае заболеваний – одним из наиболее доступных и безопасных методов лечения. Основной продукт питания грудного ребенка – молоко матери, которое остается незыблемым «золотым стандартом» детской диетологии. Однако, когда искусственное вскармливание неизбежно не все врачи умеют составить наиболее оптимальный рацион ребенку, используя тот большой арсенал разнообразных смесей отечественного и зарубежного производства.

3. Учебные и воспитательные цели:

3.1 Общая цель – разъяснить значение естественного вскармливания для здоровья ребенка. На основе лекционного материала и самоподготовки научить студентов правильно назначать питание здоровому ребенку первого года жизни, а так же в период молочных зубов, проводить коррекцию питания при некоторых заболеваниях (дисахаридазная недостаточность, гипотрофии, анемии, экссудативный диатез).

3.2 Частные цели (задачи).

Студент должен знать:

  • основные виды и принципы вскармливания;

  • преимущества грудного вскармливания;

  • формулы расчета объема питания в зависимости от возраста;

  • сроки и правила введения прикормов;

Студент должен уметь:

  • повести расчет необходимого объема питания для детей первого года жизни;

  • провести контрольное взвешивание ребенка и определить недостающий объем питания;

  • составить пищевой рацион ребенку первого года жизни;

  • провести коррекцию питания при гипотарофии, персистирующих диареях, анемии;

  • провести профилактику гипогалактии;

4. Схема интегративных связей: при подготовке к занятиям необходимо восстановить приобретенные на предыдущих курсах знания из разделов нормальной физиологии, нормальной анатомии, биохимии, пропедевтики детских болезней.

5. Вопросы для самостоятельной работы студентов и самоконтроля во внеучебное время:

  1. Понятие о естественном вскармливании (основная терминология), его преимущества перед другими видами вскармливания;

  2. Иммунобиологическая ценность грудного молока;

  3. Молозиво, его состав и ценность;

  4. Режим и питание кормящей матери; факторы, влияющие на лактацию

  5. Правила грудного вскармливания: первое прикладывание к груди, число кормлений в зависимости от возраста, длительность каждого кормления;

  6. Способы определения количества молока, необходимого ребенку в сутки: формула Финкельштейна, формула Шкарина, объемный и калорийный способы расчета питания;

  7. Противопоказания к грудному вскармливанию, затруднения при грудном вскармливании со стороны матери и ребенка;

  8. Сроки и правила введения прикормов ребенку, находящемуся на естественном и искусственном вскармливании;

  9. Понятие о гипогалактии и лактационном кризе, профилактика гипогалактии;

  10. Понятие о смешанном вскармливании, показания к назначению смешанного вскармливания со стороны матери;

  11. Правила и техника смешанного вскармливания, отличие докормов от прикормов, сроки введения прикормов у детей, находящихся на смешанном вскармливании, потребность в белках, жирах и углеводах;

  12. Понятие об искусственном вскармливании, показания к назначению искусственного вскармливания, его недостатки и достоинства, сроки введения прикормов у детей, находящихся на искусственном вскармливании;

  13. Характеристика смесей, используемых для искусственного вскармливания;

6. Рекомендуемая литература студенту:

Обязательная:

  1. «Педиатрия»: учебник + CD/ под редакцией Н.А. Геппе – М., 2009. – 352 с.

  2. «Пропедевтика детских болезней» А.В.Мазурин, И.М. Воронцов, М.,1999 г.

  3. «Краткий справочник по педиатрии» под ред. Ю.П. Копейкина, Ставрополь, 2000 г.

  4. «Актуальная педиатрия» под ред. Н.А. Федько, Ставрополь, 2006.

  5. Лекционный материал;

Дополнительная:

  1. «Естественное вскармливание» под ред. И.М. Воронцова, Е.М. Фатеевой, Л.Б. Хазенсон, СтП., 1993 г.

  2. «Руководство по питанию здорового и больного ребенка» под ред. Е.Ф. Лукушкиной, Н. Новгород, 1997 г.

7. Аннотация по теме занятия

Естественное или грудное вскармливание – это кормление ребенка посредством прикладывания к груди его биологической матери. Исключительно грудное вскармливание – грудь матери и возможные корректоры питания, даваемые с ложечки в смеси со сцеженным грудным молоком. Преимущественно грудное вскармливание – грудь матери и дополнительные продукты в количестве до 30 г в сутки даваемые с ложечки, либо нерегулярное использование молочных смесей общим объемом до 100 мл. Частичное грудное вскармливание – грудь матери и регулярные докормы смесями более 100 мл в сутки. В случаях если сохраняется хотя бы одно грудное кормление (или 150 -200 грудного молока), а остальное заменители грудного молока – это смешанное вскармливание. Искусственное вскармливание – питание из бутылочки смесями – заменителями грудного молока, независимо от наличия прикормов.

Грудное вскармливание является не имеющим себе равных способом обеспечения идеальным питанием грудных детей для их полноценного развития и роста и оказывает уникальное биологическое и эмоциональное воздействие на здоровье как матери так и ребенка. У детей первого года жизни потребность в пище большая, а функциональная способность пищеварения ограничена.

Слюна у детей в первые месяцы жизни выделяется в небольшом количестве, так как слюнные железы новорожденного недостаточно дифференцированы и полноценно начинают функционировать только с 3-4 месяцев жизни. У новорожденных в слюне отсутствует амилаза и снижено содержание птиалина. Емкость желудка увеличивается у детей на 1-м году жизни постепенно: у новорожденного 2-го дня жизни она равна 10-20 мл, к 10 , дню жизни - 80 мл, к 3 месяцам - 120 мл, к году она достигает 200-250 мл. Желудочный сок, имея тот же состав, что и у взрослого человека (соляную кислоту, пепсин, сычужный фермент и липазу), отличается по основным ингредиентам в количественном отношении. У детей грудного возраста снижена активность пепсина и сычужного фермента, принимающих участие в усвоении белка. Сила пепсина у детей первого года жизни ниже, чем у взрослого приблизительно в 10-15 раз. Содержание липазы в желудочном соке, невелико и повышается с возрастом, что затрудняет переваривание жира. Недостаточно дифференцирована поджелудочная железа. Она продуцирует те же, что и у взрослых ферменты (липазу, амилазу, трипсин) но их активность, особенно липазы, значительно ниже. В первые месяцы жизни относительно мало вырабатывается желчи, причем в ней меньше содержится жирных кислот.

Подготовка организма женщины к кормлению своего ребенка начинается еще во время беременности, но для обеспечения достаточной лактации после беременности кормящая женщина должна соблюдать определенный режим, который предусматривает легкий физический труд, сон не менее 7-8 часов в сутки, прогулки 3-4 часа в день, обязательное ношение белья, не стягивающего грудь, питаться обычной пищей, но с достаточным количеством белков,•жиров, углеводов и витаминов. Калораж пищи во время кормления должен быть на 700-1000 ккал больше, а количество жидкости не менее 2 л (включая 0,5 л молока). Женщине, кормящей грудью целесообразно принимать пищу 5 – 6 раз в день, за 30 – 40 минут до кормления ребенка. Во время кормления грудью необходимо исключить алкоголь, исключить курение, ограничить употребление лука, чеснока, хрена и пряностей.

К естественному вскармливанию могут быть препятствия и противопоказания. Согласно современным рекомендациям ВОЗ противопоказания к естественному вскармливанию резко сокращены..

Абсолютными противопоказаниями к первому прикладыванию ребенка к груди являются:

а) для раннего прикладывания к груди:

  • оценка по шкале Апгар ниже 7 баллов;

  • тяжелые нарушения мозгового кровообращения

  • гемолитическая болезнь новорожденного в первые 7-10 дней жизни,

  • глубокая недоношенность с отсутствием глотательного и сосательного рефлексов,

  • врожденные пороки развития

  • тяжелые формы респираторных дыхательных расстройств (дистресс-синдром). У этих детей сохраняется естественное вскармливание - их кормят сцеженным материнским молоком, а при ГБН - молоком доноров.

б) к кормлению грудью:

    • врожденные заболевания обмена веществ;

    • галактоземия, фелинкутонурия, лейциноз

Противопоказаниями к кормлению ребенка грудью со стороны матери являются тяжелые заболевания матери, когда вопрос решается в зависимости от состояния матери.

Для раннего прикладывания к груди:

  • оперативное родоразрешение, большая кровопотеря в родах;

  • гнойно-воспалительные заболевания матери.

Для кормления ребенка:

  • инфицирование матери ВИЧ;

  • открытая форма туберкулеза с бацилловыделением

  • сифилис с заражением матери после 6 – 7 месяца беременности.

  • особо опасные инфекции (оспа, сибирская язва), столбняк.

  • злокачественные опухоли.

.При заболеваниях матери острозаразными заболеваниями (тифы, рожистое воспаление, сепсис и др.) женщина сцеживает молоко, его стерилизуют и дают ребенку. При гриппе, ангине кормят ребенка грудью, но при этом обязательно надевают маску.

    1. При гинекологических заболеваниях кормление грудью продолжается, но необходимо строгое соблюдение гигиенических правил.

    2. При заболевании матери туберкулезом ребенка разобщают с ней на 1,5-2 месяца, но допускается кормление сцеженным стерилизованным молоком.

Препятствиями к кормлению грудью со стороны матери могут быть:

  • тугая грудь – в этих случаях рекомендуется сцедить некоторое количество молока перед кормлением, массаж,

  • неправильная форма соска (плоские, втянутые, плохо развитые) - рекомендуется массаж соска, кормление через накладку,

  • трещины соска - рекомендуется лечить УФО №5-6 через день, смазывать трещины 2-5% раствором азотно-кислого серебра или 1% раствором метиленового синего, кормить можно через накладку, обязательно полностью опорожнять грудь;

  • мастит - сцеживать и кормить стерилизованным молоком, при ликвидации симптомов воспаления и отрицательных посевах молока - грудь.

  • новая беременность кормящей матери. Обычно она не отражается на лактации и составе молока, и до 5-6 месяцев беременности женщина может кормить ребенка грудью, затем прекращает.

  • прием лекарственных препаратов - большинство лекарственных препаратов кормящая мать может принимать, продолжая кормить грудью, однако рекомендуется проконсультироваться с педиатром. При однократном приеме сильно ' действующих медикаментов, алкоголя, мышьяковистых, ртутных и др. препаратов следует пропустить одно кормление, сцедив при этом молоко и вылив его. После этого можно продолжать кормление грудью.

Противопоказанием для кормления ребенка, в том числе и сцеженным молоком является прием матерью лекарственных средств: антибиотики (левомицетин, тетрациклин), изониазид, налидиксова кислота, сульфиниламиды, эстрогены, цитостатики – антиметаболиты (мететрексат, циклофосфамид), циклоспорин, антитиреоидные средства,, диазепам, соли лития, мепробамат, фенилин, резерпин, атропин, препраты йода, гексамидин

Не всегда у женщины бывает достаточное количество молока. Пониженная секреторная способность грудных желез называется гипогалактией. Принято различать первичную (с первых дней после родов и. связана с функциональной недостаточностью молочных желез.) и вторичную гипогалактию (наступает позже, чаще на 2-3 месяцу кормления грудью, вследствие, беспорядочное кормления, недостаточного опорожнения молочных желез, нерационального образа жизни, питания, переутомления, заболеваний.

Первичная гипогалактия чаще выявляется у пожилых первородящих и плохо поддается лечению, вторичная гипогалактия лечится более успешно, если устранить вызвавшие ее причины. Обязательным в лечении гипогалактии является соблюдение правильного режима, питания, массаж грудных желез, УФО, витамин Е, пивные дрожжи (100 г дрожжей на 1 л жидкости - пить по 1 стакану в день). Ребенка кормят чаще, каждое кормление прикладывая поочередно то к одной, то к другой груди. Важно создать дома спокойную обстановку.

Препятствия к кормлению грудью со стороны ребенка:

  • прогнатизм, расщепление губы и твердого неба - в этих случаях нужно кормить сцеженным молоком с ложечки или через зонд;

  • молочница — лечение молочницы;

  • заложенность носа - перед кормлением закапать в нос по 2 капли сцеженного молока или поставить поочередно в каждуюполовину носа фитилек с сосудосуживающими детскими каплями на 1-2 мин;

  • ленивые сосуны"- сделать реже кормления, строго соблюдать

режим, не давать во время кормления ребенку засыпать.

В первые дни после рождения ребенок кормится молозивом, которое представляет собой - клейкую, густую, высококалорийную жидкость желтого или серовато-желтого цвета, солоноватая на вкус. Это чрезвычайно ценный питательный продукт, содержащий также гормоны, IgA и IgG, антистрептолизин О, антитела против белого и золотистого стафилококков. Многие белки молозива, такие как лактоглобулин и др., из-за идентичности к сыворотке крови могут всасываться в желудке и кишечнике в неизмененном виде. Молозиво является лучшей пищей для ребенка первых дней жизни. Высокая калорийность и значительное содержание полноценного белка позволяют новорожденным получать в небольшом объеме много питательных веществ с высоким калоражем.

В настоящее время новорожденного ребенка рекомендуют начинать прикладывать к груди сразу после рождения. Более длительная отсрочка в прикладывании к груди неблагоприятно сказывается на новорожденном ребенке и его матери. При более позднем прикладывании ребенка к груди наблюдается более значительное падение веса в первые дни его жизни и более позднее его восстановление.

Ребенка с первых дней жизни необходимо приучать к режиму в кормлении (новорожденный ребенок при рождении не имеет условного рефлекса на время кормления. Этот рефлекс является одним из самых первых условных рефлексов и для выработки которого необходимо кормить ребенка по часам.)

В зависимости от возраста ребенка промежутки между кормлениями должны быть разными. Детей первых 3-х месяцев жизни необходимо кормить каждые 3 часа с ночным промежутком 6 часов (ночной интервал необходим для отдыха матери). Промежутки между кормлениями у детей от 3-х до 5 месяцев должны быть 3,5 часа (ночной интервал 6 час 30 мин), а у детей старше 5 месяцев - 4 часа (ночной интервал 8 часов). Если ребенок спокойно не выдерживает таких длительных ночных интервалов и не удовлетворяется 2-5 чайными ложками воды, то можно разрешить еще 1 кормление ночью. Частота кормления определяется продолжительностью нахождения пищевой массы в желудке, что зависит от вида пищи.

Женское молоко удаляется из желудка через 2,5 часа после его приема, искусственные молочное смеси из коровьего молока задерживаются в желудке в течение 3 часов, а каши - в течение 3-4 часов. Особенно долго, до 4 -5 часов, задерживаются в желудке овощи. Большое содержание жира и белка увеличивают продолжительность нахождения пищи в желудке.

Для расчета суточного объема пищи, необходимого детям первого полугодия жизни, существует несколько способов:

1-й способ: расчет по формуле Шкарина: Это наиболее простой способ. Согласно этому способу 2-х месячный (или 8 недельный) ребенок должен получать в сутки 800 мл молока; на каждую неделю недостающую до 8 недель - на 50 мл меньше, а на каждый . последующий месяц после 2-х месяцев - на 50 мл больше.

2-й способ: в зависимости от массы тела (объемный). Согласно этому способу ребенок в сутки должен получать количество молока (в мл) равное:

  • в возрасте от 2 недель до 1,5 месяцев - 1/5 массы тела,

  • в возрасте от 1 '/2 месяцев до 4 месяцев - 1/6 массы тела,

  • в возрасте от 4 месяцев до 6 месяцев - 1/7 массы тела.

Помимо определенного объема и калорийности пища ребенка должна содержать определенное количество белка, жиров и углеводов. Соотношение между пищевыми ингредиентами (белки: :жиры: углеводы) должно быть до введения прикорма как 1: 3: 6, т.е. такое же, как содержание их в женском молоке, после введения прикорма как 1: 2: 3-4.

Если при расчете питания выявляются отклонения, необходимо провести коррекцию. Для коррекции белка применяют творог, углеводов - сахар или глюкозу, жира - сливки и рыбий жир.

Назначение витаминов.

В рацион должны входить не только основные пищевые ингредиенты (белки, жиры, углеводы), но и витамины, минеральные вещества и вода в необходимом количестве и правильном их соотношении.

Начиная со второго-третьего месяца жизни ребёнок кроме кормления грудью нуждается еще в дополнительной получении витаминов. Витамины даются детям в виде фруктовых и овощных соков и рыбьего жира. Целесообразнее давать два вида соков в течение дня.

Чтобы не вызвать острого расстройства пищеварения, соки нужно начинать давать с небольших количеств. Обычно в 1-й день даётся 3-5 капель, на другой день количество капель удваивается и т. д. Полная потребность в витаминах удовлетворяется у детей 1-го полугодия жизни 30-50 мл сока и у детей 2-го полугодия жизни 60-80 мл сока. Нужно помнить, что кроме витаминов в соках содержатся ещё ряд других веществ, которые могут влиять на деятельность желудочно-кишечного тракта. Поэтому существует правило, что если у ребёнка имеется склонность к поносам, целесообразнее давать ему лимонный сок, при наклонности к запорам - морковный или апельсиновый сок.

Витамины А и Д, необходимые для профилактики рахита, следует назначать в виде рыбьего жира, учитывая, что 1 мл витаминизированного рыбьего жира содержит 150 - 200 ИЕ витамина Д и 400 - 500 ИЕ витамина А. Рыбий жир надо давать детям с месячного возраста, начиная с 5 капель и в течение 10-12 дней довести до 1 чайной ложки, а с 6 месяцев дают 2 чайные ложки, что покрывает дефицит витаминов в питании ребенка. При назначении рыбьего жира необходимо помнить, что давать его надо в конце кормления, так как он, как и любой другой жир, тормозит желудочную секрецию.

У детей с 4-х месяцев жизни источником витаминов может служить тертое яблоко (или мякоть печеного яблоко) и другие пюре из гомогенизированных фруктов.

Прикорм.

Женское молоко и назначение витаминов с месячного возраста обеспечивают правильное и полноценное развитие ребенка в течение первых 5 месяцев жизни.С 5-6 месяцев жизни ребенок уже не может удовлетворяться только грудным молоком даже в том случае, если количество последнего вполне достаточно и полностью покрывает всю калорийную потребность растущего организма. С этого времени, в диету здорового и правильно развивающегося ребенка необходимо ввести прикорм.

В зависимости от состояния здоровья ребенка и его особенностей, а также некоторых факторов окружающей среды, введение прикорма может быть начато несколько раньше или позже указанного выше срока.

Показанием к более раннему (4-4,5 месяцев) введению прикорма, несмотря на достаточное количество молока, получаемого ребенком, являются задержка нормального нарастания веса, анемия, рахит, экссудативный диатез, упорные срыгивания.

Показанием к более позднему введению прикорма служат идиосинкразия к чужеродной пище, случайные острые желудочно-кишечные расстройства, острые лихорадочные заболевания, жаркое время года.

Прикорм дает возможность в небольшом по объему количестве пищи доставлять ребенку достаточное количество калорий и пищевых ингредиентов (белков, жиров и углеводов). Кроме того, введение прикорма приучает ребенка к получению новых видов пищи, что постепенно подготавливает его к окончанию грудного вскармливанию. С прикормом мы также вводим балластные вещества в виде клетчатки, необходимые для правильного функционирования желудочно-кишечного тракта.

Прикорм назначают только здоровому ребенку, с устойчивым стулом. Давать прикорм следует перед кормлением грудью, т.е. при наиболее сильном пищевом возбуждении ребенка, т.к. после кормления грудью новый вид пищи может вызвать у него протест. Все виды прикорма вводят постепенно, начиная с 3-5 чайных ложек, и в течение 6-7 дней одно кормление грудью полностью заменяют прикормом.

Новый вид прикорма следует назначать только тогда, когда ребенок полностью привыкнет к ранее введенной пище. Первый прикорм должен быть полужидким, хорошо протертым, гомогенным; он не должен вызывать у ребенка затруднений при глотании.

С возрастом нужно переходить к более густой, а позже и к плотной пище, возможно раньше приучая ребенка к приему пищи с ложечки и к жеванию.

В качестве первого прикорма обычно назначают овощное пюре или 5% кашу. Детям, избыточно упитанным и пастозным, несколько малокровным, с легким рахитом или экссудативным диатезом, целесообразно для первого прикорма давать овощное пюре. Здоровым детям, хорошо, но не избыточно упитанным и не пастозным, лучше назначать кашу на овощном отваре. Здоровым детям с плохим аппетитом лучше назначать 5% кашу на половинном или цельном молоке, в зависимости от возраста. Эйтрофикам с одинаковым успехом может быть назначена или каша или овощное пюре.

В первый день при введении прикорма до кормления грудью дают 3-5 чайных ложек овощного пюре, на следующий день количество его увеличивается до 50 мл и затем в течение одной недели одно кормление полностью заменяется прикормом с последующим добавлением в него белковых продуктов (яичный желток, творог), вторая неделя отводится для полной адаптации ребенка к новой пище. Через 2 – 3 недели после введения первого прикорма также постепенно вводится второй прикорм - каша из какой-либо крупы (манная, овсяная, гречневая, соевая, рисовая, кукурузная).

Вначале ребенку назначают 5% кашу, варится она на овощном отваре пополам с коровьим молоком. Через неделю 5% кашу заменяют 10% кашей на цельном коровьем молоке. В дальнейшем каши из различных круп следует чередовать.

Если у ребенка имеется склонность к поносам, то показана рисовая, а если у него бывают запоры - овсяная каша. Особенно полезна гречневая каша, так как в ней содержатся более ценные аминокислоты. Хорошо употреблять для приготовления каши муку из смеси нескольких круп (рисовой, гречневой, пшеничной, кукурузной). Сливочное масло в рацион ребенка вводится с 5,5 месячного возраста, его добавляют в овощное пюре или кашу в количестве 3 г.

С 7 месяцев ребенку в дополнение к овощному пюре назначают мясной бульон (не более 50 мл) и сухарик из белого хлеба. Таким образом, в 7 месяцев ребенку вводят третий прикорм в виде обеда, состоящего из супа и овощного пюре.

С 8 месяцев ребенку заменяется прикормом еще одно (третье) кормление грудью. Вместо грудного кормления дается 50 грамм протертого творога с молоком или кефиром. В этом же возрасте в суп-пюре добавляется 30 г вареного, дважды протертого мяса. Его начинают давать с 1/2 чайной ложки и в течение 3-4 дней доводят до 1 столовой ложки - 30 г мяса.

С 10 месяцев мясо можно давать в обед в виде фрикаделек (суп с фрикадельками), а к концу года оно дается в обед в виде паровой котлеты.

Таким образом, с 8 месяцев ребенок получает кормление грудью только 2 раза - утром и вечером; 3 раза получает кормления в виде блюд прикорма. Более целесообразно, чем кисели, давать детям свежие или консервированные фрукты, ягоды, соки, которые более богаты витаминами и минеральными солями.

Комбинация отдельных блюд прикорма производится для создания наиболее выгодных условий пищеварения и опорожнения желудка. Нерационально давать в одно кормление два плотных блюда (например, кашу и овощное пюре) или два жидких (бульон и кисель).

В первом случае пища будет дольше перевариваться и дольше задерживаться в желудке, во втором - пища быстро перейдет из желудка в кишечник и вызовет у ребенка преждевременное чувство голода.

Рекомендуемые сроки введения блюд прикорма:
Наименование блюд Сроки назначения

Протертое или печеное яблоко 3,5 мес

Яичный желток 4 мес

Овощное пюре 5 мес

5% каша на овощном отваре с молоком 5 мес

10% каши 6 мес

Мясной бульон 7 мес

Творог 7- 8 мес

Мясной фарш 8 мес

Мясные фрикадельки 10 мес

Протертое яблоко назначается, с одной стороны как продукт, содержащий большое количество витаминов, а с другой стороны как блюдо прикорма, содержащее большое количество солей. Яблочное пюре для устранения дефицита витаминов назначается с 3,5 месяцев, а как блюдо прикорма - с 5

месяцев. Творог как блюдо прикорма вводится детям с 8 месяцев, но для коррекции питания (с целью обогащения пищи белком) иногда назначается уже с 2-3 месяцев жизни.

Если следовать указанным общим правилам введения прикорма, то отлучение от груди проходит совершенно безболезненно. Обычно отнимают ребенка от груди в возрасте 1 года. Постепенно (с 10-11 мес.) вначале утреннее кормление заменяют молоком с печеньем или сухарем, а затем и вечернее кормление.

Иногда для ускорения полного угасания лактации на грудь накладывается давящая повязка и в течение двух суток ограничивается питьевой режим матери. При этом молоко исчезает обычно через 3-4 дня. Сейчас рекомендуют кормить детей грудью до 2-х лет и даже дольше. Отнятие от груди не следует проводить в летнее время года, при острых расстройствах пищеварения и питания, при острых лихорадочных заболеваниях.

Смешанное и искусственное вскармливание.

Показаниями для назначения смешанного и искусственного вскармливания является стойкое снижение лактации, при котором не удается восстановить полноценную выработку грудного молока.

Однако необходимо помнить, что даже при наличии у матери небольших количеств грудного молока, ребенка все равно необходимо прикладывать к груди и стремиться максимально продлить вскармливание материнским молоком. Ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание, даже адаптированными смесями может рассматриваться как определенный «метаболический стресс», к которому не все дети хорошо адаптируются, а в результате различные заболевания, требующие пристального внимания педиатров.

При переводе ребенка на смешанное или искусственное вскармливание, важно следующее:

• Любые доступные смеси для замены грудного молока должны максимально обеспечивать потребности ребенка в основных пищевых ингредиентах, приближаясь по своей ценности к грудному молоку.

  • В настоящее время нет искусственных смесей полностью заменяющих по своей биологической ценности материнское молоко.

  • Искусственные смеси могут быть источником инфекции, так как возникает риск контаминации при обработке бутылок, сосок, использовании водопроводной воды. Даже при соблюдении всех гигиенических правил частота желудочно-кишечных заболеваний у детей на искусственном вскармливании значительно выше, чем на грудном.

  • Использование адаптированных смесей, особенно импортных, экономически невыгодно. Стоимость современных «аналогов» грудного молока такова, что за месяц нагрузка на семейный бюджет увеличивается на 1500 рублей, что имеет определенное значение для низкооплачиваемых бюджетников. Следует учитывать дополнительные расходы, связанные с детской одеждой, памперсами, покупкой дополнительных лекарственных препаратов.

  • Женщины, которые не кормят ребенка грудью, теряют преимущества лактационной аменореи.

  • Кормление грудью, как было сказано ранее, создает определенную эмоциональную ауру между ребенком и матерью, что достоверно стимулирует нервно-психическое развитие, особенно на ранних этапах.

Характеристика детских питательных смесей для смешанного и искусственного вскармливания

Все искусственные смеси промышленного производства изтовляются из коровьего молока. В домашних условиях в различных регионах России иногда используют козье и овечье молоко.

В настоящее время на российском рынке, особенно в крупных городах, представлено огромное количество импортных адаптированных смесей, заменителей женского молока, обычных и лечебных. Все эти смеси по формуле практически идентичны, так как декларируется термин «аналог женского молока».

Основные принципы адаптации:

  1. Снижение общего количества белка (с 2.8-3.0 г/100 мл в коровьем молоке до 1.5-1.7 г/100 в готовой смеси.

  2. Добавление сывороточных альбуминов для коррекции аминокислотного состава и лучшего всасывания белка

Снижение уровня белка в адаптированных смесях устраняет нежелательное влияние избытка белка на азотистый обмен грудного ребенка, что может быть причиной нарушения функции пищеварительного тракта и незрелых почек. Коррекция состава жиров: частичная или полная замена насыщенных жиров животного происхождения на полиненасыщенные жирные кислоты растительного происхождения (подсолнечного, кукурузного, соевого, кокосового, пальмового и др.), что повышает содержание в продукте незаменимых полиненасыщенных жирных кислот семейств омега-6 (линолевая, арахидоновая кислоты) и омега-3 (линоленовая кислота и другие). Изменения состава углеводов за счет частичного удаления полисахаридов и дополнительного введения лактозы, уровень которой в коровьем молоке значительно ниже, чем в женском.

Современная классификация молочных смесей для искусственного вскармливания. В основу классификации положен принцип приближенности состава молочных смесей к женскому молоку. Все смеси можно разделить на

1. Адаптированные:

  • пресные

  • кислые

2. Частично адаптированные:

  • пресные

  • кислые

3. Неадаптированные:

  • пресные

  • кислые

Заменители женского молока могут быть сухие и жидкие (готовые к употреблению).

К числу максимально адаптированных заменителей женского молока относятся жидкие смеси: Агу-1 стерилизованная (пресная) и кисломолочная, смесь Бэби-милк (Россия) и сухие смеси: Нутрилак-Г (Россия), Нутрилон (Голландия), Нан (Швейцария), Бебелак-1 (Россия-Голландия), Фрисолак (Голландия), Пре-ХиПП, ХиПП-1, (Австрия), Энфамил-1 (США), Сэмпер Бэби-1 (Швеция), Хумана-1 (Германия) и др.

Частично адаптированные молочные смеси по составу лишь частично приближаются к составу женского молока, применяются, в основном, для вскармливания детей 2-го полугодия жизни и обозначаются, как «последующие» формулы, формулы №2. К числу таких смесей относятся Малютка, Малыш (Россия), Аптамил (Германия) и др. Заводом Истра-Нутриция (Россия) был разработан новый продукт Малютка-Истринская, который является адаптированной смесью. Малютка-Истринская не содержит сахарозы и крахмала, в состав жирового компонента добавлены растительные масла, смесь обогащена таурином и для своего приготовления не требует варки.

К неадаптированным молочным смесям относятся коровье молоко, кефир и их разведения. В настоящее время использование этих смесей резко ограничено.

Неадаптированные смеси готовятся путем разведения молока (простые) или кефира (кислые смеси) крупяным отваром. Для приготовления отваров используют гречневую, рисовую, овсяную крупу. Так как при разведении молока и кефира уменьшается содержание всех пищевых ингредиентов, то для коррекции углеводов к смеси добавляют 5% сахарного сиропа (100%).

  • Смесь А: 1/3 молока+2/3 отвара+5% сахарного сиропа. В зависимости от отвара смесь называют А-рис, А-греча, А-овес. Применяется на первой неделе жизни.

  • Смесь Б: 1/2 молока+1/2 отвара+5% сахарного сиропа. (Б-рис, Б-греча, Б-овес). Применяется на второй неделе жизни.

  • Смесь В: 2/3 молока+1/3 отвара+5% сахарного сиропа (В-рис, В-греча, В-овес). Применяют с 2-х недель до 4-х месяцев.

С 4-х месяцев ребенок должен получать цельное молоко с добавлением 5% сахарного сиропа.

Кислые смеси готовят на основе кефира. А-кефир, Б-кефир, В-кефир. готовят по тому же принципу, что и простые смеси, с помощью разведения кефира рисовым отваром. Цельный кефир назначают с 3-х месяцев. В питании детей целесообразно комбинировать простые и кислые, отдавая предпочтения кислым.

Правила искусственного вскармливания

  • Объем пищи остается тем же, что и при естественном вскармливании.

  • Для контроля за рациональностью вскармливания педиатры систематически проводить расчет питания и следят за показателями физического развития ребенка.

  • При вскармливании адаптированными смесями потребность ребенка в пищевых ингредиентах та же, что и при естественном вскармливании. Если ребенок вскармливается смесями неадаптированными, то энергетическая ценность питания должна быть выше на 10% при искусственном и на 5% при смешанном. Повышение энергетической ценности происходит за счет белка: при смешанном - 3 г/кг, при искусственном - 4 г/кг. Потребность в жирах и углеводах та же. Необходимо более раннее введение дополнительных факторов питания и прикорма (на 2 недели раньше при смешанном и на 4 недели при искусственном). Прикорм и дополнительные факторы питания при вскармливании адаптированными смесями вводят в те же сроки, что при естественном вскармливании.

  • При искусственном вскармливании неадаптированными смесями частота кормлений на одно кормление меньше, а адаптированными - как при естественном вскармливании. При смешанном вскармливании, если ребенок получает больше женского молока, число кормлений то же, что и при естественном вскармливании, при преобладании в рационе питания молочных смесей частота кормлений, как при искусственном вскармливании.

  • Докорм ребенку нужно давать либо с ложечки, либо через соску с достаточно малым отверстием. При искусственном вскармливании до 4-5 месяцев детей кормят из бутылочки, а старше - с ложечки.

При выборе смеси, наиболее адекватной для вскармливания конкретного ребенка, следует учитывать:

  • Возраст ребенка. В первые 2-3 недели жизни ребенку предпочтительнее назначать пресные смеси, поскольку кисломолочные смеси в этом возрасте могут вызывать (или усиливать) срыгивания; затем целесообразно сочетать пресные и кисломолочные смеси ("Агу-1", ацидофильная "Малютка"), при этом наиболее целесообразным является назначение ребенку 50% кислых и 50% пресных смесей (от необходимого ребенку суточного объема смесей).

  • Степень адаптации смеси, чем меньше возраст ребенка, тем больше он нуждается в максимально адаптированных смесях (например: Нан, Агу-1, Нутрилон, Фрисолак, Бэби-1, ХиПП-1, и др.), Ребенку до 6 месяцев не следует назначать "последующие смеси" (например:

Агу-2, Нан с 6 до 12", Фрисомел, Хумана-2, Сэмпер Бэби-2 и др.), цельное коровье молоко, кефир и другие неадаптированные кисломолочные смеси. Однако, у детей с неустойчивым стулом, кишечными инфекциями допустимо использовать цельный кефир в небольших количествах в качестве добавки к основному питанию;

Индивидуальную переносимость смеси часто бывает, что ребенок дает выраженные аллергические реакции на одну из современных, адаптированных смесей, но хорошо переносит другую смесь того же поколения, ряд детей дает аллергическую реакцию на смеси, обогащенные сывороточными белками, но хорошо переносит менее адаптированные "казеиновые формулы" (например, Симилак).

Вскармливание детей старше года.

Дети раннего возраста условно подразделяются на две возрастные группы: 1 -1,5года и 1,5 – 3 года. Питание их различается по объему, величине разовых порций и кулинарной обработке. К 2 годам ребенок имеет 20 зубов, развитие жевательного аппарата позволяет им употреблять более плотную пищу и разнообразить рацион. В питании детей раннего возраста большая роль принадлежит молоку и молочным продуктам (600 мл/сутки с учетом приготовления различных блюд). С 1,5 лет ребенку нужно вводить в рацион сыр, сметану, употребляются они через 1-2 дня. В питании детей этого возраста допустимы нежирная свинина, молодая баранина, мясо кролика, субпродукты, рыба (морская и речная, кроме жирных сортов). До 3 – х лет нельзя давать утку, гуся, до 2- -х лет сосиски, сардельки. До 2 – х лет используют в основном гречневую, овсяную, манную, рисовую крупы, после 2 – х лет можно рацион разнообразить включением пшена, кукурузной, ячневой и перловой круп. Потребность в сахаре в этом возрасте составляет 40-50 г. Можно вводить пастилу, мармелад, варенье, повидло, фруктовую карамель, мед. Овощи и фрукты ребенок должен получать ежедневно в обработанном и сыром виде (соки, салаты). При отсутствии свежих можно использовать свежезамороженные, консервированные компоты, консервы для детского питания. В наборе овощей должны быть: морковь, картофель, зеленый горошек, цветная капуста, тыква, лук, свекла в различных сочетаниях.

8. Контроль результатов усвоения темы:

  • тесты исходного (претест) и итогового (посттест) уровня знаний;

  • ситуационные задачи;

9. Методические рекомендации студентам по выполнению программы самоподготовки:

    1. Ознакомьтесь с целями практического занятия и самоподготовки;

    2. Восстановите приобретенные на предыдущих курсах и ранее изученным темам знания;

    3. Усвойте основные понятия и положения, касающиеся темы занятия;

    4. Уясните, как следует пользоваться средствами решения поставленных задач;

    5. Проанализируйте проделанную работу, выполните контрольные задания.






Нажми чтобы узнать.

Похожие:

«Педиатрия» iconДокументи
1. /Программы ПЕДИАТРИЯ/Анатомия/ПЗ Анатомия ВУНМЦ.doc
2. /Программы...

«Педиатрия» iconДокументи
1. /Программы ПЕДИАТРИЯ/Анатомия/ПЗ Анатомия ВУНМЦ.doc
2. /Программы...

«Педиатрия» iconМетодические рекомендации для студентов (специальность «педиатрия»). Аннотация рабочей учебной программы по дисциплине Экстремальная медицина 060103 педиатрия курс VI
ЧС, чс для здравоохранения, авария, катастрофа, стихийное бедствие, опасное природное явление
«Педиатрия» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Детская хирургия с неотложной хирургией, ортопедией и травматологией» для специальности «Педиатрия»
Педиатрия, утвержденной Министерством образования Российской Федерации в соответствии с Государственными образовательными стандартами...
«Педиатрия» iconОбразовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060103 Педиатрия (квалификация (степень) «специалист»
Педиатрия образовательными учреждениями высшего профессионального образования, имеющими государственную аккредитацию (высшими учебными...
«Педиатрия» iconЛитература к циклу «Детская поликлиника» Раздел Содержание профилактической работы врача-педиатра с детьми в поликлинике и на дому. Поликлиническая педиатрия. Учебник для вузов
Поликлиническая педиатрия. Учебник для вузов, под ред проф. А. С. Калмыковой. Москва, «гэотар-медиа». – 2007
«Педиатрия» iconУчебное пособие составлено в соответствии с «Федеральным государственным образовательным стаедартом». Предназначено для студентов, обучающихся по специальности лечебное дело и педиатрия
...
«Педиатрия» iconРасписание практических занятий 5 курса специальность «Педиатрия» и«Лечебное дело» на 2012-2013 уч год
Расписание практических занятий 5 курса специальность «Педиатрия» и «Лечебное дело»
«Педиатрия» iconРасписание практических занятий 6 курса специальность «Педиатрия» и«Лечебное дело» На 2012-2013 уч год
Расписание практических занятий 6 курса специальность «Педиатрия» и «Лечебное дело»
«Педиатрия» iconРасписание практических занятий 4 курса специальность «Педиатрия» и«Лечебное дело» на 2012-2013 уч год
Расписание практических занятий 4 курса специальность «Педиатрия» и «Лечебное дело»
«Педиатрия» iconПлан лекций по патологической анатомии для студентов III курса по специальности "Педиатрия" на V vi семестры 2011 2012 учебного года
План лекций по патологической анатомии для студентов III курса по специальности "Педиатрия"
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы