Гиперактивное поведение детей в школе и его коррекция icon

Гиперактивное поведение детей в школе и его коррекция



НазваниеГиперактивное поведение детей в школе и его коррекция
Дата конвертации13.07.2012
Размер321,61 Kb.
ТипРеферат
Гиперактивное поведение детей в школе и его коррекция


МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М.А.ШОЛОХОВА Факультет психологии Никитина О.В. Гиперактивное поведение детей в школе и его коррекция ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Научный руководитель: кандидат психологических наук Елизаров А.Н. Москва 2002ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ 3ГЛАВА 1 Гиперактивное поведение детей в школе и его коррекция как предметисследования 71.1 История изучения детской гиперактивности 71.2 Возрастная динамика гиперактивного поведения 161.3 Причины формирования и проявления гиперактивного поведения 19ГЛАВА 2 Эмпирическое исследование личностных характеристик матерейгиперактивных детей 302.1 Программа исследования 302.2 Результаты исследования 332.3 Анализ результатов методами математической статистики 392.4. Обсуждение результатов 42ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44БИБЛИОГРАФИЯ 45приложения……………………………………………………………………………52 ВВЕДЕНИЕ Работая в школе, психологи встречаются с разнообразными запросамиклиентов. Очень часто причиной обращения к психологу становится чрезмернаядвигательная активность ребенка, непоседливость, импульсивность, неумениесосредоточиться на выполнении одного дела. Все эти признаки характеризуютгиперактивное поведение. Дети, отличающиеся гиперактивным поведением, частовызывают нарекания со стороны учителей в школе, так как на уроках, не умеяждать своей очереди, выкрикивают; не дослушав вопроса, или дают первыйпришедший в голову ответ; не умеют сосредоточиться на выполнении задания.Часто такие дети становятся инициаторами ссор и драк, поскольку не толькоочень подвижны, но и часто неловки и даже неуклюжи, поэтому нередкозадевают, толкают, роняют окружающие предметы, а в силу своейимпульсивности не всегда могут конструктивно разрешить возникшую ситуацию. Своим поведением гиперактивные расторможенные дети возбуждают класс,затрудняя проведение учебных занятий. По данным разных авторовгиперактивное поведение встречается довольно часто: от 2 до 20% учащихсяхарактеризуются чрезмерной подвижностью, расторможенностью. Среди детей срасстройством поведения медики выделяют особую группу страдающихнезначительными функциональными нарушениями со стороны центральной нервнойсистемы. Эти дети мало чем отличаются от здоровых, разве что повышеннойактивностью. Однако постепенно отклонения отдельных психических функцийнарастают, что приводит к патологии, которая чаще всего называется "легкаядисфункция мозга". Есть и другие обозначения: "гиперкинетический синдром ",""двигательная расторможенность" и так далее. Заболевание,характеризующееся данными показателями, получило название "синдром дефицитавнимания с гиперактивностью" (СДВГ). И самое главное не в том, чтогиперактивный ребенок создает проблемы для окружающих детей и взрослых, а ввозможных последствиях этого заболевания для самого ребенка. Следуетподчеркнуть две особенности СДВГ. Во-первых, ярче всего он проявляется удетей в возрасте от 6 до 12 лет и, во-вторых, у мальчиков он встречается в7-9 раз чаще, чем у девочек. Очень часто у детей, отличающихся гиперактивным поведением, имеютсясложности в усвоении учебного материала, и многие педагоги склонныобъяснять это недостаточным интеллектом. Психологическое обследование детейдает возможность определить уровень интеллектуального развития ребенка, акроме того, возможные нарушения со стороны перцепции, визуально-двигательной координации, внимания. Обычно результаты психологическогоисследования доказывают, что уровень интеллекта таких детей соответствуетвозрастной норме. Помимо легкой дисфункции мозга и минимальной мозговой дисфункции,некоторые исследователи (И.П.Брязгунов, Е.В.Касатикова, А.Д.Кошелева,Л.С.Алексеева) называют причинами гиперактивного поведения еще иособенности темперамента, а также пороки внутрисемейного воспитания.Интерес к данной проблеме не убывает, поскольку если 8-10 лет назад такихдетей в классе было по одному - два, то сейчас - до пяти человек и более.И.П. Брязгунов отмечает, что если в конце 50-х годов публикаций на эту темубыло порядка 30, то в 1990 году их число возросло до 7000. Цель данного исследования: проверить, существует ли взаимосвязь междугиперактивным поведением ребенка и личностными особенностями его матери. Задачи исследования : 1. Анализ литературных источников по данной теме в процессе теоретического исследования. 2. Формирование и проверка гипотезы. 3. Статистическая обработка полученных результатов. 4. Разработка рекомендаций по работе с близкими гиперактивных детей, исходя из полученных результатов. Гипотеза звучит следующим образом: "Гиперактивное поведение можетпроявляться у детей, матери которых отличаются сочетанием следующихличностных характеристик: доминантности и эмоциональной неустойчивости". Объект исследования: матери детей, поведение которых характеризуетсякак гиперактивное. В исследовании участвовали родители и педагогишестидесяти трех учащихся Голицынской средней школы №2, Голицынскойсредней школы №1, Большевяземской гимназии, Одинцовской средней школы №3,Захаровской средней школы. В результате анкетирования родителей ипедагогов были выделены две группы детей 7-10 лет ( группа гиперактивныхи группа негиперактивных детей). Выбор данной возрастной группы детейобъясняется тем, что именно в этом возрасте наблюдается наибольший процентпроявления гиперактивного поведения. Количество детей в гиперактивной иконтрольной группах по 20 человек, в каждой группе по 3 девочки и по 17мальчиков. После обработки анкет были сформированы две группы матерей:исследуемая и контрольная. В исследуемую группу вошли матери гиперактивныхдетей. Возрастной состав данной группы 29-35 лет. В контрольную группувошли матери негиперактивных детей. Возрастной состав данной группы 30-32года. Предмет исследования: личностные характеристики матерейгиперактивных детей. Гипотеза в результате исследования подтвердилась (уровень значимостиразличий 0,025). Это позволяет говорить о том, что сочетание доминантностии эмоциональной неустойчивости в структуре личности матери можетспособствовать формированию гиперактивного поведения ребенка. Данными исследования можно будет пользоваться при работе сгиперактивными детьми, разрабатывая коррекционную программу, которая будеториентирована не только на ребенка, но и на его окружение. В этомзаключается практическая значимость исследования. ГЛАВА 1 Гиперактивное поведение детей в школе и его коррекция как предмет исследования 1.1 История изучения детской гиперактивности Что такое гиперактивность? "Гипер…" - (от греч. Hyper - над, сверху) - составная часть сложныхслов, указывающая на превышение нормы. Слово "активный" пришло в русскийязык из латинского "activus" и означает "действенный, деятельный". Гиперактивное поведение детей отличается следующими признаками [4,c.32]: . Часто наблюдается беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутиться, вертится. . Встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте. . Проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо. . Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге. . Находится в постоянном движении и ведет себя так, "как будто к нему прикрепили мотор". . Часто бывает болтлив. . Часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца. . Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях. . Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры). Для выявления гиперактивных детей, необходимо составить портретгиперактивного ребенка. Наверное, в каждом классе встречаются дети, которым трудно долгосидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Они создаютдополнительные трудности в работе воспитателям и учителям, потому что оченьподвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответствены. Гиперактивные детичасто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, создаваяконфликтные ситуации. Они часто обижаются, но о своих обидах быстрозабывают. Известный американский психологи В. Оклендер так характеризуютэтих детей: "Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, многодвигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражатьманерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточныймышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко.Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается,часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов" [24, c.228].Вероятно, учителю и психологу знаком портрет такого ребенка. Как выявить гиперактивного ребенка ? Поведение гиперактивных детей может быть внешне похожим на поведениедетей с повышенной тревожностью, поэтому педагогу и родителям важно знатьосновные отличия поведения одной категории детей от другой. Приведеннаяниже таблица 1 поможет в этом. Кроме того, поведение тревожного ребенкасоциально не разрушительно, а гиперактивный часто является источникомразнообразных конфликтов, драк и просто недоразумений.Таблица 1. Критерии первичной оценки проявления гиперактивностии тревожности у ребенка.|Критерии оценки |Гиперактивный ребенок|Тревожный ребенок ||Контроль поведения |Постоянно импульсивен|Способен || | |контролировать || | |поведение ||Двигательная |Постоянно активен |Активен в ||активность | |определенных || | |ситуациях ||Характер движений |Лихорадочный, |Беспокойные, || |беспорядочный |напряженные движения |Чтобы выявить гиперактивного ребенка в классе, необходимо длительнонаблюдать за ним, проводить беседы с родителями и педагогами.Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока: дефицитактивного внимания, двигательная расторможенность, импульсивность.Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд предлагают следующие критериивыявления гиперактивности у ребенка [20, с.87]Критерии гиперактивности(схема наблюдения за ребенком)Дефицит активного внимания 1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание. 2. Не слушает, когда к нему обращаются. 3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его. 4. Испытывает трудности в организации. 5. Часто теряет вещи. 6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий. 7. Часто бывает забывчив.Двигательная расторможенность1. Постоянно ерзает.2. Проявляет признаки беспокойств (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.4. Очень говорлив.Импульсивность1.Начинает отвечать, не дослушав вопрос.2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.3. Плохо сосредоточивает внимание.5. Не может дождаться вознаграждения (если между действиями и вознаграждением есть пауза).6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (на некоторых занятиях ребенок спокоен, на других - нет, но одних уроках он успешен, на других - нет). Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленныхпризнаков, педагог, родители могут предположить, что ребенок, за которым оннаблюдает, гиперактивен. Говоря о гиперактивных детях, большинство исследователей(З.Тржесоглава, В.М.Трошин, А.М.Радаев, Ю.С.Шевченко, Л.А.Ясюкова) имеют ввиду детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивность. История изучения этого заболевания - недлинный, но насыщенный фактамипериод, составляющий около 150 лет. Впервые описал чрезвычайно подвижногоребенка, который ни секунды не мог спокойно усидеть на стуле, немецкий врач-психоневролог Генрих Хоффман. Он дал ему прозвище Непоседа Фил. Несмотря на то, что изучение невротических отклонений поведения иучебных трудностей занимались многие ученые, долгое время не существовалонаучного определения таких состояний. Были периоды спада и повышенноговнимания к этой проблеме. В 1947 г. педиатры попытались дать четкоеклиническое обоснование так называемым гиперподвижным детям, у которыхчасто возникали проблемы с учебой. Однако вопрос о терминологии этогосостояния остался нерешенным. До настоящего времени не было единой точки зрения в отношении названияэтого заболевания. Порой авторы вкладывали в один и тот же термин самоеразличное содержание. Немного существует заболеваний, имеющих столь многочисленныеназвания. Вот лишь некоторые из них: "легкая дисфункция мозга","гиперкинетический хронический мозговой синдром", "легкое повреждениемозга", "легкая детская энцефалопатия", "гиперкинез", "гиперактивность","гиперкинетические импульсивные нарушения", "минимальная мозговаядисфункция" и многие другие. Переход к массовому школьному обучению заставил внимательнорассмотреть этот вопрос. Были выделены особые категории детей, плохосправляющихся с учебной деятельностью. Традиционные формы воспитания иобучения оказывались здесь неэффективными, поэтому таких учащихся сталиименовать исключительными (в негативном аспекте), подчеркивая болезненнуюприроду их ума и характера. Французские авторы Ж.Филипп и П.Бонкур в книге "Психологическиеаномалии среди учащихся" (в переводе на русский язык эта книга вышла в 1911году) среди "психически ненормальных учеников" наряду с отсталыми,эпилептиками, астениками, истериками, выделяли и так называемыхнеустойчивых учеников. Термин "легкая дисфункция мозга" появился в периодической медицинскойпечали в 1963 г. после совещания международных экспертов-неврологов,проводившегося в Оксфорде. По крайней мере, 100 клинических проявлений входило в понятие "легкаядисфункция мозга", включая дисграфию (нарушение письма), дизартрию(нарушение артикуляции речи), дискалькулию (нарушение счета),гиперактивность, недостаточную концентрацию внимания, агрессивность,неуклюжесть, инфантильное поведение и другие. Термин "легкая дисфункция мозга" нелегко вводился в медицинскую среду.Были направлены анкеты 10 зарубежным педиатрам с вопросам: "Что Выпонимаете под термином "Легкая дисфункция мозга"?". Ответы были самымиразными. Подразумевалась и умственная отсталость, и нарушение координации,и другие отклонения вплоть до начальной стадии олигофрении. В 1966 г. S.D. Clemens дал следующее определение этого заболевания удетей: "заболевание со средним или близким к среднему интеллектуальномууровнем, с нарушением поведения от легкой до выраженной степени в сочетаниис минимальными отклонениями в центральной нервной системе, которые могутхарактеризоваться различными сочетаниями нарушений речи, памяти, контролявнимания, двигательной функции" [4, с.15]. По его мнению, индивидуальныеразличия у детей могут быть результатом генетических отклонений,биохимических нарушений, инсультов в перинатальном периоде, заболеваний илитравм в периоды критического развития центральной нервной системы илидругих органических причин неизвестного происхождения.[4, с.11] Значительно позднее начали изучать эту проблему отечественные врачи.Наш известный педиатр Ю.Ф. Домбровская в выступлении на симпозиуме,посвященном роли психогенного фактора в происхождении, течении и лечениисоматических болезней, который состоялся в 1972 г., выделила группу"трудновоспитуемых" детей, которые доставляют больше всего проблемродителям и педагогам.[8, c.25] С годами бессилие педагогических методов коррекция гиперактивностистановилось все более очевидным. Ведь явно или неявно эти методы опиралисьна старое представление об изъянах воспитания как источнике даннойпроблемы, тогда как ее психопатологическая природа требовала иного подхода.Опыт свидетельствовал, что школьную неуспеваемость гиперактивных детейнесправедливо относить на счет их умственной неполноценности, а ихнедисциплинированность невозможно скорректировать сугубо дисциплинарнымиметодами. Источники гиперактивности следовало искать в нарушениях нервнойсистемы и в соответствии с этим планировать коррекционные мероприятия. Исследования в этой области привели ученых к выводу, что в данномслучае причиной нарушений поведения выступает дисбаланс процессоввозбуждения и торможения в нервной системе. Был локализован и "участокответственности" за данную проблему - ретикулярная формация. Этот отделцентральной нервной системы "отвечает" за человеческую энергию, задвигательную активность и выраженность эмоций, воздействуя на кору большихполушарий и другие вышележащие структуры. Вследствие различных органическихнарушений ретикулярная формация может находиться в перевозбужденомсостоянии, и поэтому ребенок становится расторможенным. Непосредственной причиной нарушения называли минимальную мозговуюдисфункцию, то есть множество микроповреждения мозговых структур(возникающих вследствие родовой травмы, асфиксии новорожденных и множестваподобных причин). При этом грубые очаговые повреждения мозга отсутствуют. Взависимости от степени поражения ретикулярной формации и нарушений состороны близлежащих отделом мозга возникают более или менее выраженныепроявления двигательной расторможенности. Именно на моторном компонентеэтого нарушения и сосредоточили внимание отечественные исследователи,назвав его гипердинамическим синдромом [12, с. 4] После множества изменений в терминологии заболевания специалисты,наконец, остановились на названии, несколько сложном для пониманиячитателя, но более точно отражающем его сущность: "синдром дефицитавнимания с гиперактивностью (СДВГ)". Именно под этим названием даннаяпатология вошла в американскую классификацию заболеваний [4, c.11]. Значительным событием была публикация американскими учеными в 1987 г.ревизии (пересмотра) третьего издания "Диагностического и статистическогоруководства по психическим заболеваниям (DSM-III-R)", что внесло большойвклад в диагностические критерии и даже изменило название заболевания, очем говорилось выше. Строгие критерии позволяют стандартизировать методику диагностированиядетей с риском такого заболевания и дают возможность сравнивать данные,полученные исследователями в разных странах. В последние годы этому заболеванию начинают уделять все большевнимания во всех странах, в том числе и у нас. Об этом свидетельствуетрастущее число публикаций по данной теме. Если в 1957-1960 гг. их было 31,то в 1960-1975 гг. - 2000, а в 1977 -1980 гг. - 7000. В настоящее времяежегодно по этой проблеме публикуется 2000 и более статей и книг. 1.2 Возрастная динамика гиперактивного поведения Анализ возрастной динамики показал, что признаки расстройства наиболеевыражены в дошкольном и младшем школьном возрастах: наибольший процентдетей с синдромом отмечается в 5—10 лет, что отличается от возраста 11—12лет. Таким образом, пик проявления синдрома приходится на период подготовкик школе и начало обучения [4, c.29]. Это обусловлено динамикой развития высшей нервной деятельности. 5,5—7и 9—10 лет — критические периоды для формирования систем мозга, отвечающихза мыслительную деятельность, внимание, память. К 7 годам, как пишет Д.А.Фарбер [1991], происходит смена стадий интеллектуального развития,формируются условия для становления абстрактного мышления и произвольнойрегуляции деятельности. В 6—7 лет дети с синдромом не готовы к обучению в школе в связи сзамедлением темпов функционального созревания коры и подкорковых структур.Систематические школьные нагрузки могут привести к срыву компенсаторныхмеханизмов центральной нервной системы и развития дезадаптационногошкольного синдрома, усугубляемого учебными трудностями. Поэтому вопрос оготовности к школе для гиперактивных детей должен решаться в каждомконкретном случае психологом и наблюдающим ребенка врачом. Всплеск гиперактивности в 12-15 лет в группе риска, а в группе ссиндромом в 14 лет совпадает с периодом полового созревания. Гормональный"бум" отражается на особенностях поведения и отношении к учебе. "Трудный"подросток (а именно к этой категории относится большинство детей ссиндромом дефицита внимания с гиперактивностью) может решиться нарасставание со школой [27, с. 313]. К концу периода полового созревания гиперактивность и эмоциональнаяимпульсивность практически исчезают или маскируются другими личностнымичертами, повышается самоконтроль и регуляция поведения, дефицит вниманиясохраняется. Нарушение внимания - основной признак заболевания, поэтомуименно он определяет дальнейшую динамику и прогноз заболевания синдромдефицита внимания с гиперактивностью). Здесь может решаться вопрос и орасставании со школой [4, с.30] К концу периода полового созревания гиперактивность и эмоциональнаяимпульсивность практически исчезают или маскируются другими личностнымичертами, повышается самоконтроль и регуляция поведения, дефицит внимания сохраняется (О.В.Халецкая, В.М.Трошин). Нарушение внимания - основнойпризнак заболевания, поэтому именно он определяет дальнейшую динамику ипрогноз заболевания. Среди мальчиков 7—12 лет признаки синдрома диагностируются в 2—3 разачаще, чем среди девочек. Среди подростков это соотношение составляет 1:1, асреди 20—25-летних — 1:2 с преобладанием девушек [22, c.7]. Преобладание мальчиков — это не только следствие субъективного мненияреспондентов, отвечающих на вопросы анкеты. Хотя учителя чаще всего именнов мальчиках видят нарушителей порядка. Высокая частота симптомовзаболевания у мальчиков может быть обусловлена влиянием наследственныхфакторов, а также более высокой уязвимостью плода мужского пола кпатогенетическим воздействиям во время беременности и родов. У девочекбольшие полушария головного мозга менее специализированны, поэтому ониимеют больший резерв компенсаторных функций по сравнению с мальчиками припоражении центральной нервной системы [Корнев А.Н., 1986]. Кроме того, отмечаются половые различия в структуре и динамикеповеденческих нарушений. У мальчиков симптомы гиперактивности и другиенарушения поведения появляются с 3—4 лет, что заставляет родителейобращаться к врачу ещё до поступления ребёнка в школу. Среди девочек гиперактивность встречается реже, заболевание у них чащепроявляется в виде нарушений внимания. У девочек поведенческие отклоненияпроявляются более скрыто. 1.3 Причины формирования и проявления гиперактивного поведения Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениямгиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышеннуюдвигательную активность [32, C.103]. Чаще гиперактивности сопутствуютпроблемы по взаимоотношению с окружающими, трудности в обучении, низкаясамооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависитот степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы.Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чащевстречаются у мальчиков, чем у девочек. Говоря о гиперактивности, имеют в виду не выраженную патологию иликриминальное поведение, а случаи, вполне укладывающиеся в популяционныераспределения нормальных признаков и, следовательно, в представление оширокой вариативности форм индивидуального поведения и развития.Большинство детей любого возраста, обозначаемых педагогами как "трудный"ученик, воспитанник, родителями - как "трудный" ребенок, а социологами -как несовершеннолетний из "группы риска", принадлежит именно к этойкатегории. У гиперактивных детей отмечаются некоторые поведенческие особенности:беспокойство (69,7%), невротические привычки (69,7%). Тики, назойливыедвижения, двигательная активность и неловкость и т.д. В школьном обучениидети обнаруживают меньшую эффективность, нарушение чтения, правописания,письменной графики. Они трудно адаптируются к школе, плохо входя в детскийколлектив, часто имеют разнообразные проблемы во взаимоотношениях сосверстниками [15, c.13]. Дети, которые обнаруживают отдельные симптомы гиперактивного поведенияили все их разнообразие, иногда просто избегают болезненных для нихощущений. Ребенку, который неспособен или не желает выражать сдерживаемыечувства, естественно, трудно быть спокойным и сосредоточенным,концентрировать внимание, хотя он не имеет при этом перцептивных иневрологических двигательных расстройств. Часто тревожные дети испытываютстрах перед тем, что их заставят участвовать в какой-либо деятельности. Онипостоянно переходят от одного занятия к другому и выглядят так, как будтоони не способны остановиться на чем-нибудь одном или целиком сосредоточитьсвое внимание на избранном объекте. Такие дети - боязливые,раздражительные, тревожные - могут производить впечатление гиперактивныхдетей со всеми следствиями, вытекающими их этого ярлыка. Матери (66%) отмечают, что их дети вступают в конфликты во время игр,агрессивны и т.д. [15, c.13]. Все это осложняет положение ребенка вколлективе сверстников и не может не сказаться на успешности обучения иформировании соответствующего поведения. Быстрые, импульсивные, эти дети неумеют сдерживать свои желания, организовывать поведение. В любой ситуациидоставляет окружающим много хлопот, крайне "неудобны" для воспитателей,учителей и даже родителей. Данный вариант развития ребенка становитсявесьма распространенным и в дошкольном учреждении, и в школе.Дезадаптирующие особенности поведения таких детей свидетельствуют онедостаточно сформированных регулятивных механизмах психики, и, преждевсего самоконтроля как важнейшего условия и необходимого звена в генезисепроизвольных форм поведения. Все эти синдромы традиционно относятся к сфере темперамента. Связьтемперамента с особенностями поведения, в том числе с девиантнымповедением, давно признана. Наиболее отчетлива она в детском возрасте,когда произвольный контроль не сформирован и главными регулятораминачинают выступать именно особенности темперамента. К ним относятся низкаяритмичность, преобладание негативного настроения, реакции "от" над реакцией"к" - как удаления или приближения к объекту, низкая адаптивность, высокаяинтенсивность реакции. Эти характеристики оказываются стабильными в детстве и прямопроектируются на взрослый возраст. Трудный темперамент в детстве снижаетприспособляемость в 17-25 лет (соответствующая корреляция равна 0,32), т.е.именно тогда, когда бывший ребенок сам становится родителем, и в частностиматерью [15. C.14]. Если принять во внимание, что негативные настроения и плохаяадаптированность в большой степени определяются средой, прежде всегообщесемейной, то значение разных воспитательных стратегий (тем болеематеринских), либо компенсирующих, либо, наоборот, провоцирующих появлениенежелательных симптомов, оказывается очевидным. Таким образом, оценка отклоняющегося поведения ребенка реально идет поописанию именно поведенческих комплексов-синдромов, в которых присутствуютодни и те же компоненты, относящиеся, как правило, к личностнымхарактеристикам при сохранности интеллектуальной сферы. Ребенок становится"трудным" не потому, что у него снижена интеллектуальная активность, апотому, что нарушается структура темперамента и, следовательно, поведения,причина которого в особенностях его воспитания, взаимоотношения сродителями, и, прежде всего с матерью. Такая постановка вопроса вполнеправомерно обусловливает рассмотрение материнского отношения именно вконтексте отклоняющегося, и в частности гиперактивного, поведения ребенка. Гиперактивный ребенок постоянно находится в движении, независимо оттого, чем он занимается: математикой, физкультурой или проводит свободноевремя. На занятиях физкультурой, например, он в один миг успевает начертитьмелом полосу для бросков мяча, построить группу и стать впереди всех длявыполнения задания. Однако результативность подобной "брызжущей" активностине всегда имеет высокое качество, а многое начатое просто не доводится доконца. Внешне создается впечатление, что ребенок очень быстро выполняетзадание, и, действительно, быстрым и активным является каждый элементдвижения, но в целом у него много лишних, побочных, ненужных и даже каких-то навязчивых движений. Дефицит внимания, контроля и самоконтроля подтверждается и другимиособенностями поведения: перескакиванием с одного дела на другое,недостаточно четкой пространственной координацией движения (заезжает законтуры рисунка, задевает при ходьбе за углы). Тело ребенка как бы не"вписывается" в пространство, задевая предметы, натыкаясь на простенки,дверные проемы. Несмотря на то, что нередко у таких детей "живая" мимика,быстрая речь, подвижные глаза, они часто оказываются как бы вне ситуации:застывают, выключаются, "выпадают" из деятельности и из всей ситуации, т.е. "уходят" из нее, а затем, спустя некоторое время, снова в нее"возвращаются". Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности: Наследственность. У 10-25 % гиперактивных детей, по данным З .Тржесоглавы [1986)отмечается наследственная предрасположенность к гиперактивности. Как правило, у гиперактивных детей кто-то из родителей былгиперактивным, поэтому одной из причин считают наследственность. Но до сихпор не обнаружен какой-то особый ген гиперактивности. Гиперактивностьбольше присуща мальчикам (пять мальчиков на одну девочку). Здоровье матери. Гиперактивные дети часто рождаются у матерей, страдающихаллергическими заболеваниями, например сенной лихорадкой, астмой экземойили мигренью. Беременность и роды. Проблемы, связанные с беременностью (стрессы, аллергия), осложненныероды также могут привести к гиперактивности у ребенка. Дефицит жирных кислот в организме. Исследования показали, что многие гиперактивные дети страдают отнехватки основных жирных кислот в организме. Симптомами этого дефицитаявляется постоянное чувство жажды, сухость кожи, сухие волосы, частоемочеиспускание, случаи аллергических заболеваний в роду (астма и экзема). Окружающая среда. Можно предположить, что экологическое неблагополучие, которое сейчаспереживают все страны, вносит определенный вклад в рост количества нервно-психических заболеваний, в том числе и СДВГ. Например, диоксины - сверхъядовитые вещества, возникающие припроизводстве, обработке и сжигании хлорированных углеводородов. Они частоприменятся в промышленности и домашнем хозяйстве и могут приводить кканцерогенному и психотропному действиям, а также к тяжелым врожденныманомалиям у детей. Загрязнение окружающей среды солями тяжелых металлов,таких, как молибден, кадмий, ведет к расстройству центральной нервнойсистемы. Соединения цинка и хрома играют роль канцерогенов. Увеличение содержания свинца - сильнейшего нейротоксина - в окружающейсреде может быть причиной появления поведенческих нарушений у детей.Известно, что содержание свинца в атмосфере в настоящее время в 2000 развыше, чем до времени начала индустриальной революции [4, c.47]. Дефицит питательных элементов. У многих гиперактивных детей в организме не хватает цинка, магния ивитамина В12 [26, с.15]. Питание. Всевозможные добавки, пищевые красители, консерванты, шоколад, сахар,молочные продукты, белый хлеб, помидоры, нитраты, апельсины, яйца и другиепродукты, при употреблении их в большом количестве, считаются возможнойпричиной гиперактивности. " Эта гипотеза была популярна в середине 70-х гг.Сообщения доктора B.F.Feingolda [1975] о том, то у 35-50% гиперактивныхдетей наблюдалось значительное улучшение поведения после исключения из ихдиеты продуктов, содержащих пищевые добавки, вызвали большой интерес. Ноэти данные последующими исследованиями не подтвердились". [4, с.46] Отношения внутри семьи. Исследования, проведенные Брязгуновым И.П., Касатиковой Е.В. показали,что две трети детей, характеризующихся как гиперактивные - это дети изсемей высокого социального риска. К ним относятся семьи: . с неблагополучным экономическим положением (один или оба родителя безработные, неудовлетворительные материально-бытовые условия, отсутствие постоянного места жительства); . с неблагоприятной демографической ситуацией (неполные и многодетные семьи, отсутствие обоих родителей); . семьи с высоки уровнем психологической напряженности (постоянные ссоры и конфликты между родителями, трудности во взаимоотношениях между родителями и детьми, жесткое обращение с ребенком); . семьи, ведущие асоциальный образ жизни (родители страдают алкоголизмом, наркоманией, психическими заболеваниями, ведут аморальный образ жизни, совершают правонарушения). В семьях высокого социального риска детям практически не уделяютвнимания. Педагогическая запущенность способствует отставанию ребенка впсихическом развитии. Такие дети, имея от рождения нормальный уровеньинтеллекта, на 2-3 году обучения попадают в классы коррекции, потому чтородители совсем не занимаются их развитием. У этих детей могут появлятьсяпризнаки эмоциональной депривации - эмоционального "голода", вследствиенедостатка материнской ласки и нормального человеческого общения. Ониготовы привязаться к любому человеку, который проявит заботу о них. Вподростковом возрасте они часто попадают в асоциальные компании. Причиной гиперактивности ребенка может стать и неудовлетворениеребенка общением с близкими людьми, отсутствием эмоционального контакта вовнешне благополучных семьях (Л.С.Алексеева,1997). Характерно, что и как гиперактивные дети предают в рисунке своейсемьи. Понимая, что такое семья, перечислив всех ее членов, в том числе исебя, они, прежде всего, рисуют предметы: дома, деревья, облака, траву,только потом переходят к изображению людей. А, изобразив членов семьи:папу, маму, тетю, бабушку, очень часто "забывают" найти в этом кругу людейместо для себя. На вопрос: "Почему же тебя нет на рисунке?" - ребенокобычно отвечает: "А я на кухне", "А я в детском саду", "А я на улице". Тоесть через рисунок семьи передается отсутствие теплого, тесного контактаребенка с близкими взрослыми, чувства других и себя среди этих других,проявятся отдаленность и отдельность от них, и прежде всего от матери[15, c.13]. Вообще для всех гиперактивных детей любовь матери (любит? - нелюбит?), ее проявление в разных ситуациях не просто актуальная, адоминирующая тема среди всех других. Это свидетельствует о том, чтоприсущая малышу потребность в эмоциональном контакте с близким взрослым неудовлетворена. Хорошо, если ребенок "достучится" до взрослого, а взрослыйуслышит этот "крик" души. Можно дополнить картину взаимоотношений гиперактивного ребенка сблизким взрослым еще некоторыми особенностями. Так, обследований детейпоказывает, что во многих семьях гиперактивные дети находятся поднеослабным контролем матери, но именно поэтому у них плохо развиваютсячувства независимости и самостоятельности. Матери, контролируя, дают большеуказаний, но менее ласковы к детям, мало поощряют и хвалят их.[15,c.56] Результатом же этого становится чаще всего неумеренное ужесточениережима воспитания, иногда жалость, апатия от ощущения безысходности или,наоборот, чувство вины за неправильное воспитание. Создается ситуация,когда в процессе воспитания ребенок получает значительно больше негативных,чем позитивных, воздействий. Его часто наказывают, начинают сомневаться вего способностях, постоянно указывают на ошибки, и иногда начинают считатьнеполноценными (Е.К.Лютова, 2000). В некоторых случаях дети с гиперактивностью могут провоцироватьродителей к резко агрессивным реакциям, особенно если сами родителянеуравновешенны и неопытны. То есть, с одной стороны, гиперактивность удетей может быть сильно выражена из-за недостаточного или неадекватноговоспитания, а с другой стороны, ребенок с гиперактивность сам создаетусловия, которые становятся причиной трудностей взаимоотношений в семье,вплоть до ее распада. Гиперактивные дети имеют огромный дефицит физического и эмоциональногоконтакта с матерью. В силу своей повышенной активности они как бы сами"уходят", отстраняются от таких контактов с матерью, но на самом делеглубоко нуждаются в них. Из-за отсутствия этих важных контактов чаще всегои возникают нарушения в эмоциональной сфере: тревожность, неуверенность,возбудимость, негативизм. А они, в свою очередь, отражаются на уменииребенка контролировать себя, сдерживаться, быть внимательным, переключатьсяна другое. Чтобы убедиться в значимости эмоционального контакта матери и ребенка,достаточно присмотреться к взаимодействию мам со своими детьми в кабинетепсихолога во время выполнения задания, например, совместного рисунка насвободную тему. Одну маму, можно определить как отвергающую,"эмоционально-безразличную", другую - как подавляющую, "сверхдинамичную"[13, c.15]. В паре "эмоционально-безразличная мама и ребенок" инициатива вопределении сюжета для рисования исходит от самого ребенка, а мама пассивнодает свое согласие. Сам же процесс деятельности совместным назвать трудно,поскольку мама и ребенок "поделили" работу: каждый из участников рисует насвоей половине листа, друг с другом они почти не пересекаются. Работают восновном молча или же инициативу общения поддерживает ребенок: могутперекинуться несколькими фразами, касающимися в большей степени техническойстороны дела, например, попросить передать карандаш. Ребенок, вдругощутивший комфорт от новизны ситуации взаимодействия, начинаетактивизировать маму, реакция которой выражается либо явным безразличием,либо отказом рисовать. Чаще всего мама первая определяет объем работы,ставит точку и ждет, когда закончит работу ребенок. Вся деятельностьпроходит при явной угнетенности состояния матери, что в итоге приводит кугасанию интереса и у ребенка. Взаимодействие "сверхпедантичной", гиперопекающей мамы с ребенкомвыглядит совсем иначе. Инициатором начала деятельности чаще всего выступаетмама. Но если ребенок все же предлагает тему или сюжет, мама обязательноего уточник своим "последним словом". Мама и ребенок работают каждый насвоей половине листа. Попытки же ребенка превратить совместную деятельностьв игру, в общение (ведь это не запрещено!) часто завершаются для негонеудачей: "Не заглядывай!" - говорит мама сыну, когда тот пытается получшеразглядеть, что же она нарисовала на своей половине листа. Через некотороевремя мама первая заканчивает работу, объясняя это, усталостью и неумениемрисовать, а пока ребенок продолжает работать, она выполняет функциюконтролера. В данном случае взаимодействие мамы и ребенка эмоциональнобогаче предыдущего, но эти эмоции не создают более радостную и комфортнуюобстановку, а чаще выполняют функции оценки и контролера: "Что это у тебясова на орла похожа, разве это сова?" или "Не вертись, вот сделаешь все,потом будешь вертеться!" - хмурится мама. Конечно, эти два примера, лишь частичка реальных отношений между мамойи ребенком, однако и они уже дают основания для некоторых прогнозов. Однако вышеописанные особенности поведения все же не дают полнойхарактеристики этого типа детей, хотя и лежат на поверхности в видеповышенной двигательной активности и недостаточно сформированных действийсамоконтроля. Может быть, не столь ярко выступающими, но имеющимичрезвычайно большое значение и для понимания природы гиперактивногоповедения детей, и для коррекции отдельных ее проявлений являютсяразнообразные симптомы и нарушения эмоциональной сферы. Мы уже говорили оних. И все же напомним снова. Во-первых, дети этого типа часто иливозбудимы, или внутренне напряжены. Во-вторых, обследования подтверждают,что эти дети бедны эмоциональными ощущениями: у них не выразительны вцветовом отношении рисунки, стереотипны и поверхностны образы; беденэмоциональный отклик на музыкальные, художественные произведения, неглубоки эмоциональные проявления по отношению с другими людьми. В-третьих,чему следует уделить особое внимание, подобная картина эмоциональногоповедения школьника младших классов может быть существенно дополненаизучением эмоциональной взаимосвязи между ребенком и близким взрослым, впервую очередь между ребенком и матерью.ГЛАВА 2 Эмпирическое исследование личностных характеристик матерей гиперактивных детей 2.1 Программа исследования Цель данного исследования: проверить, существует ли взаимосвязь междугиперактивным поведением ребенка и личностными особенностями его матери. Задачи:1. Исходя из данных, полученных в процессе анализа литературных источников, сформулировать гипотезу относительно возможной взаимосвязи между личностными характеристиками матери и формированием гиперактивного поведения ребенка.2. Подбор необходимых методик для проверки гипотезы.3. Формирование контрольной и исследуемой групп.4. Обработка полученных данных методами математической статистики.5. Обсуждение полученных результатов. Гипотеза звучит следующим образом: "Гиперактивное поведениепроявляется у детей, матери которых отличаются сочетанием следующихличностных характеристик: доминантности и эмоциональной неустойчивости". Объект исследования: матери детей, поведение которых характеризуетсякак гиперактивное. В исследовании участвовали родители и педагогишестидесяти трех учащихся Голицынской средней школы №2, Голицынскойсредней школы №1, Большевяземской гимназии, Одинцовской средней школы №3.В результате анкетирования родителей и педагогов были выделены две группыдетей 7-10 лет (гиперактивных и негиперактивных). Была выбрана даннаявозрастная группа детей, так как именно в этом возрасте наблюдаетсянаибольший процент проявления гиперактивного поведения.. После обработки анкет были выделены две группы детей: в первуюгруппу вошли гиперактивные дети-20 человек (3 девочки, 17 мальчиков ); вовторую группу вошли негиперактивные дети-20 человек (3 девочки, 17мальчиков). Затем были сформированы две группы матерей (исследуемая иконтрольная). В исследуемую группу вошли матери гиперактивных детей.Возрастной состав данной группы 29-35 лет. В контрольную группу вошлиматери негиперактивных детей. Возрастной состав данной группы 30-32 года. Предмет: личностные характеристики матерей гиперактивных детей. Методический инструментарий: Для формирования групп матерей (контрольной и исследуемой) необходимосначала выделить группу гиперактивных детей и группу детей, поведениекоторых не характеризуется как гиперактивное. Для этого использовалисьанкеты, разработанные И.П. Брязгуновым и Е.В. Касатиковой. Анкетыпредставлены в приложениях 1, 2. При обработке данных анкет необходимо учитывать следующее: поведениеребенка можно считать гиперактивным, если общее число баллов в анкете дляродителей 8 и более, в анкете для педагогов 11 и более для девочек, 15 иболее для мальчиков. В анкетировании участвовали родители и классныеруководители детей. Для исследования личностных характеристик матерей использовалсямногофакторный личностный опросник Р. Кэттелла. Те дети, у которых в результате анкетирования родителей (матерей иотцов) средний балл 9 и выше и одновременно в анкете педагогов 15 баллов ивыше у мальчиков, 11 баллов и выше у девочек, были признаны гиперактивными.Это пороговая граница установлена на основе рекомендаций, предложенныхразработчиками использованных анкет И.П.Брязгуновым, Е.В.Касатиковой [4,с.77-78]. В контрольную группу были выделены дети, у которых в результатеанкетирования родителей и педагогов нет высоких баллов ни по одной изанкет. Те женщины, у которых балл по шкале С (эмоциональная неустойчивость -эмоциональная устойчивость) 11 и ниже (3 стена и ниже), и одновременно баллпо шкале Е (конформность - доминантность) выше 12 (7 стенов и выше), былипризнаны обладающими сочетанием высокой доминантности и эмоциональнойнеустойчивости. Эти пороговые границы были установлены на основерекомендаций, данных в книге А.В.Батаршева "Многофакторный личностныйопросник Р.Кэттелла: Практическое руководство". В контрольную группу вошли матери детей из контрольной группы. Высокие показатели по факторам М (праксерния - аутия), Q1(консерватизм - радикализм) считались при наличии 15 баллов и выше (7стенов и выше) по первому фактору и 10 баллов и выше (7 стенов и выше) повторому фактору. Высокие показатели по фактору Q4 (фрустрированность -нефрустрированность) - 14 баллов и выше (7 стенов и выше). Процедура эксперимента. Сложность процедуры исследования заключается втом, что нередко родители гиперактивных детей, уставшие от постоянныхназиданий, замечаний и упреков по поводу поведения их детей, с нежеланиемидут к психологу или, отчаявшись, ждут немедленного разрешения ихпроблемы. Исследование проводилось в несколько этапов. Первый этап - анкетирование родителей (матерей и отцов) и педагоговдля выделения детей в контрольную и исследуемую группы с целью дальнейшегоформирования групп матерей. Для этого использовались анкеты для педагогови для родителей, разработанные И.П. Брязгуновым и Е.В. Касатиковой.Тестирование каждой пары родителей проводилось индивидуально. В результатеобработки анкет были сформированы группа детей с признаками гиперактивногоповедения и контрольная группа детей, а также соответственно две группыматерей. Второй этап - исследование личностных характеристик матерей при помощимногофакторного личностного опросника Р.Кэттелла. Так же как и в первомслучае, это индивидуальная процедура. Испытуемый получает стимульныйматериал теста, а также бланк ответов к тесту [2, c.35-39]. Так какинструкция теста не содержит временных ограничений, испытуемымпредоставляется возможность отвечать на вопросы самостоятельно без контроляисследователя. 2.2 Результаты исследования В результате анкетирования родителей и педагогов были выделены двегруппы детей 7-10 лет. Группа детей, поведение которых характеризуется какгиперактивное (результаты таб.2) и контрольная группа (результаты таб.3).Использовались анкеты, разработанные И.П. Брязгуновым и Е.В. Касатиковым(см. приложение 1,2). Анкеты обрабатываются следующим образом. Родители проставляют в анкете (приложение 1) соответствующие цифры:0 - отсутствие признака, 1- присутствие в незначительной степени; 2-присутствие в умеренной степени, 3- присутствие в выраженной степени. Если результат 11 и более баллов для девочек и 15 и более балов длямальчиков, поведение ребенка можно считать гиперактивным. Учителя отвечают на вопросы анкеты (приложение 2). Принимается только"Да" (1 балл) или "Нет" (0 баллов). Если общее число баллов 8 и более, поведение ребенка можно считатьгиперактивным. Таблица 2. Результаты анкетирования родителей и педагогов детей, поведение которых характеризуется как гиперактивное|№ |Ф.И. ребенка|Пол |Количество баллов ||п/п | | | || | | |Возраст |Мама |папа |Ср. |педагог|| | | |(лет) | | |(роди| || | | | | | |тели)| ||1 |И.В. |М |8 |10 |8 |9 |24 ||2 |О.Л. |М |7 |12 |12 |12 |21 ||3 |Е.М. |Ж |8 |10 |11 |10.5 |16 ||4 |Л.О. |М |9 |12 |10 |11 |26 ||5 |Ж.М. |Ж |9 |10 |12 |11 |18 ||6 |Н.К. |М |8 |11 |11 |11 |22 ||7 |Л.С. |М |10 |8 |10 |9 |17 ||8 |А.С. |М |9 |10 |12 |11 |20 ||9 |И.С. |М |7 |11 |10 |10.5 |18 ||10 |А.Г. |М |8 |12 |9 |10.5 |17 ||11 |М.М. |м |9 |10 |10 |10 |25 ||12 |А.П. |м |8 |9 |8 |8.5 |23 ||13 |Е.О. |м |10 |8 |10 |9 |20 ||14 |К.Н. |м |7 |10 |10 |10 |17 ||15 |Х.Н. |м |8 |12 |10 |11 |19 ||16 |Т.А. |ж |8 |10 |12 |11 |14 ||17 |Н.О. |м |7 |8 |10 |9 |26 ||18 |Щ.И. |М |9 |11 |11 |11 |21 ||19 |В.П. |м |10 |12 |11 |11.5 |28 ||20 |Л.И. |м |10 |11 |13 |12 |25 | Таблица 3. Данные анкетирования родителей и педагогов детей, выделенных в контрольную группу|№ |Ф.И. ребенка|пол |Количество баллов ||п/п | | | || | | |Возраст |Мама |Папа |Ср. |педагог|| | | |(лет) | | |(роди| || | | | | | |тели)| ||1 |Н.О. |м |8 |6 |6 |6 |12 ||2 |Г.Е. |м |9 |5 |4 |4.5 |10 ||3 |Б.К. |м |8 |5 |5 |5 |11 ||4 |Б.Т. |м |9 |4 |4 |4 |8 ||5 |А.Б. |ж |10 |7 |6 |6.5 |9 ||6 |В.Я |ж |7 |4 |6 |5 |8 ||7 |Э.В. |м |7 |5 |4 |4.5 |8 ||8 |Е.К. |м |8 |7 |6 |6.5 |9 ||9 |П.А. |м |7 |5 |5 |5 |10 ||10 |Ш.А. |м |8 |3 |5 |4.5 |12 ||11 |Н.И. |м |9 |4 |6 |5 |12 ||12 |Н.Г. |м |8 |6 |6 |6 |10 ||13 |М.М. |ж |10 |5 |3 |4 |5 ||14 |Р.В. |м |8 |4 |6 |5 |10 ||15 |К.Я. |м |7 |3 |4 |3.5 |8 ||16 |Д.Е. |м |10 |4 |4 |4 |9 ||17 |С.Н. |м |8 |5 |6 |5.5 |10 ||18 |О.О. |м |8 |7 |4 |5.5 |10 ||19 |П.Н. |м |8 |5 |5 |5 |11 ||20 |Г.Д. |М |9 |3 |5 |4 |8 | В результате выявления группы гиперактивных детей определилась ирепрезентативная группа матерей. Исследование матерей проводилось спомощью многофакторного личностного опросника Р.Кэттелла (см Приложение 3).Все испытуемые попали в возрастную группу от 29 до 70 лет. Таблица 4. Результаты исследования: показатели по многофакторному личностному опроснику Р.Кэттелла матерей, вошедших в состав исследуемой группы(сырые баллы).| |Ф.И.О|а|B |C |E |F |G |H |I |L |M |N |O |Q1 |Q2 |Q3 |Q4 ||№ |. | | | | | | | | | | | | | | | | ||1 |И.И.А|9 |9 |6 |16|10|10 |10|10|4 |14|8 |11|10 |12 |6 |10 || |. | | | | | | | | | | | | | | | | ||2 |О.Л.А|12|8 |20|14|12|12 |16|12|6 |10|12 |13|8 |10 |8 |8 || |. | | | | | | | | | | | | | | | | ||3 |Е.Н.В|4 |7 |8 |17|8 |9 |20|14|8 |12|10 |12|6 |12 |4 |2 || |. | | | | | | | | | | | | | | | | ||4 |Л.С.И|8 |10|14|10|14|10 |14|15|12 |8 |14 |24|10 |14 |12 |4 || |. | | | | | | | | | | | | | | | | ||5 |Ж.Н.Н|15|12|6 |16|6 |18 |12|16|16 |14|8 |4 |4 |15 |3 |4 || |. | | | | | | | | | | | | | | | | ||6 |Н.К.К|6 |11|4 |14|16|20 |16|14|2 |16|6 |6 |16 |16 |16 |6 || |. | | | | | | | | | | | | | | | | ||7 |Л.Д.П|6 |10|8 |15|12|10 |14|18|4 |10|10 |8 |14 |15 |10 |10 || |. | | | | | | | | | | | | | | | | ||8 |А.С.С|9 |8 |12|12|10|12 |20|10|6 |18|12 |20|2 |18 |5 |2 || |. | | | | | | | | | | | | | | | | ||9 |И.Л.М|16|9 |8 |18|18|14 |12|12|9 |6 |16 |16|6 |19 |6 |12 || |. | | | | | | | | | | | | | | | | ||10 |А.И.А|9 |10|9 |20|20|10 |16|14|10 |2 |18 |18|4 |10 |15 |8 || |. | | | | | | | | | | | | | | | | ||11 |М.О.В|6 |6 |4 |15|15|8 |10|16|2 |10|20 |10|12 |12 |9 |10 || |. | | | | | | | | | | | | | | | | ||12 |А.С.П|14|8 |10|10|18|6 |12|10|4 |8 |10 |14|8 |15 |10 |18 || |. | | | | | | | | | | | | | | | | ||13 |С.М.Е|4 |7 |8 |20|10|5 |8 |8 |6 |18|8 |16|8 |10 |12 |8 ||14 |К.Ф.С|12|4 |12|8 |8 |4 |24|6 |9 |24|6 |2 |4 |6 |12 |9 || |. | | | | | | | | | | | | | | | | ||15 |Х.Н.В|8 |10|6 |16|2 |15 |21|12|4 |6 |4 |4 |4 |4 |14 |10 || |. | | | | | | | | | | | | | | | | ||16 |Т.Н.Н|14|12|6 |18|4 |18 |12|18|12 |14|10 |5 |10 |4 |16 |6 || |. | | | | | | | | | | | | | | | | ||17 |Н.И.В|6 |11|8 |10|8 |20 |9 |10|4 |12|14 |6 |12 |6 |4 |12 ||18 |Щ.Е.В|8 |10|4 |20|16|12 |8 |12|8 |10|12 |9 |14 |8 |8 |10 || |. | | | | | | | | | | | | | | | | ||19 |Б.Л.И|15|10|20|10|10|10 |20|2 |9 |8 |2 |2 |8 |9 |6 |8 || |. | | | | | | | | | | | | | | | | ||20 |Л.Е.М|8 |8 |10|18|12|6 |16|4 |10 |6 |18 |3 |6 |10 |14 |10 ||Средн. |9 |9 |9 |16|10|14 |15|11|7 |11|10 |10|8 |11 |10 |8 ||Стены ср.|5 |8 |2 |7 |4 |6 |6 |7 |4 |5 |4 |6 |4 |6 |5 |5 | Таблица 5. Результаты исследования: показатели по многофакторному личностному опроснику Р.Кэттелла матерей, входящих в контрольную группу(сырые баллы).| |Ф.И.О|а|B |C |E |F |G |H |I |L |M |N |O |Q1 |Q2 |Q3 |Q4 ||№ |. | | | | | | | | | | | | | | | | ||1 |Н.Е.Л|10|8 |18|10|12|12 |6 |4 |8 |20|2 |16|2 |6 |18 |24 || |. | | | | | | | | | | | | | | | | ||2 |Г.С.О|12|10|20|10|10|8 |10|6 |4 |10|6 |10|4 |10 |10 |10 || |. | | | | | | | | | | | | | | | | ||3 |Б.Л.О|8 |10|10|4 |16|6 |12|10|12 |22|4 |12|10 |12 |10 |22 || |. | | | | | | | | | | | | | | | | ||4 |Б.И.В|16|11|8 |18|8 |18 |14|12|4 |24|10 |2 |6 |18 |12 |2 || |. | | | | | | | | | | | | | | | | ||5 |А.Т.И|20|12|22|2 |4 |4 |18|14|9 |8 |10 |22|8 |2 |14 |20 || |. | | | | | | | | | | | | | | | | ||6 |В.Г.Н|8 |10|16|6 |2 |20 |18|20|6 |18|14 |14|14 |4 |20 |18 || |. | | | | | | | | | | | | | | | | ||7 |Э.С.О|6 |4 |20|22|8 |4 |20|4 |4 |18|2 |15|2 |10 |6 |20 || |. | | | | | | | | | | | | | | | | ||8 |Е.П.П|16|7 |12|8 |10|6 |24|6 |2 |6 |4 |18|16 |12 |12 |4 || |. | | | | | | | | | | | | | | | | ||9 |П.Е.В|18|8 |18|2 |18|8 |4 |18|10 |20|8 |4 |8 |2 |10 |16 || |. | | | | | | | | | | | | | | | | ||10 |Ш.А.И|20|6 |15|4 |15|14 |12|18|9 |10|18 |6 |6 |6 |4 |14 ||11 |Н.Н.Б|20|10|16|20|20|15 |6 |16|6 |24|4 |10|8 |18 |18 |15 || |. | | | | | | | | | | | | | | | | ||12 |Н.Е.С|6 |9 |10|4 |18|12 |4 |10|4 |24|4 |12|8 |2 |18 |10 || |. | | | | | | | | | | | | | | | | ||13 |М.Е.Г|20|8 |18|6 |10|10 |20|10|2 |14|16 |14|9 |20 |20 |20 || |. | | | | | | | | | | | | | | | | ||14 |Р.В.В|18|10|12|4 |12|2 |10|18|16 |26|10 |6 |10 |4 |10 |6 || |. | | | | | | | | | | | | | | | | ||15 |К.С.А|12|11|14|24|16|4 |10|20|12 |6 |12 |4 |6 |6 |6 |22 || |. | | | | | | | | | | | | | | | | ||16 |Д.В.Н|10|12|16|8 |6 |18 |10|18|8 |20|10 |18|2 |10 |20 |12 || |. | | | | | | | | | | | | | | | | ||17 |С.Н.С|4 |10|8 |10|14|10 |10|18|6 |22|12 |10|14 |12 |4 |20 || |. | | | | | | | | | | | | | | | | ||18 |О.Е.И|20|7 |18|2 |8 |16 |20|2 |4 |18|14 |10|12 |18 |4 |14 || |. | | | | | | | | | | | | | | | | ||19 |П.А.И|12|8 |20|20|12|12 |12|4 |9 |2 |10 |12|4 |20 |18 |20 || |. | | | | | | | | | | | | | | | | ||20 |Г.В.Н|6 |9 |22|10|10|10 |8 |20|10 |18|2 |20|10 |4 |12 |10 || |. | | | | | | | | | | | | | | | | ||Средн. |13|9 |16|9 |10|10 |12|12|7 |17|9 |12|8 |10 |12 |15 ||Стены ср.|7 |8 |5 |3 |4 |3 |5 |7 |4 |9 |3 |7 |4 |5 |6 |7 | На основании результатов исследований, проведенных с помощьюмногофакторного личностного опросника Р.Кэттелла были построены профилиличности каждой группы по средним стенам.ГРАФИМ (СМ. ПРИЛАГАЕМЫЙ ФАЙЛ) 2.3 Анализ результатов методами математической статистики Матери, входившие в состав контрольной группы, характеризуются большейвыраженностью таких факторов: положительный полюс Q1 - гибкость - 12человек (60%), положительный полюс М - аутия (мечтательность) - 13человек (65%). Сочетание эмоциональной неустойчивости и доминантностивстречаются только у 5 человек (25%) матерей. Данные же исследуемой группы показывают, что сочетаемостьдоминантности и эмоциональной неустойчивости встречается у 13 человек (65%)испытуемых, также высокий показатель положительного полюса фактора Q4 -фрустрированности - 12 человек (60%) . Анализ результатов тестирования и перевод сырых баллов в стеныпозволяют построить профиль личности для одной и второй групп. Профиль личности "типичной" матери ребенка, не отличающегосягиперактивным поведением, характеризует личность с нормальным уровнеминтеллекта, склонную к конформности, уступчивости, умеющую идти накомпромисс, дипломатичную, со средним уровнем эмоциональной устойчивости,хотя наблюдается достаточно низкий показать супер-эго. Это позволяетпредположить наличие внутреннего конфликта, вызванного: . желанием быть тактичным и уступчивым (низкий показатель по фактору Е :конформности - доминантности), . низким уровнем супер-эго и достаточным показателем по фактору N (свидетельствующем о наивности, общительности), . недостаточно хорошо развитым умением анализировать мотивировки людей, поглощенностью своими идеями, интересом к искусству и религии (пик по фактору М (праксерния-аутия)). Профиль "средней" матери гиперактивного ребенка более уплощен, имееттолько два пика. Это можно объяснить большим разбросом сырых баллов уразных испытуемых, что позволяет говорить о большей неоднородности даннойгруппы. Пик по фактору В (низкий интеллект - высокий интеллект)свидетельствует о нормальном уровне интеллекта, второй пик по фактору С(эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость) позволяетпредположить, что "типичная" мама гиперактивного ребенка эмоциональнонеустойчива, находится под влиянием чувств, при расстройствах теряетравновесие духа, склонна к ипохондрии и высокой утомляемости. Математическую обработку производим с помощью критерия Х2 Х2 - критерий Пирсона Назначение критерия Критерий Х2 применяется в двух целях: 1. для сопоставления эмпирического распределения признака с теоретическим равномерным, нормальным или каким-то иным; 2. для сопоставления двух, трех или более эмпирических распределений одного и того же признака. Описание критерия. Критерия Х2 отвечает на вопрос о том, с одинаковой ли частотой встречаются разные значения признака в эмприческом и теоретическом распределениях или в двух и более эмпирических распределениях. Преимущество метода состоит в том, что он позволяет сопоставлять распределения признака представленные в любой шкале, начиная от шкалы наименований. В самом простом случае альтернативного распределения "да - нет", "допустил брак - не допустил брак", "решил задачу - не решил задачу" и т.п. можно уже применять критерия Х2. Связь гиперактивного поведения детей и сочетания доминантности и эмоциональной неустойчивости в структуре личности матерей. Таблица 6.| |Матери |Матери |Всего || |гиперактивных |негиперактивных |l || |детей |детей |(nij=ni || | | |j=1 ||Выявляется |13 человек |5 человек |18 человек ||сочетание |65 % |25% | ||доминантности и | | | ||эмоциональной | | | ||неустойчивости | | | ||Не выявляется |7 человек |15 человек |22 человек ||сочетание |35 % |75% | ||доминантности и | | | ||эмоциональной | | | ||неустойчивос




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Гиперактивное поведение детей в школе и его коррекция iconПримерная программа дисциплины Коррекционная педагогика с основами специальной психологии Специальность «050706. 65 Педагогика и психология»
Первичный и вторичный дефект. Комбинированные нарушения, их причины. Профилактика, диагностика, коррекция недостатков личностного...
Гиперактивное поведение детей в школе и его коррекция iconКакие занятия полезны для ребёнка в период подготовки его к школе
Л. Ф. Тихомирова «Развитие познавательных способностей детей» Тесты «Готов ли Ваш ребенок к школе» (мышление, моторика)
Гиперактивное поведение детей в школе и его коррекция iconКоррекция речи у детей: взгляд ортодонта
Использование вестибулярных пластинок у детей с врожденными расщелинами губы и нёба 26
Гиперактивное поведение детей в школе и его коррекция iconКоррекция речи у детей: взгляд ортодонта
Использование вестибулярных пластинок у детей с врожденными расщелинами губы и нёба 26
Гиперактивное поведение детей в школе и его коррекция iconПрограмма организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению введение
Значение этого периода вхождения в не­привычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания...
Гиперактивное поведение детей в школе и его коррекция iconПрограмма организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению введение
Значение этого периода вхождения в не­привычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания...
Гиперактивное поведение детей в школе и его коррекция iconСогласовано
«Организация логопедической работы в школе» О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская Творческий Центр «Сфера» Москва 2006; «Коррекция акустической...
Гиперактивное поведение детей в школе и его коррекция iconПреемственность работы со школой
Что такое готовность детей к школе? На этот вопрос все педагоги могут дать ответ. А как подготовить детей к школе?
Гиперактивное поведение детей в школе и его коррекция icon«научиться владеть собой»
Коррекция логического мышления через приемы сопоставления и определение прчинно-следственных связей. Развитие внимания через данную...
Гиперактивное поведение детей в школе и его коррекция icon20 года Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Организация логопедической работы в школе» О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская Творческий Центр «Сфера» Москва 2006; «Коррекция акустической...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы