Н. А. Некрасова Опыт организации всеобуча в годы Великой Отечественной войны (на материалах Ярославской и Костромской областей) icon

Н. А. Некрасова Опыт организации всеобуча в годы Великой Отечественной войны (на материалах Ярославской и Костромской областей)



НазваниеН. А. Некрасова Опыт организации всеобуча в годы Великой Отечественной войны (на материалах Ярославской и Костромской областей)
Дата конвертации25.07.2012
Размер110,34 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>

Малхасян Н.В.

Аспирантка кафедры истории России

Костромской государственный университет им. Н.А.Некрасова


Опыт организации всеобуча в годы Великой Отечественной войны (на материалах Ярославской и Костромской областей).


В годы Великой Отечественной войны особенно остро стояла проблема охвата всех детей школьного возраста всеобщим средним образованием. Военная обстановка придала борьбе за всеобуч - основной задаче советской школы - статус политической. Решение этой задачи имело огромное хозяйственное и оборонное значение.


Проблема всеобуча значительно усугублялась в военные годы нехваткой профессиональных педагогических кадров. С началом войны число учителей значительно сократилось, прежде всего, в связи с их призывом и массовым добровольным вступлением в армию. Только в 1941/42 уч.г. (учебном году) свыше тысячи работников образования Ярославской области было мобилизовано в ряды Красной Армии [1]. Многие педагоги «отбыли… в эвакуацию, другие – мобилизованы для работы в штабах…» [2]. На место отбывших пришли молодые учителя, вернулись к любимому делу ветераны педагогического труда.


Третьим пятилетним планом намечалось введение в стране обязательного всеобщего среднего образования. Однако война внесла свои коррективы, сместив вектор актуальности в сторону сохранения контингента учащихся и осуществления обязательного начального (в сельской местности) и неполного среднего (в городах и рабочих поселках) образования. Это позволяло решить остро стоявшую в военное время задачу подготовки людских ресурсов для защиты Отечества, а также закладывало основу формирования потенциала для мирного строительства в послевоенные годы. Осуществление этой задачи требовало мобилизации, как материальных ресурсов, так и профессионального, творческого потенциала представителей учительской интеллигенции.


В первый год войны, несмотря на огромное напряжение сил, решение проблемы всеобуча во многих областях и районах страны оказалось на грани срыва. В их числе были Костромские районы и Ярославская область. Особенно плохо выполнялся закон о всеобуче по гг. Ярославлю, Рыбинску, по районам: Некрасовскому, Ростовскому, Ярославскому, Тутаевскому [3]. К началу 1941/42 уч.г. количество учащихся школ г.(города) Ярославля уменьшилось на 9142 человека; половина учащихся Перекопского и Кагановичского районов города вообще не училась[4]. На 1 января 1942 г. во всех школах города осталось всего лишь 19061 учащийся (за 1-е полугодие 1941-42 уч. г. выбыло из школ города 11456 человек) [5]. На конец 1941-42 учебного года во всех классах школ г. Ярославля осталось 16509 учащихся [6]. В целом по Ярославской области за первый военный учебный год количество учащихся сократилось с 30,5 тысяч до 19 тысяч человек [7]. Большой отсев учащихся имел место и в Буйском районе. Особенно много ребят не посещали школу в Воскресенском сельском совете. В Дьяконовской школе пришлось даже привлечь к ответственности некоторых родителей, которые не пускали ребят на занятия. В Кошкаровской начальной школе Федотовского сельсовета к концу учебного года обучалось только 43% ребят школьного возраста [8]. В числе уважительных причин отсева учащихся следующие: перемена места жительства в связи с эвакуацией [9], отсутствие обуви и одежды, семейные обстоятельства, поступление на работу [10].

Успеваемость учащихся по школам Костромского края и Ярославской области в первый военный учебный год показала некоторый рост по сравнению с уровнем 1940/41 уч. года. Лучшие результаты по уровню успеваемости показали Любимский и Сусанинский районы (успеваемость 83,5%), а из городов – Ярославль (83,5%).Особенно отставали по показателям успеваемости районы Ростовский, Рыбинский и Галичский [11].


Основными причинами низкой успеваемости учащихся являлись: посредственная организация работы школ и учителей со стороны отделов народного образования, неудовлетворительное руководство школами директоров и заведующих, плохое обеспечение учеников школьными принадлежностями, недостаточный контроль за работой школьников и отсутствие помощи отстающим в учебе ученикам со стороны педагогов, слабость методической работы учителей [12].


Снижение методической работы в школах являлось следствием недооценки педагогами ее огромного планово-организационного значения, пускания данной работы на самотек, как, например, в школах Ростовского района Ярославской области [13]. Учителя не достаточно серьезно относились к своим обязанностям, к урокам готовились формально. Показатели качества их работы были чрезвычайно низкими [14]. Однако были районы, в которых организация методической работы была поставлена на высокий уровень. В частности, на решение методических вопросов в 1941/42 уч. году были направлены огромные усилия педагогов Костромского сельского, Мышкинского, Судиславского и ряда других районов, в результате чего в организацию и внутреннее содержание их учительской работы была внесена плановость и целеустремленность[15]. Педагогическая деятельность этих учителей была отмечена как серьезная и вдумчивая [16].


В 1942/43 уч. г. деятельность местных органов народного образования по руководству борьбой за всеобуч приобретает более оперативный характер. Наряду с рассылкой инструкций, распоряжений приказов администрациям и педагогическим коллективам школ оказывалась непосредственная помощь в решении практических вопросов организации всеобщего обязательного обучения детей и подростков. 11 ноября 1943 г. Наркоматом РСФСР издан приказ о повышении квалификации работников школ [17]. В летнее время в г. Ярославле были проведены краткосрочные семинары по повышению квалификации руководящих кадров народного образования: заведующих роно, инспекторов и директоров школ. Одновременно с этим возобновлял работу областной институт усовершенствования учителей [18].


Большую помощь в работе молодым учителям оказывало в годы войны распространение передового педагогического опыта. Обобщением и распространением его занималась высокопрофессиональные ярославские и костромские учителя. Это Зоя Павловна Державина, прекрасно владевшая программным материалом и методикой преподавания в начальной школе, много работавшая с детьми индивидуально, особое внимание обращавшая на слабых, отстающих учеников; мастер педагогического процесса Нина Александровна Аристова; Мария Григорьевна Бердышева – грамотный методист, любовно растивший молодых педагогов [19] и многие другие.


В условиях военного времени педагогам приходилось перестраивать и менять методы своей работы. Из-за отсутствия у большинства школьников элементарных условий для занятий дома (нехватка учебников, наглядных пособий, канцелярских принадлежностей, отсутствие освещения, необходимость ведения домашнего хозяйства и др.) необходимо было буквально каждую форму организации учебной работы в школе сделать максимально обучающей. Преобладающим методом в освещении нового материала становился рассказ, а главный упор в приобретении знаний делался на занятия в школе. Методы работы учителей были направлены на максимальную активизацию деятельности учащихся и стимулирование их интереса к учению. С детьми, которые по каким-то причинам не могли посещать школу, проводились занятия на дому. Для отстающих детей организовывались дополнительные занятия в летний период. Для учащихся, приступивших к занятиям после перерыва, было организовано индивидуально-групповое обучение, а также дополнительные занятия в конце учебного года и летнее время. В самом начале войны стали организовываться школьные консультационные пункты, программа которых в основном ориентировалась на самостоятельную работу учащихся 7-10 классов. Педагоги лишь направляли и корректировали их работу, а также подводили ее итоги [20]. Специальные консультационные уголки были организованы в школах № 44, № 49 г. Ярославля и др. Там ребята могли получить у дежурного учителя ответ на любой вопрос [21].


Часто работа учителей выходила за рамки школьного процесса. К примеру, педагоги Вощиковской школы Арефинского района, Павловской школы Борисоглебского района Ярославской области, средней школы № 1 г. Переславля и др. организовывали работу с ребятами по изучению природы своего края, устраивали походы, экскурсии, собирали коллекции гербарий, устраивали краеведческие уголки в школе. Эта работа способствовала прочному усвоению школьниками знаний по истории, географии, естествознанию, расширяла кругозор ребят в плане краеведения [22]. Интересная опытно-натуралистическая работа велась в Рыбницкой школе Некрасовского района, Туношенской школе Ярославского района, Николо-Кормской школе Мышкинского района, Петровской школе Петровского района Ярославской области. Педагоги естествознания этих школ тесно связывали теоретическую работу по садоводству и овощеводству с практикой на учебно-опытном участке [23]. По рекомендации Ярославской Центральной Детской экскурсионно-туристической станции учителя включали в планы своей работы следующие мероприятия: изыскание местных природных хозяйственных ресурсов, сбор лекарственных растений, заготовка дикорастущих ягод и грибов, сбор биографических данных о героях Великой Отечественной войны, сбор юными туристами материала о единстве фронта и тыла, пропаганда героического прошлого русского народа [24]. Учителя истории совместно с военруками оформляли классные комнаты, учебные кабинеты материалами, напоминавшими учащимся о героизме советского народа, о любви и преданности Отечеству, о славе русского оружия; организовывали переписку школьников с бойцами Красной Армии, практиковали встречи с фронтовиками [25].


28 июля 1943 г. было принято постановление Совета Народных Комиссаров СССР «Об обеспечении начальных, неполных средних и средних школ РСФСР учителями». Согласно ему до 1 сентября 1943 г. на педагогическую работу в школы возвращали всех учителей, работающих не по специальности, за исключением педагогов, работающих на выборных должностях в советских и общественных организациях. Согласно тому же постановлению запрещалось принимать на работу учителей, не имеющих специального педагогического образования без особого в каждом отдельном случае разрешения Наркомата просвещения РСФСР [26]. В результате, школа пополнилась опытными, квалифицированными педагогами, сократилось число педагогов без специального педагогического образования [27].


В результате многоплановой кропотливой работы учительской интеллигенции число неохваченных всеобучем детей школ г. Ярославля в 1942/43 уч. г. сократилось до 1032, а в 1944/45 – до 462 человек [28] по сравнению с 3216 детьми школьного возраста, не привлеченными к обучению в 1941/42 уч. г. Однако, несмотря на все усилия, охватить обучением всех детей соответствующего возраста всеобучем не удалось даже в последний военный и первый послевоенный годы. Так, 1 сентября 1945/46 уч. г. в Ярославской области из 239514 подлежащих всеобучу детей к занятиям не приступили 9585 учеников [29]. Успеваемость в 1942/43 уч. году возросла по сравнению с довоенной на 7,5%. Показатели успеваемости по школам Ярославской области и Костромского края росли вплоть до 1943/44 уч. г., а в 1943/44 и в 1944/45 уч. годах несколько снизились. Подобная картина наблюдалась во многих регионах страны. Это объясняется рядом нововведений, внедренных правительством в области народного образования, а именно: отменой социалистического соревнования в школах среди учащихся и учителей по вопросам учебно-воспитательной работы (следствие - избавление от формализма), введением выпускных экзаменов для учащихся 4, 7-х классов и экзаменов на аттестат зрелости в 10-х классах, а также повышением требований к переводу учащихся 5-6, 8 и 9-х классов (усиление контроля). Также была введена цифровая 5-бальная система оценки успеваемости и поведения учащихся, вместо словесной [30]. Эти и другие мероприятия правительства в рамках школьной политики (введение раздельного обучения, утверждение «Правил для учащихся», повышение зарплаты учителям) укрепили школу [31].Снижение успеваемости в 1943/44 и в 1944/45 уч. годах рассматривалось Ярославским городским отделом народного образования как повышение требовательности со стороны учителей и объективности их оценки знаний учащихся, а не как свидетельство снижения качества обучения [32]. Однако, проверка школ и работы учителей показала, что «еще не все преподаватели работают с таким напряжением, какого от них требует обстановка,… имеют место случаи явки отдельных учителей на уроки без достаточно продуманного плана, в ряде случаев уроки отличаются сухостью и формальностью изложения материала» [33].


Важным звеном в цепочке мер по осуществлению всеобуча в стране было введение обучения с семилетнего возраста. Это не противоречило общему уровню развития и способности детей усваивать школьную программу. Благодаря данному нововведению численность учащихся к 1944 г. по стране возросла на 2 млн. человек [34].


Обстановка военного времени не снимала с органов образования задачи по охвату всеобучем взрослого неграмотного и малограмотного населения. Их обучение осуществляли специальные школы. На 1 января 1942 г. ярославскими педагогами было обучено 328 неграмотных и 4024 малограмотных военнообязанных. В 1942 г. в школах данного типа прошли обучение 892 неграмотных и малограмотных военнообязанных [35]. Сверх дней занятий по всеобучу для них устанавливался один день в неделю для занятий по ликбезу. Обучение в группах ликбеза и материальное обеспечение учебы возлагалось на органы народного образования. Приказом Ярославского облоно от 10.06. 1942 г. для данной работы были мобилизованы лучшие учителя. Занятия проводились из расчета 9-10 часов в неделю как минимум [36]. На лиц, уклоняющихся от учебы или пропускающих занятия немедленно составлялись акты и передавались военкому. Все эти мероприятия были призваны обеспечить посылку в Красную Армию только грамотных людей. Работа по охвату всеобучем военнообязанных не прекращалась и в последние годы войны. За период с 1 января 1944г. по 1 января 1945 г. обучение в школах для неграмотных и малограмотных прошли 1749 городских и сельских жителей, из которых 1731 человек допризывников: неграмотных 104, малограмотных – 1627 [37]. В послевоенное время работа в этом направлении была продолжена.

Так, в тяжелейших условиях, при колоссальном напряжении сил и материальных средств решалась в годы Великой Отечественной войны проблема обязательного всеобщего среднего образования. По объективным причинам в этот сложный исторический период цели и задачи программы всеобуча были несколько скорректированы, замедлились темпы ее реализации, однако программа эта не была свернута и продолжала осуществляться на протяжении всех военных лет. Исключительная роль в этом процессе принадлежала учительской интеллигенции, которая, глубоко осознавая степень личной ответственности и величия своих задач, делала все возможное, чтобы успешно осуществлять программу всеобщего образования подрастающего поколения, а также неграмотного и малограмотного взрослого населения страны.

________________________________________


[1] Государственный архив Ярославской области (ГАЯО). Ф. Р-2224. Оп.1. д. 21. Л. 49.

[2] Спасибо русским женщинам. // Ветераны и молодежь, № 6-7, март 2008. С 5.

[3] Решения областного совещания заведующих районными и городскими отделами народного образования. 17-18 апреля 1942 г. – Ярославль, 1942. С. 8.

[4] ГАЯО. Ф. Р- 2224.Оп.1. Д. 96. Л. 41.

[5] Отчет о работе Ярославского городского Совещания депутатов трудящихся за декабрь 1939-март 1945 г. Ярославль, 1945. С.17.

[6] ГАЯО. Ф. Р-1075. Оп.1. Д. 274. Л. 2.

[7] ГАЯО. Ф. Р- 2224.Оп.1.Д.21. Л. 49.

[8] Учительская газета, 1942, 21 июля.

[9] Муниципальная система образования. Информационный сборник. Ярославль, 2001. С.15.

[10] ГАЯО. Ф. Р- 2224.Оп.1. Д.110. Л.2,5,7.; Русинова Н. История Норской школы (СОШ № 17 г. Ярославля) // Учебный год, апрель 2006. С.25.

[11] Решения областного совещания заведующих районными и городскими отделами народного образования. 17-18 апреля 1942 г. С. 8.

[12] ГАЯО Ф.Р-1075. Оп.1.Д.234.Л.4.

[13] Решения областного совещания заведующих районными и городскими отделами народного образования. 17-18 апреля 1942 г. С.8.

[14] ГАЯО Ф.Р-1075. Оп.1.Д.234.Л.4.

[15] Народное образование. Основные постановления, приказы и инструкции. Данев А.М. - М., 1948. С.168.

[16] Решения областного совещания заведующих районными и городскими отделами народного образования. 17-18 апреля 1942 г. С.11

[17] Народное образование. Основные постановления, приказы и инструкции… С167.

[18] Решения областного совещания заведующих районными и городскими отделами народного образования. 17-18 апреля 1942 г. С.11.

[19] Ярославцы – Заслуженные учителя. / Авторы-составители В.И.Шаров, О.П.Шарова.- Ярославль, Академия развития, 2006. С . 85-86; 11-12; 27-28.

[20] Черник С.А. Советская школа в годы Великой Отечественной войны. М.: «Педагогика», 1975. С. 64.

[21] Политическая агитация 1983, №8, С.26.

[22] Народное просвещение и культурное строительство Ярославской области за 30 лет. –Ярославль, 1947. С. 22.

[23] Там же. С. 39.

[24] ГАЯО Ф.2224. Оп.1.Д.82. Л.75.

[25] Хохлов А. Юность мужает в борьбе. Из истории Ярославской организации ВЛКСМ. Ярославль, Верх.-Волж. кн. изд., 1978. С.140.

[26] Народное образование. Основные постановления, приказы и инструкции… С. 167.

[27] ГАЯО. Ф.Р-1075. Оп.1.Д.274.Л.11.

[28] Там же. Л.5

[29] Центр документации новейшей истории Ярославской области (ЦДНИЯО). Ф.272. Оп. 224. Д. 1659. Л.16.

[30] ГАЯО.Ф.Р-1075. Оп.1.Д.274. Л.4.

[31] Там же. Л.2.

[32] Муниципальная система образования. Информационный сборник. Ярославль, 2001. С.17.

[33] Там же. С. 18.

[34] Кондакова Н.И. Советская система образования в условиях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. // Социальные и духовные ресурсы Победы. Сб. докладов и сообщений Всероссийской научной конференции 17-18 марта 2005 г. / Гл. ред. Маин В.Н. / Составители: Маин В.Н,, Кудинов В.А. – Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2005. С. 191.

[35] ГАЯО. Ф. Р-2224. Оп.1. Д.93. Л. 858.

[36] ГАЯО. Ф. Р-2224. Оп.1.Д.107. Л.1,2,7.

[37] ГАЯО. Ф. Р-2224. Оп.1.Д.93. Л.720.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Н. А. Некрасова Опыт организации всеобуча в годы Великой Отечественной войны (на материалах Ярославской и Костромской областей) iconЧеловек тыла: его трудовая жизнь, культура и быт в тылу в годы Великой Отечественной войны ( 1941- 1945 гг.)
...
Н. А. Некрасова Опыт организации всеобуча в годы Великой Отечественной войны (на материалах Ярославской и Костромской областей) iconН. А. Некрасова «Не хлебом единым…» Церковные приходы провинции в годы Великой Отечественной войны
Великой Отечественной войны, является сегодня особенно актуальным и востребованным в обществе, главным образом в деле обеспечения...
Н. А. Некрасова Опыт организации всеобуча в годы Великой Отечественной войны (на материалах Ярославской и Костромской областей) iconАктуальные проблемы предыстории великой отечественной войны
Великой Отечественной войны. Это вызвано прежде всего тем, что в советской историографии относительно периода 1939-1941 гг существовало...
Н. А. Некрасова Опыт организации всеобуча в годы Великой Отечественной войны (на материалах Ярославской и Костромской областей) iconРатного подвига неисчерпаема. Никогда не сотрутся в памяти народа суровые годы Великой Отечественной войны. Курганская область рождена в период Великой Отечественной войны,
Отечественной войны. Курганская область рождена в период Великой Отечественной войны, в дни, когда прославленная 64-я армия под командованием...
Н. А. Некрасова Опыт организации всеобуча в годы Великой Отечественной войны (на материалах Ярославской и Костромской областей) iconДеятельность эвакогоспиталей по лечебно-эвакуационному обеспечению советских войск в годы великой отечественной войны (на материалах воронежской области. Июнь 1941 декабрь 1943 гг.)
Деятельность эвакогоспиталей по лечебно-эвакуационному обеспечению советских войск в годы великой отечественной войны
Н. А. Некрасова Опыт организации всеобуча в годы Великой Отечественной войны (на материалах Ярославской и Костромской областей) iconРеферат на тему: «Здравоохранение в годы Великой Отечественной войны на Тамбовщине»
Организация госпитальной базы в Тамбовской области в первые месяцы Великой Отечественной войны
Н. А. Некрасова Опыт организации всеобуча в годы Великой Отечественной войны (на материалах Ярославской и Костромской областей) iconВеликой Отечественной войны в прозе XX века
Билеты по литературе, 11 класс. Билет №17: Как понимают счастье герои и автор поэмы Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"? Чтение...
Н. А. Некрасова Опыт организации всеобуча в годы Великой Отечественной войны (на материалах Ярославской и Костромской областей) iconУрок мужества для 9 классов «Страницы Великой Отечественной войны» (сценарий)
Воспитание исторической грамотности и чувства патриотизма у подросткового поколения, формирование чувства сопричастности с происходившими...
Н. А. Некрасова Опыт организации всеобуча в годы Великой Отечественной войны (на материалах Ярославской и Костромской областей) iconГражданская авиация в годы Великой. Отечественной войны Гражданская авиация в годы Великой. Отечественной войны
Гвф, авиоработники выражали готовность вместе со всем советским народом бороться с ненавистным врагом. В главное управление гражданского...
Н. А. Некрасова Опыт организации всеобуча в годы Великой Отечественной войны (на материалах Ярославской и Костромской областей) iconПоложение о студенческой олимпиаде по культурологии в Липецком государственном техническом университете, посвященной 65-летию Победы над гитлеровской Германией в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг
Культуры в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг и в послевоенные годы. Кроме того, олимпиада призвана способствовать активизации...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы