Общеобязательных, формально icon

Общеобязательных, формально



НазваниеОбщеобязательных, формально
Дата конвертации14.07.2012
Размер117,26 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>



Право — система общеобязательных, формально

определенных юридических норм, установленных и обеспечиваемых

государством, в которых отражены интересы, воля определенных

социальных субъектов или всего общества, направленные на регулирование

общественных отношений.

Право представляет собой сложное, многогранное общественное

явление, возникшее на определенной стадии развития общества. В

первобытном обществе отношения между людьми регулировались

обычаями, т.е. правилами поведения общего характера, вошедшими в

привычку в силу длительного, многократного их применения. Обычаи

выражали интересы и волю всего рода, их соблюдение обеспечивалось

традицией, запретами, мерами общественного воздействия. В плане

регулирования общественных отношений они были исторически

справедливыми, отражали понятные и приемлемые для всех нравственные

устои и принципы, коллективистские по своей сущности.

С усложнением общественной жизни, появлением общественного

разделения труда, антагонистических классов, ростом населения и

накоплением богатств возникли разнообразные и противоречивые

интересы людей, которые требовали нового средства регулирования

отношений между ними. Обычай как общая норма регуляции

отношений между людьми, социальными группами уже не справлялся со

своим социальным назначением. Таким регулятором стало право как

продукт естественного развития общества, созданный и

гарантированный государством.

Право и государство есть естественные, исторические явления,

находящиеся между собой в противоречивом единстве. Они имеют общие исторические корни, единую типологию, социальную

направленность и значимость и т.п. Вместе с тем важно понимать, что между

ними существует сложная сеть взаимоотношений, которые приводят,

в частности, к различным трактовкам этого взаимодействия. Так, в

соответствии с этатистским подходом государство превалирует над

правом. Право есть продукт государственной деятельности и

подчинено государству. Последовательное утверждение в теории и на

практике данного подхода может привести к превалированию

политической целесообразности над специально-юридической, законной.

Иной подход связан с ограничением государства правом, т.е. с

приоритетом права над государством. При таком подходе право

возникает до государства, между ними нет единой исторической связи.

Эта точка зрения может быть признана адекватной истории и

современной практике. Государство и право находятся в сложном, но

едином «поле» общественных отношений, в котором они выступают

взаимозависимыми и функционально взаимодействующими

институтами, явлениями.

Государство непосредственно устанавливает общие правовые

нормы, осуществляет правотворческую деятельность, обеспечивает

реализацию права, его охрану и гарантию. Право, в свою очередь,

составляет необходимую сторону государственной деятельности,

закрепляет формы государства, компетенцию органов

государственной власти, фиксирует границы и пределы деятельности государства

и т.п. Таким образом, государство и право обладают содержанием и

механизмами двусторонней взаимозависимости, функциональной

значимости и направленности, единосущностного отражения и

выражения общественных отношений, поскольку они служат людям,

обеспечивают осуществление их интересов, выступая средствами

управления, факторами достижения компромиссов в обществе,

упорядоченности отношений между различными людьми,

организациями или учреждениями. Различают право позитивное, исходящее

от государства, и право естественное, от природы данное

человеку.


Право находится в тесной взаимосвязи с государством. Нормы права становятся общеобязательными и формально определенными только в результате деятельности государства. Последнее формулирует и издает законы, в которых отражаются общественные представления о дозволенном и запрещенном. Государство гарантирует также реализацию права, охраняет его от нарушений. Но и государство не может нормально функционировать, не опираясь на право.

Право появляется вместе с государством. В первобытном обществе отношения между членами рода регулировались обычаями, силу и общеобязательность которых обеспечивала система религиозных запретов — табу. По мере перехода человечества от присваивающей экономики к производящей система запретов развивалась. Усложнение общественной жизни предопределило необходимость создания новой организации общественного управления — государства — и появления нового вида социальных регуляторов — права.

Формирование права шло несколькими путями. Во первых, государство санкционировало обычаи, сложившиеся в родовом обществе, принуждая население к их исполнению. Во вторых, государство создавало специальные органы (суды), которые отвечали за существование в обществе справедливых и обязательных для всех правил поведения и обеспечение их реализации. Суды сыграли важную роль в создании правовых норм, приспосабливая родовые обычаи путем толкования к потребностям государственно организованного общества и создавая юридические прецеденты. В третьих, государство само «творило» право путем издания специальных нормативных актов.

В политической и юридической науке нет единства в понимании сущности права. В соответствии с нормативистским подходом (безоговорочно принятым советской юриспруденцией) право представляет собой систему общеобязательных норм (правил) поведения, установленных или санкционированных государством и обеспеченных его принудительной силой. Этот подход подчеркивает зависимость права от государственной воли. Социологическая школа рассматривает право как деятельность физических и юридических лиц, реализующих в той или иной форме свои полномочия. Сторонники этого подхода к сущности права отождествляют право и урегулированные им общественные отношения. Ряд ученых рассматривает право как содержащуюся в общественном сознании систему понятий об общеобязательных правилах поведения, правах и обязанностях человека, запретах, условиях их возникновения и реализации.

Право носит оценочный характер, являясь нормативно закрепленной справедливостью. Государство же, опираясь на право, формулирует и издает законы, в которых отражаются общественные представления о правомерном и неправомерном, дозволенном и запрещенном.

Право характеризуется следующими признаками: а) нормативностью — право состоит из норм, т. е. правил поведения общего характера, адресованных неперсонифицированному кругу субъектов, попадающих в ситуацию, регулируемую данными нормами;

б) общеобязательностью — правовые нормы регулируют поведение всех членов общества и обязательны для исполнения любыми лицами и организациями независимо от отношения к ним тех или иных субъектов правоотношений;

в) формальной определенностью — правовые нормы выражены в словесно письменной форме и закреплены в текстах различных источников права, благодаря чему отличаются большой степенью определенности и ясности;

г) системностью — все правовые нормы логически неразрывны, взаимосвязаны и соподчинены, они вытекают друг из друга, образуя целостную систему законодательства;

д) гарантированностью государством — реализация правовых норм обеспечена в необходимых случаях принудительной силой государства;

е) многократностью применения — нормы права рассчитаны на неограниченное количество случаев.

Социальная ценность права, его место и роль в жизни общества определяются функциями права, под которыми понимаются основные направления его воздействия на общественные отношения. В соответствии со своим предназначением правовые нормы выполняют в обществе следующие функции:

а) регулятивную, которая проявляется в способности воздействовать на поведение членов общества правовыми средствами, содействовать развитию общественных отношений;

б) охранительную, заключающуюся в способности охранять основы существующего строя;

в) гуманистическую, которая выражается в том, что право смягчает возникающие в обществе противоречия и конфликты;

г) идеологическую, отражающуюся в способности права формировать в общественном сознании представления о необходимых и желательных правилах поведения;

д) воспитательную, развивающую в людях чувства справедливости, добра, гуманности.

В практической деятельности государственных органов (и прежде всего судов) право выступает в качестве критерия правомерного и неправомерного поведения людей и их коллективов, является основанием применения мер государственного принуждения к нарушителям правопорядка.

Для отдельного человека ценность права состоит в том, что оно способствует созданию условий для нормальной жизни и всестороннего развития любого члена общества, закрепляет и охраняет права и свободы личности, ограждает индивида от произвола со стороны государства.

Право выступает своеобразной мерой свободы человека в обществе, устанавливая границы поведения субъектов по отношению друг к другу. Каждый участник общественных отношений может достигать своих целей, используя различные варианты поведения. В этом проявляется его относительная независимость и свобода. Право же, отражая согласованные интересы всего общества, ограничивает этот выбор известными пределами, ставит преграды для нежелательного поведения, но вовсе не навязывает субъекту какой либо определенный вариант действий. –


Длительное время права человека носили не универсальный, но сословный, классовый характер. Больше того: древний мир знал людей полностью лишенных каких-либо человеческих прав. В Спарте – это илоты; в древнем Риме – это рабы, которых считали «говорящим орудием». И все же само зарождение идеи прав человека в 5–6 в.в. до нашей эры в античных городах – государствах (Афины, Рим), а также появление принципа гражданства означали серьезный шаг к свободе и прогрессу. Ведь даже античный раб был свободнее первобытного дикаря. Ученые установили, что так называемый «золотой век» человечества (первобытнообщинный строй) с его «первобытным равенством» на самом деле означал отсутствие свободы для людей, жесткую регламентацию их деятельности, косность и консерватизм форм жизни.

Права и свободы человека в древнем мире получили правовое, философское и нравственно-религиозное освящение. Знакомясь, например, с мифами Древней Греции, мы найдем множество сюжетов по этому поводу. В Греции зародилась теория естественных прав человека. Дорогого стоит лаконичный девиз того времени: «Мера всех вещей – человек – существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют». В нем, словно в капле воды, отразилось мировоззрение той эпохи, утверждающей ценность человеческой жизни и прав человека.

Парадоксально развивались идеи древнего мира в средневековье. Феодальные общества основывались, как известно, на внеэкономическом принуждении (например, крепостные крестьяне в России, французские сервы и т.д.), сословной иерархии, всеобщей зависимости, бесправии громадной массы людей. Каждое сословие наделялось определенными правами и обязанностями. Сословность пронизывала буквально все сферы жизни. Тем не менее, именно в средневековой Европе горожане ведут отчаянную освободительную борьбу со своими знатными притеснителями – герцогами, баронами, маркграфами и т.д. Именно в средневековой Англии появилась знаменитая Великая хартия Вольностей (1215 г.) короля Иоанна Безземельного, которая ограничила права короля (в основном в интересах аристократии) и предоставила некоторые привилегии рыцарству, верхушке свободного крестьянства, городам. Важнейшее значение имели статьи Хартии, регулирующие наказание свободных людей. Читаем: «Впредь никакой чиновник не должен привлекать кого-либо к ответу (на суде, с применением ордалий) лишь на основании своего собственного устного заявления, не привлекая для этого заслуживающих доверия свидетелей». И далее: «Ни один свободный человек не будет арестован или заключен в тюрьму, или лишен владения, или объявлен стоящим, вне закона, или изгнан, или каким-либо (иным) способом обездолен, и мы не пойдем на него и не пошлем на него иначе, как по законному приговору равных его (его пэров) и по закону страны» 1. Значение Хартии в целом заключается в том, что это была попытка создать такое экономическое устройство жизни, которое учитывало бы интересы и защищало права граждан от произвола высшей власти более или менее демократическими методами. В 1628 г. в Англии появился другой важный документ в сфере прав и свобод человека, призванный защитить подданных от произвола королевской администрации – Петиция о праве. Спустя пятьдесят лет так называемый Хабеас корпус установил гарантии неприкосновенности личности, принцип презумпции невиновности и ряд других важных положений по защите прав личности. Билль о правах 1689 г. расширил и углубил понимание прав и свобод человека, установил свободу слова и прений в парламенте, свободу выборов в парламент, право обращения подданных к королю.

Таким образом, Англия сыграла в средневековье «пионерскую» для всего мира роль в сфере прав и свобод человека. Но в тогдашней Европе мы видим и противоположную тенденцию. Например, в германских государствах или в России, где в 1649 г. была окончательно закрепощена основная масса крестьян, некогда вольных общинников.

XVIII век принес грандиозные перемены в осмысление и реализацию прав и свобод человека. Основываясь на опыте и идеях своих предшественников, вожди американского Просвещенияи американской революции Т. Пейн и Т. Джефферсон развили теорию естественного права, отметив, что все люди по природе являются в равной степени свободными и независимыми и обладают определенными прирожденными правами, коих они – при вступлении в общественное состояние – не могут лишить себя и своих потомков каким-либо соглашением, а именно правом на жизнь и свободу посредством приобретения и владения собственностью, правом на стремление к счастью и безопасности. Эти мысли составили фундамент Декларации прав Вирджинии 1776 г., которая явилась первым государственным определением прав человек, давшим толчок европейской революции XVIII век. Названный документ в свою очередь лег в основание знаменитой Декларации независимости 1776 г. Позже американцы приняли Конституцию страны, которая с поправками действует уже на протяжении более двухсот лет1.

В Старом Свете огромную роль в подготовке Великой французской революции – этого мощного общеевропейского локомотива прогрессивных преобразований – сыграли Ж. Руссо, Г. Гроций, Ш. Монтескье и другие мыслители. Знаменитая французская Декларация прав и свобод человека и гражданина (1789 г.) утверждала, что люди рождаются свободными и равными в правах, цель всякого политического союза – обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека – свободы, собственности, безопасности и сопротивления угнетению. Декларация провозглашала презумпцию невиновности – этого краеугольного принципа уголовного судопроизводства, свободу совести, мнений, печати, гарантии личных и иных прав граждан. Значение Декларации в том, что она оказала огромное влияние на политику и практику многих государств в сфере прав и свобод человека, способствовала радикальному преобразованию их политической, экономической и социально-культурной жизни.

Вся последующая история мировой цивилизации была нелегким восхождением к пониманию универсальности прав и свобод человека, появлению все новых и новых достижений в этой области, например, завоевание прав женщин, в частности, избирательных, признание правосубъектности за другими категориями и слоями населения.

Права и свободы человека в России закреплены в главе 2 Конституции «Права и свободы человека и гражданина». Гражданин Российской Федерации обладает на её территории всеми правами и свободами и несёт равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.


Все права и свободы человека защищаются равным образом, в Конституции не устанавливается иерархии прав и свобод.

  1. Права связаны с обязанностями. Обязанности гражданина Российской Федерации:

  2. Соблюдение законов (п. 2 ст. 15)

  3. Не допускать нарушения прав и свобод др. лиц. при осуществлении своих прав и свобод (п. 3 ст. 17)

  4. Заботиться о своих детях, их воспитании (п.2 ст. 38)

  5. По достижении 18 лет заботиться о своих нетрудоспособных родителях (п.3 ст. 38)

  6. Основное общее образование обязательно (п.4 ст. 43)

  7. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. (п.4 ст. 43)

  8. Охрана исторических и культурных памятников (п. 3 ст. 44)

  9. Уплата налогов (ст. 57)

  10. Охрана окружающей среды и экологии (Статья 58)

  11. Защита Отечества (п. 1 Статья 59)


Контроль за соблюдением прав и свобод человека в деятельности государственных органов и должностных лиц России осуществляет уполномоченный по правам человека в Российской Федерации в соответствии с Конституцией России.


Ситуация с правами человека в России является одной из злободневных и крайне политизированных тем современной России. Высказывается мнение, что вопросы проблематики прав человека в России зачастую используются политиками некоторых западных стран в целях оказания давления на российские власти и отстаивания собственных интересов.

1





Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Общеобязательных, формально icon1. Понятие права
Право с т зр юрид проблематики рассмат-ся как система норм общеобязательных, формально определенных, обеспеч-ся гос-вом, явл-ся критерием...
Общеобязательных, формально iconГоу гимназия №1505
Право — это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, установленных и обеспечиваемых государством, в которых...
Общеобязательных, формально iconА. А. Горбачевский г. Челябинск
Смысл и цель теории и практики художественного перевода заключается в том, чтобы определить степень соответствия между двумя текстами...
Общеобязательных, формально iconПриказ мон рк от 17. 06. 2011 года №261 Об утверждении государственных общеобязательных стандартов высшего и послевузовского образования
В соответствии с подпунктом 6 статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании» приказываю
Общеобязательных, формально iconДействие нормативного акта во времени, по кругу лиц и в пространстве
Установление этих рамок-границ имеет чрезвычайно важное значение, поскольку с ними связана и ими же обусловлена возможность, а в...
Общеобязательных, формально iconПсихология 2008 г. Требования к уровню подготовки специалиста по специальности 020400 "психология"
Этот нормативный документ определяет федеральный компонент образования в высших учебных заведениях совокупность общеобязательных,...
Общеобязательных, формально iconОтчет по лабораторной работе по дисциплине " Зашита Информации"
Формально описать и реализовать на языке программирования C++ алгоритм шифрования rsa
Общеобязательных, формально iconОтчет по лабораторной работе по дисциплине " Зашита Информации"
Формально описать и реализовать на языке программирования Delphi алгоритм шифрования rsa
Общеобязательных, формально iconА. А. Добрычева, старший преподаватель кафедры русского языка Сахалинского государственного университета
Формально-грамматическая характеристика парцеллированных конструкций в прозе Сергея Довлатова
Общеобязательных, формально iconПроблемы моделирования в прикладных интеллектуальных системах
Следует отметить, что модели сложных реальных объектов и явлений нередко оказываются интегрированными, т е включающими в себя и содержательно-описательную,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы