Государственное регулирование экономических отношений icon

Государственное регулирование экономических отношений



НазваниеГосударственное регулирование экономических отношений
Дата конвертации13.07.2012
Размер374,73 Kb.
ТипРеферат
Государственное регулирование экономических отношений


ДОНЕЦКИЙ ЭКОНОМИКО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН КУРСОВАЯ РАБОТА по предмету «ПОЛИТЭКОНОМИЯ» на тему: «ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ» Выполнила: студентка 1 курса группы «А» заочного отделения ДЭГИ Петрасюк Оксана Станиславовна Научный руководитель ст. преподаватель Кузнецова В.Н. Донецк – 2002 СОДЕРЖАНИЕ стр.|Введение…………………………………………………………………… |3 ||1. Сущность государственного регулирования экономики……………. |5 ||1.1. Необходимость государственного вмешательства в экономику... |5 ||1.2. Экономические функции государства…………………………….. |8 ||2. Способы государственного регулирования экономики |10 ||2.1. Классификация форм и методов государственного | ||регулирования………………………………………………………………….. |10 ||2.2. Социальное регулирование……………………………………….. |12 ||2.3. Поддержание международной конкурентоспособности и | ||оптимальной структуры производства………………………………… |15 ||2.4. Обеспечение макроэкономической стабильности……………….. |16 ||3. Государственное регулирование в условиях переходного |19 ||периода... | ||4. Особенности государственного регулирования экономики Украины |27 ||Заключение………………………………………………………………… |35 ||Список литературы………………………………………………………... |36 ||Приложение 1. Формы и методы финансовой поддержки санации | ||предприятия…………………………………………….. |37 ||Приложение 2. Финансовое участие государства в санации | ||приватизированных предприятий……………………………… |38 | ВВЕДЕНИЕ Формирование оптимальной макроэкономической структуры, обеспечивающейдинамизм производительных сил и сбалансированность внутреннего рынка,предполагает наличие системы централизованного регулирования, в частноститакого института, каким является государство. В условиях рыночных отношенийважное значение имеет поддержание на необходимом уровне степенигосударственного вмешательства в экономику, достижение оптимальностиправового регулирования общественных отношений, в том числе – отношенийпредпринимательства, во всех отраслях и сферах народного хозяйства. Значимость государственного регулирования особенно актуальна в периодтрансформации от административно-командной системы к рыночной моделиэкономики, когда существенно усиливается потребность в жесткойкоординирующей структуре, оказывающей определенное влияние на формированиенеобходимых предпосылок становления конкурентной среды и развитиясовокупного рынка. В процессе формирования многоукладной рыночной моделиэкономики государство как регулирующий орган гарантирует стабильностьвоспроизводства, способствует устойчивой работе предприятий различногостатуса как основных налогоплательщиков и непосредственных производителейматериальных благ. Участия в хозяйственной жизни общества раскрывается в работах многихэкономистов. Еще А. Смит отмечал, что «видимая рука» правительства должнарегулировать «невидимую руку» конкуренции. Проблемы государственногорегулирования экономики раскрыты в трудах Дж.М. Кейнса, М. Фридмена,В. Леонтьева, Д. Гелбрейта, А. Маршалла, П. Самуэльсона, Д. Норта и др.Различия между концепциями сводятся к используемым методам государственноговоздействия, вплоть до полного их отрицания. Целью данной работы является исследование роли государства какинституциональной структуры в экономике. Поставленная цель предполагает решение следующих задач: раскрытиесущности государственного регулирования, характеристика функций государствав управлении экономикой, методов и инструментов государственногорегулирования, раскрытие особенностей государственного регулированияэкономики в условиях ее рыночной трансформации, также рассмотрена спецификагосударственного регулирования в Украине. В процессе написания работы использовались материалы периодическойпечати, экономическая литература. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, спискалитературы и двух приложений. 1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 1. Необходимость государственного вмешательства в экономику. Вопрос о роли государства в регулировании экономических отношенийносит весьма проблематичный характер. Одни ученые-экономисты считаютнеобходимым жестокое государственное регулирование всех отношений в сфереэкономики, другие же – отбрасывают необходимость такого регулированиявообще. Отрицательными являются последствия как чрезмерного регулированиягосударством экономических отношений, так и полного невмешательства его всферу экономики. Мировой опыт экономической практики доказывает, что нет, и не можетбыть эффективной социально ориентированной рыночной экономики,основывающейся на современных научно-технических достижениях, без активнойрегулирующей роли государства. Реальная рыночная экономика никогда, даже напервых этапах ее становления не обходилась без вмешательства государства.Менялись лишь задачи, формы, инструментарии такого вмешательства и егомасштабы. Экономическая роль государства еще в начале ХХ века была предельноограниченной. Положение изменилось в период первой мировой войны, когдавначале в Германии, а затем в странах Антанты государство начало активновмешиваться в хозяйственную жизнь с целью мобилизации ограниченных ресурсовдля достижения военной победы. Отмеченные меры носили, однако,чрезвычайный, военно-мобилизационный характер, а потому с окончанием войныгосударственное вмешательство в хозяйственную жизнь сошло на нет. К началу 30-х годов среди западных экономистов господствовало мнение отом, что экономические спады (кризисы) объясняются случайными причинами,что механизм рыночного саморегулирования в принципе обеспечиваетсоответствие между совокупными спросом и предложением, следовательно, иавтоматический выход экономики из кризиса и последующий ее подъем на базеобновления основного капитала и ликвидации нерентабельных предприятий.Однако во время глубокого кризиса и затяжной депрессии 30-х годов сталоочевидно, что механизм рыночного саморегулирования не справляется со своимифункциями, не обеспечивает автоматический выход из кризиса, что требуетперехода к активному государственному регулированию экономики. Такоерегулирование на практике стало осуществляться в США с 1933г. командойпрезидента Ф.Д. Рузвельта, разработавшей и реализовавшей так называемый«Новый курс». Теория государственного регулирования была созданаДж.М. Кейнсом и его последователями. Кейнс сделал справедливый вывод о том,что выход из глубокого кризиса, рост объемов производства и уровнязанятости невозможны без активного участия государства. [6, с.37] На современном этапе в преобладающем большинстве стран мирафункционирование народного хозяйства характеризуется, в первую очередь,ростом регулирующей роли государства по отношению как к государственномусектору экономики, так и к частному, и к их взаимодействию, что обусловленоопределенным уровнем осознания необходимости не только разграничениячастных и публичных интересов в обществе, но и поддержания оптимальногобаланса между ними. В то же время всем хорошо известны последствия отказапубличной власти от регулирования экономических отношений в процессеперехода от административно-командной системы хозяйствования и управления ксмешанной. Примеры Украины, России и других стран СНГ, скорее всего, войдутво все учебники и хрестоматии начала ХХI века, как яркие иллюстрации того,к чему может привести вытеснение государства на начальном этапе проведениярыночных реформ. Особенно важно определение роли государства в регулировании экономикина так называемых «переходных» этапах его развития (подобных тому, какойпереживает в настоящее время Украина, - когда осуществляется переход отадминистративно-командного порядка общественной жизни к демократическому,когда в общественных интересах, ориентациях и мотивах поведения людей,социальных ценностях отражаются черты, присущие именно смешанной формесоциально-экономических процессов и структур - от остаточныхадминистративно-командных до разнообразных частных). При определении ролигосударства необходимо учитывать состояние экономики, уровень еезависимости от государства, социальный фактор и менталитет народа, особенно– при переходе от командно-административной системы к рыночной экономике. Особую актуальность в условиях трансформации общества приобретаютпроблемы реализации таких закономерностей, как сбалансированностьэкономических интересов и достижение адекватного этому процессу правовогомеханизма их регулирования в направлении достижения оптимальностисоотношения экономических интересов различных форм собственности и правовыхнорм, институтов государственной и частной собственности. В странах, осуществляющих трансформацию к рыночной экономике (в ещебольшей мере, чем в странах с уже развитой рыночной экономикой),проявляется необходимость государственного регулирования экономики в этотпериод. Это объясняется тем, что самоорганизация (а рынок представляетсобой классический образец самоорганизации) свойственна достаточноустойчивым системам и малоэффективна в период перехода от одной системы кдругой. Важно иметь в виду, что в условиях социально-экономическойтрансформации принцип самоорганизации способствует усилению защитнойфункции, возврату экономики в предыдущее состояние, ускорению старыхтенденций. А это очень опасно. К тому же, отсутствие каких-либорегулирующих основ в период трансформации приводит к нарастанию хаотическихпроцессов, что можно проследить на примере Украины. Некоторые ученые, отмечая необходимость государственного регулированияэкономики, подчеркивают необходимость его ограничения, подчиненностирыночному саморегулированию. Направление государственного регулированиюэкономики должно, во-первых, отражать границы переходного периода и не бытьопределяющими, во-вторых, оно должно быть подчинено цели ограниченияметодов государственного регулирования экономики, методам ее рыночногорегулирования. [6, с.39] Преобладающее большинство ученых признают необходимостьгосударственного регулирования экономики. Отличия в их позициях заключаютсяв определении степени и форм такого регулирования и его соотношения срыночным саморегулированием.2. . Экономические функции государства В системе «свободного» рынка нельзя обойтись без государства. Оноберет на себя функции, которые принципиально не может осуществить самрынок. Это по крайней мере три функции:1) обеспечение экономики нужным количеством денег;2) регулирование так называемых «внешних» (или побочных) эффектов;3) удовлетворение потребностей в «коллективных благах» (или в «общественных товарах»). Указанные выше функции – это максимум того, что может делатьгосударство в условиях свободного рынка, и одновременно минимум того, чтооно делает в реальной рыночной экономике. Государственное вмешательство в экономику связано с ограниченностьюсамого рыночного механизма. Обычно в учебниках «Экономикс» выделяют триглобальные функции государства: эффективность, справедливость истабильность. [11, с.129] Эффективность. Государство призвано создать такой экономический «фон»,используя различные экономические инструменты, который обеспечил быэффективное функционирование производства. В частности, большое значениеимеет антимонопольная деятельность государства, обеспечение максимальноблагоприятных условий для действия рыночного механизма, активизацииконкуренции. Современное государство оказалось «встроенным» в рыночнуюсистему хозяйствования. Поддержание действия конкуренции – его важнейшаяфункция. Справедливость. Рынок признает лишь один критерий распределениядоходов: итог участия в конкуренции на рынке товаров и услуг, капиталов ирабочей силы. Поэтому справедливыми будут считаться как высокие доходы тех,к то преуспел в конкуренции, так и низкие тех, кто потерпел неудачу. Чисторыночное распределение вовсе не гарантирует получение прожиточногоминимума. Понадобилось определенное время, чтобы общество осознало ипризнало, что распределение доходов, справедливое с точки зрения рынка,несправедливо в общечеловеческом плане. В конце концов государство взяло насебя функцию перераспределения доходов через налоги, а также поддержаниенетрудоспособных, престарелых и т.п. Кроме того, рыночная экономика необеспечивает полной занятости населения, в ней неизбежна вынужденнаябезработица (естественной считается безработица до 6%) [11, с.129], поэтомурегулирование рынка рабочей силы, материальное обеспечение безработных –это тоже функция государства в рыночной экономике. Государство к тому жедолжно позаботиться о занятых, гарантировать минимальный уровень ихпотребления через минимальную зарплату. Стабильность. Государство вовлекается в макроэкономическую функциюподдержания экономической стабильности, сглаживания циклической формыразвития экономики. Проводит оно и антиинфляционную политику. Помимо этих глобальных задач, государство берет на себя обеспечениеправовой основы и социального климата, способствующих эффективномуфункционированию рыночной экономики; компенсацию негативных сторон рынка;поддержку малого и среднего бизнеса; проведение фискальной политики –изъятия части доходов хозяйствующих субъектов с целью формированиягосударственного бюджета; обеспечение развития фундаментальных научныхисследований стимулирует развитие таких направлений НТП, которые требуютвложения очень больших средств, длительных сроков окупаемости и связаны сбольшим риском. Это же касается развития новых отраслей с неяснымиперспективами. Государство также берет на себя решение региональныхпроблем. 2. СПОСОБЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ2.1. Классификация форм и методов государственного регулирования В литературе понятие «государственное регулирование» не определено,однако ученые называют его разнообразные формы и методы. Так, экономистысчитают, что государственное регулирование осуществляется путем социально-экономического регулирования прогнозирования через антимонопольную политикуи развитие конкуренции, государственную стандартизацию, метрологию исертификацию, систему налогообложения, другие формы регулирующего влияниягосударства. Вместе с нормативно-правовым регулированием соответствующихсфер хозяйствования, для экономической деятельности государства характернаразработка комплексных и региональных программ. [6, с.39] Государственное регулирование, наряду с планированием(программированием) организационной деятельности, стимулированием иконтролем, государственными мониторингом и протекционизмом (поддержкойчастного предпринимательства), правовой организацией государственногосектора рыночной экономики, является одним из направлений государственноговлияния на развитие экономических процессов. Для обоснования существования многочисленных и разнообразных видовдеятельности, попадающих под понятие государственного регулированияэкономики, необходимо дать их классификацию. Деятельность по государственному регулированию экономики может бытьклассифицирована в зависимости от того, в чью пользу оно осуществляется.Так, некоторые виды регулирования нацелены на защиту групп предпринимателей(например, запрет дискриминации среди конкурирующих субъектовпредпринимательской деятельности, защита малого и среднегопредпринимательства), другие – на защиту потребителей (например,регулирование безопасности товаров) или общественных интересов в целом(например, защита окружающей среды). Классификация регулирования возможна по масштабам его влияния – либона отдельную отрасль экономики, либо на экономику в целом, то есть имеет лиузкоотраслевую направленность или общеэкономическую. Некоторые виды влияниямогут касаться только отдельных отраслей, тогда как большинство типоврегулирования влияет на экономику в целом. Государственное регулирование экономики также можно разделить на дватипа: в зависимости от того, нацелено оно на замену конкуренции илиявляется дополнением к рыночным механизмам и предназначено для достижениядругих специфических целей. Классическим примером первого типа регулирования является естественнаямонополия. Она существует в отраслях, связанных с большим объемомпродукции, где в силу технологических особенностей производства наиболееэффективное удовлетворение спроса достигается при отсутствии конкуренции,функционировании одного субъекта предпринимательства. Предоставлениекоммунальных услуг – типичный пример такой монополии, а регулированиедоступа на рынок, цен и доходов субъектов предпринимательства – это примергосударственного регулирования. Второй тип регулирования отличается тем, что он не заменяетконкуренцию, а является дополнением к рынку и предназначен для достиженияспецифических целей. Он действует в тех случаях, когда нерегулируемый рынокне обеспечивает определенные общественные интересы (например, принедостаточной информации о ценах на рынке). [6, с.40] Государственное регулирование также можно разделить на виды взависимости от методов, применяемых при оказании влияния на экономику. Так,регулирование может осуществляться как административными, так иэкономическим методами. Административные методы управления наиболее характерны для планово-административной экономики и следуют из самой сути государственногорегулирования, предусматривающего властность одних и подчиненность других.В этом случае через соответствующую систему органов и должностных лицгосударство как субъект и собственник имущества осуществляло необходимыефункции в экономической сфере. В основу административных методов положено,прежде всего, принятие государством обязательных решений для осуществленияпрямого влияния на объект регулирования путем одностороннего определениязадач, а в ряде случаев – путей и средств их решения. В свое время такимвесомым инструментом было государственное планирование. Однако более приемлемыми и демократичными методами государственногоуправления экономикой являются экономические методы. В их основу положеноиспользование таких экономических рычагов и стимулов, как цена, кредит,прибыль; их содержание не предусматривает прямого влияния на подчиненныеобъекты регулирования, а лишь создает для них такую экономическую ситуацию,которая бы диктовала им соответствующее поведение с целью достиженияположительных экономических результатов, то есть стимулировалаэкономическую заинтересованность.2.2. Социальное регулирование Доминирующий и почти неуклонный рост доли ассигнований идет насоциальное обеспечение и социальное страхование. Речь идет о пенсиях постарости и инвалидности, пенсиях ветеранам войн, пособиях по безработице,на приобретение жилья, продовольственной и иной помощи нуждающимся. Долятаких трансфертов повышается во всех развитых странах и к середине 90-х гг.составила в среднем около 35% всех государственных расходов. Увеличение расходов на социальное обеспечение обусловлено рядомпричин. Во-первых, повышением в индустриальную и постиндустриальную эпохуроли «человеческого капитала» как главной движущей силы экономическогороста и накопления национального богатства. К концу ХХ века забота очеловеке от его рождения до глубокой старости становится не только условиемпроцветания всего общества, но и важнейшей нормой морали. Во-вторых, повышение доли социального обеспечения обусловленодемографическими факторами. С одной стороны увеличение общей численностинаселения, а следовательно, и количества тех граждан, которые нуждаются вподдержке со стороны общества. С дугой стороны, изменениями в возрастнойструктуре населения: чем выше уровень жизни, тем больше ее средняяпродолжительность, тем больше удельный вес численности пожилых ипрестарелых людей. Сочетание первой и второй демографическойзакономерностей ведет к тому, что все большая часть национального доходадолжна перераспределяться между работающей частью населения и теми, кто ужевнес свой вклад в создание национального богатства и уже не может работатьв пользу последних. В-третьих, рыночная экономика создает почву для углубления неравенствав доходах между различными социальными слоями населения. Особенно великэтот разрыв в развивающихся странах, вступивших в стадию активногостановления рыночных отношений. Так, в Мексике в начале 90-х гг. такойразрыв составлял 13,5 раз, в Зимбабве – 15,6, Кении – 18,3, Бразилии –25,7, а в Панаме – даже 30 раз. Это создает напряженность в обществе инередко является причиной политической нестабильности и конфликтов. Виндустриальных странах с развитой системой перераспределения доходов черезбюджет такой разрыв значительно меньше. В США он составляет 9,4 раза,Англии – 5,6, Канаде – 5,2, Бельгии – 3,6 раза. [10, с.27-28] Увеличение роли «человеческого капитала» обусловлено и увеличениерасходов государства на здравоохранение. В США заметный сдвиг в этойобласти произошел во второй половине 60-х гг., когда доля государственныхассигнований на здравоохранение повысилась с 1,5 до 6-7%, а к настоящемувремени достигла почти 20%. В других индустриальных странах доляздравоохранения в государственных расходах заметно ниже, чем в США. Но этоне значит, что там государство игнорирует проблемы здоровья населения. Делов том, что в разных странах общие расходы на эти цели распределяются междубюджетом и внебюджетными фондами неодинаково. Если в Англии и Франции 86-88% этих расходов берет на себя государство, то в США и Японии эта долясоставляет 73-74%, а в Австрии – 64% в принципе, объем таких расходов наодного жителя определяется общим уровнем благосостояния страны. [10, с.29] Расходы на образование тесно связаны с повышение качества«человеческого капитала» и потому имеют тенденцию к росту. Если раньшесредний уровень грамотности и образованности населения обеспечивалсяпреимущественно заботами семьи, благотворительных и религиозныхорганизаций, то в ХХ веке по мере усложнения технологий производства онпостепенно стал одним из важнейших условий повышения конкурентоспособностинациональной экономики и соответственно стратегической задачей национальныхправительств. Особенно заметно возросла роль квалифицированных кадров вовторой половине нашего столетия в результате автоматизации производства иинформатизации всех сфер экономики. 3. Поддержание международной конкурентоспособности и оптимальной структуры производства Хотя в рыночной экономике структура капиталовложений определяетсяглавным образом частными предпринимателями, государство не снимает с себяответственности за поддержание наиболее рациональных для данной страныотраслевых пропорций производства и экспорта, равно как и засбалансированность развития ее регионов. Поскольку в последние десятилетие происходит глобальная либерализациявнешнеторговых режимов и постоянное снижение тарифных и других барьеров,внутренние рынки оказываются все более открытыми для иностранныхэкспортеров. С 1948г., когда начало действовать Генеральное соглашение отарифах и торговле (ГАТТ), по 1990г. средний уровень тарифной защитыиндустриальных стран понизился в 6,4 раза – с 40 до 6,3%, а нетарифныебарьеры постоянно регламентируются в рамках международных соглашений. [10,с.30] В таких условиях, утрачивая торгово-политический инструментарий своейструктурной и промышленной политики, государство вынуждено все более широкоиспользовать для этих целей бюджетное финансирование и кредитованиеотраслей и регионов, нуждающихся в поддержке. Тем более, что потребность втаком вмешательстве не уменьшается, а скорее – возрастает, посколькунациональное экономическое пространство становится все болееинтегрированным в мировую экономику и легко уязвимым для всякихнеожиданностей, исходящих извне. Одним из таких способов является перераспределение через бюджетвнутренних ресурсов нуждающихся в поддержке отраслей, регионов иликомпаний. Большая часть ассигнований направляется на поддержание и развитиетранспортной и коммуникационной инфраструктуры, от состояния которой вомногом зависит и сбалансированность социально-экономического развитиярегионов внутри страны, и производственно-кооперационные связи междупромышленными предприятиями, и привлекательность национальной экономики дляиностранных инвесторов, и многие другие условия эффективного развития. Особого внимания заслуживает государственная поддержка фундаментальныхнаучных исследований и конструкторских разработок (НИОКР). В векнаучно-технической и информационной революций научные открытия и ихтехнологическое применение играют все более важную роль и во многомопределяют конкурентные позиции на мировом рынке не только отдельныхкорпораций и отраслей, но и национальной экономики в целом. Помимо общей поддержки национальной конкурентоспособности в формеассигнований на образование, НИОКР, транспортную и коммуникационнуюинфраструктуру, правительства разных стран оказывают прямую и косвенную(через налоговые льготы) помощь некоторым конкретным отраслям отечественнойэкономики. Сельское хозяйство, например, в индустриальных странах давно утратилороль основы национальной экономики. На его долю здесь приходится в среднемне более 2-3% ВВП и 5% занятых. [10, с.31] Добывающие отрасли промышленности пользуются минимальной бюджетнойподдержкой. Несколько большую помощь получает обрабатывающаяпромышленность, особенно технологически передовые ее отрасли. В будущем центр тяжести может переместиться на отрасли, связанные сразвитием информационных технологий. 4. Обеспечение макроэкономической стабильности. Увеличивающаяся торговая открытость экономик индустриальных странприносит им немало стратегических выгоды, но создает при этом трудности дляотдельных регионов, отраслей или крупных национальных корпораций. Такая жетенденция наблюдается и в других областях международных хозяйственныхсвязей. – в кредитно-финансовой, валютной сфере, в движениипроизводительных капиталов. Открытость национальных хозяйств обусловливаети новые, неизвестные в прошлом опасности макроэкономического характера.Развитие международных валютных рынков в сочетании с переходом кэлектронной системе телекоммуникаций в реальном режиме времени и ослаблениивалютных ограничений в большинстве стран мира создало условие длякрупномасштабных перебросок высоколиквидных ресурсов (так называемых«горячих денег») практически в глобальных масштабах для спекулятивной игрына понижение или на повышение той или иной национальной валюты. Такиеспекулятивные акты нередко приводят к девальвации (реже – к ревальвации)валют, что сопровождается не только скачками цен на внутреннем рынкепострадавшей страны, но и сказывается на международной конкуренции еетоваров и услуг, а следовательно, и на состоянии ее торгового баланса. Все это сказывается на темпах инфляции, уровне занятости и доходовнаселения, состоянии платежного баланса, дохода и расхода государственногобюджета и повышенной бдительности со стороны государства, его готовностибыстро реагировать на ситуацию в целях поддержания макроэкономическогоравновесия. В таких условиях существенно возрастает роль налоговых,валютных и кредитных инструментов государственного регулирования. Да и самоэто регулирование становится все более сложным искусством. Оно должно бытьтонким и взвешенным, чтобы неосторожными действиями в какой-то одной сферене причинить вреда всей экономике. Ситуация осложняется тем, что по мере открытия национальных экономик ивозрастания роли экзогенных факторов в их функционировании традиционныеинструменты макроэкономического регулирования – налоги, ставкирефинансирования коммерческих банков, интервенции на валютном рынке и т.п.– оказываются все менее эффективными. Так, увеличение налогов натоваропроизводителей может привести не столько к пополнению доходовбюджета, сколько к утечке капитала за границу. Рамки национального государства становятся слишком узкими длярегулирования ряда процессов в национальной экономике. Приходитсяосуществлять макроэкономическое регулирование с оглядкой на политику другихправительств, координировать собственные действия с их мероприятиями,вырабатывать общие правила игры. Макроэкономическое регулированиеприобретает все более коллективный, межгосударственный характер, хотя имеетцелью стабилизацию экономики конкретных стран в их национальных интересах. Промышленно развитые страны уже с начала 60-х гг. сверяют курсы своеймакроэкономической политики в рамках Организации экономическогосотрудничества и развития (ОЭСР), которая служит форумом для выработки,координации и содействия в осуществлении государствами-членами политики,нацеленной на стимулирование экономического роста и поддержание финансовойстабильности в своих странах. Более глубокая сверка курсов макроэкономической политики исогласование практических шагов осуществляется в рамках «большой семерки» -неформального форму высших руководителей США, Японии, Канады, Германии,Франции, Англии и Италии (с 1998г. – «большая восьмерка», в связи спринятием России как полноправной участницы этого форума). [10, с.33] Отсостояния экономики этих лидеров мирового хозяйства во многом зависитэкономическая «погода» на всей планете. Поэтому в ходе ежегодныхконференций они с 1974г., наряду с прочими вопросами, рассматриваютнаиболее актуальные проблемы мировой экономики и выбирают общую линиюповедения. Эти решения часто определяют политику Международного валютногофонда, Всемирного банка и других международных экономических организаций. Наиболее основательная координация макроэкономической, структурно ивнешнеторговой и других областей политики происходит в Европейском союзе,где страны-участницы не просто сильно зависят друг от друга, но и далекопродвинулись по пути интеграции, т.е. сращивания национальных экономик.Здесь «хоровое» исполнение государственного регулирования потребовало ужеучастия «дирижера» в виде системы органов национально законодательной,исполнительной и судебной власти. Это позволяет не только теснокоординировать государственное вмешательство в экономику стран-участниц, нои проводить совместную, то есть единую внешнеторговую, аграрную ирегиональную политику. С 1999г. большинство государств-членов перешло дажек единой валютной и эмиссионной политике, отказавшись от национальныхденежных единиц в пользу общей для них всех валют – евро. [10, с.33] 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА Государственные механизмы управления и регулирования экономики прикардинальных рыночных преобразованиях в тех или иных странах действуют по-разному. Опыт стран – мировых лидеров современного прогресса убеждает, чтоих экономическая мощь формировалась и формируется под влияниемпоследовательных структурных и качественных преобразований, с одновременнымусилением регулирующей роли государства, включая внутренние и внешниерынки, попадающие под его непосредственное воздействие. Одной из главныхфункций государства есть и будет в XXI веке формирование и осуществлениевысокоэффективной научно-технической, социально-экономической, рыночной,правовой и духовной политики, которая обеспечивает устойчивоепоступательное развитее. [5, с.8] Реформировать любую систему можно по-разному, выбирая для этого каксозидательные, так и разрушительные или смешанные модели. В интересахчеловека, да и общества в целом, необходимо принимать исключительносозидательные типы трансформационных моделей, руководствуясь оценочнымкритерием прироста ВВП и НД на душу населения, развития интеллекта нации,духовного ее обогащения, подъема уровня жизни народа, что гарантируетпрогрессивные сдвиги в научно-технологической и общественной сферахчеловеческой деятельности. Весьма важно при этом уяснить, что представляют собой «национальнаяэкономическая независимость» и «современная рыночная экономика».Провозглашение квазиреформаторами «экономической независимости» выглядитнекорректно в условиях, когда данное явление в мире уже почти несуществует. Каждая из стран, как правило, производит и экспортирует какие-то товары, а какие-то – импортирует, стремясь полнее удовлетворять спросвнутреннего рынка и иметь к тому же бездефицитный платежный баланс. Такимобразом, складывается межгосударственная, межрегиональная, межнациональнаяи даже межконтинентальная экономическая взаимозависимость. А если учестьформирование мощных мировых и региональных рынков, то становится понятно,что «независимость» с экономической точки зрения превращается в миф. Понятие «рыночная экономика вообще» также утрачивает реальный смысл,ибо на протяжении многовековой истории человечества рыночные структурыпреобразовались так, что от прежних их форм и методов регулирования почтиничего не осталось. Современные рыночные экономики, особенно высокоразвитыхстран, ни в какое сравнение не идут не только с хозяйствованием оченьдалеких эпох, но и с тем устройством, которое охарактеризовал 250 лет томуназад Адам Смит, творец наиболее законченной на то время теории рыночнойэкономики, а также и более поздним устройством (приблизительно на 100 лет),проанализированным в учении Карла Маркса и других классиков экономическоймысли. Теория рыночного строя и функционирования кардинально изменилась вXX веке, особенно во второй его половине. [5, с.8-9] В странах с высокоразвитой рыночной экономикой, да и во многихбыстроразвивающихся странах (например, так называемые «азиатские тигры»)сейчас никто не надеется всерьез на волшебную силу «невидимой руки»,«шоковой терапия» и прочих рецептов, так как они приводят лишь кэкономическому упадку и обострению кризисных явлений. Фундаментальные исследования сложных и противоречивых процессов,происходящих в переходном периоде, свидетельствуют о необходимостипоследовательно корректировать рыночные трансформации. Речь идет о том, чтокаждой стране нужно иметь, с учетом ее конкретных особенностей, единуюобщегосударственную программу долговременной трансформации общества помодели новейшего устройства, которая гарантирует ускорение социально-экономического и духовного обновления и роста на истинно демократическихначалах. Иначе говоря, из многовариантных модельных расчетов следуетвыбирать только те, которые гарантируют наивысший конечный результат приминимизации затрат на его достижение. Трансформировать экономическуюсистему без всесторонних научно-технологических и экономических обоснованийне только нецелесообразно, но и крайне пагубно, ибо это приводит к потереналичного капитала и ресурсов. Успешные реформы осуществляются только на основе фундаментальныхнаучных разработок и активной государственной политики, точных инженерныхпроектов по каждому объекту, который реформируется в системевоспроизводственных циклов, с привлечением и рациональным использованиемнеобходимых ресурсов в оптимальных структурных комбинациях. Государственные институции, действуя на рыночных началах в режимежесткого менеджмента, должны надежно регулировать и контролировать черезсвои законодательные и исполнительные органы финансово-кредитную,налоговую, ценовую, бюджетную, резервную политику и т. д. Государство вэкономически развитых странах все чаще принимает на себя также функциирегулирования воспроизводственных и социальных процессов,внешнеэкономической деятельности. Четкая эмиссионная политика государства исключает как бесконтрольныйвыпуск и введение в обращение избытка массы денег и ценных бумаг, так иискусственное сжатие их, с игнорированием сбалансированности товарно-денежного оборота. Стабилизация валютного рынка, своевременное погашениегосударственной и межхозяйственной задолженности требуют организации жесткорегулируемого и контролируемого денежно-кредитного обращения, с уплатойналогов от совокупных облагаемых доходов, включая и крупномасштабнуютеневую сферу (по расчетам отдельных экспертов, свыше 50%). [5, с.10] Кроме того, не следует забывать, что в товарно-денежном оборотепринимает участие значительная долларовая масса, которая под видом условныхединиц также большей частью обходит налоговую систему и деформируетобщеэкономический кругооборот. Расчеты показывают, что поступления в бюджетс полной суммы налогообложения, при одновременном приросте доходовюридических и физических лиц, наряду с увеличением платежеспособной емкостивнутреннего рынка, могут полностью обеспечивать как своевременныевзаиморасчеты по долгам, так и необходимые накопления под темпывоспроизводства и обновления национального товаропроизводства. [5, с.10] Современные методы, средства и инструменты государственногорегулирования, при условии умелого их использования, позволяютзаконодательным и исполнительным структурам государственной власти успешноосуществлять рыночное регулирование в направлении преодоления кризисов,ускорения экономической стабилизации, перевода экономики в фазувозрастающей цикличности. Законодательная неурегулированность, отсутствие надлежащего правовоговоспитания, уважения к государственным законам расширяют сферупротивоправных действий – коррумпированности, мошенничества и преступности.Отсюда и соответствующая трансформация структуры и характера самогообщества, что угрожает национальной безопасности страны. Самую большую финансовую опасность таит в себе законодательнаянеурегулированность действия фондовых рынков, рынков ценных бумаг и денег.Их развитие пропагандируется как панацея от финансового неблагополучия.Однако именно эти рынки создают иллюзорные представления о возможностяхроста доходов от сугубо бумажных операций, которые вследствие инфляционныхпроцессов неминуемо отрываются от эквивалентно сбалансированногофондооборота. Дело нередко доходит до торговли пустыми бумажками – это всеравно что торговать воздухом. Товарооборот искусственно вздувается доразмеров большого мыльного пузыря, который в конце концов лопается, инаступает финансовая катастрофа. Заметим, что эту практику активноинициируют международные мошенники н спекулянты, паразитирующие наконъюнктуре валютных курсов денег и ценных бумаг, подрывая национальныевалюты, а вместе с ними и экономическое состояние целых государств и дажеогромных регионов мира – именно тех, которые в эйфории дерегуляции непротивостоят активно формированию так называемой «экономики мыльногопузыря». [5, с.11] Финансы, основанные на торговле квазиценными бумагами, на механизмесоздания «финансовых пирамид», непременно несут в себе инфляционныепатологии, подрывающие стабильность национальной валюты. Первоочереднаяфункция современного государства – обеспечение надежного финансово-экономического регулирования и контроля, создание соответствующихзаконодательных предпосылок действий банковско-финансовой системы,ориентирование ее на развитие национального товаропроизводства и рыночнойинфраструктуры. При этом необходимо осуществлять мониторинг денежно-финансовых и кредитных потоков, согласуя их с потоками товарно-материальныхресурсов в макро воспроизводственном кругообороте. Чтобы укрепить банковскую систему государства, теперь как никогдапрежде нужно сосредоточить усилия всех ее структур на овладении новейшимиметодами организации и управления банковским делом, умением стимулировать имаксимально привлекать в банковско-кредитное обращение теневой капитал,деньги запаса юридических и физических лиц, соблюдать жесткую кредитнуюдисциплину, в частности, в отношении своевременного возврата кредитов.Необходимо восстановить доверие людей к банкам, гарантированно страховатьбанковские взносы, разрабатывать и внедрять новые автоматизированныесистемы, резко ограничивающие или совершенно исключающие непосредственныеконтакты армии банковских чиновников с деньгами. Страны с переходной экономикой сформировали отдельный блокхозяйствования. В странах Восточной Европы, СНГ, Балтии можно выделитьнесколько общих позиций, которые были использованы реформаторами в процессеопределения концептуальных основ перестройки механизмов хозяйствования. Вчастности, во всех странах ставилась задача снизить влияние государства наэкономику посредством либерализации цен и внешней торговли, обеспеченияконвертируемости национальной валюты, изменения в отношениях собственностина основе приватизации государственных предприятий и формирования новыхнегосударственных объектов, создания сети социального обеспечения,формирования институциональной и правовой структуры рыночной экономики(включая соответствующую финансовую систему) и т.д. [4, с.17] Перечисленные позиции реформирования нашли практическое воплощение вовсех странах с переходной экономикой, однако их реализация обеспечиларазные результаты и последствия. Это свидетельствует не только о наличииразных условий, предшествовавших процессам реформации, но и о разныхскорости их продвижения в каждой стране и глубине проникновения вэкономические процессы. Особенности каждой страны проявились в том,насколько ей удалось согласовать темпы, последовательность осуществленияреформ с финансовыми возможностями и интересами основных субъектовнациональной экономики. Опыт показывает, что ни одной из этих стран неудалось эффективно решить такие задачи, поэтому им пришлось пройти черезсложные ситуации углубления социально-экономического кризиса, сниженияжизненного уровня большей части населения и его заинтересованности восуществлении реформирования, справедливости и необходимости самих реформ. Анализируя процессы трансформации административно-командной экономикив рыночную, целесообразно выделить по уровню их подготовленности квосприятию рыночных моделей хозяйствования две подгруппы стран: страныВосточной Европы и страны СНГ и Балтии. Страны Восточной Европы следуетсчитать наиболее подготовленными к восприятию населением рыночныхпреобразований. В этих странах даже в рамках социалистической экономикисохранялись элементы рынка, существовала частная собственность, а попыткиусиления рыночных отношений происходили начиная с 60-х годов. Началом осуществления рыночных преобразований условно принят 1989 г.,когда они реально проявились во всех странах Восточной Европы. Экономикаэтих стран прошла этапы высокой инфляции, снижения объемов производства,стабилизации и развития в определенной последовательности. Либерализацияцен в пост социалистических государствах привела к развитию инфляционныхпроцессов. Самый высокий уровень инфляции наблюдался в Польше в 1989г.—639,6%; совокупное падение ВВП за период 1989—1991 гг. составило 17,8%. В 1990 г. была принята программа стабилизации, и с 1993 г.сформировалась тенденция к росту ВВП. По данным Исследовательскогоинститута г. Хале (ФРГ), темпы прироста ВВП в Польше в 1996—1997гг.составили 6 %. [4, с.18] В аналогичной последовательности осуществляласьрыночная трансформация и в других государствах Восточной Европы. Исходные условия для реформирования экономики тех стран, которыесформировались в результате распада СССР, были значительно сложнее, чтоповлияло и на результаты хозяйствования. Исследования показывают, чтопроцессы реформирования осуществлялись в той же последовательности, что и встранах Восточной Европы, однако в более неблагоприятных условиях. Этовызвало отрицательное влияние на результаты хозяйствования, затянув этапыглубокого кризиса и затормозив сам процесс положительного реформирования.Можно констатировать, что странам СНГ удалось преодолеть высокие темпыгиперинфляции и достичь некоторой стабилизации на макроуровне, однако неудалось прекратить процессы снижения объемов ВВП. По сути, в этих странахимела место гиперинфляция, вызванная не только либерализацией цен, но иособенностями замкнутых экономик, функционирование которых направлено наудовлетворение потребностей центра. Одним из последствий гиперинфляция является снижение объемов ВВП и —как производные от этого процесса — дефицит бюджета, рост безработицы,обострение социальных проблем, упадок прежде всего тех сфер экономики,которые существовали за счет бюджетных средств. Больших успехов в этихнаправлениях достигли страны Балтии, которым удалось, начиная с 1995—1996гг., обеспечить рост ВВП. Украине, России и другим государствам пока что не удалось обеспечитьпроцессы роста экономики, но ими обеспечено снижение темпов сокращения ВВП,а по отдельным отраслям экономики — рост объемов производства. Следуетотметить, что в Украине в течение 1997—1998 гг. наметилась некотораястабилизация, а в отдельных отраслях — и рост. Однако обвальный кризисфинансово-кредитной системы во II половине 1998 г., а также кризисныеявления в финансовой сфере других государств отрицательно повлияли наэкономическое положение Украины. [4, с.18] Оценивая в целом ситуацию, сложившуюся в странах с переходнойэкономикой, следует отметить, что наиболее сложный период реформированияони уже преодолели. Все государства не только приобрели необходимый опытсамостоятельного хозяйствования и выживания в рыночной макросреде, но иопределились с направлениями и механизмами трансформации отечественныхэкономик в рыночные. Дальнейшее развитие реформирования в этих странахдолжно быть направлено на совершенствование рыночных механизмов. 4. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ По оценкам зарубежных специалистов, современное экономическоеположение в Украине определяется как критическое. С позиций зарубежныхисследователей, в Украине не продвигаются реформы, не внедряются рыночныемеханизмы хозяйствования, ухудшается социальное положение населения,государство не выполняет свои обязательства как перед собственным народом,так и перед международными финансово-кредитными фондами и т. д. С такойоценкой можно согласиться лишь частично. Действительно, Украине пока что неудалось преодолеть процессы спада ВВП, остановить сползание экономики иснижение эффективности хозяйствования при переходе к рынку. Однако при этомследует признать, что исходные условия для развития рыночных механизмов вУкраине были не только неблагоприятными, но и слишком сложными. Кромеформирования новых экономических отношений здесь создается новоегосударство. В течение длительного исторического периода структурагосударственного управления Украины формировалась как частьадминистративной системы СССР. Лучшие профессионалы переводились на работув Москву. В результате с провозглашением независимости Украина получила внаследство из советских времен управленческие кадры, недостаточноподготовленные к работе в столь сложных условиях. Политическая иэкономическая ситуация вокруг Украины сформировалась так, что еереформаторам не было отведено времени на расчеты и отслеживание различныхвариантов развития, поэтому была принята общая концепция перестройкисоциалистической экономики, которая в значительной степени диктовалась МВФ,Всемирным банком и другими международными финансовыми учреждениями,предоставлявшими финансовую помощь Украине. Анализируя ход реформ ссовременных позиций, следует констатировать, что они продвигаются поопределенному сценарию для всех стран социалистической направленности,однако в Украине они происходят медленнее и с меньшей эффективностью, чем встранах Восточной Европы и Балтии. Украинские экономисты выделяют следующие основные направлениягосударственного регулирования: - формирование и разработка концепций и программ государственного регулирования и поддержки предпринимательства; - определение системы отраслевых и региональных приоритетов для организации государственной поддержки предпринимательства; - формирование законодательной базы, обеспечивающей условия эффективного развития предпринимательской деятельности; - формирование финансово-кредитной системы и других элементов рыночной инфраструктуры для обеспечения предпринимательской деятельности; - разработка системы поддержки иностранной и совместной форм организации предпринимательства и др. Для улучшения экономического положения людей нужно наращиватьпотенциал государства. Во-первых, необходимо привести функции государства в соответствие сего потенциалом. Если государство пытается сделать много, имея при этомограниченные ресурсы, то чаще всего это наносит больше вреда, чем приноситпользы. Во-вторых, необходимо закрепить потенциал государства путемактивизации общественных институтов. Имеется в виду разработка эффективныхнорм и ограничений, которые бы позволили бороться с коррупцией. [6, с. 41] Государственная политика и программы должны быть направлены не простона содействие экономическому росту, а и на обеспечение справедливогораспределения результатов рыночного развития, особенно – путем инвестиций вначальное образование и здравоохранение. Они также должны обеспечиватьзащиту имущественной и личной безопасности населения от каких-либопосягательств. Поскольку в Украине рынок еще недостаточно развит, то государстводолжно взять на себя функции по его стимулированию. Здесь очень важносделать разумный выбор между разными вариантами государственноговмешательства. В Украине наблюдаются реальные попытки создать правовую иметодологическую базу для проведения санации и реструктуризациипредприятий. Логическим проявлением данного процесса стало утверждениеПостановления Кабинета Министров от 8 февраля 1994г. «Положения о порядкесанации государственных предприятий». [7, с.27] Этот документ определяетпорядок и способы проведения санации предприятий с целью предотвращения ихбанкротства, улучшения финансового положения и повышенияконкурентоспособности продукции. Порядок санации коммерческих банков регламентируется Положением офинансовом оздоровлении коммерческих банков, утвержденное постановлениемправления НБУ от 30 декабря 1996г. [7, с.27] Кроме того, данное Положениерегулирует порядок предоставления и исполнения коммерческим банкамстабилизационной ссуды. Централизованная санационная поддержка может проводиться: - путем прямого бюджетного финансирования; - косвенными формами государственного влияния. Формы и методы государственной финансовой поддержки санациипредприятий представлены в приложениях 1 и 2. [7, с.29-30] Чрезвычайно важна разработка экономически обоснованной концепцииприватизации. Неэффективные государственные предприятия, в основном, лишь«тянут» деньги из государственного бюджета. Кроме того, их влияние мешаетстоль необходимой общей реструктуризации экономики. Выбор способаосуществления приватизации чрезвычайно важен для ее конечного результата.Ключевыми факторами являются прозрачность процесса, завоевание доверияработников, создание широкого круга собственников и реализациясоответствующей реформы в сфере регулирования. Для этого необходимореформировать систему управления на приватизированных предприятиях,преобразованных в акционерные общества, обеспечить защиту прав акционеров.К тому же, нужно политически определиться относительно перспектив развитиягосударственной собственности в народном хозяйстве страны, экономическиобосновать ее оптимальные размеры и отраслевую структуру, разработатьадекватную законодательную базу. Важно и правовое закрепление принциповуправления предприятиями государственной формы собственности с возможнымпредоставлением им более широких полномочий для обеспечения ихконкурентоспособности. В условиях распыленности и непрозрачности каналов денежных потоков вгосударстве Национальный банк Украины не в состоянии наладить действенныйконтроль за их движением, не говоря уж об активном влиянии на формированиеи использование государственного и местного бюджетов. Ныне де-фактопоследние даже не находятся в четко обозначенном правовом поле, несмотря наежегодное принятие Верховным Советом закона о бюджете. На самом деле онявляется фикцией, ибо ежегодно не исполняются ни доходная, ни расходная егочасти. В сущности, Минфину приходится административно распределятьбюджетные средства и исполнять «законодательные функции», не располагая дляэтого никакими полномочиями. [5, с.11] В настоящее время в Украине, по расчетам отечественных и зарубежныхисследователей — самый высокий уровень теневой экономики, составляющий60—70 % ВВП. [4, с.20] Такие структуры функционируют, не вкладывая своейдоли в формирование ВВП, национального дохода и используя государственныесредства (в том числе и предусмотренные для защиты необеспеченных слоевнаселения). Таким образом, субъекты теневой экономики дважды (или дажеболее) используют государственные средства, перекладывая все бремяпереходной экономики на население Украины, на еще работающие предприятия.Следовательно, критичность состояния отечественной экономики как раз тем ихарактеризуется, что далее идти путем снижения уровня жизни населения иосуществлять реформирование за счет интересов народа невозможно. Следуетискать собственный путь выхода из кризиса не за счет интересов людей, а засчет привлечения всех резервов и источников, способных поднять национальнуюэкономику и обеспечить ее развитие. Такие резервы в Украине есть, ноиспользовать их на практике пока что не удалось. На основе снижения уровня налогообложения объектов предпринимательскойдеятельности и учреждений бюджетной сферы необходимо разработать механизмыснижения уровня теневой экономики, расширения базы налогообложения. Длярешения таких задач в Украине имеются весьма реальные условия. Со стороныгосударства необходимы конкретные действия, которые бы поощряли людей красширению предпринимательской деятельности. В первую очередь это касаетсясферы малого и среднего бизнеса. По нашим расчетам, в Украине бизнессовыеструктуры развиваются очень медленно и функционируют с низкой отдачей.Более того, от 30 до 50 % зарегистрированных предприятий в зависимости отсферы экономики, в которой они должны функционировать, самоликвидируются,так и не начав практической деятельности, Многочисленные социологическиеопросы предпринимателей показывают, что среди всех причин, тормозящихразвитие предпринимательства, главными являются высокий уровень налогов,неотработанность законодательной базы защиты прав и собственностипредпринимателей. С учетом опыта других стран с переходной экономикой, вУкраине уже в ближайшие два — три года число предпринимательских структур счастной формой собственности необходимо увеличить в 3—4 раза. [4, с.20]Это даст возможность снизить остроту вопросов, связанных с занятостьюнаселения, необходимостью содержания значительного числа безработных,предоставлением дотаций и помощи низкооплачиваемым категориям населения.Государство, не имея средств на содержание трудоспособного, но необеспеченного работой населения, должно создавать условия для егосамообеспечения, самозанятости, однако не в сфере теневой экономики, а врусле перспективных направлений развития общества. Таким образом, следуетподчеркнуть, что на основе снижения налогового бремени на функционирующиеструктуры и работающее население государство имеет реальные шансы успешнорешать социальные проблемы. Одним из важнейших направлений совершенствования государственногорегулирования экономики при построении демократического правовогогосударства является создание эффективной законодательной базы. Такимобразом, эффективность государственного регулирования экономики прямозависит от эффективности системы законодательства, от соблюдения принциповверховенства права (как основного начала построения системы права) и закона(как основы построения системы законодательства). В условиях переходного периода полностью оправданно и целесообразноразвитие предпринимательского законодательства путем создания норм,закрепляющих принципиальные начала в рамках отраслевых кодифицированныхактов, а также законодательных актов интеграционного характера, которые ужесоздали отдельную комплексную отрасль законодательства. Основными частямиэтого законодательства являются инвестиционное, антимонопольное, биржевое,страховое, банковское и т. д. Именно в этом законодательстве должны бытьопределены объем публично-правового регулирования предпринимательскихотношений, формы, методы и границы вмешательства государственных институцийв эти отношения. Совершенствование законодательства по вопросам государственногорегулирования экономического развития общества должно быть направлено насоздание условий, способствующих стимулированию юридических и физическихлиц к инвестиционным накоплениям за счет капитализации прибылей, а такжеоптимальной и эффективной государственной налоговой политики. Важнорегулировать налоговые отношения, за счет создания необходимой правовойбазы, гарантирующей субъектам предпринимательской деятельности, а такжегражданам стабильность и прогнозируемость налогообложения, обеспечивающейусловия и механизм надлежащей уплаты налогов всеми налогоплательщиками. В сфере финансового обеспечения экономической реформы в дальнейшемсовершенствовании нуждаются бюджетное законодательство и законодательство обанках и банковской деятельности. В условиях интеграции Украины в мировую хозяйственную систему особоговнимания заслуживает состояние и дальнейшее развитие внешнеэкономическогосектора. К сожалению, в этой сфере экономики существует довольно многопроблем – как взаимосвязанных, так и тесно связанных с проблемамивнутренней политики. Одной из основных проблем внешней торговли является несколькоискаженная по сравнению с другими развитыми странами структура экспортно-импортных потоков торгового баланса. Основные составляющие товарнойструктуры внешней торговли, которые почти не изменились в течении восемьлет, приведены в табл.4.1. [8, с.22] Таблица 4.1. Структуры внешней торговли Украины 1994-1999гг.|Товарная группа |Экспорт |Импорт ||Минеральные продукты |9% |51% ||Машины, оборудование и механизмы |9% |15% ||Продукция химической и связанных с ней отраслей |11% |7% ||Неблагородные металлы и изделия |40% |4% | За последние годы в структуре экспорта увеличивается удельный вессырьевой группы товаров (до 40%), а в импорте преобладает продукцияконечного потребительского назначения. Кроме того, более 50% общего импортаУкраины составляет ввоз большого количества минерального топлива, нефти ипродуктов ее переработки. Следовательно, сегодня Украина, при отсутствииразвитых экспортирующих производств, интегрирует мировой хозяйственныйрынок как страна, поставляющая сырье, а не конечные продукты потребления.[8, с.22] Что касается государственного регулирования внешнеэкономическойдеятельности, то здесь следует сократить перечень экспортных и бартерныхконтрактов, которые должны регистрироваться в Министерствевнешнеэкономических связей и торговли Украины, а также отменитьквотирование и лицензирование экспорта. Целесообразно изменить нормыукраинского законодательства, регулирующие открытие и использованиебанковских счетов иностранными инвесторами и физическими лицами вукраинских банках, что гарантировало бы упрощение процедуры открытия ииспользования таких счетов в национальной и иностранных валютах. Кроме отмеченных направлений совершенствования правового обеспечениягосударственного регулирования в экономической сфере, следует разработать ивнедрить соответствующую концепцию развития и совершенствованиязаконодательства, которое будет регулировать отношения в экономическойсфере и ее отдельных отраслях. Кроме этого, нужно также разработать такуюструктуру законодательства, которая бы содержала законы и подзаконныенормативно-правовые акты, отличалась логической последовательностьюпринятия таких актов и их согласованностью в рамках не только определеннойотрасли законодательства, но и законодательства в целом. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Государственное регулирование представляет собой формуцеленаправленного воздействия государства на экономику для обеспечения иподдержания ее функционирования в заданном режиме, изменения и развитияэкономических отношений и взаимосвязей. Вмешательство государства в экономику осуществляется только в тойстепени, в которой требуется в целях поддержания устойчивостимакроэкономического равновесия, эффективной конкурентной среды, а также дляконтроля над теми рынками, на которых условие свободной конкуренции неосуществимы. Государственное регулирование экономики осуществляется при помощиправовых, админист




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Государственное регулирование экономических отношений iconПрограмма дисциплины «Мировая экономика и актуальные проблемы международных экономических отношений» для магистерской программы «Мировая экономика»
«Регулирование энергетических и сырьевых отраслей в России и мире», «Регулирование внешнеэкономических отношений» Факультета мировой...
Государственное регулирование экономических отношений iconКарагандинский экономический университет казпотребсоюза
Решение современных вопросов казахстанской правовой системы позволит обосновать влияние экономических процессов на развитие правовых...
Государственное регулирование экономических отношений iconСеминар «Введение в специальность»
«Правовое регулирование экономических отношений в России: от аграрного к индустриальному обществу»
Государственное регулирование экономических отношений iconСеминар «Введение в специальность»
«Правовое регулирование экономических отношений в России: от аграрного к индустриальному обществу»
Государственное регулирование экономических отношений iconСеминар «Введение в специальность»
«Правовое регулирование экономических отношений в России: от аграрного к индустриальному обществу»
Государственное регулирование экономических отношений iconНаучно-исследовательский семинар «Введение в специальность»
«Правовое регулирование экономических отношений в России: от аграрного к индустриальному обществу»
Государственное регулирование экономических отношений iconНаучно-исследовательский семинар «Введение в специальность»
«Правовое регулирование экономических отношений в России: от аграрного к индустриальному обществу»
Государственное регулирование экономических отношений iconРеферат по теме: великобритания: регулирование рыночных отношений при неоконсервативном правительстве
Охватывают относительно небольшие группы товаров. Основной упор в британской внешнеэкономической политике делается на развитие торгово-экономических...
Государственное регулирование экономических отношений iconРеферат по теме: великобритания: регулирование рыночных отношений при неоконсервативном правительстве
Охватывают относительно небольшие группы товаров. Основной упор в британской внешнеэкономической политике делается на развитие торгово-экономических...
Государственное регулирование экономических отношений icon«Проблемы и перспективы развития экономических отношений между Венгрией и Россией»
Диссертация выполнена на кафедре Международных экономических отношений и внешнеэкономических связей Московского государственного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы