Методические материалы по организации вариативного профильного обучения в условиях реализации индивидуальных образовательных программ с использованием ресурсов дополнительного образования (иуп) icon

Методические материалы по организации вариативного профильного обучения в условиях реализации индивидуальных образовательных программ с использованием ресурсов дополнительного образования (иуп)



НазваниеМетодические материалы по организации вариативного профильного обучения в условиях реализации индивидуальных образовательных программ с использованием ресурсов дополнительного образования (иуп)
Дата конвертации11.07.2012
Размер107,89 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>

II.2. Внедрение модели профильного обучения с использованием ресурсов дополнительного образования через распространение результатов проекта.


  1. Методические материалы по организации вариативного профильного обучения в условиях реализации индивидуальных образовательных программ с использованием ресурсов дополнительного образования (ИУП)


Методические материалы адресованы:

  • руководителям и специалистам муниципальных органов управления образованием;

  • директорам и заместителям директоров общеобразовательных учреждений, реализующих профильное обучение;

  • предметным методистам и учителям-предметникам, обеспечивающим профильное обучение старшеклассников;

  • классным руководителям и педагогам-психологам, обеспечивающим психолого-педагогическое сопровождение учащихся в системе профильного обучения.


Поддержка образовательных учреждений, реализующих профильное

обучение через ИУП с привлечением ресурсов системы дополнительного образования детей, - сегодня становится частью региональных и муниципальных программ профильного обучения.

Опыт ряда регионов, участвующих в эксперименте по профильному обучению, показывает, что в учреждениях повышения квалификации, педагогических вузах, в общеобразовательных учреждениях создаются собственные варианты механизмов создания индивидуальных образовательных программ с привлечение ресурсов дополнительного образования.

Использование ИУП при профильном обучении позволяет реализовывать различные образовательные потребности обучающихся, их семей, работодателей, учреждений дополнительного, профессионального образования в общеобразовательных учреждениях различных видов.

Под индивидуальным учебным планом (ИУП) понимается совокупность учебных предметов (курсов), выбранных для освоения обучающимся из учебного плана общеобразовательного учреждения, составленного на основе федерального базисного учебного плана. В рамках сетевого взаимодействия образовательных учреждений (организаций) при составлении ИУП возможно использование учебных предметов (курсов) нескольких образовательных учреждений (организаций). Наиболее эффективно это просматривается с использованием ресурсов системы дополнительного образования.

Построение обучения на основе ИУП меняет порядок формирования учебного плана общеобразовательного учреждения, а также порядок составления и форму расписания занятий. Сначала общеобразовательное учреждение определяет общий набор учебных предметов и курсов, предлагаемых для изучения, затем формируются ИУП каждого ученика, и лишь потом их совокупность определяет учебный план и расписание занятий для данного учреждения в целом.

Построение обучения на основе индивидуальных учебных планов меняет принципы формирования учебного плана общеобразовательного учреждения, равно как и составления школьного расписания занятий. Сначала общеобразовательное учреждение определяет общий набор учебных предметов и курсов, предлагаемых для освоения, затем формируются индивидуальные учебные планы каждого ученика, и лишь затем их совокупность определяет учебный план и расписание занятий для данного учреждения в целом. В общеобразовательных учреждениях, работающих на основе ИУП, изменяется практика изучения обучающимися всех учебных предметов в составе одного и того же класса. Совокупность индивидуальных учебных планов обучающихся старших классов становится основой для их распределения по учебным группам, классам. Структура федерального Базисного учебного плана позволяет вводить ИУП по всем базовым, профильным предметам и элективным курсам.

В основе подхода, принятого при разработке учебного плана старшей ступени, лежит выделение трех основных типов учебных курсов: курсы базового уровня; профильные курсы; элективные курсы (спецкурсы или курсы углубленного изучения).

Базовые курсы предназначены для завершения базового образования учащихся по непрофилирующим предметам или областям, они могут быть интегративными.

Профильные курсы предназначены для расширения и углубления общеобразовательной подготовки учащихся в выбранной области образования. Профильные курсы призваны обеспечить преемственность со следующей ступенью образования (среднего или высшего профессионального). Профильным курсом может быть и традиционный курс углубленного изучения предмета.

Учреждение может быть в целом не ориентировано на конкретные профили. Однако за счет значительного увеличения числа предлагаемых профильных и элективных курсов предоставить возможность обучающимся (в том числе, в форме учебных межклассных групп) в полной мере реализовать свои индивидуальные профильные образовательные программы через индивидуальный учебный план.

Дальнейшая специализация учащихся в рамках выбранного профиля или направления образования проводится на основе элективных курсов. Фиксация перечня, объема и основного содержания профильных учебных курсов на основе стандартов профильного обучения позволяет создать равные стартовые условия для всех учащихся, обеспечить единство требований ко всем выпускникам старшей ступени обучения, обеспечить преемственность и согласованность образовательных программ общего и профессионального образования. Наиболее перспективным является подход к организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов с использованием ресурсов дополнительного образования. Каждый ученик самостоятельно строит свой учебный план, выбирая предметы из числа предлагаемых школой, где элективные курсы может выбирать в других ОУ, даже из числа курсов системы дополнительного образования. Для этой процедуры необходимо образовательному учреждению подготовить нормативно-правовое сопровождение (договора, соглашения, консультационное сопровождение и др.)

Обычно общеобразовательное учреждение вводит в свой учебный план выбранные учащимися предметы (при условии, что их выбрали не менее 25 учащихся по базовым курсам, и не менее 13 учащихся по профильным и элективным курсам). Обучение может проводиться в группах переменного состава. При этом учащиеся обязаны освоить профилированные курсы по двум-трем предметам, а также все курсы базового уровня. Предпочтительнее выбор профильных предметов должен соотноситься с тем набором экзаменов, который будет сдавать выпускник школы.

Организация многопрофильного обучения - сложная задача, требующая соблюдения определенных принципов и поэтапной реализации. В первую очередь необходимо, чтобы подготовка учащихся к осознанному выбору профиля велась в процессе всего обучения в основной школе. Правильному выбору ребенка способствуют проведение всех занятий на основе дифференциации требований к уровню освоения предмета, организация кратковременных (объемом 34 часа) факультативных курсов, реализация широкой программы внешкольной деятельности (кружки, олимпиады, системы дополнительного образования и т. п.), а также организация диагностических и консультативных мероприятий, направленных на самопознание школьников, выявление мотивов выбора и реальных образовательных потребностей.

Важнейшим этапом в организации профильного обучения является момент непосредственного выбора, составления старшеклассником проекта собственного индивидуального плана. Проведение этого этапа требует большой подготовительной работы педагогического коллектива школы, который должен решить следующие задачи:

- составить перечень востребованных курсов по каждому учебному предмету;

- уточнить содержание курсов, основываясь на потребностях детей и имеющемся учебно-методическом обеспечении;

- разработать рекомендации по составлению индивидуального плана, подготовить памятку для выпускника основной школы, бланки с перечнем предметов и уровнем их изучения, которые будут заполняться учащимися;

- разъяснить учащимся и их родителям особенности организации учебного процесса, провести индивидуальную работу с каждым ребенком и его родителями, включая итоговое собеседование;

- освоить новые принципы организации учащихся в группы переменного состава, меняющегося от урока к уроку, от предмета к предмету;

- освоить технологию составления расписания занятий и ведения школьной документации, в частности проработать вопрос о замене «классного журнала» на «журнал учителя».

Следующим этапом становится согласование и коррекция представленных учащимися проектов индивидуальных учебных планов и разработка сводного учебного плана многопрофильной школы на текущий учебный год.

Отметим, что для оптимальной реализации модели многопрофильного обучения по ИУП должно быть набрано не менее трех условных «класс-комплектов». При этом, чем больше учащихся пришло в старшую школу, тем больше открывается возможностей для выбора предметов.

Составление расписания учебных занятий по индивидуальным учебным планам начинается с определения границ предложения и спроса.

На основе Базисного учебного плана составляется бланк индивидуального учебного плана учащегося, который целесообразно предлагать для заполнения будущим десятиклассникам, начиная с середины 9 класса. Индивидуальный учебный план может составлять от 30 до 36 часов в неделю с учетом обязательных предметов инвариантной части федерального базисного учебного плана.

Следующий этап связан с ориентацией в общем количестве групп, которые предстоит организовать на старшей ступени. Заполнение вспомогательных форм, например, «Предметы по выбору» позволяет выявить проблемы, возникающие при комплектовании групп и определить предмет дальнейших собеседований с учащимися 9 классов и их родителями.

Затем можно приступать к распределению нагрузки учителей по учебным группам. Один учитель может вести несколько групп параллели. В идеале, если учитель ведет уроки в 10 классах, то в этот год он не должен работать в параллели 11 классов. Конечно, это возможно только при наличии достаточного количества педагогов (чем больше педагогов будет разведено по параллелям, тем легче составлять расписание).

Следующий этап работы связан с составлением и заполнением так называемых учебных комплексов, под которыми понимают совокупность учебных групп. Учебный комплекс будет полным, если входящими в его состав группами охватываются все учащиеся параллели. Составить полный учебный комплекс - это занять на данном уроке теми или иными предметами всех детей в параллели.

Время начала занятий по ИУП зависит от того, сколько полных учебных комплексов удастся составить. Чем их будет больше, тем больше будет возможностей начинать учебный день с 1-го урока для всей параллели.

Целесообразно проводить конструирование индивидуального учебного плана каждым учащимся общеобразовательного учреждения. Эту процедуру удобно проводить в три этапа.

Этап 1. Организационный.

Проведение родительских собраний. На встрече с представителями родительской общественности разъясняется образовательная политика общеобразовательного учреждения, согласовывается выбор направления обучения в старшей школе. Организация профориентационной работы, включающей педагогическую диагностику, вовлечение родителей в процесс самоопределения учащихся, знакомство с образовательными услугами и возможностями, предлагаемыми будущим выпускникам основной школы, тренинги самопознания и самоопределения. Эта работа может проводится в учреждении под руководством школьного психолога, социального педагога, классных руководителей, а также при посещении занятий в межшкольном учебном комбинате. Анкетирование учащихся и их родителей с целью корректировки предварительного варианта индивидуального учебного плана.

Этап 2. Составление индивидуальных учебных планов учащихся.

Знакомство с формой индивидуального учебного плана и правилами его оформления. Анкетирование учащихся 9 классов по вопросу определения их учебных предпочтений с целью формирования индивидуального учебного плана каждым учеником, определение интересующего набора учебных предметов (базовых, профильных, элективных курсов). Заполнение бланков. Ученики 9 классов совместно с родителями заполняют чистые бланки учебного плана, руководствуясь памятками для ученика и родителей по составлению индивидуального учебного плана.

Шаги по составлению ИУП (примерный вариант представления)

Шаг 1. Познакомьтесь с предварительным вариантом Учебного плана общеобразовательного учреждения. Он состоит из четырех блоков. Первый блок представлен базовыми общеобразовательными предметами, которые являются обязательными для изучения всеми учащимися старших классов. Второй блок содержат базовые предметы, которые вы изучаете по выбору на базовом уровне. Третий блок содержит предметы профильного уровня. Четвертый блок содержит перечень элективных курсов.

Шаг 2. Выберите предметы, которые вы хотите изучать на профильном уровне (их должно быть не менее двух, более двух выбирать можно). В полученной вами форме ИУП укажите это, поставив соответствующее количество часов напротив выбранных профильных предметов.

Шаг 3. Вернитесь к первому блоку, поставив нужное количество часов напротив базовых общеобразовательных. Обратите внимание на следующие положения Базисного учебного плана: если предметы, входящие в первый блок, изучаются на профильном уровне, то на базовом уровне эти предметы не изучаются.

Шаг 4. Сделайте выбор во втором блоке «Учебные предметы по выбору на базовом уровне», если Вам это необходимо.

Шаг 5. Сделайте первый подсчет общего количества часов. Оно не должно превышать 30 (30-36) часов в неделю. Это потребуется вам для подсчета общего объема учебной нагрузки.

Шаг 6. Теперь приступайте к выбору элективных курсов. Их суммарный объем не должен превышать 3 (4-6) часов в неделю, меньше можно, выбрав предметы из других блоков. Часть курсов можно продолжить изучать на более высоком (расширенном уровне) в системе дополнительного образования общеобразовательного учреждения (курсы по выбору, кружки, факультативы и др.). Некоторые элективные курсы могут осваиваться с использованием дистанционных технологий обучения.

Шаг 7. Подсчитайте суммарный объем часов в неделю, составляющих ИУП. Он не должен превышать 36 часов (с учетом часов всех пяти блоков).

Шаг 8. Согласуйте свой ИУП с родителями.

Шаг 9. Продумайте защиту своего индивидуального учебного плана.

Можно провести защиту индивидуального учебного плана на заседании школьного экспертного совета в присутствии родителей. С каждым учеником и его родителями, целесообразно провести собеседование по правильности сделанного выбора учащимся (рассмотреть соотнесение выбора с личными целями и задачами), далее с родителями заключается договор по реализации ИУП.

Этап 3. Обработка ИУП учащихся, формирование классов и межклассных учебных групп.

При обработке ИУП учащихся выявляется и фиксируется в виде списков их запрос на изучение курсов. Индивидуальные учебные планы учащихся вносятся в общую сводную таблицу «Учебный план общеобразовательного учреждения». После первого полугодия таблица с ИУП может корректироваться. Затем составляется итоговая таблица, в которой суммируются ИУП учащихся. Данные таблицы показывают выбор учащихся и позволяет определить критерии объединения учащихся в классы и межклассные группы, с одной стороны. С другой стороны, это и есть учебный план общеобразовательного учреждения.

Расписание занятий составляется с учетом выбора учащихся, нагрузки учителей, СанПиНов. При этом важно учитывать весь выбор каждого учащегося, чтобы в расписании у учащегося не было совпадений. При реализации в образовательном учреждении ИУП журналы заполняются не по классам, а по учебным предметам. В остальном требования к оформлению журналов учителями остаются традиционными.

Механизм отслеживания выполнения индивидуального учебного плана довольно сложный и многоступенчатый. Индивидуально за выполнением своего ИУП следит сам учащийся. Классный руководитель не реже 1-2 раз в месяц проверяет выполнение ИУП у каждого учащегося своего «класс-комплекта». Задачей администрации является обеспечение условий выполнения ИУП. Зам. директора по УВР на основе анализа выполнения ИУП учащихся, учебных программ контролирует и корректирует выполнение Учебного плана в целом. Учащемуся может быть предоставлено право изменить набор предметов при наличии веских обстоятельств не ранее, чем в начале второго полугодия, а также получении соответствующих оценок при промежуточной аттестации и только по заявлению родителей.

Примеры создания ИУП и разработки расписания общеобразовательного учреждения, опытный образец компьютерной программы и перечень проблемных вопросов относительно организации практики ИУП и сетевого взаимодействия образовательных учреждений и организаций представлены в Интернете на сайте «Профильное обучение в старшей школе» (http://www.profile-edu.ru).




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Методические материалы по организации вариативного профильного обучения в условиях реализации индивидуальных образовательных программ с использованием ресурсов дополнительного образования (иуп) iconВнедрение модели профильного обучения с использованием ресурсов дополнительного образования
Методические материалы по реализации индивидуальных образовательных программ учащихся старшей ступени общего образования, по вопросам...
Методические материалы по организации вариативного профильного обучения в условиях реализации индивидуальных образовательных программ с использованием ресурсов дополнительного образования (иуп) icon16. Методические материалы по организации сетевого взаимодействия в системе профильного обучения в рамках реализации индивидуальных образовательных программ обучающихся с использованием ресурсов дополнительного образования
...
Методические материалы по организации вариативного профильного обучения в условиях реализации индивидуальных образовательных программ с использованием ресурсов дополнительного образования (иуп) icon19. Методические материалы по организации системы дополнительного образования в условиях внедрения моделей профильного обучения
...
Методические материалы по организации вариативного профильного обучения в условиях реализации индивидуальных образовательных программ с использованием ресурсов дополнительного образования (иуп) iconМетодические материалы по системе оценки достижений учащихся в рамках реализации модели профильного обучения с использованием ресурсов дополнительного образования
...
Методические материалы по организации вариативного профильного обучения в условиях реализации индивидуальных образовательных программ с использованием ресурсов дополнительного образования (иуп) icon20. Методические материалы по организации учебно-исследовательской работы учащихся в рамках профильного обучения с привлечением ресурсов дополнительного образования
...
Методические материалы по организации вариативного профильного обучения в условиях реализации индивидуальных образовательных программ с использованием ресурсов дополнительного образования (иуп) iconМетодические материалы адресованы
...
Методические материалы по организации вариативного профильного обучения в условиях реализации индивидуальных образовательных программ с использованием ресурсов дополнительного образования (иуп) iconМетодические рекомендации по финансированию реализации основных образовательных программ дополнительного образования детей
Важнейшим условием функционирования и развития системы дополнительного образования детей является обоснованное и стабильное финансирование...
Методические материалы по организации вариативного профильного обучения в условиях реализации индивидуальных образовательных программ с использованием ресурсов дополнительного образования (иуп) iconО направлении рекомендаций по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся письмо Министерства образования Российской Федерации от 20 апреля 2004 г. №14-51-102/13
Департамент общего и дошкольного образования направляет Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных...
Методические материалы по организации вариативного профильного обучения в условиях реализации индивидуальных образовательных программ с использованием ресурсов дополнительного образования (иуп) iconТьюторское сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов учащихся
Тьютор – (анг tutor) – исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных...
Методические материалы по организации вариативного профильного обучения в условиях реализации индивидуальных образовательных программ с использованием ресурсов дополнительного образования (иуп) iconМетодические рекомендации по реализации программ дополнительного профессионального образования в университете
Положение о дополнительном профессиональном образовании в пгту, утвержденного ректором университета 04. 09. 2005. Положение содержит...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы