Путилина Инна Константиновна icon

Путилина Инна Константиновна



НазваниеПутилина Инна Константиновна
страница1/3
Дата конвертации14.07.2012
Размер361,4 Kb.
ТипЛитература
скачать >>>
  1   2   3



Путилина Инна Константиновна

Лингвистика

Материалы для изучения средств художественной выразительности в 5-11 классах

Русский язык и литература, учитель муниципального образовательного учреждения средней школы № 36 города Липецка

e-mail: ranael@mail.ru


Данное учебное пособие может быть использовано как на уроках, так и для самостоятельной подготовки учащихся к единому государственному экзамену по русскому языку и литературе. Материалы для повторения можно использовать как индивидуальные задания.


  • 5-7 классы: эпитет, олицетворение, сравнение, метафора, повторение (1, 2).

  • 8-9 классы: антитеза, анафора и эпифора, инверсия, параллелизм, риторический вопрос, ирония, гипербола и литота, градация, повторение (3, 4).

  • 10-11 классы: аллитерация, алогизм, оксюморон, перифраза, метонимия, синекдоха, умолчание, парцелляция, эллипсис, повторение (5, 6).


ЭПИТЕТ

В словарях и справочниках ЭПИТЕТ толкуется как художественное определение. Но как отличить просто определение от эпитета? Определение называет признак предмета очевидный для всех, объективный. Например, письменный стол, вишнёвое варенье, холодный ветер, вчерашняя газета. Эпитет же – это такое определение, которое показывает авторское видение какого-либо предмета или явления и может содержать в себе оценку этого предмета или явления. Например:

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду… (Есенин)

Эпитетом здесь является слово ЗОЛОТАЯ (листва), оно указывает не только на цвет осенней листвы, но и содержит авторскую оценку: мы понимаем, что поэту нравится осенняя листва, что он любуется опадающими листьями, сравнивая их желтый цвет с цветом золота.

Вот ещё примеры эпитетов:

Бывают сладчайшие, драгоценные, памятные на всю жизнь глотки воздуха. (Солоухин) – эпитеты: СЛАДЧАЙШИЕ, ДРАГОЦЕННЫЕ, ПАМЯТНЫЕ НА ВСЮ ЖИЗНЬ.

Можно бессчётно приходить на Красную площадь, и всё-таки дух захватывает, когда смотришь на сказочный храм Василия Блаженного, устремлённый в небо всеми своими цветными фантастическими куполами. (Михалков) – эпитеты: СКАЗОЧНЫЙ, ФАНТАСТИЧЕСКИМИ.

Найдите и подчеркните эпитеты в следующих отрывках:

Синий туман. Снеговое раздолье.

Тонкий лимонный лунный свет. (Есенин)

Туман поднялся над рекою, выступил по лугам и распадкам, окурил берега. Он был недолговечен и пуглив, этот летний туман, и пароходу идти не мешал. (Астафьев)

Около меня солнце ещё светило – горячо и тускло; но там, за рожью, не слишком далеко, тёмно-синяя туча лежала грузной громадой на целой половине небосклона. (Тургенев)

И тут же малиновая кремлёвская стена, а за ней – соборы, встают как зажжённые свечи, торжественные, гордые и нарядные. (Михалков)

Женщина взяла в ладони голову Бима и приподняла:

- Что с тобой, собачка? Ты что, Чёрное ухо? За кем ты так бежал, горемыка?

У этой грубоватой на вид женщины был тёплый и спокойный голос. (Троепольский)

? Какие ещё средства художественной изобразительности встретились вам в этих предложениях?

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

Олицетворение – приём, состоящий в перенесении признаков и свойств живых существ на неодушевлённые предметы, часто на явления природы.

Примеры олицетворений:

О чём ты воешь, ветер ночной, о чём так сетуешь безумно? (Тютчев) – здесь явлению природы, ветру, поэт приписывает человеческие качества – возможность думать, переживать.

Сурово метелица выла

И ветром кидала в окно,

Невесело солнце всходило,

В то утро свидетелем было

Печальной картины оно. (Некрасов)

Проплясал, проплакал дождь весенний,

Замерла гроза. (Есенин)

Вот-вот после короткой дрёмы оттолкнётся солнце от острых вершин леса, взойдёт над синими хребтами и спугнёт туманы. (Астафьев)

Как-то так получилось, что Москва с присущей ей беспечной щедростью уступила Пушкина Петербургу. (Нагибин) – городу здесь приписываются качества характера человека – беспечность и щедрость.

А теперь попробуйте сами найти ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ в следующих отрывках:

Я сел возле пенька и заметил, что одна из ёлочек заметно отличается от остальных, она стояла бодро и осанисто посреди пня. В заметно потемневшей хвое, в тоненьком смолистом стволике, в бойко взъерошенной вершинке чувствовалась какая-то уверенность и вроде бы даже вызов. (Астафьев)

На безлюдный простор Словно рад он чему, -

Побелевших полей И на ветках берёз,

Смотрит весело лес Как алмазы, горят

Из-под чёрных кудрей, Капли сдержанных слёз. (Никитин)

Дремлет взрытая дорога,

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось. (Есенин)


СРАВНЕНИЕ

Сравнение – уподобление одного предмета, явления или понятия другому на основании их схожести по какому-либо признаку.

Чаще всего сравнения выражаются оборотами со сравнительными союзами КАК, КАК БЫ, КАК БУДТО, СЛОВНО, ТОЧНО, РОВНО и др.

Например: Ясно утро. Тихо веет

Тёплый ветерок;

Луг, как бархат, зеленеет,

В зареве восток. (Никитин)

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек лёгкая стая

С замираньем летит на звезду. (Есенин)

Сравнения могут также выражаться формой творительного падежа.

Например:

Голубым хрусталём загорается на заре Венера. (Паустовский)

Сравнение может создаваться и с помощью слов, прямо указывающих на схожесть явлений: ПОХОЖ, НАПОМИНАЕТ, КАЖЕТСЯ и др.

Например: В иных озёрах (например, в Чёрненьком) вода напоминает блестящую тушь. (Паустовский)

К сравнениям относятся и обороты с использованием сравнительной степени прилагательного или наречия.

Например: Под ним струя светлей лазури. (Лермонтов)

Найдите и подчеркните сравнения в следующем отрывке из стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога»:

Славная осень! Здоровый, ядрёный

Воздух усталые силы бодрит;

Лёд неокрепший на речке студёной

Словно как тающий сахар лежит;


Около леса, как в мягкой постели,

Выспаться можно – покой и простор! –

Листья поблекнуть ещё не успели,

Жёлты и свежи лежат, как ковёр.


МЕТАФОРА

Метафора – употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. Можно сказать, что в основе метафоры лежит не обозначенное формально (например, при помощи сравнительных союзов) сравнение.

Примеры метафор: В саду горит костёр рябины красной…(Есенин) – здесь поэт уподобляет кисти спелой рябины пламени костра.

В зеркало залива

Сонный лес глядит;

В чаще молчаливой

Темнота лежит. (Никитин) - спокойная, гладкая вода залива, отражающая берега и лес, сравнивается поэтом с зеркалом, но формальных признаков сравнения нет.

Утром-то я и увидел впереди остров. В середине его навалом грудились скалы, меж скал темнели кедрачи, местами выгоревшие, а понизу острова кипел вершинами лес. (Астафьев) – вершины деревьев, волнуемые ветром, находящиеся в непрерывном движении, кажутся писателю «кипящими».

А теперь попробуйте самостоятельно найти и подчеркнуть метафоры в следующих отрывках:

Леонтьев со страхом и одновременно с каким-то непонятным восторгом смотрел на бьющую в небо с треском и гулом стену живого огня. (Паустовский)

В глубине Грузии есть местечко Гелати. Здесь курятся сизой растительностью склоны гор и по белым развалинам старой академии, в которой, по преданию, учился гениальный певец этой земли Шота Руставели, ползут и переплетаются бечёвки мелколистного растения с могильно-чёрными ягодами, которых даже птицы не клюют.<…>

Грузины сохраняют собор в том виде, каким покинули его ужаснувшиеся завоеватели.

Печально сердце гелатского собора, хмур и обветрен лик его, вечна и скорбна тишина в нём. Память тёмным и холодным крылом опахивает здесь человеческое сердце. (Астафьев)

А между тем ласкать глаз человека, вливать тихую радость в его душу, смягчать его нрав, приносить успокоение и отдых – вот одно из побочных назначений всякого растения, и в особенности цветка. (Солоухин)

? Какие ещё средства художественной выразительности встретились вам в этих отрывках?


ПОВТОРЕНИЕ (1)

Сколько сравнений в этом отрывке? Подчеркните их.

Мещёра – остаток лесного океана. Мещёрские леса величественны, как кафедральные соборы. Даже старый профессор, ничуть не склонный к поэзии, написал в исследовании о Мещёрском крае такие слова: «Здесь в могучих сосновых борах так светло, что на сотни шагов вглубь видно пролетающую птицу».

По сухим сосновым борам идёшь как по глубокому дорогому ковру – на километры земля покрыта сухим, мягким мхом. В просветах между соснами косыми срезами лежит свет. Стаи птиц со свистом и лёгким шумом разлетаются в стороны.

В ветер леса шумят. Гул проходит по вершинам сосен, как волны. Одинокий самолёт, плывущий на головокружительной высоте, кажется миноносцем, наблюдаемым со дна моря. (Паустовский)

Выпишите все средства художественной изобразительности из данного текста.

Однажды, когда кончилась зима и антифриз в машине был уже не нужен, я открыл краник, и вся жидкость из радиатора вылилась на землю, там, где стояла машина – на лужайке под окнами нашего деревенского дома. Антифриз растёкся продолговатой лужей, потом его смыло дождями, но на земле, оказывается, получился сильный ожог. Среди плотной мелкой травки, растущей на лужайке, образовалось зловещее чёрное пятно. Три года земля не могла залечить место ожога, и только потом уж плешина снова затянулась зелёной травой. (Солоухин)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перед вами отрывок из стихотворения А.С.Пушкина «Бесы». Подчеркните в этом отрывке ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ. Какое ещё средство художественной изобразительности вам встретилось? Выпишите его.

Вьюга злится, вьюга плачет; Бесконечны, безобразны,

Кони чуткие храпят; В мутной месяца игре

Вот уже далече скачет; Закружились бесы разны,

Лишь глаза во мгле горят; Будто листья в ноябре…

Кони снова понеслися; Сколько их! куда их гонят?

Колокольчик дин-дин-дин… Что так жалобно поют?

Вижу: духи собралися Домового ли хоронят,

Средь белеющих равнин. Ведьму ль замуж выдают?

___________________________________________________________________________


ПОВТОРЕНИЕ (2)

Выпишите сравнение из следующего отрывка:

Всё, что окружало нас, казалось необыкновенным: и поздняя луна, блиставшая над чёрными озёрами, и высокие облака, похожие на горы розового снега, и даже привычный морской шум высоких сосен. (Паустовский)________________________________________

Выпишите средства художественной изобразительности из отрывка:

Я вышел посмотреть на цветы. Клумба стала неузнаваемой. По самому краю расстилался коврик, который своим густым покровом с разбросанными по нему цветами очень напоминал настоящий ковёр. А в центре клумбы, над всей этой цветочной пестротой, поднялись мои маки, выбросив навстречу солнцу три тугих, тяжёлых бутона.

Распустились они на другой день. Издали мои маки походили на зажжённые факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени. Лёгкий ветер чуть колыхал, а солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки, отчего маки то вспыхивали трепетно-ярким огнём, то наливались густым багрянцем. (Носов) _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Выпишите сравнения, олицетворения и эпитеты:

В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталём загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. Ещё всё спит. Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно, как комья белого пуха.

Котелок сердится и бормочет на огне. Мы почему-то говорим шёпотом – боимся спугнуть рассвет. С жестяным свистом проносятся тяжёлые утки. Туман начинает клубиться над водой. Мы наваливаем в костёр горы сучьев и смотрим, как подымается огромное белое солнце – солнце бесконечного летнего дня. (Паустовский)

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подчеркните в данном четверостишии метафору:

Россия! Как грустно! Как странно поникли и грустно

Во мгле над обрывом безвестные ивы мои!

Пустынно мерцает померкшая звёздная люстра,

И лодка моя на речной догнивает мели. (Рубцов)


АНТИТЕЗА

Антитеза – резкое противопоставление понятий, явлений, образов, служащее для усиления выразительности речи. Антитеза часто строится на основе антонимов. В основе названий некоторых литературных произведений лежит антитеза. Примером может служить известный уже вам рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий». Ещё один пример - роман К.М.Симонова о Великой Отечественной войне «Живые и мёртвые». Антитеза содержится и во многих народных пословицах. Например: Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет. В этой пословице три пары антонимов: богатый – бедный, будни – праздник, пирует – горюет.

А.С.Пушкин, подчёркивая различие характеров главных героев романа «Евгений Онегин» Онегина и Ленского, использует антитезу:

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лёд и пламень

Не столь различны меж собой.

Сперва взаимной разнотой

Они друг другу были скучны;

Потом понравились; потом

Съезжались каждый день верхом

И скоро стали неразлучны.

А вот пример антитезы из поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»:

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая,

Ты и бессильная,

Матушка-Русь!

Антитезой начинается поэма А.А.Блока «Двенадцать»:

Чёрный вечер,

Белый снег.

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер –

На всём божьем свете!

Перед вами отрывок из стихотворения современного поэта Е.А.Евтушенко

«Разговор с американским писателем». Найдите и подчеркните в нём антитезу.

Да,

защищал талантливых людей,

клеймил бездарных,

лезущих в писатели,

но делать это, в общем, обязательно,

а мне твердят о смелости моей.

АНАФОРА И ЭПИФОРА

Анафора – повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк или строф.

Эпифора – стилистическая фигура, противоположная анафоре, заключающаяся в повторении слов или словосочетаний в конце предложений, стихотворных строк или строф.

Вот пример анафоры из статьи Д.С.Лихачёва «Честь истинная и ложная»: Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. Совесть «грызёт». Совесть не бывает ложной.

В стихотворении поэтессы XIX века К.К.Павловой тоже используется анафора:

О былом, о погибшем, о старом

Мысль немая душе тяжела;

Много в жизни я встретила зла,

Много чувств я истратила даром,

Много жертв невпопад принесла.

Часто использовал анафору и А.С.Пушкин. Вот пример из его стихотворения «Туча»:

Последняя туча рассеянной бури!

Одна ты несёшься по ясной лазури,

Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день.

В одном из лучших своих стихотворений «Я не люблю» В.С.Высоцкий также использует анафору:

Я не люблю фатального исхода, Я не люблю, когда – наполовину

От жизни никогда не устаю. Или когда прервали разговор,

Я не люблю любое время года, Я не люблю, когда стреляют в спину,

Когда весёлых песен не пою. Я также против выстрелов в упор...

Я не люблю холодного цинизма, Я не люблю себя, когда я трушу,

В восторженность не верю, и ещё - Досадно мне, когда невинных бьют.

Когда чужой мои читает письма, Я не люблю, когда мне лезут в душу,

Заглядывая мне через плечо, Тем более – когда в неё плюют…

Эпифора встречается гораздо реже анафоры, иногда авторы одновременно используют и анафору, и эпифору. Вот пример из статьи академика Д.С.Лихачёва «О воспитанности»:

Если мужчина на улице пропускает вперёд себя незнакомую женщину (даже в автобусе!) и даже открывает ей дверь, а дома не поможет усталой жене помыть посуду, - он невоспитанный человек.

Если со знакомыми он вежлив, а с домашними раздражается по каждому поводу, - он невоспитанный человек.

Если он не считается с характером, психологией, привычками и желаниями своих близких, - он невоспитанный человек.

Если уже во взрослом состоянии он как должное принимает помощь родителей и не замечает, что они сами уже нуждаются в помощи, - он невоспитанный человек.


ИНВЕРСИЯ

Инверсией называется расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок слов. Инверсия используется с целью усилить выразительность речи.

Вы уже знаете, что при прямом порядке слов подлежащее обычно ставится перед сказуемым, согласованное определение – перед определяемым словом, обстоятельство образа действия – перед сказуемым, а дополнение и все остальные обстоятельства – после сказуемого. Изменение места, на которое поставлено слово, сразу привлекает внимание к этому слову. Особенно, если оно ставится в начало или в конец предложения (при условии, что это место не является для него обычным). В стихотворной речи последнее слово в строке рифмуется со словом другой строки, что ещё более выделяет его.

Примером инверсии является название поэмы Е.А.Исаева «Убил охотник журавля». Сказуемое здесь стоит перед подлежащим (при прямом прядке слов должно быть наоборот), что сразу же привлекает внимание к слову УБИЛ, настраивает читателя на тревожную, трагическую волну. И действительно, вся поэма проникнута размышлениями автора и главного героя о самых важных, больных вопросах современности: варварском отношении людей к природе и друг к другу, бессмысленной жестокости войн и спасительной силе человеческой памяти.

Вот ещё пример инверсии в знакомом вам стихотворении С.А.Есенина:

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек лёгкая стая

С замираньем летит на звезду. (Прямой порядок слов первой строки должен быть таким: Золотая листва закружилась.)

А теперь сами найдите и подчеркните примеры инверсии в отрывке из повести А.С.Грина «Алые паруса». Устно попробуйте объяснить, почему именно так расположил писатель слова в предложениях с инверсией.

Ты будешь большой, Ассоль. Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнёт алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. Тихо будет плыть этот чудесный корабль, без криков и выстрелов; на берегу много соберётся народу, удивляясь и ахая; и ты будешь стоять там. Корабль подойдёт величественно к самому берегу под звуки прекрасной музыки; нарядная, в коврах, в золоте и цветах, поплывёт от него быстрая лодка. – «Зачем вы приехали? Кого вы ищете?» - спросят люди на берегу. Тогда ты увидишь храброго красивого принца; он будет стоять и протягивать к тебе руки.- «Здравствуй, Ассоль! – скажет он. – Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в своё царство…»


  1   2   3




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Путилина Инна Константиновна iconАвторы программы: к э. н., доц. Рощин Сергей Юрьевич, к э. н. Мальцева Инна Олеговна Требования к студентам
Авторы программы: к э н., доц. Рощин Сергей Юрьевич, к э н. Мальцева Инна Олеговна
Путилина Инна Константиновна iconАвторы программы: к э. н., доц. Рощин Сергей Юрьевич, к э. н. Мальцева Инна Олеговна Требования к студентам
Авторы программы: к э н., доц. Рощин Сергей Юрьевич, к э н. Мальцева Инна Олеговна
Путилина Инна Константиновна iconЭкономическая история,а. 211 Эф,Рахматуллина Диана Константиновна

Путилина Инна Константиновна iconКонкурс Юный следопыт Федулова Лилия Константиновна

Путилина Инна Константиновна iconНадежда Константиновна Крупская
Участие Н. К. Крупской в создании системы социалистического просвещения
Путилина Инна Константиновна iconАвтор: Клёсова Надежда Константиновна
Полное название образовательного учреждения (с указанием региона и населенного пункта)
Путилина Инна Константиновна iconРезюме Купцова Анна Константиновна
Ученая степень кандидата филологических наук, специальность 10. 02. 04 – Германские языки
Путилина Инна Константиновна iconМиронова Елена Константиновна
Работа выполнена в гоу впо «Московский государственный медико-стоматологический университет Росздрава»
Путилина Инна Константиновна iconУрок-проект по математике «Город Признакус»
Защита проекта «Коми-пермяки» Батуева Инна, 4 «Б» класс, руководитель Яндикова Е. Ю
Путилина Инна Константиновна iconЗаявка на участие в ярмарке инноваций в образовании сведения об участнике Ярмарки
Ф. И. О. Сапоненко Раиса Леонидовна, Вахницкая Тамара Константиновна, Никитина Лариса Петровна
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы