Наполеон Раскольникова и Болконского icon

Наполеон Раскольникова и Болконского



НазваниеНаполеон Раскольникова и Болконского
Дата конвертации11.07.2012
Размер48,41 Kb.
ТипРеферат
Наполеон Раскольникова и Болконского


Модина Виктория 10а НАПОЛЕОН РАСКОЛЬНИКОВА И НАПОЛЕОН АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО «В отличие от плеяды выдающихся западноевропейских поэтов-романтиков, в восприятии которых образ Наполеона был еще окружен героическим или высоким трагическим ореолом… Толстой и Достоевский… показали, что сама идея «наполеонизма» глубоко бесчеловечна, эгоистична, буржуазна и антидемократична по своей сущности» Наполеона можно по праву назвать культовой фигурой IXX века, котораявыражает суть эпохи потрясений. Тема «сильной личности», живущей толькожаждой абсолютной власти над «дрожащей тварью» была весьма актуальна вусловиях бурно развивающегося капитализма в России, и поэтому она приковалавнимание многих писателей того времени. Пушкин и Лермонтов во многих своихпроизведениях обращались к личности Бонапарта. Он владел умами и душамимногих литературных героев, например, Евгения Онегина, у которого вкабинете стоял «столбик с куклою чугунною под шляпой, с пасмурным челом, сруками, сжатыми крестом»; молодого француза Жюльена Сореля из «Красного ичерного» Стендаля. Люди, жившие на самом деле и созданные фантазиейписателей, преклонялись перед Наполеоном, подражали ему, мечтали о подвигахподобных тем, какие он совершил. В середине IXX века два гениальных русских писателя Ф.М. Достоевский иЛ.Н. Толстой обратились к этой теме. С одних и тех же высоких,гуманистических позиций они выступали с критикой индивидуализма,античеловеченой морали «сверхчеловека», отрицающего за другими правопоступать свободно, подчиняющего их своей деспотической власти. Герои романов «Преступление и наказание» и «Война и мир» разночинецРодион Раскольников и князь Андрей Болконский – родные братья по своемунравственно-психологическому облику. В первую очередь их роднит сознаниесвоего превосходства, что явилось благоприятной психологической почвой дляразвития их индивидуалистических черт, притязаний на власть. Вот почему,Наполеон, как идеал сильной личности, очень увлекал их. Студент Раскольников выстроил свою жестокую философию, Котораязаключалась в следующем: все люди подразделяются на две категории: «тваридрожащие», безропотно принимающие порядок вещей, и «творцы истории»,«сильные мира сего», люди нарушающие моральные нормы и общественныйпорядок, гении, которым «все дозволено», а развитие общества совершается засчет попрания первых последними. Идеалом «сверхчеловека» у Раскольниковаявляется Наполеон. Для героя Достоевского это личность, действующая поправилу «все дозволено», человек, могущий пожертвовать всем ради достижениясобственной выгоды. Это гений, который уверен, что имеет правораспоряжаться человеческой судьбой, сотнями жизней. Он, не задумываясь,посылает тысячи людей на гибель в Египет, оставляет свою армию замерзать вснегах России без тени жалости и сожаления. Таков кумир Раскольникова.Молодой человек завидует способности императора перешагнуть через всех ивсе, его равнодушию, спокойствию, хладнокровию. На первый взгляд кажется, что Андрей Болконский думает совершенно одругом Наполеоне. Впервые о пристрастии князя к этой исторической личностимы узнаем в салоне Анны Павловны Шерер: « Нельзя не сознаться, … Наполеонкак человек велик на Аркольском мосту, в госпитале в Яффе, где он чумнымподает руку, но … но есть другие поступки, которые трудно оправдать». Князьвосхищается блестящей карьерой Бонапарта, проделавшего путь от поручика доимператора и старается закрыть глаза на его жестокость. Он видит в нембесстрашного, честолюбивого героя, который взял Тулон, предложив свой план,доблестно захватил Аркольский мост, бросившись в гущу сражения со знаменемв руках, мужественно пожимал руки больным чумой солдатам в госпитале.Андрей верит в силу единичной воли, в способность «сильной личности» пособственному усмотрению вершить судьбу народов. Как и многие другие юношитой эпохи, он мечтает о своем часе, когда он сможет показать на чтоспособен: « Но где же? Как же выразится мой Тулон?» Князь Андрей Болконский и Родион Раскольников близки друг другу ипотому, что их мечты о наполеоновской власти над людьми не были выражениемтолько их индивидуалистического самоутверждения. Эту власть онипредполагали использовать во имя общего блага. Раскольников мечтаетуправлять людьми, направить свои силы на преобразование мира к лучшему. Вотличие от него князь Андрей говорит: « Хочу славы, хочу быть известнымлюдям, хочу быть любимым ими… Я не виноват, что я хочу этого, для одногоэтого я живу… Я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую».Болконский завидует Наполеону, ведь тот добился самой главной из побед –победы над своими поданными: его обожают люди. Но, если стремясь стать Наполеоном Раскольников волнуется, переживаетиз-за матери, старается уберечь сестру Дунечку от брака с подлецом Лужиным,испытывает страшные угрызения совести, то для князя Андрей жизнь близкихлюдей не более священна, чем жизнь «миллионов людей»: « И как ни дороги, немилы мне многие люди – отец, сестра, жена – самые дорогие мне люди, но какни странно и не естественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минутуславы, торжества над людьми, за любовь к себе людей, которых я не знаю и небуду знать». И он действительно преступил бы через эту святыню за минутуславы. Это сближает Болконского с Наполеоном, который сказал: « Такойчеловек, как я, плюет на жизнь миллионов людей». Славолюбие явилось длякнязя силой, готовой смести объективные начала нравственности. Как для Наполеона, так и для молодых людей наступает их «Тулон». ДляРаскольникова это убийство старухи, то есть самопроверка героя: выдержитли он идею о праве сильной личности на кровь, является ли он избранным,исключительным человеком, Наполеоном: «Я просто убил; для себя убил, длясебя одного». «Тулон» Болконского поначалу очень похож на триумф Бонапарта:те же дрогнувшие солдаты, побежавшие с битвы, знамя. Среди полного безумия,охватившего всех, он делает то, что задумал еще перед боем: «Вот оно! –думал князь Андрей, схватив древко знамени… и побежал вперед с несомненнойуверенностью, что весь батальон побежит за ним». Однако подвиг князя иподвиг императора совершается в разных ситуациях: когда молодой Наполеонвзбежал на Аркольский мост, за ним шли солдаты, только на минутузаколебавшиеся, тогда как исход Аустерлицкого сражения был заранеепредрешен. Таким образом, и Раскольников, и Болконский потерпели неудачу. Ихпоступки приводят к нарушению моральных норм и краху нравственныхценностей. Однако оба они путем тяжких испытаний пришли к осознаниютщетности и ничтожества избранного идеала, к горькому разочарованию вНаполеоне. Их спасла одна и та же сила – любовь и соединение с вечным. Лежана Аустерлицком поле, князь Андрей перед лицом «высокого неба»освобождается от своей тайной веры в Бонапарта, раскаивается. «Он знал, чтоэто был Наполеон – его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему стольмаленьким, ничтожным человеком в сравнении с этим высоким бесконечнымнебом, с бегущими по нем облаками». Он вернулся к вечному – семье, дому.Так и любовь Сони преображает Раскольникова, приобщает его к вечнымнравственным ценностям. Оба молодых человека приходят к признаниюнравственного закона, как общеобязательного и объективно существующего, чтоприводит к разочарованию в кумире. «В отличие от плеяды выдающихся западноевропейских поэтов-романтиков,в восприятии которых образ Наполеона был еще окружен героическим иливысоким трагическим ореолом… Толстой и Достоевский… показали, что сама идея«наполеонизма» глубоко бесчеловечна, эгоистична, буржуазна иантидемократична по своей сущности»




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Наполеон Раскольникова и Болконского iconНаполеон I
Наполеон I, Наполеон Бонапарт (1769-1821) французский государственный деятель и полководец
Наполеон Раскольникова и Болконского iconБунт Родиона Раскольникова
Сенной площади и Екатерининского канала, возник перед ним образ бедного студента Родиона Раскольникова, здесь и поселил его Достоевский,...
Наполеон Раскольникова и Болконского iconИсторическая личность Федора Федоровича Раскольникова

Наполеон Раскольникова и Болконского iconДокументы
1. /Saltikov/Идеи Раскольникова.doc
Наполеон Раскольникова и Болконского iconДокументы
1. /Saltikov/Двойники Раскольникова.doc
Наполеон Раскольникова и Болконского iconНаполеон I

Наполеон Раскольникова и Болконского iconНаполеон

Наполеон Раскольникова и Болконского iconДокументы
1. /Петербург - виновник преступления Раскольникова.doc
Наполеон Раскольникова и Болконского iconБлистательный Наполеон

Наполеон Раскольникова и Болконского iconНаполеон Бонапарт

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы