Курс лекций по возрастной психологии icon

Курс лекций по возрастной психологии



НазваниеКурс лекций по возрастной психологии
Дата конвертации14.07.2012
Размер145,52 Kb.
ТипКурс лекций
Курс лекций по возрастной психологии


Предмет, структура и задачи П.1. История становления2. Предмет, задачи и структура3. Гуманитарная и авторитарная концепции пед. процессаВ становлении П выделяют 3 этапа: 1 - общедидактицеский(17-19в)Осн. представители: Песталотццы, Руссо, Каменский, Гербат, Кактерев.Основные проблемы: связь развития, воспитания и обучения. Творческаяактивность детей, развитие способностей детей, роль личности учителя. 2 - самостоятельная наука(17-19в)как применить педагогику и психологиюОсновные представители: Пиаже, Валон, Дьюи, Уотсон, Скинер.Развитие тестовой психологии, все, что связано с педологией 3 - Разработать обучающие технологии и дать им обоснование.Психологические задачи образовательного процессаОбъект изучения - человекПредмет - механизмы и закономерности освоения социо-культурного опытачеловеком в образовательном процессе.Основные проблемы - управление умственной деятельностью учеников,формирование их познавательных процессов, личность учителя и различные видывзаимодействий. 4 компонента:1 психология образовательной деятельности(единство учителя и ученика)2 психология учебной деятельности и его субъекта - ученика.3 психология педагогической деятельности и ее субъекта - учителя4 психология учебно-педагогического сотрудничества и общения Теоретические задачи:1 Раскрыть психологическое содержание обучения и воспитания.2 Дать психологический анализ механизмов развивающего обучения3 Выявить психологические механизмы и обоснование обучающих технологий.4 Разработать психологически обоснованные требования к пед. общению. практические задачи:1 Помочь педагогу строить обучение на психологической основе.2 Помогать создавать благоприятный психологический климат в школах.3 Помочь педагогу реализовать себя, свои педагогические способности.педагогическая психология ближе к дидактике и методике, общей и возрастнойпсихологии, медицине.Гуманитарная концепция предполагает направленность на личность.Принцип диологизацииПринцип проблематизации(направленность на активизацию познавательнойактивности)принцип персонализации(взаимодействие личностей, а не ролей)принцип индивидуализации Подход Роджерса2 типа учения:1 Бессмысленное(принудительное, безличностное, оценивается извне,направлено на усвоение значений, опирается на память)2 Осмысленное(свободное, самостоятельное, творческое, направленное наусвоение смысла, опирается на мышление)Учитель создает благоприятные условия, он должен обладать 3-мя установками:1 искренность и открытость2 принятие и доверие(вера учителя в возможности своих учеников)3 эмфатическое понимание(умение учителя понимать учеников)Роджерс исследовал учителей, обладающих такими установками.Приемы: Умение адаптировать средства обучения к возрасту и особенностямучеников. Создание сферы обратных связей в системе обучения(постоянно следитьза тем, как дети усваивают материал Заключение контракта с учениками. Различные формы групповой и парной работы.Организовать группы свободного общения( для учеников, учителей, тез идругих)Критерии оценки работы учителя:Активность учениковхарактер общенияхарактер вопросов к учителюкогнитивное функционированиеконтакт глазПсихология учебной деятельности и ее субъекта1. Сущность и закономерности учебной деятельности2. Структура3. Психологическая характеристика усвоения4. Типология неуспевающих учеников.В образовательный процесс включены 4 компонента(научение, обучение, учение,учебная деятельность)1. Научение - всякое устойчивое, целесообразное изменение поведения идеятельности ребенка, предшествующее деятельности и не вызываетсяврожденными физиологическими реакциями организма. Научение бывает 2-х видов: 1 - рефлекторное(оно не сознательно, автоматическое, основанное наподражании) 2 - когнитивное(основано на сознательном наблюдении, эксперименте иосмысленных действиях)2. Обучение - целенаправленное последовательная передача общественно-исторического социо-культурного опыта другому человеку в специальноорганизованных условиях. Это двойственный процесс(ученик- учитель)3. Учение - активность человека, его деятельность и фактор психологическогоразвития Учение имеет 2 стороны: 1 - учение - накопление знаний 2 - учение - умение оперировать этими знаниямиЭффективность учения зависит от того: чему обучают(содержание материала) кто и как обучает(методика) когда обучают4. Учебная деятельность - воспроизведение накопленных человеком знаний,умений и способностей. Ряд характеристик:-направленность на изучение материала-осваиваются научные понятия-имеет программу действий-ведет к изменениям в самом человеке-в ней формируется самоконтроль и саморегуляцияв учебной деятельности выделяют 3 стороны:1 содержательная(знания)2 операциональная(способы усвоения знаний3 мотивационная(желание учиться) Выделяют 3 группы мотивов учения - отрицательные мотивы - положительные мотивы ( долг перед родителями, желание быть лучше) - собственно-познавательные мотивы ( сам мотив учения)Пути формирования мотивов:1. Учитель пытается довести до ученика, что ему необходимо учиться2. Учитель пытается организовать деятельность ученика. Методы:- опора на потребность- организация учебного процесса- использование отметокЧеловека можно сравнивать только с самим собой ( вчера не смог сделать,сегодня сможешь) Структура учебного процессаУчебные задачи, учебные действия, контроль и оценка В задаче указывается, что необходимо сформировать Состав задачи:Предметная область, отношения, которые связывают эти объекты Требования - то, что нужно сделать в ходе задачи Оператор - как это сделать, как решить задачу Учебные действияУчебная деятельность отвечает на вопрос "Как выполнить?"Действия: 1. С позиции ученикацелеполаганиепрограммированиепланированиеисполнительствоконтроль и самоконтрольоценка и самооценка 2. с позиции учителяпреобразованиеисследование 3. С позиции особенностей психических процессовперцептивныемыслительныеинтеллектуальные 4. По степени самостоятельностирепродуктивныередуктивные 5. контроль (этапы)контроль за результатамипоэтапный контроль (за этапами выполнения)контроль за процессом организации Показатели1. Умение перед началом деятельности планировать и прогнозировать трудности2. Умение изменять действия при изменении условий3. умение чередовать развернутый и сокращенный виды контроля4. Умение переходить от работы с натуральными объектами к работе ссимволами5. Умение составлять проверочные задания САМОКОНТРОЛЬВыделяют 4 стадии проявления:- отсутствие (контроль только со стороны учителя)- полный самоконтроль- выборочный самоконтроль (контролируются только самые главные моменты)- внутренний самоконтроль ( ученик чувствует, что допустил ошибку, и самисправляется)- оценка ( отличать от отметки) 2 типа оценок: ретрооцептивные (мера усвоенных знаний) прогностическая (прогнозирование своих возможностей)Результат учебной деятельности - усвоение.Процесс письма, смысловой переработки, сохранение полученных знаний и ихиспользование на практике в новых ситуациях.Психологические компоненты освоения:1. Отношение к учению(+) (Должно быть связано с практикой, надлежащее изложение материала, организация активности учеников)2. Наглядное восприятие материала 3 вида наглядности: 1. предметная 2. изобразительная а)собственно изобразительная (картинки, макетки) б)символическая (схемы, графики) в)словесная (учитель владеет речью) 3.Осмысление (какие применяются для усвоения)4. Запоминание (как организован процесс...)В результате обучения должны сформироваться учебные понятия.. Условие - должна быть развита аналитико-синтетическая функция головного мозга.Неверное формирование научных понятий называется генерализацией. 2 причины: объективная и субъективная(влияние нашего восприятия, житейских понятий, недостатки в работе учителя). Вводя новые понятия детям необходимо подчеркивать существенное и несущественное.. Давать возможность изменять понятия, чтобы было видно существенное и несущественное.. Результат усвоения - это знания, умения и навыки.Существенные признаки, по которым можно судить о навыках: Внешние признаки (скорость и отсутствие ошибок) Внутренние признаки (низкая утомляемость, неосознанность этапов отсутствие промежуточных этапов)Умения: общие (для любого предмета) и специальные (для конкретногопредмета).3 группы общеучебных умений:1. Учебноорганизационные ( намечать задачи, рационально панировать свои действия, создавать благоприятные условия для детей);2. Учебноинформационные ( библиографический поиск, работа с книгами, справочниками);3. Умение наблюдать;4. Учебноинтеллектуальные ( мотивировать свою деятельность, внимательно воспринимать, рационально запоминать, логически осмысливать, решать проблемы, самостоятельно решать задачи, осуществлять самоконтроль)Этапы формирования общеучебного умения:1. выявление исходного уровня развития умений у учеников2. инструктаж о содержании умений ( рассказать в чем суть умений и как их формировать)3. этап по обработке умений4. применение умений в новых условиях5. контроль за формированием умений6. сформированность уменийВ основе:Обучаемость - восприимчивость к знаниям. Бывает общая и специальная. Воснове обучаемости лежит развитость мышления.1. развитость продуктивного мышления(практическое, условно - логическое).2. умение устанавливать связь между абстрактным и конкретным.3. гибкость мышления.На обучаемость влияет:1. самоконтроль2. отношение к школе, учебе, учителю3. тип усвоения4. заинтересованность5. отношение к учебе родителейПризнаки, по которым можно судить об обучаемости:1. обобщенность мыслительной деятельности2. самостоятельность3. гибкость4. осознанность5. общий тонус6. специфика запоминанияОтношение:Три группы неуспевающих учеников:1. Низкая обучаемость + отношение к школе позиция школьника а) чистые практики б) лентяи (привыкли списывать)2. Высокая обучаемость - отношение к школе утрата позиции школьника а) хорошо развито мышление, знают много, но не по предмету, могут реализовываться в кружках. б) хулиганы (достаточно умны, любят верховодить)3.Очень трудные для учителей.ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ. Этапы активизации процесса обучения. Современные теории обучения. Формирование творческого мышления. Психологические критерии оценки методики обучения. Психологические особенности применения индивидуального и дифференциального подходов в обучении. Психологические основы к изучению иностранных языков.ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ1. группировка учащихся( возраст, способности)2. эллективная система обучения ( предметы по выбору)3. неградуированные классы4. программированное обучение5. компьютерное обучениеТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ, ПОЭТАПНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ УМСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ГАЛЬПЕРИНАЧетыре характеристики умственного действия.1. степень овладения умственной деятельностью а) предметные действия (наглядно-действенное мышление) б) уровень громкой речи без опоры на предметы ( наглядно-образное мышление) в) действия в уме (абстрактное, словесно-логическое мышление)2. степень обобщености (умение опираться на существенные признаки)3. степень сокращенности (полнота промежуточных операций)4. 4. степень освоенности (способность использовать в других ситуациях)ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Предварительное знакомство с деятельностью и выделение ее ориентировочной основы. Материализованный. Внешнеречевой. Внешняя речь про себя. умственный планТРИ ВИДА ОРИЕНТИРОВОЧНОЙ ОСНОВЫ ДЕЙСТВИЯ:1. дается образец действия и результат. Подробных инструкций не дается.2. дается и образец, и результат, и подробные инструкции.3. Анализ самого действия. Учитель учит анализировать и выделять существенные моменты.Материализованный этап - это карточка.Внешнеречевой этап - проговаривание вслухУмственный план - учитель дает нестандартные задания, и если дети усвоилиматериал, то они способны его выполнить.Данная система дает умение учиться, развивает логическое мышление.ТЕОРИЯ ТЕРЕТИЧЕСКОГО ОБОБЩЕНИЯ ДАВЫДОВАДавыдов выделил два вида мышления:. эмпирическое (повседневное, по законам индукции, от частного к общему.. теоретическое ( научное, развивается по законам дедукции, от общего к частному)Ввел понятие модели.СИСТЕМА ЗАНКОВАПРИНЦИП РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ. обучение на высоком уровне. ведущая роль теоретических знаний. осознание школьниками собственного учения. работа над развитием всех учащихся.ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ СКИННЕРА1. разбиение всего материала на малые составные части (шаги)2. поощрение за правильный шаг и наказание за неправильный3. наличие системы подсказокОбщее все они направлены на индивидуальное обучение.Форма обучения - групповая (детям приходится общаться).Не должно быть перегрузки (не больше двух уроков, ведь каждая тема подходитдля этого)4. во всем подчеркивать дисциплину.Требования для закрепления нового материала:1. оптимальный состав группы - 5 человек2. группы отбираются исходя из успеваемости3. желательно, чтобы знания были разные по предмету4. желательно, чтобы сидели кругом5. необходимо учитывать взаимоотношение учеников6. необходимо выбрать старосту, которого нужно чаще менять7. менять состав групп8. подбирать для каждой группы свои задания9. разумно сочетать групповую форму работы со всеми остальными.Варианты групповой работы: Мозаикасостав группы - 5 человек. Они объединяются на 3-4 урока. Основная нагрузкана дом. Каждый готовит свою тему, а на уроке друг друга обучают. Каждыйзависит от других. Турнирысостав группы 4-5 человек. Группа работает 3 урока, на 4-ый проводитсятурнир между группами. Раделение трудакаждый в группе выполняет какую-то свою часть работы (организатор,летописец, эрудит, практик, спикер). Каждый бывает в различных ролях). Работа в парахОбъединяются с разной успеваемостью. Более сильный ученик выступает в ролиучителя. Повышается ответственность, активность, обмен знаниями,эффективность обучения.АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ. метод погружения. мозговой шторм (применяется начиная с подросткового возраста, спонтанно!). деловые игры (большие по объему, требуют огромной подготовки, имеет цель, сценарий, комплект ролей). ролевые игры. нейро-лингвистическое программирование (влияет на подсознание). 3 вида мышления:1. Активное2. Самостоятельное3. ТворческоеДля развития всех уровней мышления характерно проблемное обучение. 3 вида проблемного обучения:1. учитель указывает на проблему, формирует ее, помогает ученикам решать ее.2. учитель только указывает на проблему.3. учитель только подбрасывает идею.Самое сложное(способы усложнения):варьировать условия заданий, лишние данные, несформулированный вопрос,проблема между житейскими и научными понятиями, теорией и практикой. Критерии оценки1. Методика должна быть развивающей.2. Опора на зону ближайшего развития, а не на актуального.3. Должны обеспечиваться функции высших психических процессов.4. Должна происходить развитие личности (обогащение опыта).5. Учебное сотрудничество (диалог, а не монолог).6. Должен активизироваться познавательный интерес.7. Должно развиваться творчество.8. Процесс должен опираться на мышление, а не на память.9. Должен учитываться возраст учеников.Индивидуальный подход - подбор заданий, которые соответствуют каждомуученику.Дифференцированный подход - выделение групп учеников со сходнымипсихическими особенностями: устные, письменные, у доски, групповые, и т.д.)ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ. Сильные и слабые стороны учебной деятельности.. Успеваемость.. Уровень развития.. Характер мышления.. Интересы.. Кругозор.. Отношение к предмету.. Межличностные отношения в классе.Возможные формы урока:. Традиционная (объяснение, домашнее задание).. Дискуссия.. Лабораторные работы.Факторы, влияющие на форму урока:1. Уровень развития психики учеников.2. Особенности интересов.3. Микроклимат в классе.4. Ведущая деятельность.=================ПРОПУЩЕНО==============МЕТОДЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ1. Подражание - самый первый метод. Только для самых маленьких. Высокие требования к поведения взрослого человека(обучающего).2. Внушение - второй метод. Направлен на подсознание. Некритическое восприятие. Авторитет -> эффективность. Неэффективно в подростковом и юношеском возрастах. Огромная ответственность.3. Заражение - ситуативный, эмоциональный метод. Успешность завысит от веры заразителя в то, что говорит. Очень важны: Настроение, энтузиазм, актерское мастерство.4. Убеждение - направлен на мышление, осознание. Цель - доказать что- то(взгляды, истинность, ложность). Только если человек истинно принял чью- нибудь точку зрения, то только тогда убеждающий достиг цели. Условия:. Объективность должен сам верить в то, что говорит.. Полнота раскрытия вопроса.. Необходимо использовать общие положения, конкретные факты.. Достаточный уровень эмоциональности.. Речь должна быть доступной.. Необходимо анализировать факты, известные собеседнику.. Логичность речи.. Учитывание индивидуальных особенностей человека.. Устранить все возможные сомнения и возражения.ПРИЕМЫ ВЛИЯНИЯ. Созидающие. Направлены на активизацию положительных эмоций. Поощрение (доброта, внимание, показать превосходство в знаниях, активизация чувств, планковый подход, доверие, поддержка, и т. д.). Тормозящие. (ориентированы на отрицательные эмоции, приказание, ласковый упрек, мнимое безразличие, недоверие, ирония, развенчание, возмущение, осуждение, наказание, пренебрежение).. Взрыв - эмоциональная реакция. Безотказен.Приемы взаимодействия:. предоставление свободы выбора. смена социальной позиции. развитие идентификацииВЛИЯНИЕ:. Целенаправленное (учитель ставит цель, разрабатывает программу). Нецеленаправленное (учитель не ставит целей, но все равно влияет)Планы влияния:. рулевой (урокодатель). личностный (знание - не цель, а средство, учитель - личность). Аспекты личностного влияния: . учитель - представитель науки, которую он преподает . учитель - посредник (теория - практика) . владение средствами общения (общение - воспитание) . учитель - социальный эталон.ДИНАМИКА ЛИЧНОСТНОГО ВЛИЯНИЯ (моменты):1. Социально - психологический (доверие к учителю) а) учитель - представитель учебного заведения б) доверие на конкретном уроке (ситуативное) в) доверие стабильное (длительное взаимодействие).. Познавательно - педагогический (передача знаний). Конструирующе - педагогический (учитель воздействует как личность). Варианты межличностных отношений: . Конъюнктивный (объединяющий) «МЫ» . Дизъюктивный (разъединяющий) противопоставление учитель - ученики «ВЫ» и «Я» . хаотический (учитель - человек настроения)Предпосылки успешного личностного взаимодействия:1. Личностные (качества: профессиональная направленность, владение темпераментом, благоприятные черты характера, способности)2. Ситуативные (непредсказуемые. Основное качество учителя - гибкость.)=================ПРОПУЩЕНО==============ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯПедагогическое общение - профессиональное общение преподавателя с ученикамина уроке и вне его, имеющее определенные педагогические функции инаправленное на создание благоприятного психологического климата иоптимизацию отношений.Выделяют 3 стороны педагогического общения:1. обмен информацией2. межличностное взаимодействие3. восприятие и понимание людьми дуг друга.Педагогическое общение - творческий процесс: . творчество в организации учебной информации . умение познать личность учеников . творчество в выстраивании взаимоотношенийКачества учителей, требуемые учениками:. Конкретность. демократичность. личностные качества (терпеливость, эрудированность, разнообразие интересов, современность, чуткость, понимание). Умение влиять на учеников (подобрать подходящий метод воздействия). Объективная оценка, отметки.ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ1. Подготовка к педагогическому общению дома.2. Первые минуты урока (постановка цели, задач).3. Управление вниманием на уроке: способы привлечения внимания: . голосовой (немонотонность) . речевой (умышленные оговорки, ошибки, вставлять в рассказ фамилию или имя отвлекающегося, шутки, термины из другого предмета и т. д.) . мимика и пантомимика . организационные.8. Обратная связь (проверка усвоенного)9. Выбор форм поощрения и наказания. Виды критики(25): 1. подбодрение 2. упрек 3. надежда 4. аналогия 5. похвала 6. озабоченность 7. безличная критика 8. сопереживание 9. сожаление 10. удивление 11. ирония 12. намек 13. смягчение 14. укоризна 15. замечание 16. предупреждение 17. требование 18. вызов 19. совет 20. конструктивная критика 21. опасение 22. окрик 23. обида 24. покровительство 25. угроза26. Подведение итогов.Педагогическое общение имеет свою структуру:Позиции делят на внешние и внутренние: Внешние (поведение, как учитель ведет себя на уроке . позиция превосходства . позиция равенства . позиция подчиненияВнешние (установки учителя на определенное общение) . Установка (позиция) ребенка ( решение проблем перекладывается на других) . Установка взрослого человека (сам обдумывает ситуацию) . Позиция родителя (воспитателя)КОНФЛИКТ2 группы:1. внутриличностные (с самим собой, между разными мотивами, между хочу и могу)2. межличностные (между людьми)Этапы разрешения внутриличностных конфликтов:. Помочь человеку осознать, какие тенденции вступили в противоречие. Человек приходит к выводу, что ситуация требует разрешения. Вернуть человеку эмоциональное равновесие. Человек должен пересмотреть самооценку (прийти к адекватной). Изменить уровень притязания, заняться самоконтролем. Дальнейшее оберегание человека от межличностных конфликтовМежличностные конфликты:1. Мотивационные (конфликт лидерства между учениками)2. Организационные (недостатки в организации школьной жизни) . 1-ый конфликтный период - адаптация к школе . 2-ой конфликтный период - переход в среднюю школу . 3-ий конфликтный период - 9 класс (остаться или уходить) . 4-ый конфликтный период - 11 класс (самоопределение)7. Конфликт взаимодействия (чисто личностный, когда не могут договориться два человека).Структура конфликта включает в себя внешние, внутренние позиции и объект.Сфера конфликта1. деловая (обсуждается поступки, действия учеников)2. личная (обсуждаются личные качества)Динамика конфликта1. Нарастание2. Реализация3. Затухание (характерно чувство вины).Два варианта:1. постараться лучше понять собеседника (поставить себя на его место, логически обдумать, и т.д.)2. Управление своим эмоциональным состоянием.Выход из конфликтов:1. тип - конфликт учителя и ученика. (диалог) . задавая вопрос - подождать ответа . делать паузы, не занимать все коммуникативное пространство . вопросы должны быть развернутыми . высказав свою точку зрения, не бояться критики со стороны ученика . поощрять ученика высказывать свое мнение (Как ты считаешь?...)7. тип - конфликт между ученикамиМетодика посредничества (посредник - взрослый) в четыре шага: 1. найдите время, чтобы поговорить (никуда не спешить, желательно отдельное посещение) 2. оговорить два правила: если начались переговоры, то их нельзя прерывать нельзя использовать силовые приемы посредник сохраняет нейтралитет 3. взаимные претензии 4. соглашение (оговаривается проведение каждой стороны, наказание за нарушение соглашения, докум. Фикс.)5. Конфликт учителя с родителямиУстановки, с которыми родители приходят в школу:оборонительнаянаступательнаярастеряннаяТри фазы общения:1. сопротивление эмоциональному воздействию2. установление равноправного общения (доброжелательность, начинать необходимо с хорошего, подчеркивать значимость родителей в воспитании, предложить подумать вместе)3. Отыскание форм сотрудничестваМЕТОДИКА ВЕДЕНИЯ КОНСТРУКТИВНОГО ДИАЛОГАПравила:. Главное- диалог, отношения, а не правота учителя. Обсуждать проблемы. По возможности учитывать интересы собеседника. Искать варианты решения. Не верить генетике. «Мы вместе против проблемы, а не против друг другаВарианты исхода конфликта:1. сотрудничество (выход для каждого)2. соперничество3. компромисс4. избегание5. приспособление (полная уступка)SEEMS TO END HERE...




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Курс лекций по возрастной психологии iconПредмет возрастной психологии. Предмет и история возрастной психологии. Закономерности психического развития
Условия, источники и движущие силы психического развития. Конспектирование статей. Коллоквиум
Курс лекций по возрастной психологии iconКурс лекций по социальной психологии

Курс лекций по возрастной психологии iconВопросы к зачету по возрастной психологии
Исследования отечественных психологов в области психологии развития в 1/3 XX века (А. Ф. Лазурский, П. П. Блонский, М. Я. Басов)
Курс лекций по возрастной психологии iconКурс лекций для студентов заочного обучения Бурмистрова Л. А., Финансы предприятий: Курс лекций / гуу. М., 1999
Данный курс лекций, из которого можно узнать ответ на многие вопросы по организации финансов предприятия. Те же проблемы, которые...
Курс лекций по возрастной психологии iconПрограмма дисциплины Психология кризисов личности для специальности 030300 «Психология»
Требования к студентам: знания по общим философским и гуманитарным наукам, а также по общей психологии, психологии личности и возрастной...
Курс лекций по возрастной психологии iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет – Высшая школа экономики»
Требования к студентам: знания по общим философским и гуманитарным наукам, а также по общей психологии, психологии личности и возрастной...
Курс лекций по возрастной психологии iconКонспект лекций по психологии для иностранного студента. (13 лекций) Лекция №1
В основе развития психологии лежит интерес к природе человеческого бытия, условиям его развития и формирования в человеческом обществе,...
Курс лекций по возрастной психологии iconДополнительные статьи для докладов вопросы возрастной психологии
Венгер А. Л. Ребенок и общество: исторический кризис детства //Вопросы психологии, 2008, № С. 3-12. Важнейшая проблема – несформированность...
Курс лекций по возрастной психологии iconДополнительные статьи для докладов вопросы возрастной психологии
Венгер А. Л. Ребенок и общество: исторический кризис детства //Вопросы психологии, 2008, № С. 3-12. Важнейшая проблема – несформированность...
Курс лекций по возрастной психологии iconТема Закономерности психического развития История развития возрастной психологии в нашей стране и в трудах зарубежных психологов
История развития возрастной психологии в нашей стране и в трудах зарубежных психологов
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы