Творчество мастеров высокого итальянского Возрождения (Леонардо да Винчи) Подготовила студентка 1-ого курса ф-та Культуры, II группы Жикаренцева Елена. Спб 2000 г. Содержание Возрождение и Леонардо Леонардо да Винчи Некоторые приемы в живописи Леонардо да Винчи, его взгляды и убеждения \"Тайная вечер icon

Творчество мастеров высокого итальянского Возрождения (Леонардо да Винчи) Подготовила студентка 1-ого курса ф-та Культуры, II группы Жикаренцева Елена. Спб 2000 г. Содержание Возрождение и Леонардо Леонардо да Винчи Некоторые приемы в живописи Леонардо да Винчи, его взгляды и убеждения "Тайная вечер



НазваниеТворчество мастеров высокого итальянского Возрождения (Леонардо да Винчи) Подготовила студентка 1-ого курса ф-та Культуры, II группы Жикаренцева Елена. Спб 2000 г. Содержание Возрождение и Леонардо Леонардо да Винчи Некоторые приемы в живописи Леонардо да Винчи, его взгляды и убеждения "Тайная вечер
Дата конвертации12.07.2012
Размер250,02 Kb.
ТипРеферат
Творчество мастеров высокого итальянского Возрождения. Леонардо да Винчи


СПБГУП. Реферат По Истории Искусств по теме: Творчество мастеров высокого итальянского Возрождения (Леонардо да Винчи) Подготовила студентка 1-ого курса ф-та Культуры, II группы Жикаренцева Елена. СПб 2000 г. Содержание.1. Возрождение и Леонардо………………………………………………………..2-52. Леонардо да Винчи………………………………………………………………6-93. Некоторые приемы в живописи Леонардо да Винчи, его взгляды и убеждения………………………………………………………………………10-124. "Тайная вечеря"………………………………………………………………...12-145. Список литературы………………………………………………………………15 Возрождение и Леонардо. Среди титанов Возрождения одно из первых мест по праву принадлежитЛеонардо да Винчи. Сила его ума его гениальные научные предвидения, егозамечательные технические изобретения, наконец, его великое реалистическоеискусство- все это повергало в изумление уже людей Ренессанса, склонныхвоспринимать Леонардо как живое воплощение того идеала всесторонне развитойличности, о котором мечтали лучшие из мыслителей и писателей XV- XVI веков. Культура Возрождения, одним из наиболее ярких представителей которойбыл Леонардо да Винчи, получила классическую по своей четкости и ясностихарактеристику у Энгельса, в его введении к «Диалектике природы». «Это был,- пишет Энгельс, - величайший прогрессивный переворот из всех пережитых дотого времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и котораяпородила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности иучености. Люди, основавшие современное господство буржуазии, были всем чемугодно, но только не людьми буржуазно- ограниченными». Подчеркиваямногогранность людей эпохи Возрождения, Энгельс приводит в качестве особопоказательного пример Леонардо да Винчи, являвшегося «не только великимхудожником, но и великим математиком, механиком и инженером, которомуобязаны важными открытиями самые разнообразные отрасли физики». В своей характеристике эпохи Возрождения Энгельс настойчиво проводитту мысль, что хотя в эту эпоху получило свое развитие «современноебуржуазное общество», тем не менее «герои того времени не стали еще рабамиразделения труда, ограничивающее, создающее однобокость влияние которого мытак часто наблюдаем у их преемников»; «…они почти все живут в самой гущеинтересов своего времени, принимают живое участие в практической борьбе,становятся на сторону той или иной партии и борются кто словом, кто мечом,а кто и тем и другим вместе. Отсюда та полнота и сила характера, которыеделают их цельными людьми». В своей оценке эпохи Возрождения, которую Энгельс рассматривает какважный этап всей европейской истории, он всячески выдвигает на первый планреволюционную природу этой эпохи и ее новые прогрессивные черты. ДляЭнгельса это «величайший прогрессивный переворот», это время, когда«немецкая крестьянская война пророчески указала на грядущие классовыебитвы, ибо в ней на арену выступили не только восставшие крестьяне, - вэтом уже не было ничего нового, - но за ними показались предшественникисовременного пролетариата с красным знаменем в руках и с требованиемобщности имущества на устах». Энгельс подчеркивает тяготение культурыВозрождения к будущему, а не к прошлому. В качестве наиболее типичных чертренессансного мировоззрения Энгельс выдвигает исчезновение призраковсредневековья, ниспровержение духовной диктатуры церкви, многосторонностьдуховного развития, силу и цельность характеров, «жизнерадостноесвободомыслие», интерес к античности: железная логика точных формулировокЭнгельса не допускает никаких кривотолков и позволяет положить их в основуподлинно научного изучения культуры Возрождения. Если Энгельс давал высокую оценку Ренессансу, то современнаябуржуазная наука всячески стремится умалить его значение. Наиболеереакционные исследователи доходят в своем рвении до того, что либорассматривают это эпоху как простое продолжение средних веков, либо целиком растворяют ее в средних веках. Чтобы понять то историческое место, которое Леонардо занимает вкультуре Возрождения, необходимо предварительно ознакомиться с ее социально- экономическими основами и с главными течениями в области философской,научной и художественной мысли. Гуманизм, наука и искусство в эту эпохусвязаны так тесно, между ними имеется столь много точек соприкосновения,что, только осветив отношение гуманизма к науке и науки к искусству, можноправильно оценить деятельность такого разностороннего человека, какЛеонардо, который объединял в себе гуманиста, ученого и художника. Какова же была идеология, которую выдвинули передовые люди эпохиВозрождения, ниспровергавшие устои феодального общества? Это было преждевсего требование политической власти, нашедшее обоснование в новом учении огосударстве как независимом от папской и императорской власти институте.Опираясь на прогрессивных античных мыслителей, гуманисты XV века боролисьза светскую культуру, за самостоятельную, не зависящую от теологии науку.Они добивались той умственной свободы, которая позволила бы человекусовершенствовать свои дарования и развивать свои творческие силы. Отныне вцентре внимания стоят раскрепощенная от феодальных оков человеческаяличность и реальный мир. Из интереса к человеку рождается поэзия личногочувства- лирика; из интереса к природе и необходимости овладеть ее силами-стремление к ее научному познанию и к объяснению ее закономерностей. Быстроразвивающаяся торговля содействовала географическим и космографическимоткрытиям, а требования укреплявшегося капиталистического хозяйствастимулировали технические изобретения. Передовая часть гуманистов сполемическим задором сражалась за признание чувственной природы человека иза освобождение ее от христианского аскетизма, за реабилитацию природы, запризнание красот мира и творческой силы разума. Главные стрелынаправлялись против церкви и духовенства, которые являлись самымипоследовательными и принципиальными врагами гуманистов, открытовыступившими в эпоху контрреформации против «языческой» культурыВозрождения.Бурное развитие точных наук и техники в Италии XV века дает ключ кпониманию научных интересов Леонардо. Он не был одинок, он опирался надостижения своих предшественников и современников, он разделял многие из ихинтересов. И все же научный опыт, накопленный ремесленными ихудожественными мастерскими Флоренции, приобретает у Леонардо новоекачество, целиком сохраняя при этом свою практическую целеустремленность.Леонардо всегда был прямолинеен и неудержим в своем стремлении к знаниям;если кто-либо обладал интересующим его знанием, он шел прямо к цели испрашивал, что ему было нужно. Рядом с гуманизмом и наукой виднейшее место в ренессансной культурезанимает искусство, в котором познание законов реального мира нашло своеобобщающее выражение. Не будет преувеличением утверждать, что искусствобыло в эпоху Возрождения той областью человеческой деятельности, в которойнаиболее полно проявилась творческая активность демократических ремесленныхкругов. Вся художественная практика была неразрывно связана с цеховымимастерскими, возглавляемыми выдающимися мастерами- выходцами из ремесленнойсреды. Это во многом объясняет нам здоровый реализм искусства раннегоВозрождения и присущий ему демократический дух. В центре вниманияхудожников стоит реальный земной человек. Его разум, мощь, ловкость,красоту прославляют на все лады ренессансные мастера. Для них он венецтворения, самое совершенное создание на Земле. И столь же притягательнойпредставляется им природа, долгие века подвергавшаяся остракизму со сторонысредневековых теологов. Без устали изучают они деревья и травы, холмы искалы, долины и реки, камни и цветы. И хотя сюжеты большинства произведенийостаются старыми, т. е. художники продолжают изображать традиционныерелигиозные легенды, тем не менее последние проникаются совсем новымсветским духом, порывающим со старыми церковными традициями. Глубокореалистическое в своей основе ренессансное искусство стремиться объять весьреальный мир и отобразить всю его чувственную прелесть и все разнообразиеего форм. Из общего реалистического характера ренессансного искусства логическивытекает круг его тем. Широчайшее распространение получает портрет,правдиво воспроизводящий человеческий облик и, прежде всего, человеческоелицо во всем его индивидуальном своеобразии. Все большую роль начинаетиграть пейзаж. Который по началу используется как фон для фигур, а с XVIвека приобретает и самостоятельное значение. Усиливается интерес кокружающей человека реальной обстановке. В искусство находит себе доступобнаженная фигура, почти не встречавшаяся в средневековой живописи искульптуре, где красота человеческого тела тщательно скрывалась подпокровом одеяния. Традиционные религиозные сюжеты решительным образомвидоизменяются путем насыщения их новым человеческим содержанием, в силучего некогда аскетические христианские святые превращаются под кистью ирезцом художников в цветущих, полных сил и здоровья людей. Особенно частоизображают мастера Возрождения мадонну, чей образ давал им возможностьпоэтически воспеть великое счастье материнства. В борьбе за новые средства реалистического выражения ренессансныехудожники опирались на науку. В разработке которой они принимали самоедеятельное участие. И это составляет одну из характерных черт искусстваВозрождения. Для всех ее теоретиков живопись есть не что иное, каксвоеобразная наука. Это постоянно подчеркивают Альберти, Франческо диДжорджо, Пьеро делла Франческа, Лука Пачоли, Леонардо да Винчи. Среди ренессансных трактатов об искусстве одно из первых местзанимает «Трактат о живописи», принадлежащий Леонардо. В нем мастерразбирает различные состояния и движения человека, останавливается напропорциях человеческого тела и на разнообразных видах драпировок, даетразвернутую теорию светотени, поучает, как изображать деревья, зелень иоблака, наконец разрабатывает научную теорию воздушной и линейнойперспективы. Как художник Леонардо да Винчи стоит на грани двух эпох –раннего и высокого Возрождения. Он подытоживает богатый художественный опытXV века, и он закладывает основы для искусства XVI века. Леонардо ставитсебе целью дать объективное отражение действительности. Но этудействительность он воспринимает уже по-иному. Он ищет обобщенных форм,типических решений, ясного художественного языка. Его уже не удовлетворяетаналитический реализм XV века, в котором интерес к деталям нередко затемнялглавное. Его привлекают новые задачи- усовершенствование психологическихсредств выражения и более глубокое раскрытие внутреннего мира человека,упрощение композиционного строя ради достижения большей монументальности,использование светотени в целях усиления жизненности образов, разработкареалистического творческого метода и подведение под него крепкойтеоретической основы. Реалист в науке, Леонардо остается реалистом и вискусстве. Но его реализм знаменует более высокую ступень развития. Ипоскольку для Леонардо процесс художественного обобщения является процессомглубоко сознательным, постольку он выступает прямым предшественником всехвеликих мастеров высокого Возрождения. Леонардо да Винчи – гениальный художник, замечательный экспериментатори выдающийся ученый, воплотивший в своей деятельности все наиболеепрогрессивные тенденции Ренессанса. Леонардо да Винчи. В одном из каменных домов городка Винчи, расположенного в горахТосканы, 15 апреля 1452 года родился, пожалуй, самый многогранный генийВозрождения (а может быть, и всех времен) - Леонардо да Винчи. Его отецбыл зажиточным нотариусом, членом крупного флорентийского цеха, его мать –простой крестьянкой. Леонардо был внебрачным сыном. Уже в 1452 году егоотец женился на другой женщине и вскоре взял к себе мальчика, который роспод присмотром мачехи и деда. Переселившись до 1469 года с семьей воФлоренцию, где он занял со временем видное положение, мессер Пьеро да Винчиотдал своего сына в обучение к знаменитому скульптору и живописцуВерроккио. Мастерская Верроккио была в 70-х годах XV века главным художественнымцентром Флоренции. Здесь Леонардо стал упражняться не в одной толькообласти, а во всех тех, куда входит рисунок. Здесь процветало смелоехудожественное экспериментирование, основанное на серьезных научныхпознаниях в области математики, перспективы и анатомии, здесь воспитываласьлюбовь к природе и к особо тщательной манере письма, сочетавшей острыйрисунок с пластически-четкой моделировкой, здесь реалистические формыраннего XV века перерабатывались в направлении все большего изящества,грации и чисто ювелирной тонкости. Отношения между Леонардо и Верроккио были, по-видимому, сердечными,хотя Леонардо никогда не упоминал с своем учителе в записных книжках. Онжил в доме Верроккио и продолжал там жить уже после того, как был принят вгильдию Святого Луки в 1472 году в возрасте двадцати лет. ПодмастерьемЛеонардо, следуя обычному порядку, вначале занимался растиранием красок идругой черной работой. Постепенно, по мере накопления опыта и возрастаниямастерства, ему стали доверять простейшую часть работы, на которуюВерроккио получал заказы. Основы он черпал непосредственно от учителя,однако в мастерской работали старшие и более опытные ученики и подмастерья,например известный Пьетро Перуджино, который был на шесть лет старшеЛеонардо и у которого тот наверняка перенял множество приемов. В своюочередь Леонардо помогал младшим ученикам, таким, как Лоренцо ди Креди, чейстиль столь повторяет Леонардо, что для различения их работ иногдатребуется помощь эксперта. Известен также такой случай: когда Андреа дель Верроккио писал надереве образ с изображением св. Иоанна, крестящего Христа, Леонардо сделална нем ангела, держащего одежды, и, хотя был еще юным, выполнил его так,что ангел Леонардо оказался много лучше фигур Верроккио, и это послужилопричиной тому, что Андреа никогда больше уже не захотел прикасаться ккраскам, обидевшись на то, что какой-то мальчик превзошел его в умении. Леонардо сложился как художник да, вероятно, в значительной мере и какученый в мастерской Верроккио. Ранние рисунки и картины Леонардо яснопоказывают, какой замечательной школой реалистического искусства быларенессансная мастерская. Здесь все делалось для того, чтобы научить сранних лет правильно рисовать и помочь овладеть реалистическим методом. Рисунки Леонардо 70-х годов свидетельствуют о пристальном ивнимательном изучении молодым художником натуры. Он зарисовываетприглянувшиеся ему лица, пейзажи, растения, фигуры животных, он без усталиделает подробнейшие этюды драпировок, добиваясь максимальной рельефности впередаче складок, он выполняет поражающие уже на этом раннем этапе своейзрелостью композиционные наброски для картин. Природа во всех своихразнообразных проявлениях властно влечет его к себе. Он преклоняется передее удивительной красотой и совершенством, перед бесконечным разнообразиемее форм. На протяжении 70-х годов Леонардо выполнил ряд картин, относительнокоторых до настоящего времени идут горячие споры в науке. В мастерскойВерроккио применялась совместная работа учителя и учеников над одним и темже произведением; в связи с этим, естественно, возникают большие сложностипри распознании отдельных художественных почерков. Несколько лет назаднаука все же склонилась к тому, чтобы приписать молодому Леонардо две вещи,которые чаще всего связывали с именем Верроккио. Это «Благовещение» и«Портрет Джиневры де Бенчи». В обеих этих работах Леонардо выступает переднами еще как типичный мастер XV века, отдающий предпочтение частностямперед целым. Наиболее зрелым произведением молодого Леонардо является «Мадонна сцветком». В этой картине он представил счастье молодой матери, играющей ссыном, которому она протянула цветок. Леонардо добился замечательнойслитности композиции, объединив фигуры Марии и младенца в неразрывнуюгруппу на темном фоне стены, прорезанной справа окном. Живопись XV века незнала столь совершенных композиционных решений. В 1480 году Леонардо упоминается как имеющий «casa sua», т.е. своюсобственную мастерскую. Предположительно, примерно в том же году возниклакартина «Мадонна Литта», хранящаяся в Государственном Эрмитаже. Эта картинанаписана темперой, т.е. красками, разведенными на яичном желтке. К этойтехнике Леонардо прибегал лишь в виде исключения, что объясняет нескольконе обычную для него манеру письма - менее мягкую и более детализированную. На следующий год он заключает с монахами монастыря Сан Донато аСкопето договор на алтарный образ «Поклонения волхвов». Эта картина, как ибольшинство леонардовских вещей, осталась незаконченной. В 1481 году, когда Леонардо было двадцать девять лет, случилосьсобытие, которое должно было, во всяком случае, его сильно задеть, если неунизить. Папа Сикст IV, вне всякого сомнения предварительно посоветовавшисьс Медичи, пригласил лучших тосканских художников для работы в Ватикане.Среди приглашенных были Боттичелли, Гирландайо, Синьорелли, Перуджино,Пинтуриккио и Козимо Россели – но не Леонардо. Он не мог отделаться отчувства, что во Флоренции, находящейся под властью Медичи, у него нетбудущего. В связи с этим он обратил свои взоры на север Италии и началискать покровительства у могущественного Лодовико Сфорца, при дворекоторого была более здоровая, не столь манерно-изысканная, атмосфера. В1482 году он уезжает в Милан и начинает новую жизнь вдали от Тосканы. Этотпериод длился почти двадцать лет, и за это время он получил признание –именно то, чего был лишен на родине. Наиболее прославленное произведениеЛеонардо - знаменитая «Тайная вечеря» в миланском монастыре Санта Марияделле Грацие. Эта роспись, в настоящем своем виде представляющая руину,была выполнена между 1495 и 1497 годами. Причина быстрой порчи, дававшей осебе знать уже в 1517 году, заключалась в своеобразной технике, сочетавшеймасло с темперой. Портрет, написанный Леонардо совместно с опытным миланским художникомАмброджо да Предисом, называется «Дама с горностаем». Портрет превосходноотражает те качества, которыми эта женщина, соблазненная Сфорца, когда ейбыло всего семнадцать лет, обладала: выражение ее интеллигентного лицапроницательное и сосредоточенное, пальцы у нее длинные и чувствительные –такие бывают у музыкантов. Еще один портрет, написанный Леонардо в ранние годы пребывания вМилане, возможно, наименее значительный из всех и хуже всегодокументированный, однако по иронии судьбы лучше всего сохранившийся. Это«Потрет музыканта». В портрете закончено только лицо; по типу оно близколицам ангелов Леонардо. Несколько лет назад живопись была расчищена, и наклочке бумаги в руке изображенного человека обнаружилось несколько нотныхзнаков. Исследователи Леонардо, знающие его склонность к загадкам исекретам, пока безрезультатно пытались прочесть это нотное послание. Леонардо начал писать свой «Трактат о живописи» именно в Милане, каксвидетельствуют источники, по просьбе Сфорца, который пожелал узнать, какоеиз искусств – скульптура или живопись - более благородно. Также Леонардоувлекся изучением анатомии человеческого тела, а в последние годыпребывания у Сфорца он отдавал значительную часть своего времениматематике. Годы служения у Сфорца закончились тем, что Лодовико былсвергнут и доставлен во Францию в качестве пленника. После этого Леонардоеще некоторое время оставался в Милане. Затем вместе с Лукой Пачоли иСалаино - своим учеником - Леонардо отправился во Флоренцию, по путизавернув в Мантую и Венецию для осмотра достопримечательностей.Служба Леонардо у Цезаря Борджа падает на время между маем 1502 и мартом1503 года. По заданиям герцога Леонардо выполнял сложные фортификационные иинженерные работы. Параллельно он продолжал свои обычные научные изыскания.Он изучает движение воздушных и водяных волн, внимательно прислушивается кзвуку струи бьющего фонтана, интересуется своеобразным способом переноскивинограда и вновь покрывает страницы своих манускриптов бесчисленнымиматематическими выкладками и длиннейшими колоннами цифр. 5 марта 1503 года он возвращается во Флоренцию, где его услугипонадобились гонфалоньеру Содерини в борьбе республики с Пизой. Первой крупной художественной работой Леонардо во Флоренции былароспись для зала Большого Совета в Палаццо Веккио. В качестве сюжетаЛеонардо избрал битву при Ангиари, закончившуюся победой флорентийцев надломбардскими войсками. Роспись он оставил незаконченной к моменту своегоотъезда в Милан. Примерно в том же 1503 году была написана одна изизвестнейших картин Леонардо- «Мона Лиза». Мона Лиза не была, как многиесчитают, идеалом красоты для Леонардо: его идеал скорей просматривается вангеле из «Мадонны в скалах». Все же Леонардо наверняка должен считать МонуЛизу особым человеком: она произвела на него столь сильное впечатление, чтоон отказался от других выгодных предложений и в течении трех лет работалнад ее портретом. Портрет отразил своеобразный человеческий характер. МонаЛиза (сокращение от мадонна Лиза) была третьей женой флорентийского купцапо имени Франческо ди Бартоломео деле Джокондо (отсюда и пошло второеназвание картины «Джоконда»). Отдавшись работе над этим произведением,Леонардо совершенно потерял интерес к «Битве при Ангиари». А она претерпеластоль серьезные повреждения, что нужно было начинать все сначала, к чему уЛеонардо не было ни малейшей охоты. Весной 1506 года Леонардо вновь в Милане. В августе 1507 года он приезжает во Флоренцию, чтобы урегулироватьдела с наследством, оставшимся ему после дяди, но вскоре опять возвращаетсяв Милан, где остается до 1513 года. Эти миланские годы жизни Леонардо малоисследованы. Известно только, что он по-прежнему интересовался научнымипроблемами, уделяя особенно много времени проектированию гидравлическихсооружений, геометрии, механике, анатомии, геологии, метеорологии,космографии, математике и астрономии. К 1508 году карьера Леонардо какхудожника подошла к концу, хотя ему оставалось жить более десяти лет. Отэтих лет сохранилось только две картины - одна из них луврская «Св. Анна сМарией и младенцем Христом», этюды для этой картины могут быть датированыеще 1500 годом, хотя и в 1510 году картина все еще была в работе. Вторая жекартина – это «Иоанн Креститель». К концу миланского пребывания Леонардо политическая атмосфера началасгущаться. По словам одного старого историка, началась «эпоха смут, мести ивсеобщего разорения». Оставаться в этих условиях в Милане было небезопасно.Поэтому Леонардо 24 сентября 1513 года покинул Милан и направился сначалаво Флоренцию, а затем в Рим. В Риме Леонардо занимался геологией, механикой, анатомией. Большиххудожественных заказов Леонардо здесь не получил. Несмотря на то, что онбыл одним из главных создателей стиля высокого Возрождения, к серединевторого десятилетия XVI века его художественная манера казалась римлянамуже несколько архаичной. Вскоре Леонардо принужден был покинуть Рим и вновь искать себе место вжизни. Он направился в Ломбардию, где поступил на службу к Франциску I, и вконце 1516 года выехал, по его приглашению, во Францию, с титуломпридворного живописца. Лишь остановившись на отношениях Леонардо с его заказчиками, можноправильно решить вопрос о мнимой «асоциальности»Леонардо, в которой его такмного и так часто упрекали. Не об «асоциальности» Леонардо следуетговорить, а о его социальной ущемленности. Он принужден был отдавать свойталант тем, кто мог его материально обеспечить. И это было трагедией егожизни. Он прекрасно понимал жестокую власть золота. 17 мая 1517 года Леонардо, вместе со своим другом Франческо Мельци иверным слугой Баттиста Вилланисом, прибыл в замок Клу, во Франции. Этотзамок был расположен недалеко от Амбуаза, где подолгу живал король со своимдвором. К моменту приезда Леонардо Франция вступила на путь широкогоприобщения к передовой итальянской культуре. Немудрено, что подобная средапроявила к Леонардо совершенно исключительный интерес и внимание. Он долженбыл казаться французскому обществу совершеннейшим созданием природы, живымвоплощением ренессансного «uomo universale» (т.е. всесторонне развитогочеловека). Как король, так и двор подражали ему в манере одеваться, носитьбороду и стричь волосы. В придворной беседе часто мелькали итальянскиеслова. Имя «божественного» Винчи было у всех на устах. А быстро старевшиймастер болел и угасал. У него стала отниматься правая рука. Силы его всеболее слабели. 19 апреля 1519 года Леонардо составляет свое завещание, спедантичной точностью определяя ритуал погребения, перечень наследников,характер и размер дарений. Всю свою жизнь Леонардо оставался чуждымцерковному образу мышления, и таким же он, без сомнения сошел в могилу,когда в 2 мая 1519 года пробил его смертный час. Леонардо оплакивалимногие. А месяц спустя после его смерти Мельци писал его братьям: «Пока нераспадется мое тело, я буду постоянно чувствовать это горе», которое должныразделять все люди, потому что «не во власти природы создать еще одноготакого человека». Некоторые приемы в живописи Леонардо да Винчи, его взгляды и убеждения. Вслед за своим другом Лукой Пачоли, Леонардо, несомненно, считалпропорцию «матерью и королевой искусства». К установлению пропорцииЛеонардо идет опытным путем: он изучает десятки и сотни индивидуальныхобразцов и затем выводит среднюю пропорцию, которая, в его глазах, естьсамая верная и самая красивая. Пропорция у Леонардо основывается на столькотщательном изучении природы, что ей всегда свойственна та особаябезупречность, благодаря которой он приобретает художественнуюубедительность. Надо было годами анализировать мельчайшие детали фигур ипредметов, чтобы научиться их так точно воспроизводить. Светотень Леонардо (так называемое sfumato) представляет совершенносвоеобразное явление. Умелым использованием светотеневых эффектов Леонардо,смягчая контуры, лишает их свойственной картинам XV века жесткости,оживляет лица, придавая им подвижность, объединяет все элементы картины,вводя в нее единый источник света. Любимое освещение Леонардо- сумеречныйсвет во время плохой погоды; в эти вечерние час лица имеют особеннуюмягкость. Рассеянного света он избегает, так как свет похищает у предметових материальную осязательность, а ею Леонардо более всего дорожит. Онцеликом подчиняет светотень задаче выявления пластической природы вещи. Наименьшее внимание Леонардо уделяет в живописи колориту. По егомнению, краски оказывают честь лишь тем мастерам, которые их приготовляют,а не живописцу, который им пользуется. Он даже склонен считать, что картинас уродливым колоритом все же способна вызвать одобрение зрителя, еслитолько изображенные на ней тела будут хорошо моделированы. Свои краскиЛеонардо подбирает, исходя из стремления предельно выявить объем формы. Сила леонардовской эстетики и леонардовского искусства- в том, чтоесли, с одной стороны, они полностью ориентированы на реальный мир, то сдругой стороны - они совершенно чужды натурализма. Как большой художник,Леонардо прекрасно понимает значение творческого обобщения. «Живописец,бессмысленно срисовывающий, руководствуясь практикой и сужением глаза,подобен зеркалу, которое подражает в себе всем противопоставленным емупредметам, не обладая знанием их». Эти замечательные слова могут служитьключом к пониманию всего художественного творчества Леонардо. Он требуетзнания, а не пустого подражания, требует, чтобы «в произведение не попалоничего такого, что не было бы как следует обсуждено в соответствии сразумом и явлениями природы». Для него живописец, не обладающийспособностью строить из фигур композицию, «подобен оратору, который неумеет пользоваться своими словами». Призывая художников к сознательному,разумному творчеству, Леонардо одновременно призывал их к продуманномуобобщению наблюдений над реальным миром. Один из центральных пунктовлеонардовской эстетики - признание за живописью роли ведущего искусства.Живопись прежде всего подкупает Леонардо своей наглядностью и абсолютнойдостоверностью. Живопись для него - та же наука, ибо она ничуть не менеедостоверна, нежели научное познание. Она такая же дочь природы и опыта, онас такой же точностью измеряет тела, она с такой же последовательностьюизбегает фикций и вымыслов, и этим она выгодно отличается от поэзии,которую Леонардо в пылу полемики называет «слепой живописью». Но живопись,как считал Леонардо, не только самое наглядное искусство из всех искусств.Это есть одновременно и наиболее интеллектуальное искусство, представляющеерезультат обобщающей деятельности столь ценимого мастером разума. Именнопоэтому Леонардо отдает ей предпочтение перед скульптурой. С его точкизрения, она заключает в себе гораздо больше элементов творческойразработки, в ней больше фантазии. Совершенно особое место в творчестве Леонардо занимают его рисунки.Сколь бы эскизным ни был набросок Леонардо, в нем всегда чувствуетсяглубокая мысль, мысль большого художника, который ничего не делаетслучайно. Создавая рисунки, он не только использовал все известные, но и,по мнению многих исследователей, открыл новые. Немногие мастера моглисравниться с Леонардо способностью создать трехмерный эффект графическимиметодами. Было бы неверно утверждать, что увлечение наукой мешалохудожественному творчеству Леонардо. Его дар художника постоянно прорывалсясквозь все ограничения. В его созданиях захватывает безошибочная верностьглаза, ясность сознания, послушность кисти, виртуозная техника. Онипокоряют нас своими чарами, как наваждение. Бреснон высказывал мнение, чтов рисунках Леонардо больше художник, чем где-либо еще. Некоторые из нихимеют вспомогательное значение по отношению к картинам. Но в большинстве ихон свободен от условностей. Современники убедились, что они имеютсамостоятельную ценность. В рисунках Леонардо больше искренности,непосредственности, истинного восхищения миром и, главное, в них он мог недумать об отделке, о гладком письме, самая небрежность законное ихсвойство. Среди титанов Возрождения, о которых писал Энгельс, Леонардо был, безсомнения, одной из наиболее гениальных личностей. Все в нем поражает: исовершенно необычайная разносторонность, и сила мысли, и научнаяпытливость, и практический склад ума, и техническая изобретательность, ибогатство художественной фантазии, и выдающееся мастерство живописца,рисовальщика и скульптора. Отразив в своем творчестве наиболеепрогрессивные стороны Возрождения, он стал тем великим, подлинно народнымхудожником, чье историческое значение далеко переросло рамки его эпохи. Онсмотрел не в прошлое, а в будущее. Вот почему он особенно близок нам,строящим новый мир. Чтобы хотя бы вкратце рассказать о взглядах и убеждениях Леонардо,потребовались бы десятки страниц. Однако о некоторых из них стоитупомянуть. Он придерживался идей Пифагора о том, что Земля имеетсферическую форму, что материя состоит из четырех элементов: земли,воздуха, огня и воды, и что гармония и пропорции определяются числами.Леонардо принимал идею Платона о макрокосме и микрокосме, но решительноотказывался принимать его доктрину об идеях, которой отрицается прямаяочевидность смысла. Когда Леонардо употреблял слова «искусство», «наука», «математика», тосмысл их несколько отличался от современного. Возлюбленная им математика -«единственная наука, которая содержит в себе собственное доказательство», -состояла для него прежде всего из геометрии и законов пропорции. Егопривлекало лишь то, что можно узреть; абстракции, ассоциирующиеся ссовременно высшей математикой, не представляли для него никакого интереса.Согласно определению Леонардо, искусство (и особенно живопись) – это наука,более того, даже «королева наук», потому что она не только дает знание, нои «передает его всем поколениям во всем мире». В его работах вопросыискусства и науки практически неразделимы. В центре внимания и Леонардо-ученого и Леонардо-художника стоит природа, т.е. реальный видимый мир. Но вотличие от науки, искусство, по мнению Леонардо, рассматривает прежде всего«качество форм». «Живопись, - говорит он, - распространяется наповерхности, цвета и фигуры всех предметов, созданных природой, а философияпроникает внутрь этих тел, рассматривая в них их собственные свойства.Леонардо полагает, что «живопись с философским и тонким размышлениемрассматривает все качества форм: моря, местности, деревья, животных, травыи цветы – все то, что окружено тенью и светом. И поистине, живопись -наука и законная дочь природы, ибо она порождена природой…» Для Леонардонаука и искусство – две стороны одного и того же процесса - процессапознания мира. Но специфика искусства состоит в том, что онораспространяется не на «прерывные и непрерывные количества», а «трудитсянад качеством», которое для Леонардо есть красота природы и ее творений.Как истинный человек Возрождения, Леонардо влюблен в красоту реальногомира. Пристально изучая природу, Леонардо преклоняется перед ее красотой.Его научные интересы обычно непосредственно перерастают в эстетическиеувлечения: занимаясь растением как ботаник, он восторгается им какхудожник, анализируя человеческое тело как анатом, он незаметно для себяначинает его прославлять за совершенство пропорций. Все его подкупает вприроде: и ее разнообразие, и ее чувство меры. «Тайная вечеря» Сохранение шедевра Леонардо всегда считалось одной из самых трудныхзадач, с которой когда-либо сталкивались специалисты по реставрации.«Тайную вечерю» переписывали, реставрировали и бросали на произвол судьбынесчетное количество раз. А сейчас обратимся в истории создания этого удивительного шедевраитальянского Возрождения. К миланской росписи Леонардо готовился тщательно и долго Он выполнилмножество набросков, в которых изучал позы и жесты отдельных фигур. «Тайнаявечеря» привлекла его не своим догматическим содержанием, а возможностьюразвернуть перед зрителем большую человеческую драму, показать различныехарактеры, вскрыть душевный мир человека и точно и ясно обрисовать егопереживание. Он воспринял «Тайную вечерю» как сцену предательства ипоставил себе целью внести в это традиционное изображение то драматическоеначало, благодаря которому оно приобрело бы совсем новое эмоциональноезвучание. Леонардо работал не в технике афреско, а темперой, используя всебогатство цвета, которое она предоставляет. Ему предстояло рисовать накаменной стене, и он счел необходимым сперва покрыть ее специальнымсоставом, который укрепит грунт и защитит картину от сырости. Он сделалсостав из смолы и мастики - и этим положил начало одной из величайшихтрагедий в истории искусства. Трапезная Санта Мария делле Грацие быланаскоро отремонтирована по приказу Сфорца: строители заполниливнутристенные пространства удерживающим сырость щебнем, но кислоты и солисо временем начали проступать на извести и на старом кирпиче. К тому жемонастырь располагался в низине - Гете заметил, что в 1800 году послесильного ливня в комнате стояла вода, затопившая ее примерно на полметра, ипредположил, что известное по хроникам сильное наводнение 1500 года,случившееся вскоре после завершения картины, послужило причиной того же,если не большего потопа. Сырость и разъедающие выделения из стен неумолимоделали свою работу: краски начали отслаиваться. В 1556 году картинуобследовал Вазари. Он записал: «Ничего не видно, кроме грязных пятен».Столетие спустя появилась запись, что на стене почти невозможно разглядетьнарисованное, кроме отдельных деталей.«Тайная вечеря»- самое зрелое и законченное произведение Леонардо. В этойросписи мастер избегает всего того, что могло бы затемнить основной ходизображаемого им действия, он добивается редкой убедительностикомпозиционного решения. В центре он помещает фигуру Христа, выделяя еепросветом двери. Апостолов он сознательно отодвигает от Христа, чтобы ещеболее акцентировать его место в композиции. Наконец, в этих же целях онзаставляет сходиться все перспективные линии в точке, непосредственнорасположенной над головой Христа. Учеников Леонардо разбивает на четыресимметрические группы, полные жизни и движения. Стол он делает небольшим, атрапезную- строгой и простой. Это дает ему возможность сосредоточитьвнимание зрителя на фигурах, обладающих огромной пластической силой. Вовсех этих приемах сказывается глубокая целеустремленность творческогозамысла, в котором все взвешено и учтено.Основной идеей, которую поставил себе Леонардо в «,Тайной вечере»,былареалистическая передача сложнейших психических реакций на слова Христа:«Один из вас предаст меня». Давая в образах апостолов законченныечеловеческие характеры и темпераменты, Леонардо заставляет каждого из нихпо-своему реагировать на произнесенные Христом слова. Именно эта тонкаяпсихологическая дифференциация, основанная на разнообразии лиц и жестов, ипоражала более всего современников Леонардо, особенно при сопоставлении егоросписи с более ранними флорентийскими изображениями на эту же тему кистиТалдео Гадди, Андреа дель Кастаньо, Козимо Росселли и Доменико Гирландайо.У всех этих мастеров апостолы сидят спокойно, наподобие статистов , застолом, оставаясь совершенно безучастными ко всему происходящему. Не имея всвоем арсенале достаточно сильных средств для психологическойхарактеристики Иуды, предшественники Леонардо выделяли его из общей группыапостолов и располагали в виде совершенно изолированной фигуры передстолом. Тем самым Иуда искусственно противопоставлялся всему собранию какизгой и злодей. Леонардо смело ломает эту традицию. Его художественный языкдостаточно богат, чтобы не прибегать к подобным, чисто внешним эффектам. Онобъединяет Иуду в одну группу со всеми прочими апостолами, но придает емутакие черты, которые позволяют внимательному зрителю сразу же опознать егосреди двенадцати учеников Христа.Каждого из учеников Леонардо трактует индивидуально. Подобно брошенному вводу камню, порождающему все более широко расходящиеся по поверхностикруги, слова Христа, упавшие среди мертвой тишины, вызывают величайшеедвижение в собрании, за минуту до того пребывавшем в состоянии полногопокоя. Особенно импульсивно откликаются на слова Христа те три апостола,которые сидят по его левую руку. Они образуют неразрывную группу,проникнутую единой волей и единым движением. Молодой Филипп вскочил сместа, обращаясь с недоуменным вопросом к Христу, Иаков старший ввозмущении развел руками и откинулся несколько назад, Фома поднял рукувверх, как бы стремясь отдать себе отчет в происходящем. Группа,расположенная по другую сторону от Христа, проникнута совершенно инымдухом. Отделенная от центральной фигуры значительным интервалом, онаотличается несравненно большей сдержанностью жестов. Представленный врезком повороте Иуда судорожно сжимает кошель со сребрениками и со страхомсмотрит на Христа; его затененный, уродливый, грубый профиль контрастнопротивопоставлен ярко освещенному, прекрасному лицу Иоанна, безвольноопустившего голову на плечо и спокойно сложившего руки на столе. МеждуИудой и Иоанном вклинивается голова Петра; наклонившись к Иоанну и опершисьлевой рукой о его плечо, он что-то шепчет ему на ухо, в то время как егоправая рука решительно схватилась за меч, которым он хочет защитить своегоучителя. Сидящие около Петра три других апостола повернуты в профиль.Пристально смотря на Христа, они как бы вопрошают его о виновникепредательства. На противоположном конце стола представлена последняя группаиз трех фигур. Вытянувший по направлению к Христу руки, Матфей свозмущением обращается к пожилому Фаддею. Как бы желая получить от негоразъяснение всего происходящего. Однако недоуменный жест последнего яснопоказывает, что и тот остается в неведении.Далеко не случайно Леонардо изобразил обе крайние фигуры, сидящие по краямстола, в чистом профиле. Они замыкают с обеих сторон идущее от центрадвижение.Леонардо рисовал на более узкой стене трапезной монастыря. Напротив, навозвышении, стоял стол настоятеля. Между ним и живописью по всей длинекомнаты располагались столы монахов. На картине и скатерть, и ножи, ивилки, и посуда такие же, какими они пользовались. Леонардо подводил их кмысли о том, что здесь, в этом самом месте, Христос присутствует какдуховный настоятельно и есть ту же пищу, которую едят они. Впечатление отработы, которая была завершена в 1498 году, было потрясающим: происходилосмешение реальности и иллюзии, комната становилась как бы продолжениемживописи. Список литературы.1. Роберт Уоллэйс "Мир Леонардо". Москва, 1997 г.2. М. В. Алпатов "Художественные проблемы итальянского Возрождения". Москва, 1976 г.3. Джорджо Вазари "Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих эпохи Возрождения". СПб, 1992 г.4. В. Н. Лазарев "Леонардо да Винчи". Москва, 1952 г.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Творчество мастеров высокого итальянского Возрождения (Леонардо да Винчи) Подготовила студентка 1-ого курса ф-та Культуры, II группы Жикаренцева Елена. Спб 2000 г. Содержание Возрождение и Леонардо Леонардо да Винчи Некоторые приемы в живописи Леонардо да Винчи, его взгляды и убеждения \"Тайная вечер iconЧетвертая лицейская научно- практическая конференция моу лицея №102
Николай Рерих художественные параллели автор Маточкин Евгений Палладиевич. В этом издании я узнала о картинах и о живописи Леонардо...
Творчество мастеров высокого итальянского Возрождения (Леонардо да Винчи) Подготовила студентка 1-ого курса ф-та Культуры, II группы Жикаренцева Елена. Спб 2000 г. Содержание Возрождение и Леонардо Леонардо да Винчи Некоторые приемы в живописи Леонардо да Винчи, его взгляды и убеждения \"Тайная вечер iconУрок по мхк на тему «Чудное мгновенье» (Образ женщины в живописи Леонардо да Винчи икт на уроках мхк. 10-й класс)
Возрождения Леонардо да Винчи, оставившим заметный след в истории мировой художественной культуры
Творчество мастеров высокого итальянского Возрождения (Леонардо да Винчи) Подготовила студентка 1-ого курса ф-та Культуры, II группы Жикаренцева Елена. Спб 2000 г. Содержание Возрождение и Леонардо Леонардо да Винчи Некоторые приемы в живописи Леонардо да Винчи, его взгляды и убеждения \"Тайная вечер iconУрок литературы и изобразительной деятельности тема : Чудесные птицы Леонардо да Винчи. (1452 1519 г.)
Воспитывать любовь к живописи, повышать интерес к зарубежной литературе через сказки Леонардо да Винчи
Творчество мастеров высокого итальянского Возрождения (Леонардо да Винчи) Подготовила студентка 1-ого курса ф-та Культуры, II группы Жикаренцева Елена. Спб 2000 г. Содержание Возрождение и Леонардо Леонардо да Винчи Некоторые приемы в живописи Леонардо да Винчи, его взгляды и убеждения \"Тайная вечер iconЛеонардо да Винчи титан Эпохи Возрождения Жизнь и творчество гениального творца
Первые значительные работы Леонардо: «Благовещение», портрет Джиневры де Бенги и др
Творчество мастеров высокого итальянского Возрождения (Леонардо да Винчи) Подготовила студентка 1-ого курса ф-та Культуры, II группы Жикаренцева Елена. Спб 2000 г. Содержание Возрождение и Леонардо Леонардо да Винчи Некоторые приемы в живописи Леонардо да Винчи, его взгляды и убеждения \"Тайная вечер iconЛеонардо да винчи. Научная деятельность
Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэль. Они жили во времена расцвета Ренессанса /называемого также Высоким Возрождением/ в Италии,...
Творчество мастеров высокого итальянского Возрождения (Леонардо да Винчи) Подготовила студентка 1-ого курса ф-та Культуры, II группы Жикаренцева Елена. Спб 2000 г. Содержание Возрождение и Леонардо Леонардо да Винчи Некоторые приемы в живописи Леонардо да Винчи, его взгляды и убеждения \"Тайная вечер iconЖизнь Леонардо да Винчи
Более 500 лет назад для молодого Леонардо да Винчи Флоренция выглядела точно также, как она выглядит для молодого честолюбивого художника...
Творчество мастеров высокого итальянского Возрождения (Леонардо да Винчи) Подготовила студентка 1-ого курса ф-та Культуры, II группы Жикаренцева Елена. Спб 2000 г. Содержание Возрождение и Леонардо Леонардо да Винчи Некоторые приемы в живописи Леонардо да Винчи, его взгляды и убеждения \"Тайная вечер iconСказка Жил-был один бедный человек, было у него четыре сына: три умных, а один из них и так, и сяк. И вот пришла за отцом смерть.
Переходя к примерам “золотого сечения” в живописи, нельзя не остановить своего внимания на творчестве Леонардо да Винчи. Его личность...
Творчество мастеров высокого итальянского Возрождения (Леонардо да Винчи) Подготовила студентка 1-ого курса ф-та Культуры, II группы Жикаренцева Елена. Спб 2000 г. Содержание Возрождение и Леонардо Леонардо да Винчи Некоторые приемы в живописи Леонардо да Винчи, его взгляды и убеждения \"Тайная вечер iconЛеонардо да Винчи
Чных князей, всюду предлагая грандиозные планы и нигде не находя настоящего понимания. Усталый и разочарованный, Леонардо да Винчи...
Творчество мастеров высокого итальянского Возрождения (Леонардо да Винчи) Подготовила студентка 1-ого курса ф-та Культуры, II группы Жикаренцева Елена. Спб 2000 г. Содержание Возрождение и Леонардо Леонардо да Винчи Некоторые приемы в живописи Леонардо да Винчи, его взгляды и убеждения \"Тайная вечер iconВиртуальная выставка
Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) (1452-1519), итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый и инженер. Основоположник...
Творчество мастеров высокого итальянского Возрождения (Леонардо да Винчи) Подготовила студентка 1-ого курса ф-та Культуры, II группы Жикаренцева Елена. Спб 2000 г. Содержание Возрождение и Леонардо Леонардо да Винчи Некоторые приемы в живописи Леонардо да Винчи, его взгляды и убеждения \"Тайная вечер iconМикеланджело Буонаротти
Леонардо Да Винчи, наиболее мощная фигура итальянского высокого возрождения. Как скульптор, архитектор, живописец и поэт, Микеланджело...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы