Возникновение Ислама. Шариат и его основные источники icon

Возникновение Ислама. Шариат и его основные источники



НазваниеВозникновение Ислама. Шариат и его основные источники
Дата конвертации14.07.2012
Размер143,43 Kb.
ТипРеферат
Возникновение Ислама. Шариат и его основные источники


Федеральная служба налоговой полиции РФ Академия налоговой полиции Юридический факультет Кафедра гражданско - правовых дисциплин Реферат по курсу "История государства и права зарубежных стран" на тему "Возникновение ислама. Шариат и его основные источники" Слушатель очно - заочного обучения Москва 1997 г. План.I.Возникновение ислама. Шариат – мусульманское право. 1. Ислам. 1.1. Посланник Аллаха. 2. Общая характеристика мусульманского права. 3. Источники шариата. 3.1. Коран. 3.2. Сунна. 3.3. Иджма. 3.4. Кияс. 3.5. Фирманы, кануны.I.Заключение. I.Возникновение ислама. Шариат – мусульманское право. 1. Ислам. Ислам – одна из трех ( наряду с буддизмом и христианством ) так называемых мировых религий, имеющая своих приверженцев практически на всех континентах и в большинстве стран мира. Мусульмане составляют подавляющее большинство населения многих стран Азии и Африки. Ислам является идеологической системой, оказывающей значительное влияние и на международную политику 2( стр.210 ). В современном понимании ислам – и религия, и государство по причине активного вмешательства религии в государственные дела. Но меня будут больше интересовать исторические корни этого явления. "Ислам" в переводе с арабского означает покорность, "мусульманство" ( от арабского " муслим " ) – предавший себя Аллаху. Основателем ислама является арабский " пророк " Мухаммад ( Мухаммед или Магомет ), значение которого на общие судьбы человечества трудно переоценить, поэтому на этой исторической личности надо остановиться особо. 1.1. Посланник Аллаха. Маулид – день рождения пророка Мухаммада – отмечается 12 числа месяца раби ал-аввай по лунному календарю. Это произошло в " год слона ", т.е. в 570 г. Маулид совпадает с днем смерти Мухаммада. Символичное совпадение дат рождения и смерти, т.е. рождения для вечной жизни, было дано Мухаммаду Творцом в знак его особой миссии носителя Откровения, последнего, как считает ислам, Пророка в истории человечества. Согласно преданиям, рождение Мухаммада было предсказано пророками Ибрахимом ( Авраамом ), Исмаилом, Мусой ( Моисеем ) и Исой ( Иисусом Христом ). В этих "двойных" именах нет ничего странного, поскольку ислам относится к так называемым авраамическим религиям и мусульмане наряду с иудеями и христианами почитают одних и тех – же ветхозаветных пророков, а так же Иисуса Христа как одного из них. Мухаммад был уроженцем Мекки – города в западной части Аравийского полуострова, где давно осело сильное племя курейш. Во время джахимейи – так именуется доисламская эпоха, когда арабы не знали истинного Бога, - в Мекке устраивались большие торговые ярмарки. В святилище Кааба ("куб") и на запретной территории ("харам") нельзя было ссориться, проливать кровь,. Ибо все это могло оскорбить религиозные чувства разных арабских племен, каждое из которых поклонялось своим божествам, но одинаково чтило Каабу. 1(стр.511,512 ). В центре языческой Хаабы стоял Хубал ; древние арабы чтили это божество племени курейш как повелителя небес и луны, властелина громов и дождя. Изваяние Хубала в образе человека с золотой рукой было выполнено из сердолика (золото заменило некогда отбитую каменную руку ). Находившийся с древних времен в Хаабе черный камень ( по мнению ученых, имевший метеоритное происхождение ) олицетворял небесную силу Хубала. Вокруг главного божества располагались многочисленные идолы – бетилы, изображавшие другие аравийские божества (до 300 в Хаабе ). Жили в Мекке и иудаисты, и христиане, а так же ханифы – аскеты, благочестивые люди, исповедовавшие строгое единобожие. Пантеон языческой Мекки состоял из множества богов, один из которых носил имя Аллах. Благополучный брак дал Мухаммаду обеспеченную жизнь, позволявшую иметь достаточно свободного времени, которое на протяжении многих лет он посвящал религиозным исканиям. Духовное напряжение, побуждавшее Мухаммада к раздумьям о цели и смысле жизни, об основах мироздания, с годами все крепло и, наконец оформилось в убеждение, что именно ему уготовано узнать истинного Бога и выполнить миссию возвещения соплеменникам истинной веры 1(стр.514).Я не буду останавливаться на видениях и откровениях, неоднократнонисходивших на Мухаммада из-за ограничений работы по объему, хотя этоинтересно, скажу только, что Мухаммад, преодолев неувереность, все жерешился на то, чего требовал от него Аллах : он стал проповедовать СловоБожье. Криком, обычно предупреждавшим горожан об опасности, Мухаммад сосклона холма Ас-Сафа возвестил жителей Мекки о ниспосланном ему СловеБожьем. Он призывал отказаться от поклонения идолам и обратиться к Аллаху,одному-единственному Богу. Имя Аллах является лишь одним из обозначенийБога, истинного же Его имени не знает никто из живущих. Мухаммад объявил,что других богов просто не существует, а верующие в них будут наказаныАллахом. В мире все совершается по воле Аллаха. Он награждает за смирение иверу, наказывает за гордыню и нечестие. С каждого на суде у Аллахаспросится по его делам, и всем воздастся сполна. Аллах продолжал посылать Мухаммаду новые знамения, разъясняя, какмусульманам общаться с иноверцами, как им вести себя по отношению кПророку, как делить военную добычу и наследуемое имущество. Былипровозглашены запреты на ростовщичество, азартные игры, алкогольныенапитки, употребление в пищу свинины. Сложившееся вокруг Мухаммадаобъединение людей скреплялось теперь не кровным родством, а общей верой,братством духа. Доступ в умму (новую общину) был открыт для всех, ктопринимал ислам и признавал Мухаммада в качестве духовного и светскоговождя. Таким образом, в сознании мусульман с самого начала слились религияи политика, духовная и светская власть, вероисповедные и морально-правовыеустановления (стр. 520). Не отвергая традиционного обряда поклонения Каабе, Мухаммад установилновую для арабов форму служения Богу, включавшую ряд поз, выражающихблагоговение, и многократное повторение фраз "Хвала Аллаху" и "Аллахвелик". Завершая молитву, человек должен был простереться ниц. Этаневиданная прежде поза самоуничижения- земной поклон- возмущала многихжителей Мекки. Мухаммад называл их гордецами, не желающими покоритьсяАллаху. 1(стр.516). В миросозерцании Мухаммада и в основанной им религии отсутствуетидеал человеческого совершенства или совершенного соединения человека сБогом - идеал истинной богочеловечности. Мусульманство требует от верующегоне безконечного совершенствования, а толбко акта безусловной преданностиБогу. Вера Мухаммада ставит первое условие истинной духовной жизни на местосамой этой жизни. Ислам не говорит людям : будьте совершенны, ка Отец вашнебесный, т.е. совершенны во всем ; он требует от них только общегоподчинения себя Богу и соблюдения в своей натуральной жизни тех внешнихпределов, которые установлены божественными заповедями. Религия остаетсятолько неизменной основой и неподвижной рамкой человеческого существования,а не его внутренним содержанием, смыслом и целью. Если нет совершенного идеала, который человек должен осуществлять всвоей жизни своими силами, то, значит, нет для этих сил никакойопределенной задачи, а если нет задачи и цели для достижения, то не можетбыть движения вперед. Вот истинная причина, почему идея прогресса, как и самый факт его,остается чуждой магометанским народам. Их культура сохраняет чисто местныйспециальный характер и быстро отцветает без преемственного развития. Мирислама не породил универсальных гениев, он не дал и не мог датьчеловечеству "вождей на пути к совершенству" 2(стр.209,210). Это точказрения Вл.Соловьева, которая в значительной степени отражает те условия, вкоторых находились народы, исповедующие ислам до начала ХХ в. Но ( ! ) вэтом категоричном высказывании присутствует рациональная и важная для моейработы мысль, изнутри объясняющая значительную долю консерватизмаприверженцев ислама, что в свою очередь дает возможность лучше пониматьмусульманский мир. А любое приближение к этому пониманию является цельюданной работы. Вот такая логическая связка. Не буду останавливаться на арабских завоеваниях, которые сопровождалитрудное распространение ислама по миру, скажу только , что в 630г.завоеванная Мекка после уничтожения изображения старых богов сталасвященным центром мусульман, куда ежегодно в месяц зулхиджа (последниймесяц года) совершаются паломничества. Ятриб (Медина) остался столицейобъединенного государства. В том же 630г. Мухаммаду подчинились кочевникивнутренних областей Аравии и город Таиф. Арабская знать стремилась кусилению своей власти путем захвата плодородного Йемена и вторжения боевыхотрядов в области Византии и Ирана. Уже снаряжались войска, когда в 632г.Мухаммад умер. 3(стр.438). После раздоров из-за власти между старыми приверженцами Мухаммадаи мединской знатью был избран "заместитель" пророка-халиф-купец Абу Бакр,тесть и друг Мухаммада. В дальнейшем каждый правитель арабов объявлял себяхалифом. Был закреплен культ пророка Мухаммада, упорядочен Коран,записанный в основном уже при его жизни, месяц откровения пророка-рамазан-стал временем мусульманского поста. 3(стр438). Для обозначениямусульманского государства используется термин "халифат" ("приемство").Более того, современные авторы приходят к выводу, что халифат отнюдь несводится к индивидуальному праву или привилегии отдельного лица на занятиепоста главы мусульманского государства, а представляет собой определеннуюфункцию по осуществлению верховной светской (политической) власти иподдержанию веры на уровне религиозной общины. 4(стр.140). 2. Общая характеристика мусульманского права. Шариат (мусульманское право) органически связан с исламом, егоучением. Согласно юридической энциклопедии "Шариат - свод религиозных иправовых норм, составленный на основе Корана и Сунны (мусульманскихсвященных преданий), содержащий нормы государственного, наследственного,уголовного и брачно-семейного права"5 (стр. 495). Другими словами, шариат - это правовые предписания, неотъемлемые оттеологии ислама, тесно связанные с его религиозно-мистическимипредставлениями. Ислам рассматривает правовые установления как частицуединого божественного закона и порядка. Отсюда велениям и запрещениям,составляющим нормы шариата, также приписывается божественное значение. Шариат развивался как строго конфессиональное право. Особенно напервых порах шариат в целом и его собственно доктринально-нормативная часть(фикх) вобрали в себя не только правовые установления, но и религиознуюдогматику и мораль. В результате нормы шариата (правила, предписания), содной стороны, регулировали общественные ("человеческие") отношения, а сдругой - определяли отношения мусульман с Аллахом (ибадат). Введение вшариат божественного проведения и религиозно-нравственного начала нашлосвое отражение в своеобразии правопонимания, а также оценке правомерного инеправомерного поведения. Так, тесная связь права с теологией ислама нашласвое выражение в установлении в шариате пяти видов действий мусульманина,которым придавался в равной мере правовой и морально-религиозный смысл: - обязательные, - рекомендуемые, - дозволенные, - предосительные, но не влекущие за собой применения накзания; - запрещенные и подлежащие наказанию. Признание божественного предопределения в шариате с неизбежностьюпородила и большую значимость вопроса о свободе воли мусульманина и еепределах. Столкнувшиеся по этому поводу религиозно-философские школы занялиразную позицию. Так, одна из этих школ (джабариты) вообще отрицала свободуволи человека 6(стр. 417,418). Для шариата не к правам мусульманина, а к его обязанностям поотношению к Аллаху. Нормы, содержащие также обязанности, определили всюжизнь правоверного мусульманина (ежедневное совершение молитвы, соблюдениепоста и правил захоронения и т.д.). Не случайно особенностью норм,составляющих шариат, является то, что они применяются только к мусульманами в отношениях между мусульманами. Раннему исламу и шариату были присущинормы, восходящие еще к общинному строю, содержащие элементы коллективизма,милосердие, заботы о калеках. Но в шариате нашли свое отражение ипредставлении о бессилии человека перед богом, о вытекающей отсюдасозерцательности и покорности. В Коране особенно подчеркиваласьнеобходимость для мусульманина проявлять терпение и смирение: "Терпение,ведь Аллах с терпеливыми" (8.48). Таким же образом в шариате закрепляласьобязанность мусульманина подчиняться халифу и государственной власти:"Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти средивас" (4.62). Одной из характерных черт средневекового мусульманского права былаего целостность. Вместе с предствлением о едином боге - Аллахе -утвердилась идея единого правового порядка, имеющего универсальный порядок.мусульманское право на первый план выдвигало не территориальный, аконфессиальныЙ принцип. Мусульманин, находясь в любой другой стране, долженбыл соблюдать шариат, сохранить верность исламу. Постепенно сраспространением ислама и превращением его в одну из основных религий мирашариат стал своеобразной мировой системой права.6(стр.419). Как конфиссеональное право шариат отличался от канонического права в странах Европы в том отношении, что он регулировал не строго очерченные сферы общественной и церковной жизни, а выступал в качестве всеохватывающей и всеобъемлющей нормативной системы, утвердившейся в целом ряде стран Азии и Африки. Со временем нормы шариата вышли далеко за пределы Ближнего и Среднего Востока, распространили свое действие на Среднюю Азию и часть Закавказья, на Северную, частично Восточную и Западную Африку, на ряд стран Юго-Восточной Азии. Однако столь бурное и широкое распространение ислама и шариата повлекло за собой и все большее проявление в нем местных особенностей и различий при толковании отдельных правовых институтов. Так, со временем с утверждением двух главных напрвлений в исламе соответсвующим образом произошел раскол в шариате, где наряду с ортодоксальным направлением (суннизм) возникло и другое направление - шиизм 6 (стр.419). 3. Источники мусульманского права. Шариат отличает множественность источников, на рассмотрении которыхкратко остановлюсь. 3.1. Коран. Важнейшим источником шариата считается Коран (от араб. "ал-куран" -"чтение вслух", "назидание") - священная книга мусульман, состоящая изпритч, молитв и проповедей, произнесенных Мухаммадом между 610 и 632 г.г.Исследователи находят в Коране пложения, заимствованные из более раннихправовых памятников Востока и из обычаев доисламской Аравии. Сначала пророческие откровения передавались в общине изустно, попамяти. Некоторые из них верующие записывали по собственной инициативепока, наконец, в Медине по указанию Мухаммада не стали вестисьсистематические записи. Канонизирование содержания Корана и составлениеокончательной редакции произошло при халифе Олифе (644-656г.г.). Коранпредписывает арабам покинуть "обычаи отцов" в пользу правил, установленныхисламом. В самом Коране его правовая значимость определяется следующимобразом: "Итак, мы ниспослали его как арабский судебник" (2.165-166). Коран состоит из 14 глав (сур), расчлененных на 6219 стихов стихов(аята). Большая часть этих стихов имеет мифологический характер, и лишьоколо 500 стихов содержит предписания, относящиеся к правилам поведениямусульман. При этом не более чем 80 из них можно рассматривать каксобственно правовые (в основном это правила, относящиеся к браку и семье),остальные касаются религиозного ритуала и обязанностей 6 (стр.420). Большая часть положений Корана носит казуальный харктер ипредставляет собой конкретные толкования, данные пророком в связи счастными случаями. Но многие установления имеют весьма неопределенный вид имогут приобретать разный смысл в зависимости от того. какое содержание вних вкладывается. В последующей судебно-богословской практике и в правовойдоктрине в результате достаточно свободного толкования они получили своевыражение в противоречивых, а нередко и во взаимоисключающих правовыхпредписаниях (стр.420,421). Чтобы не быть голословным, привязываясь к тексту Корана, хочупродемонстрировать, как, откуда и почему появилось грозное понятие"священная война". Дело Божие должно торжествовать на земле. Оно торжествует черездобровольную преданность и через вынужденную покорность неверных. Добрыеубеждаются проповедью посланника Божия, злые принуждаются к повиновению егомечом. Когда еще до хиджры Мухаммад взял с ансаров "клятву мужей", т.е.обязательство защищать его оружием, идея священной войны была уже,очевидно, принята им. В позднейших сурах Корана, данных в Медине, эта идеяутверждается с большей настойчивостью. "Сражайтесь с врагами вашими на войне за веру, но не нападайтьепервые. Бог ненавидит нападающих. Убивайте врагов ваших везде, где найдетеих; изгоняйте их оттуда, откуда они вас изгоняли. Отступничество хужеубийства. Не сражайтесь с ними у святого храма, разве только они вызовутвас. Если нападут на вас - купайтесь в крови их. Такова награда неверных.Если покинут заблуждение свое - Господь снисходителен и милостив.Сражайтесь с врагами, доколе не утвердится ислам. Ваша ненависть давоспламеняется только против превратных. Если нападут на вас в священномместе, - и в священном месте воздайте им тем же" (Сура 11, 186-190)2(стр.189). 3.2. Сунна. Другим авторитетным и обзательным для всех мусульман источником правабыла Сунна ("священное предание"), состоящая из многочисленных рассказов(хадисов) о суждениях и поступках самого Мухаммада. В хадисах также можновстьретить различные правовые напластования, отражающие развитие социальныхотношений в арабском обществе. Окончательное редактирование хадисов былоосуществлено в 9 веке, когда были составлены в ортодоксальных сборникахсунны, наибольшую известность из которых получил Бухари (умер в 870 г.). Изсунны также выводятся нормы брачного и наследственного, доказательственногои судебного права, правила о рабах и т.д. Хадисы сунны, несмотря на ихобработку, содержали много противоречащих положений, и выбор наиболее"достоверных" всецело относился к усмотрению богословов-правоведов и судей.Считалось, что имеют силу лишь те хадисы, которые были пересказанысподвижниками Мухаммада, причем. в отличие от суннитов, шииты признавалидействительными лишь те хадисы, которые восходили к халифу Али и к егосторонникам (стр.421). Таким образом, "Сунна посланника Аллаха" (полное название Сунны) -свод текстов, описывающих жизнь Мухаммада, его слова и дела, а в широкомсмысле - сборник благих обычаев, традиционных установлений, дополняющийКоран и почитаемый наравне с ним как источник сведений о том, какоеповедение или мнение является богоугодным, правоверным. Обучение Сунне -важная часть религиозного воспитания и образования, а знание Сунны иследование ей - один из главных критериев авторитетных предводителейверующих 3(стр.526).3.3. Иджма. Третье место в иерархии источников мусульманского права занималаиджма, которая рассматривалась как "общее согласие мусульманской общины".Наряду с Кораном и Сунной она относилась к группе авторитетных источниковшариата. Практически иджма складывалась из совпадающих мнений порелигиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижникамиМухаммада или впоследствии наиболее влиятельными мусульманскими теологами-правоведами (имамами, муфтиями, муджатахидами). Иджма развивалась как ввиде интерпретаций текста Корана или Сунны, так и путем формирования новыхнорм, которые уже не связывались с Мухаммадом. Они предусматривалисамостоятельные правила поведения и становились обязательными в силуединодушной поддержки муфтиев и муджатахидов.Такой способ развития норм мусульманского права получил название"иджтихад". Правомерность иджмы как одного из основных источников шариатавыводилась из указания Мухаммада : "Если вы сами не знаете, спросите тех,кто знает".Болшая роль иджмы в развитии шариата состояла в том, что она позволялаправящей религиозной верхушке Арабского халифата создавать новые правовыенормы, приспособленные к меняющимся условиям феодального общества,учитывающие специфику завоеванных стран. К иджме в качестве источникаправа, дополняющего шариат, примыкала и фетва- решения и мнения отдельныхмуфтиев по правовым вопросам. 6(стр.421). 3.4. Кияс. Одним из наиболее спорных источников мусульманского права, вызывающим острые разногласия между разными направлениями, был кияс- решение правовых дел по аналогии. Согласно киясу правило, установленное в Коране, Сунне или иджме, может быть применено к делу, которое прямо не предусмотрено в этих источниках права. Кияс не только позволял быстро урегулировать новые общественные отношения, но и способствовал оссвобождению шариата в целом ряде моментов от теологического налета. Но вруках мусульманских судей кияс часто становился и оружием откровенного произвола. Наиболее широко данный метод был обоснован Абу Ханифа и его последователями- ханифатами. В качестве дополнительного источника права шариат допускал и местные обычаи, не вошедшие непосредственно в само мусульманское право в период его становления, но не противоречившие прямо его принципам и нормам. При этом признавались правовые обычаи, сложившиеся в самом арабском обществе (урф), а также у многочисленных народов, покоренных в результате арабских завоеваний завоеваний или же подвергшихся в более позднее время влиянию мусульманского права (араты), в частности у народов, населяющих нашу страну. 6(стр.422). 3.5. Фирманы, кануны. И наконец, призводным от шариата источником мусульманского права были указы и распоряжения халифов-фирманы. В последующем в других мусульманских государствах с развитием законодательной деятельности в качестве источника права стали рассматриваться и играть все возрастающую роль законы- кануны. Фирманы и кануны тоже не должны были противоречить принципам шариата и дополняли его прежде всего нормами, регламентирующими деятельность государственной власти с населением. 6(стр.422). На этом вынужден остановиться. III . Заключение. Итак, подводя итоги проделанной работы хочу обобщить : подробно рассмотрен процесс возникновения и формирования ислама, уделено большое внимание отцу "религии покорных"- пророку Мухаммаду, представлена общая характеристика шариата и рассмотрены основные его источники. В любом случае представляю то, что получилось. И в конце опять вернусь к тому, с чего начинала работу- К пророку Мухаммаду. В предании о его ночной поездке в Иерусалим расказывается между прочим, как в "доме поклонения" пророку после молитвы были предложены три чаши : одна с медом, другая с вином и третья с молоком,- и он выбрал из них последнюю. Между языческой чувственностью (мед) и христианской духовностью (вино) ислам в самом деле есть здоровье и трезвое молоко : своими общедоступными догматами и удобоисполнимыми заповедями он питает народы,призванные к историческому действию, но еще не постигшие высших идеалов человечества 2(стр.209). Список использованной литературы . 1. Религии мира. Энциклопедия. т.6.Москва "Аванта +".1996г. 2. Будда. Конфуций. Магомед. Франциск Ассизский. Савонарола. Библиографическая библиотека Ф.Павленкова. Москва. Республика.1995 3. История государства и права зарубежных стран. Учебник под ред. П.Н.Галазны. Москва. Юрид. лит-ра. 1980. 4. Ислам. Проблемы идеологии, права,политики и экономики. Под ред. Г.Ф.Ким. Москва. Наука. 1985. 5. Юридическая энциклопедия под ред. М. Ю.Тихомирова. М.1997г. 6. История государства и права зарубежных стран. Под ред. О.П.Жидкова. ч.1 Норма. Москва.1996.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Возникновение Ислама. Шариат и его основные источники iconВозникновение ислама, Шариат мусульманское право
«Величайшее зло для человечества есть его своеволие, противляющееся воле Божией»
Возникновение Ислама. Шариат и его основные источники iconГеография ислама в современном мире
Все эти факты подталкивают изучить саму сущность ислама и понять причины его широкого распространения
Возникновение Ислама. Шариат и его основные источники iconАрабы в vi-vii вв. Возникновение ислама

Возникновение Ислама. Шариат и его основные источники iconШариат как источник законодательства
Более того, с 70-х гг прошлого века во многих из них позиции исламского права даже усилились, что в значительной степени связано...
Возникновение Ислама. Шариат и его основные источники iconШариат как источник законодательства
Более того, с 70-х гг прошлого века во многих из них позиции исламского права даже усилились, что в значительной степени связано...
Возникновение Ислама. Шариат и его основные источники iconПараграф 14. Арабы. Возникновение ислама. Карта Аравийского полуострова
Ислам (араб. إسلام‎‎ [ʔɪsˈlæːm]) ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ религия. Слово «ислам» переводится как, «­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­»...
Возникновение Ислама. Шариат и его основные источники iconВопросы к экзамену. Осенний семестр 2007/08 уч года. Группы с-34, 35 Пассивные элементы электрических цепей, основные уравнения
Источники электрической энергии, вольтамперная характеристика, идеальные источники
Возникновение Ислама. Шариат и его основные источники iconВопросы к идз 2
Баланс реактивной мощности и его связь с напряжением. Основные источники и потребители реактивной мощности
Возникновение Ислама. Шариат и его основные источники iconЭкзаменационные вопросы по курсу «экономика» для студентов группы с-64
Макроэкономика. Возникновение макроэкономики и особенности макроэкономического анализа. Основные макроэкономические субъекты. Основные...
Возникновение Ислама. Шариат и его основные источники icon«Возникновение и развитие эволюционных представлений»
Источники получения информации: Учебник – Д. К. Беляев, Г. М. Дымшиц «Общая биология. 10-11 класс» § 41 44 (стр. 142 161), интернет...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы