Экономическое развитие стран опек (на примере Саудовской Аравии) icon

Экономическое развитие стран опек (на примере Саудовской Аравии)



НазваниеЭкономическое развитие стран опек (на примере Саудовской Аравии)
Дата конвертации25.07.2012
Размер228,82 Kb.
ТипРеферат
Экономическое развитие стран ОПЕК (на примере Саудовской Аравии)


План:Ведение.1. Общие положения. 1. Определение ОПЕК 2. История создания ОПЕК 3. Цели создания 4. Страны-члены ОПЕК на сегодняшний день 5. Общие проблемы развития стран ОПЕК2. Особенности экономического развития стран ОПЕК на примере Саудовской Аравии. 1. Индустриализация. Национализация частных иностранных компаний. 2. Роль государства в реформах. 3. Роль иностранных работников на саудовском рынке труда. Формирование национальной системы образования3. Противоречия в развитии Саудовской Аравии и стран ОПЕК.ЗаключениеВведение. В настоящей работе моей целью является показать особенности ипротиворечия, свойственные экономическому развитию стран ОПЕК, а конкретноодной из них – Саудовской Аравии, так как именно ее развитие наиболее яркоиллюстрирует особенности экономического становления хозяйств другихнефтяных держав. Этот вопрос в настоящее время является актуальным, так как всеразвитие России сейчас финансируется за счет доходов от экспорта нефти идругих минерально-сырьевых ресурсов. Опыт стран, которые на протяжениинескольких десятилетий жили только за счет аналогичных доходов, поможет нампонять путь, по которому следует направлять развитие Росси, чтобы будущеебыло как можно «светлее». Многие экономисты современности обращают свое внимание на развитиестран ОПЕК, на уровень мировых цен на нефть, на политику, осуществляемуюэтой организацией. Мировая цена на нефть определяет Российский бюджет,определяет, жить нам хорошо, или придется опять брать столь обременительныекредиты за рубежом. Поэтому я считаю, что следует рассмотреть экономику ОПЕК и понятьосновные проблемы, с которыми сталкиваются страны-члены этой организации насвоем пути; основные задачи, которые следует решить государствам, чтобыприблизиться к уровню развитых стран.Общие положения об организации стран-экспортеров нефти. ОПЕК (организация стран-экспортеров нефти ) (Organization of thePetroleum Exporting Countries) – добровольная межправительственнаяэкономическая организация, задачей и главной целью которой являетсякоординация и унификация нефтяной политики своих государств-членов. Стремясь активизировать борьбу против нефтяных монополий,развивающиеся страны—экспортеры жидкого топлива пришли к выводу онеобходимости объединить свои силы и противопоставить организациимонополий свою собственную. В 1960 году в Багдаде главные поставщики нефтина мировой рынок—Венесуэла, Ирак, Иран, Кувейт и Саудовская Аравия—основали Организацию стран—экспортеров нефти (ОПЕК). ОПЕК былзарегистрирован в Организации Объединенных Наций 6 сентября 1962 года(резолюция ООН №6363). Устав ОПЕК утвержден на 2-й конференции в Каракасе15-21 января 1961 года. В 1965 году устав был полностью пересмотрен. Позжетакже в него вносились многочисленные изменения и дополнения. На долю ОПЕКсейчас приходится около 40% мирового производства нефти. Первоначально штабквартира ОПЕК находилась в Женеве (Швейцария), но затем перебралась в Вену(Австрия). Инициатором создания организации была Венесуэла—наиболее развитая изнефтедобывающих стран, которая в течение длительного времени подвергаласьэксплуатации нефтяных монополий. Понимание необходимости координации усилийпротив нефтяных монополий назревало и на Ближнем Востоке. Об этомсвидетельствовали ирако-саудовское соглашение о согласовании Нефтянойполитики в 1953 году и заседание Лиги арабских стран в 1959 году,посвященное нефтяным проблемам, на котором присутствовали представителиИрана и Венесуэлы. Непосредственным импульсом, приведшим к созданию ассоциацииэкспортеров нефти, было очередное снижение справочных цен в 1959 году состороны Международного нефтяного картеля, а также введение ограничений наимпорт нефти в США. На сегодняшний день в ОПЕК входят: Алжир (с 1969 г.), Индонезия (с1962 г.), Ирак (с 1960 г.), Иран (с 1960 г.), Кувейт (с 1960 г.), Ливан (с1962 г.), Нигерия (с 1971 г.), Катар (с 1961 г.), Саудовская Аравия (с 1960г.), Объединенные Арабские Эмираты (с 1967 г.) и Венесуэла (с 1960 г.).Итого 11 государств (Габон прекратил свое членство в 1995 году, а Эквадор в1992 году. Основными целями создания Организации являются: . Координация и унификация нефтяной политики государств-членов. . Определение наиболее эффективных индивидуальных и коллективных средств защиты их интересов. . Обеспечение стабильности цен на мировых рынках нефти. . Внимание к интересам стран-производителей нефти и необходимости обеспечения: 1) устойчивых доходов стран-производителей нефти; 2) эффективного, рентабельного и регулярного снабжения стран- потребителей; 3) справедливых доходов от инвестиций в нефтяную промышленность; 4) Охраны окружающей среды в интересах нынешних и будущих поколений. 5) сотрудничество со странами-нечленами ОПЕК в целях реализации инициатив по стабилизации мирового рынка нефти. В ОПЕК входят ведущие страны-производители нефти, и в связи с этим ихэкономическое развитие значительно отличается от развития других странмира. Все в этом развитии подчинено одной цели – достичь как можно болеевысоких темпов добычи и реализации нефти на мировом рынке. Экономика этихстран развивается в зависимости от рыночной конъюнктуры цен на нефть ипоэтому является показательным примером развития страны с «Добывающей»экономикой. Такой страной на данный момент является и Россия, так что опытстран ОПЕК в нашем государстве не только может, но и должен учитываться приопределении политики государства на мировом рынке нефти. Рассмотрениеосновных особенностей развития нефтедобывающей страны является в настоящеевремя актуальным предметом исследований многих ученых. Развитие стран этой организации удобнее рассматривать на примереодной из них, так как у многих стран ОПЕК развитие происходило и происходитпо одному и тому же сценарию. В качестве примера удобно брать Саудовскую Аравию, так как Саудовскоекоролевство постоянно находится в центре внимания в силу двухобстоятельств: положения ведущего мирового нефтеэкспортера, политикакоторого существенно влияет на ситуацию на мировом рынке нефти, а такжеблагодаря роли хранителя святых мест ислама, что побуждает правителейстраны к активной роли в региональной и мировой политике. Такое положениесложилось еще несколько десятилетий назад, когда слабая и крайне отсталаяСаудовская Аравия стояла на пороге «революции сверху».Общие проблемы развития всех стран ОПЕК. Так как большинство, если не все из стран-участников ОПЕК являютсяразвивающимися странами со сходным государственным устройством, со сходнойкультурой, идеологией, политикой, то естественно, что все они на тернистомпути развития встречают одни и те же препятствия. В основном, все этипрепятствия связаны с устоявшимся менталитетом народа этих стран. Ведьчрезвычайно нелегко перейти к новому типу общественного устройства, неуспев отвыкнув от тех устоев и традиций, которые укреплялись в сознаниинарода веками. Одной из главных проблем развивающихся стран ОПЕК является банальная«куда деть деньги». Ведь не всегда легко правильно распорядиться хлынувшимна страну ливнем нефтедолларов. Монархи и правители стран, на которыеобрушилось богатство, стремились использовать его «во славу собственногонарода» и поэтому затевали различные «стройки века» и другие подобныепроекты, которые никак нельзя назвать разумным вложением капитала. Толькопозднее, когда прошла эйфория от первого счастья, когда немного охладилсяпыл вследствие падения цен на нефть и снижения государственных доходов,средства государственного бюджета стали расходоваться более разумно играмотно. Второй и, на мой взгляд, главной проблемой является компенсациятехнологической отсталости стран ОПЕК от ведущих стран мира. Ведь к моментусоздания организации некоторые из стран, входящих в ее состав, еще неизбавились от пережитков феодального строя! Решением такой проблемы могластать ускоренная индустриализация и урбанизация. Внедрение новых технологийв производство и, соответственно, жизнь людей не прошло бесследно длянарода. Основными этапами индустриализации были национализация некоторыхиностранных компаний, например АРАМКО в Саудовской Аравии, и активноепривлечение частного капитала в промышленность. Это осуществлялось путемвсесторонней государственной помощи частному сектору экономики. Например, втой же Аравии было создано 6 специальных банков и фондов, которые оказывалипомощь предпринимателям под гарантии государства. Третьей проблемой является недостаточная квалификация национальныхкадров. Дело в том, что работники в государстве оказались неподготовленнымик внедрению новых технологий и оказались неспособными обслуживатьсовременные станки и оборудование, которое было поставлено нанефтедобывающих и перерабатывающих предприятиях, а также других заводах ипредприятиях. Решением этой проблем стало привлечение иностранныхспециалистов. Это было не так легко, как кажется. Потому что вскоре этопородило массу противоречий, которые все усиливались с развитием общества.Это я подробнее рассмотрел в последующих разделах. Вот основные проблемы и задачи, которые возникали если не у всех, тоу большинства государств-членов ОПЕК. Были сделаны попытки, более или менееудачные, решить их. Рассмотрим же теперь пути и средства решения этихпроблем в одной отдельно взятой стране. Как я уже сказал выше, длярассмотрения я взял Саудовскую Аравию, это монархическое исламскоегосударство на юго-западе Азии.Особенности экономического развития Саудовской Аравии. За 25 лет коренных социально-экономических реформ, к концу ХХ векастрана и общество пережили радикальную трансформацию, совершив скачок всвоем развитии и приблизившись по многим показателям к уровню промышленноразвитых (современных) стран мира. В связи с этим заслуживает внимания нетолько рассмотрение нынешнего состояния королевства. Но и анализопределенной модели развития нефтяной монархии с присущими такому типуразвития достижениями и противоречиями. Нефть определяет все современное состояние страны, которую частоназывают «нефтяным королевством», и для этого имеются основания.Извлекаемые запасы нефти на начало 2000 года оцениваются в 261,2 млрд.барр. (37,3 млрд. т.), что составляет 25.9% мировых запасов. Для сравнения:доля нефтяных запасов Ирака составляет 9.9%, Кувейта – 9.6, Абу-Даби – 9.1,Ирана – 8.8, Венесуэлы – 6.4, России – 4.9%. По подсчетам экспертов, присуществующем уровне добычи в 8 млн. барр. в день имеющихся запасов можетхватить примерно на 84 года, в то время как Кувейту при современном уровнедобычи менее 1 млн. барр. – на 100 лет. Стоит заметить, что в недрахкоролевства имеются и запасы природного газа объемом 5300 млрд. куб. м.,что составляет 3.8% мировых запасов. Тем не менее это не означает длясаудовцев возможности безмятежно ловить бьющие из-под земли нефтедоллары.Дело в том, что длительное господство американских нефтяных компанийпривело к быстрому исчерпанию наиболее рентабельных саудовскихместорождений Гавар, Абкайк, Барри и несколько других с легкой исверхлегкой нефтью. Безудержная эксплуатация естественно фонтанирующихскважин повлекла за собой перспективу их досрочного истощения. Посленационализации крупнейшей нефтяной компании АРАМКО американские специалистыпризнали, что при сохранении темпов добычи 70-х годов на уровне более 9млн. баррелей в день истощение нефтяных запасов королевства наступит через36 лет, а при возможном уровне 12 млн. баррелей – через 15-20 лет. Этоповлекло за собой пересмотр нефтяной политики королевства и стабилизациюуровня добычи нефти. Но саудовцы не всегда считаются с потолком, установленным ОПЕК длякоролевства. Так, в начале 90-ъ годов саудовская квота составляла 8 млн.барр., а добывалось в среднем 8.05 млн. баррелей. В 1997 году квотавозросла до 8.76 млн. барр., в июне 1998 года саудовцы согласились спонижением уровня до 8.023 млн. барр., но фактически добывали 8.23 млн.; вмарте 1999 года квота была в 7.438 млн., а реальный уровень добычи – 7.65млн. Государство сохраняет под своим контролем почти всё нефтяноехозяйство. Нефтяные поступления обеспечивают основную часть доходовгосударства: из их общего объема в 1999 году 147 млрд. сауд. реалов (39.3млрд. долл.) нефтяной сектор дал 100 млрд., а ненефтяной – 47 млрд. Плюсы и минусы нефтяного фактора очевидны. Доля нефти и еёпроизводных в объеме экспорта составляет более 85%, и поэтому колебания намировом нефтяном рынке тут же сказываются на всей саудовской экономике.Объем нефтяных доходов упал с 105.8 млрд. долл. В 1980 году до 24.2 млрд. в1985 году, вырос до 40.7 млрд. в 90 году и стабилизировался на уровне 48.5млрд. к концу 90-х годов. При декларативных лозунгах «приватизации госсектора» нет никакихпланов такого рода в отношении главной нефтяной компании САУДИ АРАМКО,остающейся «становым хребтом» саудовской экономики. Выработана долгосрочнаянефтяная политика, реализация которой нуждается в немалых средствах.Поддержание существующего уровня добычи, а также обустройство новыхместорождений, открытых в начале 90-х годов в центре полуострова, требуютбольших инвестиций. В этом деле саудовцы тесно сотрудничают с американскимикомпаниями, не потерявшими своего значения для нефтяного хозяйства и посленационализации АРАМКО. В то же время нефтедобыча, сохранив решающее значение в финансовомплане, уступает ведущие позиции быстро растущим нефтеперерабатывающим инефтяным предприятиям. Созданная в 1976 году в период коренных реформкрупнейшая промышленная корпорация САБИК постепенно превратилась в важныйрегиональный промышленный центр. На ее предприятиях занято 14.2 тыс.человек, из которых коренные жители составляют 70%. Ее деятельность впромышленных зонах Джубайль и Янбо оказалась не столь масштабной, как этопланировалось в годы нефтяного бума, однако объем промышленной продукции напредприятиях САБИК и доходы от ее деятельности превратили ее в ведущегохозяйственного субъекта. Показательно, что из 17 крупнейших проектов,реализованных САБИК к началу 90-х годов (производство нефтехимическихпродуктов и металлургической продукции), лишь два нефтехимических заводастали чисто саудовскими (один – государственный, второй принадлежит частнымвладельцам). Общий объем производства 33-х компаний САБИК в 1998 году составил 24млн. т. Продукция идет более чем в 90 стран мира. Возможности внутреннего рынка ограничены, но саудовцы твердорассчитывают на прочное место на мировом рынке нефтехимии, естественно, сучетом с учетом вероятных конъюнктурных колебаний. Примером последних сталзапрет властей Калифорнии в начале 2000 года на экспорт саудовскихнефтепродуктов объемом около 3 млн. тонн в год. Замену этому главномуамериканскому покупателю продукции САБИК найти будет крайне трудно. Но наБлижнем Востоке саудовцы остаются крупнейшими производителями удобрений. В первом пятилетнем плане социально-экономического развития на 70-75года были названы три основные цели: увеличение объема ВВП, развитиелюдских ресурсов и диверсификация национальной экономики. Спустя четвертьвека можно констатировать, что эти цели в основном достигнуты. Объем ВВПизменился с 22.9 млрд. сауд. реалов в 70-м году до 524.7 млрд. реалов в 82году. Развитие людских ресурсов – цель столь же экономическая, сколь исоциальная. Несмотря на огромные усилия государства по развитию системыобразования и подготовки кадров, саудовцы сумели лишь путемширокомасштабного привлечения иностранных работников добиться реализацииамбициозных целей развития. По данным саудовского министерствапланирования, на начало 2000 года численность населения королевствасоставляла 19.9 млн. чел. (по оценкам экспертов – 21.2 млн.), из которыхкоренные саудовцы составляют 74.8%. Хотя доля иностранных работниковсоставляет около четверти всей саудовской рабочей силы, немало коренныхжителей вовлечено в процесс современной экономической жизни. Тем не менее,лишь предприятия САУДИ-АРАМКО, служащей символом государства,обеспечены национальными кадрами. Диверсификация национальной экономики произошла, но и здесьнеобходимы оговорки. В структуре национального хозяйства за четверть векавидны существенные перемены: роль нефтяного сектора в ВВП сократилась с 54%в начале 50-х годов до 34% в 98 году. Возникли современные отраслиобрабатывающей и иной ненефтяной промышленности. Быстро вырос сильныйфинансовый сектор, играющий по важности вторую роль после нефтяного.Появились 11 коммерческих банков (имеющих 1200 отделений по всей страневместо 70 отделений четверть века назад). Все они закончили 1999 год сприбылью не менее 10%.Индустриализация. Национализация частных иностранных компаний. На начальном этапе коренных реформ Саудовская Аравия в полной мерепользовалась возможностями нефтяного бума. Непрерывно возраставший потокфинансовых средств создал тогда у правителей страны ложные представления онеисчерпаемости этого источника доходов и возможности простого переноса вАравию отдельных участков западной экономики. Первое привело кбесконтрольным и непроизводительным расходам, «перегреву» национальнойэкономики, второе – к недоиспользованию производственных мощностей из-занехватки рабочих руки трудностей сбыта готовой продукции. Стремительнаяиндустриализация вкупе с урбанизацией и повышением качества жизни населениявсе более обостряли проблему водных ресурсов, важность которой возрастает врегионе с каждым годом: запасы пресной воды в королевстве оценивались на1997 год в 124 л. на душу населения по сравнению с 483 л. в Алжире, 158 вИордании, 260 в Йемене и 59 л. в ОАЭ. Правители страны оказались вынужденными пересмотреть своипредставления о будущем экономическом развитии. Расходы на всеэкономические государственные проекты были урезаны, плановые наметкисокращены, ожесточился режим экономии. В начале 1990-х годов спад спроса нанефть и сокращение доходов от ее экспорта, а также финансовые тяготы отвойны в заливе привели к ухудшению финансового положения государства, чтотакже повлияло как на масштабы проектов, так и на стратегию развития. Уже ссередины 70-х годов государство активизирует свои усилия по привлечению впроизводственный сектор частного саудовского капитала; эта цель быланазвана главной в четвертом пятилетнем плане на 1985-1990 гг. В 70-80-е годы частный сектор рос в «тепличных условиях», при мощнойподдержке государства, покровительствующего законодательства и помощи шестиспециальных фондов и банков. После того, как государство создало прочнуюнефтяную и финансовую основу для экономического развития, а такжесовременную промышленную инфраструктуру, оно сочло, что пришло время дляболее активного участия в промышленном развитии национального частногокапитала. Саудовская Аравия должна была теперь приспособиться к иномуобразу жизни. Начался очередной этап в развитии страны, ее индустриализация. В 1998году в стране имелось 3103 промышленных предприятия; общее число занятых наних составляло 283 тыс. чел.; объем капиталовложений доходил до 230 млрд.сауд. реалов; три четверти компаний являлись совместными предприятиями.Новыми центрами промышленного развития стали Джубайль и Янбо, созданиекоторых явилось большим достижением государства. Произошла частичнаяприватизация САБИК, 30% акций которой перешли к саудовским частным лицам.Частный капитал принимает участие в реализации инфраструктурных проектов.Тем не менее и ныне контроль за развитием этих промышленных зон сохраняетспециальная королевская комиссия. Сюда же направляется основной потокгосударственных инвестиций. Ненефтяной частный сектор в промышленности, включающий свыше 2400компаний, в 1998 году показал рост 5%. Он обеспечивал рабочие места для 25%жителей страны. Государство постепенно начинает отказываться от своей роли«локомотива» экономики и делает ставку на частное предпринимательство.Однако ответная реакция пока что весьма сдержана. Причины небольшой заинтересованности частного капитала в промышленныхпроектах состоят не только в его слабости и непрофессионализме, надежде нагосударственную опеку и привычке к сотрудничеству с западными компаниями.Один из крупнейших саудовских предпринимателей, эмир Валид ибн Талал навопрос «Интернжшнл Гэральд Трибьюн», почему из своего состояния объемомболее 15 млрд. долл. Он вкладывает около 70% средств за пределамикоролевства, ответил так: «Я глубоко верю в саудовскую экономику и сохраняюзначительные инвестиции в торговых и других компаниях, но существующие тамвозможности не достигают того уровня рентабельности, как в других странах». Тем не менее, и последние несколько лет частный капитал активно пошелв самые современные отрасли. Нефтедоллары позволили за короткий срокдостичь хороших показателей по уровню научно-технического развития.Показателем стремления саудовцев не отстать от уровня развитых стран сталосоздание в конце 90-х годов несколько технопарков по примеру США и Тайваня.Создан завод по сборке компьютеров. В 1999 году возникло более 10 смешанныхкомпаний, предоставляющих услуги Интернета. В технопарке имени короляАбдель Азиза основное внимание уделяется внедрению сети Интернет во всесферы жизни королевства. В сентябре 1999 года один из руководителейкомпании Майкрософт М. Лакомб подписал соглашение с правительством обоказании технической поддержки правительственным учреждениями системеобразования по развитию арабоязычной компьютерной сети. И все же, в пятилетнем плане на 1990-95 годы в качествепервоочередных были названы не экономические, а социально-политическиецели: сохранение исламских ценностей, а также защита веры и нации.Фактически, это стало признанием завершенности коренных реформ вэкономической части путем ускоренной индустриализации при отказе отамбициозных планов достижения уровня среднеразвитых западных стран.Национальное хозяйство было в основном переустроено на новых, болеесовременных, основах и обрело возможности для саморазвития. Более трудной идлительной оказалась социальная трансформация общества в процессе«революции сверху». За годы коренных реформ сугубо традиционное общество, в которомсочетались феодальные, раннекапиталистические и даже родоплеменныеэлементы, не только стало более однородным, но и сумело трансформироватьсяв более современное качество. Важную и активную роль в социальномпереустройстве общества играло государство.Роль государства в реформах. Его активная социальная политика стала важной частью процессакоренных преобразований. Основное внимание уделялось созданию системобразования и здравоохранения. Расходы на эти цели под названием «развитиечеловеческих ресурсов» во всех пятилетних планах стояли на втором месте пообъему ассигнований после статьи «оборона и безопасность». В 1995 году долярасходов на образование в процентах ВВП составляла в Саудовской Аравии 5.5(Австрия – 5.5, Египет – 5.6), на здравоохранение – 3.1 (5.9 и 1.6). Индустриализация и урбанизация привели к перетеканию сельскогонаселения в города. Доля горожан выросла к 1998 году до 85%. В 80-е годыкочевники составляли уже меньшую часть населения, хотя оставались важнымэлементом социальной базы правящего режима. Сформировался аравийскийпролетариат, в многонациональном составе которого коренные жителисоставляют абсолютное меньшинство. В оды нефтяного бума вырос широкий слоймелкой и средней буржуазии, состоящей из выходцев из городских мелкихторговцев, ростовщиков, ремесленников, а также шейхов кочевых племен.Возник обширный слой служащих государственного и частного секторов. Правящие и господствующие слои в королевстве составляют в основномодни и те же люди – около семи тысяч эмиров королевской семьи Саудидов,родственные им кланы бедуинской «аристократии», верхушка бюрократии икрупной буржуазии. Формальное «осовременивание» социальной структуры вАравии не привело к ее коренной перестройке. Принадлежность к определенномуплемени или местности продолжает играть определенную роль. Хотя в условияхвозросшей социальной мобильности облегчились условия для продвижения повертикали, это происходит в административно-государственном аппарате, вменьшей степени – в бизнесе. Ключевые рычаги управления и господствующиепозиции в экономической жизни прочно занимает семья Саудидов,превратившаяся из феодального клана в конгломерат различных корпораций исвоеобразную «государственную партию». Тем не менее сохранение Саудидамимонополии на власть пока не вызывает открытого недовольства в обществе. Вто же время, сознавая потенциальные угрозы, Саудиды постепенно идут наотдельные уступки. В 1982 году король Фахт ибн Абдель Азиз заявил о созданииконсультативного совета, а в 1992 году такой орган в составе 80 назначаемыхкоролем видных деятелей науки, бизнеса, бюрократии и улемов началфункционировать. Совет обладает лишь рекомендательными функциями, однакорассматривает все проблемы жизни королевства. В ответ на вопрос западныхжурналистов, почему не проведены в Совет «свободные выборы», король прямосказал, что «в таком случае были бы избраны не самые достойные, а самыебогатые». Весной 1992 года королем был изданы декреты, имеющие конституционноезначение. В них Саудовская Аравия провозглашается арабским, исламским,полностью суверенным государством, религией которого является ислам, аконституцией – «Книга Аллаха Всевышнего и Сунна Его Пророка». В странесохраняется монархическая форма правления во главе с династией Саудидов, воснове которого лежат «справедливость, совет и равенство». Экономической исоциальной базой государства являются «собственность, капитал и труд».Государство обеспечивает неприкосновенность частной собственности, берет насебя «защиту ислама и воплощение в жизнь основ шариата», в соответствии скоторыми обеспечиваются права человека. Средства массовой информацииобязываются придерживаться порядков, установленных государством,участвовать в «просвещении нации и укреплении ее единства». Корольнаправляет политику страны, возглавляет Совет министров, является верховнымглавнокомандующим и определяет порядок работы консультативного совета. В принятых декретах не содержалось ничего принципиально нового, ностоит отметить сам факт из появления. Власть таким образом в соответствии спринятыми нормами права задним числом санкционировало свою легитимность изакрепило принципы существующего правления, в числе которых – запрет наполитические и профсоюзные организации. Новым шагом в демонополизацииуправления стало формирование в сентябре 1999 года в рамкахправительственного Высшего Экономического Совета новой Комиссии поэкономическим вопросам из представителей науки и крупной буржуазии. Политическая оппозиция как формализованное движение, противостоящееправящей семье Саудидов, практически отсутствует, хотя немало диссидентовза границей критикуют и династию, и политику короля. В то же время внутристраны сохраняется и даже возрастает противоречие между возросшим качествомжизни, высоким уровнем образования населения, его участием в современномпроизводственном процессе и сохранившимися почти без изменениятрадиционными условиями повседневной жизни. Саудовское общество остаетсятрадиционным не в смысле «отсталости» или несоответствия исходной приначале коренных реформ «западной модели», а потому что Традиция (в широкомпонимании) остается системообразующим принципом общественной жизни. Большое неудовольствие вызывает у побывавшего на Западе молодогопоколения саудовцев, получивших современное образование, униженноеположение женщины в саудовском обществе. В начале 90-х годов несколькомолодых женщин решились на открытый протест:в центре Эр-Рияда ониперегородили движение, требуя всего лишь права на вождение автомобиля. Онибыли тут же задержаны полицией, работающие – уволены со службы, у всех былиизъяты паспорта, что лишало их возможности выехать из страны. Но спустя годкороль принял их и простил, пообещав «рассмотреть возможности по болееактивному участию женщин в жизни общества и в соответствии с нормамиислама». Существенных перемен не произошло, но в саудовской прессе, полностьюподконтрольной государству, стало появляться все больше материалов обучастии женщин в производстве, о деятельности женских отделений банков, обучастии женщин в сферах здравоохранения и обслуживания, об успехах вженском образовании. В сентябре 1999 года широко сообщалось о получениистепени доктора философии в британском университете Шадией Абдалла ХасанЮсуф, занимавшейся медицинскими исследованиями. Представляется, чтоправящие верхи готовы к смягчению некоторых жестких норм, традиционныхотношений в обществе, однако считаются с инерцией сознания основной массынарода. Не менее вероятно и то, что Саудиды, подобно любой власти в любойстране, стремятся до последнего избегать существенных перемен, ибо онинеудержимо влекут за собой другие и могут выйти из-под контроля.Роль иностранных работников на саудовском рынке труда. Формированиенациональной системы образования. Потенциальным источником опасности для политической и социальнойстабильности являются иностранные работники в королевстве. Их доля не стольвелика, как в соседних нефтяных монархиях, где иностранцы составляют болеедвух третей населения. Однако, по различным оценкам, на начало 2000 года вСаудовской Аравии находилось от 4 до 6 миллионов иностранцев, занятых вразличных сферах промышленности, сельского хозяйства и услуг. Стоитзаметить, что в немалой степени это вызвано искусственным недопущениемженщин на рынок труда. По саудовским данным, на государственной службе доляженщин составляет 7%, в частном секторе – 1%. Иностранная рабочая сила сыграла важную, а точнее, решающую роль всоздании современного хозяйства и социальной сферы. Национальный состав иусловия пребывания иностранных работников за несколько десятилетийразительно изменились. После нескольких выступлений палестинцев и другихарабов, после разгула дикости и разврата африканских работников в 70-егоды, ставка была сделана на жителей Южной и Юго-Восточной Азии, а такжеДальнего Востока. Власти, кроме того, отказались от опаснойнеупорядоченности и стихийности при найме рабочей силы и перешли на уровеньмежгосударственных соглашений с Индией, Пакистаном, Тайванем и рядом другихазиатских и африканских стран, а также ввели законодательство, жесткорегулирующее сроки и условия пребывания иностранных работников натерритории королевства. Тем не менее важными проблемами остаются оптимизация численностииностранной рабочей силы и недопущение перерастания в угрозу режиму из-затребований предоставления подданства или равных с коренными жителямисоциальных и экономических прав. Переход к практике регулируемогоиспользования иностранцев стал вынужденной мерой после фактической неудачи«политики саудизации» рабочей силы, на которую в течение 80-90-х годоврасходовались значительные средства. Важной причиной, объясняющей слабуюотдачу «политики саудизации», называют конкуренцию иностранных рабочих,более квалифицированных и согласных с более низкой оплатой труда,отсутствием социальных норм и трудными условиями работы. Однакопервопричиной этого является нежелание коренных жителей королевствавключаться в производство. «Продолжающееся преобладаниеобщеобразовательного направления над техническим…сохраняющееся предпочтениестудентами университетов гуманитарных специальностей, - пишет историк аль-Захрани, - сохраняется, обретая вид нужды в иностранных кадрах». Таким образом, инерция традиционного бедуинского общества сказываетсяна укоренении презрительного отношения к технической и любойпроизводственной, «грязной» деятельности. Но помимо этого, само образованиеи обучение еще не стали в обществе безусловной социальной ценностью. Создание и развитие современной системы образования, включающей 8университетов, является предметом законной гордости саудовцев. В настоящеевремя начальным образованием охвачено более 90% соответствующего возрастанаселения. Однако, по данным саудовского Министерства Просвещения, вначальной школе успеваемость составляла 68% в 1987 году и 78% в 1994 году.В полной средней школе в эти же годы успеваемость была соответственно 69 и70%. Недостаточная эффективность системы образования в стране вызванапрежде всего низким уровнем образования и материального положения родителейученика. Можно добавить к тому и другие причины: недостаточную квалификациюучителей, несовершенство школьных программ, сохранение традиционнойзубрежки, пренебрежение техническими средствами обучения. В седьмом пятилетнем плане на 2000-2005 гг. вновь на первое местопоставлено «развитие человеческих ресурсов» для создания рабочей силы,способной заменить иностранных работников. Наряду с повышением квалификациикоренных жителей, не менее важной и трудной задачей считается привлечениена рынок труда выпускников школ и университетов, в настоящее времясчитающих образование не столько средством к существованию, сколькоспособом повышения престижа, и не спешащих включаться в трудовуюдеятельность.Противоречия в развитии Саудовской Аравии. Пример с образованием служит яркой иллюстрацией противоречивостисаудовской модернизации в целом. Очевидно, что в последние десятилетия привидимом осовременивании образа жизни саудовских подданных путемиспользования многих материальных достижений западной цивилизации, в самомобществе происходит более медленное усвоение иных ценностей, норм жизни иих адаптации к привычным условиям существования. Ведь если в сферематериального производства оказалось возможным простое заимствованиезападного опыта, так как техника не имеет национальности, то в сфересоциальной и духовной – положение иное. Примеров американизации в королевстве можно найти столько же, сколькои примеров пуританской верности исламу. Например, система образования вСаудовской Аравии просто скопирована с американской. На всех уровнях и вовсех звеньях административного, государственного и хозяйственногоуправления преобладают выпускники американских университетов, американскиймультики, развлекательные и образовательные передачи занимают немалый объемвещания саудовского телевидения. Фактически, союзные отношения СаудовскойАравии и США в сфере политики и обороны, наряду с активнейшимвзаимодействием в сфере экономики, гарантируют прочную базу длявсесторонней американской экспансии. Однако границы этой экспансии внастоящее время четко очерчены. Стихийное расширение процесса вестернизациив ходе коренных реформ вызвало в 1979 году мятеж исламскихфундаменталистов, а присутствие американских и иных западных войск натерритории королевства в период войны в Персидском заливе 1991-92 г.породило активизацию исламских экстремистов, приведшую к гибели несколькихдесятков американских военнослужащих. При всем том, что большинство саудовского общества чуждо крайностейкак вестернизации, так и пуританского ислама, сами по себе названныеявления заслуживают внимания, как проявления в обществе противоречий,порожденных коренными реформами и приобретающих опасную форму открытогоконфликта. Оставляя в стороне рассмотрение политического авантюризмаэкстремистов типа Осамы бин Ладена, укажем, что объективной основой длявозникновения даже в условиях строго исламского общества подобныхконфликтов стали, во-первых, чрезмерно ускоренный ход коренных реформ, а во-вторых, естественная верность своим традициям. Скачкообразная социальная трансформация саудовского общества былавызвана к жизни в период нефтяного бума ускоренной индустриализацией,урбанизацией и появлением нефтедолларов, что в совокупности вызвалопсихологический шок. Вслед за изменением характера труда стали менятьсянормы поведения. После внедрения бытовой техники изменилась роль женщины всемье. Частными проявлениями реформ стали широкое распространение презренияк труду на материальном производстве, стремление к работе в госсекторе илина госслужбе с твердыми гарантиями надежности, отношение к иностраннымрабочим как к современному варианту рабов (рабство в королевстве былоотменено только в 1962 году), но также – желание сохранить нечтоустойчивое. Это не только ислам в его фундаментальных основах, но такжетрадиционные нормы быта, искусства, литературы. Оставляя в стороне проблемы ближневосточного урегулирования, Запад вобразе США воспринимался в королевстве массой населения и какмогущественный союзник, и как враг. Объективное возрастание роли США иусиление американского влияния в разнообразных формах вызвали не тольконегативную реакцию неприятия чужого опыта, но и позитивный отклик –обращение к своему наследию. Отсюда проистекает усиление стремления ктрадиционным основам жизни саудовского общества.Заключение В настоящее время ОПЕК продолжает играть свою роль в мировойэкономике и международных отношениях. Мировые цены на нефть продолжаютпадать, несмотря на заявления представителей ОПЕК о грядущем снижениинефтяным картелем экспортных квот на нефть. Цена нефти на лондонской биржеIPE к вечеру понедельника снизилась на $1,04 (-4,8%) и на 20.00 помосковскому времени составила $20,50 за баррель. Нефть на нью-йоркскойбирже NYMEX на этот час подешевела на 99 центов (-4,45%) до $21,23 забаррель. Как сообщалось ранее, 12 ноября Россия объявила о своем решениисократить объемы своего экспорта нефти на 30 тыс. баррелей в день. Ранее освоем намерении сократить поставки нефти на мировой рынок заявила ОПЕК. Какожидается, на саммите этой организации, который пройдет 13 ноября в Вене,ОПЕК примет решении о сокращении экспорта нефти на 1-1,5 млн. баррелей вдень. В том, что ОПЕК настроена именно подобным образом, сомненийпрактически нет. Даже богатейшая из стран ОПЕК Саудовская Аравия, котораяпланировала получить в этом году бюджетный профицит в размере около $2млрд., по самым последним оценкам, выходит на дефицит в $5 млрд. при почтинулевом экономическом росте. Что, конечно же, шейхов совершенно неустраивает.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Экономическое развитие стран опек (на примере Саудовской Аравии) iconЭкономическое и организационное развитие фондового рынка развивающихся стран (на примере азербайджана)

Экономическое развитие стран опек (на примере Саудовской Аравии) iconИслам вера, образ жизни и закон Саудовской Аравии

Экономическое развитие стран опек (на примере Саудовской Аравии) iconОсновные приоритеты внешней политики и дипломатии саудовской аравии на современном этапе
Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития
Экономическое развитие стран опек (на примере Саудовской Аравии) iconИран. Иран крупное многонациональное государство с населением около 26 млн человек (1996 г.), по площади 1648 тыс кв км уступает в зарубежной Азии лишь Китаю, Индии, Индонезии и Саудовской Аравии
Но в 1953 году правительство страны официально утвердило за ней местное древнее название Иран. Иран крупное многонациональное государство...
Экономическое развитие стран опек (на примере Саудовской Аравии) iconЭкономическое развитие западных стран в послевоенный период

Экономическое развитие стран опек (на примере Саудовской Аравии) iconЭкономическое развитие западноевропейских стран в эпоху феодализма (V-XV вв.)

Экономическое развитие стран опек (на примере Саудовской Аравии) iconОсобенности влияния переходного периода на экономическое развитие стран Восточной Европы

Экономическое развитие стран опек (на примере Саудовской Аравии) iconАрабские страны в современном мире
Площадь региона превышает 10 территории мира, на которой про­живает 4,7 мирового населения. Их совокупный ввп, исчисленный по паритету...
Экономическое развитие стран опек (на примере Саудовской Аравии) iconОсновы системы власти Саудовской Аравии
Бегония, имеющая право по конституции Актинии пользоваться местным языком в школах, средствах массовой информации, приняла положение...
Экономическое развитие стран опек (на примере Саудовской Аравии) iconТема урока Кол-во часов
Экономическое развитие ведущих капиталистических стран на рубеже 19 -20 вв.(Всеобщая история)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы