Античное искусство Рима icon

Античное искусство Рима



НазваниеАнтичное искусство Рима
Дата конвертации12.07.2012
Размер229,28 Kb.
ТипРеферат
Античное искусство Рима


План: Введение…………………………………………………………………………………………………ст.3 1. Рим. Специфические особенности римской литературы………………………………………………………………………………………ст.8 2. Архаическая пора доклассического периода………ст.9 3. Зрелая пора доклассического периода……………………ст.11 4. Конец доклассического и начало классического периода. Время кризиса и гибели республики…ст.14 5. Послеклассическая литература. Ранняя Римская империя………………………………………………………………………………………………ст.18 Заключение……………………………………………………………………………………………ст.20 Библиография………………………………………………………………………………………ст.21 Введение Литература есть отражение народной жизни. Появившись, она в своюочередь воздействует в том или ином направлении на жизнь народа.Следовательно, чтобы понять античную литературу, необходимо знать ипонимать жизнь тех народов, которые ее создали. Народы эти – древние грекии древние римляне. География и хронология. Древние греки занимали юг Балканскогополуострова, острова Эгейского моря и побережье Малой Азии. Древние римляненаселяли сначала небольшую территорию вокруг Рима, в Средней Италии(Лациум), потом овладели всей Италией, странами Средиземноморья, в томчисле и Грецией, и, наконец, всеми известными тогда странами в Европе игосударствами Передней Азии. Первые письменные памятники греческой литературы относятся к VIII в дон.э., первые же письменные памятники русской литературы – к III в до н.э.падение Западной Римской империи и вместе с тем конец римской литературыотносятся к V в н.э., к этому же времени относится конец и античнойгреческой литературы, переходящей в дальнейшем на путь византийскойлитературы. Таким образом, от своего зарождения и до средневековойлитературы античная литература занимает огромный период времени – около1200 лет. Латинское слово antiguus значит «древний». Но когда говорят обантичной литературе, то обыкновенно имеют не древнюю литературу вообще(индийскую, персидскую, египетскую), а только древнюю литературу Европы. Атаковыми являются литература древнегреческая и римская. Общинно-родовая формация. Древнейшей общественно-исторической формациейявляется общинно-родовая. Она и определяет собой жизнь греческого народа,создавшего сначала устную, а потом и письменную словесность. Общинно-родовая формация есть доклассовый коллективизм ближайших родственников.Здесь у людей еще нет государства и связанных с ним органов принуждения,нет регулярной торговли. Люди живут сначала небольшими родовыми объединениями и управляютсясвоими родовыми общинами. Здесь отсутствует частная собственность, ивначале нет разделения на богатых и бедных. Земля и в значительной мереорудия производства являются собственностью только родовой общины. Т.о.,еще не существует общественно-экономических классов. Общинно-родоваяформация есть общество доклассовое. Эта доклассовая общинно-родоваяформация в Средиземноморском бассейне переходит в другую общественно-экономическую формацию, а именно рабовлдельческую, в течение первойполовины первого тысячелетия до н.э. зародившаяся здесь греческаялитература необходимым образом отражает переходный период между двумяформациями. Рабовладельческая формация. Рабовладение вначале было прогрессивным.Однако прогрессивность рабства имела место только на первых ступенях егоразвития, когда оно разлагало общинный строй и содействовало большемуразделению труда; в последствии же рабовладение приводит античный мир кгибели. Разросшаяся родовая община, основанная на подавлении отдельногоиндивидуума с течением времени перестала оправдывать свое существование.Становилось выгодным освобождать членов родовой общины от постоянной опекиродовых организаций, предоставлять им ту или иную свободу труда, основаннуюна рабовладельческом способе производства, обеспечивать за ними ту или инуючастную собственность и разрешать самим пользоваться продуктами труда.Рабовладельческая формация освободила некоторую небольшую общественнуюпрослойку, которая получила теперь возможность специально развивать науки иискусства. Вместе с тем освобождение от родовых авторитетов привело к большомуразвитию индивидуального мышления, а это способствовало развитию новойидеологии. Общинно-родовая идеология. В условиях первобытно-общинного способапроизводства люди живут и организуются на основе стихийно-коллективистскихродственных отношений. Для них являются наиболее понятными и близкимиименно родственные трудовые отношения. Когда они начинают задумываться оприроде и мире, то эти последние представляются им тоже в свете родственныхотношений. Однако родственные отношения мыслятся между одушевленными иразумными существами. Следовательно, и вся природа, весь мир мыслится тожесостоящим из одушевленно-разумных существ, образующих собой тоже некоторогорода общину, в данном случае универсальную космическую общину. А это и естьмифология, которая представляет собой не что иное, как результатобобщенного перенесения родственных, т.е. одушевленно-разумных и стихийно-коллективистских, отношений на всю природу и весь мир. Солнце, Луна,звезды, реки, горы, моря и т.д. оказываются одушевленными и разумнымисуществами, состоящими между собой в тех или иных родственных отношениях. Итак, мифология является идеологией общинно-родовой формации. Онавозникла как отражение царящих в ней общинно-родовых сил. Рабовладельческая идеология. Совсем другое дело рабовладельческаяидеология. Возникшие в связи с ростом производительных сил исоответствующих потребностей рабовладельческое общество уже не моглоуправляться тем малоподвижным, громоздким и негибким аппаратом родовыхорганизаций, который характерен для древнего общества. Предстояло развязатьеще не использованную общественно-экономическую силу, а именно частнуюинициативу, частную собственность, частный труд и свободу. Но это означалоосвободить также и мышление каждого отдельного человека от родовой опеки ипредоставить ему возможность самому изыскивать средства для жизни. Самособой разумеется, что в этих условиях мифология уже не могла удовлетворять.Вместо нее стали возникать попытки научного исследования природы и попыткитехнически применить результаты этого исследования для удовлетворенияжизненных потребностей. Итак, переход к изучению природы, освобожденной отбогов и демонов, т.е. попытки формулировать (пусть примитивно), те или иныезаконы природы, - вот что является новой ступенью в мировоззрении человека,пришедший на смену древней мифологии. В те времена не могло быть и речи о сколько-нибудь полном освобождениичеловека, т.е. об использовании всех его возможностей. Человек выступаетпока только как существо, управляемое другим человеком. Производительматериальных благ здесь – раб. А тот, кто его организует, тоже неиспользует всех своих внутренних возможностей. Организатор труда здесь –рабовладелец. Природа и мир для такого рабовладельческого сознания ужеперестает быть мифологией. Природа продолжает мыслиться как живое,одушевленное тело, но ею управляют не боги и демоны, созданные примитивныммышлением, а некие наукообразные законы. Это и заменило собой старуюмифологию. Это и есть развившаяся как раз в VII-V вв до н.э. в Грециифилософия природы, или натурфилософия. Природа оказалась теперь состоящейуже не из демонических сил, но из обыкновенных материальных стихий (земля,вода, воздух, огонь), стихий живых и уже не антропоморфных, а управляемыхтеми или другими отвлеченными законами (таковы пифагорейские числа, логос-слово Гераклита, мышление-воздух Диогена Аполлонийского и т.д.). Таквозникла ранняя рабовладельческая идеология, с первых же шагов вступившая внепримиримую борьбу с прежней мифологией. Это не значило, что мифология исчезла. В народных массах в той илидругой форме она продолжала существовать в течение всей античности. Но этозначило, что ведущей формой общественного сознания стали наука и философия,а в тех случаях, когда выставлялись на первый план прежние мифологическиеобразы, они получали мыслительную обработку, становились художественнымиобразами вплоть до простого аллегорического их понимания. Вместе с темполучал некоторое освобождение и внутренний мир личности, который ранее былвсецело подчинен служению родовой общине. Духовные запросы человеканачинали дифференцироваться, и он стал испытывать нужды несовместимые илимало совместимые с нуждами других людей. Возникает борьба между личностью иобщественными установлениями. Само общество тоже начинает развиваться,подобно тому как развивалась и отельная личность. Как писал Ф.Энгельс, нехватало только учреждения, которое увековечило бы начинающееся разделениеобщества на классы. А это приводило к возникновению государства, резкоотличного от старинных родовых авторитетов, и притом государстваклассового, поскольку социально-экономическим базисом теперь был рабскийтруд, а производственные отношения – отношениями между рабовладельцами ирабами. Эта новая общественно-историческая формация, и ее идеология возникает вГреции в первой половине 1 тысячелетия до н.э. В это же время возникает игреческая литература, неизменно отражающая новую социально-историческуюэпоху. Периодизация античной литературы. Первый период, который можно назвать доклассическим, или архаическим,охватывает собой длинные ряд веков устного народного творчества изаканчивается в течение первой трети 1 тысячелетия до н.э. Это творчестводо нас не дошло, и мы имеем о нем некоторое представление на основаниипозднейшей античной литературы. Целиком до нас дошли только два памятникагреческой литературы, записанные в VI в. до н.э., но, несомненноразвивавшиеся в течение многих столетий, - это героические поэмы «Илиада» и«Одиссея» Гомера. Второй период античной литературы – это становление и расцветгреческого классического рабовладения, занимающего собой VII-IV вв. до н.э.Этот период обычно называется классическим. В связи с развитием личностипоявляются многочисленные формы лирики и драмы, а также богатаяпрозаическая литература, состоящая из произведений греческих философов,историков и ораторов. Третий период античной литературы, обычно именуемый эллинистическим,возникает на новой ступени античного рабовладения, а именно крупногорабовладения. Вместо небольших городов государств классического периода,так называемых полисов, возникают огромные военно-монархическиеорганизации, а вместе с тем появляется и большая дифференциациясубъективной жизни человека, резко отличная от простоты, непосредственностии строгости классического периода. Вследствие этого эллинистический периодчасто трактуется как период деградации классической литературы, хотянеобходимо помнить, что этот процесс длился весьма долго, вплоть до концаантичного мира. Следовательно, этот послеклассический период занимаетогромный промежуток времени – с III в. до н.э. до V в. н.э. К этомутретьему периоду античной литературы относится и римская литература, почемуего часто и называют элиинистически-римским периодом. Возникшая в III в. дон.э. римская литература переживает свой архаический период в первые двавека своего существования. 1 в. до н.э. обычно считается периодом расцветаримской литературы, а именно I-V вв. н.э., называются послеклассическимпериодом. В связи с гибелью рабовладельческой формации и наступлениемсредневекового феодализма VI в. н.э. можно считать гранью между античной исредневековой литературой. 1. Рим. Три специфические особенности римской литературы. а) Первой отличительной чертой литературы в сравнении с греческойявляется то, что это литература гораздо более поздняя и потому гораздоболее зрелая. Римская литература выступает на мировой арене на 400-500 летпозже греческой. Рим мог воспользоваться уже готовыми результатами вековогоразвития греческой литературы, усвоить их достаточно быстро и основательно,и создавать на этой основе уже свою собственную, гораздо более зрелую иразвитую литературу. С самого начала развития римской литературычувствуется сильное греческое влияние. б) второй особенностью римской литературы является то, что онавозникает и расцветает в тот период истории античности, который для Грециибыл уже временем упадка. Это был период эллинизма. Римская литература естьпо преимуществу литература эллинистическая. в) Из этих особенностей литературы – более позднего ее происхождения иее эллинистической природы – выступает еще третья особенность. Римскаялитература воспроизводила эллинизм чрезвычайно интенсивно, в крупных ишироких масштабах и в гораздо более драматических, горячих и острых формах.Нигде в античной литературе не было такого трезвого анализадействительности, как в римском натурализме или у римских сатириков, хотя инатурализм и сатира свойственны и греческой литературе; но обе этиособенности римской литературы – натурализм и сатирическое изображениежизни – настолько здесь велики, что натуралистическая сатира вполне можетсчитаться специфическим римским литературным жанром. Наконец, хотя талантливых и глубоких историков в Греции былодостаточно, только в Риме могли появиться такие историки, как Тацит, стаким острым и проницательным анализом исторической жизни, с такойбеспощадной критикой императорской эпохи и с таким свободно-демократическимнастроением. Колоссальные размеры Римской республики и империи, небывалыйразмах и драматизм социально-политической жизни Рима, бесчисленные войны,тончайшая организация военного дела, продуманная дипломатия июриспруденция, т.е. все то, чего требовали огромные размеры Римскойреспублики и империи в сравнении с миниатюрной и разъединенной классическойГрецией, - все это наложило неизгладимый отпечаток на римскую литературу ивсе это явилось ее национальной спецификой. 2. Архаическая пора доклассического периода. Фольклор. Фольклорный период отличался в Риме теми же чертами, что и вовсех других странах. Здесь, по-видимому, были представлены все обычныежанры устного народного творчества. Здесь, несомненно, была трудовая песня,связанная, например, с прядильным и ткацким делом, сос сбором винограда, слодочной греблей. В Древнем Риме, несомненно, бытовали также заговоры изаклинания; имеются сведения, далее, о бытовых песнях: свадебных,застольных, а также о религиозных гимнах, связанных с практикой жизни. Кпоследним надо отнести гимн Арвальских братьев, т.е. особого рода жрецовземледелия и салиев-скакунов, жрецов бога войны Марса. Особеннымраспространением пользовались так называемые фесценнины, песни шуточного,пародийного, а иной раз и непристойного характера, которые, по-видимому,обладали большой социальной значимостью, т.к. или ими пользовались нетолько во время пиров или отдыха, но и для осмеяния и даже во времятриумфальных шествий по адресу того самого полководца-победителя, в честькоторого и совершалось триумфальное шествие. Имеются все основания думать,что эти фесценнины далеко не всегда обладали невинным и шутейнымхарактером, но часто доходили до выражения социально-политическогопротеста. Как и во всяком фольклоре, здесь мы находим также зачатки народнойдрамы и даже не только зачатки. Были в ходу так называемые сатуры, нечтовроде наших импровизированных сценок. Историк Тит Ливий сообщает, что в 364г. до н.э. для умилостивления богов во время эпидемий были приглашеныактеры, танцоры из Этрурии, которые создали с помощью римских молодых людейздесь уже нечто вроде настоящего театра, с мимическими плясками подаккомпанемент флейты. Наконец, в области драмы большим распространениемпользовались а Риме ателланы, особого рода фарс, пришедший их кампанскогогорода Атеклы. Он тоже отличался пародийным и сатирическим характером,часто на общественные порядки и частных лиц и держался в Риме очень долго.Существенной особенностью этого фарса являлось выступление в нем четырехсатирически подаваемых типов: Макк (дурак и обжора), Букк (дурак ихвастун), Папп (старик в пародийном изображении) и Дюссен (псевдоучений,шарлатан и горбун). Ателлана всегда отличалась деревенским грубым инепристойным характером не без наличия политической сатиры. В первойполовине 1 в. до н.э. из народного импровизационного театра сатирыпревратилась в литературное произведение. Кроме всей этой художественной словесности, с давних пор былапредставлена проза, считавшаяся привелегией знати и получавшая фиксациюсначала в виде надписей на памятниках и колоннах, а впоследствиисоставляющая целые книги. Эти прозаические произведения отчасти тоежобладали стихотворным размером и потому приближались к поэзии. Можноотметить: книги главных жрецов и прочих жрецов, имевшие вначале формулетописи, куда кратко заносились выдающиеся события данного времени (вроденачала и конца войны, затмения солнца и т.д.); юридические памятники, тожевначале в виде надписей, как, например, плохо сохранившиеся законы XIIтаблиц – (451-450 гг. до н.э.) – знаменитый памятник первого публичногозаконодательства; разного рода пророчества и предсказания как о судьбевсего римского народа, так и о частных событиях и лицах; государственныедоговоры (например, между царем Сервием Туллием и латинцами) или торговыедоговоры (например, между Римом и Карфагеном IV в. до н.э.); памятникичастного характера (похоронные речи или надписи в домах покойников);стихотворные надписи в связи с триумфами полководцев или надписинадгробные. Все это дошло до нас в разрушенном виде и в ничтожномколичестве. Наконец, древняя римская словесность была богата разнороднымипословицами и поговорками. Общая характеристика литературы. Весь этот период отличается тем, чтоздесь еще нет никакого греческого влияния, которое в дальнейшем былонастолько велико, что литература Рима уже оказывается без него немыслимой.Зачатки письменности в этом периоде отличаются краткостью, деловитостью,отсутствием всякой фантастики. Но не следует думать, что в римскойлитературе все определялось греческим влиянием, что сама римская литературане обладала ровно никакой оригинальностью. Если греческое влияние сизвестного момента возымело здесь огромное значение, то это только потому,что сам Рим достаточно созрел в социально-политическом отношении. 3. Зрелая пора доклассического периода (середина III – до первой половины II в. до н.э.) Социально-историческая обстановка. К началу III в. до н.э. Римпредставлял собой типичный для античности полис, государство-город. Вовторой половине III в. римляне подчинили себе всю среднюю часть Италии, азатем территорию Южной Италии и остров Сицилию. Эта территория называласьВеликой Грецией и была богатой греческой колонией. Экспансия Рима обогащалапривилегированную часть его общества. Усилилось влияние денежно-ростовщических групп так называемого сословия всадников. Обогатилась иверхушка непривилегированных – плебса. Она добилась права занимать высшиегосударственные должности и образовала вместе с патрициями римскую знать-нобилитет. Победоносные войны доставляли Риму толпы рабов, и рабский трудпостепенно вытесняет труд мелких свободных собственников-крестьян иремесленников. Завоевание Великой Греции дало возможность римлянам непосредственносоприкоснуться с высокой греческой культурой. Продолжавшаяся торговая ивоенная экспансия в районе Средиземного моря столкнула Рим прежде всего сторговой аристократической республикой на севере Африки Карфагеном,господином всего Средиземного моря. 1-я Пуническая (карфагенская) война(264-241 гг.) доставила римлянам Сицилию; далее заняли Корсику, Сардинию идаже часть Иллирии в Греции; 2-я Пуническая война (218-201 гг.)отдаларимлянам Испанию и весь карфагенский флот. 3-я Пуническая война (149-146гг.) привела к сожжению самого Карфагена Сципионом Эмилианом. Тут же былиприсоединены к Риму Македония (148 гг.) и Греция (146 гг.), и таким образомк середине II в. Рим стал владыкой всего Средиземного моря. Одним из самых важных социальных результатов всех упомянутых вышезавоеваний и связанного с этим появления разбогатевшей интеллигенцииявляется эллинизация Рима, в корне преобразовавшая всю духовную жизньстраны и народа. Вместо старых аскетических идеалов бережливости, труда,защиты родины и жизни в пределах небольшой городской общины теперьразвивается стремление к роскоши, утонченной культуре и легко добываемымбогатствам. Греки, приходившие в Рим, приносили с собой все плоды своейвековой культуры в суровую и строгую страну завоевателей и политиков.Несомненно, некоторое влияние Греции было в Риме и раньше. Достаточноуказать на то, что римский алфавит и римские меры и веса были заимствованыиз Греции. Однако это влияние, вероятно, было поверхностным и, главное,совершенно не отразилось на литературе. Другое дело – влияние Греции после1-й Пунической войны. Один из первых римских писателей, грек ЛивийАндроник, в 240 г., т.е. сейчас же после войны, ставит в Риме драму налатинском языке. Особенно прославились своей приверженностью ко всему греческомуСципионы – род, прославленный на войне с Карфагеном. Эта страсть кэллинизму, конечно, не оставалась в Риме и без оппозиции. Особеннойсуровостью и консерватизмом в этом отношении отличался Марк Порций Катон(Старший), который добился в 173 г. изгнания греческих эпикурейцев Алкея иФилиска, в 161 г. – высылки из Рима греческих философов и риторов и в 155г. – высылки афинского посольства, члены которого, философы Карнеад,Диоген, Критолай, пропагандировали в Риме свои учения. Все это былобесполезно, да и сам Катон принужден был в конце концов изучить греческийязык и пользоваться для своих сочинений греческими источниками, несмотря насвой староримский закал, ненависть к новшествам, к порче нравов иэллинизму. В эпоху войн, в суровые времена сплошных походов, опасностей,поражений и побед на темных улицах Рима появились греческие боги со своимисветлыми, беззаботными лицами, эти небесные любители красоты и искусства,появились изящные греческие Музы, «своей беспечнейшей улыбкой просветляябудничные тревоги дня». Первые шаги римской поэзии под влиянием греческой. а) Ливий Андроник (ок. 280-207), грек из Тарента, прибывший в Рим в 272г., после взятия его родного города. Для учебных целей он переложилсатурнийский стихон «Одиссею». После первой Пунической войны, в 240 г.,Ливий поставил на праздничных играх одну трагедию и одну комедию, переделкис греческого, имевшие огромный успех. Кроме того, сохранились названия еготрагедий: «Ахилл», «Алекс – биченосец», «Троянский конь», « Эгисф»,«Гермиона», «Андромеда», «Даная», «Ино», «Терей». Известно, что в 204 г.Ливий Андроник сочинил по поручению властей гимн в целях предотвращенияодного дурного предзнаменования. Он исполнялся хором девушек в 27 человек. б) Гней Невий (около 270-201) был свободнорожденным уроженцем Кампании;его поэтическая деятельность протекала в Риме уже после первой Пуническойвойны. Его трагедии были тоже близким воспроизведением греческихподлинников. Сохранились такие заглавия: «Троянский конь», «Даная»,«Гесиона», «Ликург», «Выступающий Гектор», «Ифигения», «Андромаха». Невийвпервые вводит римскую национальную драму, претекстату (претекста – римскийсенаторский костюм с пурпуровой каймой). Имеются известия о драмах «Ромуле»и «Кластидии». Гораздо более популярен был Невий в комедии, в которой ондопускал «контаминацию» (объединение и переработку 2 греческих пьес в одну)и внесение черт из римской жизни (сохранились названия 33 пьес). Известно,например, «Тарентиночка» с ярким образом гетеры. Будучи либеральнонастроенным, он пытался подражать древней аттеической комедии и нападал насовременников, но этот плебейский задор встретил отпор со стороныправительства и привел к изгнанию его из Рима. Прославилась и егоэпическое произведение «Пуническая война», где рассказ шел еще об отбытииЭнея из пылающей Трои, посещении им Дидоны в Африке, о внуке Энея Ромуле –основатели Рима. Изложение, очевидно, было весьма сухое. 4. Конец доклассического и начало классического периода. Время кризиса и гибель республики (середина II в. – до 30 г. 1 в. до н.э.) Социальная и политическая борьба. Начиная со второй половины II века дон.э. в римском обществе проявляются острейшие классовые противоречия. Беспощадно эксплуатируя захватываемых в беспрерывных войнах рабов,верхушка общества организовывала богатейшие обширные имения – латифундии.Вследствие этого с неслыханной силой проявилось основное противоречиерабовладельческого общества – противоречие между рабами и рабовладельцами,выразившееся в грандиозных восстаниях рабов в Сицилии, Малой Азии, наконец,в Италии под предводительством Спартака (74-71 гг. до н.э.) Не менее острым были противоречия в среде самих свободных граждан –противоречие между крупными и мелкими собственниками, особенно междувладельцами богатейших поместий и крестьянством. Мелкие земельныесобственники разорялись, продавали свои участки и уходили в города,становясь в большинстве люмпен – пролетариями. Богатые землевладельцы,пользуясь правом сильного, захватывали даже землю, принадлежавшую всемуобществу свободных граждан, так называемый ager publicus. Во второй половине II в. до н.э. в Риме образовались две политическиепартии – оптиматов и популяров. Оптиматы были выразителями интересовсенатской знати и крупных земельных собственников. Популяры отражалиинетерсы демократических кругов города и деревни. Под влиянием массовогодемократического движения, особенно крестьянства, усилилась роль народныхтрибунов и, наоборот, несколько ослабла роль сената. Демократическоедвижение, руководимые Тиберием и Гаем Гракхами, пытавшимися восстановитькрестьянское землевладение, окончилось неудачей. Когда Рим стал мировой державой, его государственная форма –аристократическая республика – потребовала уже более широкой социальнойосновы. Нужна была иная форма власти. Борьба за политическую власть вызваладлительные, ожесточенные гражданские войны, в которых основную роль играловойско, теперь уже большей частью наемное, а не навербованное изкрестьянства, как это было раньше. Такое войско было послушным орудием вруках тех или иных полководцев, жаждавших встать у кормила государства. В82 г. власть взял в свои руки Сулла и установил кровавую диктатуруоптиматов. После падения режима Суллы создается в 60 г. первый триумвират(Помпей, Юлий Цезарь Красс), который был выражением военной диктатуры вгосударстве. В обстановке социальной и политической борьбы конца II – начала I в. дон.э. значительное развитие получила проза: красноречие, историография,мемуарная и эпистолярная литература. Ораторское искусство. Особенного успеха достигло ораторское искусство.Благодаря разнообразно разработанному стилю оно оказало влияние на все видылитературы, и прежде всего на прозу. Развитию красноречия в Риме во многомспособствовали блестящие образцы греческого ораторского искусства, котороесо II в. до н.э. становится предметом тщательного изучения в специальныхшколах. Со страстными речами выступали политические деятели, как, например,реформаторы братья Гракхи, особенно Гай Гракх, который был ораторомисключительной силы. Увлекая народные массы даром слова, он в своихвыступлениях пользовался и некоторыми театральными приемами. Среди римскихораторов широко, например, был распространен такой прием, как показ рубцовот ран, полученных в борьбе за свободу. В красноречи были известны дванаправления: азианское и аттическое. Азианский стиль отличался цветистымязыком, пристрастием к афоризмам. Представителем этого направления былГортензий Гортал, старший современник Цицерона, консул 69 г. Для аттицизма же был характерен сжатый, простой язык, каким писалигреческий оратор Ликсий и историк Фукидид. Аттическому направлению в Римеследовали Юлий Цезарь, поэт Лициний Кальв, республиканец Марк Юний Брут,которому Цицерон посвятил свой трактат «Брут». Сам же Цицерон выработалсредний стиль, в котором сочетались особенности азианского и аттическогонаправления. Биография, политическая и литературная деятельность Цицерона. МаркТуллий Цицерон, знаменитый оратор древности, оилцетворяет наравне сДемосфеном высшую ступень ораторского искусства. Цицерон жил с 106 до 43 г. до н.э. Он родился в Арпине к юго-востоку отРима, происходил из сословия всадников. Цицерон получил блестящееобразование, изучал греческих поэтов, интересовался греческой литературой.В Риме он учился у знаменитых ораторов Антония и Красса красноречию, слушали комментировал выступавшего на форуме известного трибуна Сульпиция, изучалтеорию красноречия. Оратору необходимо было знать римское право, и Цицеронучился ему у популярного для того времени юриста Сцеволы. Зная хорошогреческий язык, Цицерон познакомился с греческой философией благодаряблизости с эпикурейцем Федром, стоиком Деодором и главой новоакадемическойшколы Филоном. У него же он научился диалектике – искусству спора иаргументации. Хотя Цицерон не придерживался определенной философской системы, но вомногих своих произведениях он излагает взгляды, близкие к стоицизму. С этойточки зрения во второй части трактата «О государстве» он рассматриваетлучшего государственного деятеля, который должен обладать всеми качествамивысоконравственного человека. Только он мог бы оздоровить нравы ипредотвратить гибель государства. Взгляды Цицерона на лучшийгосударственный строй изложены в первой части этого трактата. Авторприходит к заключению, что лучший государственный строй существовал вРимской республике до реформы Гракхов, когда монархия осуществлялась в лицедвух консулов, власть аристократии – в лице сената, а демократии –народного собрания. Для лучшего государства Цицерон считает правильнымустановить древние законы, возродить «обычай предков». Первая дошедшая до нас речь (81 г.) «В защиту Квинкция», о возвращенииему незаконно захваченного имущества, принесла Цицерону успех. В ней онпридерживался азианского стиля, в котором был известен его соперникГортенсий. Еще большего успеха добился он своей речью «В защиту РосцияАмериканского». Защищая Росция, которого из корыстных целей родственникиобвиняли в убийстве родного отца, Цицерон выступил против насилийсулланского режима, разоблачая темные действия фаворита Суллы, КарнелияХризабона, с помощью которого родственники хотели овладеть имуществомубитого. Цицерон выиграл этот процесс и своей оппозицией аристократиидобился популярности в народе. Цицерон оставил сочинения по теории и истории красноречия, философскиетрактаты, 774 письма и 58 речей судебных и политических Язык и стиль речей Цицерона. Для политического и особенно судебногооратора важно было не только правдиво осветить суть дела, сколько изложитьего так, чтобы судьи и публика, отражавшая судебный трибунал, поверили вего истинность. Отношение публики к речи оратора считалось как бы голосомнарода и не могло не оказать давления на решения судей. Поэтому исход делазависел почти исключительно от искусства оратора. Цицерон сам отмечает всвоих речах «обилие мысли и слов», в большинстве случаев проистекавшее отжелания оратора отвлечь внимание судей от невыгодных фактов, сосредоточитьего только на полезных для успеха дела обстоятельствах, дать им необходимоеосвещение. В этом отношении для судебного процесса имел важное значениерассказ, который подтверждался тенденциозной аргументацией, частоизвращением свидетельских показаний. В рассказ вплетались драматическиеэпизоды, образы, придающие речам художественную форму. Признавая, чтооратору следует преувеличить факт, Цицерон в своих речах считаетзакономерной амплификацию – прием преувеличения. Цицерон не чуждался итеатральных приемов, которые вызывали у его противников обвинение в егонеискренности, в ложной слезливости. Живость его речи приобретаетсяблагодаря пользованию общенародным языком, отсутствию архаизмов и редкомуупотреблению греческих слов. Порой речь состоит из коротких простыхпредложений, порой они сменяются восклицаниями. 5. Послеклассическая литература. Ранняя римская империя. (I в. н.э. – первая половина II в. н.э.) Утвердившийся в конце I в. до н.э. принципат Августа, рядившийсявначале в ветхие одежды республики, превращается в первом веке н.э. вРимскую империю с тиранической властью императора, опирающегося на войско.Римская империя расширяет свои границы на Рейне, Дунае и на Британскихостровах. Она хищнически эксплуатирует свои многочисленные обширныепровинции. Рим ведет оживленную торговлю, особенно с западными провинциями.В столицу империи приводятся массы рабов. В Рим приезжают со всех концовобширного государства философы, поэты, художники. Императоры стремятсяукрасить Рим монументальными постройками, пышными храмами, театрами,великолепными памятниками так, чтобы и архитектура и скульптура отражалимощь и блеск империи. Но, не смотря на внешнее величие, в Римской империиуже выступают черты загнивания и разложения рабовладельческой системы. Впервом в. н.э. произошла перемена и в социальном составе римского общества.Старая сенатская аристократия была сломлена и в значительной мере замененазнатью провинций и италйских городов. Она еще пыталась иногда путемдоговоров, убийств произвести переворот и вернуться к традиции римскойаристократической республики, но победа оставалсь за императорским режимом.И сенатская оппозиция искала себе утешение в стоической философии,проповедующей нравственное самоусовершенствование и уход от активнойполитической деятельности. Второе привилегированное римское сословие –всадники – превратилось в период Римской империи в бюрократическоечиновничество, всецело зависящее от императора. Но, в конце концов всеримские горожане – и знать, и богачи, и мелкие свободные труженики, илюмпен-пролетарии – были совершенно бесправны. После классического периода литература в дальнейшем была представленаписателями, поставившими свое искусство на службу императорскому режиму илиже на службу практической морали и пропаганде философских идей, главнымобразом идей стоической философии (Сенека, Персей). Характерным было такжепоявление ряда писателей из провинциалов (Марциал, Квинтилиан). Впроизведениях этих писателей господствует риторический стиль, стремлениесблизить художественную прозу с ритмической поэзией. Для этого типичныжанры поэмы и трагедии с мифологическими сюжетами и жанр сатиры-беседы. Сенека. Еще больший интерес к стоической морали, чем при Августе,обнаруживается во времена Нерона, с правлением которого связана жизнь идеятельность Луция Аннея Сенеки. Луций Анней Сенека, философ и писатель (4 г. до н.э.) родился вИспании в Кордубе. Отец его, написавший труд о римских риторах, былвсадником. Он оказал большое влияние на риторическую подготовку сына. ЛуцийСенека получил образование в Риме. Он учился философии у стоиков Аттала иПапирия Фабиана, пифагорейца Сотиона. До конца своей хизни он сохранилсклонность к стоицизму, хотя интересовался Платоном и Эпикуром. Литературное наследство Сенеки сосоит из сочинений философскогохарактера и поэтических произведений. К первой группе относятся: 1) триутешительных послания к Марции, дочери пострадавшего при Тиберии историкаКремуция Корда, послание из ссылки к матери Гельвии и к влиятельномувольноотпущенику Клавдия Полибию; 2) трактаты-диалоги, содержанием которыхявляются вопросы этики («О гневе», «О кратковременности жизни», «Омилосердии», «О досуге», «О счастливой жизни», «О стойкости мудреца»). К поэтическим произведениям принадлежат эпиграммы, сатира на убитогоимператора Клавдия «Отыквление» и 10 трагедий: «Безумствующий Геркулес»,«Троянки», «Финикиянки», «Медея», «Федра», «Эдип», «Агамемнон», «Тиест»,«Геркулес на Эте» и «Октавия». В своих философских сочинениях Сенека проповедует принципы стоическойфилософии, главным образом ее практическую сторону. Поэтому особенныйинтерес он проявляет к вопросу о благе людей и о добродетели как средстве кдостижению этого блага. Задача философии - научить жить и научить достойноумереть. Человек, по его мнению, должен искать счастья не в материальныхблагах, а внутри себя, поэтому Сенека превозносит простоту нравов,показывает преимущества радостей бедняка перед пресыщенностью богачей. Заключение Подводя итог всей античной литературы, можно сказать следующее. Первое, что бросается в глаза при чтении памятников античнойлитературы, - это огромная склонность античных писателей изображать главнымобразом внешний, предметный мир, по сравнению с чем мир субъективныхпереживаний и мир психический, несомненно, отступают на второй план имногих писателей совсем не интересуют. Этим античная литература резкоотличается от средневековой литературы. Античная литература обращала пристальное внимание на материальный ителесный мир и рисовала его в максимально красивом и благоустроенном виде. В русской литературе нашли свое воплощение все стороны античности.Здесь классическая драма (Ломоносов, Сумароков, Озеров) и классический эпос(Херасков). Пушкинская школа и прежде всего сам Пушкин – это расцветкрасивой и благородной античности в первой половине XIX века. В серединевека высокую оценку античной литературы находим у революционных демократов(Белинский, Герцен). Античной тематикой наполнено творчество АполлонаМайкова, особенно его драмы. Библиография: 1. Античная литература. Под редакцией А.А. Тахо-Годи. 2-е изд., перераб. М., «Просвещение», 1973. Стр. 5-10,254 – 262. 2. История римской литературы. Под ред. Н.Ф. Дератани. М., 1954. Стр. 46-54. 3. Покровский М.М. История римской литературы. М., 1942. 4. Тронский И.М. История античной литературы. Л.,1957. Стр 79-86.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Античное искусство Рима iconРеферат по культурологии Тема: Искусство античного Рима. Сорокин Константин Эдуардович
Правомерно утверждать, что, хотя древнеримские мастера продолжали традиции эллинских, все же искусство древнего Рима явление самостоятельное,...
Античное искусство Рима iconАнтичное ораторское искусство

Античное искусство Рима iconАмпир, или "стиль империи"
Древнего Рима. Это существенное различие часто опускают, когда говорят о преемственности стилей и об Ампире как о высшей стадии развития...
Античное искусство Рима iconИскусство Рима 1-3 вв н. э

Античное искусство Рима iconИскусство древнего Рима

Античное искусство Рима iconИскусство античного Рима

Античное искусство Рима iconИзобразительное искусство республиканского Рима

Античное искусство Рима iconХрамовое искусство Древнего Рима

Античное искусство Рима iconОраторское искусство древнего Рима

Античное искусство Рима iconАнтичное искусство
До н э. Таким образом, история античности охватывает период формирование и расцвета и гибели рабовладельческих государств Средиземноморья...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы