Театральные представления на Нижегородской ярмарке во второй половине XIX века icon

Театральные представления на Нижегородской ярмарке во второй половине XIX века



НазваниеТеатральные представления на Нижегородской ярмарке во второй половине XIX века
Дата конвертации12.07.2012
Размер313,09 Kb.
ТипРеферат
Театральные представления на Нижегородской ярмарке во второй половине XIX века


Часть 1. Место проведения Нижегородской ярмарки.Нижегородская ярмарка насчитывает почти пять веков истории. Начиналась онапод Нижнем Новгородом. В 1524 году у городка Васильсурска, что ниже его потечению Волги, великим князем Василием Иоанновичем было учрежденоофициальное торжище. В 1641 году ярмарка перебралась ближе к Нижнему подстены монастыря св. Макария. Долгое время она так и называлась -Макарьевская. У монастыря она просуществовала до 1816 года, когдасильнейший пожар уничтожил практически все торговые строения. В 1817 годурешением правительства Макарьевская ярмарка была перенесена в Нижний. Онарасположилась на "стрелке" - слиянии двух крупнейших российских рек Оки иВолги: идеальное место для торжища. Император Александр I, признавая заярмаркой огромное государственное значение, решил отложить перестройкуЗимнего дворца, а "ассигнованные на это полтора миллиарда рублей отпуститьна ярмарку". Развернулось грандиозное строительство. На территории 720десятин вырос целый город. Генеральный план был разработан еще в 1804 годуархитектором А.Захаровым (впоследствии автором здания Адмиралтейства). Этотплан послужил основой для создания архитектурного ансамбля ярмарки А.А.Бетанкуром и О. Монферраном (архитектором Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге). Строительство комплекса площадью 500 тыс.кв.метров возглавилвыдающейся инженер, председатель столичного Комитета строений генералАвгустин Августинович Бетанкур (1758-1824). Он, привлекая к сооружениюплеяду талантливых инженеров и строителей, писал: "Слава государстватребует даже, чтоб сооружение сие, единственное в Европе, приведено было вто совершенство, которое оно заслуживает" и считал, что ярмарка -"монумент, заслуживающий внимания всех просвещенных народов". А один изближайших помощников Бетанкура отзывался о Нижегородской ярмарке как о"величайшем предприятии, которому в России подобного не было как пообширности, так и по кратности времени, к постройке употребленного".Всего за четыре года на "стрелке" Оки и Волги вырос ярмарочный город.Планировочно он делился на три части. Первая включала в себя Главный дом,сооруженный в стиле классицизма, и боковые административные корпуса: ониобразовывали центральную парадную площадь. Вторая часть - основная: 48торговых корпусов были сгруппированы в 12 рядов. Посередине их разделялполукилометровый бульвар "главная улица" ярмарки. Один ее конецзаканчивался эффектным портиком Главного дома, другой - Спасским(Староярмарочным) собором. Его здание и четыре корпуса Китайских рядовобразовывали Соборную площадь и все вместе составляли третью частьярмарочного ансамбля. Гидротехнические достижения в строительстве.Инженерные сооружения были спроектированы по последнему слову тогдашнейтехники. С трех сторон гостиный двор окружал обводной канал: ширина егодостигла 100 метров, а длина - более полутора километров. Это уникальноегидротехническое сооружение , получившее имя Бетанкуровского канала,соединялось с Мещерским озером и 20-километровым Пырским каналом (дляподачи дополнительного объема воды). Была выстроена система мостов,интереснейшим из которых был наплавной мост через Оку. Длина его превышалаполкилометра, он был самым длинным мостом в России того времени. В целомгидротехническая система Нижегородской ярмарки соизмерима лишь с подобнымисооружениями царских резиденций в Царском Селе и Петергофе. 15 июля 1822года ярмарка открылась уже не в деревянных корпусах, а в новых каменныхсооружениях. Церемония была торжественной, с крестным ходом, водосвятием,поднятием флагов, "пушечной пальбой с купеческих судов". Этот день - 15июля - стал традиционным днем открытия Нижегородской ярмарки. Основнаяторговля начиналась с 25 июля - дня празднования памяти св. МакарияЖелтоводского, покровителя ярмарки. Разгар торга - до 15 августа, Успенияпресвятой богородицы. 25 августа торжественно спускались флаги. Это был"день судный": к нему заканчивались все денежные расчеты. 10 сентябряярмарка закрывалась до будущего года.В XIX веке ярмарка приобрела значение "уставщицы всей российской торговли".Здесь Запад встречался с Востоком. Ежегодные обороты ярмарки к концу векадостигали почти полумиллиарда рублей. Ярмарка, крупнейшая в Европе, ивнешне представляла собой европейский "город": широкие улицы сэлектрическим освещением, восемь площадей, фонтаны и скверы, бессчетныемагазины, маклерские конторы, девять банков, гостиницы, театры ирестораны... А по берегам обеих рек - бесконечные пристани с бесчисленнымисудами. Ярмарочное "население" доходило до 400 тысяч человек. Ярмарка чуткореагировала на изменения общероссийского и мирового рынка. К началу XX векаярмарочный торг в России постепенно приходил в упадок, однако этот процессне затронул Нижегородскую ярмарку. Она несколько раз в течение века менялаприоритеты: здесь устанавливались мировые цены на главнейшую продукцию(хлеб, железо, другие товары). Громким званием торговой столицы государстваи метким прозвищем "карман России" Нижний Новгород обязан именно ярмарке. Сотменой крепостного права в ярмарочной жизни произошли сушествеенныеизменения. По ходатайству купечества правительство стало продаватьторговцам лавки ( без земли) в личную собственность, и к 1880 г. почти всестроения гостиного двора находились в частном владении. В 1864 г. был.учрежден ярмарочный комитет, состоявший из выборных от купцов. В неговходили председатель биржевого комитета и его старшины, местный городскойголова, директор Государственного банка, и управляющий ярмарочной конторой.Комитету была передана для ведения большая часть хозяйственных делярмарочной конторы. Сама же контора продолжала, заниматься сбором пошлин сземли, расходами по содержанию и ремонту казенных, ярмарочных сооружений. С1866 г. на Нижегородской ярмарке начал функционировать еще один органобщественного управления - собрание уполномоченных с широкими правамиизбрания членов ярмарочного и биржевого комитетов, ходатайства передправительством как о нуждах ярмарки, так и всей российской торговли.Деятельность органов ярмарочного самоуправления по защите интересовкупечества стала особенно активной в 80 -е гг. XIX в., когда, русскаяторгово-промышленная буржуазия оформилась в самостоятельный класс. Статусорганов ярмарочного управления бью закреплен в правилах: Нижегородскойярмарки 1864 и 1888 гг. руководство ярмаркой осуществлял нижегородский,губернатор, на время торга, переезжавший в главный дом, где на, второмэтаже разметалась его квартира. В периоды обострения политическойобстановки в стране на Нижегородскую ярмарку присылались временные генерал-губернаторы. Первым из них бью В.Ф. фон дер Лауниц, назначенный на этотпост в 1862 г. Его сменил Н.А.Огарев, который управлял ярмаркой в течениенескольких лет. В 1879 - 1880 гг., в связи о террористической деятельностьюнародовольцев, было вновь учреждено в Нижнем генерал - губернаторство. Наэтот пост был назначен граф Н.П.Игнатьев. В революционные 1905-1906 гг.генерал- губернаторами были П.Ф.Унтенбергер и барон К.Ф.Фредерикс. Импредоставлялись обширные полномочия, в том числе право действия на ярмаркенезависимо от губернских гражданских властей. Особенно "прославился"генерал-губернатор Н. А. Огарев. Широко пользуясь своими полномочиями, онне останавливался перед смертными приговорами даже за недоказанные попыткиподжога ярмарки и административным порядком, без суда и следствия, чуть лине ежедневно высылал с нее под конвоем несколько человек, рвение Огаревадостигло своего апогея в октябре 1866г., когда он предписал задерживатьвсех женщин со стрижеными волосами, носивших синие очки и ходивших безкринолинов. В случае отказа переменить "нигилистический" костюм на болееприличный предписывал выселять их из пределов губернии и отдавать поднадзор полиции. В 1912 г. подобными курьезами прославился и нижегородскийгубернатор А. А. Хвостов, отдавший под суд весь состав ярмарочногокомитета, который не поддержал предложения о расширении его прав. ПриХвостове усилились гонения на евреев на ярмарке ( при этом онруководствовался законом, воспрещающим проживание евреев в сельскойместности).Во второй половине XIX - нач. XX в. под влиянием развития капитализмапроисходит дальнейшее расширение географии торговых связей Нижегородскойярмарки. К 70-ым гг. сфера влияния всероссийского торжища распространяетсяна Гродно, Ригу, Белосток. Появляются новые пункты отправления товаров изПоволжья, Приуралья, Сибири, Новороссии. Если в 1851 г. торгующих наярмарке было 2514 чел., то в 1870 г. - 3967 чел., т.е. в 1,5 раза больше.Бурное строительство железных дорог в 90-е гг. XIX в. в России оказывалонеоднозначое воздействие на развитие торговых связей Нижегородской ярмарки.С одной стороны, слабеют, а иногда даже рвуться связи ярмарки с районами,напрямую связанными с крупными экономическими центрами страны и Москвой(Поволжье, Причерноморье, Кавказ, Сибирь, Центрально-черноземный район), сдругой стороны, идет процесс упрочения старых (Центрально-нечерноземныйрайон) и установление новых связей (Новгородская, Волынская, Витебская,Уфимская губернии) за счет прилива на ярмарку мелких и средних торговцевпод влиянием обширного процесса углубления общественного разделения труда вРоссии к концу XIX в. Во главе ярмарочного комитета стояли известные вделовом мире предприниматели и общественные деятели москвичи-мануфактуристы(кроме А.С. Салазкина - касимовского железоторговца). Первым председателемярмарочного комитета в 1864 г. был избран А.П. Шипов - дворянин, крупныйземлевладелец (вместе с женой владел 2000 десятинами земли) и в то же времяфабрикант, железнодорожный делец. А.П. Шипов был не только лидеромярмарочных протекционистов, но и всего протекциониского движения в России.Более того, он был его идеологом. Протекционистские идеи А.П. Шипов широкопропагандировал как на ярмарке, так и в “обществе для содействияпромышленности и торговли”, а также в своей издательской деятельности (онпубликовал на свои средства “Торговый сборник”). После А.П. Шипова (1864-1875) председателями ярмарочного комитета были не менее яркие личности,благодаря которым ярмарка развивалась и процветала. В.П. Мошнин (1875-1881), П.В. Осипов (1882-1891), С.Т. Морозов (1891-1897), К.А. Ясюнинский(1897-1906), П.М. Калашников (1906-1910), А.С. Салазкин (1910-1915).Выполняя функции городской управы, ярмарочный комитет большое вниманиеуделяет благоустройству ярмарки. В 1868 г. на территории ярмарки иприлегающей к ней Канавинской слободе началось строительство водопроводапротяженностью 6,5 верст (при расчете на 100 тыс. чел. населения по 2,5ведра воды на человека в сутки). Водопровод предназначался как для подачичистой питьевой воды, так и для противопожарных целей. Строительствоводопровода заняло 10 лет и стоило купечеству 112 тыс. рублей. В 1913 г.протяженность водопроводных сетей увеличилось до 12 верст с подачей воды до500 тыс. ведер в сутки. Вода для водопровода бралась сначала из реки Оки, ас 1896 г. - из реки Волги. Для этого на берегу была поставлена трехэтажнаякаменная водокачка с паровыми котлами и насосами. В 1905 г. в целяхулучшения качества воды была выстроена фильтровальная станция “Джоуэль”мощностью на 400 тыс. ведер в сутки. В 1911 г., в связи с новой вспышкойхолерной эпидемии на ярмарке на фильтровальной станции впервые в Россиибыла применена стерилизация воды хлором. После пожаров 1864 и 1872 гг.(каждый раз ярмарка выгорала на 1/3) было решено удалить с ярмарки вселегковоспламеняющиеся товары (торговля мочалом и лубом была вынесена наособый остров на Волге, напротив села Бор, который стал называться“Мочальным”), запрещалась постройка деревянных зданий. В 1889 г.был“Высочайше” утвержден план Нижегородской ярмарки, по которому всятерритория от Московского шоссе до Волги и луговая сторона заСтароярмарочным собором была включена в район каменных построек с разбивкойна кварталы. К нач.ХХ в. этот план был в основном выполнен. За счеткупечества замощены улицы у Китайских рядов, вокруг гостиного двора пообводному каналу и на площади у Главного дома, Сибирская пристань издеревянной стала каменной. В 1874 г. была организована ярмарочная речнаяполиция для предупреждения пожаров на судах и пристанях, котораясодержалась на средства правительства, города и ярмарки. Речная полицияимела 3 паровые и 4 пожарные помпы, 5 пароходов и 14 лодок, которыеобслуживали 80 человек. На случай пожара были готовы 3 парома для перевозагородской пожарной охраны через Оку. По всем пристаням были раставлены 34ручных пожарных помп, находящихся в личной собственностипароходовладельцев.Для охраны ярмарки от пожаров имелись 2 паровые и 10ручных помп, 12 бочек, 11 лошадей, которые обслуживали 1 брандмейстер, 4унтер-офицера, 64 рядовых и 74 человек из “вольных охотников”. К этому надоприбавить более 50 ручных помп, находившихся во дворах лавковладельцев. В1895 г. было выстроено пожарное депо на берегу реки Оки. Благодарятехническим средствам и хорошей организации пожарной охраны, с 1872 г. ивплоть до 1917 г. на ярмарке не произошло ни одного крупного пожара.Локальные загорония происходили ежегодно, но с ними довольно быстросправлялись. В 80-е гг. под руководством архитектора Р.Килевейна былкапитально отремонтирован Староярмарочный собор, который к этому временистал приходить в ветхость. Под собор был подведен фундамент.В 1880-е гг. наярмарке возводится второй православный собор - Александро-Невский.В 1890 г.по проекту архитекторов: К. Треймана, А. фон Гогена и А. Трамбицкого былвыстроен новый Главный ярмарочный дом на месте пришедших в ветхость трехадминистративных корпусов, сооруженных А.А. Бетанкуром. СтроительствоГлавного дома началось весной 1889 г. и к ярмарке 1890 г.. было закончено.Весь нижний этаж здания был занят торговым пассажем, где размещалось до 75больших магазинов, 48 лавочек и 5 киосков. На втором и третьих этажахрасполагались Гербовый зал, предназначенный для собраний ярмарочногокупечества, квартиры управляющего ярмаркой, председателя ярмарочногокомитета и полицмейстера, а также разного рода служебные помещения:ярмарочного комитета, полицейского управления, казенной палаты, почтово-телеграфной конторы, государственного банка, телефонной станции и др. Длястроительства Главного дома ярмарочное купечество взяло у государства займв размере 500 тыс. рублей, на погашение которого шла арендная плата отсдачи торговых помещений пассажа в размере 65 тыс. рублей ежегодно.К концу XIX в. все многоотраслевое ярмарочное хозяйство переходит в рукиобщественного управления. Городские власти Нижнего Новгорода ассигновывалилишь небольшую часть денег на содержание речной полиции, присылали 40низших чинов полиции и судебный аппарат. Полицейская охрана Нижегородскойярмарки с середины 80-х гг.Х1Х в. состояла: 1) из откомандированных изштата нижегородской полиции (1 полицмейстера, 2 помощников полицмейстера, 1частного пристава, 5 помощников пристава, 2 околоточных надзирателей и 38человек низших полицейских чинов); 2) ярмарочной конной стражи (1 приставаи 41 стражника); 3) командируемых из штата столичной петербургской полиции- 1 офицера, 2 околоточных, 73 городовых и московской - 1 офицера, 2околоточных, 73 городовых. Но и это количество полицейских считалосьнедостаточным для наведения порядка. Ежегодно дополнительно на ярмарку ещекомандировывался Оренбургский казачий полк в полном составе. Командированиена ярмарку считалось поощрением по службе, так как это сулило хорошуюприбавку к жалованию в виде незаконных поборов. В общей сложности поборыдостигали за ярмарку иногда 150-200 тыс. рублей. Существовала дажесвоеобразная такса на взимаемые полицией взяток. Так, за ярмарку сизвозчиков брали 3 руб., с проституток- 5 руб., с увеселительных заведений-1200 руб. и.т.д. В 1888 г. состав полицейской охраны ярмарки был вкорнеизменен. Была создана отдельно от города ярмарочная полиция, состоящая из276 человек, 200 из которых являлись низшими чинами, 22- высшими и 51человек - конными стражниками. Число низших чинов определялось из расчета 1полицейский на 1 тыс. населения ярмарки и Канавинской слободы. Полицейскиефункции выполнял также ярмарочный врачебно-полицейский комитет. В веденииэтого комитета находились больничные, санитарные, врачебно-полицейские исудебно-полицейские вопросы. Огромную работу врачебно-полицейский комитетпровел в 1892 - 1894 гг., в период холерной эпидемии в Поволжье. В качествепредупредительных медицинских мер предусматривалось “обеспечение ярмаркиусиленным врачебным персоналом, достаточным числом больниц и приемныхпокоев, устройство помещений для рабочего люда, снабжение ее хорошей пищейи питьевой водой, организация особого отряда дезинфекторов и правильнаяочистка ярмарки от мусора и нечистот, устройство на площадях и улицах новыхобщественных ретирад. В общем и целом эти мероприятия были приведены висполнение ко дню открытия ярмарки 1892 г.медицинский персонал состоял из29 врачей, 16 студентов-медиков, 32 фельдшеров, фармацевта и одноговетеринарного врача. На ярмарке были выстроены 4 барака для ночлегарабочих, где бесплатно давали горячий чай, 4 приемных покоя для осмотрабольных, устроено 6 водогреен с кипяченой водой, закрыта подача воды вводопровод из затона реки Оки из-за недоброкачественности воды и открытановая водокачка в районе Стрелки. В 14 пунктах ярмарки были поставлены бакис кипяченой водой, разбавленной красным вином, пожертвованнымвиноторговцами. Для лечения больных было выстроено несколько холерныхбараков. На Волге стояло специальное судно, устроенное под плавучийгоспиталь. Одежда с заболевших сжигалась и, если они выздоравливали, тополучали новую одежду бесплатно. В частности, этой одеждой обеспечивалярмаркой Савва Морозов, который выписывал из своих московских фабрик целыевагоны дешевого платья для рабочих. Несмотря на принятые меры, смертностьот холеры была очень высокой. В начале августа 1892 г. каждый день умиралопо 100 человек. Холера косила в основном рабочий люд. В 1893 г. на ярмаркевновь вспыхнула эпидемия. Для холерных больных в этом году была открытановая больница, построенная за территорией ярмарки и названная поэтому“Дача”. В то же время ярмарку обслуживала купеческая больница на 30кроватей, функционировавшая с 1866г. Лечение там было бесплатным.Заярмарочный период больница обслуживала в среднем до 15 тысяч больных, изкоторых около 500 человек лечилось стационарно, остальные - амбулаторно. В1895 г. при этой больнице было открыто сифилитическое отделение, а в 1906г. - смотровой пункт. В 1913 г. при Уральском и Игнатьевском ночлежныхдомах были открыты амбулаторные пункты, которые за ярмарку посещало до 5тысяч больных. Благодаря огромным усилиям со стороны ярмарочногообщественного управления и врачебного персонала со вспышками эпидемийсправлялись, хотя заболеваемость на ярмарке оставалась очень высокой. Длярабочего люда, который приходил на Нижегородскую ярмарку десятками тысячми,строятся столовые и чаиные. В 1881 г. таких заведений было три: на Стрелке,Сибирской пристани и на Песках. Рабочие охотно посещали народные столовые.Обед там стоил 8 коп: он состоял из щей с говядиной и гречневой кашей скоровьем маслом. Хлеб обедающим подавался не с весу, а- сколькопотребуется. На порцию чая полагался один золотник чая и три куска сахара,стакан чая стоил 3 коп. В годы, когда заработки ярмарочных рабочих особенноснижались, цена обеда понижалась до 6 коп., а иногда- до 5 коп. В конце 90-х гг. XIX в. на ярмарке было уже 7 народных столовых и чаиных. Все онинаходились на содержании ярмарочного купечества. В 1874 г. в народныхстоловых было отпущено 20114 обедов и 100731 порций чая, в 1906 г. - 67422обеда и 350000 порций чая. В 1880 г. для рабочих ярмарки были сооруженыбесплатные ночлежный дом им. графа Игнатьева.Часть 2. Анализ торговой деятельности ярмарки.Концентрация и монополизация в торговле, а также превращение Нижегородскойярмарки в конце XIX - нач. XX вв. в своеобразную всероссийскую биржу ивыставку-продажу приводят к сокращению численности ярмарочных торгующих.Если в 1870 г. их было 3967 чел., в 1890г.-3652 чел., в 1903 г. - 2966чел., то в 1910 г. - 2811 чел. Центрально-нечерноземный промышленный районна протяжении всего XIX- нач. XX вв. господствовал на Нижегородской ярмаркекак по представительности своих торговцев (в 1822 г. - 66%, в 1890 г. -82%, в 1910 г. - 71% от общего числа торговцев), так и по ценности привозатоваров (в 1822 - 60%, в 1910г. - 82% от общего оборота). При этом Москва иМосковская губерния занимали ведущее место не только в ЦПР, но и средидругих регионов страны, представленных на Нижегородской ярмарке как попредставительству торгующих, так и по привозу товаров. В 1822 г. москвичи,составлявшие 25% (529 человека) от всех ярмарочных торгующих, привезли 30%всего находящегося в продаже товара. В 1870 г. представительство москвичейна ярмарке увеличилось до 30% (1511 человек), а в 1910 г. из Московскойгубернии и Москвы прибыло 792 торговца, что составило 28% всех торгующих.Что касается привоза товаров из этого региона, то он в нач. XX в. (66 млн.руб), как и в первой половине XIX в. составлял третью часть всегоярмарочного привоза, что свидетельствовало о прочности торговых связейМосковского промышленного района с Нижегородской ярмаркой. Это былообусловлено прямой заинтересованностью московских текстильных фабрикантов ввыходе на восточные рынки сбыта через всероссийское торжище. Не менеепрочными были также торговые связи Нижегородской ярмарки с Поволжьем вцелом и Нижегородской губернией в частности. До 80% торговцев, приезжающихна ярмарку из этих районов, имели эти связи более 10 лет, среди них 15% -свыше 50 лет. Немаловажную роль в торговых связях ярмарки играли такжерайоны Урала и Сибири. Все это говорит о том, что Нижегородская ярмарка вконце XIX- нач XX вв., несмотря на изменение характера ее торговли,продолжает оставаться наряду с Москвой центром всероссийского рынка.География внешнеторговых связей Нижегородской ярмарки во второй половинеXIX- нач XX вв. претерпевает, как и география внутренних связей ярмарки,большие изменеиия. В связи с успешным развитием отечественнойпромышленности и перемен в таможенной политике (издание протекционистскоготаможенного тарифа1891г., увеличившего таможенные ставки для иностранныхтоваров в среднем на 20%в золоте) к концу XIX в. происходит сокращениепрямых торговых связей ярмарки с целым рядом государств таких как: США,Голландия, Швеция, Болгария, Финляндия, Италия, Дания, Португалия иБельгия. Одновременно Нижегородская ярмарка устанавливает торговые связи сИзраилем, Турцией, Грецией, еще более упрочиваются связи с Германией иПерсией. Общее количество иностранных фирм, торгующих на Нижегородскойярмарке во второй половине XIX в., сокращается с 300 фирм в 70-80-е гг. до145 фирм в 90-е гг. В 1914 гг. на ярмарке стало еще меньше иностранных фирм- 103, что составило 4% от общего количества торгующих. Следует отметить,что если торговые связи Нижегородской ярмарки с восточными странами шлинапрямую через посредство восточных купцов, то с западноевропейскимистранами осуществлялись большей частью через посредников и особенно этобыло свойственно меховой торговле. Скупщики мехов, шерсти, кожсырья -швейцарские и немецкие евреи, как правило, не имели ни собственных, ниарендованных на ярмарке лавок и размещались в гостиничных номерах, гдезаключались многомиллионные сделки с продавцами этих товаров. Изменения вхарактере торговли на Нижегородской ярмарке во второй половине XIX - нач.XX вв. главное из которых было превращение ярмарки во всероссийскую биржупривело к уменьшению привоза товаров на нее и к сокращению числа ееучастников. По данным полиции в 1869-1880 гг., население Нижегородскойярмарки за один день во время ее пика в конце июля - начале августа имелотенденцию к сокращению. Если в 1860-е годы оно равнялось в среднем 250 тыс,чел., то в конце Х1Х-нач. ХХ вв. -180 тыс. чел.Часть 3. Историко-культурная основа Нижегородской ярмарки. Социальныепроблемы постановки.Среди гастролеров выступавших здесь были крупные имена русской сцены:Щепкин, Линская, Адреев-Бурлак, Живокини. Михаил Семенович Щепкин играл наярмарочной сцене в комедии А.Н. Островского «Бедность не порок». Вообщесцена ярмарочного театра видела много пьес великого кудесника русскойдраматургии: «Не в свои сани не садись», «В чужом пиру похмелье», «Пучина». Начиная с 1846 г. в Нижнем на ярмарке гастролирует ученик Щепкинаартист И. Самарин. Для нижегородских театралов памятен был июль 1862 г.,когда впервые в России на подмостках Нижегородского Ярмарочного Театравыступал трагик Айра Олдридж. О публике ярмарочного театра писал А.П.Мельников в своих интереснейших «Очерках бытовой истории НижегородскойЯрмарки»: «Театр открывался ежегодно одновременно с цирком и другимиувеселениями самых первых дней после поднятия флагов. Ярмарочный театр насцене которого иногда подвязались первые светила драматургическогоискусства, в своем репертуаре должен был подделываться под вкусы ярмарочнойпублики, ставя разные раздирательные драмы того времени смелодраматическими и даже попросту подчас балаганными эффектами. Особенноходовыми пьесами того времени были «Клара дэ Обервиль», «Женевская сирота»,«Материнское благословение», «Жизнь игрока» … В очередной сезон 1868 г. наярмарке появилась оперная итальянская труппа – солисты: хор и оркестр.Событие это было поистине огромным в театральной жизни города. Нижегородцыуслышали оперы «Эрнани», «Лукреция Борджиа», «Фауст», «Лючия ди Ламмермур»,«Риголетто», «Норма» и другие».Большой ярмарочный театр, как его стали называть с момента постройкиобширного каменного здания располагался в центре Ярмарки и вмещал в себяпочти 2000 человек.Со второй половины XIX в. антрепренеры менялись с необыкновенной быстротой.Одной из самых серьезных и значительных была антреприза Петра МихайловичаМедведева, в которой были драматическая и оперная труппа. Тогда былипоставлены «Бешенные деньги» и «Женитьба Бальзаминова» Островского,«Гамлет» Шекспира, «Ревизор» Гоголя.В конце же века мы наблюдаем калейдоскоп имен выдающихся русских актеров,гастролирующих на сцене Большого Ярмарочного: М.Г. Савина, П.А. Стрепетова,Ф.П. Горева, В.П. Андреева-Бурлака, который читал здесь «Запискисумасшедшего» Гоголя. Тогда же в 1895 г. здание ярмарочного театра покупаетзнаменитый тенор артист императорских театров Николай Николаевич Фигнер.Теперь театр уже именуется «Театр Фигнера на Ярмарке». Одно из объявлений в«Нижегородском листке» того времени гласило: «Большой театр на Ярмарке,русская опера под управлением А.А. Эйхенвальда в понедельник 18 августа приучастии артиста императорских театров Ф.И. Шаляпина представлен будет«Фауст»». На сцене ярмарочного театра нижегородские любители музыкиуслышали Шаляпина в «Борисе Годунове», «Русалке», «Фаусте». Здесь егоуслышал Алексей Максимович Горький. В этой же антрепризе Н.Н. Фигнеравыступал в августе 1909 г. Леонид Витальевич Собинов. На сцене ярмарочноготеатра Собинов спел в «Евгении Онегине», «Травиатте», «Риголетто»,«Искателе жемчуга» и «Ромео и Джульетте». Долгое время ярмарочный театр былкрупнейшей сценической и городской площадкой. Трудно переоценить егозначение в культурной жизни города. Через него к искусству приобщалисьсамые разнообразные в том числе широкие демократические слои нижегородскогообщества. В течение 100 лет на сцене театра выступали знаменитые артистыРоссии, ставились известные и малоизвестные оперы, в результате чего НижнийНовгород получил звание одного из городов со старыми театральнымитрадициями.Театр князя Николая Григорьевича Шаховского был коммерческим. Нижегородскаяярмарка (сначала она устраивалась в городке Макарьеве) привлекала к себегромадное количество купцов и помещиков. Появление театра на ней сулилобольшие доходы. Лейб-медик Реман, побывавший на этой ярмарке в 1804 г.,писал: “Ярмарка Франкфуртская и Лейпцигская едва заслуживают названияничего незначащих сборищ в сравнении с тою, которая бывает в этом месте...Надо видеть ее, чтобы составить себе понятие о бесчисленной толпе лошадей,экипажей, телег, которые на пространстве нескольких верст покрывают всюповерхность земли кругом городка Макарьева... Народ, который здесьтеснится, состоит из: русских их всех областей от Якутска до Вильны,множества татар, чувашей, черемисов, калмыков, бухарцев, греков, грузин,башкир, армян и персов, индийцев из астраханских колоний, а также поляков,немцев, французов”.Некоторые помещики посылали на Макарьевскую ярмарку длязаработков отдельных актеров. Приведем только один пример. Некто НилПетрович Колюпанов рассказывал об одном костромском помещике, который завелу себя хор песенников и стал посылать его на “работу” к соседям в случаекаких-либо торжеств и праздников... Была у этого помещика в хоре солистка,крепостная девушка Катюша,— красавица, обладавшая хорошим голосом.Хитроумный барин вознамерился извлечь из ее таланта особую выгоду. Он решилпосылать Катюшу на Макарьевскую ярмарку для увеселения публики потрактирам. В качестве агента-устроителя концертов он отправил с нейдоверенного человека. Предприятие удалось. Катюша доставила баринунесколько сотен рублей, за что получила “щедрую награду” в виде шелковогоплаточка. На следующий год Катюшу послали вновь; однако, помещик на этотраз оказался “в убытке”. В одном из трактиров Катюшу увидел молодой“вольный” человек, они полюбили друг друга и бежали. Все попытки найтибеглянку оказались тщетными.Подобных случаев на Макарьевской, а позднее наНижегородской ярмарках было несколько. Театр Н. Г. Шаховского обслуживалНижегородскую ярмарку. Возник он в селе Юсупове Аратовского уездаНижегородской губернии, где у Шаховского были певцы, драматические актеры иактрисы. Спектакли они давали летом Зимой, когда князь переезжал в Москву,его актеры выступали на сцене московского театра. Увлечение театром уШаховских носило “фамильный” характер: брат Николая Григорьевича — БорисГригорьевич, который жил в Москве постоянно, также имел крепостной театр.Современники иронизировали над Н.Г.Шаховским, говорили, что зрителямитеатра в селе Юсупове были местные крестьяне, которых будто бы сгоняли наспектакли “по наряду”. Крепостные “отбывали эту повинность бездоимочно” и внаграду за посещение получали от князя по чарке водки. В 1798 г. Н. Г.Шаховской переехал в Нижний Новгород на постоянное жительство и сделал свойдомашний театр публичным. О личности Н.Г.Шаховского сохранилисьпротиворечивые свидетельства. Известный мемуарист ф.ф.Вигель писал, что“Шаховской не имел никакого понятия ни о музыке, ни о драматическомискусстве, а между тем ужасным образом законодательствовал в своемзакулисочном царстве”. А. С. Гацисский, автор книги “Нижегородский театр”(1798—1867), писал, что князь был человеком, знавшим и любившим театр.Шаховской сам подбирал пьесы для постановок и предпочтение отдавалклассическому репертуару. В отличие от театров, принадлежавших вельможнойзнати, спектакли в которых отличались богатством постановок, в коммерческомтеатре Шаховского упор делался на содержание пьес. Вместо грандиозных оперс превращениями, с роскошными декорациями и богатыми костюмами, совсевозможными триумфальными маршами многочисленных статистов и сценическимиэффектами владелец нижегородского театра предпочитал ставить спектакли неяркие, но захватывающие своим сюжетом. Идя в ногу с модой, Шаховскойотдавал преимущество водевилям, комедиям, драмам. Это, конечно, неозначает, что в его театре не осуществляли дорогостоящих постановок: шлиоперы Моцарта “Волшебная флейта”. Мартини “Дианино древо”, Буальдье “КалифБагдадский, или Калиф на час”, Аблесимова “Мельник, колдун, обманщик исват”, Николева “Розана и Любим”; балет Морелли “Венера и Адонис”; трагедииЛомоносова “Демофонт”, Сумарокова “Хорев”: драмы Д. Дидро “Отец се-мейства”, В. Зотова “Дочь Карла Смелого”, “Жизнь игрока”, “Иоанн, герцогФинляндский”, “Невидимый свидетель”, “Негры в неволе”, “Скопин Шуйский”,“Юрий Милославский”; комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”, И. С. Крылова“Проказники”, Княжнина “Чудаки”, Коцебу “Эпиграмма” и “Дева солнца”(“Перуанка”). Одна из последних актрис рассказывала, что вопрос о том,ставить или отвергнуть пьесу, решался в театре на одной из последнихрепетиций: “Бывало, учим, учим какую-нибудь пьесу, мучаемся-мучаемся, акнязю-то и не понравится... Встанет, бывало, махнет рукой, табачку иззолотой табакерки шибко так нюхнет, да и скажет: “не нужно!..” Ну и начнутготовить другую пьесу...” В труппе Шаховского имелось более ста человекактрис иактеров. В большинстве своем это были талантливые, владевшиесвоим искусством люди. Лучшими драматическими актерами былиИ. Залесский (трагедия и драма), Ф. Вышеславцева (комедия), А К. Ершов(комедия), Н Пиунова (драма), А. Залесская (комедия), Т Стрелкова(комедия). Эти же актеры выступали и в операх: Я. Завидов был певцом(баритон), одновременно музыкантом, композитором и балетмейстером; А.Вышеславцев пел теноровые партии; А. Ершов исполнял партии баритона.Главным украшением сцены был актер Поляков, известный подименем Миная. Поляков играл Богатонова в пьесе “Провинциал в столице”,портного Фибса в “Опасном соседстве”, Ведеркина в “Воспитании”, Бирюлькинав “Своей семье” и др. Л. П. Никулина-Косицкая, актриса, вышедшая изкрепостных,в своих “Записках” вспоминала, как впервые в 1843 г. посетила этот театр.Давали драму “Красно покрывало” с участием Вышеславцевой, Трусова и другихактеров: меня бросало в жар. Я вся превратилась в слух и зрение, смеялась иплакала, все и всех забыла. Вся жизнь моя перешла в актеров ”. Позднее (в1843 г.) Стрелкова и Вышеславцева приобрели широкую известность.Иерархические отношения соблюдались в крепостном театре не только междупомещиком и крепостными, но и в среде самих актеров. Им строго следовали ив театре Шаховского: у крепостной актрисы Стрелковой Никулина-Косицкаяобязана была почтительно целовать при встрече руку и т. п. Замечательнойактрисой театра Шаховского была Анна Агафоновна Вышеславцева. Многиесовременники видели ее на сцене и дали высокую оценку ее игре. РодиласьВышеславцева в 1818 г. в семье крепостных актеров. Она обладала талантомперевоплощения, ярким темпераментом. Большим успехом пользовалось ееисполнение ролей Луизы (“Коварство и любовь”), Терезы (“Тереза, илиЖеневская сирота”), Амалии (“30 лет, или Жизнь Игрока”), Екатерины (“Иоанн,герцог Финляндский”). Великая русская актриса П. А. Стрепетова писала, чтоей редко приходилось впоследствии видеть актрис с таким сильным дарованием.Многие из старых театралов долго помнили Вышеславцеву в роли шиллеровскойЛуизы, которую она исполняла от начала до конца с неподражаемымсовершенством Примечательно, что, служа безвыездно в Нижнем, окруженнаяактерами-рутинерами, “завывающими” на разные голоса “эффектные” монологиизлюбленных ролей, Вышеславцева неуклонно следовала дорогой великогоЩепкина и, несмотря ни на какие протесты товарищей, первая на нижегородскойсцене заговорила просто и естественно. Нужно было иметь “железный характери огромный запас любви к искусству”, чтобы устоять против насмешектоварищей, выдержать в течение многих лет холодное недоумение зрителей,привыкших восторгаться в трагедии необузданным ревом трагиков, в комедии —бессмысленным клоунством тогдашних комиков и в заключение заставить тех жезрителей не только признать талант там, где они его отрицали в простодушномослеплении, но больше — заставить их полюбить этот талант и восхищаться им,почуяв в нем правду и истину.Суждения П А Стрепетовоя разделял писатель П. В. Бобо-рыкин, отмечая в игре Вышеславцевой “романтическую нервность”(“Нижегородские Губернские Ведомости, 1867, № 7). С похвалой отозвалсяБоборыкин и о крепостном актере театра Шаховского Завидове, признавал, чтои во французских театрах он встречал мало актеров, в такой степениподходящих к специальности мрачного элемента драмы. Спустя двадцать летБоборыкин вспоминал Завидова в “Терезе, или Женевской сироте”. Особенносильное впечатление производила в пьесе “страшная минута”, когда Вальтерперелезал через забор и крался к павильону и когда в последнем акте онсудорожно вытирал на себе пятна крови и весь полный трагической тревоги,как-то отчаянно ежился... К этому следует добавить, что П. Д. Боборыкинмного жилза границей и знал театр. Хорошо исполнял свои роли и крепостной актерТрусов. Драматург А. Н. Островский, получив в 1848 г. отпуск в канцеляриисуда, где он работал писцом, приехал на неделю в Нижний и посетил театрШаховского. Первое впечатление было безотрадным: в зрительном зале холодно,неуютно, в буфете не оказалось ни чаю, ни кофе. Декорации дрянные,засаленные. Но вот началась пьеса; играли “Магазинщицу”, в роли служителявыступил актер Трусов. Островский не только смирился с неудобствами, но ипришел к выводу, что Нижегородский театр не уступит многим московскимтеатрам. “Водевиль был разыгран превосходно,— записал драматург вдневнике.— У актера: развязность, знание сцены, хороший голос, приятнаянаружность — да это хоть бы и в Москве...”. В своей игре актеры Шаховскогово многом полагались на интуицию и собственную наблюдательность. Главным ихучителем была сама жизнь Актриса Н И Пиунова писала, что образованиекрепостных актрис ограничивалось одной русской грамотой, причем девушекучили только читать, писать же учить их не дозволялось, чтобы они “непереписывались до замужества с кавалерами”. Только после вступления в бракнекоторые артистки начинали учиться “мазать каракули”. Это им уже невозбранялось. Н. Г Шаховской полагал, что вся ответственность за ихповедение лежала теперь на мужьях. Актеров учили “хорошим манерам”, “умениюдержать себя в обществе”. Девушек назначали по очереди на своеобразное“практическое занятие” к княгине. Целые дни они проводили с ней в беседах,чтении книг, рукоделиях. Когда в доме Шаховских были приемы гостей ипраздники, на них приглашались “первые сюжеты” — лучшие актеры и актрисы.Они принимали участие в общих играх и танцах. Крепостным актерамзапрещалось приглашать на танец светских дам, однако гости-мужчины моглитанцевать с крепостными актрисами. Премьеров и премьерш театра Шаховскоговозили в Москву на постановки “Горе от ума”, “Русские в Бадене”. В жизниактеров подобные поездки имели громадное значение; дорога из Нижнегозанимала несколько дней, ехали на перекладных, останавливались в постоялыхдворах и дешевых гостиницах.Шаховской требовал, чтобы за актрисами строгоследили, не приведи бог, какая убежит с офицером или молодым помещиком. ВМоскве артистов водили не только в театр, но и на хоры дворянского собраниясмотреть,как ведут себя в обществе “благородные дамы и господа”. Все это давалокрепостным актерам не только знание обычаев и нравов, но позволилопроникнуть в психологию людей — представителей светского общества, которыхони изображали на сцене. После каждого посещения столицы актеры становилисьсловно больными, они видели другую жизнь и не могли примириться со своейневолей. Здание Нижегородского театра Шаховского ничем примечательным неотличалось. В нем имелось 27 лож, 50 кресел, партер на 100 человек иверхняя галерея на 200 человек. А. С. Гацисский писал, что “это быломрачное неуклюжее строение, с запахом лампового масла, с толстыми, безвсяких затей, выбеленными бревнами, связывавшими стойлообразные ложи,поддерживавшими крышу, с почерневшей от ветхости и копоти от ламп дверкойза кулисы, так заманчиво манившей всякое ребяческое воображение в своизаветные поэтические и чуть ли не волшебные тайны кулисного мира. По обеимсторонам занавеса имелись две огромные и засаленные дыры, в которых вовремя антрактов постоянно виднелись чьи-нибудь глаза, даже иногда с носом,сопровождаемые двумя пальцами, облегчавшими наблюдения, виднелась кудряваяголова рабочего, имевшего обязанность поднимать передний занавес ипатриархально высовывавшего иногда из-за косяка с лирами эту кудрявуюголову...”. В театре освещалась только сцена. И М Долгоруков говорил, чточем далее зритель сидел в глубине театра, тем меньше страдало его обоняниеи лучше была видна сцена. Во время Макарьевской ярмарки труппа Шаховскогоперекочевывала к месту торга. Спектакли давались каждый день. За короткоевремя доход составлял много тысяч рублей, превышая то, что получалШаховской от театра в течение года. Журналист и писатель Н. А. Полевойотозвался о театре Шаховского на Макарьевской ярмарке с благодарностью. Онвпервые в своей жизни познакомился с театром. В июне 1811 г. в одном изсвоих писем Полевой вспоминал, что театр Макарьевский “был оченьпорядочный”. В нем давались драмы, оперы, комедии. Писатель видел “Редкуювещь”, “Гуситов под Наумбургом”, “Эпиграмму” и “Деву Солнца”. Во времяспектакля он “весь превратился в слух и внимание, ловил каждое словоактеров... заливался слезами, и — право вышел из театра добрее, нежеливошел в него...” Жили крепостные актеры Шаховского в Нижнем Новгороде вособом, большом деревянном доме позади театра Здание это вместе с домом,где жил сам князь, занимало весь квартал Общежитие было наглухо разделенона две половины, мужскую и женскую Под страхом жесточайших наказаниизапрещалосьвстречаться актерам и актрисам. За актрисами следила специальноприставленная женщина с выразительной фамилией Заразина. Она имелаобязанность, как сообщал Гацисский, подавлять в самом начале малейшеепроявление любовных наклонностей княжеской труппы не только в доме, но и насцене. Н. Ф. Юшкова в книге “К истории русской сцены. Екатерина БорисовнаПиунова-Шмидгоф...” привела воспоминания крепостной актрисы ШаховскогоПиуновой: “Актрисы содержались строго. При них были приставлены “мамушки”,т. е. пожилые женщины, вполне, по мнению князя, благонадежные. На репетициюи спектакль девиц возили в каретах и, по доставлении в театр, сажали вособую уборную, с мамками, и оттуда и выкликались на сцену режиссером, да ина самой сцене, во время репетиций, постоянно находилась другая мамушка,или, как ее называли — “сторожея”. Разговаривать с мужским персоналомтруппы не дозволялось. Во время спектакля актеру не разрешалось подходить кактрисе ближе чем на метр. По достижении 25-ти летнего возраста Шаховскойимел обыкновение выдавать актрис замуж. Делалось это следующим образом:докладывалось князю, что такой-то и такой-то “девице” уже 25 годков, “какприкажете?” Князь призывал артистов-мужчин, спрашивал, кому из них нравитсякоторая-либо из 25-летних артисток и, узнавши, объявлял девушкам о таком“излиянии”. Молодых венчали. Князь обыкновенно сам благославлял обрученныхи давал приданое. После свадьбы молодым назначалось особое жалованье”. Занесоблюдение введенных князем правил актеров подвергали наказаниям ипыткам. В ходу были “рогатки”, “стуло” и другие орудия Рогаткой в то времяназывали железный ошейник с длинными шипами, стуло—обрубок бревна, которыйприковывался цепью к шее человека. Приговоренный к наказанию “рогаткой”обрекался на бессонные ночи. От железных ошейников тело покрывалось язвами.В свободное от занятий время актеры прислуживали в княжеском доме вкачестве лакеев. Крепостное состояние вырабатывало у некоторых крепостныхравнодушие к угнетению. Актриса Н. И. Пиунова, например, считала князяШаховского добрым, потому что он сам лично не бил актеров: “Поркой так ивовсе не занимался, а уж как бы иной раз следовало. Если уж больно на кого,бывало, рассердится из мужчин, то разве табакеркой в которого пустит иуйдет...” Крепостные актеры долго помнили добрые дела помещика, потому чтослучались они редко Н И Пиунова рассказала, как осенью князь приказывалпривезти из своей оранжереи виноград, велел привязать кисти в своемгородском саду к веткам лип и берез и по звонку впускал в него актрис. “Ну,девки, виноград созрел, собирайте!” — весело кричал он. Шаховской не любил,когда актрис звали пренебрежительно “Акулька” или “Матрешка”, он давал им втаких случаях новые имена “Фатьма”, “Зоя” и т. п.Большинство подобных рассказов относятся к тому времени, когда князь былуже пожилым человеком, и стал, вероятно, более уравновешенным. Крепостныеактеры у Шаховского не получали жалованья, им полагались только “харчевые”“Заслуженные” из артистов получали по одному бенефису в год. Этих денег нехватало. Многие актеры изыскивали всяческие средства для дополнительныхзаработков. В то время было распространено доставлять богатым посетителямтеатра афиши на дом. Актеры радовались, когда удавалось получить за этонесколько копеек. И. М. Долгорукий видел на сцене театра Шаховского комедии“Бобыль”, “Чудаки”, “Отец семейства”, “Эпиграмма” В этом же театре он был ина представлении своей оперы “Любовное волшебство” Либретто этой оперыпредставляло собой типичное произведение драматургии переходного периода отклассицизма к сентиментализму. Остановимся на нем подробнее, потому что этаопера шла в нескольких театрах. Действующими лицами были: Гипполит —“дворянин, достаточной, уединившийся в свои поместья”, Глафира — “беднаядворянка, сирота, соседка Гипполиту по землям”. Весельчак — слугаГипполита, Амуры, Грации, “Игры” и “Смехи”, Распотеев — старостагосподского села, Смеяна — “девка Глафирина”, Мечтолюб — знатный господин,Поддакин — секретарь, Нина — певица, Изот — мужик, Домна — жена его, Даша —дочь их, толпа крестьян и крестьянок Действие происходило в поместьеГипполита, близ реки Камы Автор изобразил идиллические отношения, которыеякобы существовали между помещиком и крестьянами Крестьяне любят Гипполита,но он одинок: у него нет подруги. Кончается опера любовью и свадьбойГипполита Глафиры. Они поют:Почто любви стреламПротивиться стремился,За что пенял богам,Не знал и сам.Тобой тогда пленилсяТо верить научился,Что в свете не любяПрожить нельзя.В своем отзыве о постановке оперы И.М. Долгорукий сатирически изобразилспектакль, вскользь упомянул о том, что музыку к его опере сочинилкрепостной человек князя Шаховского. Исполнение оперы в целом пришлосьпублике по вкусу. По-видимому, и переделка, которой подвергся текст, такжепошла не во вред. Долгорукий сам признал, что “волшебств” даже послесокращения осталось больше, чем нужно. Свое сочинение Долгорукий назвал“нелепицей театральной”... Спектакли труппы Шаховского. И М. Долгорукомувсе же понравились Он писал, что театр Нижегородский лучше многих таких жев России. Совершенно другую оценку этих актеров мы находим в комедииоднофамильца владельца Нижегородского театра — князя А. А. Шаховского“Полубарские затеи”. В этом произведении сатирически изображенНижегородский театр в его ранний период (комедия написана в 1808 г.).Владелец крепостного театра Транжирин пригласил к себе в деревню Кутермина,за которого хочет выдать свою племянницу Софью, и устраивает для негоспектакль. Транжирин рассказывает о своих актерах. Мы приведем отрывок:“Вот уже невступно пять лет около театра работаю, сам выбирал всех своихактеров. Вот они, батюшка, ваше сиятельство, шила в мешке не утаишь, глядятпострелами Позвольте их себе представить Вот первая актриса моего выбора, яее люблю как дочь Вот пока зауряд актер, приказчик мой Авдул, Савка,который представлял большие роли, вдруг от жаркой игры спал с голосу, такон пока занимает Ярба и прочие роли, которые подлиннее, — память хороша!Авдул: Мы чем богаты, тем и рады, воля господина — что прикажет, то и учимТранжирин: Молчи, заврался. Вот Спирька, он для нежного собаку съел Ванька,правду сказать, актер и туда и сюда, да уж зато вина в рот не берет Тришка,Прошка, Ерошка и Старостина дочь Устюшка бредут изряднехонько, а Кутилкаславный бы актер, да забияка, злодей, нет того праздника, чтоб его непоколотили. Да жалуете ли вы балеты?Граф: Очень люблю, сударьвертится, что твой волчок. А сочиняет та, а обучает-та что и боже упаси.Все соседине нарадуются на него Вить я, батюшка граф, чуть не всю губернию забавляюРешим: Авдей Кононыч!Транжирин: Что такое?Решим: Актера два три с людьми Любима Силыча на радости хлебнулилишнюю рюмку, так у них язык не ворочается, а надо игратьТранжирин: Ах пьяницы, ах злодеи, нельзя не наклюкаться, заводи театрс этакими губителямиЧувкевич ("вбегая): Авдей Кононыч!Транжирин :Ну, что такое сделалось, говориЧувкевич. Аммос, ваш стремянный, не может танцевать в балетеТранжирин :А что?Чувкевич: Собака, что вам подарил господин Кутермин, его укусила.Транжирин: Вот те на, как же быть, а нельзя без него?Чувкевич: Невозможно!Транжирин: Так возьми Аполошку буфетчика и поставь вместо Аммоса, они с нимлицо в лицЧувкевич: Да он не умеетТранжирин: Все равно, беги скорей!”Выясняется, что танцовщики не могут танцевать, потому что украдены изгардеробной: епанча Юноны, латы Минервы, пояс Венеры, солнце Аполлона,шапка Меркурия. Музыканты рогового оркестра не могут играть, ибо угорели,театр свалился, потому что сделан без фундамента, а крыша была покрытатяжелым дерном. В комедии “Полубарские затеи” дана уничтожающаяхарактеристика крепостного театра, он показан как нечто несообразное, неотвечающее своему назначению. В театре Шаховского для многих спектаклейизготавливали специальные декорации и театральные костюмы. Всех декораций втеатре было 17, имелись также машины, инструменты, мебель и разная утварь,духовые музыкальные инструменты, бороды, оружие, обувь, головные уборы.Среди актерского платья были: Многие костюмы были из дорогих тканей парчи,атласа, украшены золотым шитьем, каменьями и шелком. Все свои деньгиШаховской вкладывал в театр. Он умер в 1824 г, после смерти не оставил ниденег, ни имущества. Театр купили за 100 тысяч рублей новые владельцы —Распутин и Климов. Девяносто шесть человек актеров и члены их семейполучили “вольные” с обязательством играть в Нижегородском театре в пользуновых антрепренеров еще десять лет. Труппа Шаховского просуществовала до1839 г. Подросло новое поколение актеров, у них дети шли также на сцену.Многие из актеров были связаны между собой родственными узами. В НижнийНовгород приглашали на гастроли сестру П. С. Мочалова — Мочалову-Францеву.По-прежнему громадным успехом пользовалась Анна Агафоновна Вышеславцева. Впервое время она играла только в драмах, потом стала появляться и в“высокой” комедии, и в водевиле (в пьесе “Хороша и дурна” в роли Наденьки идр.). В этот период в театре ставились оперы Кауэра и С Давыдова “Леста,днепровская русалка”, Кавоса “Князь-невидимка”, Вебера “Волшебный стрелок”,Обэра “Чертов замок”, Верстовского “Громобой, или Двенадцать спящих дев”,“Пан Твардовский”, “Аскольдова могила”. Булана “Сбитенщик” В оперныхспектаклях первые роли исполняли актрисы Карева и Залесская, актерыБешенцев и Сахаров. Из больших балетов и опер шли “Дон Жуан” Моцарта,“Альцеста” Глюка, “Морской разбойник Цампа” Герольда.Улучшилась жизнь актеров; их уже не могли продать или на что-либо сменять,они не ходили голодными. По договору, заключенному в 1827 г., актерыполучали от Распутина в месяц по пуду ржаной муки, по 20 фунтов крупы и по10 рублей ассигнациями. Премьер Минай Поляков, кроме этой платы, получал вгод 240 рублей. Вышеславцева — 170 рублей ассигнациями. А.С.Гацисскийписал, что на многих современников не производило никакого впечатления то,что богатому помещику приходило иногда в голову преобразовывать своихкрепостных крестьян в “Скопиных-Шуйских и в Ляпуновых”. Заметив толстыегубы у какого-нибудь Сеньки или Прошки, помещик заставлял эти губы вечноиграть на валторне, но все “эти обыденныя тогда у нас вещи поражали, не безоснования, человека, выросшего в иной среде.. ” В Нижегородской губерниибыли и другие крепостные театры Л. П. Никулина-Косицкая рассказала, как ейс группой актеров пришлось заехать к одному помещику-театралу: “Помещикэтот был больше зверь, чем человек. Показали там театр: девушек у него былодвенадцать, все в ситцевых платьях и черненькихфартучках. Это, говорит, все актрисы. Они были такие изнуренные, немногиеиз них были похожи на живых людей ” Л П Никулиной-Косицкой удалосьпоговорить с одной из актрис — Парашей: “Так тяжело, иной раз руки бы насебя наложила, да бога боишься,— призналась крепостная актриса — Ведь мымученицы просто! Ведь барин-то наш хуже пса какого! Злодей он, ему и накаторге нет места, развратник! Теперь у нас десять девок, возьмет от отца иматери, станет грамоте учить, чтобы, вишь ты, на киятре играть разныештуки, а сам из девки-то всю кровь выпьет, а потом замуж отдаст за какого-то постылого мужика. Теперь и девок-то, почитай, ни одной нет во всейдеревне, кроме маленьких. Несмотря на многие недостатки, эти театры имелибольшое значение в культурной жизни Нижнего Новгорода: они приобщилипублику к сценическому искусству П Боборыкин писал, что у местногонаселения театр пользовался большими симпатиями и его охотно посещали “даженизшие слои граждан”.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Театральные представления на Нижегородской ярмарке во второй половине XIX века iconТеатральные представления на Нижегородской ярмарке во второй половине XIX века

Театральные представления на Нижегородской ярмарке во второй половине XIX века icon1. Основные конкретные экономические причины возникновения городских и сельских кредитных и сбытоснабженческих кооперативов в Европе во второй половине XIX века
Европе во второй половине XIX века. Особые условия зарождения кредитной городской и сельской кооперации, мелких торговцев, ремесленников...
Театральные представления на Нижегородской ярмарке во второй половине XIX века iconПоложение Западных армян во второй половине XIX века положение западных армян во второй половине XIX века план: Усиление национального гнета Освободительное движение в 1860-1870-х годах 3

Театральные представления на Нижегородской ярмарке во второй половине XIX века iconОсновные достижения русской культуры XIX века: романтизм в России; корни русского романтизма; русская национальная музыкальная школа и живопись во второй половине XIX века

Театральные представления на Нижегородской ярмарке во второй половине XIX века iconВнешняя политика России во второй половине 19 века
Развитие отношений России и Америки во второй половине XIX в а) Роль России в период Гражданской войны в сша(1861-1865 гг.) б) Историография...
Театральные представления на Нижегородской ярмарке во второй половине XIX века iconРоссия во второй половине XIX века

Театральные представления на Нижегородской ярмарке во второй половине XIX века iconСоциально-экономические отношения в Казахстане во второй половине XIX века

Театральные представления на Нижегородской ярмарке во второй половине XIX века iconФилософия права в России во второй половине XIX начала XX века

Театральные представления на Нижегородской ярмарке во второй половине XIX века iconРоссия во второй половине XIX века
Вторая половина XIX века занимает особое место в истории России. По значимости период можно сравнить разве только с эпохой Петровских...
Театральные представления на Нижегородской ярмарке во второй половине XIX века iconРоссия во второй половине XIX века
Вторая половина XIX века занимает особое место в истории России. По значимости период можно сравнить разве только с эпохой Петровских...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы