Безработица в России: виды, формы, тенденции icon

Безработица в России: виды, формы, тенденции



НазваниеБезработица в России: виды, формы, тенденции
Дата конвертации13.07.2012
Размер296,32 Kb.
ТипРеферат
Безработица в России: виды, формы, тенденции


Введение. Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающуюнаиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работыдля большинства людей означает снижение жизненного уровня и наноситсерьезную психологическую травму. Полная занятость - цель, к которой необходимо стремиться. Онадостигается тогда, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением.Но это мимолетное явление, которое постоянно будет нарушаться из-заизменений потребностей общества, структуры производства. Интенсивность высвобождения и перераспределения рабочей силы зависит отмножества факторов. Поэтому процессы, затрагивающие коренные интересы всехслоев населения, условия их занятости, обязательно должны регулироваться.Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовыхотношений. Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также длясовершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость.Некоторые из государственных программ, например, программы попрофессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность ихбудущего трудоустройства. Другие, такие как программы страхования побезработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которымисталкиваются безработные. Еще целый ряд государственных программ влияет науровень безработицы косвенно. Например, большинство экономистов считает,что законы, предусматривающие высокую минимальную заработную плату, ведут кросту безработицы. Выявляя нежелательные побочные последствия той или инойгосударственной политики, экономисты могут помочь политикам оценитьальтернативные варианты решения различных проблем. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто являетсяпредметом политических дискуссии. 1. Виды и формы безработицы Безработица - это явление, органически связанное с рынком труда. Поопределению Международной организации труда - безработным признается любой,кто на данный момент не имеет работы, ищет работу и готов приступить к ней.По российскому законодательству, безработными признаются трудоспособныеграждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органахслужбы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовыприступить к ней. К нашей сегодняшней действительности могут быть приложены концепцияестественного уровня безработицы, анализ типов безработицы, ееэкономических и социальных последствий, определение показателейбезработицы, исследование факторов, влияющих на динамику безработицы,включая взаимосвязь безработицы и инфляции. Современные экономисты рассматривают безработицу как естественную инеотъемлемую часть рыночного хозяйства. В этой связи большое вниманиеуделяется анализу типов безработицы. Критерием разграничения видовбезработицы, как правило, служат причина ее возникновения ипродолжительность, а основными видами безработицы считаются структурная,фрикционная и циклическая; упоминается также скрытая, сезонная и т.д.Рассмотрим их. Фрикционная - безработица, вызванная постоянными изменениями вразмещение ресурсов общества между видами и сферами производства товаров иуслуг. Эти изменения меняют требования к квалификации, знаниям, навыкам. Врезультате наниматель не находит нужного ему работника, а работник -нанимателя, хотя работник сохраняет достаточную квалификацию, но длявыполнения уже не требующихся обществу работ. Сегодня фрикционнуюбезработицу считают той ценой, которую общество должно платить заподдержание эффективности экономики, за постоянное обновление производствав угоду меняющимся запросам граждан. Главным признаком такой безработицыявляется ее небольшая продолжительность. И потому фрикционная безработица -явление, которое устранить не только невозможно, но и нецелесообразно.Более сложной является оценка структурной безработицы. Структурная - безработица, вызываемая крупными структурными изменениямив экономики, когда общество избавляется от устаревших предприятий,подотраслей, иногда даже целых отраслей, что влечет исчезновение большогочисла рабочих мест для тех, кто там работал раньше. Избежать структурнойбезработицы невозможно. Она сопровождается ожесточенным сопротивлениемпрофсоюзов, пытающихся сохранить рабочие места, удлинить сроки коллективныхдоговоров и т. д. Подобные действия профсоюзов усиливают инерционностьрынка труда, но не решают проблему. Социальная защита людей пострадавших отструктурной безработицы, максимально возможное снижение еепродолжительности обычно находятся в центре государственной политикезанятости. Циклическая, как следствие спада производства в переходный периоддостигает своей максимальной величины. Поэтому в совокупности общей уровеньбезработицы может превысить ее естественный уровень (состояние рынка труда,при котором на нем существует примерный баланс между числом свободныхрабочих мест и числом квалифицированных работников, ищущих работу). Длясглаживания негативных последствий такого вида безработицы необходимыразработка и принятие специальных программ обеспечения занятости населения,субсидируемых государством. По оценкам западных специалистов, в периодыэкономических подъемов и спадов величина циклической безработицы можетколебаться от 0 до 8-10% и более, значительно увеличивая тем самым общийуровень безработицы. Еще один из видов безработицы - сезонная безработица, котораяпорождается временным характером выполнения тех или иных видов деятельностии функционирования отраслей хозяйства. К ним относятся сельскохозяйственныеработы, рыболовство, сбор ягод, сплав леса, охота, частично строительство инекоторые другие виды деятельности. В этом случае отдельные граждане и дажецелые предприятия могут интенсивно работать несколько недель или месяцев вгоду, резко сокращая свою деятельность в остальное время. В периоднапряженной работы происходит массовый набор кадров, а в период свертыванияработ - массовые увольнения. Этот вид безработицы по отдельнымхарактеристикам соответствует циклической безработице, по другим -фрикционной, так как она носит добровольный характер. Прогноз показателейсезонной безработицы можно определить с большой степенью точности,поскольку она повторяется из года в год, и, соответственно, естьвозможность подготовиться к решению проблем, вызванных ею. Одной из разновидностей безработицы является частичная безработица,которая возникает в результате снижения спроса на продукцию предприятия. Вэтом случае возможны два варианта поведения предпринимателя: либо онсохраняет возможность трудиться для части персонала полное рабочее время, адругую часть увольняет, либо без увольнения дает возможность работать всемнеполное рабочее время, что и ведет к возникновению частичной безработицы. Анализ экономических показателей дает возможность оценить издержкибезработицы. Так, считается, что при каждом увеличении реального объемапроизводства на 2% норма безработицы имеет тенденцию к снижению на 1%, инаоборот. Исходя из необходимости учета безработных и принятия соответствующихгосударственных мер по обеспечению работой всех желающих, различают:зарегистрированную безработицу, которая отражает количество незанятыхграждан, ищущих работу, готовых приступить к ней и взятых на учет вгосударственной службе занятости; скрытую безработицу, к которой относятся работники, занятые напроизводстве, но в действительности являющиеся «лишними». Они, как правило,либо трудятся не по своей вине неполный рабочий день или неделю, либоотправлены в административные отпуска. Скрытая характерна в основном длястран с глубокими деформациями рыночных механизмов. Например, отсутствиестимулов к труду ведет к низкой производительности, когда работу одногочеловека выполняют двое. Это свидетельствует, что одно рабочее местолишнее, а уровень скрытой безработицы достигает 50%. Существует еще так называемая безработица по обследованию - оценочнаявеличина, характеризующая реальное положение на рынке труда на основепериодических специальных опросов трудоспособного населения. Расчет численности безработных. Безработица измеряется двумя основными показателями:уровень безработицы исчисляется как доля официально зарегистрированныхполностью безработных в численности самодеятельного населения, то естьлюдей, живущих на доходы от своего труда. Этот показатель не дает полногопредставления о ситуациях, складывающихся в сфере занятости. Так, человекможет быть фактически безработным: работать один час в день, нерегистрироваться на бирже труда, но официально он не будет числитьсябезработным. В соответствии с методикой Федеральной службы занятости России, подготовленной с учетом международных норм, показатель уровня безработицы определяется как отношение официально зарегистрированных в государственной службе занятости безработных к численности экономически активного населения, выраженное в %. Числитель при этом определяется службой занятости за определенный период (месяц, квартал, полугодие и год), знаменатель является показателем, который представляют органы Государственного комитета по статистике России на основании проводимого обследования домашних хозяйств по проблемам занятости населения.|продолжительность безработицы дает более верную оценку занятости. Она может ||свидетельствовать о быстром распространение технологических нововведений, ||вызывающих динамичные изменения в структуре спроса на рабочую силу и ее ||интенсивную миграцию, высокой мобильности рынка рабочей силы, существовании ||эффективных систем информации о вакансиях и переквалификации работников и др., ||поэтому эта комбинация выглядит предпочтительнее. ||Таблица 1 ||Особенности расчета показателей численности безработных ||По методологии МОТ (методике |По Федеральному закону о занятости ||Госкомстата Российской Федерации от |населения в редакции от 20 апреля 1996г.||25 мая 1993г.) | ||Лица 16 лет и старше, которые в |Трудоспособные граждане, которые: ||рассматриваемый период: |• не имеют работу и заработка; ||• не имели работу (доходного |• ищут работу; ||занятия); | ||• занимались поиском работы. т.е. | ||обращались в государственную или | ||коммерческую службы занятости, | ||использовали или помещали объявления | ||в печати, непосредственно обращались | ||к администрации предприятия | ||(работодателю), использовали личные | ||связи и т.д. или предпринимали шаги к| ||организации собственного дела; | ||• были готовы приступить к работе; |• готовы приступить к работе; || |• зарегистрированы в органах службы || |занятости в целях поиска подходящей || |работы. ||• Обучались по направлению службы | ||занятости; | ||• учащиеся, студенты, пенсионеры и | ||инвалиды, занимающиеся поиском работы| ||и готовые приступить к ней. | ||В составе безработных выделяются | ||лица: не занятые трудовой | ||деятельностью, зарегистрированные в | ||службе занятости в качестве ищущих | ||работу, а также признанные | ||безработными. | | Сравнение методов расчета показывает, что МОТ трактует понятие“безработный” шире, чем Федеральный закон. 2. Факторы, способствующие безработице в России. Проблему безработицы усугубляет трудное материальное положение,толкающее искать работу домохозяек, пенсионеров, учащихся. В соответствии с уже накопленным службой занятости опытом и мнениемэкспертов увеличение числа безработных в РФ будет способствовать наличиеследующих факторов: 1. подавление безработицы (досрочные проводы на пенсию мужчин в 58, женщин в 53); 2. частичная принудительная безработица (сокращенный рабочий день, сокращенная рабочая неделя, удлинение отпусков); 3. условная безработица (непостоянная работа); 4. временная безработица (декретный отпуск, уход за ребенком, за инвалидами детства, тяжелобольными и стариками, отпуск без сохранения содержания); 5. потенциальная безработица (в связи с выходом на инвалидность); 6. безработица в связи с высвобождением женщин из производства с вредными и опасными условиями труда; 7. безработица структурная (переориентация, закрытие, банкротство); 8. вынужденная безработица (вследствие отсутствия сырья, энергии, комплектующих, приведшего к остановке предприятия); 9. безработица вследствие повышения производительности труда и его интенсификации;10. безработица вследствие демобилизации, увольнения в запас и структурной перестройки в армии;11. безработица членов семей военнослужащих и военных советников, возвращающихся в РФ из-за рубежа;12. безработица в закрытых городах в связи с конверсией и городах заводах вследствие остановки предприятий;13. первичная безработица (выпускники школ, ПТУ, техникумов, ВУЗов);14. безработица молодежи, отчисленной из учебных заведений или прекратившей обучение по собственному желанию;15. безработица вследствие недостаточной профессиональной квалификации;16. безработица субъективная вследствие нежелания или неспособности переквалифицироваться и получить иную профессию;17. безработица вследствие вынужденной миграции (беженцы)18. безработица специалистов работавших по долгосрочным контрактам за рубежом;19. безработица возвращающихся из мест лишения свободы;20. безработица тех, кто после длительного перерыва хочет возобновить работу;21. безработица вследствие стихийных бедствий и экстремальных ситуаций (аварии, землетрясения, наводнения, разрушение предприятий и учреждений в результате взрывов или военных действий);22. безработица в связи с невозможностью без нарушения паспортного режима и утраты жилья перемещаться из мест с избытком трудовых ресурсов в регионы с избытком рабочих мест. Здесь перечислены далеко не все реально существующие пути пополненияармии потенциальных безработных. Под неучтенными источникамиподразумеваются несколько групп населения. Как и в каждом государстве вРоссии есть определенная часть населения не желающая работать, - люмпен-элемент. Эта группа постоянный иждивенец государства, на биржу труда непойдет и не будет зарегистрирован в качестве безработных. Однако эта массалюдей, достигающая по некоторым оценкам несколько миллионов человек, неоказывая давления на рынок труда, тем не менее будет постоянно оказыватьдавление на бюджет, особенно когда войдет в силу закон о пособиях набедность. Вторая группа - прямо или косвенно связанные с криминальныммиром. По мере борьбы государства с преступностью, люди входящие впреступные группировки пополнят ряды безработных. Третья группа - людисостоятельные, но официально нигде не работающие, тоже формально являютсябезработными. 3. Методы борьбы с безработицей При разработке федеральной и региональной программой обеспечениязанятости населения необходимо учитывать определенную специфику Россииисходя при этом из неоднократно проверенного факта: предотвратитьбезработицу невозможно, но можно и нужно минимизировать ее, одновременносмягчая социальные, политические и нравственные последствия неполногообеспечения трудоспособного населения работой. И речь идет не только особлюдении интересов отдельного гражданина, но и об интересах государства,поскольку при безработице в 8-10% только на выплату пособий безработнымуйдет 2.5% валового национального продукта. В социально - трудовой политике первоначально превалировали меры,направленные на выработку и реализацию механизмов, облегчавшихинституциональные перемены в собственности и структурные сдвиги вэкономике. Важнейшими из них были поддержание доходов на минимальном уровнеи гарантии занятости в условиях спада производства и роста безработицы. Врусле демократизации общества было модернизировано законодательство о трудеи занятости путем приведения его в соответствии с международно признаннымиправилами: сокращена рабочая неделя, увеличена минимальнаяпродолжительность отпусков, расширены гарантии занятости безработных,началось реформирование социального страхования. Регулирование социально -страховых отношений способствовало их нормализации во время приватизацииэкономики, установлению перемирия между нынешними работниками и их будущимихозяевами. Поддержание доходов на минимальном уровне стало целью социальной защитынаселения, пострадавшего от правительства « реформаторов». Государство навремя отказалось от прямой регламентации в оплате труда (кроме егоминимума), перейдя к косвенному регулированию через налоги. Понемногу рослореальное наполнение средней заработной платы, отставая, однако, отдинамики потребительских цен на товары и услуги. В связи с рыночными изменениями наметился переход от жестокихсоциалистических к более гибким видам найма (срочным контрактам,неформализованным соглашениям и т.п.). При этом почти сошла на неттрадиционная роль органов труда как госнадзирателя за использованиемрабочего времени, дисциплины, производительностью, условиями и оплатытруда. Вместе с тем увеличивалась вынужденная безработица, порожденная новымиусловиями функционирования предприятий и формами найма. Высвобожденные поэкономическим мотивам составили более половины официальнозарегистрированных безработных. Именно для них, квалифицированныхработников со стажем и производственным опытом, были особенно нужныреальные гарантии занятости, альтернативные косметическим мерам потрудоустройству социально незащищенных маргиналов. Неуклонный рост структурной безработицы предопределял необходимостьпреобразования фондов занятости в полноценную систему социальногострахования. Безработица из негативного явления превращалась в постояннодействующий фактор развития рынка труда и обострения конкуренции за рабочиеместа. Надо было считаться с ее объективным характером, обусловленностьюпроцессами реформирования экономики, искать новые формы эффективнойзанятости. Однако безработица оказалась тем «орешком», о который сломали«рыночные» зубы не одна команда реформаторов в России. Следуяправительственному курсу социальной защиты, служба занятоститрансформировалась в организацию по борьбе с безработицей. Были продолженыраздачи гарантий ее клиентам по растущему числу специально проводимыхмероприятий. Причем упор делался на выигрышные в глазах общественностипроекты в пользу социально незащищенных. И наоборот, в программахсодействия занятости сознательно принижалось значение трудовогопосредничества, задач повышения мобильности высвобождаемой рабочей силы иее конкурентоспособности на открытом рынке труда. Курс на обеспечение возможно полной занятости и предотвращениебезработицы не решал важнейшую задачу реформ - повышение эффективностипроизводства. Когда экономический кризис усилился, обновленное к томувремени правительство увидело выход из него в достижении финансовойстабилизации, фактически в ускоренном развитии финансово - промышленногокапитала путем мобилизации ресурсов накопления. В условиях катастрофической нехватки инвестиций, что вполне естественнодля системного кризиса, активного вывоза из страны капиталов и сокращениявозможностей инфляционного кредитования промышленности источникомстабилизации экономики становились доходы населения. На смену социальнымприоритетам и монетаристским моделям пришли узкопрагматические задачиперераспределения национального дохода в пользу крупнейших монополий,возникших в результате «народной» приватизации. Обеспечение занятости и массовая безработица находятся под контролемгосударства. Оказывается легче приостановить высвобождении работающих безоплаты, чем наладить работу предприятий в нормальном режиме, то есть бездолгов по зарплате, но и без излишнего персонала. Недостаток трудовоймотивации и доходов по основному месту работы замещается государственнымикомпенсациями: социальными гарантиями на производстве, выплатами и льготаминеимущим по месту жительства. То, что рабочие недополучили как трудящиеся,им пытаются вернуть как социально незащищенным. Наряду с этим расширяется « исход » ранее многочисленного слояквалифицированных работников с простаивающих предприятий, бесперспективныхпроизводств. Вместе с распадом наукоемких отраслей промышленности растетдепрофессионализация высококлассных специалистов. Они вынужденыперебиваться случайными заработками, искать относительно доходные занятия вущерб своей квалификации и социально - профессиональному статусу. Что женадо делать, чтобы привести в движение эту топчущуюся на месте,неурегулированную, а потому шаткую, грозящую повернуть вспять системуотношений труда и капитала? Суть новой социально - трудовой политики можно свести к следующему:окончательный переход от полной занятости, заждавшейся на низкоэффективномтруде и социальных гарантиях неработающим, к рыночной системе,предполагающей полную свободу труда и выбора занятий, экономическиобоснованную резервную армию труда и безработицу. Особенно важной являетсясоциальная либералиция наемного труда прежде всего через радикальнуюреформу трудового законодательства в полном соответствии требованиямирыночной экономики. Надо коренным образом изменить «дух законов» о труде,бес всяких оговорок признать рабочую силу товаром, собственником которогоявляется свободный от внеэкономического принуждения и административногодиктата индивид. Как хозяин уникального товара он имеет права на приоритетна рынке труда, его цена формируется в зависимости от способности,образования, квалификации, опыта. Для обеспечения свободы труда необходимо окончательно избавиться отрудиментов тоталитарной эпохи (прописки, спецучета кадров, административныхограничений приема и произвольных увольнений наемных работников). Ввести вдействие регуляторы свободного рынка труда. Среди них принципиально важнысправедливая оплата, надежная охрана и достойные условия труда, механизмысоциального страхования экономических рисков потери трудоспособности,независимые институты непредвзятого урегулирования трудовых конфликтов.Причем необходимо выделить особенности наемного труда в аграрном секторе,малом предпринимательстве. Давно пора заменить архаичные и неэффективные формы законодательногорегулирование труда, например, единый для всех размер минимальнойзаработной платы и ее индексации, которые из инструментов социальной защитына практике, в ситуации бюджетного дефицита, превращаются в государственныенормы фиксированного порога бедности трудящихся. Взамен следует установитьминимум оплаты за единицу отработанного времени (час) и заложить в основутарифных систем. Предстоит признать приоритет социального партнерства по закону надгосударственным управлением трудом в его бюрократическом исполнении.Поэтому необходимо ограничить роль государства в обеспечении занятости,включая отказ от глобальных федеральных программ, попыток унифицироватьнормы и нормативы социальной и экономической «защищенности» от безработицы.Для этого необходимо создать независимую от правительства и местнойадминистрации систему активного содействия безработным на основе страховыхвзносов. Следует рассматривать безработицу как неотъемлемый элемент рынкатруда, а под обеспечением занятости понимать трудоустройство вынужденнобезработных и трудовую активизацию добровольно незанятых с использованиемпреимущественно экономических стимулов привлечение к труду. Государственные гарантии незанятому населению должно заменитьобязательное страхование структурной и профессиональной безработицы. Нужноочистить экономически обусловленную безработицу от социальных наслоенийпопулистского толка: передать безработных, лишь эмитирующих трудовуюактивность, но зачастую неспособных к профессиональному труду, в органысоциальной опеки для последующей трудовой реабилитации путем приобщения кпосильным для них занятиям. Однако, в последнее время предпринимаются попытки «спрятать»официальную растущую безработицу, приукрасить результаты деятельности службзанятости. Направляемые на общественные и временные работы безработные врезультате бюрократического кульбита уже не считаются таковыми. Затемнастает очередь посылаемых на переобучение и переподготовку, опоздавших наперерегистрацию. Далее следует черед других «нарушителей» новых правил,вводимых, кстати, «заднем» числом. Если пойти по этому пути, то вскореборьба с безработицей закономерно перерастет в войну с безработными. По мере углубления реформ число безработных должно возрастать в прямойпропорции с повышением эффективности производства и реальной оплаты затруд. Более того, необходимо форсировать структурную безработицу всоответствии с реализацией программ реструктуризации производства, создаваяна ее базе мобильный резерв рабочей силы, используемый для интенсивногоразвития экономики. Прежде всего следует стремиться к поддержаниювзаимосвязи занятости, зарплаты и инвестиций в оптимальном соотношении, чтоявляется условием социально - экономической сбалансированности. Только такможет быть обеспечена надежная экономическая основа для создания новыхрабочих мест, расширяющих сферу эффективной занятости, что, в свою очередь,приведет к «рассасыванию» безработицы, понижению ее уровня при стабилизацииразвития. Именно тогда становится возможным создание в обозримойперспективе динамичной, адаптированной к глубинным рыночным трансформациямв экономике социально - трудовой сферы. 4. Социальные последствия безработицы и политика занятости. Хочется отметить, что социальные последствия безработицы - это еще однаживотрепещущая проблема. Результаты научных исследований, проведенных в последнее времядокументально подтверждают существование ряда эмоциональных, социальных,финансовых, семейных, медицинских и политических последствий безработицы.Правда, почти полностью отсутствуют исследования, где бы сопоставлялисьрезультаты деятельности наемного работника и его семьи в периоды, когда онимеет работу, и те периоды, когда он ее потерял. Поэтому ученые продолжаютдискутировать: безработица - это причина или повод возникновенияотрицательных последствий? Пищу для спора дают те исследования, которыеустанавливают соотношения, а не причинно-следственные связи между уровнембезработицы и динамикой функциональных нарушений или помещением человека вспециальные лечебные учреждения. Тем не менее, исследования конкретныхслучаев, изучение продольных срезов групп населения и проведениеодномоментных серийных исследований дают сходную картину последствийбезработицы и явлений, сопутствующих ей. Различие в результатах можнообъяснить влиянием многих факторов, в частности, уровнем безработицы намомент потери работы, поддержкой со стороны семьи и друзей, запасами,которые могут помочь безработному и его семье пережить трудный период,длительностью безработицы. Среди эмоциональных последствий безработицы называют низкую самооценку,депрессию, самоубийство и необходимость психиатрического лечения встационаре. Среди медицинских проблем - нарушение здоровья, вызванноестрессами (в частности, болезни сердца и почек, алкоголизм и циррозпечени). У работников, которые до объявления об увольнении имели нормальноеартериальное давление, сразу же после известия об увольнении она повышалосьи оставалось высоким до тех пор, пока они вновь не находили работу.Стрессы, вызванные безработицей, могут сократить продолжительность жизни и,следовательно, повысить уровень смертности. Существует связь между ухудшением отношений в семье (нарушениемфункционирования семьи) и детской смертностью, жестким обращением с детьми,разводом, конфликтами между родителями и детьми, необходимостью передачидетей на опекунство. У детей в семьях безработных чаще, чем в семьяхработающих, встречаются отклонения в поведении, нарушении работы желудочно-кишечного тракта и бессонница. У супруги безработного наблюдаются те жепсихосоматические симптомы, что и у него самого. По всей вероятности,безработица оказывает отрицательное воздействие на всех, кого она прямо иликосвенно затрагивает. Ученые обнаружили несомненную связь между безработицей и убийствами,насилием и тюремным заключением. Изучение дел правонарушений показывает,что до 70% заключенных в момент ареста не имели работы, что рецидивизмможно объяснить отсутствием работы. Влияние безработицы на финансовоеположение неоспоримо. Работникам и их семьям часто приходится жить насбережения, продавать вещи и мирится с более низким уровнем жизни. Кому-топриходится отказываться от дома, автомобиля, объявлять о банкротстве и дажежить на пособие по социальному обеспечению. Мало известно о “пороге терпимости”, когда члены семьи безработного ещесохраняют способность заботиться друг о друге. Есть основания считать, чтостресс, связанный с безработицей, снижает такую способность, в результатечего подростки чаще сбегают из дома, иждивенцев приходится помещать вучреждения системы социального обеспечения; семья отторгает тех, когосчитает обременительными. Несмотря на усилия социальных работников привлечь внимание безработныхк своему бедственному положению как к политической проблеме, многиебезработные не склонны к политической активности. Причина кроется в боязниидти вразрез с общепринятыми нормами поведения, опасением поставить подугрозу свои шансы снова найти работу. Исследователи, к сожалению, еще не установили полный переченьтрудностей, которые связаны с поиском работы, и тех сложностей полученияновой работы, которые существуют в обществе, не обеспечивающим всеобщуюзанятость. В государственных службах трудоустройства официальнорегистрируется только 12% вакантных рабочих мест. Это лишь усугубляетстресс, испытываемый человеком в процессе поиска работы, в частности, приполучении отказа и из-за отсутствия четкого представления о том, где и какискать работу. О рабочих местах, не заявленных на рынке труда, гораздолегче узнать тем, кто имеет работу, чем безработным. Информация о том, какискать работу, предоставляемая на курсах по обучению поиску работы,возможно, достигает цели, укрепляя у людей надежду на получение новойработы. Поэтому в последние годы создаются специальные курсы в помощьбезработным. Однако кое для кого курсы оказываются недостаточно эффективными,поскольку официальная политика государства заключается в сохранениинекоторого избытка рабочей силы. Если обучавшийся на курсах по поискуработы или участвовавшие в программах стимулирования занятости впоследствии терпят неудачу, невозможность получить работу можетпарализовать их волю к действиям. В результате они становятся еще болееуязвимыми перед отрицательным воздействием эффекта долгого отсутствияработы. Они могут вообще потерять шансы на получение работы, так какрискуют попасть в учреждения социального обеспечения на излечение. Вместе с тем, растет численность незарегистрированых безработных,которые не считают необходимым обращаться в службу занятости и подчаснаходят альтернативные источники существования. Это свидетельствует о ростевидов деятельности, не учитываемых государственной статистикой, и требуетусиления контроля со стороны органов управления. На кого же, с точки зренияопрошенных, в первую очередь может рассчитывать человек, потерявший работу? 2,0% - на местную администрацию; 5,8% - на руководство предприятий; 8,6% - на профсоюзы; 70,6% - только на себя; 13% - ни на кого не надеются. Легко убедиться, что люди отчетливо осознают необходимость личнойинициативы и намерены самостоятельно выбираться из неблагоприятнойситуации, что происходит, конечно, не от хорошей жизни, а в силувынужденных обстоятельств, когда помощи со стороны ждать неприходится. А каковы самые предпочитаемые и действенные способы поиска работы?Рассчитывают на: личные связи - 42,9%; государственную службу занятости - 26,5%; объявления - 11,1%; организацию собственного дела - 7,3%; коммерческую службу занятости - 6,1%; обращение к работодателю - 6,1%. Итак, большинство респондентов исходит из того, что лучше всегоиспользовать собственные каналы трудоустройства. Каждый четвертый выбираетвзаимодействие с соответствующей службой под эгидой государства, каждыйдесятый готов воспользоваться объявлениями в прессе. Установлено, что безработица является фактором, понижающим заработнуюплату. Таким образом, отрицательные последствия безработицы неограничиваются теми, кто стал ее жертвой. Она может ударить по целымтрудовым коллективам, в том числе профсоюзам, помешав их попыткам улучшитькачество рабочих мест, условий труда, ввести дополнительные блага иобеспечить другие права человека на рабочем месте. Отрицательные последствия безработицы для жителей городских и сельскихрайонов еще не поняты до конца. Хотя во время спада увеличиваетсяпотребность в психиатрических больницах, тюрьмах и программах социальнойпомощи, реальный объем потребностей в услугах до сих пор не известен. Ведьодновременно с ростом потребностей в социальной помощи, медицинскомобслуживании, лечебных и благотворительных учреждениях поступление отналогов для покрытия этих потребностей снижаются. Местные власти могутввести налоговые льготы для компаний, чтобы не допустить оттока деловойактивности из своего региона и стимулировать привлечение новых компаний. Аэто сокращает экономические возможности финансирования социальных программ. Потеря работы, скатывание по социальной лестнице напрямую связаны сухудшением материального положения. Попробуем оценить его уровень убезработных с различным образованием (см.таблицу 2,3). Таблица 2Состав безработных по образованию. Таблица 3 [pic] *Данные представлены в интервальных показателях, включающих результатыопроса в 5 городах России [Госкомстат]. Более всех ущемлены в материальном достатке безработные, имеющиеначальное образование: среди них более всего респондентов, которым денег нехватает даже на продукты питания. В то же время в этой группе оказалосьсамое большое число богатых безработных, что констатирует сильнуюполяризацию безработных с начальным образованием по их материальнымвозможностям. Отсутствие образования у безработных как бы обуславливает“равные возможности” безработного - быть нищим или богатым. Но первое 2 -3,5 раза вероятнее, чем второе. Безработные со средним образованием более равномерно распределились погруппам с разным уровнем материального благополучия. Чаще всего их можноотнести к бедным. Общий удельный вес бедных и нищих респондентов среди нихпочти также высок, как у безработных с начальным образованием. У лиц, окончивших ПТУ, распределение доходов соответствуетраспределению доходов всей совокупности респондентов. Эта группа вматериальном обеспечении занимает среднее положение. Безработные с высшимобразованием имеют наиболее благополучное внутригрупповое распределениедоходов. Таким образом, высокий образовательный статус помогает лучше перенестисоциальное падение. 5. Занятость и безработица. Численность экономически активного населения к концу февраля 2002г.составила, по оценке, 70,5 млн.человек, или около 50% от общей численностинаселения страны. Преобладающая часть занятого населения сосредоточена в крупных исредних организациях. В январе 2002г. на них работало 40,7 млн.человек, или63% общей численности занятых. Кроме того, в крупных и средних организацияхпривлекалось на условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера 1777,6 тыс.человек (в эквиваленте полной занятости).Общее число замещенных рабочих мест для полной занятости работников вкрупных и средних организациях, определенное как суммарное количествоработников списочного состава, совместителей и работников, выполнявшихработы по договорам гражданско-правового характера, составило в январе2002г. 42,5 млн. и было меньше, чем в январе 2001г. на 296,5 тыс., или на0,7%. Таблица 4 Динамика числа замещенных рабочих мест в организациях(без субъектов малого предпринимательства)| |Январь |В % к | |Справочн| || |2002г., | | |о | || |тысяч | | |январь | || | | | |2001г. в| || | | | |% к | || | |январю |декабрю | | || | |2001г. |2001г. | | || | | | |январю |декабрю || | | | |2000г. |2000г. ||Всего замещенных |42491,1 |99,3 |99,5 |100,9 |99,0 ||рабочих | | | | | ||мест (работников) | | | | | ||в том числе: | | | | | ||Работников |40713,5 |99,2 |100,2 |100,7 |99,6 ||списочного состава| | | | | || | | | | | ||(без внешних | | | | | ||совместителей) | | | | | ||внешних |992,0 |105,5 |97,9 |107,6 |97,5 ||совместителей | | | | | ||работников, |785,6 |97,2 |74,0 |103,1 |76,8 ||выполнявших | | | | | ||работы по | | | | | ||договорам граж- | | | | | ||данско-правового | | | | | ||характера | | | | | | Безработица. В конце февраля 2002г., по оценке, 6,4 млн.человек, или9,0% экономически активного населения, классифицировались как безработные(в соответствии с методологией Международной Организации Труда), в органахгосударственной службы занятости в качестве безработных былозарегистрировано 1,2 млн.человек, или 1,8% экономически активногонаселения. Таблица 5 Динамика численности безработных на конец месяца| |Общая | | |Числ| | || |числен| | |енно| | || |ность | | |сть | | || | | | |офиц| | || |безраб| | |иаль| | || |отных | | |но | | || | | | |заре| | || | | | |гист| | || | | | |риро| | || | | | |ванн| | || | | | |ых | | || | | | |безр| | || | | | |абот| | || | | | |ных | | || |тыс. |в % к | |тыс.|в % к | || |чел. | | | | | || | | | |чел.| | || | |соответст-в|преды- | |соответст-ву|Преды- || | |ующему |дущему | |ющему |дущему || | |периоду | | |пе-риоду |периоду || | |предыдущ-ег|периоду| |предыдущего | || | |о года | | |года | ||2001г. | | | | | | ||Январь |7079 |81,0 |100,6 |1053|85,3 |101,5 ||Февраль |7119 |83,0 |100,6 |1094|88,9 |103,9 ||Март |6769 |82,9 |95,1 |1104|91,8 |101,0 ||I квартал (в |6989 |82,3 |99,5 |1083|88,6 |108,1 ||среднем за месяц)| | | | | | ||Апрель |6419 |82,6 |94,8 |1092|94,8 |98,9 ||Май |6068 |82,1 |94,5 |1044|97,6 |95,6 ||Июнь |6095 |83,5 |100,4 |1002|99,3 |96,0 ||II квартал (в |6194 |82,7 |88,6 |1046|97,2 |96,6 ||среднем за месяц)| | | | | | ||Июль |6122 |85,1 |100,4 |1005|101,6 |100,3 ||Август |6149 |86,7 |100,4 |1014|102,9 |100,9 ||Сентябрь |6200 |87,8 |100,8 |997 |103,0 |98,3 ||III квартал (в |6157 |86,5 |99,4 |1006|102,5 |96,1 ||среднем за месяц)| | | | | | ||Октябрь |6252 |88,9 |100,8 |1011|104,4 |101,4 ||Ноябрь |6303 |90,1 |100,8 |1065|106,5 |105,4 ||Декабрь |6354 |90,3 |100,8 |123 |108,3 |105,4 ||IV квартал (в |6303 |89,7 |102,4 |1066|106,4 |106,1 ||среднем за месяц)| | | | | | ||Год (в среднем за|6411 |85,1 | |1050|98,1 | ||месяц) | | | | | | ||2002г. | | | | | | ||Январь |6354 |89,8 |100,0 |177 |111,8 |104,8 ||Февраль |6390 |89,8 |100,6 |1249|114,2 |106,1 | В соответствии с методикой МОТ, которой придерживается Госкомстат РФ, вмарте 2001 года в России было 6,7 млн. безработных. По регионамзарегистрированная безработица (1,1 млн. чел.) распределяется неравномерно. Отчасти это связано с реальными процессами реструктуризациипроизводства или различиями в тактике сохранения кадров, применяемойдиректорами промышленных и аграрных предприятий. Но, по-видимому, большеезначение имеют другие факторы, среди которых выделяются эффективностьработы местных служб занятости и срытая безработица. Скрытая безработица. Характерной чертой безработицы в России в кризисный период является то,что она значительно ниже, чем можно было бы ожидать из уровня спадапроизводства в стране. Отмеченное несоответствие безработицы и спадапромышленного производства в России отчасти связано с существованиемскрытого от официальной статистики производства. Наибольшими масштабами скрытой безработицы отличаются регионы ДальнегоВостока. Дороговизна выезда из региона для работника и сложностьпривлечения новой рабочей силы для работодателя определяет то, чтопоследние склонны содержать часть фактически не работающего персоналапросто “на всякий случай”. Среди жителей Северо-Востока и Дальнего Востоказаметно больше людей активных, подвижных и склонных к жизненному риску идаже авантюризму. Такие люди склонны сами искать работу, не доверяя этогокакой-либо “конторе”, в т.ч. службе занятости. Кроме этого более рисковыйсклад характера здешних жителей ведет к их большей занятости во вновьнарождающихся (и поэтому еще не регистрируемых) сферах занятости, а также вкриминальной сфере. Минимальная скрытая безработица свойственна промышленно развитымрайонам Сибири и Урала. Во-первых, в этом проявляются последствия болеенизкой занятости в сельском хозяйстве, которому скрытая безработицасвойственна в наибольшей степени. Во-вторых здесь более выраженмиграционный отток избытка рабочей силы. На Европейской части страны имеются две крупных зоны скрытойбезработицы - степные регионы низовий Волги и Дона, и северо-западныйэкономический район, включая Калининградскую область. Структурная безработица. Считается, что показатель безработицы может применяться как индикаторуровня развития процесса реструктуризациии в экономике. Традиционнаяэкономическая школа обычно ограничивается при этом показателем числа ищущихработу на одну вакансию. Гораздо более эффективным методическим приемом,позволяющим индицировать структурные изменения на рынке труда являетсяпоказатель поляризации, то есть учет одновременного роста, как уровнябезработицы, так и уровня предложения новых рабочих мест. Приведенная карта показывает наибольшие значения этого индекса врегионах с развитым военно-промышленным комплексом, что отражает спадпотребности в квалифицированных рабочих и специалистах при ростепредложения мест с малоквалифицированным трудом. Это Московская,Владимирская и Калужская области с сочетанием военной промышленности ивысокого научно-технического потенциала; Удмуртия, Кировская область,Хабаровский край с развитым военно-промышленным комплексом; Калининградскаяи Камчатская области - оборонные анклавы страны, где высока численностьвоенных, включая специалистов по наиболее современным видам вооружения исредствам связи. Обратное соотношение при высокой безработице характерно для лишенныхинтеллектоемкой промышленности Калмыкии, Дагестана, Осетии, Ивановской,Псковской, Астраханской и Курганской областей, а также Коми-Пермяцкогоокруга. При этом в Калмыкии, Курганской области и Коми-Пермяцком округесуществует и наиболее высокая скрытая безработица. Заключение Важнейшим показателем – индикатором социально-демографическойбезопасности выступает уровень безработицы. Возникновение безработицы вРоссии связано с развитием рыночных отношений и, прежде всего, рынка труда.В качестве материальной предпосылки безработицы выступают спад производстваи структурные преобразования в экономике. Масштабы безработицы оцениваютсяпо ряду критериев: регистрация безработных в службе занятости; незанятостьи активный поиск работы независимо от факта регистрации (по методологииМОТ); отсутствие работы, независимо от наличия официального статусазанятости (в случае отпусков и неполного рабочего дня по инициативенанимателя). Показательно, что в нашей стране безработица измеряется не спомощью обследования, а количеством безработных, зарегистрированныхгосударственной службой занятости. Опыт прибалтийских странсвидетельствует, что такое прямое измерение приводит к недооценкедействительного уровня безработицы, поскольку из-за низких пособий побезработице, люди не спешат регистрироваться. Если западные страныобеспокоены щедростью социальных пособий по безработице, что может снижатьстимулы к поиску нового рабочего места и увеличивает продолжительностьбезработицы, то в России нищенские пособия способствуют сохранениюневысокого официального уровня безработицы. Таким образом, низкий уровеньбезработицы в большей мере связан с действующей системой регистрациибезработицы, чрезвычайно низким пособием по безработице, ограниченнымивозможностями переподготовки безработных и низкой вероятностью последующеготрудоустройства, предложением, как правило, низкооплачиваемых рабочих мест,которое сдерживает поступление квалифицированной рабочей силы на рыноктруда. Очевидно, чем более оперативный и кратковременный характер носит та илииная проблема занятости, тем выше вероятность использования прямогоадминистративного воздействия. Поскольку решение вопроса о наличииизбыточной занятости в отечественной экономике является приоритетным,именно меры по ее снижению должны учитываться при разработке концепциирегулирования экономических отношений занятости. Эта концепция должнавключать: - макроэкономическое регулирование, создающее общую среду, содействующую эффективной занятости (инвестиционная, структурная политика, разгосударствление и приватизация, создание благоприятных условий для мелкого бизнеса) и улучшению качественных характеристик человеческого капитала; - государственную политику занятости, воздействующую на формы, структуру, уровень занятости и безработицы административными, правовыми, финансово – кредитными методами; - регулирование занятости на предприятиях за счет активизации действий кадровых служб предприятий в направление создания внутренних рынков труда, их сотрудничества с региональными центрами занятости; - регулирование отношений занятости с помощью общественных организаций субъектов этих отношений. Главными стратегическими целями регулирования занятости должны бытьповышение экономической и социальной эффективности занятости за счетизменения ее структуры, форм, создание условий для развития человеческогокапитала страны, совершенствование экономических отношений занятости. Дляэтого необходимо снижать уровень избыточной занятости на предприятиях,гибко перераспределять высвобождаемых работников в другие отрасли и видызанятости. Эффективному проведению подобных мероприятий будетспособствовать активное взаимодействие работников отделов кадровпредприятий и региональных центров занятости населения. Нельзя сказать, чтов настоящее время такого взаимодействия нет. Но оно существует в видеразовых, единовременных мероприятий, которые инициируются лишьгосударственной службой занятости, хотя задача снижения уровня избыточнойзанятости – это в первую очередь проблема предприятия. Поэтому речь должнаидти о создании активных кадровых служб предприятий, внесении необходимыхизменений и дополнений в должностные инструкции их сотрудников, а также оборганизации обучения и подготовки работников для таких кадровых служб. Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективнойзанятости как важной социальной гарантии для экономически активногонаселения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынкатруда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоватьсяприменительно к новым условиям развития рыночной экономики, структурнойперестройки производства, формирования эффективной социальной политики. Курсовая работа по дисциплине «Экономика труда » на тему «Безработица в России: виды, формы, тенденции» Выполнил Кудрин П.Е. Проверил Шишков Г.Б. Москва 2002 СОДЕРЖАНИЕ: Введение 1. Виды и формы безработицы 2. Факторы, способствующие безработице в России. 3. Методы борьбы с безработицей 4. Социальные последствия безработицы и политика занятости. 5. Занятость и безработица. Заключение Список используемой литературы. Список используемой литературы.А. Ананьев «Новые процессы в занятости населения в условиях перехода крыночной экономике», «Вопросы экономики», № 5 - 1995Э. Бородянский, В. Кузьмин «Реальный путь противодействия безработице»,«Человек и труд» № 9 - 1996А.В. Бузгалин «Переходная экономика» М.: Таурус, 1994В.И. Ведяпин «Общая экономическая теория», Москва, 1995 г.Г. Волынский «К вопросу о безработице в переходный период», «Российскийэкономический журнал», № 4 - 1994А.А. Дикаpева, М.И. Миpская «Социология труда» M.: Высшая школа, 1989А. Кашепов «Проблемы предотвращения массовой безработицы в России»,«Вопросы экономики», № 5 – 1995Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю “Экономикс”, Москва, 1995 г.«Макроэкономический анализ изменений на рынке труда», «Вопросы экономики»,№1 (январь) – 1998г.Г. Мэнкью «Макроэкономика» М.: МГУ, 1994Ю.В. Попков, Е.А. Тюгашев, Д.О. Серов «Новые лишние», «ЭКО», №8 – 1997г.Ф. Прокопов «Макроэкономическая динамика, занятость и безработица впереходной экономике», «Человек и труд», № 2,3 – 1999г.К. Сабирьянова «Макроэкономический анализ динамических изменений нароссийском рынке труда», «Вопросы экономики», №1 – 1996г.А. Сафонов, В. Федин «Цена социальных долгов», «Ваше право», №17 (апрель) –1998г.А.И. Рофе, Б.Г.Збышко, В.В.Ишнин “Рынок труда, занятость населения,экономика ресурсов для труда” М.:1998.Б.М. Генкин “Экономика и социология труда” М.:1998.Интернет




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Безработица в России: виды, формы, тенденции icon"Безработица в России: виды, формы, тенденции" (курсовая работа)

Безработица в России: виды, формы, тенденции icon2. Занятость и безработица. Формы и виды безработицы. Экономическая природа заработной платы. Теории и концепции зарплаты
Рынок труда отражает основные тенденции динамике занятости, ее основных структурах (отраслевой, профессионально- квалификационной,...
Безработица в России: виды, формы, тенденции iconДокументи
1. /виды и тенденции Ланкин/Аннотация виды и тенденции -11.doc
2. /виды...

Безработица в России: виды, формы, тенденции iconДокументи
1. /виды и тенденции Ланкин/Аннотация виды и тенденции -11.doc
2. /виды...

Безработица в России: виды, формы, тенденции iconБезработица в экономике России: сущность, причины, особенности Аннотация Сущность понятия «безработица»
Государственное регулирование и пути ее минимизации на современном этапе развития
Безработица в России: виды, формы, тенденции icon«Безработица. Ее причины, формы и последствия»
Через механизм рынка труда устанавливаются уровни занятости населения и оплаты труда. Существенным следствием процессов, происходящих...
Безработица в России: виды, формы, тенденции iconВиды и формы оплаты труда. Порядок ее начисления Виды и формы оплаты труда. Порядок ее начисления
Правильно рассчитывать все виды и формы заработной платы обязан каждый бухгалтер
Безработица в России: виды, формы, тенденции iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Виды и тенденции развития туризма Специальность
Учебно-методический комплекс «Виды и тенденции развития туризма» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Безработица в России: виды, формы, тенденции iconБезработица молодежи – одна из острейших
В результате проведения курса реформ в сфере занятости обозначились следующие тенденции
Безработица в России: виды, формы, тенденции iconБезработица Содержание Введение Глава Анализ понятия «безработица»
Безработица выступает в качестве одной из фундаментальных макроэкономических категорий с современной экономической теории. Анализ...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы